Вы здесь

Конкурентоспособность организации. Раздел I. Теоретические основы конкурентоспособности экономики (А. С. Головачев, 2012)

Раздел I. Теоретические основы конкурентоспособности экономики

Глава 1. Экономические законы рыночных отношений и конкурентоспособности

1.1. Закон возвышения потребностей человека

Закон возвышения потребностей человека – это объективный закон, в соответствии с которым происходят процессы увеличения количества видов (номенклатуры и ассортимента) и изменение структуры потребления товаров (услуг). Он отражает динамику и изменение структуры спроса, определяет зависимость конкурентоспособности товаров, прежде всего, от спроса на рынке. В соответствии с данным законом темпы возвышения потребностей на эксклюзивные дорогие товары (услуги) престижного качества выше темпов возвышения потребностей на дешевые товары (услуги) низкого качества, а также потребностей в качественных товарах (услугах), которые реализуются на рынке по средней цене. Темпы возвышения потребностей на качественные товары (услуги), которые реализуются по средней (умеренной) цене выше темпов возвышения потребностей на дешевые товары, но ниже темпов возвышения потребностей на эксклюзивные дорогие товары (услуги) престижного качества.

Механизм закона возвышения потребностей человека представлен на рис. 1.1 [31]. Кривая 1 отражает потребность в эксклюзивных престижных товарах (услугах); кривая 2 иллюстрирует потребность в качественных товарах (услугах) по умеренной цене; кривая 3 показывает потребность в дешевых товарах (услугах). Конкретные зависимости устанавливаются индивидуально для каждой страны по каждой ассортиментной группе товаров и группе населения с учетом их доходов. С повышением конкурентоспособности страны и организаций повышается качество жизни населения, сокращается доля 3-й группы потребностей в пользу 2-й и 1-й групп [31]. В конечном итоге этот закон предопределяет структуру главной целевой функции конкурентоспособности – удовлетворение потребностей рынка.


Рис. 1.1. Механизм закона возвышения потребностей человека: 1 – кривая потребности в эксклюзивных престижных товарах (услугах); 2 – кривая потребности в качественных товарах (услугах) по умеренной цене; 3 – кривая потребности в дешевых товарах (услугах)

1.2. Закон взаимодействия спроса и предложения на рынке

Закон взаимодействия спроса и предложения на рынке базируется на законе спроса и законе предложения.

Закон спроса отражает обратную зависимость цены товара и величины покупательского спроса на этот товар (при прочих равных условиях). Закон характеризует: 1) изменение величины спроса на товар с изменением цены (при неизменном качестве);

2) повышение величины спроса со снижением цены;

3) снижение величины спроса с повышением цены.

Механизм действия закона спроса представлен на рис. 1.2.

Передвижение спроса по кривой ценового спроса (кривая I) с изменением цены (при прочих равных условиях) называется изменением величины (объема) спроса. Наряду с данным понятием существует понятие «изменение спроса», которое отражает сдвиг кривой ценового спроса влево или вправо (кривые II, III) в зависимости от неценовых факторов товаров Б, В, Г, Д, Е.

Неценовыми факторами являются:


Рис. 1.2. Механизм действия закона спроса: I – кривая ценового спроса; II – кривая пониженного спроса; III – кривая повышенного спроса


изменение цены взаимозаменяющего товара (например, рост цены на говядину увеличивает спрос на свинину, если цена на нее не изменилась);

повышение качества товара (рост доходов потребителей обусловливает приобретение товара с улучшенными показателями);

изменение ожиданий покупателя (например, предстоящее увеличение таможенного сбора ускорит покупку автомобиля);

повышение качества сервисных услуг;

снижение эксплуатационных затрат при потреблении товара;

усиление маркетинговой стратегии и т. д.

Закон предложения отражает прямую зависимость величины предложения от цены товара на рынке (при прочих равных условиях). Рост цен на рынке стимулирует величину предложения, что использует товаропроизводитель, не исчерпавший границу производственных возможностей для увеличения объема производства (если при этом товар имеет спрос на рынке). Данный закон характеризует: 1) изменение величины предложения с изменением цены товара на рынке; 2) повышение величины предложения с повышением цены; 3) снижение величины предложения со снижением цены.

Механизм действия закона предложения показан на рис. 1.3. Кроме изменения величины предложения под влиянием цен на данный товар (при прочих равных условиях) предложение изменяется под влиянием неценовых факторов, т. е. происходит сдвиг кривой ценового предложения товара с точек Б, В, Г, Д вправо на кривую III или влево на кривую II.


Рис. 1.3. Зависимость предложения и цены (механизм действия закона предложения): I – кривая ценового предложения; II – кривая пониженного предложения; III – кривая повышенного предложения


Неценовыми факторами изменения предложения являются:

изменение технологии (более эффективные технологии позволяют продавать больше товаров, если их цена стабильная на рынке);

колебание цен на ресурсы;

изменение цен на другие товары, которые могут «сбить» предложение на традиционный товар;

ожидание перемен (например, ожидание более низких цен может стимулировать изменение предложения и переход к производству других товаров и прежде всего новых).

Предложение товара на рынке повышается и перемещается вправо с кривой I на кривую III (кривая повышенного предложения) под влиянием следующих факторов:

– снижение стоимости рабочей силы и других ресурсов;

– повышение качества товара;

– повышение качества сервиса реализуемого товара.

Предложение на товар снижается, перемещается влево с кривой I на кривую II (кривая пониженного спроса) под влиянием факторов:

– повышение стоимости рабочей силы;

– рост цен на ресурсы (например, энерготопливные);

– рост налоговых и кредитных ставок;

– снижение спроса на товары.

Закон взаимодействия спроса и предложения при совершенной конкуренции определяет стремление кривых предложения и спроса к точке их равновесия (рис. 1.4).

Кривая предложения показывает, что с ростом цены фирмы стремятся увеличить производство в надежде на продажу производимого товара. Но высокая цена продукта может привлечь на рынок новых товаропроизводителей, конкуренция повысится, цены упадут и надежда увеличить объем производства будет экономически неоправдана.

Кривая спроса показывает, что если цена на рынке снижается, потребитель предпочитает приобретать большее количество искомого товара, отказавшись от покупки товара-заменителя.

Когда планы продавцов и покупателей совпадают, рынок находится в равновесии – две кривые (спроса и предложения) пересекаются. Точка пересечения (С) позволяет определить равновесную цену (P2) и оптимальный объем продаж (Vp.оп). В точке равновесия нет ни дефицита (избыточного спроса), ни избыточного предложения, а значит, нет давления на цену. При избыточном спросе продавцы могут ее увеличить, понимая, что в данной ситуации покупатели заплатят больше. Рост цен, в свою очередь, вызовет увеличение предложения и «ущемит» спрос. В результате покупатели будут вынуждены «урезать» свое потребление, и в целом произойдет движение товара с точек А, В, Д, Е к точке равновесия. При избытке величины предложения товара по данной цене происходит превышение его объема над спросом, растут товарные запасы товаропроизводителей. Поэтому товаропроизводители сократят выпуск товара или снизят цены, или постепенно сделают то и другое. В итоге величина предложения упадет, а величина спроса возрастет. Рынок возвратится в состояние равновесия.


