Урок социально-бытовой ориентировки, 6 класс (коррекционная школа)
Задачи:
1. Упражнять в умении сервировать стол в соответствии с меню.
2. Развивать навыки планирования действий и этапов работы.
3. Воспитывать умение сотрудничать со сверстниками.
Необходимое оборудование и материалы:
1. Три вида меню, три схемы сервировки.
2. Посуда, приборы и принадлежности для сервировки (скатерти, салфетки бумажные и из ткани).
3. Два подноса с приборами для сервировки.
4. Таблица по технике безопасности при обращении с режущими и колющими инструментами.
5. Медиаматериал «Общее правило сервировки стола» (см. ДИСК – «Лаптева Н. И.» – «Сервировка стола к ужину» – Приложение 1).
6. Табличка-напоминание о правилах поведения в кабинете СБО.
7. Раздаточный материал: набор геометрических фигур, карточки с вариантами сервировки.
8. Словарные слова, набор букв к ним для работы на магнитной доске.
9. Проектор.
10. Интерактивная доска (одновременно может служить экраном).
– Добрый день, ребята, желаю вам успешной работы.
– Тема сегодняшнего урока: «Сервировка стола к ужину в соответствии с меню». На предыдущем уроке мы говорили о кухне и посуде и сейчас повторим, что вы запомнили. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
– Для чего людям нужна посуда?
– Какие виды посуды вы знаете?
(При необходимости педагог дополняет ответы детей: посуда нужна для приготовления пищи – это кухонная посуда, для принятия пищи – это столовая посуда, для украшения стола и жилища – это декоративная посуда).
Педагог предлагает учащимся с помощью интерактивной доски выполнить следующее задание: распределить посуду, изображенную на слайдах, по следующим признакам: столовая, кухонная, декоративная. Объяснить назначение каждого вида посуды.
(Для слабоуспевающих учащихся педагог может упростить задание, предложив распределить посуду по двум колонкам: 1) с изображением плиты, 2) с изображением стола).
– Сейчас нам предстоит разделиться на две команды. Сделаем мы это не совсем обычным образом. Откройте конверт, достаньте геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и параллелограмм). Те ребята, которым достались оранжевые фигуры, – это команда № 1; те, кому достались фиолетовые фигуры, – это команда № 2. Каждая команда по сигналу должна собраться за своим столом. (Учитель подает сигнал, команды распределяются вокруг своих столов, на которых стоят таблички с номерами 1 и 2.)
Педагог объясняет учащимся правила соревнования и предлагает в качестве баллов изображения фруктов, которыми будут наполняться условные вазы. (Это легко сделать с помощью функции утилиты множественного клонирования, используя интерактивную доску.) Затем учитель предлагает учащимся достать из конвертов геометрические фигуры, внимательно их рассмотреть и показать те, которые не могут представлять собой поверхность традиционного обеденного стола. (Таких фигур в наборе две: треугольник и параллелограмм.)
Учитель дает задание каждой команде накрыть стол скатертью и сесть вокруг стола. Работу команд оценивает жюри, состав которого определяют сами учащиеся. Жюри подводит итоги после выполнения командами каждого задания, и в соответствии с результатами заполняются условные вазы каждой команды изображениями фруктов на интерактивной доске.
Задание команде № 1: Объяснить, как правильно накрыть стол скатертью.
Если учащиеся затрудняются, можно задать наводящие вопросы:
– Что и для чего стелется под скатерть? (Под скатерть стелется мягкая ткань или клеенка, чтобы приборы и посуда не стучали о стол, чтобы горячие блюда не испортили поверхность стола.)
– Для чего посередине скатерти складка? Разве нельзя было постараться и прогладить скатерть до конца? (Нет, это делается специально, для того чтобы легче было определить середину стола. Ведь скатерть должна свисать со всех сторон стола одинаково.)
Задание команде № 2: Показать, как следует применять бумажные салфетки и салфетки из ткани.
– Прежде чем мы будем учиться сервировать стол для ужина, повторим общее правило сервировки стола и правила техники безопасности.
(Перед каждой из соревнующихся команд ставится поднос с приборами для сервировки.)
Задание командам № 1 и № 2:
а) убрать с подноса те предметы сервировки, которые нельзя назвать колющими и режущими;
б) объяснить, как нужно обращаться с ножом и вилкой, как правильно передавать их друг другу.
(Предложить одной команде правильно передать нож, а другой команде вилку по кругу, затем поменять приборы и еще раз выполнить упражнение.)
Упражнения перед сервировкой по общему правилу
Педагог предлагает детям повторить правила поведения во время сервировки стола. Затем учитель просит показать глубокую и мелкую тарелки, столовую и чайную ложки, чашку, блюдце.
