Глава 4
Стратегический менеджмент конкурентных действий
Стратегическая вершина обязана обеспечить эффективное выполнение организацией ее миссии, а также обслуживание потребностей тех, кто контролирует организацию или обладает иной властью над ней.
• Разграничение уровней менеджмента конкурентных действий
• Стратегические цели участия в конкуренции. Стратегические конкуренты. Стратегически значимые конкурентные преимущества и недостатки
• Стратегические области бизнеса
• Стратегически важные поля конкуренции
• Разработка стратегий участия в конкуренции. Стратегические целевые установки участников рынка
• Выделение главных стратегий участия в конкуренции. Сочетание стратегий участия в конкуренции
• Установление характера конкурентного взаимодействия сторон соперничества
• Инструменты управления стратегиями участия в конкуренции. Планирование, организация, мотивация и контроль в стратегическом менеджменте конкурентных действий
4.1. Разграничение уровней менеджмента конкурентных действий
В главе 2 учебника мы познакомились с понятием менеджмента конкурентных действий.
Как и в других направлениях менеджмента фирмы (менеджмент персонала, финансовый менеджмент, менеджмент инноваций и др.), в менеджменте конкурентных действий следует выделять стратегический, тактический и ситуационный уровни, составляющих соответственно стратегический, тактический и ситуационный менеджмент конкурентных действий. Такое разграничение необходимо участникам рынка для очерчивания круга стратегических, тактических и ситуационных управленческих решений, которые позволяли бы им успешно выполнять конкурентные действия.
Рис. 4.1. Стратегический менеджмент конкурентных действий
Стратегический менеджмент конкурентных действий (стратегический менеджмент участия в конкуренции) включает (рис. 4.1):
• определение стратегических целей участия в конкуренции, в том числе определение стратегических конкурентов и стратегически значимых конкурентных отличий от них;
• установление стратегически важных полей конкуренции;
• разработка стратегий участия в конкуренции;
• выявление стратегических конкурентных диспозиций и формулирование стратегических целевых установок на совершение конкурентных действий;
• применение инструментов управления разработанными стратегиями участия в конкуренции – стратегического планирования, обеспечения организационных предпосылок и стимулов реализации стратегий участия в конкуренции, стратегический контроль выполнения конкурентных действий.
Участники рынка применяют стратегический менеджмент конкурентных действий для обеспечения:
• долговременных побед над соперниками в главных, жизненно важных для своего бизнеса направлениях деятельности;
• отсутствия долговременных поражений от соперников в главных, наиболее важных для своего бизнеса направлениях деятельности.
Стратегический менеджмент конкурентных действий – неотъемлемая часть всей системы стратегического управления фирмой46(рис. 4.2).
Рис. 4.2. Стратегический менеджмент конкурентных действий как составная часть системы стратегического управления фирмой
Его место в этой системе определяется необходимостью взаимодействия участников рынка с соперниками в процессе решения всей совокупности стратегических производственных, коммерческих, административных, финансовых и других задач, стоящих перед ними. Эта необходимость воплощается в специфической функции менеджмента конкурентных действий, отличающейся от функций других частей системы стратегического управления фирмой.
Конкурентные стратегии не следует отождествлять со стратегиями развития бизнеса, в число которых входят также инновационные, финансовые, производственные, сбытовые, маркетинговые, кадровые и другие стратегии. Конкурентными (см. главу 3) называются стратегии взаимодействия участников рынка с конкурентами: воздействия на них, противодействия или содействия им либо бездействия.
С помощью стратегического менеджмента конкурентных действий участники рынка обеспечивают ведение бизнеса и выполнение конкурентных действий на стратегическом уровне – с опорой на долгосрочные ориентиры взаимодействия с конкурентами. Это жизненно необходимо любому участнику рынка. Если значимость конкурентных действий не обоснована участниками рынка на стратегическом уровне, убедительных доказательств того, что им надо совершать эти действия, нет.
Однако решением перечисленных вопросов соперничество субъектов предпринимательства в конкурентной среде не исчерпывается. В действительности перед каждым из них постоянно встают задачи, имеющие не стратегическое, а тактическое и (или) ситуационное значение. Они вытекают не только из глубинных и долгосрочных целей их участия в конкуренции, но и из конкретных ограниченных во времени, а то и сиюминутных интересов сторон и обстоятельств соперничества между ними.
Роль стратегического менеджмента конкурентных действий в жизни субъектов современного предпринимательства не следует переоценивать. Более того, повседневное управление участниками рынка конкурентными действиями относится не к стратегическому уровню менеджмента, а к тактическому с элементами управления конкурентными действиями по ситуации (подробнее о них в главах 11, 12). Поэтому излишнее или чрезмерное увлечение участниками рынка «чисто стратегическим взглядом» на конкуренцию (в управлении участием в конкуренции усматривается лишь стратегическая составляющая, а тактическая и ситуационная составляющие игнорируются) чревато созданием обманчивой видимости успешного управления.
