Вы здесь

Конкурентоспособность организации. Раздел II. Сущность и методы оценки конкурентоспособности экономики по уровням управления (А. С. Головачев, 2012)

Раздел II. Сущность и методы оценки конкурентоспособности экономики по уровням управления

Глава 4. Конкурентоспособность национальной экономики

4.1. Сущность и факторы конкурентоспособности национальной экономики

Конкурентоспособность национальной экономикиэто способность открытой для международной конкуренции страны создавать конкурентные преимущества отечественных товаров (услуг, работ) на мировых рынках, способность ее субъектов хозяйствования проектировать, производить и продавать свои товары (услуги) (более успешно, чем страны-конкуренты) на основе высокой производительности общественного труда, эффективности использования ресурсов, повышения рентабельности активов (что в совокупности обеспечивает инновационное развитие и расширенное воспроизводство, стабильно высокий относительно других стран уровень ВВП и доходов своих граждан в расчете на душу населения). Конкурентоспособность национальной экономики характеризуется, во-первых, степенью развития всех ее регионов и отраслей, во-вторых, наиболее высоким уровнем жизни населения среди других стран.

Цель повышения конкурентоспособности национальной экономики – обеспечение эффективности общественного производства, экономического роста, повышение качества и уровня жизни, доходов и благосостояния населения страны на основе удовлетворения потребностей рынков в товарах (услугах).

Основными средствами достижения этой цели является повышение экономической и социальной эффективности общественного производства, что предполагает ориентацию макроэкономической политики страны по следующим направлениям:

устойчивый и эффективный экономический рост;

стабильность общего уровня цен;

положительный торговый и платежный баланс страны;

высокий уровень занятости;

социальную справедливость в распределении доходов между различными слоями населения;

благоприятную среду обитания человека.

Критерием конкурентоспособности национальной экономики является эффективность использования ресурсов и прежде всего рост общественной производительности труда, повышение экономической и социальной эффективности производства и уровня жизни населения. При этом под общественной производительностью труда понимается отношение внутреннего валового продукта к совокупной стоимости использованного труда и капитала. Уровень жизни населения определяется долей ВВП на душу населения.

Повышение конкурентоспособности страны основывается на развитии и использовании ее конкурентных преимуществ, важнейшими из которых являются ресурсные и прежде всего инновационно-технологические.

К ключевым факторам современной инновационно-технологической конкурентоспособности страны относятся:

– открытая система национальной экономики для международной торговли при условии защиты национальных интересов;

– экономическая среда, благоприятная для создания и внедрения нововведений и технологического развития производства;

– инновационное развитие экономики;

– высокая скорость оборота капитала и общий рост эффективности всей социально-экономической системы;

– инвестиции, направляемые в инновации, новые технологии и прежде всего в развитие человеческого капитала.

Факторы конкурентоспособности национальной экономики можно классифицировать на основе двух подходов: 1) Всемирного экономического форума и 2) отечественной практики.

Всемирно экономический форум предлагает выделение агрегированных факторов конкурентоспособности национальной экономики с учетом их весомости (коэффициенты весомости даются в скобках). К агрегированным факторам конкурентоспособности относятся:

открытость национальной экономики, которая определяется степенью либерализации внешней торговли, интеграции страны в мировую экономику и выражается через экспортную ориентацию производства и оптимальный уровень импорта (0,167);

государственное управление (правительство) выражает стимулирующую роль государственного регулирования социально-экономических и экологических процессов в стране через бюджетно-налоговую, кредитно-денежную, инвестиционную, ценовую политику и методы прямого государственного вмешательства в экономику (0,167);

финансы и функционирование финансовых рынков, их роль проявляется в оптимизации соотношения потребления и накопления (сбережения), в эффективности деятельности финансовых посредников, которые направляют кредиты (сбережения) в производственные инвестиции и активизацию инновационной деятельности (0,167);

менеджмент предполагает эффективный стратегический маркетинг, повышение качества управления кадрами, бизнесом, контроль качества, формирование конкурентных стратегий, управление инновациями, результативность рефинансовых операций корпораций (0,055);

труд включает качество трудовых ресурсов, эффективность и гибкость рынков труда; трудовое законодательство; организацию оплаты труда; степень влияния трудовых коллективов на уровень заработной платы; производительность общественного труда, которая показывает, насколько страна может быть конкурентным «производителем» при условии высокой заработной платы и «полной факторной производительности», измеряющейся соотношением ВВП к стоимости совокупных издержек труда и капитала (0,167);

наука и технологии представляют собой систему интенсификации научных исследований, НИОКР, производственные научно-технические структуры, эффективность заимствования иностранных инвестиций и технологий (использование лицензий, трансфер технологий), динамику их уровня и компьютеризацию в стране (0,111);

инфраструктура, которая характеризуется ее содержанием и уровнем, отвечающим базовым потребностям бизнеса, развития объектов инфраструктуры (терминалы, аэро- и речные порты, сеть средств сообщения), транспортной системы, энергоснабжения, сети телекоммуникаций и распределительных сетей (0,111);

институты — оцениваются сопоставлением с другими странами степени надежности совокупности институциональных правовых и общественных правил, а также механизмов, обеспечивающих соблюдение этих правил, защиту прав собственников, поддержку современной конкуренции, стимулирование трудовой и инновационной мотивации в общественном производстве (0,055).

