Лекция 19. Биологический ритм
1. Колебания биологического ритма
Суточный биологический ритм колеблется в зависимости от времени суток. В ночное время отмечается низкий уровень функционирования всех органов и систем, в дневное время у большинства здоровых детей отмечается первый подъем с 8 до 12 ч, второй – в 16–17 ч. С утра до полудня у ребенка отмечается активность. Эту особенность учитывают при построении режима, отводя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием. Обязательные занятия необходимо проводить в утренние часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием ребенка. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного его вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей деятельностью.
2. Создание у детей положительной эмоциональной настроенности
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного режима. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных. Построение режима должно исключать возможность длительных конфликтных ситуаций, при которых ребенок младшего возраста не может удовлетворить свои биологические потребности, а более старшего – социальные. Положительную эмоциональную разрядку могут давать детям занятия по интересам во время отдыха, их необходимо включать в режим после обязательных занятий. Организация суточного режима должна по содержанию, построению способствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям и возможностям детей и подростков. Ребенок любого возраста нуждается в четком режиме.
Практические навыки и умения студентов. Практические навыки и умения, которыми должны овладеть студенты в процессе самоподготовки и на тематических практических занятиях:
1) умение собрать жизненный и генеалогический анамнез (семейную легенду);
2) навык осмотра, пальпации области сердца, верхушечного толчка, периферических сосудов (пульса) и сонных артерий;
3) навык перкуссии границ относительной и абсолютной сердечной тупости; навык аускультации сердца и сосудов;
4) умение схематически записать звуковые явления, выслушиваемые над проекцией сердца у здоровых и больных детей;
5) навык определения артериального давления на руках и ногах;
6) умение провести функциональные пробы: ортоклиностатическую, Шалкова, Штанге – Генча;
7) умение оценить показатели ЭКГ и ФКГ обследованных детей.