Вы здесь

Конспекты уроков с использованием компьютерных технологий для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с мультимедийным приложением. Урок социально-бытовой ориентировки, 6 класс (коррекционная школа) ( Коллектив авторов, 2014)

Урок социально-бытовой ориентировки, 6 класс (коррекционная школа)

Тема: «СЕРВИРОВКА СТОЛА К УЖИНУ В СООТВЕТСТВИИ С МЕНЮ»

Задачи:

1. Упражнять в умении сервировать стол в соответствии с меню.

2. Развивать навыки планирования действий и этапов работы.

3. Воспитывать умение сотрудничать со сверстниками.


Необходимое оборудование и материалы:

1. Три вида меню, три схемы сервировки.

2. Посуда, приборы и принадлежности для сервировки (скатерти, салфетки бумажные и из ткани).

3. Два подноса с приборами для сервировки.

4. Таблица по технике безопасности при обращении с режущими и колющими инструментами.

5. Медиаматериал «Общее правило сервировки стола» (см. ДИСК – «Лаптева Н. И.» – «Сервировка стола к ужину» – Приложение 1).

6. Табличка-напоминание о правилах поведения в кабинете СБО.

7. Раздаточный материал: набор геометрических фигур, карточки с вариантами сервировки.

8. Словарные слова, набор букв к ним для работы на магнитной доске.

9. Проектор.

10. Интерактивная доска (одновременно может служить экраном).

Ход урока

– Добрый день, ребята, желаю вам успешной работы.

– Тема сегодняшнего урока: «Сервировка стола к ужину в соответствии с меню». На предыдущем уроке мы говорили о кухне и посуде и сейчас повторим, что вы запомнили. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

– Для чего людям нужна посуда?

– Какие виды посуды вы знаете?

(При необходимости педагог дополняет ответы детей: посуда нужна для приготовления пищи – это кухонная посуда, для принятия пищи – это столовая посуда, для украшения стола и жилища – это декоративная посуда).

Педагог предлагает учащимся с помощью интерактивной доски выполнить следующее задание: распределить посуду, изображенную на слайдах, по следующим признакам: столовая, кухонная, декоративная. Объяснить назначение каждого вида посуды.

(Для слабоуспевающих учащихся педагог может упростить задание, предложив распределить посуду по двум колонкам: 1) с изображением плиты, 2) с изображением стола).

– Сейчас нам предстоит разделиться на две команды. Сделаем мы это не совсем обычным образом. Откройте конверт, достаньте геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и параллелограмм). Те ребята, которым достались оранжевые фигуры, – это команда № 1; те, кому достались фиолетовые фигуры, – это команда № 2. Каждая команда по сигналу должна собраться за своим столом. (Учитель подает сигнал, команды распределяются вокруг своих столов, на которых стоят таблички с номерами 1 и 2.)

Педагог объясняет учащимся правила соревнования и предлагает в качестве баллов изображения фруктов, которыми будут наполняться условные вазы. (Это легко сделать с помощью функции утилиты множественного клонирования, используя интерактивную доску.) Затем учитель предлагает учащимся достать из конвертов геометрические фигуры, внимательно их рассмотреть и показать те, которые не могут представлять собой поверхность традиционного обеденного стола. (Таких фигур в наборе две: треугольник и параллелограмм.)

Учитель дает задание каждой команде накрыть стол скатертью и сесть вокруг стола. Работу команд оценивает жюри, состав которого определяют сами учащиеся. Жюри подводит итоги после выполнения командами каждого задания, и в соответствии с результатами заполняются условные вазы каждой команды изображениями фруктов на интерактивной доске.

Задание команде № 1: Объяснить, как правильно накрыть стол скатертью.

Если учащиеся затрудняются, можно задать наводящие вопросы:

– Что и для чего стелется под скатерть? (Под скатерть стелется мягкая ткань или клеенка, чтобы приборы и посуда не стучали о стол, чтобы горячие блюда не испортили поверхность стола.)

– Для чего посередине скатерти складка? Разве нельзя было постараться и прогладить скатерть до конца? (Нет, это делается специально, для того чтобы легче было определить середину стола. Ведь скатерть должна свисать со всех сторон стола одинаково.)

Задание команде № 2: Показать, как следует применять бумажные салфетки и салфетки из ткани.

– Прежде чем мы будем учиться сервировать стол для ужина, повторим общее правило сервировки стола и правила техники безопасности.

(Перед каждой из соревнующихся команд ставится поднос с приборами для сервировки.)

Задание командам № 1 и № 2:

а) убрать с подноса те предметы сервировки, которые нельзя назвать колющими и режущими;

б) объяснить, как нужно обращаться с ножом и вилкой, как правильно передавать их друг другу.

(Предложить одной команде правильно передать нож, а другой команде вилку по кругу, затем поменять приборы и еще раз выполнить упражнение.)


