Вы здесь

Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков. Раздел 1. Развитие процесса конвергенции в российских газетных редакциях (Е. А. Баранова, 2017)

Раздел 1

Развитие процесса конвергенции в российских газетных редакциях

В России, как и во всем мире, газеты первыми приняли на себя кризис, связанный с появлением Интернета, который предоставлял возможность бесплатно и без подписки читать новости. Поэтому именно газетные редакции были первопроходцами в освоении и развитии интернет-версий как самостоятельных мультимедийных ресурсов.

Все началось с того, что издания в конце 90-х – начале 2000-х гг. стали добавлять на сайт новые текстовые материалы: статьи, которые не попадали в печатную версию, оперативные новости, созданные специально для сайта, и пользовательский контент, представленный в виде материалов, которые присылали читатели, результатов голосований, опросов; а также в виде комментариев к статьям.

Следующим этапом (1-ая – 2 пол. 2000-х гг.) развития интернет-версий российских и мировых СМИ стало появление на сайтах видео-и аудиоконтента, как правило, создаваемого силами интернет-редакции печатного СМИ. Аудеоконтент на сайтах многих зарубежных газет часто представлен в виде подкастов – коротких (продолжительностью 8–10 мин.) аудиопередач на различные темы[1]. Получившие большую популярность на сайтах англоязычных изданий, подкасты не прижились на интернет-версиях российских газет.

Газеты были в числе первых крупных инвесторов в онлайновое видео, появление видеоматериалов на сайтах печатных СМИ увеличило их посещаемость. Если зарубежные издания начали экспериментировать с видеоконтентом на сайте еще в конце 90-х, то на сайтах российских газет аудиовизуальные материалы появились позже – в 2006 году. За период с 2009 по 2012 гг. сайты отечественных изданий сильно шагнули вперед в деле развития видеоконтента, поиске новых форм предоставления видеоматериалов, среди которых можно выделить видеоконференцию («Аргументы и факты», «Газета», «Новая газета», «Советский спорт»); видеоколонку (КоммерсантЪ, «АиФ», «Новая газета»); видеоопрос на улице («Российская газета», «КоммерсантЪ»); видеорепортаж с места событий («Советский спорт», «Новая газета»); видеоурок («Аргументы и факты»)[2] и др.

Однако в 2013–2014 годах количество видеоматериалов на сайтах российских газет начало сокращаться. Многие СМИ («КоммерсантЪ», «Аргументы и факты», «Новая газета» и др.) отказались от различных видеоформатов, которые были раньше, и, как и многие зарубежные СМИ, сосредоточились на новых формах предоставления контента таких, как, например, лонгриды (от англ. long read – «длинное чтение») – масштабные проекты на сайте, сочетающие аналитический текст (от 2 до 4 тыс. слов), качественные фотографии, инфографику и видеоматериалы. Лонгрид (который сегодня называют новым жанром интернет-журналистики) получил большую популярность и на сайтах вещательных СМИ.

Такое развитие газетных сайтов было неизбежно, ведь только с помощью интересного, разнообразного контента можно было привлечь новых пользователей, а, следовательно, рекламодателей. Например, сайт www. kp.ru, запущенный в 1997 году, стал себя окупать, а потом и приносить прибыль только в 2006-м, когда он начал превращаться в самостоятельный мультимедийный ресурс.

При развитии интернет-версий все СМИ столкнулись с различными проблемами, такими как сохранение существующей аудитории и привлечение новых интернет-пользователей; переориентация журналистов для работы в Интернете.

С развитием сайтов СМИ происходили изменения и в организации работы редакций. В отечественных редакциях появлялись новые подразделения – интернет-отделы или интернет-редакции, развивающиеся одновременно с становлением интернет-версий СМИ. Интернет-редакции отечественных СМИ могут включать всего нескольких человек, а могут представлять собой огромные подразделения.

Интернет-отделы начинались с технологических подразделений, когда 1–2 сотрудника выставляли на сайт копию газеты или подкасты передач. Со временем в редакциях стали выделять отдельных журналистов, которые готовили различный контент для сайта, редактировали материалы основной редакции, дополняли их фото и видеоматериалами. Некоторые интернет-отделы, например интернет-редакция «Комсомольской правды», превращались в службы выпуска, объединяющие программистов, дизайнеров, верстальщиков и большой штат выпускающих редакторов, которые дают задание журналистам основной редакции[3].

При развитии собственных интернет-подразделений многие СМИ столкнулись с сопротивлением нововведениям со стороны журналистов. Требования к подготовке материалов для интернет-версии нередко были проблемой для сотрудников, привыкших к тому, чтобы готовить материалы для одной платформы.

У газет возникали финансовые трудности, связанные с развитием своей собственной команды журналистов, создающих видеоконтент для вебсайта. Больших финансовых затрат потребовало и внедрение новых систем управления контентом (CMS).

Многие интернет-редакции во второй половине 2000-х годов пришли к внедрению новой редакторской политики (Web-first policy), согласно которой любая информация сначала попадает на сайт издания в виде новости, потом, обрастая подробностями, появляется расширенной статьей в интернет-версии. Наконец, третья ступень – на основе информационного повода создается аналитический материал или специальная передача.

Развитие интернет-редакций привело к их тесному взаимодействию с основными редакциями, однако переход к работе в условиях конвергентной (мультимедийной) редакции (объединение в одном физическом пространстве журналистов из ранее различных СМИ и, возможно, и других отраслей медиабизнеса), совсем не обязателен. Например, газетная редакция «Комсомольской правды» (ИД «Комсомольская правда» является одним из лидеров среди российских медиакомпаний в деле освоения идей медиаконвергенции) и ее интернет-редакция, а также радио-редакция не объединены и находятся на разных этажах. А редакция газеты «КоммерсантЪ» и радиоредакция «КоммерсантЪ FM» вообще находятся в разных районах города Москвы.