На основе отечественного опыта факторы конкурентоспособности национальной экономики можно разделить на следующие группы:

наделенность страны факторами производства – землей (природными ресурсами), рабочей силой и капиталом, дающими стране сравнительные преимущества для развития отдельных отраслей и специализации страны в мировом хозяйстве;

технический и технологический уровень производства, научно-технический потенциал страны, национальный уровень общественной производительности труда, которые определяются уровнем квалификации работников, уровнем технического и инвестиционного развития в стране;

общеэкономическая ситуация в стране, средняя норма прибыли и ее накопление, система аккумуляции сбережений в стране и их использование для инвестиций, эффективность функционирования банковской системы и других финансовых учреждений, позволяющих организациям использовать привлеченные средства для совершенствования производства и организации выпуска новых изделий;

уровень жизни населения, что определяется уровнем заработанной платы и социальными выплатами, общими расходами на развитие образования и здравоохранения, которые способствуют формированию в стране грамотных и здоровых работников, повышают производительность труда и платежеспособный спрос;

экономическая политика государства, которая должна быть направлена на повышение национальной конкурентоспособности через реализацию мер по стимулированию инвестиций и инноваций, совершенствованию налоговой и кредитной системы, развитию инновационного производства, науки и совершенствованию системы образования в стране. Главная задача государства – создание условий, возможностей и стимулов для постоянного совершенствования и повышение эффективности производства и конкурентоспособности национальной экономики на основе инновационного развития предприятий.

Конкурентоспособность национальной экономики страны определяется как результат взаимодействия перечисленных факторов, особенностей социально-политической среды, эффективностью механизма функционирования экономики страны, ее хозяйствующих субъектов.

4.2. Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики

Анализ и уточнение путей повышения конкурентоспособности национальной экономики страны, активизации положительных тенденций в ее развитии производятся исходя из следующих показателей:

объем валового внутреннего продукта (ВВП), доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении (выражают емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики);

отношение экспортно-импортного сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны (характеризует динамику повышения потенциала конкурентоспособности национальной экономики);

динамика и соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги (характеризуют рост или снижение конкурентоспособности национальной экономики);

степень «скованности» страны в осуществлении конкурентных стратегий, что выражается отношением величин задолженности государства (%) к ВВП, дебиторской и кредиторской задолженности страны;

структура ВВП страны, доля в ВВП результатов высокотехнологичных отраслей промышленности.

Обеспечение конкурентоспособности национальной экономики – это непрерывный поиск ответов на вопросы: что, как и для кого производить, что, как и по каким ценам продавать в сравнении с интернациональными показателями. При решении проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики следует на основе анализа причинно-следственных связей деструктивных явлений, методологических положений экономической теории и мирового опыта преодоления социально-экономических катаклизмов использовать системный антикризисный механизм, включающий совокупность взаимосвязанных мер оперативного, тактического и стратегического характера. К этим мерам относятся:

1) определение стратегического пути повышения конкурентоспособности экономики страны и ее хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на внешнем рынках, который (путь) предполагает активизацию деятельности по вхождению страны в мировую экономику, включению ее в мирохозяйственные процессы международного сотрудничества особенно в области научно-производственной кооперации транснационализации и глобализации производства;

2) действенная поддержка всех государственных средств (экономических, политических, дипломатических) в области обеспечения конкурентной устойчивости экономики страны, для чего предстоит решить три взаимосвязанных задачи:

– реализация национальной модели устойчивого социально-экономического развития страны с использованием научной теории системной трансформации производства, разрешающих проблемы повышения конкурентоспособности, выхода страны на новые мировые рынки сбыта товаров, работ (услуг);

– активизация системной работы по формированию нового постиндустриального инновационного типа экономики, основанную на структурной перестройке реального сектора экономики, приоритетном развитии науки, образования, обновлении технологической базы производства инновационного продукта, обеспечивающих переход к технологиям V и VI укладов;

– обеспечение повышения конкурентоспособности отечественных товаров (услуг), что будет способствовать расширению внешнего и внутреннего спроса на основе развития инвестиционно-инновационной деятельности и использования научных форм и методов современного менеджмента и развития интеллекта;

3) осуществление последовательной и эволюционной либерализации экономики страны, всемерную поддержку малого и среднего бизнеса; продолжение работы по ограничению вмешательства органов государственного управления в хозяйственную деятельность предприятий страны, снижение уровня государственной регламентации в лицензировании и контролировании;

4) реализация эффективных подходов к оптимизации приоритетов во внешнеэкономической деятельности, активизация отношений с развивающимися странами мира путем развития не только экспорта товаров и услуг, но и экспорта белорусского капитала как наиболее эффективного средства для расширения экономической территории Беларуси; расширения экономического, технологического, интеллектуального и образовательного пространства, в том числе на основе подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран;

5) осуществление оптимизации импорта оборудования для обновления отечественного основного капитала, создания новых наукоемких и высокотехнологичных производств, проведения приоритетных НИОКР;

6) усовершенствование методов и механизмов менеджмента, маркетинга, логистики для поиска и завоевания новых рыночных ниш на мировом рынке;

7) активизация работы по созданию новых форм организации крупного бизнеса (кластеров, холдингов, финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций) в рамках Союза России, Беларуси и Казахстана по созданию Единого экономического пространства, ЕврАзЭС, СНГ и мирового сообщества;

8) предупреждение возможных минусов в связи с предстоящим вступлением страны в ВТО, совершенствование национального законодательства с использованием принципа относительности, выравнивания условий для функционирования отечественных товаропроизводителей;

9) создание эффективного экономического механизма повышения ответственности и предприимчивости субъектов хозяйствования и их руководителей на основе: восприимчивости науки и научных разработок; создания корпоративных систем, эффективных систем по продвижению товаров на рынки; оценки управления инвестиционными предпринимательскими рисками; создания единого информационно-экономического пространства с Россией, другими странами Содружества и ЕС; использования международного менеджмента, стандартизации, патентоведения, маркетинга; обеспечения экономической безопасности и повышения эффективности общественного производства; совершенствования налоговой, кредитной, ценовой, бухгалтерской, казначейской и страховых систем, которые должны стимулировать повышение конкурентоспособности объектов на всех уровнях управления и будут «работать» в условиях вступления Республики Беларусь в ВТО.

