Лекция 3. Федеральные налоги с юридических лиц
1. Налог на добавленную стоимость
Экономическое содержание и значение НДС
Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. В среднем НДС формирует 13,8 % доходов бюджетов. Однако доли НДС в бюджетах конкретных стран существенно различаются. Например, во Франции НДС – этот налог, дающий наибольшие налоговые поступления – 45 %. В то же время в ряде ведущих стран НДС не взимается. Так, в США признали этот налог социально несправедливым и отказались от его использования. Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения.
Схема взимания НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции он был введен в 1958 г. Хотя до указанной даты показатель добавленной стоимости не применялся в системе налогообложения, он широко использовался в статистических целях. Предложения об использовании показателя добавленной стоимости в налоговых целях звучали и ранее 1954 г. Так, в 1919 г. Вильгельм фон Сименс (Wilhelm von Siemens) предложил внедрить в налоговую систему Германии налог на добавленную стоимость, названный им «улучшенный налог с оборота». В 1991 г. Томас Адамс (Thomas S. Adams) предложил этим налогом заменить налог на прибыль корпораций. В 1961 г. в России был введен налог с оборота, который рассчитывался на основе стоимости товара. При этом окончательная цена отвара зависела от количества актов его продаж, т. к. каждый продавец был обязан рассчитать этот налог и включить его в цену реализации. Происходила аккумуляция налога, т. к. на каждой последующей стадии реализации налог начислялся на стоимость, включающую в себя прежде начисленные налоги. В 1991 г. налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость. Обложение добавленной стоимости позволяет избежать недостатков налога с оборота, создать систему, при которой величина налога не зависит от количества стадий производства и реализации, а определяется стоимостью продажи товара (работы, услуги) конечному потребителю.
Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работы, услуги), которую производитель добавляет к стоимости сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства.
Добавленную стоимость теоретически можно определить двумя способами.
1. Сложения компонентов добавленной стоимости:
ДС = ЗП + АО + Р + Пр + ОСС,
где ЗП – затраты на оплату труда производственного персонала; АО – амортизационные отчисления;
Р – налоги, уплачиваемые за счет прибыли, до налогообложения, проценты за кредиты и другие расходы;
ОСС – отчисления на социальное страхование;
Пр – прибыль.
2. На основе вычитания ранее существовавшей стоимости (стоимости сырья и материалов) из общей стоимости товара:
ДС = СТ – ССМ.
Исходя из двух способов определения добавленной стоимости (ДС) можно использовать четыре различных метода ее налогообложения.
1. Первый метод, называемый прямым аддитивным, предполагает применение ставки налога к результату сложения компонентов добавленной стоимости:
НДС = % × (ЗП + АО + Р + Пр + ОСС).
2. Второй метод (косвенный аддитивный) основан на применении ставки к каждому из компонентов:
НДС = % × ЗП + % × АО + % × Р + % × Пр + % × ОСС.
3. Третий метод – метод прямого вычитания – основан на применении ставки к разнице в ценах закупки и реализации:
НДС = % × (СТ – ССМ).
4. При четвертом методе – методе косвенного вычитания – ставка применяется отдельно к цене реализации продукции и к цене приобретения сырья, материалов и др.:
НДС = % × СТ – % × ССМ.
Не все возможные способы исчисления НДС одинаково удобны и практически реализуемы. Например, существенным недостатком прямого и косвенного аддитивных методов является то, что при необходимости применить к разным товарам различные ставки налога требуется вести очень сложный аналитический бухгалтерский учет с разбивкой компонентов добавленной стоимости в зависимости от их отношения к конкретному товару. Соответственно усложняется система контроля правильности и полноты исчисления налога. То же можно сказать и о третьем методе. Наибольшее распространение получил четвертый метод расчета НДС – метод косвенного вычитания.
НДС как одна из форм косвенных налогов попадает в бюджет от граждан – физических лиц, но сами граждане его не вносят. Однако, приобретая товары, в цену которых уже включен этот налог, они являются его носителями, хотя перечисляют НДС в бюджет не они, а продавцы соответствующих товаров. НДС, как и вообще косвенные налоги, реально платят больше те, кто тратит свои доходы. Косвенных налогов платят больше те, кто приобретает товаров на большую сумму.
Косвенные налоги – это налоги на расходы. Кто больше расходует, тот больше и платит.
Вместе с тем в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога: при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления и при налогообложении строительства, выполняемого хозяйственным способом.