Рис. 1.4. Взаимодействие спроса и предложения


Степень изменения спроса или предложения при изменении цены определяется показателями эластичности (зависимости). Так, эластичность спроса по цене равна отношению изменения величины спроса (%) к изменению цены товара (%). Если спрос на товар эластичный, т. е. величина спроса (%) растет по отношению к изменению цены (%), то уменьшение цены на товар увеличит общий доход. Если спрос неэластичный, т. е. величина спроса (%) уменьшается по отношению к изменению цены (%), то по мере падения цены общий доход уменьшится, а при увеличении цены товара увеличится.

1.3. Закон убывающей предельной доходности инвестиций

Общеизвестно, что увеличение капитала на основе инвестиций приводит к повышению производительности труда и темпов экономического роста. Но как долго может сохраняться эта тенденция у организации? Теория производства утверждает, что одной из основных характеристик инвестиций является их убывающая предельная доходность. Это означает, что равные добавочные вложения капитала приводят к снижению прироста выпуска продукции. Другими словами, если на одного рабочего приходится определенное количество капитала, позволяющее производить некоторый объем продукции, то дальнейшее его наращивание (при неизменности всех других видов затрат) может привести к точке, за пределами которой будет наблюдаться убывающая предельная доходность инвестиции, относительное уменьшение результатов труда, снижение темпов роста рентабельности капитала.

Закон убывающей предельной доходности инвестиций показывает: 1) получение каждой последующей единицы дохода требует увеличения инвестиций; 2) при повышении конкуренции приращение каждой последующей доли рынка вызывает затраты бо́льшие, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущем периоде; 3) аналогичные приращения инвестиций дают убывающую предельную доходность; 4) если в динамике рост дохода от инвестиций меньше затрат, т. е. их соотношение составит меньше единицы, необходимо прекратить инвестирование в данный проект. Схема действия закона убывающей предельной доходности показана на рис. 1.5 (цифры условные).

На линии «Доход» видно, что от первых двух единиц инвестиционных затрат (прямая «Затраты инвестиционные») получено 4 ед. дохода, вторые две единицы дополнительных затрат принесли 2 ед. дохода, третьи – 0,4, четвертые – 0,2 ед. В сумме восемь единиц затрат позволили получить 6,6 ед. дохода (4,0 + 2,0 + 0,4 + 0,2), т. е. суммарный доход меньше суммарных затрат. При шести единицах инвестиций доход составит 6,4 ед., т. е. доход будет еще выше затрат. Поэтому осуществление инвестиций в данный проект в сумме более шести денежных единиц является неэффективным.


Рис. 1.5. Механизм действия закона убывающей предельной доходности инвестиций


Для того чтобы ослабить отрицательные последствия закона убывающей предельной доходности инвестиций, следует добиваться в процессе инвестирования упреждающего адекватного изменения других факторов производства и прежде всего обеспечения производства высококвалифицированными кадрами, постоянного повышения их квалификации; совершенствовать методы прогнозирования и методики дисконтирования доходов (особенно в части установления дисконтной ставки в зависимости от прогнозируемой инфляции); а скорее всего, искать другие направления инвестиционных вложений (повышение качества продукции, внедрение новой технологии, освоение нового рынка и т. д.).

1.4. Законы возрастания предельных издержек и убывающей предельной полезности

Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска продукции на одну единицу.

Закон возрастания предельных (маржинальных) издержек гласит, что по мере увеличения производства предельные издержки на производство каждой новой единицы продукта возрастают.

Для контроля влияния предельных издержек на конкурентоспособность продукции следует использовать правило соотношений предельных и средних издержек. Согласно этому правилу предельные издержки должны равняться средним издержкам в том случае, когда величина средних издержек достигает своего минимума.

Если же предельные издержки производства меньше средних, то производство следующей единицы продукции понизит средние издержки, т. е. будет «работать» на повышение конкурентоспособности продукции. Если же издержки на эту следующую единицу продукции выше средних, то ее производство повысит уровень средних издержек. Данные выводы справедливы и при оценке соотношения предельных издержек и средними полными издержками. Для упрощения понимания и использования выводов на практике приведем формулы расчета показателей, характеризующих предельные издержки:




Закон убывающей предельной полезности показывает, что по мере того как потребитель увеличивает потребление товара (услуги), предельная полезность каждой дополнительной единицы товара (услуги) сокращается. При этом полезность – это то удовлетворение, которое получают люди от потребления товаров (услуг). Предельная полезность – величина добавочной, дополнительной полезности (удовлетворения), которую получает потребитель от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага при прочих равных условиях.

В процессе управления конкурентоспособностью товаропроизводитель должен знать не только о потребительском равновесии, которое определяется бюджетом потребителя, но и о потребительском выборе. Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого.

Потребительское равновесие достигается, когда предельная полезность, получаемая потребителем в расчете на каждую единицу стоимости одного блага, становится равной предельной полезности, получаемой в расчете на каждую единицу стоимости другого блага. Иначе это можно сформулировать так: в ситуации потребительского равновесия отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаковым для всех благ. Обладая потребительским выбором, покупатель зачастую приобретает не предлагаемый товар, а товар-заменитель, что усложняет проблему конкурентоспособности традиционного товара.

1.5. Закон экономической взаимосвязи затрат на производство и потребление товара

Механизм действия закона экономической взаимосвязи затрат на производство и потребление товара показан на рис. 1.6. Закон определяет: 1) возрастание затрат на единицу продукции (удельных затрат) в сфере производства по мере повышения качества производимого товара; 2) снижение удельных затрат в сфере потребления при повышении качества приобретенного товара; 3) оптимальный уровень качества товара, который находится в точке пересечения графика возрастающих удельных затрат в сфере производства и графика снижающихся удельных затрат в сфере потребления; 4) суммарные оптимальные удельные затраты, соответствующие сумме удельных затрат в сфере производства и в сфере потребления в точке их пересечения (точка 0). Таким образом, точка пересечения графиков двух видов затрат есть критерий конкурентоспособности товара по затратам для организации. Этот закон в целях повышения конкурентоспособности товаров требует от производителя снижения удельных затрат как в сфере производства, так и в сфере потребления, что связано с необходимостью совершенствования управления, структуры организации и производства, техники и технологии.


Рис. 1.6. Механизм действия закона экономической взаимосвязи затрат на производство и потребление товара


Если суммарные удельные затраты в сфере потребления и в сфере производства выше, чем у конкурента, то причины этого нужно искать в сложности конструкции изделия, а также в факторах обеспечения конкурентоспособности на всех стадиях жизненного цикла товара. При этом к стадиям жизненного цикла товара относят: конструкторскую и организационно-технологическую подготовку производства; собственно производство, подготовку изделия к его функционированию в сфере потребления; собственно эксплуатацию; техническое обслуживание и ремонт изделия; утилизацию изделия после отработки его ресурса. На всех стадиях жизненного цикла товара суммарные удельные затраты должны быть ниже, чем у конкурентов.

1.6. Закон эффекта масштаба производства. Закон эффекта знаний и опыта. Закон экономии времени

Закон эффекта масштаба производства показывает: с увеличением выпуска продукции уменьшаются следующие расходы на единицу продукции: 1) условно-постоянные; 2) сумма переменных и условно-постоянных; 3) выпуск продукции при увеличении доли рынка можно увеличить путем повышения качества продукции и сервиса реализованного товара, а также выполнения комплекса работ по унификации и агрегированию производства однородной продукции. Таким образом, проявление закона эффекта масштаба производства «работает» на повышение конкурентоспособности товаров предприятий.