Упражнения перед сервировкой по общему правилу

Педагог предлагает детям повторить правила поведения во время сервировки стола. Затем учитель просит показать глубокую и мелкую тарелки, столовую и чайную ложки, чашку, блюдце.

Задание командам № 1 и № 2: По сигналу педагога выполнить сервировку стола.

Для проверки выполненного задания используется медиаматериал: урока «Общее правило сервировки стола» (3 слайда). Открывается презентация, выполненная с помощью программы Power Point с применением анимационных эффектов. По щелчку мыши появляются предметы сервировки именно в той последовательности, в которой должен сервироваться стол. Каждый учащийся имеет возможность проверить, правильно ли он выполнил задание, исправить ошибки, если таковые были допущены.

Сервировка стола к ужину в соответствии с меню

1. Знакомство с меню ужина.

– Что такое «МЕНЮ»? (Меню – это список блюд.) Далее происходит беседа с учащимися, в процессе которой следует обсудить следующие вопросы:

– Что должен учитывать человек, составляющий меню?

– Что может произойти с организмом человека, если он будет употреблять однообразную пищу?

– Почему на ночь важно не переедать?

– Что было на ужин вчера, позавчера?

– Сколько блюд обычно подают на ужин?

– Что нужно соблюдать, чтобы питание можно было назвать правильным?

В процессе обсуждения этих вопросов педагог побуждает учащихся вспомнить принципы правильного питания: соблюдение режима приема пищи, разнообразие продуктов и блюд, умеренность в еде. Напоминает, что при составлении меню следует учитывать различные факторы, например время суток, сезонность, наличие продуктов, регион проживания, вкусовые предпочтения, полезность того или иного блюда и др.

– Меню ужина, например, могут быть такими (демонстрируются 3 вида меню):




2. Тренировочные упражнения. Работа с МЕНЮ № 1.

Предложить детям самостоятельно сервировать стол в соответствии с меню № 1.

Далее происходит обсуждение выполненной сервировки к ужину 1, исключаются лишние предметы сервировки и составляется список необходимых в этом случае приборов и посуды.

Если учащиеся затрудняются, можно задать наводящие вопросы, например:

– Почему суп нельзя наливать в мелкую тарелку? Как называют ложку, которой едят суп? Чем намазывают масло на хлеб? Какие приборы понадобятся для чаепития?

Должен получиться следующий перечень посуды: глубокая тарелка, пирожковая тарелка, столовая и чайная ложки, нож, чашка с блюдцем. (Под меню № 1 вывешивается схема сервировки.)

Работа с МЕНЮ № 2.

– Посмотрите внимательно на меню, подумайте, какая посуда понадобится для сервировки стола в этом случае?

Чтобы не допустить ошибок, возьмите разлинованные листы и фломастеры и составьте список необходимой посуды. (Работу команды начинают одновременно: по сигналу «Начали!»)

В список должны войти: сервировочная тарелка, мелкая тарелка, пирожковая тарелка, вилка, чашка с блюдцем и чайная ложка. (Для проверки вывешивается схема сервировки или на интерактивной доске сервируется виртуальный стол.)

Работа с МЕНЮ № 3.

Выполняется аналогично первым двум вариантам. Здесь педагог может задать учащимся следующие наводящие вопросы:

– С помощью, каких приборов едят сосиску?

– В какой руке держат нож, а в какой – вилку? Дети составляют список посуды и приборов для сервировки: мелкая тарелка, пирожковая тарелка, нож, вилка, чашка с блюдцем и чайная ложка.

(Вывешивается схема сервировки или на интерактивной доске сервируется виртуальный стол.)

Педагог предлагает учащимся сравнить все три варианта и сказать, чем отличается сервировка всех трех столов.

(С помощью учителя дети делают вывод о том, что сервировка стола зависит от меню, что не нужно выставлять на стол лишнюю посуду, не всегда на ужин нужны глубокие тарелки и т. д.)

После тренировочных упражнений педагог предлагает каждой команде в форме соревнования выполнить сервировку стола. Перед соревнованием представители команд вытягивают номер с соответствующим меню. Номер прикалывается в виде бэйджика каждому члену команды на грудь. Обе команды по сигналу педагога приступают к сервировке столов на равное количество персон. По окончании сервировки команды меняются местами по часовой стрелке и проверяют работу своих товарищей, сверяясь с меню и схемами сервировки. Вносятся коррективы, команды садятся за свои сервированные столы. Члены жюри оценивают работу обеих команд и объявляют результаты соревнования. Критериями оценки является: умение взаимодействовать, соблюдать последовательность и правила безопасности, правильность и красота сервировки.


Итог урока

– Что полезного для себя вы узнали на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Где вам пригодятся эти навыки?


Примечание: словарные слова, которые не являются новыми для учащихся, можно выставлять на магнитную доску по мере их использования на уроке и вставлять в них пропущенные магнитные буквы: СЕРВИРОВКА, САЛФЕТКА, МЕНЮ, СКАТЕРТЬ, КЛЕЕНКА.