Плательщики НДС
Плательщиками НДС являются:
1) предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица. Плательщиками НДС являются как промышленные, так и финансовые организации, в т. ч. страховые общества, банки (за исключением операций, на проведение которых требуется банковская лицензия) и др.;
2) предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
3) индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
4) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий (не являющиеся юридическими лицами), имеющие расчетные счета и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги) и в силу этого относящиеся к налогоплательщикам;
5) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России;
6) некоммерческие организации в случае осуществления ими коммерческой деятельности, включающей операции по реализации основных средств и иного имущества;
7) декларант либо иное лицо, определяемое нормативными актами по таможенному делу, при импорте на территорию Российской Федерации иностранных товаров. При этом декларантом могут быть и лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), которые декларируют, представляют и предъявляют товары и транспортные средства от собственного имени. Однако декларанты не являются носителями НДС, и в случае предоставления налоговых отсрочек, перерасчета платежей, взыскания в бесспорном порядке, в т. ч. штрафов и пеней, все суммы взыскиваются с контрактодержателя. Итак, плательщиком НДС на таможне являются предприятия, ввозящие на территорию Российской Федерации товары.
Организации, предприятия и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов (налоговый период по данному налогу – календарный месяц) налогооблагаемая база этих организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Однако такое освобождение не получают коммерческие банки и плательщики акцизов. Освобождение не применяется также в отношении обязанностей, возникающих в связи с вывозом товаров на таможенную территорию.
Освобождение производится на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам. Затем оно может быть вновь продлено. Если суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной за период освобождения, превысят 1 млн руб., сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием штрафов и пени.
Объект обложения
НДС имеет в качестве объекта обложения стоимость, приращенную в процессе изготовления продукта к затратам материального характера.
Согласно действующему законодательству (ст. 146 ч. II НК РФ) объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации; передача на территории Российской Федерации товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Кроме того, включению в налогооблагаемую базу по НДС подлежат: суммы, полученные в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, в счет увеличения доходов и другие, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) при условии, что эти товары (работы, услуги) являются предметами налогообложения; суммы санкций, полученные за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов) предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги), также подлежат включению в налогооблагаемую базу, если предметом таких договоров являются товары (работы, услуги), облагаемые НДС.
Налоговым кодексом (ст. 147–148) введено определение места реализации товаров и услуг. Место реализации – ключевое понятие, используемое при исчислении НДС, поскольку объектом обложения НДС является реализация товаров только на территории Российской Федерации. На этом принципе базируется система косвенного налогообложения, т. е. товары должны облагаться налогом в месте их потребления.
В случае, если по договору, заключенному предприятием, второй стороной в качестве заказчика или исполнителя является иностранное юридические лицо, для решения вопроса о наличии или отсутствии объекта налогообложения по НДС следует учитывать положения ст. 148 НК РФ «Место реализации работ (услуг)». Если согласно данной статье местом реализации признается Российская Федерация, то возникает объект налогообложения.
При этом, если предприятие – исполнитель, то оно является налогоплательщиком; если предприятие – заказчик, то оно является налоговым агентом.
Формирование налогооблагаемой базы
Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Согласно ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения в них НДС с учетом особенностей, установленных указанной статьей для отдельных операций.
При определении налоговой базы применяется фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг), даже если она ниже себестоимости, т. е. пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует условию рыночных цен.
Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. Под рынком понимается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей территории Российской Федерации или за ее пределами. При определении рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках.
Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени; при совершении внешнеторговых сделок.
В зависимости от реализации или вида договора между сторонами сделки существуют различный порядок и особенности определения налоговой базы. Рассмотрим наиболее распространенные варианты.
1. Реализация товаров, работ, услуг. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров и сырья) за вычетом НДС.
2. Реализация имущества, в стоимость которого входит НДС. Налоговая база представляет собой разницу между стоимостью реализуемого имущества (по рыночным ценам) с учетом НДС, акцизов и остаточной стоимостью с учетом переоценок.
3. Реализация по товарообменным (бартерным) операциям и на безвозмездной основе. Здесь база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная для целей налогообложения исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов и без включения в них НДС.
4. Договоры финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии). В данном случае возможны три варианта:
1) при уступке требования, вытекающего из договора реализации товаров, налоговая база определяется так же, как и при обычной реализации;
2) при реализации новым кредитором финансовых услуг, связанных с уступкой требования, налоговая база равняется сумме превышения дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования, над расходами по приобретению указанного требования;
3) при реализации новым кредитором иных финансовых услуг, связанных с требованиями, являющимися предметом уступки, налоговая база определяется как при обычной реализации.
5. Реализация сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц. Налоговая база определяется как разница между ценой, указанной сторонами сделки с учетом НДС и ценой приобретения этой продукции.
6. Осуществление транспортных перевозок и реализация услуг международной связи. Здесь возможны следующие варианты:
1) при перевозках (за исключением пригородных) пассажиров, багажа, грузов или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база равна стоимости перевозки (без НДС);
2) при реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется из этих льготных тарифов;
3) при реализации услуг международной связи налоговая база равняется полученной выручке (без включения НДС) за вычетом сумм некоторых расходов (например, другим организациям связи за оказанные совместно услуги).
7. Реализация товаров (оказания услуг) по договорам комиссии или поручения. В этом случае налоговой базой является сумма комиссионного вознаграждения.
