Вы здесь

Конспект лекций по пропедевтике детских болезней. Лекция 11. Периоды жизни ребенка. Антропометрические исследования (О. И. Чапова, 2009)

Лекция 11. Периоды жизни ребенка. Антропометрические исследования

1. Показатели зрелости новорожденного

Масса тела и рост являются важными показателями зрелости новорожденного. Средние показатели массы тела варьируют от 3100 до 3800 г у мальчиков от 2970 до 3700 – у девочек. Данные роста: 50–53 – у мальчиков и 49–52 – у девочек. Принято считать, что если новорожденный имеет длину 45 см и меньше, то он недоношен. Пропорции тела новорожденного ребенка также имеют некоторые особенности – сравнительно большая голова и короткие ноги. Костные ядра у новорожденного в пяточной, надпяточной, кубовидных костях и проксимальных участках большеберцовой кости, дистальном участке бедренной кости.

2. Грудной период роста

Грудной период роста начинается по истечение первого месяца жизни и до конца первого года жизни. Рост ребенка в это время следует по восходящей траектории, но зависит от пола и возраста. Со дня рождения до 6 месяцев мальчики вырастают в длину на 17 см, девочки – на 16. С 6-го месяца жизни дети обоего пола вырастают в длину приблизительно на 8 см. Таким образом, масса тела ребенка удваивается к 5-му месяцу и утраивается к концу первого года жизни. Окружность головы нарастает быстрее всего в возрасте до 1 года. Она увеличивается в первый год на 12 см. Это является отражением роста головного мозга, который с 375 г при рождении достигает 925 к 1 году жизни. Выравнивание окружности головы с окружностью грудной клетки наступает у мальчиков и девочек на 3-м месяце жизни.

3. Ранний детский и дошкольный возраст

В возрасте 1 года и до 2 лет девочки вырастают самое меньшее на 11 см, мальчики – на 10. И мальчики и девочки с 2 до 5 лет вырастают на 6 см в год, после 5 лет до начала интенсивного роста в пубертатном периоде скорость роста составляет 5 см в год. В возрасте от 1 до 2 лет скорость роста не должна превышать 13 см в год. В возрасте между 2 и 5 годами верхняя нормальная граница скорости роста спадает до 8 см в год.

4. Пубертатный возраст

Абсолютная величина прироста длины тела во время препубертатного ростового скачка у мальчиков достигает 47–48 см, у девочек – 36–38 см. Рост мальчиков в 10–11 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности отмечаются в 8,5 и 11–12 лет. В настоящее время рост прекращается в более ранние сроки, чем это было в прошлом. Прекращение роста у мальчиков относится к 17,5 годам, у девочек – 16-ти. В постнатальном периоде эндокринная регуляция роста приобретает важное значение. Гормонами, способствующими росту, являются соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы и инсулин. Влияние гормонов гипофиза мало сказывается на росте ребенка до 2–3 лет и особенно в 7–11 лет. Стимуляция организма тироксином усиливается в 5 лет являются, а затем в препубертатном и пубертатном периоде. Андрогены, действующие в пубертатном периоде, усиливают развитие мышечной ткани, рост костей, способствует прекращению роста в постпубертатном периоде.

5. Антропометрические исследования

Антропометрические исследования обязательно включает измерение основных показателей: роста, массы тела, окружности грудной клетки и головы и других антропометрические показателей (окружности плеча, бедра, длины ноги, головы, определения средней точки тела).

Измерение роста

Измерение длины тела у детей 1-го года жизни производится с помощью специального ростомера. Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прилегала к неподвижной поверхности ростомера. Голова фиксируется так, чтобы глазницы и козелок уха находились в одной вертикальной плоскости, легким давлением на колени распрямляют ноги, подводят планку ростомера. Измерение длины тела детей старше 3 лет производят с помощью ростомера вертикально. Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойки ростомера. Подвижная планка подводится к голове без надавливания.

Высота головы

Определяется измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от наиболее выступающей части подбородка.

Верхняя часть лица

Определяется измерением расстояния между подвижной планкой ростомера, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от нижненосовой точки.

Определение длины ноги: измеряют расстояние от большого вертела до основания стопы.

Определение массы тела детей

Определение массы тела в возрасте 3 лет проводится на чашечных или электрических весах с максимальной нагрузкой до 25 кг. Измерение массы тела детей старше 3 лет проводят утром натощак, в основном используются рычажные весы. Измерение окружностей головы, груди проводят сантиметровой лентой. При измерении окружности головы сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, спереди – по надбровным дугам. При измерении окружности груди измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в стороны руках, спереди проводят ленту к месту прикрепления IV ребра. У девочек пубертатного возраста ленту накладывают над молочной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность плеча

Лента накладывается на границе верхней и средней трети плеча перпендикулярно плечевой кости.

Окружность бедра

Измеряется в положении лежа либо накладывается под ягодичной складкой, перпендикулярно бедренной кости.

Окружность голени

Измеряется в области наибольшего развития икроножной мышцы.

Методы оценки физического развития

Различают:

1) метод индексов физического развития;

2) метод эмпирических формул;

3) параметрический метод;

4) непараметрический (центильный) метод.

Рост после рождения.

Эмпирические формулы роста

Метод эмпирических формул является простым и наиболее часто используемым. Он прост и удобен. Недостатком его является погрешность, возрастающая при отклонении антропометрических показателей от должных. При оценке уровень признака считается средним, если его уровень не превышает одного возрастного интервала. Уровень признака явно не соответствует возрасту, если его колебание три возрастных периода. В интервале колебаний величины признака от одного до трех возрастных интервалов возможны как средние показатели, так и пограничные с нормой или явно патологические, что требует привлечения других, более объективных.