Урок географии 6 класс (коррекционная школа)
Задачи:
1. Формировать у учащихся представления о Солнечной системе.
2. Формировать навыки работы с учебником.
3. Развивать познавательный интерес.
Необходимое оборудование и материалы:
Учебник для 6 класса «Начальный курс физической географии»; игрушка-волчок; политическая карта мира; компьютер; проектор; экран; мультимедийная наглядность учебного материала (см. ДИСК – Приложение 3).
Организационный момент
(Проверка готовности учащихся к уроку.) Учитель предлагает детям ответить на следующие вопросы:
– Как называется планета, на которой мы с вами живём?
– Как люди узнали, что Земля круглая?
– Вокруг какой звезды вращается наша планета?
(В процессе ответов на вопросы учитель побуждает учащихся отвечать полными предложениями, составляя из предложений краткий, но логически связанный рассказ.)
(Слайд № 2). Учитель сообщает тему урока и предлагает детям послушать рассказ.
– Каждое утро в золотой колеснице, запряжённой четвёркой огнедышащих коней, поднимается из моря в небо Гелиос – бог Солнца (слайд № 3). Так гласит легенда греков. Земля представлялась им в виде огромного диска, плавающего в море. А небо – в виде большого купола. Днём оно отражало солнечный свет, а ночью удерживало звёзды, планеты, Луну. Другие древние утверждали, что наша планета поддерживается слонами. А каков на самом деле наш мир? Что мы знаем о Земле, планетах, звёздах? Об этом мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
(Слайд № 4). О том, что Земля круглая, теперь знает почти каждый ребёнок. А вот несколько столетий назад большинство учёных доказывали, что Земля плоская. Если Земля круглая, утверждали они, то, значит, половина людей ходит вверх ногами, а этого быть не может. Как же тогда удержатся предметы на её обратной стороне?
Учитель: Ребята, можно ли Землю увидеть целиком, всю сразу? Каким образом это можно сделать?
Ответы учеников.
Учитель: Конечно, для этого нужно подняться очень высоко и взглянуть на неё издалека.
– Откуда, например?
Ответы учеников (из Космоса, с Марса, с Луны).
Учитель: Да, можно с Луны (слайд № 5). Оттуда наша родная планета будет выглядеть как шар, с одного бока освещённый Солнцем. Вокруг Земли – тонкий радужный слой воздуха. Планета словно опоясана венком из радуги. Этот слой воздуха учёные называют атмосферой. Атмосфера не везде одинакова. Внизу, у самой Земли, она более плотная и густая. С подъёмом вверх воздуха становится всё меньше и меньше. Недаром высоко в горах так трудно дышать. Но вот уже и горы, и облака под ними остались далеко внизу. Небо постепенно темнеет, из голубого оно становится фиолетовым и, наконец, чёрным. Мы поднялись в Космос, где почти нет воздуха, где царит вечный мрак. Блеск далёких звёзд не оживляет пустоту, и даже яркое Солнце не может рассеять темноты вокруг Земли. Зато здесь открывается много дорог для спутников и космических кораблей. Ниже они летать не могут: атмосфера тормозит их движение (слайд № 6).
Учитель предлагает кому-нибудь из учащихся раскрутить детскую игрушку волчок. Обращает их внимание на то, что через середину волчка проходит ось – ножка, на которую он опирается.
– Что мы наблюдаем? (Волчок стоит на ножке и не валится набок до тех пор, пока не остановится. Учитель подводит учащихся к выводу, что предмет при быстром вращении сохраняет равновесие.)
– Давайте, сравним нашу Землю с волчком. Представим себе, что Земля – тот же волчок, только очень большой и вращается он гораздо медленнее (слайд № 7). Есть и ещё одна особенность. Никакой ножки у Земли нет, и опереться ей не на что. Поэтому люди придумали воображаемую ось, вокруг которой вращается Земля. Один оборот Земли вокруг своей оси мы называем сутками. Если, например, говорят, что прошло трое суток, то, значит, за это время Земля вместе со всем, что на ней находится, сделала три оборота вокруг своей оси. Вот и выходит, что планета наша похожа на карусель. А все люди – её пассажиры. Эта карусель кружится безостановочно и днём и ночью, и летом и зимой. Но Земля вращается ещё и вокруг Солнца. Земля, словно конёк в карусели, летит вокруг Солнца по большому кругу, делая за год один оборот.
Конец ознакомительного фрагмента.