Тем не менее, примеры создания конвергентных редакция в российской практике есть. В январе 2012 г. в новый мультимедийный ньюзрум переехала газета «Вечерняя Москва», редакция организована по западному образцу. В одном физическом пространстве объединены редакции печатных выпусков, интернет-редакция и телестудия. В центре редакции – супердеск. Несколько раз в день там проходят планерки, на которых присутствуют главный редактор, выпускающие редакторы, журналисты, а также специалисты из отдела рекламы и маркетинга.

В конвергентную редакцию были объединены все издания холдинга «Ньюс Медиа Рус» и интернет-ресурсы, включая портал «Лайф Ньюс». За супердеском собираются редакторы различных СМИ, которые принимают решение по распределению контента для разных СМИ холдинга. В новой редакции появилась так называемая служба принта – служба «упаковщиков контента». Журналисты службы адаптируют материалы под разные издания и интернет-ресурсы. В ньюзруме действует единая служба информации. Все новостные материалы автоматически попадают на сайт. Журналисты службы принта отслеживают их и «переупаковывают» для печати. Для всех изданий также действует единая фото- и видеослужба[4].

В тех медиакомпаниях, где СМИ не объединены в одном ньюзруме, сотрудники интернет-редакций посещают редакционные планерки. Журналисты, планируя номер печатного издания или сетку вещания, спрашивают у сотрудника из интерне-отдела, что интересного на сайте и в Интернете, что обсуждают в соцсетях.

Начиная с 2010-х гг. в СМИ стали появляться редакторы по соцсетям (social media editor). Их основная задача – правильно «упаковать» контент под конкретную аудиторию. В режиме онлайн они отслеживают новости, прикрепляют к ним теги. В ряде отечественных СМИ обязанности редакторов по соцсетям сегодня возложены на выпускающих редакторов интернет-подразделений. За определенными соцсетями могут быть закреплены и отдельные журналисты. Они следят, чтобы все интересные новости по той или иной теме попадали в соцсеть.

Во многих российских редакциях журналистов мотивируют самостоятельно рекламировать свои материалы в соцсетях. Например, в «Новой газете» с 2012 г. гонорар корреспондентов зависит от количества просмотров их материалов. Зарплата складывается из базовой ставки (у каждого жанра она своя) и КПД за количество просмотров. Такая система позволила вырастить к 2015 г. так называемых форвард-блоге-ров – журналистов, мнение которых по определенной теме очень важно. Они могут даже не первыми сообщить новость, но за ними пойдут, как за персональной рекомендацией. Они создают контент и сами его «расшаривают». Через их посты в социальных сетях люди заходят на сайт, т. е. форвард-блогеры генерят социальный трафик сайту.

Во 2-ой пол. 2000-х гг. – 2010-х гг. мировые СМИ начинают активно развивать новые медиаплатформы для распространения контента. Быстро растущий рынок мобильной индустрии в нашей стране стимулировал и отечественные средства массовой информации развивать мобильные версии. К концу 2001 года российский рынок мобильной связи стал вторым по величине среди стран Центральной и Восточной Европы. Доля активных пользователей услуг мобильной связи в России существенно возросла в 2005–2007 гг. В этот период начинают появляться первые мобильные версии российских изданий: в декабре 2004 года появилась мобильная версия «Комсомольской правды», в 2006 – газеты «Ведомости». Сегодня мобильные версии есть у многих российских изданий. А вот Kindle- и e-paper-версии российские печатные СМИ (в отличие от западных) не используют.

С развитием айпадов (IPad) и айфонов (IPhone) и других портативных устройств на базе Андроид СМИ начиная с 2010-х гг. стали делать специальные приложения и для этих устройств. Обычно они предоставляют доступ к последним новостям и архивным материалам, а также к мультимедийному контенту.

Подписка на мобильные версии почти всех СМИ бесплатная, отечественные издания и вещательные СМИ пока продают рекламу в приложениях для этих устройств, предоставляя пользователям возможность бесплатного доступа к разнообразному контенту. По западному пути (платная подписка) пошла лишь газета «Ведомости».

Процесс конвергенции для некоторых российских СМИ не завершился на развитии сайтов и приложений для мобильных устройств. В России пока нет специальных ограничений на перекрестное владение СМИ, что дает возможность медиакомпаниям и издательским домам осваивать новые медиаплатформы.

Среди российских издательских домов наметилась тенденция к созданию собственных вещательных радиоресурсов. ИД «Комсомольская правда» и ИД «Алтапресс» уже несколько лет активно развивают радио-платфому, в марте 2010 г. начало работать Радио «КоммерсантЪ FM»[5].

ИД «Комсомольская правда» после развития собственного радиоресурса в 2009 г., начал осваивать новую платформу и в 2011 запустил цифровое ТВ. Однако «КП-ТВ», планируемое как новый источник дохода, приносило лишь одни расходы. В конце 2014 года проект заморозили.

Некоторые отечественные СМИ пошли по пути создания собственного сетевого ТВ и сетевого радио, т. к. подобные проекты окупаются и начинают приносить прибыль гораздо быстрее, чем развитие FM-радио или спутникового ТВ. В 2011–2012 гг. сразу на нескольких сайтах российских изданий появилось сетевое ТВ. Оно предоставляет пользователям возможность смотреть множество различных программ, подготовленных сотрудниками редакции. Сетка вещания может постоянно дополняться новыми программами.

В отличие от зарубежных региональных СМИ, активно осваивающих идеи конвергенции[6], немало российских СМИ до сих пор остается на первой стадии развития процесса медиаконвергенции (на стадии развития сайтов середины-второй пол. 90-х гг.) Интернет-версии региональных изданий в нашей стране стали появляться только к середине 2000-х гг. Вот классический пример. Сайт «Нашей газеты» (г. Екатеринбург) запустили в 2004 г. Почти до конца 2012 г. он был полной копией издания. Только с конца 2012 в «Нашей газете» стали пробовать делать специальный контент для сайта, привлекать газетных журналистов для создания оригинальных материалов.