В соответствии с законом эффекта знаний и опыта накопленные знания и опыт работников определяются их квалификацией, освоением передовых приемов и методов труда, которые сокращают время на производство единицы продукции, обеспечивают рост производительности труда и конкурентоспособности производимых товаров.

Закон эффекта знаний и опыта предполагает:

экономию времени при выполнении очередной единицы продукции;

повышение качества продукции путем приобретения работниками рациональных приемов и методов труда;

увеличение объемов производства за счет перевыполнения норм времени (эффект «врабатываемости»).

Закон эффекта знаний и опыта помогает понять как возникает конкурентное преимущество, базирующееся на разнице издержек на единицу продукции у предприятий, действующих на одном и том же рынке и пользующихся теми же средствами производства.

Стратегически правильное использование закона эффекта знаний и опыта позволяет получить следующие преимущества над конкурентами:

низкие издержки организации, выпустившей наибольшее количество продукции;

расширение производства (при этом увеличение объема производства подразумевает и рост доли рынка);

эффективный путь завоевания доли организации на рынке (который состоит в установлении цены проникновения, т. е. фиксации цены на уровне, предугадывающем ее будущие снижения).

Стратегия организации, базирующаяся на законе эффекта знаний и опыта, ориентирует ее на агрессивную коммерческую политику в отношении цены продаж.

Закон экономии времени предполагает: 1) экономию суммы прошлого и живого труда на единицу продукции в традиционном понимании; 2) экономию суммы прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить для получения от товара полезного эффекта в процессе потребления) на единицу продукции в современном понимании; 3) снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.

Закон экономии времени (в современном понимании) можно представить в следующем виде:

Зп. трж. тр + Зб. тр / Эсум. пол → min,

где 3 – затраты прошлого (овеществленного) труда на производство товара; Зж. тр – затраты живого труда (в стоимостном выражении – заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар на данной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль, полученная на этой стадии); Зб. тр – затраты будущего труда, которые будут осуществляться в будущие периоды при потреблении (эксплуатации) товара; Эп. сум – суммарный (за нормативный срок службы) полезный эффект от использования товара у потребителя.

Сумма прошлого, живого и будущего труда – это совокупные затраты труда за жизненный цикл товара. Доля каждого вида труда в совокупном труде изменяется в динамике. Например, перед началом маркетинговых исследований совокупный труд равен будущему. После окончательной утилизации товара, наоборот, весь совокупный труд равен прошлому труду, т. е. в будущем уже не надо будет нести по данному товару какие-либо затраты. Будущий труд при наступлении соответствующей стадии также раскладывается на прошлый и живой труд. В связи с этим в условиях ужесточения конкуренции в будущем важно отечественным товаропроизводителям правильно расставить приоритеты, в числе которых выделить повышение качества, снижение себестоимости продукции; экономию ресурсов у потребителя путем повышения затрат на маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), инвестиции при отсутствии снижения их эффективности [31].

Закон экономии времени утверждает, что на конкурентоспособность товара значительное влияние оказывают три фактора: себестоимость, качество продукции и затраты у потребителя. Чтобы повышать качество и снижать затраты на производство и эксплуатацию товара, нужно применять современные методы управления, технологии, научные подходы и методы анализа, прогнозирования, моделирования, планирования и оптимизации.

1.7. Закон конкуренции

Закон конкуренции определяет объективный процесс постоянного повышения качества продукции (услуг), снижения их удельной цены (отношение цены к полезному эффекту) у потребителя. В соответствии с законом происходит «вымывание» некачественной и одновременно дорогой продукции с рынка и «выталкивание» товаропроизводителей, удерживающих высокую удельную цену.

Механизм действия закона конкуренции показан на рис. 1.7. Допустим, что однородную продукцию (1-я модель товара) выпускают шесть фирм. Сравним продукцию фирм по показателю удельной цены (Цуд) (отношение цены к полезному эффекту, отражающему отдачу потребительских свойств продукции у потребителя).

Первое время отстающей фирмой является фирма 1, имеющая самую высокую удельную цену, однако фирма 1 разрабатывает стратегию снижения цены и переходит во 2-ю модель продукции (с лучшим показателем удельной цены). Аналогично поступают фирмы 2, 3, 4, 6. Фирма 5 не успела освоить новую модель товара, а старую потребители перестали покупать. Фирма обанкротилась. Ее место на рынке заняла некая фирма, имеющая конкурентоспособную продукцию.

Таким образом постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной и одновременно дорогой продукции. При этом никто никого не заставляет повышать качество продукции. Это делает угроза банкротства [31].

Закон конкуренции в условиях монопольного рынка может действовать только при наличии и использовании антимонопольного законодательства. Это законодательство регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, контролирует принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, утверждает полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм и установленных законодательно цен.


Рис. 1.7. Механизм действия закона конкуренции


Допустим, законодательство ограничивает действия предприятий следующим образом: доля одного изготовителя – не более 35 % общего объема внутреннего рынка данной продукции, доля двух изготовителей – 45 %, трех – 55 %. Прибыль организации, полученная сверх установленного норматива (допустим 30 %) идет в бюджет.

1.8. Закон развития организации

Закон развития организации предполагает ее стремление достичь наибольшего суммарного потенциала (капитала) и эффективности при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Различают эволюционную и революционную формы развития организации.

При эволюционной форме фирма связана с постепенными количественными и качественными изменениями.

Для революционной формы характерен скачкообразный переход от одного состояния системы к другому.

Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие организации.

Прогрессивное развитие – это переход от низшего развития к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному.

Регрессивное развитие – это деградация, понижение уров ня знаний персонала и экономических отношений, переход к изжившим себя или пройденным формам и структурам организации.

Закон развития организации опирается на следующие принципы:

инерции в реагировании организации (принципы запаздывания) на изменения во внутренней и внешней среде, т. е. проявление традиций и стереотипов мышления;

эластичности, который проявляется в том, что скорость изменения потенциала организации зависит от самого потенциала;

непрерывности процесса постоянного изменения потенциала организации;

пропорциональности, который достигается за счет ликвидации узких мест;

стабилизации развития, который предполагает стабильную эффективность использования трудовых, материальных, нематериальных, информационных и финансовых ресурсов организации.

Развитие организации обусловлено нижеперечисленными факторами:

изменениями во внешней среде (макро-, мезо-, микросреде) и в глобальной мировой системе;

изменениями во внутренней структуре организации вызванными изменением требований внешней среды, параметров «перехода» организации на новую организационную структуру, новую технологию;

формами и методами обеспечения расширенного воспроизводства;

изменением в системе мотивации работников;

изменениями в профессионально-квалификационной струк туре работников.

Факторы увеличения эластичности (адаптации) организации к внешней среде:

увеличение доли персонала с широким профилем подготовки;

универсализация производства;

интегрированные организационные структуры;

интегрированные автоматизированные системы управления;

развитие унификации и стандартизации изделий и элементов производства;

адаптивность системы мотивации труда.

Факторы уменьшения эластичности (адаптации) организации:

отставание образовательного уровня персонала от современных требований, увеличение доли работников узкой специализации;

приверженность к сложившейся специализации производства;

низкий уровень управления;

снижение уровня унификации и стандартизации различных элементов производства;

низкий уровень мотивации труда.

Реализация закона развития организации на практике может иметь три варианта.