Важно подчеркнуть, что реально о конкурентоспособности национальной экономики можно говорить, когда страна имеет устойчиво развивающуюся экономику, где сохраняется внутренний баланс экономических, социальных и политических сил, где в комплексе и системно решаются проблемы конкурентоспособности национальной экономики, ее регионов, отраслей, предприятий, товаров, работ (услуг).

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какова сущность понятия «конкурентоспособность национальной экономики»?

2. Назовите цель повышения конкурентоспособности национальной экономики и основные средства ее достижения.

3. Каковы конкурентные преимущества предприятий и страны по М. Портеру?

4. Сформулируйте факторы конкурентоспособности страны по классификации Всемирного экономического форума.

5. Дайте классификацию факторов конкурентоспособности страны на основе отечественной практики.

6. Опишите основные показатели повышения конкурентоспособности и развития экономики страны.

7. Какова структура антикризисного механизма повышения конкурентоспособности национальной экономики?

Глава 5. Конкурентоспособность региона

5.1. Сущность конкурентоспособности региона: цели, критерии, факторы и показатели

Конкурентоспособность региона – это конкурентные преимущества региона на рынках, обусловленные природными ресурсами, созданными регионом экономическими, инновационными, экологическими, социальными ресурсами; его способность создавать и использовать конкурентные преимущества для удержания или улучшения своей позиции на рынках соперничающих регионов, а также способность его отдельных товаропроизводителей побеждать конкурентов (на внутреннем и внешнем рынках), позволяющая обеспечивать его главную цель – повышение эффективности производства и рост благосостояния населения региона.

Необходимость повышения конкурентоспособности регионов вытекает из того, что она: 1) обеспечивает рост благосостояния его населения (региона); 2) способствует развитию конкурентоспособности национальной экономики; 3) взаимодействует не только с конкурентоспособностью страны, но и с конкурентоспособностью отраслей, организаций и товаров; 4) взаимосвязана с эффективностью производства (как правило, второй фактор предопределяет первый).

Рассмотрим классификацию конкурентных преимуществ на рынках отдельных регионов. Конкурентные преимущества подразделяются:

– на абсолютные, которые связаны с наличием природных и других уникальных ресурсов и производственных возможностей;

относительные, обусловленные лучшими по сравнению с другими регионами возможностями или условиями производства и реализации продукции или предоставления услуг;

производственные и инновационно-инвестиционные (по объему и структуре производства, инновационной активности, инвестиционной привлекательности и эффективности использования всех ресурсов);

количественные (доля рынка) и качественные характеристики товаров или услуг предприятий региона;

фактические (реальные, реализованные) и потенциальные (не используемые в настоящее время).

Конкурентные преимущества региона определяются:

– конкурентоспособностью национальной экономики;

– природно-климатическими, географическими, экологическими и социально-экономическими параметрами региона;

– предпринимательской, инновационно-инвестиционной активностью в регионе;

– соответствием параметров инфраструктуры региона международным и внутригосударственным стандартам и нормативам;

– уровнем международной интеграции и кооперирования региона.

Конкурентоспособность региона характеризуется системой свойств, позволяющей региону эффективно вести конкуренцию для достижения своих целей.

Основной целью конкурентоспособности региона является постоянное повышение благосостояния жителей региона (области), достижение которого обеспечивается за счет устойчивого социально-экономического регионального развития на основе повышения эффективности его реального сектора экономики.

Общая (основная) цель конкурентоспособности региона подразделяется на цели по уровням своего действия:

Цели (первого) низшего уровня связаны с реализацией потребности выживания – это обеспечение населения питанием, водой, средствами санитарии (физиологические потребности).

Цели второго уровня – создание условий самосохранения и безопасности региона (продовольственная безопасность, производственная, социальная, информационная).

Третий уровень включает цели по обеспечению роста социально-экономических показателей региона.

Цель четвертого уровня – достижение признания конкурентоспособности региона со стороны внутреннего и внешнего рынка.

На вершине пирамиды целей региональной конкурентоспособности находится главная цель региона – его социальная ответственность за повышение благосостояния и качества жизни его населения, будущее региона, устойчивое его развитие и экологическое сохранение [20].

Для оценки и управления конкурентоспособностью региона необходимо определить критерий, факторы и показатели объекта конкурентоспособности.

Основным критерием конкурентоспособности региона является производительность общественного труда и уровень благосостояния населения региона. Следующий критерий оценки конкурентоспособности – уровень активизации инновационно-инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования и привлечение инвестиций на одного жителя региона.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность региона, классифицируются на внутренние и внешние; в отдельную группу выделяют институциональные факторы.

К внутренним факторам конкурентоспособности региона относятся:

1) природные ресурсы и географическое расположение региона (близость региона к транспортным железнодорожным узлам, автомобильным, речным магистралям, портам и к внешним границам страны);

2) накопленный физический капитал региона (его соответствие структуре спроса), объем и качество активов, степень физического и морального износа основного капитала по отраслям региона;

3) накопленный человеческий капитал региона (соответствие его качества (образование, квалификация) структуре спроса на рабочую силу, заработная плата и затраты на воспроизводство рабочей силы);

4) накопленный инновационный потенциал региона (количество ученых и инновационных центров, наличие (создание) новшеств, его соответствие структуре внутреннего (регионального) и внешнего спроса.