Некоторые региональные СМИ до сих пор представляют собой практически полный аналог своего печатного или вещательного ресурса или вообще являются сайтами-визитками. Так, например, совершенно удручающими выглядят данные исследования 2015 г., которое было посвящено интеграции электронных версий районных газет Сибирского федерального округа в интернет-пространство. Согласно результатам исследования, «многие редакции, создав ресурс, перестают его обновлять… Тенденция такова, что часть ресурсов перестала обновляться с 2013 г. Этому могло способствовать несколько факторов: ограниченный бюджет редакции, отсутствие кадров, технических возможностей, действующая система мотивации сотрудников редакции, ориентированных прежде всего на рост тиража печатной версии и т. д.»[7].

13.07.09

Оксана Силантьева, с 2008 по 2010 – руководитель медийных проектов ИД «Алта-пресс»

– Сегодня в журналистских кругах много говорят о таких понятиях, как: «конвергенция СМИ», «мультимедиа», «интеграция СМИ». Вы, наверное, о них тоже слышали. Оксана, что Вы понимаете под этими понятиями?

– Сначала практики нарабатывают практику, а потом приходят исследователи и придумывают умные слова, чтобы как-то обозначить происходящие процессы. Проблема в том, что исследователи, особенно российские, начинают исследовать то, что в российской практике еще не существует. И получается так, что сначала придумываются термины, а потом под них подгоняется практика. Для отросли большая трудность в том, что конвергентной журналистике начинают учить исходя из каких-то теоретических вещей, привнесенных с запада. Я бы вообще пока никаких исследований не проводила, а дождалась, пока практики наработают достаточную базу.

Что касается понятия «интеграция», то это всегда внедрение чего-то во что-то. Могу предположить, что это, например, внедрение интерактивных форм в телевизионный поток. В этом смысле интеграция может быть частью конвергенции как общая тенденция объединения различных технологических платформ.

Мультимедиа – это несколько коммуникационных площадок, объединенных для достижения какой-то цели. Когда мы говорим о мультимедийной журналистике, то точно знаем, кому и для чего мы адресуем сообщение. Т. е. человек становится информационным и проектным менеджером: он ставит цели, задачи, думает, как будет их выполнять и оценивать результаты, анализируя комментарии пользователей, количество просмотров и т. д.

– Если под конвергенцией мы будем условно понимать процесс слияния, различных медиаплатформ, к примеру, печатной версии газеты, интернет-версии, мобильной версии, PDA-версии, возможно, какого-то вещательного ресурса, с целью совместного производства контента и тиражирования его на разных медиаплатформах, то считаете ли Вы, что в «Алта-пресс» начался процесс конвергенции?

– Мы сделали несколько шагов в сторону развития этой идеи. С февраля этого года идет планомерная работа по реструктурированию компании на уровне финансов, на уровне работы журналистов и работы редакций. Всего в ИД «Алта-пресс» 13 изданий: развлекательные журналы, газета частных объявлений, в процесс же реструктурирования включены редакции двух изданий – деловой газеты «Ваше дело» и еженедельника «Свободный курс», а также редакции радиостанции «Серебряный дождь» в Барнауле и сайта altapress.ru. В скором времени они будут объединены в одну общую, т. е. по-прежнему будут выпускаться эти четыре продукта, но уже объединенными усилиями. У нас есть план, в соответствии которым, например, с первого июля те люди, которые работают в экономическом отделе и отделе политики, будут проводить эксперименты по совместной работе; двадцатого июля они будут анализировать работу по совместной деятельности. Т. е. у нас уже есть документ, согласно которому идет реструктурирование компании. По плану мы все входим в эксперимент по совместной работе с первого октября. Сейчас идет обучение журналистов и рекламистов.

– Расскажите поподробнее, что будет из себя представлять объединенная редакция, люди будут находиться в одном пространстве?

– Где сидят люди – это не так важно. Важно определить куда, откуда, какая информация и в виде какого документа приходит; кто, какие решения принимает. Сейчас пока у нас все в экспериментальной форме, никто никуда не пересаживается, люди просто опробуют новые методы работы. Если журналисты сами поймут, что им неудобно работать в отдельных кабинетах, тогда да, можно перевести их в ньюсрум, но заставлять людей, менять окружающую среду никто не собирается, это очень тяжело психологически, учитывая, что и так журналисты переходят к новому режиму работы.

– Сайт altapress.ru является общим для всех изданий «Алта-пресс»?

– У гламурного журнала «Я покупаю» есть сайт go-mag.ru, у рекламной газеты «Купи-продай» есть сайт kp22.ru – разных информационных продуктов очень много. До сентября прошлого года на сайте altapress.ru просто были электронные версии газет и лента новостей, которую делала редакция, но сюжета, объединяющего эти материалы, не было, не было дополнительных сервисов. Моя задача к началу следующего года как-то связать эти разные сетевые продукты. Это не будет каким-то слиянием, объединением, так как у изданий «Я покупаю», «Купи-продай», «Ваше дело», «Свободный курс» разная аудитория, разный дизайн, тем не менее, есть часть аудитории, которая приходит на altapress.ru и потребляет, то что, к примеру, предоставляет сайт go-mag.ru. Мы рассматриваем разные информационные ресурсы для разных аудиторий на предмет того, как они могут пересекаться.

– Расскажите поподробнее, как организовано взаимодействие интернет-редакции с газетными редакциями?

– Интернет-редакция знает тематический план газетных публикаций. По ключевым темам проводятся совместные планерки, на которых распределяются обязанности: интернет-редакция может собирать какую-то быструю информацию, а газетчики делают аналитику, потом материалы выкладываются на сайт. До октября остается практика выкладывания чисто газетных материалов на сайт, с охранением заголовков, структуры, при условии, если они не повторяют содержание материала, сделанного сотрудниками интернет-версии.