Первый вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе развития. Тогда проявляется результат стихийного действия закона, происходит, например, процесс бессистемного наращивания потенциала, что снижает маневренность организации и не позволяет ему выйти на этап интенсивного роста.

Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Тогда основу деятельности руководителя будет составлять бизнес-план, в рамках которого разрабатывается экономное ресурсное обеспечение по этапам жизненного цикла продукции. При этом запасов материальных ресурсов практически нет. Однако традиционно отсутствие этих запасов будет побуждать неквалифицированный персонал, не знающий проявление закона развития, к мерам по созданию законов. В итоге это будет снижать эффективность производства.

Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе развития организации и могут управлять в соответствии с требованиями этого закона. В результате будет повышаться производительность труда, снижаться себестоимость продукции, увеличиваться оборачиваемость оборотных средств, а планы поставок сырья, оборудования, комплектующих изделий будут соответствовать потребностям и нормам. При этом организация может существенно уменьшить складские помещения, число обслуживающих их работников и в итоге обеспечить повышение эффективности производства и конкурентоспособности организации.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы сущность и механизм проявления закона возвышения потребностей человека?

2. Раскройте механизм действия закона спроса.

3. Опишите механизм действия закона предложения.

4. Раскройте механизм проявления взаимодействия закона предложения и закона спроса.

5. Какова сущность закона убывающей предельной доходности инвестиций?

6. Опишите механизм действия закона экономической взаимосвязи затрат на производство и потребление товара.

7. Какова сущность закона эффекта масштаба производства?

8. В чем проявляется закон эффекта знаний и опыта?

9. Какова сущность современного понимания закона экономии времени?

10. Раскройте механизм действия закона конкуренции.

11. Сформулируйте сущность закона развития организации: принципы и факторы.

Глава 2. Конкуренция как основное условие конкурентоспособности

2.1. Теоретические основы конкуренции

Впервые теорию конкуренции обобщил в 1776 г. шотландский экономист и философ Адам Смит. Он проделал следующее:

1) сформулировал понятие конкуренции как соперничество, дефицит предложения приводит к повышению цены и уменьшению цены при его избытке;

2) сформулировал главный принцип конкуренции – принцип «невидимой руки», вынуждающий предпринимателей действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, основанным на совпадении спроса и предложения;

3) обосновал механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями;

4) определил основные условия эффективной конкуренции: наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающая информация, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества);

5) предложил модель усиления и развития конкуренции, которая предполагает наилучшее использование ресурсов в производстве и максимальное удовлетворение потребностей [31].

Определить, что такое конкуренция, пытались многие экономисты.

К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю считают, что конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Й. Шумпетер формулирует понятие конкуренции как соперничество старого с новым, с инновациями.

Фридрих А. фон Хайек отмечает, что конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний, к инновациям.

М. Портер пишет, что конкуренция – динамичный и развивающийся процесс появления новых товаров, новых путей маркетинга, новых производственных процессов и новых рыночных сегментов.

А. Ю. Юданов утверждает, что рыночная конкуренция – это борьба фирм за ограниченный платежеспособный спрос потребителей.

По Р. А. Фатхутдинову, конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке для одержания победы в борьбе с конкурентами за удовлетворение потребностей в рамках законодательства.

Таким образом, можно выделить три трактовки понятия конкуренции: поведенческую, структурную, функциональную.

Поведенческая трактовка называет конкуренцией борьбу за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка основана на анализе структуры рынка (подобный анализ помогает определить степень свободы продавца и покупателя на рынке и способ выхода с рынка).

Функциональная трактовка рассматривает конкуренцию как соперничество старого с новым (с инновациями).

Конкуренция как процесс классифицируется по различным признакам.

1. По степени интенсивности:

– на привлекательную (когда в данном сегменте рынка товаропроизводитель получает бо́льшую прибыль, чем в предыдущем);

– умеренную (когда действия товаропроизводителя поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка);

– ожесточенную для конкурента (когда товаропроизводитель поглощает, уничтожает либо вытесняет конкурента из данного сегмента);

– ожесточенную для товаропроизводителя (когда конкурент поглощает, уничтожает либо изгоняет товаропроизводителя из данного сегмента).

2. По форме:

– на предметную (между товарами ассортиментной группы, удовлетворяющими одну и ту же потребность);

– функциональную (между товарами-заменителями).

3. В зависимости от используемого метода увеличения конкурентоспособности:

– повышение качества товара (неценовая конкуренция);

– повышение качества сервиса товаров у потребителей;

– снижение цены (ценовая);

– снижение эксплуатационных затрат у потребителя товара;

– использование динамичных факторов, характеризующих качество процессов управления (факторов времени, синергичности, адаптивности, организованности);

– использование нескольких методов конкуренции (интегральный).

Конкуренция может осуществляться на следующих уровнях:

на уровне организации (между отделами, цехами);

отраслевом (между организациями отрасли);

региональном (между районами, городами региона);

национальном (в стране);

межнациональном (в нескольких странах);

глобальном (в мировом масштабе без конкретно определенных стран).

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

размер рынка;

темпы роста рынка;

препятствия для входа на рынок или выхода из него, которые защищают позицию организации и препятствуют проникновению на рынок неконкурентоспособных новичков;

цена;

уровень стандартизации товаров;

вертикальная интеграция (размер капитала приводит к различиям в затратах на производство);

экономия масштаба (увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара);

быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции.

Конкуренция организаций на рынке усиливается:

если увеличивается их количество;

крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;

спрос на товар растет медленно (происходит борьба за спрос);

увеличение объема продаж сопровождается снижением цены;

затраты покупателей при переходе с потребления одного товара на другие являются небольшими;

фирма (фирмы) не удовлетворены своей долей рынка;

успешные стратегические решения конкурента приводят к росту прибыли;

барьеры при входе на рынок и выходе из него высокие и это вызывает необходимость роста затрат.

2.2. Конкуренция при различных типах конкурентного рынка

Рынок – это экономические отношения, связанные с обменом (куплей-продажей) товаров (услуг), совершаемые в соответствии с экономическими, этическими и правовыми нормами (правилами), в результате которых формируются спрос, предложение, цена и тип конкуренции.

По виду продаваемого продукта в широком смысле выделяют рынки потребительских товаров (услуг), сырья, материалов, средств производства, недвижимости, капитала, рабочей силы, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, валюты, ценных бумаг.

По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране – внутренние и внешние.

Рынок выполняет следующие функции:

ценообразующую (функция реализуется под воздействием законов спроса и предложения);

посредническую (налаживаются отношения изготовителя (продавца) и покупателя (потребителя));

регулирующую (упорядочивает отношения продавца, покупателя и органов власти);

экономическую (переводит полезность товара в денежное выражение);

интегрирующую (объединяет (сочетает) технические, экономические, правовые, организационные интересы по всем уровням управления);

информационную (предоставляет сведения о ценах, качестве, условиях поставок и платежей);

стимулирующую (побуждает к повышению качества объектов купли-продажи и к всеобщей экономии ресурсов);

контролирующую (следит за соблюдением правовых и нормативных актов).

Рынок может быть совершенным и несовершенным. Совершенный рынок в условиях чистой (совершенной) конкуренции предполагает:

что все товары данного вида объективно однородны по их качеству, внешнему виду и упаковке, а цены их сопоставимы;

условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, т. е. отсутствуют какие-либо предпочтения;

рынок прозрачен: продавцы и покупатели имеют возможность получения достаточной информации обо всех обстоятельствах ведения сделок (ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).