Внешние по отношению к региону факторы конкурентоспособности:

1) уровень интеграции региона в глобальное экономическое пространство (внешний спрос на товары (услуги) региона, уровень открытости его экономики (по объему экспорта и импорта) и интеграции региона, динамика спроса на импортную продукцию и цен на экспортную продукцию региона);

2) политика властей в отношении региона (степень сосредоточения бюджетных полномочий на региональном уровне, соотношение экспортных и импортных таможенных тарифов на товары региона, цены и тарифы на товары естественных монополий);

3) наличие и функционирование предприятий региона, интегрированных в бизнес-группы для активизации продаж и инновационной деятельности.

Институциональные факторы (правовые нормы, правила и механизмы, обеспечивающие их выполнение, нормы поведения, которые структурируют взаимодействие между людьми):

1) предсказуемость изменений правовых норм и правил;

2) стабильность региональных формальных институтов, степень вовлеченности гражданского общества в их создание и деятельность;

3) защищенность прав собственности;

4) качество судебной системы (механизм справедливого обеспечения действия правовых норм и правил);

5) институциональная инфраструктура и ее качество. Качество инфраструктуры региона – качество совокупности структур, удовлетворяющих физиологические, социальные и духовные потребности населения, а также производственные и финансовые потребности предприятий, находящихся на территории региона;

6) неформальные нормы в отношении к налогам, взяткам, коррупционным способам решения административных проблем.

Показатели конкурентоспособности подразделяются на показатели стратегической конкурентоспособности, фактической и экономической.

Показателями (факторами) стратегической конкурентоспособности региона являются: расходы на развитие человека (образование, культуру, здравоохранение); индекс развития человеческого потенциала; эффективность использования природных и производственных ресурсов; инновационно-инвестиционная активность субъектов хозяйствования региона; деловая активность предпринимательских структур; состояние окружающей среды; уровень комплексной безопасности человека и политической стабильности в регионе.

Показатели (факторы) фактической конкурентоспособности региона:

– внутренний валовый продукт на душу населения;

– процент экспорта и импорта в ВВП и их соотношение;

– доля продаж предприятий на международном рынке;

– отношение средней заработной платы в регионе к средней заработной плате в стране;

– отношение доходов 10 % богатых и 10 % бедных;

– уровень безработицы в регионе;

– доля убыточных предприятий;

– уровень потребления жителями региона материальных благ (услуг);

– средняя продолжительность жизни населения в регионе.

Показатели экономической конкурентоспособности региона:

– совершенствование квалификационной структуры рабочей силы и эффективность использования труда в регионе;

– соответствие квалификационной структуры рабочей силы структуре спроса на труд и необходимость обеспечения инновационного типа экономики, опережение темпов роста производительности труда и прибыли по сравнению с темпами роста заработной платы;

– эффективность использования основного и оборотного капитала региона и интенсивность обновления основных средств на более высокой технологической основе;

– эффективность использования инвестиций в регионе;

– эффективность инновационной деятельности;

– эффективность внешнеэкономической деятельности.

При формировании конкурентных преимуществ региона целесообразно использовать детерминанты «регионального ромба»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара (услуг) и др.); родственные и поддерживающие отрасли, которые обеспечивают организации региона необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, стразовыми и другими услугами; стратегии предприятий региона, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). Повышение конкурентоспособности региона, как и национальной экономики в целом (по М. Портеру), осуществляется системно и включает следующие четыре направления формирования конкуренции на основе: 1) факторов производства; 2) формирования инвестиций; 3) нововведений; 4) бо гатства. Первые три стадии обеспечивают региону экономический рост, последняя (при ее локализации) обусловливает застой и спад в экономике.

5.2. Методические подходы к определению конкурентоспособности региона

Оценка уровня конкурентоспособности региона (Крег) может быть осуществлена по совокупности показателей его экономического потенциала (Пэк), региональной эффективности (Эрег) и конкурентных преимуществ (Кпреим). Для этого используется функция Крег = f(Пэк, Эрег, Кпреим) многомерного непараметрического метода «Паттерн».

Продуктивным при оценке конкурентоспособности региона является использование концепции конкурентоспособности страны, предложенной М. Портером. Она сводится к оценке четырех показателей в расчете на душу населения: 1) по размеру валового регионального продукта; 2) величине производственных и природных ресурсов; 3) уровню образованности трудовых ресурсов; 4) прямых инвестиций в экономику региона.

Более полная система показателей оценки конкурентоспособности региона включает пять подсистем, отражающих индикаторы экономического, социального, инновационно-инвестиционного, внешнеэкономического и институционального развития.

Алгоритм расчета сводного индекса конкурентоспособности региона включает в себя [14]:

1) расчет частных показателей уровня конкурентоспособности региона (Пi), который осуществляется путем соотнесения абсолютных показателей регионального развития к аналогичным показателям по стране где Прег – абсолютное значение i-го показателя региона; Прег. сi – среднее значение i-го показателя по стране;

2) расчет агрегированных показателей (базовых индексов) конкурентоспособности региона (Iбаз), который осуществляется по каждой подсистеме показателей экономического, социального, инновационно-инвестиционного, внешнеэкономического и институционального развития как простая или взвешенная среднеарифметическая величина где Пi – частный показатель уровня конкурентоспособности региональной экономики; n – количество частных показателей, принятых для расчета базового индекса;

3) расчет интегрального (сводного) индекса конкурентоспособности региона (Iсв), включающего в себя пять базовых индексов: экономического (Iэк. р), социального (Iсоц. р), инновационно-инвестиционного (Iи-ин. р), внешнеэкономического (Iвн. р) и институционального (Iин. р) развития. Iсв определяется методом простой или взвешенной среднеарифметической величины:




где Iбазj включает Iэк. р, Iсоц. р, Iи-ин. р, Iвн. р, Iии. р; к – количество базовых показателей; rj – экспертно установленный каждому индексу коэффициент значимости (при этом

Результаты определения уровня конкурентоспособности регионов используются для выработки обоснованной социально-экономической, инновационной, инвестиционной, градостроительной и региональной политики, определения совокупности мер и действий республиканских и местных органов управления, направленных на регулирование процессов социально-экономического развития региона.