Мы собираемся сделать на сайте электронный архив, чтобы люди могли видеть, как это было представлено в газете, чтобы у аудитории была гарантия, что в печати это выглядело именно таким образом; особенно это касается деловой прессы, когда, например, для предпринимателя важно в суде представить информацию именно в том виде, в каком это вышло в печати.

В качестве информационного ресурса совместными усилиями будет сделан продукт специально для интернет-сайта.

– Есть сейчас журналисты, которые пишут только для сайта?

– Да, в интернет-редакции у нас сейчас три журналиста, редактор и технический редактор. Эти журналисты ориентированы в первую очередь на сайт, но иногда участвуют в каких-то совместных проектах. Очень редко они пишут специально для газеты.

– Статья на сайте должна отличаться от статьи в газете?

– Принципиально должна отличаться. Формы восприятия газетного и электронного текста различны. Жаль, что людям приходится тратить столько времени, чтоб это понять. Интернет-версия как копия бумаги никому не нужна, это надо понимать.

– Оксана, а когда появился видеоконтент на altapress.ru, как он организован?

– В ноябре прошлого года. Мы всегда, прежде чем что-то сделать продумываем, зачем нам это нужно, насколько выгодно. Прежде, чем перейти к видеоконтенту на сайте мы тоже долго все обдумывали. Сейчас видео нам либо присылают пользователи, либо видеоматериалы делает редакция сайта altapress.ru. У нас есть специалист по монтажу, технический редактор, но снимать могут все, базовые навыки выстраивания видеоряда есть у всех. Видеоматериалы монтируют уже и газетчики, аудиоматериалы – люди из интернет-отдела, газетчики пока бояться, но им это скоро тоже предстоит.

Хорошо у нас идут видеоматериалы развлекательного характера. Например, недавно был проект – мы ездили на съемки в ресторан, снимали процесс приготовления, разговор с шеф-поваром – получался информационно-развлекательный контент. Но видеоматериалы у нас не только развлекательного характера. Недавно приезжал Путин, было много с этим связанных видеоматериалов. Наша аккредитованная журналистка ходила на пресс-конференции с видеокамерой. По телефону сначала начитывала молнии, которые выкладывались на сайт в виде текста, потом, когда приезжала, монтировались видеоролики и выкладывались на сайт.

У нас, конечно, нет такого телепроизводства, как на телевиденье: нет монтажной линейки, долгого сценарирования, планирования. Пока нет смысла вкладывать деньги в более дорогостоящие проекты, усиленно развивать видеоконтент. Ведь число интернет-пользователей в Барнауле очень невелико – в лучшем случае 10 % населения города имеют выход в Интернет.

В целом я считаю, что видеоконтент эффективен в тех случаях, когда какое-то событие, невозможно так ярко показать другими способами, например, недавно у нас был митинг пенсионеров, они штурмовали краевую администрацию. Если же что-то можно показать более дешевыми способами, например, посредством фотографии, значит надо показывать более дешевыми способами. Так, если на видео просто человек, который говорит, отвечает на вопросы, значит достаточно просто фото, остальное можно передать в виде текста, аудиоматериала. К тому же в алтайском крае потребителей потокового видео через Интернет очень мало, поэтому вкладывать деньги, которые неизвестно когда окупятся, нет смысла. У нас нет задачи развивать видео, делать интернет-телевиденье, у нас есть задача делать мультимедийный ресурс.

– А как представлен аудиоконтент на сайте altapress.ru?

– Аудиоконтент представлен достаточно широко, т. к. у нас есть радиостанция «Серебряный дождь». Редакция радиостанции находится на одном этаже с интернет-редакцией. Собственно, первые шаги по объединению усилий для совместной работы были сделаны как раз между интернет-редакцией и редакцией радиостанции. Схема заключается в следующем: на сайте есть лента новостей, многие новости на радио – это новости, подготовленные сотрудниками сайта. Радиоредакция доверяет сайту, сайт же в свою очередь несет ответственность за качество предоставляемых на радио новостей. Новости немного переписываются с учетом радиоформата, но сбором информации занимается в основном интернет-редакция.

Радио- и интернет-редакции взаимодействуют между собой по каким-то проектам. Например, каждый понедельник на радио идет «Авточас» – на сайте размещается анонс, на сайте можно задавать вопросы, там же есть телефон прямого эфира. После окончания передачи делается аудиофайл и аудиопередача выкладывается на сайт, чтоб ее могли послушать те, кто не слушал прямой эфир.

Есть другой проект. Известные люди Алтая читают в прямом эфире Шукшина – аудиозапись выкладывается потом на сайт.

В качестве эксперимента мы сейчас осваиваем такую веешь как аудио-слайд-шоу. Мы подсмотрели это у газеты «Гардиан». На аудиоматериал накладывается слайд-шоу по данной тематике. Получается продуманный фоторепортаж со своей логикой, со своим развитием событий. Совмещается грамотная работа радиоспециалистов и грамотная работа фотожурналистов.

– Существуют ли в «Алта-пресс» какие-то тренинговые программы для журналистов?

– Да, очень много. За последние полгода каждый месяц я провожу около 12 семинаров. Есть три блока. Первый – это еженедельное обучение для журналистов «Алта-пресс». Это письменные задания, которые формулируются и рассылаются по электронной почте тем, кто войдет в объединенную редакцию. Мы, например, создаем совместный google-календарь с доступом туда всех участников и туда нужно занести двадцать разных событий. Есть задание что-то найти и запланировать, например, руководитель департамента образования пообещал в мае, что к двадцатому августа закончится ремонт школ, следовательно, журналист на двадцатое августа ставит в календарь – проверить, все ли школы отремонтированы. Все задания видны в сети и легко проверить, кто выполнил задания, кто нет. Могут быть задания по созданию собственного блога и friend-ленты по своей тематике. Нужно найти тех блогеров, которые пишут на ту же тему, что и журналист.