Характеристика различных типов рынков в зависимости от формы конкуренций приведена в табл. 2.1, где монополистическая конкуренция, олигополия и монополия относятся к несовершенной конкуренции.

Для оценки силы конкуренции в отрасли применяются различные методики.

1. Индекс Херфиндаля – Хершмана (ИХХ) рассчитывается по формуле где Дi – доля на рынке i-й фирмы, %.

Если на рынке функционирует один монополист и доля его на рынке равна 100 %, то ИХХ = 1002 = 10 000. Безопасный с точки зрения монополизации, рынок предполагает наличие на рынке десяти и более конкурирующих фирм. Причем доля одной крупнейшей из них не может превышать 31 %, двух крупнейших – 44, трех – 54 и четырех – 63 %.

2. Обобщающий показатель интенсивности конкуренции (Uк), который используется при большом количестве факторов конкурентной борьбы. Показатель определяется по формуле [31]




где Uр – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий рентабельность рынка; U – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли конкурентов на данном рынке; Uт – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий темпы роста объема продаж.

Рассмотрим в данной формуле состав показателей:

1) состав показателя Up:

Up=1-Rp,

где R – рентабельность рынка, доли единицы R = П / Vp; П – прибыль от реализации товаров на рынке, ден. ед.; V – объем реализации на рынке, ден. ед.;


Таблица 2.1. Характеристика различных типов рынков [31]


2) состав показателя Uд:




где η – количество конкурирующих фирм на данном рынке товара (услуг); Дi. – доля i-го конкурента на рынке, доля единицы;

3) состав показателя UT:

UT = (140-Тр)/70,

где 140 и 70 – предельные значения годовых темпов роста (снижения) объемов продаж, %; Tp – годовой темп роста объема продаж на рассматриваемом товарном рынке без учета инфляции, %.

Расчет силы конкуренции на конкретном товарном рынке позволяет антимонопольным ведомствах регулировать конкуренцию и таким образом повышать эффективность общественного производства.

2.3. Выбор стратегии развития организации в зависимости от формы конкуренции на рынках

Следует различать рынки продавцов и рынки покупателей.

Традиционная экономическая наука выделяет типы рынков продавцов в зависимости от формы конкуренции:

1) совершенная конкуренция;

2) монополистическая;

3) олигополия;

4) монополия.

Существуют типы рынков покупателей в зависимости от формы конкуренции:

1) полипсония (на рынке много покупателей);

2) олигопсония (несколько покупателей);

3) монопсония (один покупатель).

На практике стратегии поведения продавцов и покупателей, при прочих равных условиях, определяются конкретным типом рынка.

При формулировании стратегии поведения изготовителя (продавца) в зависимости от силы конкуренции на рынках необходимо владеть следующими понятиями:

«адаптация» – приспособление организации к изменяющимся внешним условиям;

– «диверсификация производства» – переход организации к многопрофильному производству на основе расширения ассортимента, освоения новых видов производства продукции с целью формирования новых конкурентных преимуществ;

– «дифференциация» – расчленение, разделение системы организации (технической, социально-экономической, производственной) на более мелкие или самостоятельные компоненты с целью более эффективного управления;

– «интеграция» – углубление, усиление взаимодействия, взаимосвязей и сотрудничества субъектов хозяйствования с целью более полного использования каждым субъектом своих конкурентных преимуществ и получения синергического эффекта для субъекта хозяйствования;

– «инновация» – конечный результат внедрения новшества в любой области деятельности (патенты, лицензии, ноу-хау, новые модели, новые товары, новые технологии, новые методы управления, а также новые программы). Эти новшества являются конкурентными преимуществами и обеспечивают получение экономического, научно-технического, экологического, коммерческого или социального эффекта;

– «концентрация» – сосредоточение выпуска продукции на крупных организациих, что увеличивает объемы производства, обеспечивает достижение эффекта масштаба, устойчивость конкурентных преимуществ.

Варианты стратегий поведения изготовителя (продавца) в зависимости от силы конкуренции на рынках продавцов и покупателей приведены на рис. 2.1. На современных рынках особую актуальность приобретают стратегии 4, 5, 7 и 8, которые характеризуют наиболее оптимальное взаимодействие олигополии и олигопсонии, олигополии и полипсонии, монополистической конкуренции и олигопсонии, монополистической конкуренции и полипсонии.


Рис. 2.1. Варианты стратегий поведения изготовителя [31]


Таблица 2.2. Особенности стратегий изготовителей и условия их применения в зависимости от силы конкуренции на различных рынках продавцов и покупателей [31]






Сравнение особенностей отдельных стратегий поведения изготовителей и условий их применения в зависимости от силы конкуренции показывает, что с ростом силы конкуренции усиливается инновационная активность организации (табл. 2.2). Усиления конкуренции на рынке (главная тенденция) в существенной мере а) улучшает почти все «выходящие» (из системы) показатели результатов изготовителя, б) улучшает качество товаров и их сервиса, в) и в конечном итоге повышает конкурентоспособность предприятий.

Анализ конкуренции показывает, что она является необходимым и определяющим условием эффективного функционирования рыночной экономики. Конкуренция – положительное явление, так как активизирует инновационный процесс, требует гибкого приспосабливания производителя к спросу. Конкуренция стимулирует производство высокого качества продукции, высокую производительность труда, низкие издержки, реализацию принципа оплаты по количеству, качеству труда и, главное, по конечному результату организации. «Негативные» последствия конкуренции: «победа» одних и «поражение» других; различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам работы на рынке; чрезмерная эксплуатация природных ресурсов; экологические нарушения и слабая ориентация экономики на перспективные стратегические цели. Все это вызывает необходимость: а) научно обоснованного государственного регулирования экономических рыночных отношений; б) оптимального сочетания рынка и государства.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Сформулируйте поведенческую, структурную и функциональную трактовки понятия «конкуренция».

2. Классифицируйте конкуренцию по степени интенсивности, методам и уровням ее проявления.

3. Назовите факторы конкурентной борьбы.

4. Каковы изменения параметров рынка (количество производителей, покупателей, объемов продаж, основание для установления цен, роли качества и рекламы в формировании конкуренции, прибыли и эффективности использования ресурсов) в зависимости от формы конкуренции (совершенная, монополистическая, олигополия, монополия)?

5. Назовите варианты выбора стратегии поведения изготовителя в зависимости от взаимодействия силы конкуренции на рынке продавцов и рынке покупателей.

6. Особенности стратегий товаропроизводителя и условия их применения в зависимости от силы конкуренции на рынках продавцов и покупателей, раскройте понятия системной интеграции деятельности организации; конкуренции на целевом рынке; комплексной дифференциации и интеграции; локальной инновационной деятельности; системной инновационной деятельности.

Глава 3. Методические основы и организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности организации

3.1. Методические основы повышения конкурентоспособности экономики в условиях ее инновационного развития

Первым условием формирования системы обеспечения конкурентоспособности страны, регионов, отраслей, предприятий и товаров является комплексное понимание и реализация следующих требований:

знания экономических законов рыночных отношений (взаимодействия спроса и предложения, цены и конкуренции; взаимодействия затрат в сферах производства и потребления при различном качестве товаров; эффекта масштаба; эффекта знаний и опыта; экономии времени; убывающей предельной доходности);

законов организаций – пропорциональности, синергии, упорядоченности, самосохранения, развития;

научных методов исследования экономики и рынка (прежде всего методов стратегического маркетинга);

научных подходов к формированию инновационной модели развития экономики;

научных методов управления инновационной экономикой (прежде всего методов инновационного менеджмента).