Роль стратегического менеджмента конкурентных действий не следует и недооценивать. Повседневное управление участниками рынка конкурентными действия будет успешным лишь при соблюдении обязательного условия: в основе любой тактики конкурентных действий должна лежать стратегия, а в основе задач тактического менеджмента – цели участия в конкуренции, сформулированные в процессе разработки стратегий участия в конкуренции, стратегических планов, организационных предпосылок и направлений стимулирования их выполнения.
Подобно тому, как понятие стратегии действий неправомерно преувеличивается простыми людьми и авторами научных изданий вследствие чрезвычайной привлекательности самого слова «стратегия», описание менеджмента во многих учебниках и популярных публикациях содержит явный перекос в сторону стратегического менеджмента в ущерб тактическому и ситуационному. Их авторов «стратегическое» восприятие действительности увлекает до такой степени, что на книжных полках и среди избранных файлов владельцев бизнеса и топ-менеджеров компаний мы редко обнаружим публикации, посвященные управлению тактикой действий и действиями по ситуации по причине крайней редкости таких публикаций, зато книг и статей о стратегическом управлении хоть отбавляй. В большинстве российских вузов преподается курс «Стратегическое управление», но почти нигде нет учебных курсов по тактике управления и управлению ситуациями, в которых содержалось бы описание, например, взаимосвязи стратегии и тактики управления (исключение составляет лишь «Операционный менеджмент», который изучается в немногих вузах). Но очевидно, что квалифицированные управленцы должны одинаково хорошо разбираться в стратегии управления, его тактике и управлении ситуациями.
4.2. Стратегические цели участия в конкуренции
Стратегические конкуренты. Стратегически значимые конкурентные преимущества и недостатки
Стратегический менеджмент конкурентных действий начинается с обоснования стратегических целей участия в конкуренции. Это соответствует концепции управления по целям, общепринятой в современном менеджменте. С определением стратегических целей связано установление участниками рынка смысла конкурентных действий, с обоснованием глубинной сути ответа на вопрос «С какими главными соперниками им надо взаимодействовать и для чего?».
Концепция управления по целям разработана одним из классиков теории менеджмента ХХ в. Питером Фердинандом Друкером (1909–2005). С 1950 по 1971 г. Друкер преподавал менеджмент в Университете Нью-Йорка, а с 1971 по 2005 г. – в Университете Клермонта. За это время он опубликовал порядка 40 книг и 100 статей в The Wall Street Journal и Harvard Business Review. Считается, что все ведущие мировые корпорации «живут по Друкеру» – столь ощутимо влияние его идей на современный менеджмент.
Стратегическими для участников рынка являются основополагающие цели достижения побед и (или) недопущения поражений вследствие устранения одних конкурентов, обособления от других, сближения с третьими или отступление от всех них вместе взятых. С реализацией этих целей участники рынка связывают решение вопроса о жизни и смерти своего бизнеса в конкурентной среде. Применение стратегий конкуренции должно помочь участникам рынка превзойти соперников в жизненно важных вопросах своего бизнеса или хотя бы выжить в конкурентной среде.
Эти цели становятся для субъектов предпринимательства важной частью системы стратегических целей ведения и развития бизнеса (рис. 4.3).
Формулирование стратегических целей участия (рис. 4.4) в конкуренции охватывает определение субъектами предпринимательства того:
• какие победы и поражения в конкуренции имеют для них стратегическое значение, т. е. являются стратегическими;
Рис. 4.3. Система стратегических целей ведения и развития бизнеса
• кто является их стратегическими конкурентами;
• каких стратегически значимых конкурентных преимуществ им следует добиваться и какие стратегически значимые конкурентные недостатки им следует преодолевать.
Стратегическими (стратегически значимыми) для участников рынка являются долговременные победы или поражения в жизненно важных для их бизнеса направлениях деятельности. Достижение участниками рынка стратегических побед и недопущение поражений зависит от их конкурентных преимуществ и недостатков, а также от конкурентных преимуществ и недостатков соперников. Среди них участникам рынка предстоит выявить наиболее сильных и опасных, которые станут объектами главного внимания.
Самые сильные и опасные соперники проявляют наивысшую активность, являются носителями главных конкурентных рисков и конкурентных угроз. С ними у участников рынка возникают стратегические конфликты интересов, к наличию которых они должны быть готовы. Взаимодействие с ними происходит, как правило, в стратегических областях бизнеса (рассмотрим в параграфе 4.3). Эти соперники обладают устойчиво сильными конкурентными позициями, с которыми приходится считаться в первую очередь, отличаются наивысшей конкурентоспособностью и действуют наиболее сильно и качественно. Такие конкуренты обычно и признаются стратегическими (рис. 4.5).