Такие задания нацелены в основном на газетчиков, это во многом самообразование. Когда дается задание, даются и ссылки, куда человек может зайти и посмотреть, как пользоваться каким-то сервисом. Если у человек возникают проблемы, он обращается к коллегам, если те не могут помочь – ко мне как к тренеру.

Это что касается заданий первого блока. Второй блок – это обучение менеджеров, проводит его генеральный директор. Оно включает курсы по планированию, делегированию. Мы обходимся внутренними силами. Денег на внешних тренеров сейчас нет.

Есть еще один проект. Я участвую в Новосибирском институте развития прессы. Я там тренер и мы собираем раз в месяц-два из 12 региональных издательских домов, в том числе и из «Алта-пресс», сначала генеральных директоров, потом главных редакторов, журналистов. Там обучение больше направлено на понимание сути современной новостной среды, чем на какие-то технологии.

Если я куда-то еду я обязательно привожу материалы, они выкладываются в электронную библиотеку, в Интернете появляется объявление, что в электронной библиотеке есть какие-то новые материалы, презентации. Это все тоже нацелено на самообразование журналистов. Электронная библиотека сделана таким образом, что мы можем проследить количество скачиваний, т. е. оценить, сколько людей заинтересовались тем или иным материалом.

– В связи с развитием мультимедийной журналистики предъявляются ли какие-то новые требования к журналистам при приеме их на работу?

– Пока мы никого не берем на работу и сосредоточены на том, чтоб максимально обучить наших журналистов. Основные требования, предъявляемые к человеку при приеме на работу, это умение работать в команде, стремление работать на разных платформах. У нас нет каких-то жестких ограничений, например, не умеет человек фотографировать – не берем на работу, но обязательно должно быть стремление осваивать новые технологии. Наша позиция такова, что «чистых» текстовиков нет, «чистых» фотографов нет. Кстати, фотографы у нас к этому нормально отнеслись – они готовы делать подписи под фотографиями, придумывать заголовки, лиды. Нет чисто монтажеров. Журналист должен владеть базовыми навыками по видео-, аудиомонтажу. Мы будем в обязательном порядке учить журналистов рисовать mind map, обучать менеджеровским навыкам: не просто написал текст и сдал, необходимо умение планировать, формулировать цели, составлять документацию для реализации информационного проекта.

– Должен ли сегодня журналист быть универсалом: уметь одинаково хорошо готовить текстовые, аудио-, видео-, фотоматериалы?

– Это невозможно физически, люди не могут быть специалистами во всем.

Я считаю, что человек в какой-то области обязан владеть базовыми навыками, но у всех есть склонности к чему-то конкретному: у кого-то лучше получается писать, у кого-то – снимать. Мы не рассматриваем журналиста как одиночку, мы рассматриваем человека в команде. Команда делает информационный продукт. Люди собираются и выясняют, кто за что отвечает. Если всем будет заниматься один человек, то он экономически невыгоден, выгодна только командная работа, в которой у каждого есть своя специализация. Сейчас к журналисту высокое требование – чтоб он разбирался в той теме, о которой пишет. Есть, кстати, другое истолкование термина «универсальный журналист» – журналист, который может писать на любую тематику. Задача в том, чтоб люди писали не много, а глубоко и понятно и это опять же возможно, в том случае, если человек занимается определенными вопросами, специализируется на конкретной теме.

– А вузы должны менять как-то свои программы с учетом развития новых ИКТ, может, вводить какие-то дополнительные курсы на газетном отделении по подготовке материалов для сайта?

– Вузы вообще надо закрыть. Факультеты журналистики в существующей системе физически не могут производить специалистов, которые нужны отрасли. Журналистика не наука. Журналистское образование в России – это недоделанное филологическое, недоделанное социологическое. Если посмотреть на реальную ситуацию – в журналистике работают биологи, физики, историки и т. д., люди, не имеющие специального журналистского образования. Есть люди, которые, работая в журналистике и не имея профессионального образования в этой области, идут на заочный, чтоб просто получить «корочку». Мне кажется, что выход есть, и индустрия к этому придет. Либо при отраслевых ассоциациях, либо при крупных медиахолдингах будут создаваться профессиональные школы, куда будут приниматься люди с любым базовым образованием и обучаться ремеслу. Например, географ может развивать тему, связанную с географией, экологией на уровне эксперта со связями. Научить ремеслу – дело полугода, пять лет для этого совершенно не обязательно. Журфак писать не учит и в идеале должны учить не языку, а учить системно, логично мыслить. А когда сама система образования нелогична, не имеет структуры, то чему вообще можно научить? Не языку должны учить, наконец, не для всей аудитории нужны очень грамотные газеты.

Очень мало медийных исследовательских центров, задача которых анализировать практику. Такие центры есть на западе и достаточно востребованы. Наши вузы пробуют готовить специалистов преподавательским составом, который очень часто не работает в индустрии.

– Сегодня многие газеты активно развивают мобильную-версию. Есть ли мобильная-версия у газет, входящих «Алта-пресс»?

– Планирует ввести в октябре. Точно будет и PDA-версия. В мобильной версии, скорее всего, будет афиша, т. е. анонсы культурных событий, что касается анонсов публикаций, то они будут на PDA. Копией газет ни мобильная-, не PDA-версия не будут.

– Не планируете делать еще дополнительную платформу в виде ТВ-канала?

– Разговор о создании «Алта-пресс-ТВ» идет давно, мы понимаем, что тот контент, который мы производим, можно представить и на видеоканале. Идея зреет, но пока никто не знает, как мы это технически решим. Будет ли это телевизионный канал или время, купленное на другом канале, но под нашим брендом пока неизвестно.

– В регионах, насколько мне известно, есть крупные мультимедийные холдинги, включающие печатные, интрнернет-, вещательные ресурсы. Между ними, как и у вас, существует взаимодействие по созданию контента. В Москве таких примеров практически нет. Как Вы думаете, с чем это связано?