На современном этапе повышения конкурентоспособности экономики важнейшей задачей является формирование инновационной модели экономики. Инновационный путь развития экономики страны предусматривает такую организацию социально-экономических отношений в обществе, которая создает благоприятные правовые, экономические, технические и социальные условия для развития науки, постоянного повышения технологического уровня производства инноваций и конкурентоспособности предприятий и товаров, а также повышение эффективности использования всех ресурсов производства, обеспечивающих прирост общественного богатства, рост благосостояния и повышение качества жизни населения, укрепление экономической и национальной безопасности страны. При этом главным ресурсом производства признается интеллектуальный ресурс, а важнейшим фактором роста эффективности и конкурентоспособности экономики – инновационная политика государства и активная инновационная деятельность хозяйствующих субъектов.

Основными направлениями научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь являются:

создание новых ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий для производства новой конкурентоспособной продукции;

новых материалов и новых источников энергии;

новых информационных и телекоммуникационных технологий;

новых технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

новых промышленных биотехнологий.

Опыт государственной политики передовых зарубежных стран в области инновационного развития экономики имеет следующие особенности [27]:

1. Соответствие политики в области науки и техники с характером конкурентного преимущества производства, основанного на технологиях, которые затрагивают многие отрасли и имеют важное значение для формирования и совершенствования кластеров отраслей (см. § 3.2; 6.1).

2. Преимущественное государственное финансирование исследований в университетах, а не в государственных научно-исследовательских институтах, что стимулирует рост производительности (будущие ученые в результате проводимых исследований получают новые знания, позволяющие решить современные проблемы; наличие в идеях открытости университетской среды, коммерческого потенциала, который может быть реализован в новых организациях).

3. Основной упор на технологиях, пригодных для коммерческого применения в промышленности.

4. Развитие тесных отношений исследовательских учреждений с отраслями (организациями) путем связи с отраслевыми кластерами или сосредоточение деятельности исследовательских учреждений на технологиях, применяемых во многих отраслях; проведение совместных исследований на основе договоров между организациями, государственными органами и университетскими исследовательскими учреждениями.

5. Организация системы оплачиваемых государством консультантов по определенным проблемам практики развития инновационной деятельности.

6. Государственное стимулирование исследовательской деятельности предприятий по тематике введения новшеств, прямое поощрение (НИОКР) через частичное финансирование специализированных исследовательских институтов, связанных с кластерами отраслей, частичное субсидирование исследований, совместно проводимых организациями и университетами, государственная поддержка малых организаций и университетов.

7. Первостепенное внимание организации внедрения новшеств, а также защита прав на интеллектуальную собственность.

Для перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской модели социально-экономического развития страны разработаны и реализуются две Государственные программы инновационного развития Республики Беларусь (на 2007–2010 гг. и на 2010–2015 гг.). Цель этих Государственных программ – создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа.

Инновационное развитие Республики Беларусь предполагает:

создание базовых компонентов и институциональных структур Национальной инновационной системы Республики Беларусь, укрепление в инновационном процессе связи науки, образования, производства и рынка; создание рынка научно-технической продукции; налаживание механизмов коммерциализации нововведений, включая объекты интеллектуальной собственности; создания условий усиления инновационной конкуренции и роли инноваций как основного катализатора инвестиций; обеспечение концентрации финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и регионов; удовлетворение спроса реального сектора экономики на инновации;

широкий охват инновационной деятельностью предприятий реального сектора экономки;

активизацию инновационного развития национальной экономики, концентрацию усилий на разработке и внедрении новых конкурентоспособных видов продукции, новейших ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, эффективных форм организации производства и труда; расширение инфраструктуры инновационной деятельности; увеличение финансовых затрат на исследования и разработки прежде всего за счет государственного бюджета;

проведение модернизации экономики на основе технологических инноваций в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков; реконструкция, реструктуризация важнейших экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники;

создание новых предприятий и прогрессивных производств по выпуску наукоемкой продукции, которые обеспечивают прирост новой и инновационной продукции, экспорта, импортозамещения, выпуск сертифицированной продукции по международным стандартам.

3.2. Комплексный подход к формированию конкурентных преимуществ экономики

Важным условием формирования системы обеспечения конкурентоспособности страны, предприятий и товаров (наряду с комплексным использованием экономических законов рыночной экономики, научных методов формирования и управления инновационной экономикой) является развитие и использование конкурентных преимуществ экономики. Основу конкурентных преимуществ предприятий (фирм) и страны, согласно М. Портеру [27], составляет «национальный ромб», раскрывающий четыре свойства (детерминанты) страны, формирующих конкурентную среду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 3.1). «Национальный ромб» характеризует систему детерминант конкурентного преимущества, компоненты которой представляют определенную систему, находясь во взаимосвязи и взаимодействии, создают эффект эмерджентности (целостности), усиливают (либо ослабляют) потенциальный уровень конкурентного преимущества предприятий страны.


Рис. 3.1. Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб»)


Детерминантами «национального ромба» являются: параметры факторов производства; стратегии фирм, их структура и соперничество; параметры спроса на товары и услуги; уровень развития родственных и поддерживающих отраслей.

Параметры факторов производства представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования в производственном процессе конкурентного преимущества предприятий. В зависимости от конкретных значений (параметров) этих факторов организации могут иметь либо благоприятные, либо неблагоприятные условия производства для создания и поддержания конкурентного преимущества на рынках реализации товаров (услуг).

Стратегии предприятий, их структура и соперничество определяют особенности конкуренции, условия, характер создания и управления организациями. Этот детерминант обусловливает необходимость наличия для каждой организации конкурентной стратегии, которая обеспечивает завоевание лучшей позиции и экономические выгоды от конкурентных преимуществ на рынке. При этом если в отрасли страны отсутствует конкурентная среда, соперничество между организациями, а их стратегии не ориентированы на деятельность в условиях конкуренции, то рассчитывать на возникновение новых конкурентных преимуществ на рынках и в целом на коммерческий успех не приходится.

Параметры спроса на товары (услуги) показывают, каковы требования покупателей к качеству товаров (услуг); эластичность спроса по цене, уровню доходов; перекрестную эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности; фазы жизненного цикла спроса, национальные традиции и обычаи; другие параметры, характеризующие спрос, его величину и динамику.

Уровень развития родственных и поддерживающих предприятия отраслей является стимулятором научно-технического прогресса в отраслях и в организациях, которые они обслуживают. Эта детерминанта обеспечивает организацию необходимыми материалами, комплектующими изделиями, передовыми информационными, финансовыми и управленческими технологиями. Наличие родственных и поддерживающих предприятия отраслей является ключевым фактором возникновения в экономике страны кластеров, которые в условиях глобализации выступают основным источником экономического роста.

Кластер – это географически близко расположенная группа взаимосвязанных компаний, поставщиков, фирм, оказывающих услуги, и институтов, работающих в одной сфере и связанных общностью и комплементарностью. Кластеры влияют на конкурентоспособность в трех направлениях:

1) повышают производительность труда, входящих в кластер предприятий и отраслей, что достигается эффективным доступом к специализированным поставщикам, материальным и информационным ресурсам, к новым знаниям и умениям;

2) увеличивают потенциал инноваций, рост производительности труда и повышают уровень конкурентоспособности в экономике предприятий;

3) стимулируют создание новых (инновационных) предприятий и новых направлений бизнеса.