Так как эффективность ресурсов (один из важнейших критериев конкурентоспособности) характеризуется показателями рентабельности, то в первом приближении внутринациональную конкурентоспособность регионов можно определить, используя соотношения показателей по рентабельности реализованной продукции (Rпрод), рентабельности продаж (Rпродаж) и рентабельности активов предприятий (RA) сравниваемых регионов, по формулам:




Тогда интегральная конкурентосопособность региона будет равна:




где K1(2) – конкурентоспособность 1-го региона по сравнению со 2-м регионом; а 1, а2, а3 – соответственно коэффициенты значимости Rпрод, Rпродаж, RA (при этом а1+ а2+ а3= 1).

5.3. Основные направления повышения конкурентоспособности регионов

Главными приоритетами развития регионов являются:

повышение уровня конкурентоспособности отраслей и организаций региональной экономики на основе технологического перевооружения производств, внедрения наукоемких и ресурсосберегающих технологий;

стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств;

активизация инновационно-инвестиционной деятельности за счет внедрения эффективных механизмов инвестирования в инновации отраслей и организаций региона.

Реализация этих приоритетов развития регионов должна находить свое отражение в региональной промышленной политике, которая предполагает совершенствование отраслевой структуры промышленного комплекса на основе осуществления проектов наукоемкой, высокотехнологической направленности в регионах с высоким научно-техническим потенциалом; приоритетного развития отраслей и производств, работающих на местном сырье; ускорения темпов модернизации, внедрения энерго-и ресурсосберегающих технологий в регионах.

Повышение конкурентоспособности регионов требует наличия конкурентоспособного персонала, проведения системной, целенаправленной работы органов государственного и местного управления, субъектов хозяйствования всех форм собственности по следующим основным направлениям:

повышение эффективности использования всех ресурсов и обеспечение конкурентоспособности работников региона и прежде всего руководителей и специалистов;

повышение качества выпускаемой продукции на основе технического перевооружения и модернизации производств, внедрения новых и высоких технологий;

снижение издержек производства, обеспечение энерго-и ресурсосбережения;

повышение эффективности инновационно-инвестиционной деятельности предприятий региона, стимулирование производства новой высокотехнологичной продукции;

создание условий для развития экспорта продукции региона на основе развития экспортоориентированных производств, внедрения наукоемких технологий, увеличения в структуре экспорта удельного веса высокотехнологичных товаров (услуг), обеспечения их соответствия требованиям международных стандартов и запросам потребителей, снижения затрат на производство экспортной продукции.

Создание государственными и местными органами исполнительной власти такого комплекса условий, выявление и усиление существующих и формирование новых конкурентных преимуществ – одна из основных задач стратегий развития регионов страны.

Высокий уровень конкурентоспособности регионов страны может быть обеспечен прежде всего за счет повышения конкурентоспособности:

государственного и местного управления;

отраслей, предприятий, товаров и бизнеса в целом;

человеческого капитала, работников региона.

В современной экономической ситуации конкурентная борьба все больше смещается в сторону экономики знаний, инноваций, что определяет новые функции государственных и местных органов управления. Они должны выступать в роли катализатора нового, мотивировать организации к повышению своих стремлений и движению к более высоким уровням конкуренции. Политика этих органов управления должна сводиться к созданию условий и бизнес-среды, в которых организации могут достигать конкурентных преимуществ.

Определяющим фактором в системе повышения конкурентоспособности является разработка под эгидой государства программ повышения конкурентоспособности регионов. При этом главной задачей является повышение конкурентоспособности государственных служащих, руководителей и специалистов, занятых на производстве. Без данной конкурентосопосбности не может быть надлежащего уровня конкурентоспособности товара, организаций, отраслей, регионов и национальной экономики в целом.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте понятие «конкурентоспособность региона» и покажите необходимость повышения его уровня.

2. Раскройте конкурентные преимущества региона: сущность и их классификацию.

3. Каковы основная цель развития региона и классификация целей конкурентоспособности региона по уровням?

4. Назовите критерий конкурентоспособности региона.

5. Каковы внутренние факторы конкурентоспособности региона?

6. Опишите внешние факторы конкурентоспособности региона.

7. Приведите институциональные факторы конкурентоспособности региона.

8. Каковы показатели стратегической конкурентоспособности региона?

9. Каковы показатели экономической конкурентоспособности региона?

10. Дайте методику определения сводного индекса конкурентоспособности региона на основе расчета частных, агрегированных и интегральных показателей.

11. Сформулируйте определение конкурентоспособности региона на основе использования рентабельности активов, продукции и продаж.

12. Опишите основные направления повышения конкурентоспособности регионов.

Глава 6. Конкурентоспособность отрасли

6.1. Сущность конкурентоспособности и конкурентных преимуществ отрасли

Конкурентоспособность отрасли – совокупная способность отрасли создавать конкурентные преимущества предприятий, товары которых по ценовым и качественным характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары аналогичных зарубежных отраслей-конкурентов, что в итоге обеспечивает устойчиво высокие темпы экономического роста отечественной отрасли. Из этого понятия вытекает, что конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкурентных преимуществ. Значимость конкретного вида конкурентного преимущества для каждой отрасли зависит от силы его влияния на выбор потребителями товаров данной отрасли и получения в результате прибыли организациями отрасли.