– В Москве можно делать бизнес на двух каналах – в Интернете и в газете, в регионах выжить, используя два канала невозможно. У холдинга должен быть источник денег, компенсирующий расходы на качественную журналистику. Газета даже с очень хорошим содержанием либо не приносит доходов, либо просто убыточна. Поэтому всегда должно быть что-то, что ее спонсирует. В регионе можно сделать бизнес чисто на газете, если это какое-то рекламное издание, газета частных объявлений.

– В заключении беседы – такой вопрос: есть мнение, что процесс конвергенции ущемляет творческую личность журналиста. Это связано с внедрением нового технического оборудования, зависимостью от технического персонала, а также поворотом в сторону новостной журналистики. Согласны ли Вы с данным мнением?

– Это могут говорить люди, которые никогда в мультимедийной редакции не работали. Люди что-то придумали, себя в этом убедили и думают, что так оно и есть. В мультимедийной редакции те же самые компьютерщики, программисты сделали сайт, куда можно выложить текст, видео, фотографии. Компьютерщик никак не повлияет на качество контента на сайте. Технологического давления нет.

Уход в новостную журналистику – это один из стереотипов. Если Интернет, то надо делать ленту новостей, откуда это идет неизвестно. Ленты новостей себя не окупают. Все эти стереотипы рождаются потому, что нет профессиональных медиаменеджеров[8].

17.08.2012

Елизавета Голикова, с 2011 по 2013 гг. – главный редактор «КоммерсантЪ-Онлайн»

– В 2009 г. в создании видеоматериалов на сайте «Коммерсанта» участвовали журналисты газеты и специалисты группы «КоммерсантЪ-Видео». На сайте экспериментировали с разными форматами подачи видеоматериалов. Что изменилось сегодня, как планируете развивать видеоконтент на сайте?

– Мы ушли от того, чтоб журналисты сами создавали видео. Пользователям информации все равно, откуда приход контент. Им нужно видео конкретных событий. Быть производителем качественного видеоконтента мы не можем. Есть ряд СМИ, которые занимаются созданием непосредственно видео, кроме того есть сервисы по производству пользовательского контента. Наша задача – качественное распространение этого контента. Мы добавляем инфографику. Радио – оперативный экспертный контент.

– Нужно ли платить за пользовательский контент?

– Думаю, в скором времени этот вопрос будет решен на законодательном уровне.

– Нет задумок по созданию мобильных сервисов на сайте, позволяющих пользователям оперативно доставлять информацию?

– Задумки есть. Но дело в том, что аудитория «Коммерсанта» ограничивает потенциал использования народных инструментов. Наши читатели – люди с высшим образованием, в основном – мужчины среднего класса. Призвать их к производству контента достаточно сложно. Можно, конечно, сделать на сайте бизнес-форум, предоставив пользователям делиться информацией. Но его надо редактировать, интересы людей могут сопрягаться с их бизнес интересами, и это будет PR. Журналисты газеты – эксперты в той или иной отрасли. Они делают информационный срез события, это более качественный формат подачи информации.

– В 2009 г. на сайте «Коммерсанта» били колонки журналистов, в которых они рассказывали о ситуации в данной отрасли. Почему их нет сейчас?

– Колонки были унылые, целиком построенные на печатных текстах. Аудитория не хочет тратить много времени на усвоение материала. Нужно упрощать подход к усвояемости информации. Видеоколонку нужно смотреть, слушать и понимать одновременно – это очень затратно с точки зрения усвоения информации.

– Многие российские журналисты считают, что развитие аудиоконтента на сайте (если это не собственный вещательный ресурс) не перспективно. А какое ваше мнение на этот счет?

– Все зависит от формата. Например, приговор по делу Надежды Толоконниковой. Я бы дала видео и расшифровку трансляции. Расшифровка позволила бы быстро пробежать запись. Но какие-то моменты можно было дать в аудио. В расшифровке можно выделить другим шрифтом яркие моменты. Нужно дать видеоврезки, например, тех моментов, где у нее заплетается язык. А внизу – подстрочник о том, как реагировал зал. Здесь нужно использовать аудио – аплодисменты, хохот и лай собаки.

– В 2009 г. большинство материалов сайта совпадали с печатными. Что изменилось сегодня?

– С 2010 г. большой сегмент материалов сайта – это информационная картина дня. Есть группа оперативного реагирования, которые мониторят информацию информагентств. Журналисты газеты активно пишут на сайт. В зависимости от новости мы решаем, готовить ли большой материал, который будет писать отраслевой журналист или ограничится новостью на сайте, которую подготовила служба оперативного реагирования.

– Какая политика «Коммерсанта» в плане развития соцсетей?

– Мы много ресурсов вкладываем в «Фейсбук». Это наша аудитория. Число наших подписчиков в «Фейсбуке» выросло с 15 до 110 тыс. Фейсбук обеспечивает 15 % аудитории сайта. Мы прощупываем аудиторию сети «ВКонтакте», она другая, для нее нужен иной формат подачи информации. Мы сделали графический проект по ВТО («Что нам даст ВТО»). О серьезной теме удалось легко рассказать с помощью картинок и графики. Проект очень понравился как аудитории «Фейсбука», так и пользователям сети «ВКонтакте». Еще пример – инфографика по штрафам ГИБДД. Этот проект был очень интересен аудитории сети «ВКонтакте».

– Нужны ли дополнительные сотрудники, которые занимаются продвижением контента издания в соцсетях?

– Нет, с этой функцией вполне могут справиться редакторы сайта. Они сами выбирают информацию для соцсетей, это обсуждается на летучках.

– Газета «КоммерсантЪ» одной из первых среди российских изданий запустила мобильные версии. Как планируется их дальнейшее развитие, не думаете делать специализированный контент для мобильных версий?

