Вы здесь

Конец советского человека. Что происходит с восприятием информации сегодня? (А. С. Згхиб, 2017)

Что происходит с восприятием информации сегодня?

Поменялись наши социальные привычки и условия. У нас много свободного времени. У нас много относительно дешевой и доступной еды. У нас много одежды. У нас много способов защититься от холода. А человек – такое животное, которое любит строить модели мира. И в свободное от работы время, когда нам не нужно уже в поте лица добывать пропитание, мы все время строим модели мира.

Мы живем в состоянии неустановившейся структуры. Мы с этим сталкиваемся постоянно. Есть очень сильный разрыв культурного опыта между поколениями: между поколением, условно говоря, которое имело привычку покупать бумажную газету и которое вполне еще живо и активно, и поколением, которое не имеет привычки включать телевизор; а в промежутке есть еще очень много разных людей.

С памятью произошла плохая история. Дуглас Рашкофф писал, что мы слишком легко поверили в то, что мы компьютеры, что у нас мозги несложно устроены, такие ячеистые соты, и что мы многозадачные. Поэтому у нас постоянные сбои в поведении. Я сначала думал, что это Альцгеймер. Может быть, это, конечно, и правда первый стук Альцгеймера, но, когда мне массово стали жаловаться на плохую память люди двадцати-тридцати лет, я понял, что дело не во мне. И это совсем неприятно, когда понимаешь, что у тебя в мозгах та штука, которая отвечала за запоминание несрочной информации, но такой, которая потом может быть актуализирована, расслабилась и занимается какими-то совершенно другими вещами. Неприятно.

Вторая вещь – это внимание. Мы рассеиваем внимание, мы слишком легко отвлекаемся, и я не знаю, что с этим делать.

Третья вещь – это понимание. Мы думаем, что мы Google. Мы думаем, что мы поисковое устройство. Мы думаем, что мы индексируем, а не запоминаем. Мы думаем, что мы можем просматривать, что нам достаточно просмотреть, выловить ключевые слова – и мы всё знаем про этот текст.

Эти вещи нужно проговаривать. Нужно об этом больше разговаривать с учениками, объяснять им это, как Умберто Эко покойный внуку своему объяснял: «Старик, читай больше, запоминай тексты, не расслабляйся, ты не компьютер». Ничего хорошего не будет на самом деле, но, с другой стороны, к ситуации всеобщей безграмотности мы все-таки не вернемся.