Рис. 4.4. Формулирование стратегических целей участия в конкуренции
Рис. 4.5. Основные признаки стратегических конкурентов
В специализированном бизнесе стратегическими являются наиболее влиятельные конкуренты в том единственном направлении предпринимательства, в котором работают участники рынка. В многоотраслевом диверсифицированном бизнесе ими становятся основные конкуренты в жизненно важных направлениях предпринимательства.
Между стратегическими конкурентами возникает глубокая взаимная зависимость (ее называют стратегической взаимной зависимостью). Победы одних участников рынка оборачиваются поражениями других, и наоборот. Конкурентные преимущества одних участников рынка оборачиваются недостатками других, и наоборот. Стратегические соперники становятся объектами постоянных взаимных сопоставлений для выяснения, у кого больше шансов на победу в долгосрочной перспективе, а у кого их меньше.
Стратегические конкуренты более других угрожают позициям участников рынка в отношениях с общим окружением. Они стремятся переключить на себя стратегических клиентов, рассорить участников рынка со стратегическими партнерами, очернить их имидж в глазах влиятельных представителей органов государственной власти, прервать стратегически выгодные бизнес-коммуникации, перехватить стратегически значимых сотрудников.
Стратегические клиенты – потребители товаров (услуг, работ), предпочтения которых определяют состав предложений участников рынка. Эти клиенты:
• контролируют весомую (от 20 %) долю покупок одноименной продукции;
• умеют эффективно торговаться с фирмами-поставщиками;
Рис. 4.6. Взаимодействие участников рынка со стратегическими поставщиками и партнерами
• обладают авторитетом среди всех потребительских групп – к их мнению прислушиваются;
• могут при необходимости самостоятельно вторгнуться в отрасль, в которой действуют фирмы-производители, путем диверсификации собственного бизнеса.
Притязания стратегических клиентов следует непременно учитывать в стратегическом менеджменте конкурентных действий.
Магазины готовой одежды, работающие с потребителями by appointment, знают своих стратегических клиентов в лицо, потребители фирм – поставщиков оборудования известны своими подписями на документах. На отдельных секторах рынка (типичный пример – розничный коммерческий бизнес) стратегические клиенты часто приобретают образ потребительской группы. Но и обезличенная группа может иметь стратегическое значение в бизнесе.
Выделяя стратегических клиентов, субъекты предпринимательства заблаговременно выстраивают стратегические ориентиры в отношении динамики спроса, прогнозировать и моделировать спрос на длительную перспективу, преодолевать барьеры плохого восприятия такими клиентами своих товаров, услуг, работ.
Не менее важное значение имеет определение участниками рынка состава (рис. 4.6):
• стратегических поставщиков, контролирующих критические объемы наиболее значимых ресурсов, образующих особенно важные для участников рынка бизнес-коммуникации;
• стратегических партнеров в совместном бизнесе, предоставляющих в общие бизнес-проекты собственные конкурентные преимущества, ресурсы и действия в стратегических областях бизнеса.
Важность определения состава стратегических партнеров и поставщиков обусловлена необходимостью для фирмы принять решение, с кем она хотела бы и намерена взаимодействовать в целях освоения стратегических областей бизнеса, а с кем она в принципе взаимодействовать не намерена.
Рис. 4.7. Наращивание участниками рынка потенциала в результате взаимодействия со стратегическими партнерами
Стратегические партнеры – всегда желанные партнеры. Вступая с кем-либо в партнерские отношения, надо ясно понимать, кто в таком сотрудничестве заинтересован больше, и сообразно этому выстраивать отношения, которые могут для одной из сторон иметь стратегическое значение, а для другой – не иметь. Ключевое значение имеет вопрос об использовании участниками рынка преимуществ партнеров наряду с собственными (рис. 4.7).
В любой сильной и конкурентоспособной фирме всегда обнаруживаются стратегически значимые сотрудники, работа которых имеет для участников рынка стратегическое значение. В крупных компаниях к ним относятся главные конструкторы, главные инженеры, изобретатели, главные маркетологи и «продажники», топ-менеджеры. Рационально думающие владельцы бизнеса обычно дорожат такими сотрудниками, нередко до такой степени, что выделяют им щедрые социальные пакеты и полностью финансируют из своих источников повышение их профессиональной квалификации. Обычной практикой за рубежом является предоставление таким сотрудникам пакетов акций фирмы, что превращает их в совладельцев бизнеса.
Органы государственной, муниципальной власти и управления всегда входят в состав стратегического конкурентного окружения участников рынка. Субъекты предпринимательства взаимодействуют с отраслевыми и региональными органами государственного управления, налоговыми инспекциями, органами юстиции, правоохранительными органами, органами по чрезвычайным ситуациям, миграционной службой. Они нередко ищут и находят каналы взаимодействия с высшими правительственными и законодательными органами государства и чрезвычайно дорожат ими.
