Методы конкуренции
По методам конкуренция может быть ценовой и неценовой, или конкуренцией на основе цены и конкуренцией на основе качества (потребительской стоимости).
При ценовой конкуренции даже однородные товары на рынке предлагаются по самым разнообразным ценам. Снижение цены является основой, с помощью которой производитель или продавец выделяет свой товар, привлекает к нему и в конечном итоге завоевывает желаемую долю рынка. Однако "война цен" в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштабов массового производства.
Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции. Ценовые методы также используются для проникновения на рынки с новыми товарами и для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
В случае применения прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся рынке товары обычно на 25 – 60%.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
При применении неценовой конкуренции на первый план выдвигается более высокая, чем у конкурентов надежность, более современный дизайн и т.д. К числу неценовых методов относят также предоставление покупателям большого комплекса услуг, включая обучение персонала, затем сданного старого товара в качестве первого взноса на новый, поставку оборудования уже "не под ключ", а на условиях "готовая продукция в руки".
В перечне неценовых аргументов в пользу товара выдвигаются его улучшенные потребительские свойства, такие как меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращения загрязнения природы и т.д.
Одним из основных орудий неценовой конкуренции является реклама, роль которой на сегодняшний день возросла многократно. С помощью рекламы до покупателей доносят не только информацию о потребительских свойствах товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой и сбытовой политике, стремясь таким образом создать привлекательный образ фирмы.
Каковы незаконные методы неценовой конкуренции?
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, коммерческая разведка, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому на 50% и более дешевых; закупка образцов с целью их копирования и др.
Маркетинговые методы управления фирмой, как правило, также относят к неценовым методам конкуренции.