В общую систему детерминант М. Портер включает еще «случайные события» и «действия правительства», которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентные преимущества предприятий.

Случайными являются события, на которые моментально влиять, как правило, не могут ни организации, ни правительство. К событиям такого рода в мировой экономике относят:

– крупные технологические прорывы;

– резкие изменения цен на ресурсы (например, на углеводороды);

– значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах;

– всплески мирового спроса на отдельные инновационные товары;

– политические решения зарубежных правительств;

– войны и другие форс-мажорные обстоятельства.

Случайные события могут изменить позиции соперничающих предприятий: свести на нет преимущества одних конкурентов и создать условия появления новых предприятий, способных достичь необходимого уровня конкурентоспособности в изменившихся условиях. Для того или иного позитивного «случайного» события в стране должны созреть благоприятные условия, которые создаются всеми детерминантами «ромба».

Действия правительства проявляются через законодательную, исполнительную и судебную ветви власти в формировании национальных преимуществ и заключаются в оказании его влияния на все четыре детерминанта. Правительство может влиять на детерминанты как позитивно, так и негативно. На параметры производственных факторов воздействуют денежно-кредитная, налоговая, ценовая, инновационная, инвестиционная, таможенная политика правительства. Правительство устанавливает различные нормы и стандарты, принимает нормативные акты, влияющие на поведение товаропроизводителей и покупателей. Одновременно правительство является покупателем товаров для армии, сфер образования, здравоохранения, культуры и других отраслей, что способствует расширению спроса.

Таким образом, «национальный ромб» – это система взаимодействующих и взаимовлияющих компонентов. Детерминанты «национального ромба» «работают» следующим образом:

1) формирование детерминанты «параметры факторов производства» происходит под сильным воздействием внутриотраслевой конкуренции, т. е. детерминанты «стратегия организации и соперничество». Наличие конкурентов содействует повышению квалификации персонала организации, использованию инвестиций для производства инноваций, смежных технологий, знанию рынка и совершенству специализированных инфраструктур. Детерминанта «уровень развития родственных и поддерживающих предприятия отраслей» стимулирует механизмы создания взаимозаменяемых факторов. Детерминанты «параметры спроса на товары и услуги» оказывают влияние на вложение инвестиций в новые по содержанию факторы производства, повышающие эффективность и конкурентоспособность отраслей и предприятий;

2) детерминанта «уровень развития родственных и поддерживающих предприятия отраслей» через продвижение сопутствующих товаров и маркетинговых новшеств улучшает детерминанту «параметры спроса на товар (услуги)». Механизмы создания факторов производства, например повышения квалификации персонала посредством обучения кадров, привлекают студентов, работников других организаций, что способствует росту спроса на местные товары и приводит к повышению конкурентных преимуществ базовых отраслей. Влияние детерминант «ромба» на развитие обслуживающих отраслей (родственных и поддерживающих) предполагает взаимосвязи с факторами базовой отрасли, в результате чего происходит перенос знаний, навыков в управлении и технологий, наработанных в базовой отрасли, в родственные и обслуживающие. Однако наиболее сильное влияние на развитие обслуживающих отраслей оказывает внутриотраслевая конкуренция, которая проявляется в создании новых предприятий на основе увеличения спроса и развития родственных и поддерживающих отраслей. Создание новых предприятий, в свою очередь, стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность. Новый тип предприятий благотворно влияет на развитие конкуренции, инновационной деятельности, укрепление национальной конкурентоспособности.

Можно сделать вывод, что главной причиной и следствием взаимодействия всех детерминант «национального ромба» является внутриотраслевая конкуренция. Конкуренция имеет самое прямое отношение к стимулированию инноваций и совершенствованию производственного процесса, она заставляет организации использовать преимущества других детерминант, учитывать требования покупателей или оптовых поставщиков. Кроме того, внутренняя конкуренция стимулирует появление новых соперников через их разделение с материнской компанией; создает и привлекает наиболее совершенные факторы производства; совершенствует и расширяет внутренний спрос; развивает родственные и поддерживающие организации отрасли; ориентирует правительственную политику на более эффективные направления повышения конкурентоспособности организаций и отраслей.

Помимо вышеперечисленного в управлении конкурентоспособностью организации необходимо учитывать и потенциальные угрозы.

Потенциальными угрозами организации могут быть:

– появление на рынке новых конкурентов;

– рост продаж товаров-заменителей;

– усиление давления на товаропроизводителя со стороны покупателей и поставщиков;

– изменение потребностей и вкусов покупателей;

– неблагоприятная политика своего или зарубежных правительств прежде всего в отношении налогов и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Главными условиями разрешения этих проблем являются использование научных подходов в управлении конкурентоспособностью, наличие квалифицированного, инициативного и творческого персонала и необходимых финансовых средств.

Основой современного механизма повышения конкурентоспособности предприятий и товаров является инновационная модель развития экономики. Эта модель представляет многофункциональную и комплексную систему, основой которой является взаимодействие: а) активизации инновационно-инвестиционной деятельности; б) постоянная адаптация предприятий к внешней среде; в) повышение эффективности использования материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

3.3. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности организации

Реализация инновационной модели повышения конкурентоспособности организации предполагает формирование адекватного организационно-экономического механизма. Данный механизм включает следующие пять компонентов (блоков): 1) качество инновационного управления конкурентоспособностью на микроуровне; 2) рыночное саморегулирование конкурентоспособности в условиях ужесточения конкуренции; 3) формы, методы и качество государственного регулирования конкурентоспособности организаций; 4) регулирование конкурентоспособности предприятий и товаров на мезоуровне; 5) регулирование конкурентоспособности на макроуровне. В совокупности все эти компоненты механизма определяют конечные результаты деятельности предприятий и уровень удовлетворения потребителей в конкурентоспособных товарах (услугах) (рис. 3.2).


Рис. 3.2. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий и его результаты


Компонент I. Качество инновационного управления повышением уровня конкурентоспособности предприятий и товаров на микроуровне. Научно обоснованное управление конкурентоспособностью организации и товаров на микроуровне базируется на соблюдении следующей системы принципов:

– учет механизмов действия экономических законов рыночных отношений и конкурентоспособности (законов спроса, предложения, конкуренции, эффекта масштаба, убывающей предельной доходности);

– учет механизмов действия законов функционирования организации (пропорциональности, синергии, самосохранения, развития);

– соблюдение требований совокупности научных подходов к управлению конкурентоспособности (системного, комплексного, воспроизводственного, инновационного, маркетингового, функционального, структурного);

– ориентация товаропроизводителя на конкретные рынки и потребности;

– применение современных информационных технологий для системной и комплексной автоматизации управления;

– использование в процессе управления современных методов анализа, прогнозирования, планирования, организации, нормирования, оптимизации производства (системного анализа, функционально-стоимостного анализа, динамического программирования);

– применение в системе управления конкурентоспособностью стратегического маркетинга, устанавливающего обратную связь будущих потребителей и внешней среды с производителями товаров;

– ориентация на современные количественные методы оценки, качественные методы контроля и оперативного управления конкурентоспособностью.

