Урок природоведения 5 класс (коррекционная школа)
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний детей о значении леса в жизни человека.
2. Развивать мышление, обогащать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесным богатствам.
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер для учителя; проектор; экран; мультимедийная наглядность учебного материала (см. ДИСК – Приложение 1); учебник «Природоведение 5 класс»; рассказ А. И. Еремеева «Живые памятники»; письмо от лесничего.
I. Орг. момент
Слайд № 1. На презентационном экране заставка урока, звучат голоса птиц.
– Сядьте удобно. Начинаем урок природоведения.
II. Сообщение темы урока
Учитель: Есть у нас с вами хороший друг, отгадайте загадку, и вы поймёте, кого я имею в виду. Это и будет тема сегодняшнего урока.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
– Правильно. Тема сегодняшнего урока «Лес».
Слайд № 2. На экране появляется тема урока.
Учитель: Всем вам приходилось бывать в лесу.
– Чем запомнилось вам посещение леса? Педагог предлагает детям рассказать о лесе, при затруднении может задать следующие вопросы:
– Какой воздух в лесу? (чистый, свежий).
– Чем пахнет в лесу? (хвоей, грибами, травами, сырой землёй).
– Какие звуки вы слышали? (птичье пение, треск сучьев, шорох листвы и т. п.).
– На сегодняшнем уроке вы узнаете о лесе много нового и интересного.
III. Работа по теме урока
1. Определение понятия «лес».
– Где мы можем узнать толкование слова «Лес»?
После ответов детей педагог предлагает обратиться к толковому словарю и узнать, что означает слово «лес».
Слайд № 3. На экране словарь, крупными буквами толкование слова «Лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами».
– Как вы понимаете выражение «сомкнутые кроны»? (Ветви одного дерева плотно примыкают к ветвям другого дерева.)
– Деревья являются основой леса. Какие ещё группы растений растут в лесу?
– Для кого лес является местом обитания?
2. Территория леса.
Слайд № 4. На презентационном экране – карта природных зон России.
– Карта какого государства представлена на экране? (России.)
– Это карта природных зон России. (Появляется название карты.)
– Посмотрите на условные обозначения и скажите, какими цветами обозначена на ней территория леса? (Различными оттенками зелёного цвета.)
– Скажите, какую часть земли в нашей стране занимают леса? Большую или меньшую?
– Верно, леса занимают большую часть территории России.
3. Значение леса.
Слайд № 5. На экране надпись «Лес – наше богатство».
– Лес – наше богатство. Как вы думаете, почему мы так говорим? (Педагог предлагает учащимся высказать свое мнение и подводит их к выводу, что лес – прежде всего ценное сырьё для промышленности.)
– На вопрос: «Что можно сделать из древесины?» люди разных специальностей ответили бы, наверное, по-разному.
– Подумайте и скажите, как ответит на этот вопрос СТОЛЯР или ПЛОТНИК? (Табурет, шкаф, бочка, корзина, дверь, дом.)
– Что ответит на этот вопрос РАБОЧИЙ БУМАЖНОЙ ФАБРИКИ? (Из древесных опилок изготавливают бумагу, из которой делают тетради, книги, альбомы, газеты, журналы.)
– Что ответит ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК? (Деревянные (товарные) вагоны, деревянные шпалы для рельсов.)
– Что ответит ХИМИК? (Из смолы деревьев производят лаки, скипидар, нитки, лекарства.)
– Что ответит МУЗЫКАНТ? (Музыкальные инструменты: рояль, скрипку, балалайку.)
– Вот видите, как много предметов можно сделать из древесины. Давайте подумаем, ребята, для чего ещё нам нужен лес?
– Что ответит на этот вопрос ПОВАР? (Лес даёт нам дичь, грибы, орехи, ягоды.)
– Что ответит ОХОТНИК? (Лес – место обитания различных животных, ценный мех которых используется для пошива шуб, шапок и других меховых изделий.)
– Что ответит КОМБАЙНЁР? (Лес – защитник полей. Зелёной стеной он стоит на пути у ветров-суховеев и оберегает урожай.)
– Что ответит ВРАЧ?
– Почему детские оздоровительные лагеря строят в лесу?
Педагог дополняет ответы детей: «Потому, что лесной воздух полезен для здоровья, особенно если в лесу растут сосны и ели. Лес, как огромный пылесос очищает воздух. Значит, лес нужен нам для здо ровья».
– А вот, если обратиться к ХУДОЖНИКУ с вопросом «Зачем нам нужен лес?», он непременно ответит: «Лес – это бесценная красота». И эту красоту художники показывают нам на своих картинах.
Педагог предлагает детям назвать появляющиеся на экране картины и их авторов.
Слайд № 6. На экране – картина Исаака Левитана «Золотая осень».
Слайд № 7. На экране – картина Исаака Левитана «Берёзовая роща».
Слайд № 8. На экране – картина Ивана Шишкина «Корабельная роща».
– Итак, ребята, какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?
Педагог подводит детей к мысли, что лес имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому люди называют его своим богатством.
IV. Физминутка
Слайд № 9. На экране появляются два Лесовика, звучит ритмичная музыка. Один из учеников проводит физминутку.
V. Продолжение работы по теме урока 4. Вред лесу, причиняемый человеком.
– Подумайте и скажите, какой вред причиняет лесу человек?