Степень опасности стратегических конкурентов для позиций участников рынка и степень привлекательности соперничающих сторон в глазах их общего окружения напрямую зависят от наличия у них сравнительных конкурентных преимуществ и недостатков в результатах участия в конкуренции, конкурентных ресурсах, силе и качестве конкурентных действий.
Среди них стратегически значимые конкурентные преимущества имеют определяющее значение для достижения стратегических побед, а стратегически значимые конкурентные недостатки – для стратегических поражений от соперников.
Соперничество сторон на стратегическом уровне – взаимодействие стратегических конкурентов, нацеленных на достижение стратегических побед, создание и укрепление стратегически значимых конкурентных преимуществ, а также на недопущение стратегических поражений, недопущение и преодоление стратегически значимых конкурентных недостатков.
Конкурентные преимущества и недостатки сторон могут признаваться участниками рынка как стратегически значимые при наличии у них ряда признаков (рис. 4.8):
• оцениваются как стратегически значимые преимущества или недостатки самими сторонами конкуренции;
• как правило, возникают в областях бизнеса, которые признаются участниками рынка как стратегические;
• к ним приковано широкое внимание со стороны окружения фирмы как к существенным отличительным чертам данной фирмы;
• обладают устойчивостью во времени – у конкурентов отсутствуют возможности легко «перебить» эти преимущества.
Обобщенно стратегически значимые конкурентные преимущества участников рынка в результатах участия в конкуренции воспринимаются ими самими и их окружением как их долгосрочное закрепление в конкурентной среде на сравнительно устойчиво сильных позициях, прежде всего в стратегических областях бизнеса. Эти конкурентные позиции признаются ими и их окружением не только как стратегически значимые, но и стратегически выгодные. Обладание ими позволяет участникам рынка уверенно развивать бизнес рядом со стратегическими соперниками, управляя конкурентными действиями и адресуя их этим соперникам.
Рис. 4.8. Признаки стратегически значимых конкурентных различий
Стратегически выгодными не обязательно признаются доминирующие позиции. Таковыми признают конкурентные позиции участников рынка по отношению к стратегическим соперникам, фактические возможности которых не представляются им смертельно опасными для ведения и развития собственного бизнеса.
Если участники рынка стремятся всего лишь к выживанию, то стратегически выгодными признаются те позиции, которые способствуют их выживанию. Если же они стремятся к достижению существенного долговременного превосходства над стратегическими соперниками, стратегически выгодными признаются более сильные конкурентные позиции при условии, что размеры доли продаж не противоречат антимонопольному законодательству (рассмотрим в главе 5).
Участники рынка признают стратегически значимыми результатами участия в конкуренции и стратегически невыгодные конкурентные позиции – в случае утраты ими стратегически выгодных конкурентных позиций. Нередко они констатируют также невозможность закрепления на стратегически выгодных позициях в дальнейшем, что свидетельствует об их стратегическом поражении – ведь им не удается обеспечивать выживание своего бизнеса в конкурентной среде.
Обобщенно стратегически значимые конкурентные преимущества и недостатки участников рынка в конкурентных ресурсах связаны с понятием стратегического конкурентного потенциала – совокупностью ресурсов, позволяющих участникам рынка рассчитывать на победы или обрекающих их на поражения в соперничестве со стратегическими конкурентами. Это понятие очерчивает границы потенциальных возможностей взаимодействия участников рынка со стратегическими конкурентами прежде всего в стратегических областях бизнеса.
Для обозначения превосходства участников рынка над стратегическими конкурентами и отставания от них в конкурентных ресурсах на стратегическом уровне конкуренции часто пользуются понятием стратегической конкурентоспособности, которая различается у разных участников рынка.
Конкурентные различия в силе и качестве конкурентных действий признаются стратегически значимыми участниками рынка и их окружением в процессе рассмотрения их взаимодействия со стратегическими конкурентами, прежде всего в стратегических областях их бизнеса.
Расстановка (баланс) конкурентных сил стратегических соперников с учетом их конкурентных преимуществ и недостатков отражаются в стратегических конкурентных диспозициях сторон – взаимном расположении стратегических соперников. Линией взаимодействия, разделяющей участников рынка как конкурентов, становится фронт (от фр. front – лоб), который состоит из участков – стратегически важных полей конкуренции (рассмотрим в параграфе 4.4). Взаимное расположение стратегических соперников по всему фронту может быть представлено схематично: в виде двусторонней стратегической конкурентной диспозиции (в основе – баланс сил двух сторон соперничества «один на один») либо многосторонней стратегической конкурентной диспозиции (в основе – расстановка сил в конкурентной среде при наличии двух и более фронтов против разных соперников).
4.3. Стратегические области бизнеса
Выявляя стратегических конкурентов и стратегически значимые конкурентные отличия от них, участники рынка опираются на важную предпосылку стратегического менеджмента конкурентных действий – определение стратегических областей своего бизнеса.