Инновационное управление конкурентоспособностью товаров на уровне производителя направлено на постоянное решение следующих задач:

– повышение качества менеджмента, качества товаров и уровня качества послепродажного обслуживания;

– снижение себестоимости продукции и, соответственно, цены потребления товара (которая определяется суммой цены продажи товара и эксплуатационных затрат у потребителя);

– проведение целевых маркетинговых исследований и эффективное использование мер маркетинга при организации сбыта товара с учетом его сервисного обслуживания, для чего необходимо сформулировать миссию организации, оценить его возможности, сильные и слабые стороны, связи с внешней средой, разработать стратегию своего развития;

– совершенствование прогнозирования, планирования, организации, контроля, оценки и стимулирования процессов повышения конкурентоспособности товаров.

Система регулирования и управления конкурентоспособностью организации представляет единство внешнего окружения организации и его внутренней структуры (см. рис. 1.1). Внутренняя структура данной системы состоит из пяти подсистем: научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей (см. рис. 1.2) [25; 31].

Компонент II. Рыночное саморегулирование конкурентоспособности предприятий и товаров (услуг). Компонент предполагает соблюдения рыночного механизма взаимодействия спроса, предложения, цены, конкуренции и неценовых факторов конкурентоспособности в условиях ужесточения внутриотраслевой и особенно глобальной конкуренции на мировых рынках.

Неценовыми факторами конкурентоспособности товара являются:

– изменение типа конкуренции на рынках товаров;

– появление новой ниши рынка товаров или перегруппировка уже существующих его сегментов;

– изменение действий существующих конкурентов по продвижению товаров-конкурентов;

– появление на рынке товаров новых конкурентов;

– появление на рынке новых товаров-конкурентов, включая товары-заменители;

– изменение емкости рынка товаров и размеров его потенциала;

– изменение потребностей и требований потребителей.

Компонент III. Государственное регулирование конкурентоспособности предприятий представляет собой деятельность государства, направленную на создание условий для формирования конкурентной среды и повышения конкурентоспособности страны, регионов, отраслей, предприятий и производимых отечественных товаров. Направления государственного регулирования конкурентоспособности предприятий и товаров вытекают из принятой модели социально-экономического развития Республики Беларусь: социально ориентированной рыночной экономики и осуществления курса на инновационное развитие страны.

Основными направлениями государственного регулирования конкурентоспособности являются:

– создание условий по поддержанию и развитию конкурентной среды на основе создания новых инновационных предприятий, развития предпринимательства и малого бизнеса;

– организация подготовки кадров рабочих, специалистов и руководителей с ориентацией на обеспечение инновационного развития экономики страны и конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров;

– проведение и периодическое обновление инновационной и инвестиционной политики государства, включая разработку научно-технических программ и мер по развитию инновационного производства, совершенствованию организации стандартизации и сертификации продукции;

– проведение эффективной налоговой, кредитной, инновационной, инвестиционной, ценовой и антиинфляционной политики, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественных организаций;

– развитие рыночной производственной инфраструктуры и сферы обслуживания;

– нормативно-правовое обеспечение процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.

Компонент IV. Регулирование конкурентоспособности предприятий и товаров (услуг) на мезоуровне. Данное регулирование отличается от государственного своими масштабами. На мезоуровне оно осуществляется в рамках отдельно взятого региона или отрасли, исходя из его (или ее) особенностей. Мезофакторами конкурентоспособности выступают факторы, характеризующие особенности развития региона или отрасли. На этом уровне выделяют отраслевую конкурентоспособность и конкурентоспособность региона (темы 6, 7).

Отраслевая конкурентоспособность определяется положением отрасли на международном (внешнем) рынке и связана в значительной мере с кадровым обеспечением, со специализацией отраслевой экономики. Количественно ее характеризуют показатели доли экспорта товаров в общем объеме экспортных поставок страны, доли данной отрасли во внутреннем валовом продукте (ВВП) страны, вывозе (ввозе) капитала. Конкурентоспособность отрасли определяется также такими факторами, как эффективность использования в отрасли ресурсов, уровнем обновления технико-техно логической базы, организации труда и производства, системой управления, внешнеэкономической деятельности. На низшей стадии развития отраслей конкурентоспособность определяется факторными условиями и ценой, а на более высокой стадии – новейшими технологиями, инновациями, новыми видами дифференцированных продуктов с новыми потребительскими свойствами и качеством. Основными агрегированными факторами для определения отраслевой конкурентоспособности являются открытость экономики, характеристики технологий, труда, менеджмента, внешней среды (государственное регулирование, финансы, инфраструктура, производственные и социальные институты).

Конкурентоспособность региона обусловливается в первую очередь конкурентоспособностью расположенных на его территории отраслей и предприятий, а также факторными преимуществами (кадровые, ресурсные, инновационные, природно-климатические, инфраструктурные, институциональные).

Компонент V. Регулирование конкурентоспособности организации на макроуровне. Такое регулирование основывается на использовании ее конкурентных преимуществ, важнейшими из которых являются кадровые, ресурсные, технологические, инновационные, что определяется международной конкуренцией и сотрудничеством стран в области поддержания и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и их товаров.

В качестве внутренних факторов конкурентоспособности страны выделяют:

– инновационное развитие экономики;

– инвестиции в новые технологии и человеческий капитал;

– экологическая среда для создания и внедрения нововведений и технологического развития производства;

– открытая система международной торговли при условии защиты национальных интересов.

Мегафакторами конкурентоспособности страны являются факторы и тенденции развития экономики в мире. Основной фактор (глобализация мировой экономики) ведет к ужесточению конкуренции как на мировом, так и на внутринациональных рынках, требуя от стран усилий в направлении открытости их экономик.

Теоретические основы конкурентоспособности экономики позволяют сделать следующие выводы по формированию основных направлений повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров:

создание конкурентной среды в отраслях, стратегическое управление, разработка организациями конкурентных стратегий и периодическое их обновление;

развитие инновационно-инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности на организациях, которые обеспечивают производство наукоемких товаров;

адаптация предприятий к внешней среде и прежде всего к рынку;

использование в управлении инновационных подходов с целью повышения экономической эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, формирующих конкурентные преимущества организации;

создание условий для формирования спроса на определенный товар и потребностей населения, которые могут удовлетворить организации;

повышение научно-технического и организационно-технологического уровня отраслей, обеспечивающих предприятие необходимыми материальными ресурсами и информацией;

нормативно-правовое обеспечение и совершенствование государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров;

ориентация структуры и содержания специального, прежде всего высшего, образования и системы повышения квалификации специалистов и руководителей на повышение конкурентоспособности страны, регионов, отраслей, предприятий и отечественных товаров.

Таким образом, инновационный подход к формированию и реализации организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий является основой для решения фундаментальных проблем социально-экономического развития страны, отраслей, регионов, предприятий и товаров.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Опишите комплекс требований к системе обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

2. Раскройте сущность инновационного пути развития экономики страны и основные направления научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь.

3. Каковы особенности государственной политики передовых зарубежных стран в области инновационного развития экономики и возможности их использования в Республике Беларусь?

4. Назовите детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб» М. Портера) и дайте их характеристики.

5. Назовите возможные случайные события и действия правительства в системе формирования конкурентных преимуществ организаций.

6. Каковы структура организационно-экономического механизма и компоненты обеспечения конкурентоспособности предприятий и товаров?

7. Опишите структуру системы обеспечения конкурентоспособности организации.

8. Дайте характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.