8. Реализация предприятия в целом как имущественного комплекса. Согласно ст. 158 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду активов. Формирование налоговой базы различно для случаев, когда предприятие продано на аукционе ниже или выше балансовой стоимости. Для целей налогообложения цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент. Продавец предприятия (бизнеса) должен составить счет-фактуру с выделением в нем всех видов активов. В графе «Сумма с НДС» указывается сумма по аукционной цене.
Для обложения НДС, как, впрочем, и для обложения другими налогами особое значение имеет определение даты возникновения объекта налогообложения, в данном случае реализации (передачи) товаров (работ, услуг). Если в учетной политике для целей налогообложения принята дата возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и по предъявлении покупателю расчетных документов, то выбирается наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товара, день оплаты товара, день предъявления покупателю счета-фактуры. Если в учетной политике принята дата возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, то датой реализации считается день оплаты товаров (работ, услуг).
При получении налогоплательщиком собственного векселя покупателя датой оплаты признается дата оплаты указанного векселя или передача его по индоссаменту. В случае неисполнения покупателем обязательства, связанного с поставкой товаров (работ, услуг), датой оплаты признается наиболее ранняя из дат: день истечения срока исковой давности и день списания дебиторской задолженности.
Ставки НДС
При введении в России НДС была установлена единая ставка налога, равная 28 %. Величина этой ставки была рассчитана исходя из необходимости поддержания бюджетных доходов на уровне, обеспечиваемом в предыдущем 1991 г. налогом с оборота и налогом с продаж, взамен которых был введен НДС. Единая ставка НДС, установленная в России в момент введения этого налога, существовала недолго: уже в 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15 %.
На момент введения НДС в России его ставка была заметно выше, чем в других странах. Так, в Австрии данный налог взимался по ставке 20 %, в Бельгии – 19 %, в Дании – 22 %, во Франции – 18,6 %, в ФРГ – 14 %, в Норвегии – 20 %, в Швеции – 23,5 %, в Великобритании – 15 %.
Среднеевропейский уровень этого налога составляет 14–20 %, однако процентные ставки НДС, как правило, дифференцированы по видам продукции. Например, в Италии действуют четыре ставки: нормальная 19 %, две пониженные 4 и 9 % на товары широкого потребления (продовольствие, вода, газ, электроэнергия для бытовых нужд, медикаменты и т. п.) и повышенная – 38 % на предметы роскоши.
В рамках гармонизации налоговой системы ЕЭС предполагается, что в ближайшие годы в странах Союза будут установлены две ставки НДС: пониженная – 4–9 % и нормальная – 9–19 %.
В настоящее время в Российской Федерации установлены 3 ставки налога на добавленную стоимость: нулевая ставка налога, 10 % ставка – пониженная, 18 % ставка – основная.
1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:
1) товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природный газ, которые экспортируются на территории государств – участников Содружества Независимых Государств), помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещаемых под таможенный режим транзита через указанную территорию;
3) услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
4) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
5) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;
6) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % (пониженная ставка) в отношении продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень Налогового кодекса. В перечень не входят деликатесные изделия, облагаемые акцизами.
3. В остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 18 % (основная ставка) при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи.
При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами, а также при реализации товаров и услуг, приобретенных на стороне и учитываемых с НДС, т. е. в тех случаях, когда невозможно выделить ранее уплаченный НДС, применяется следующая пропорция:
НДС = (НДС × 100) / (100 + НДС).
Соответственно для стандартной ставки НДС (18 %):
18 × 100 / 118;
Для пониженной ставки НДС (10 %):
10 × 100 / 110.
Ранее эти пропорции были законодательно закреплены и носили название расчетных ставок. Но при их применении существенными были «округления» в пользу государства. В 2002 г. они были упразднены, и расчет на сегодняшний день производится с помощью применения вышеуказанной пропорции.
Льготы
Льготы по НДС оказывают на налогоплательщика принципиально иное воздействие, чем, например, льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций. Действительно, поскольку НДС – это косвенный налог, он не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем предоставление льготы повышает конкурентоспособность производителя, т. к. позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими производителями, а при равных условиях получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).
Не являются объектом налогообложения, т. к. не признаются реализацией товаров (работ, услуг), операции, перечисленные в п. 3 ст. 39 НК РФ, такие как: передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации, а также некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью; передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов) и другие операции.
Этот перечень дополняется ст. 146 (п. 2, подп. 2–5) НК РФ. Помимо указанных изъятий, довольно широк перечень товаров, работ и услуг, которые освобождены от взимания НДС при их реализации. В ст. 149 НК РФ приведен расширенный перечень операций, не подлежащих налогообложению. Освобождается от налогообложения реализация услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в России, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по списку, утверждаемому Правительством.
В перечне оборотов, выведенных из-под налогообложения, существенную роль составляют льготы социального характера. Не взимается НДС при реализации: медицинских услуг (за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических); услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях; продуктов питания, произведенных столовыми при учебных заведениях; услуг в сфере образования, культуры и искусства и т. д.
Конец ознакомительного фрагмента.