Педагог помогает детям вспомнить, что пожары, свалки мусора и незаконные вырубки очень вредят лесу, и предлагает им ответить на следующие воп росы:
– К чему может привести неправильно разложенный или оставленный без присмотра костёр?
– Какие меры предосторожности мы должны соблюдать при разведении костра?
– Кто и что может погибнуть во время пожара в лесу? (Во время пожара в лесу погибает очень много деревьев и лесных животных.)
Слайд № 10. На экране видеофрагмент «Лесные пожары».
Слайд № 11. На экране изображён участок леса после пожара.
– Представьте себе, что на этом месте, после пожара 7–10 лет не вырастут травы и не появятся всходы деревьев.
– Какой вывод вы для себя сделаете?
Слайд № 12. На экране изображена свалка бытовых отходов в лесу.
– К сожалению, бытовой мусор из населённых пунк тов очень часто вывозится в лес и не подвергается никакой переработке. А знаете ли вы, что бумага не сгнивает 2 года, а консервная банка, полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка сохраняются до 50–100 лет.
– Очень часто на огромных плантациях леса производятся незаконные вырубки.
Педагог предлагает детям прослушать стихотворение сибирского поэта Станислава Федотова в исполнении учеников:
Первый ученик:
Свалили кедр.
Тяжёлый, будто медный,
С набатным гулом
Замертво упал…
Второй ученик: «Жаль…
Но зато – какие кубометры
Такой красавец леспромхозу дал!»
Первый ученик: Берёзы – в плач. Осины голосили:
Две ученицы: «Отца тайги убили… Лучше б нас!»
Второй ученик: «Вот глупые –
ценнее древесины,
Чем кедр,
на свете мало –
Высший класс!
А если даже пустят и на шпалы –
Гниль не возьмёт их в живице-смоле…»
Первый ученик: Не потому ль нам кислорода мало,
Что меньше стало кедром на Земле?
– На местах лесозаготовок очень часто остаются отходы, ветки, щепки, которые затрудняют возобновление лесов.
Слайд № 13. На экране изображены остатки древесины на месте заброшенной лесопилки.
– Как вы думаете, что нужно делать, чтобы на месте вырубок снова появлялся лес?
Педагог обобщает ответы детей:
– Места вырубок нужно расчищать и засаживать молодыми деревьями.
Слайд № 14. На экране изображен человек, высаживающий молодые деревья. 5. Защитники леса.
– Кто регулирует вырубку деревьев в прилегающем к нашему селу лесу? (Моряковское лесничество.)
– Что входит в обязанность лесников?
При затруднении детей учитель дополняет:
– Работники лесничества следят, чтобы в лесу правильно и в нужном месте вырубали деревья, а на местах вырубок лесники высаживают саженцы. А помогают им в этой работе учащиеся средней школы – члены школьного лесничества.
– Я предлагаю вам послушать обращение главного лесничего с. Моряковский Затон.
Учитель зачитывает письмо, обращенное к детям: «Дорогие ребята!
Лес – наше богатство. Чтобы лес оставался всегда, радовал нас своей красотой, чтобы мы могли пользоваться его богатствами, надо беречь и охранять его. Чтобы лесных богатств хватило не только вам, но и вашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, лучше два новых деревца. Берегите лес, и он отблагодарит вас за вашу любовь. С уважением к вам главный лесничий с. Моряковский Затон».
– Ребята, как вы думаете, в наших силах воплотить предложение нашего лесничего? Что конкретно, мы можем сделать, чтобы оградить наш лес от вредного воздействия и равнодушия человека?
6. Чтение рассказа А. И. Еремеева «Живые памятники».
Слайд № 15. На экране изображены дети, высаживающие молодые деревца.
«В разгаре посадка деревьев. В этом радостном и полезном деле ребята не уступают взрослым. Осторожно, чтобы не повредить корни, выкапывают и переносят уснувшие деревца в новые места. Весной проснётся деревце и как ни в чём не бывало примется расти людям на радость и пользу. И каждый из ребят, кто посадил и вырастил хоть одно деревце, поставил себе при жизни чудесный зелёный памятник – живой памятник».
– Почему в рассказе посаженные деревья называют памятниками?
Давайте мы с вами тоже подарим нашему селу или школьному дворику свои деревца, оставим о себе хорошую, добрую память.
VI. Дифференцированное дом. задание
1. Читать текст в учебнике на стр. 90–92.
2. Подготовить ответы на вопросы:
– Как люди используют лесные богатства?
– Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить ему вреда?
3. Подготовить к следующему уроку сообщение о лиственнице.
4. Нарисовать рисунок на тему «Лесные богатства», оформить выставку в классе.
VII. Итог урока
– Наш урок подходит к концу. Что нового, интересного и полезного вы сегодня узнали?
– На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы, познакомимся с растениями леса, животными, птицами, насекомыми и другими лесными обитателями.
Учитель отмечает активность ребят на уроке. Выставляет оценки.
VIII. Релаксация
Слайд № 15. Звучит спокойная расслабляющая музыка.
– Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Послушайте пение птиц и представьте, что вы в лесу. Вы гуляете по мягкой траве. Солнышко играет между веток. У вас прекрасное настроение…
– Откройте глаза. Потянитесь. Урок окончен.
1. Детская энциклопедия «Мир леса». – М., 2007.
2. Атлас «Природа России». – М., 2007.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
4. Хлебосолова О. А., Хлебосолов Е. И. Природоведение. 5 класс. Учебник для специальной (коррекционной) школы VIII вида. – М., 2004.