Конкурентные преимущества отрасли позволяют: во-первых, производить продукцию высокого качества (с издержками не выше среднеотраслевых в зарубежной экономике), удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости, и, во-вторых, поставлять ее на конкретный мировой рынок в оптимальные сроки, диктуемые маркетинговой деятельностью и рыночной ситуацией.

Конкурентные преимущества отрасли предполагают:

рациональную отраслевую структуру;

наличие группы высококонкурентных фирм-лидеров, подтягивающих другие организации отрасли до своего уровня;

передовую опытно-конструкторскую и прогрессивную производственно-технологическую базу отрасли;

развитую отраслевую инфраструктуру;

эффективную систему продвижения товара на рынок;

активную систему научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и аналогичными отраслями за ее пределами.

Результатами конкурентных преимуществ отрасли являются: высокая конкуренция в отрасли; вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли; наличие отраслевого научно-технического и информационного центра; наличие отраслевого патентного фонда.

К внутренним конкурентным преимуществам отрасли относятся:

– высокая (по сравнению с зарубежными аналогичными отраслями-конкурентами) потребность в товарах отрасли и их эксклюзивность;

– высокая эффективность использования ресурсов;

– оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;

– оптимальный уровень унификации, стандартизации и сертификации продукции отрасли;

– высокий удельный вес в отрасли конкурентоспособных предприятий и товаров;

– высокий удельный вес конкурентоспособного персонала в отрасли (особенно среди руководителей и специалистов);

– функционирование на организациях отрасли системы обеспечения ее конкурентоспособности;

– высокая доля экспорта наукоемких товаров.

Если конкурентоспособность отрасли рассматривать через призму кластеров (сконцентрированной по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний и специализированных поставщиков в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную деятельность [35]), то конкурентные преимущества предприятий в рамках кластера определяются:

1) формированием стратегического потенциала предприятий отрасли;

2) привилегированным, более дешевым доступом предприятий к специализированным факторам производства (оборудование, бизнес-услуги, персонал) по сравнению с отдельными локальными организациями, что делает организации кластера более эффективными в компоновке факторов производства по относительно низким ценам и гарантирует сбыт и низкие материально-производственные запасы;

3) доступом к знаниям по организации производства, маркетингу, передовым технологиям, которые лучше организованы и требуют меньших затрат внутри кластера, что позволяет организациям работать более продуктивно и выходить на передовой уровень производительности труда;

4) взаимодополняемостью видов деятельности предприятий – участников кластера при координации их усилий в направлении повышения качества и эффективности предприятий кластера.

Таким образом, формирование конкурентных преимуществ отрасли происходит в результате более широкого доступа предприятий к имеющимся в стране базирования ресурсам по сравнению с конкурентами; доступа к технологическим и маркетинговым знаниям, что обеспечивается на основе взаимосвязи и взаимодействия предприятий в рамках, например кластеров; повышения эффективности использования ресурсов посредством реализации новых технологий и продуктов; формирования стратегического потенциала предприятий отрасли, определяющего результаты их деятельности на перспективу.

6.2. Факторы конкурентоспособности отрасли

Факторы конкурентоспособности отрасли классифицируются на внешние и внутренние. Среди внешних факторов выделяют факторы, регулируемые со стороны государства и нерегулируемые, а также факторы прямого и косвенного действия.

К факторам, регулируемым государством и оказывающим сильное влияние на конкурентоспособность отрасли на современном этапе развития экономики Республики Беларусь, относится фактор нормативно-правового регулирования экономики, а также существующие макроэкономические тенденции.

Нерегулируемым фактором внешней среды является фактор внешнеэкономических условий.

Факторы прямого действия – это научно-технические факторы, которые влияют непосредственно на хозяйственную деятельность организаций и испытывают на себе прямое влияние действий предприятий (потребителей, зарубежных конкурентов, сторонних поставщиков и учреждений государственного регулирования).

Под средой косвенного действия понимаются факторы косвенного, как правило, долговременного воздействия на деятельность субъектов хозяйствования (общее состояние национальной экономики; уровень развития научно-технического прогресса; политическая ситуация; участие отрасли в международной торговле).

Внутренние факторы характеризуются внутриотраслевой конкуренцией и товарно-денежными отношениями организаций отрасли. К внутренним факторам конкурентоспособности отрасли относятся организационная структура предприятий отрасли, качество менеджмента и эффективность управления в организациях отрасли, качество кадрового потенциала, действие эффекта масштаба, знаний и опыта, использование инновационных процессов, технологий, формирование собственных инвестиций предприятиями отрасли. Рассмотрим каждый из этих факторов.

Фактор организационная структура предприятий отрасли определяет степень разделения труда на предприятиях отрасли, иерархичность управления – элементы, которые оказывают влияние на эффективность труда, адаптивность организации к происходящим изменениям в запросах покупателей, к действиям конкурентов, технике и технологии, сформированной конкурентной стратегии отрасли.

Фактор качество менеджмента и эффективность управления на предприятиях отрасли подразумевает обоснованность, последовательность, непротиворечивость, целенаправленность, гибкость принимаемых решений в зависимости от изменения внешней среды и приоритетов в развитии отрасли.

Координация работы нескольких предприятий в рамках одной отрасли позволяет более эффективно использовать фактор качество кадрового потенциала, создавать высокий уровень специализации на каждом предприятии.