В качестве стратегических областей бизнеса они рассматривают отдельные секторы рынка, образуемые группами отраслей, отраслями или подотраслями экономики, с которыми связывают жизненно важные перспективы долговременной профессиональной деятельности. Стратегические области бизнеса признаются как сферы их стратегических интересов, в них участники рынка находят стратегических клиентов, партнеров, сотрудников и поставщиков прежде всего (рис. 4.9).
Совокупность стратегических областей бизнеса составляет стратегическое ядро бизнеса. Это группа основополагающих для участников рынка направлений предпринимательства или же одно ключевое направление. Стратегическое ядро бизнеса должно иметь устойчиво долговременный характер. Вокруг него участники рынка выстраивают всю совокупность направлений предпринимательской деятельности, которыми они намерены заниматься.
Рис. 4.9. Стратегические области бизнеса
Если обратиться к истории бренда BMW, то можно заметить, что его нынешний успех когда-то был совершенно не очевиден. Он не был первопроходцем рынка: первые автомобили в Европе начал серийно производить концерн Mercedes-Benz, успевший выстроить мощный топ-бренд. Компания BMW изначально производила мотоциклы, а автомобилями занялась только после Второй мировой войны. В США их ввозили без особого успеха: в 1974 г. компания была лишь одиннадцатой по объему импорта среди конкурентов. Однако уже в следующем году в BMW придумали идею «лучшей машины для вождения» – и все изменилось. Телевизионная реклама BMW, в которой показаны счастливые обладатели автомобиля, преодолевающие крутые повороты, «вбивает» в сознание зрителя идею о том, что BMW – «лучшая машина для вождения». В результате автопроизводитель стал одним из лидеров luxury-сегмента наряду с Mercedes-Benz, Lexus, Audi, Chrysler.
В крупном предпринимательстве, которое часто имеет диверсифицированный характер, стратегическое ядро бизнеса формируется в какой-либо отрасли (промышленность, сельское хозяйство, строительство, страхование, торговля, консалтинг, кредитование, инвестиционный бизнес, другие) или подотрасли экономики, в том или ином секторе или сегменте рынка, в том числе в узкой рыночной нише.
Субъекты крупного предпринимательства, как правило, не намерены чрезмерно распылять внимание и ресурсы среди направлений предпринимательства, не имеющих общей стратегической основы. Эта основа формируется под воздействием разных обстоятельств, таких как общность технологий производства или сбыта продукции, уровень рентабельности отдельных направлений бизнеса, идейная предрасположенность владельцев и менеджеров фирмы к определенным направлениям бизнеса, историческая обусловленность диверсификации бизнеса, процедурные закономерности переливов капитала фирмы (рис. 4.10). Однако какими бы конкретными обстоятельствами не было предопределено формирование стратегической основы, необходимо, чтобы она существовала хотя бы в каком-то виде.
Рис. 4.10. Предпосылки образования стратегического ядра бизнеса
Рис. 4.11. Раздвоение стратегического ядра бизнеса
Многие фирмы могут пойти на раздвоение стратегического ядра своего бизнеса или деление (дробление) его на большее число частей (рис. 4.11 и 4.12). Например, типичный способ стратегического «раздвоения» – финансово-промышленный бизнес, предполагающий практически равномерное распределение субъектами предпринимательства разных ресурсов между банковской и производственной деятельностью. Вместе с тем чрезмерное деление стратегического ядра бизнеса чревато для участников рынка распылением конкурентных ресурсов.
Содержание стратегического ядра крупного бизнеса может со временем модифицироваться и меняться под влиянием разных причин, обусловленных внесением изменений в бизнес. Например, стратегически важными могут становиться новые секторы рынка или новые ассортименты продукции. Изменения могут происходить в технологической или организационной основах ведения бизнеса.
Рис. 4.12. Дробление стратегического ядра бизнеса (распыление конкурентных ресурсов)
Стратегическое ядро бизнеса в малом предпринимательстве может представлять собой одно направление предпринимательства, которому следуют участники рынка. Так происходит и в малом инновационном предпринимательстве, и в предпринимательстве на рынке потребительских товаров (услуг, работ). В обоих случаях можно встретить узкоспециализированный бизнес с явно выраженной успешной нишевой специализацией, например бизнес по торговле хлебобулочными изделиями жителям одного квартала.
Вместе с тем в малом предпринимательстве немало «мастеров на все руки», готовых браться за любую оплачиваемую работу. В данном случае выделение стратегического ядра бизнеса превращается в непростую задачу. Разностороннему малому предпринимателю одинаково важны все направления деятельности, которые он признает подходящей работой для себя. Наибольшее стратегическое значение как раз имеет множественность направлений предпринимательства, готовность к участию в которых он проявляет.
Выбор стратегического ядра бизнеса также зависит от внешних условий его ведения.