– Надо, чтобы человек получал что-то больше, чем просто доступ к сайту или копию газетного номера. Иногда для мобильных версий создается специальный контент, который нигде больше не публикуется. Редакторы сами решают, что сделать для приложения. Например, редактор «КоммерсантЪ Власть» часто пишет колонку специально для мобильных устройств[9].

22.08.2012

Алексей Воробьев, с 2012 по 2013 год – главный редактор «КоммерсантЪ FM»

Алексей, расскажите, как возникла идея создания собственного вещательного ресурса, с чего все начиналось?

– «КоммерсантЪ» – холдинг, понятно, что он должен включать разные СМИ, которые предполагают различные способы донесения информации до своей аудитории. У диверсифицированного холдинга общие показатели доходности выше, поэтому и было решено создать радиостанцию.

Радиоредакция и редакция печатных изданий находятся в разных районах Москвы. Обычно при создании вещательных ресурсов на базе газеты редакции печатных и вещательных СМИ находятся в одном здании, что способствует взаимодействию по созданию контента для разных платформ. Есть ли взаимодействие между журналистами печатных СМИ и радиоредакции или каждая живет по своим законам?

– Радио «КоммерсантЪ» – это отдельная редакция, живущая по своим законам, которая просто входит в холдинг.

Информация на радио – это информация, заимствованная из различных ресурсов: информационных агентств, социальных сетей, печатных СМИ, наших собственных источников. В целом информационные и производственные потоки радио и газеты не пересекаются. Тем не менее, нельзя сказать, что мы не используем ресурсы издательского дома. Журналисты газет и журналов участвуют в эфире как эксперты в тех или иных областях и как авторы материалов, но мы не представляем им больше 25 секунд эфира. На ул. Врубеля, где работают журналисты издательского дома, есть студия, куда иногда приходят авторы и участвуют в эфире. Но для радио никто из газетчиков ничего не пишет, у нас свои журналисты. У каждого СМИ свои жанры и специфика.

Журналисты радиоредакции просматривают карту номера. Во второй половине дня известно, что будет напечатано в завтрашнем номере газеты. Мы думаем, насколько тот или иной газетный материал будет интерес для радиоэфира, сотрудничаем с автором статьи, привлекаем его как эксперта. Спрашиваем, какой акцент он сделал в статье, как развивать тему, в чем собственно состоит новость. После записи разговора с журналистом, записываем мнения других экспертов, которые могут развить тему. Дальше готовится бэкграунд, текст может совпадать с газетным. Только в газете это называется врезка у нас – справка. Делает их отдельная служба – информационный центр издательского дома.

Журналисты «Коммеранта» являются для нас поставщиками оперативной информации, когда ездят в командировки или когда что-то происходит.

Как организован производственный процесс на радио, когда проходят планерки?

– Планерки проходят несколько раз в день. Первая – в 8 утра, мы смотрим срез всего информационного поля: что напечатали газеты, какие новости есть, какие предстоят. По бригадам распределяются темы, которые предполагается развивать после 12 часов. День поделен на сеты с 6 до 12, с 12 до 17, с 17 до 2. Следующая летучка проходит в 13 часов. Утренняя бригада завершает рабочий день, передает темы, рассказывает об акцентах, которые были расставлены, дневной бригаде. На вечерней летучке мы думаем, как темы развивать, какие ожидаются новые темы. В 17 часов начинает готовиться бригада подготовки утреннего прайм-тайма. Журналисты просматривают темы дня, связываются с редакцией газеты. Понятно, о чем будет завтрашний номер. В 8 вечера летучка проходит преимущественно с газетчиками, которые понимают, что они сделали главным, какая тема будет раскрыта. В 8 вечера бригада начинает работать по ключевым темам, которые на следующий день появятся в газете. Последняя сверка с газетой в 23 часа, даются рекомендации бригаде, которая начнет работу в 5 утра.

Сколько человек работают сегодня в радиоредакции?

– У нас около 150 сотрудников, из них 80 журналистов, которые занимаются подготовкой новостей. У нас немного дикторов, я всегда был за то, чтоб их было как можно меньше, т. к. специфика информационной радиостанции базируется на понимании диктором того, о чем он говорит, это не просто чтение текста. Например, дикторы с «Бизнес FM» часто не понимают, о чем говорят, слушатель это чувствует, он им не верит. Незнание предмета ведет к тому, что дикторы не правильно делают интонационные акценты. В итоге у слушателя теряется доверие. Пусть лучше у человека будут небольшие дефекты речи.

Радио «КоммерсантЪ» – новостное. Будет ли в дальнейшем меняться формат вещания, может планируете делать какие-то передачи?

– Формат радио – news flow. Когда бы слушатель не подключился на частоту 93.6, он гарантированно получит новости. На нашем рынке таких радиостанций больше нет. Включи в любое время и узнай, что происходит. На других информационных станциях новости умещаются за час, через час идет тоже самое. У нас новости идут 1 час 20 мин. То есть, если слушатель включит радио в 12, а потом в час, он не попадет на одни и те же новости.

Формат вещания утром, днем и вечером никак не отличается. Наше радио слушают около 111 минут в день. Пользователи включают его несколько раз в день. Наша цель – стать первым новостным радио года в стране. Наша аудитория – активные, деловые люди, у них нет времени на то, чтоб слушать часовые дискуссионные программы. Правда, есть задумки о том, чтоб расширить вечерний формат. Например, более широко обсуждать темы дня. Но я не сторонник того, чтоб размывать форматы, уходить в жанр news & talk, в котором работают «Вести», радио «Комсомольская правда», «Эхо Москвы», «Радио Сити». У нас другая аудитория.

С какими основными сложностями вы сталкивались при создании радио?