На отраслевом уровне применение фактора эффекта масштаба, знаний и опыта связано с увеличением объема производства (что снижает постоянные издержки на единицу продукции) по всей технологической цепочке и складывается из эффектов входящих в отрасль предприятий.

Фактор использование инновационных процессов, технологий и формирование собственных инвестиций предприятиями отрасли проявляется в том, что выпуск новых товаров (услуг) стимулирует конкуренцию на рынке. В ходе инновационной деятельности происходит внедрение результатов научно-технического прогресса в производство, определяющих качественный скачок в уровне техники и обеспечивающих значительный экономический эффект. Результатами инновационной деятельности являются расширение и обновление ассортимента производимой продукции, повышение ее технического уровня и качества; создание новых видов продукции, удовлетворяющих ранее неизвестные потребности.

Избирательное влияние на конкурентоспособность определенной отрасли оказывают: «требовательность» внутреннего спроса, наличие родственных и поддерживающих отраслей, наличие и относительная стоимость специализированных факторов производства, доступность и качество располагаемой деловой информации.

6.3. Критерий, показатели и методы оценки конкурентоспособности отрасли

Методологические основы оценки конкурентоспособности отрасли предполагают определение соответствующего критерия, показателей и методов.

Критерием оценки конкурентоспособности отрасли является эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность товаров (услуг) предприятий отрасли.

Конкурентоспособность отрасли является понятием рыночным, системным, междисциплинарным и комплексным, поэтому оценка ее уровня производится не одним показателем, а их системой. В основе формирования системы таких показателей лежат следующие методологические принципы:

комплексность, предполагающая всестороннюю характеристику свойства «конкурентоспособность отрасли», отражение как фактически достигнутых, так и потенциальных характеристик этого свойства;

измеримость, обеспечивающая возможность расчета каждого показателя на основе статистических данных;

минимальность количества показателей, исключающая создание излишней громоздкости системы (увеличение числа принятых показателей не должно усложнять определение роста уровней конкурентоспособности отрасли и обеспечение возможности межстранового сопоставления).

Все показатели конкурентоспособности отрасли можно классифицировать на групповые и обобщающие.

Система групповых показателей включает: 1) оценку рыночной составляющей; 2) оценку ресурсной составляющей; 3) оценку относительного уровня и динамики эффективности использования отраслевых ресурсов; 4) оценку стратегического потенциала отрасли; 5) оценку степени взаимосвязи и взаимодействия предприятий отрасли.

1. Оценка рыночной составляющей отражает реальную конкурентоспособность отрасли и указывает полноту удовлетворения запросов покупателей в продукции предприятий данной отрасли, условий ее продажи и обслуживания по сравнению с аналогичной продукцией отраслей зарубежных стран. Оценка осуществляется на основе двух критериев:

– вовлечения отрасли во внешнюю торговлю, т. е. способности предприятий отрасли конкурировать на внешнем рынке без поддержки государственной протекционистской политики с аналогичными организациями зарубежных стран. Для оценки конкурентоспособности отрасли используют: показатели удельного веса экспорта в общем объеме реализованной отраслью продукции, диверсифицированность внешней торговли (как правило, с промышленно-развитыми странами мира); соотношение экспорта и импорта отрасли;

– уровня присутствия отечественной отрасли на приоритетных зарубежных рынках сбыта, что характеризует соответствие выпускаемых товаров существующему спросу. В эту группу показателей входят доля отрасли на мировых рынках, доля на рынках промышленно-развитых стран мира, относительная рыночная доля отрасли.

2. Оценка ресурсной составляющей позволяет выявить уровень (достаточность) обеспеченности предприятий отрасли производственными ресурсами (основные и оборотные средства, трудовые, технологические, интеллектуальные и информационные ресурсы).

Обеспеченность предприятий отрасли основными средствами определяет максимально возможный объем и качество производимой продукции, потенциальную конкурентную позицию отрасли на рынке через показатели производственной мощности (максимально возможный объем выпуска продукции отраслью) и уровня ее использования (соотношение данной величины с емкостью рынка характеризует потенциальную конкурентную позицию отрасли на целевых рынках сбыта); рентабельности основных средств, фондоотдачи; фондовооруженности и технической вооруженности труда (состояние основных средств – коэффициенты физического и морального износа оборудования).

Оценка обеспеченности предприятий отрасли оборотными средствами осуществляется с помощью показателей рентабельности, коэффициента оборачиваемости; среднеотраслевой продолжительности одного оборота; кредитоспособности отрасли как способности ее предприятий привлекать финансовые ресурсы для дальнейшего развития и своевременного расчета по привлеченным кредитам; платежеспособности предприятий отрасли; абсолютной ликвидности; текущей ликвидности (соотношение собственных и заемных оборотных средств).

Оценка обеспеченности отрасли трудовыми ресурсами направлена на выявление избыточности либо недостаточности трудовых ресурсов для удовлетворения потребностей рынка, портфеля заказов на производство и реализацию продукции. Показатели оценки – это показатели среднесписочной численности занятых, показатели использования рабочего фонда времени в целом по предприятиям отрасли; производительности и рентабельности труда, способности предприятий отрасли привлекать рабочую силу посредством создания оптимальных условий и оплаты труда.

Оценка технологических ресурсов производится на основе показателей прогрессивности используемых технологий (определяется средним сроком их использования, удельным весом производства новой продукции).