Задание командам № 1 и № 2: По сигналу педагога выполнить сервировку стола.
Для проверки выполненного задания используется медиаматериал: урока «Общее правило сервировки стола» (3 слайда). Открывается презентация, выполненная с помощью программы Power Point с применением анимационных эффектов. По щелчку мыши появляются предметы сервировки именно в той последовательности, в которой должен сервироваться стол. Каждый учащийся имеет возможность проверить, правильно ли он выполнил задание, исправить ошибки, если таковые были допущены.
1. Знакомство с меню ужина.
– Что такое «МЕНЮ»? (Меню – это список блюд.) Далее происходит беседа с учащимися, в процессе которой следует обсудить следующие вопросы:
– Что должен учитывать человек, составляющий меню?
– Что может произойти с организмом человека, если он будет употреблять однообразную пищу?
– Почему на ночь важно не переедать?
– Что было на ужин вчера, позавчера?
– Сколько блюд обычно подают на ужин?
– Что нужно соблюдать, чтобы питание можно было назвать правильным?
В процессе обсуждения этих вопросов педагог побуждает учащихся вспомнить принципы правильного питания: соблюдение режима приема пищи, разнообразие продуктов и блюд, умеренность в еде. Напоминает, что при составлении меню следует учитывать различные факторы, например время суток, сезонность, наличие продуктов, регион проживания, вкусовые предпочтения, полезность того или иного блюда и др.
– Меню ужина, например, могут быть такими (демонстрируются 3 вида меню):
2. Тренировочные упражнения. Работа с МЕНЮ № 1.
Предложить детям самостоятельно сервировать стол в соответствии с меню № 1.
Далее происходит обсуждение выполненной сервировки к ужину 1, исключаются лишние предметы сервировки и составляется список необходимых в этом случае приборов и посуды.
Если учащиеся затрудняются, можно задать наводящие вопросы, например:
– Почему суп нельзя наливать в мелкую тарелку? Как называют ложку, которой едят суп? Чем намазывают масло на хлеб? Какие приборы понадобятся для чаепития?
Должен получиться следующий перечень посуды: глубокая тарелка, пирожковая тарелка, столовая и чайная ложки, нож, чашка с блюдцем. (Под меню № 1 вывешивается схема сервировки.)
Работа с МЕНЮ № 2.
– Посмотрите внимательно на меню, подумайте, какая посуда понадобится для сервировки стола в этом случае?
Чтобы не допустить ошибок, возьмите разлинованные листы и фломастеры и составьте список необходимой посуды. (Работу команды начинают одновременно: по сигналу «Начали!»)
В список должны войти: сервировочная тарелка, мелкая тарелка, пирожковая тарелка, вилка, чашка с блюдцем и чайная ложка. (Для проверки вывешивается схема сервировки или на интерактивной доске сервируется виртуальный стол.)
Работа с МЕНЮ № 3.
Выполняется аналогично первым двум вариантам. Здесь педагог может задать учащимся следующие наводящие вопросы:
– С помощью, каких приборов едят сосиску?
– В какой руке держат нож, а в какой – вилку? Дети составляют список посуды и приборов для сервировки: мелкая тарелка, пирожковая тарелка, нож, вилка, чашка с блюдцем и чайная ложка.
(Вывешивается схема сервировки или на интерактивной доске сервируется виртуальный стол.)
Педагог предлагает учащимся сравнить все три варианта и сказать, чем отличается сервировка всех трех столов.
(С помощью учителя дети делают вывод о том, что сервировка стола зависит от меню, что не нужно выставлять на стол лишнюю посуду, не всегда на ужин нужны глубокие тарелки и т. д.)
После тренировочных упражнений педагог предлагает каждой команде в форме соревнования выполнить сервировку стола. Перед соревнованием представители команд вытягивают номер с соответствующим меню. Номер прикалывается в виде бэйджика каждому члену команды на грудь. Обе команды по сигналу педагога приступают к сервировке столов на равное количество персон. По окончании сервировки команды меняются местами по часовой стрелке и проверяют работу своих товарищей, сверяясь с меню и схемами сервировки. Вносятся коррективы, команды садятся за свои сервированные столы. Члены жюри оценивают работу обеих команд и объявляют результаты соревнования. Критериями оценки является: умение взаимодействовать, соблюдать последовательность и правила безопасности, правильность и красота сервировки.
Итог урока
– Что полезного для себя вы узнали на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Где вам пригодятся эти навыки?
Примечание: словарные слова, которые не являются новыми для учащихся, можно выставлять на магнитную доску по мере их использования на уроке и вставлять в них пропущенные магнитные буквы: СЕРВИРОВКА, САЛФЕТКА, МЕНЮ, СКАТЕРТЬ, КЛЕЕНКА.