– Определенные сложности были связаны с поиском новых сотрудников. Долго не могли выбрать, приглашать опытных журналистов, которые составили бы костяк радиостанции, или набрать выпускников и студентов вузов и научить их новейшим технологиям. Мы набрали выпускников. Посвящение их в журналисты заняло какой-то период. Мы сделали правильный выбор, у них до сих пор горят глаза, ведь вчерашние выпускники приложили руку к созданию новой радиостанции.

Некоторые сложности также были связаны с тем, что схема работы, написанная на бумаге, требует доработки на практике, на это нужно время.

Сколько в среднем ушло на создание радиостанции, каких издержек удалось избежать?

– Сколько точно сказать не могу, но сравнительно немного. Мы изучали опыт зарубежных коллег, прежде всего опыт немецких и канадских радиостанций. И поняли, что многие технологические узлы у них решены проще, чем на наших станциях, они обходятся меньшими средствами. Технологии удешевляют процесс. То, что у нас делают два человека – ведущий и продюсер эфира, на других российских радиостанциях, как маним, – четыре. У нас нет звукорежиссера. Постоянного, приписанного к информационной бригаде, продюсера эфира. Нет специального человека, который расставляет все по эфирной сетке. Шеф-редактор сам видит, куда и что поставить. Ведущие и продюсер эфира целиком выступают за последовательный выхода в эфир тех или иных новостей. Отслеживают, что готово, что нет. Но и нагрузка на каждого из редакторов у нас в полтора – два раза больше, чем на редакторов других информационных служб.

В день на радио «КоммерсантЪ» появляется около 70–80 развернутых сюжетов. На каждого из редакторов ложится по три-пять информационных материалов. Работают они не четыре чача, как принято на других радиостанциях, а восемь.

Сейчас уже можно говорить о какой-то отдаче, насколько хорошо растет аудитория радиостанции?

За два с половиной года аудитория радио значительно выросла. Сейчас в день нас слушают около 350 000 человек. Очень хорошо продается реклама.

Планируете развивать интерактивные возможности на радио?

– Я не хотел бы, чтоб в эфире у нас звучали голоса слушателей. Наша аудитория – богатые, успешные люди, им нет дела до того, что говорит какой-нибудь Иван Иванович. Мы общаемся со соей аудиторией в соцсетях – в «Фейсбуке» и, в меньшей степени, «ВКонтакте» и через «Твиттер». Там на дискуссионной площадке люди могут поделиться собственным мнением по заявленной нами теме.

Наверняка при создании радио проводились какие-то исследования. Можете рассказать о них?

– Конечно, мы проводили исследования. Их целью было понять, насколько успешным может быть этот проект, какую аудиторию можем привлечь. Каким должен быть контент, в каком виде должны подаваться новости. Если будут звучать статьи или ленты информационных агентств, это не интересно – все и так есть в Интернете. Новости для нашей аудитории – развлечение. Мы даем информацию для людей, которые любят слушать новости. Это значит пытаться актуализировать себя в пространстве: все ли так в твоем мире, в котором ты привык жить. Мы занимались именно упаковкой новостей.

Среди читателей газеты исследования проводились, но читателей газеты в Москве – 75 тыс., аудит радио уже 350 тыс. Поэтому сейчас она уже не играет для нас большой роли. Изначально мы полагались на нее.

Исследования для нас проводила австралийская компания BPR, она специализируется на позиционировании радиостанций в различных регионах мира. Сотрудники компании проводили комплексное исследование пожеланий и запросов удовлетворенной и неудовлетворенной аудитории: что они хотят, кто слушает новости, какой у них уровень достатка, образования. Нужна ли им информация о недвижимости, о спорте, о культуре, о трафике, политике и т. д.

Мы привлекали для исследований также немецкую компанию BCI, все известные радиостанции Европы видоизменялись под ее воздействием. Сотрудники BCI давали рекомендации относительно того, как должна звучать станция, как удерживать аудиторию, как поднять вечерние и утренние пики[10].

23.08.2012

Андрей Дятлов, первый заместитель главного редактора, главный редактор Телерадиослужбы «Комсомольская правда»

– В 2009 г. ИД «Комсомольская правда» запустил собственное радио. Сначала вещание распространялось на Московский регион, город Тверь, сейчас радио «Комсомольская правда» можно слушать уже в 12 регионах. В 2011-м издательский дом запустил спутниковый телеканал «КП-ТВ» (проект заморожен в 2014. – Ред.) Расскажите, как возникла идея создания собственных вещательных ресурсов, с чего все начиналось?

– Бумажные носители потихоньку умирают. В наше время любое СМИ может выжить только, когда имеет несколько медиаплатформ. Самые большие средства рекламы сейчас перебазируются в ТВ, на втором месте Интернет. Идея ТВ возникла как возможность выйти на новую аудиторию и новых рекламодателей, это вопрос бизнеса.

12 городов вещания радио – это 20 % территории страны. Радио «Комсомольская правда» покрывает территорию до Урала, будем бороться за получение частоты для вещания в Иркутске. Популярность радио «Комсомольская правда» растет: например, в Екатеринбурге мы обошли «Эхо Москвы». В отношении работы с аудиторией у нас резко повысилось количество звонков в эфир из разных регионов, где теперь есть радио «Комсомольская правда».

Люди привыкли слушать радио, смотреть ТВ, поэтому надо использовать эти площадки.

Философия очень простая. Есть одна редакция, в которой работают журналисты, распространяя информацию сразу на несколько платформ. Один сюжет можно разместить на сайте, радио и на ТВ.

Радио интересно тем, что позволяет оперативнее интернет-ресурса разворачивать те или иные темы.

– Какие ресурсы необходимы для создания радио на базе газетной редакции?

– Можно начинать с интернет-вещания (радио «Комсомольская правда» изначально было сетевым) – это дешевле. Но интернет-вещание ограничено сайтом, на который надо заходить. Если идти в города, надо понимать, что необходимо вкладывать средства в лицензирование и оборудование, но по сравнению с ТВ это не большие деньги.

Конец ознакомительного фрагмента.