К ним относятся структура национального рынка, структура отраслей экономики (могут быть монополизированными, консолидированными – действует небольшое число конкурентов, специализированными – действует небольшое число конкурентов, составляющих олигополию или даже монополию, раздробленными – действует множество конкурентов), государственные приоритеты в экономике, участие страны в международном экономическом сотрудничестве, состояние законодательства и правоприменительной практики, масштабы и уровень влияния разных «сил конкуренции», местные традиции, особенности менталитета населения, природно-климатические факторы, форс-мажорные экономические (инфляция, экономический кризис, дефолт и пр.) и неэкономические обстоятельства.
Так, составной частью стратегии участников рынка по ведению бизнеса может стать работа за рубежом. Основные причины выхода фирм на международный рынок – желание вывести стратегические области бизнеса за рубеж, получить доступ к месторождениям природных ресурсов других стран, обзавестись более дешевой рабочей силой, новыми цепочками ценностей, возможность более легкого применения отдельных методов конкурентных действий, затруднительных на внутреннем рынке.
На выбор стратегического ядра бизнеса влияют наряду с перечисленными факторами:
• различия в уровне издержек на создание и реализацию товаров на национальных рынках разных стран, обусловленные различиями в уровне оплаты труда, производительности и фондоемкости труда, эффективности материальных и финансовых инвестиций, инфляции, налоговых ставок, затрат на маркетинговые исследования, продвижение и прямые продажи, затрат на обеспечение результативных связей с общественностью и создание благоприятной репутации, затрат на лоббирование бизнес-идей в органах власти и управления, офшорными и иными льготами;
• колебания обменных курсов национальных валют, которые во многих случаях усложняют использование преимуществ низкого уровня издержек;
• отличия вкусов и предпочтений потребителей продукции, сбытовых каналов, традиций делового партнерства;
• национальное и международное законодательство;
• уровни конкурентоспособности национальной экономики стран юрисдикции, а также отдельных стратегически значимых областей бизнеса, практикующихся в данных странах (например, для России стратегическое значение имеет бизнес в добывающих отраслях национальной промышленности;
• действия государственных органов власти и управления разных стран в целях оказания влияния на международный рынок, в частности принятие ими разных мер для регулирования международной торговли и деятельности иностранных фирм на рынке своих стран (введение импортных пошлин и квот, установление особых требований к товарам, произведенным иностранными компаниями внутри этих стран, регулирование цен на импортные товары, наложение обязательств на страны юрисдикции импортеров или иностранных инвесторов).
В некоторых странах уровень издержек достаточно низок, поэтому размещается много иностранных компаний, а большая часть произведенной продукции вывозится за рубеж. Компании, имеющие свои филиалы в странах с низким уровнем производственных издержек или сотрудничающие с производителями таких стран, приобретают стратегические конкурентные преимущества над теми, кто такой возможностью не обладает. Стратегическая выгода от базирования бизнеса в странах с низкими издержками на создание и реализацию товаров особенно очевидна при обращении к государствам с дешевой рабочей силой, таким как Тайвань, Индонезия, КНР, Мексика, Бразилия и другим, ставшим, по сути, всемирными базами деловой деятельности иностранных предпринимательских фирм, специализирующихся на производстве трудоемких товаров.
Обменные курсы национальных валют могут изменяться на 20–40 % ежегодно, а этого достаточно для того, чтобы в корне уничтожить преимущество низких издержек или превратить страну с высокими издержками в страну, где станет выгодно размещать бизнес. Например, устойчивые позиции доллара США делают более выгодным для американских компаний размещение своих филиалов за границей, в то время как падающий доллар может ликвидировать большинство стратегических конкурентных преимуществ этих компаний, созданных благодаря базированию их бизнеса за рубежом, и даже подтолкнуть иностранных предпринимателей к размещению своих фирм на территории США.
Установление свода правил, касающихся технических стандартов, сертификации товаров, требующих значительных капитальных проектов, регулирующих вывоз капитала из страны, определяющих минимальное (в отдельных случаях максимальное) участие граждан страны в правах собственности на иностранные компании, расположенные на ее территории. Власти отдельных стран предоставляют льготные кредиты и субсидии национальным компаниям, поддерживая их в соперничестве с иностранными конкурентами. Власти других стран, заинтересованные в строительстве новых предприятий, в создании новых рабочих мест, предлагают субсидии иностранным компаниям, обеспечивают им более легкий выход на национальный рынок и представляют техническую помощь.
Стратегически значимые результаты могут возникать не только в стратегически важных областях бизнеса, но и в других, например, в тех из них, которые рассматриваются участниками рынка как стратегические для себя или стратегических соперников не в текущей обстановке, а в перспективе. В любом случае именно стратегические области бизнеса становятся определяющим объектом внимания участников рынка в стратегическом менеджменте конкурентных действий.
4.4. Стратегически важные поля конкуренции
Когда участникам рынка становится понятно, с кем и ради каких целей они вступают в стратегическое соперничество, центральное значение для них приобретает вопрос о месте совершения конкурентных действий. Ответ на него связан с классификацией полей конкуренции и определением в их ряду стратегически важных полей конкуренции, на которых участникам рынка следовало бы сосредоточить конкурентные действия в долговременной перспективе.