Интеллектуальные ресурсы могут быть представлены результатами интеллектуальной деятельности – интеллектуальными продуктами (изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы) и в форме средств индивидуализации гражданского оборота товаров (работ, услуг) (товарные знаки, фирменные наименования). Совокупность созданных и приобретенных предприятиями объектов интеллектуальной собственности, деловая репутация предприятия, знания и опыт работников, которые обеспечивают получение дохода и конкурентоспособность товаров (работ, услуг), представляет интеллектуальный капитал предприятия.

Использование интеллектуального капитала на практике позволяет изменить структуру производственного капитала за счет увеличения его наукоемкости и роста доли нематериальных активов в стоимости новой продукции (услуг), что обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятий отрасли на рынке; осуществить интенсификацию производства и обеспечить успешную его адаптацию к новым конкурентным условиям; рационально и экономически эффективно использовать в производстве инновационные ресурсы общества.

Информационные ресурсы представляют собой объем знаний, зафиксированных на материальных носителях как имеющихся в распоряжении у предприятий отрасли, так и тех, к которым организация имеет доступ.

3. Оценка относительного уровня и динамики эффективности использования отраслевых ресурсов осуществляется на базе факторной производительности (количество продукции, произведенной на единицу затрат труда и капитала), показателей рентабельности, собственного капитала, труда, оборотных средств и всех активов с учетом инфляции, как необходимое условие проведения межстрановых сопоставлений.

4. Оценка стратегического потенциала отрасли осуществляется на основе следующих показателей:

показателя способности специалистов предприятий к выдвижению и реализации конкурентоспособных идей в области конструирования, создания новых продуктов, технологий, форм и методов рациональной организации труда и производства, методов продвижения товаров на рынки, что определяет технический уровень производства и будущее качество продукции. Оценку этой способности целесообразно производить через показатели доли расходов предприятий отрасли на НИОКР в выручке от реализации продукции (отражает наукоемкость производимой продукции) и доли новой продукции в объеме реализованной продукции (способность предприятий отрасли разрабатывать и внедрять в производство новую продукцию);

показателя способности организаций отрасли расширять объемы производства с помощью инвестиционной активности, которая позволяет увеличивать объемы производства новой продукции (оценивается абсолютным и относительным объемом инвестиций в основные производственные средства);

показателя способности организаций отрасли производить новую продукцию (характеризует будущую конкурентоспособность предприятий), может быть оценена показателем доли новой продукции в объеме производимой продукции.

5. Оценка степени взаимосвязи и взаимодействия предприятий отрасли производится через показатели кооперирования предприятий отрасли с поставщиками узлов, комплектующих изделий и полуфабрикатов; специализацию отрасли; удельный вес в себестоимости выпускаемой продукции отрасли комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию. С увеличением внутриотраслевой и межотраслевой кооперации происходит формирование устойчивых связей между производителями и потребителями, улучшается адаптация узлов и комплектующих к запросам целевых потребителей.

Для оценки уровня конкурентоспособности отрасли можно использовать систему групповых показателей, представленных на рис. 6.1.

Обобщающий показатель конкурентоспособности характеризует способность анализируемой отрасли вытеснять конкурентов, сохранять свое положение на зарубежных рынках сбыта продукции в текущий момент, иметь задел на перспективу. Для его оценки используются показатели полной факторной производительности труда в отрасли; деловой активности предприятий отрасли; реальной (с учетом инфляции) рентабельности реализованной продукции отрасли, рентабельности активов отрасли. Определение обобщающего показателя конкурентоспособности отрасли можно осуществить на основе использования одного-двух важнейших показателей реальной конкурентоспособности, определяющих ее экономический смысл. Взаимосвязь остальных показателей с обобщающим осуществляется через построение модели регрессионной зависимости, что позволяет выявить степень влияния отдельных составляющих потенциальной конкурентоспособности на уровень реальной конкурентоспособности и определить наиболее значимые составляющие.


Рис. 6.1. Система показателей конкурентоспособности отрасли


Для качественной интерпретации значения показателя конкурентоспособности отрасли можно использовать линейную шкалу И. Ансоффа [2] (табл. 6.1).


Таблица 6.1. Качественная интерпретация значений уровня конкурентоспособности


Качественная интерпретация уровня конкурентоспособности отрасли помогает определить цели проводимой отраслевой политики, найти общий индикатор экономического состояния отрасли. После определения уровня конкурентоспособности и качественной его интерпретации производится сравнительный анализ с зарубежной отраслью-конкурентом по каждому показателю; выявляются резервы повышения уровня конкурентоспособности, формируются факторы, влияющие на изменение уровня конкурентоспособности отрасли.

Для сравнительной (по отношению к зарубежной отрасли-конкуренту) оценки конкурентоспособности национальной отрасли используют следующие базовые (обобщающие) показатели эффективности производства:

– индекс конкурентоспособности отрасли по совокупной (общественной) производительности живого и овеществленного труда (IKо.п. т);

– индекс конкурентоспособности отраслей по рентабельности реализованной продукции (IKRр.п.) скорректированный на индекс инфляции;

– сочетание индекса рентабельности реализованной продукции и рентабельности активов по отрасли (IKRр.п. RA), скорректированных на индекс инфляции;

– сочетание индекса рентабельности продукции и совокупного уровня деловой активности предприятий отрасли (IKRр.п. ДА), скорректированных на индекс инфляции;

– сочетание других показателей эффективности отрасли (рентабельность труда, рентабельность основных средств, рентабельность оборотных средств).

1. Метод оценки на основе использования индекса конкурентоспособности отрасли по общественной производительности труда (IKо.п. т) реализуется через формулу где ПТ1, ПТ0 – соответственно, производительность совокупного (живого и овеществленного) труда в оцениваемой и базовой (зарубежной) отраслях, за год.

Конец ознакомительного фрагмента.