Вы здесь

Конец Айдахара. Сказка-фантазия. Предисловие (Райхан Алдабергенова)

© Райхан Алдабергенова, 2017


ISBN 978-5-4490-1052-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Конец Айдахара» – сказка-фантазия в вольном стиле, повествующая о тех давних временах, когда миром правил великий властитель Неба бог Тенгри, а под землей, в обители вечного сна безраздельно властвовал бог мертвых Эрлик. Многочисленные персонажи – это изрядно подзабытые современными людьми духи добра и зла из обширной древнетюркской демонологии. В их извечной борьбе с человеком последнюю точку ставит батыр, рожденный с полными горстями крови, ниспосланный на землю Небом. На крылатом тулпаре, с волшебным мечом в руке, он приносит народу счастье и освобождение от пут зла.

Предисловие

История любого народа на земле начиналась с легенд и сказок. Мифология – это глубокое детство человечества, наполненное жаждой познания окружающего, чаще враждебного мира, страхом перед природной стихией, желанием понять, почему идет дождь, падает снег, небо раскалывают молнии, и сотрясается земля под ногами. В мерцании звезд, в шелесте листвы, в буйстве грозы люди видели предзнаменования своего будущего. Обратив взор на непостижимо бездонное и безбрежное небо, человек утверждался в единственно верном по его представлениям мнении, что там и только там может обитать тот, кто создал эту землю с ее степями, горами, реками и морями. Воздевая руки вверх, он молился невидимому грозному божеству, в чьих руках находилась его судьба. Как разумное существо, человек искал у Неба защиты, видя в явлениях природы либо божий дар, либо кару. В мифах и легендах, как в зеркале отражался характер народа, его устремления.

Древние тюрки не составляли исключения из этого правила. Это был величайший народ-завоеватель, который натягивал луки и жил за войлочными стенами. Огромные империи, некогда простиравшиеся от Тихого океана до Дуная и от сибирской тайги до джунглей Индостана, были созданы тюрками. История великого народа отразилась в многочисленных героических сказаниях и легендах, сохранившихся в памяти современных потомков: казахов, узбеков, татаров, башкуртов, якутов, азербайджанцев, кыргызов, мадьяров и турков. Расхожей стала фраза, когда-то, по свидетельствам восточных мудрецов, произнесенная пророком, да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир: «Не покушайтесь на тюрка, пока не трогает он вас».

Но время шло, века бежали за веками. Бескрайние степи Евразии заселили другие народы, а вместе с ними пришли и их боги. В степи появились буддистские и даосские храмы. Также умами древних воинов завладел ислам, который тюрки поначалу не признавали, называя его «религией ремесленников и купцов». Новые верования ослабили прежде могучий, непобедимый дух народа-завоевателя. Долго тюрки сопротивлялись иноземному влиянию, но время неумолимо вносило свои коррективы. Мир тюрков неузнаваемо изменился, и они стали верить в пришлых богов, забывая свое великое прошлое. Вместе с тем постепенно изменялись мифы и легенды, обретая новые, прежде чуждые ему свойства. Богатейшее наследие тюрков, носившее в силу кочевого склада жизни устный характер, медленно, но верно стало терять былые героические черты. Некогда гордые сыны и дочери Неба превратились в рабов божиих, а народный фольклор стал обретать черты оседлости. Бледной тенью проходят по сказкам и легендам образы когда-то непобедимых батыров, исчезли крылатые тулпары, являвшиеся верными друзьями и помощниками отважных воителей. Многие персонажи древних мифов превратились в героев волшебных восточных сказок, лишенных подлинного закала и колорита. А некоторые и вовсе остались лишь предметом исследования ученых, благодаря чему и сохранились в народной памяти.

Перед вами сказка-фантазия «Конец Айдахара», в которой сделана попытка оживить, с трудом пробившиеся сквозь толщу веков, почти забытые образы. Формат произведения позволил собрать в единое целое обрывки прежних сказаний, сохранившиеся в фольклоре казахского народа. Дополнив их персонажами из обширной прототюркской демонологии и собственным, современным видением представлений глубокой старины, автор никак не претендует на полное соответствие сюжета утерянным нашей памятью своеобразию и колориту древних сказок и мифов. Приятного чтения!

P.S. Текст содержит имена героев и слова на казахском языке. Для удобства чтения поэтических строк, заметим, что ударение в таких словах падает на последний слог.