Стратегически важное поле конкуренции – понятие, характеризующее в стратегическом менеджменте конкурентных действий участок фронта в соперничестве, действия на котором на долговременной основе приводят к стратегическим победам либо к поражениям. Участники рынка рассматривают как стратегически важные те поля конкуренции, которые располагаются в стратегических областях бизнеса, либо в областях бизнеса, которые, по их мнению, имеют перспективу сделаться стратегическими в будущем. Признавая те или иные поля конкуренции стратегически важными, они отвечают самим себе на вопрос о том, за что именно им следует соперничать прежде всего.
Для каждого поля конкуренции со стратегическими соперниками характерна своя стратегическая конкурентная диспозиция сторон – их взаимное расположение с учетом имеющихся у сторон в начале процесса соперничества стратегически значимых конкурентных преимуществ и недостатков (рис. 4.13). Взаимное расположение стратегических соперников на каждом стратегически важном поле конкуренции, как и по всему фронту, может быть представлено схематично – в виде двусторонней стратегической конкурентной диспозиции либо многосторонней стратегической конкурентной диспозиции.
Рис. 4.13. Двусторонняя стратегическая конкурентная диспозиция
Двусторонняя стратегическая конкурентная диспозиция – схема, в которой отражается взаимное расположение сторон конкуренции на определенном стратегически важном поле конкуренции с указанием на сроки ее применения (в течение года, двух, трех, пяти лет). Если необходимо отразить многостороннее соперничество на этом поле, участники рынка могут использовать многосторонние стратегические конкурентные диспозиции. На разных полях конкуренции может наблюдаться разный баланс сил одних и тех же соперников. Поэтому иногда стратегические конкурентные диспозиции отражают превосходство одной стороны, иногда – превосходство другой стороны.
Участники рынка не могут одновременно действовать на всех полях конкуренции. Вместе с тем им приходится постоянно конкурировать между собой в ценовом, товарном, ресурсном, деятельном пространствах конкуренции. Поэтому принимаемые участниками рынка решения должны изначально предусматривать множественность стратегически важных полей конкуренции, на которых им предстоит взаимодействие с соперниками. Участники рынка должны изначально готовиться к соперничеству на разных полях конкуренции (вокруг разных объектов конкуренции) и решать, какие поля станут для них выгодной ареной соперничества с теми или иными соперниками или группами соперников.
Стратегически важные поля конкуренции могут признаваться участниками рынка выгодными для них, невыгодными либо нейтральными. Все вместе они образуют совокупное стратегическое пространство участия субъектов предпринимательства в конкуренции (рис. 4.14).
Будучи глубоко зависимыми от присутствия стратегических конкурентов в конкурентной среде, прежде всего в стратегических областях бизнеса, участники рынка постоянно стремятся к обеспечению стратегической независимости. Это приводит их к инициативным поискам стратегически выгодных полей конкуренции и к закреплению на них.
Стратегически выгодными становятся для участников рынка поля конкуренции, на которых они могут приобретать и удерживать стратегически выгодные конкурентные позиции или хотя бы препятствовать сползанию на стратегически невыгодные позиции. Эти поля конкуренции отличаются благоприятной для них конкурентной диспозицией. На них обеспечивается превосходство над стратегическими соперниками и не допускается превосходство со стороны этих соперников.
Рис. 4.14. Совокупное стратегическое пространство участия субъектов предпринимательства в конкуренции
В процессе взаимодействия каждый из конкурентов предпочитает действовать на той части пространства участия в конкуренции, которое представляется ему более выгодным в соперничестве с определенными конкурентами. Для соперничества с одними конкурентами или их группами – это новые и существующие товары (услуги, работы), с другими – определенные группы ресурсов, с третьими – каналы продвижения и поставок, бизнес-коммуникации (в том числе с государством), которые применяются в снабжении ресурсами и сбыте продукции, с четвертыми – непосредственно сила конкурентных действий.
Участники рынка стараются выбрать те поля конкуренции, на которых рассчитывают добиться наилучших результатов в соперничестве со стратегическими конкурентами или с их группами. Соперники желают того же, но в своих интересах. Поэтому стороны стараются навязать друг другу столкновение интересов на тех полях конкуренции, которые представляются им не просто стратегически важными, но и стратегически выгодными, и избежать столкновения на стратегически невыгодных полях конкуренции (рис. 4.15).
Стратегическая зависимость участников рынка от конкурентов имеет относительный характер и умещается в определенных границах благодаря наличию у сторон конкурентных преимуществ над соперниками. Это оказывает влияние на выбор участниками рынка полей конкуренции.
Например, если фирмы обладают сильными службами по управлению персоналом и владеют навыками хэдхантинга (англ. head hunting), им проще, чем соперникам, привлекать подходящих сотрудников, в том числе перехватывая их у соперников. Если они обладают более внушительными объемами продаж, им легче производить дифференциацию ассортимента продукции или укоренять на рынке свой бренд.
Рис. 4.15. Столкновение интересов на стратегически важном поле конкуренции
При этом им невыгодно втягиваться в конкуренцию с определенными соперниками, например в сфере получения государственных заказов, если они понимают, что соперники существенно превосходят их в этом. Для них могут стать невыгодными по местоположению конкретные точки продаж – участникам рынка (например, владельцам небольших магазинов, мастерских металлоремонта, парикмахерских, косметических салонов) стоит тщательно продумать вопрос о размещении, когда на той же или соседней улице уже не один год действуют конкуренты. Ведь сбыт – «обязательная программа» для каждого участника рынка. Если нет продаж, то, по сути, нет и бизнеса.
Ослабляя конкурентные позиции стратегических соперников в отношениях с общим окружением в ходе взаимодействия на стратегически важных полях конкуренции, участники рынка стараются за счет этого укреплять свои собственные конкурентные позиции.
Стратегически невыгодными поля конкуренции становятся для участников рынка постольку, поскольку их выбор выгоден не им самим, а тем или иным соперникам. Их стратегическая зависимость от соперников при этом не уменьшается, а напротив, усиливается, в то время как зависимость этих соперников от них уменьшается. Данные поля конкуренции отличаются относительно неблагоприятными для участников рынка конкурентными диспозициями.
Стратегически нейтральным является поле конкуренции, не дающее ни одной из сторон стратегического превосходства над соперниками.
Участники рынка вправе использовать свои стратегические конкурентные диспозиции как составные части разрабатываемых ими бизнес-моделей.
Применение бизнес-моделей в стратегическом управлении бизнесом получило широкое распространение на рубеже 1990–2000-х годов. В настоящее время бизнес-модели применяются во всех направлениях современного предпринимательства.
В числе структурных блоков современных бизнес-моделей целесообразно выделять «конкурентный блок». В нем можно устанавливать, кто является для участников рынка стратегическими конкурентами. Этот блок бизнес-моделей мог бы содержать фиксацию стратегически важных полей конкуренции и определять, какие стратегии конкурентных действий следует предусмотреть участникам рынка для разных соперников, как с помощью этих стратегий они могли бы выдерживать конкуренцию, обеспечивать нейтрализацию и (или) использование конкурентов в намечаемых бизнес-процессах, достигать превосходства над ними47.
4.5. Разработка стратегий участия в конкуренции
Стратегические целевые установки участников рынка
Когда участникам рынка понятны стратегические цели участия в конкуренции, перечень стратегически важных полей конкуренции и состав стратегических конкурентов, они вплотную подходят к разработке стратегий конкурентных действий, которые следует применять по отношению к данным конкурентам на этих полях конкуренции ради достижения установленных целей. Разрабатывая стратегии участия в конкуренции, участники рынка ответов на вопросы «для чего соперничать?» и «с кем соперничать?» переходят к обоснованию ответа на вопрос «как соперничать?».
Разработка стратегий участия в конкуренции – судьбоносный процесс для каждого субъекта предпринимательства. Определяющая роль в разработке и применении той или иной стратегии конкурентных действий принадлежит владельцам бизнеса, что регламентируется уставами и (или) другими учредительными документами фирм.
Во избежание ошибок и для обеспечения наиболее высокой степени учета участниками рынка стратегических интересов полномочия в сфере менеджмента конкурентных действий в малом предпринимательстве сохраняются, как правило, за владельцами бизнеса, а в крупном предпринимательстве делегируются специализированным подразделениям фирм, подотчетным их высшему руководству. Например, к ним относятся центры стратегического планирования, департаменты стратегического анализа и управления, департаменты стратегического контроля и аудита и другие подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами. По поручению участников рынка стратегии участия в конкуренции могут разрабатываться также специализированными консалтинговыми агентствами.
Участникам рынка приходится разрабатывать стратегии конкурентных действий одновременно с разработкой производственных, сбытовых, кадровых, финансовых и других стратегий. От того, насколько настойчивыми и последовательными окажутся эти усилия, зависит уровень обоснования стратегий их последующего взаимодействия с конкурентами.
Разработка стратегий участия в конкуренции участниками рынка включает:
• формирование приемлемого для них общего перечня;
• определение типа и вида стратегии, подходящих для конкуренции с отдельными соперниками;
• структурирование стратегий участия в конкуренции и выделение из их числа главных стратегий;
• комбинирование стратегий участия в конкуренции, адресуемых разным конкурентам, на основе их гармоничного сочетания.
Прежде всего участникам рынка следует составить перечень стратегий конкуренции, необходимых для применения по отношению к стратегическим соперникам в стратегических областях бизнеса сообразно имеющимся в них стратегическим диспозициям сторон.
Конец ознакомительного фрагмента.