Вы здесь

Компьютер без напряга. Энциклопедия. Глава 3. Какие они, компьютерные неисправности (А. В. Жвалевский, 2010)

Глава 3

Какие они, компьютерные неисправности

Беда не приходит одна. Все время разные.

Примета

• 3.1. «Железо» тоже не железное

• 3.2. Программные беды

• 3.3. «Два конца» программно-аппаратной «палки»

• Домашнее задание


Выше я говорил, что при правильном уходе за компьютером он ломаться не будет.

Пришло время сказать правду.

Я не то чтобы соврал… был неточен. Можно сколько угодно протирать монитор и пылесосить корпус, дефрагментировать диск и обновлять антивирусные базы. А компьютер все равно сломается. Не потому, что вы были невнимательны или небрежны. Просто винчестер оказался с заводским браком. Или срок жизни кулера весь вышел. Или Сатурн оказался в пятом доме. Или в процессор вселился дух Чингисхана.

Примечание

Вот вам поучительная история. Решил я любимой дочке обновить компьютер. Купил новую «материнку» с новым процессором и памятью, поставил все это в новый корпус, добавил туда винчестер с дочкиного старого компьютера. И не смог запустить. Начинает грузиться – и тут же вырубается. Через два часа мучений я решил наконец прочесть инструкцию к материнской плате. Оказалось, она не рассчитана на работу с Windows 98, а именно эта система стояла на винчестере. На новую «оперативку» дочка отказалась перейти. Пришлось слегка улучшить ее старый компьютер, а новый забрать себе. Не из жадности, а потому что я столкнулся с неразрешимой программно-аппаратной проблемой!

В таких случаях можно поступать двумя способами: приносить жертвы духам предков или пытаться починить компьютер.

Мы выберем второй путь, как более прогрессивный. Но для начала разберемся, какими неполадки бывают вообще.

Обычно их делят на три группы:

• аппаратные, когда ломается какое-то устройство;

• программные, когда начинает неправильно работать какая-то программа;

• программно-аппаратные – непонимание между программами и устройствами.

Очень важно вовремя разобраться в типе неполадки. Если ошибка аппаратная, надо покупать устройство взамен вышедшего из строя. «Лечение» программных сбоев обходится гораздо дешевле – достаточно определить и наладить работу виновной программы. В крайнем случае придется переустанавливать все программное обеспечение. Это займет время, но не потребует денег. Программно-аппаратные беды могут привести к неожиданному результату. Часто удается их победить, изменив настройки. Иногда приходится немного «шаманить» с железом. Помните, я рассказывал, что иногда USB-принтер начинает работать после переключения в другой разъем на корпусе? Это типичное «шаманство». В отдельных случаях программно-аппаратные проблемы можно решить только заменой комплектующих.

Ситуация ухудшается тем, что проявления некоторых программных и аппаратных неполадок схожи между собой, и выявление истинной причины (диагностика) – 95 % успешного исправления. На оставшиеся 5 % приходятся поиск, приобретение и установка нужных компонентов или переустановка программ.

3.1. «Железо» тоже не железное

Кстати, большая часть компьютерного «железа» вовсе не железная. Она состоит из полупроводников – кремния, германия и т. д. Может быть, из-за этого «железо» имеет свойство ломаться. Впрочем, будь оно действительно железным, оно бы еще и ржавело.

Сразу оговоримся, что существуют неисправности, или поломки, – окончательный выход из строя какой-либо детали – и сбои – временные нарушения работы компонентов. Сбои возникают во время работы под влиянием внешних факторов: высокой температуры, скачков питающего напряжения и т. д. После устранения причины сбоя и перезагрузки компьютер может вновь работать нормально. Поломку можно исправить только заменой или ремонтом. Как правило, ремонт только оттягивает неизбежный конец, поэтому замена предпочтительнее.

Внешние проявления проблем с устройствами

Разные устройства ломаются по-разному.

Центральный процессор участвует во всех процессах, поэтому при выходе из строя (поломке) процессора компьютер, скорее всего, не включится вовсе. Если был включен – немедленно выключится. Сбои приводят к менее ужасным последствиям, чем поломка. Если сбой происходит во время работы, компьютер обычно самопроизвольно перезагружается или зависает – перестает реагировать на любые действия. В отдельных случаях последствия сбоя ограничиваются внезапным завершением работы какой-либо программы.

Оперативная память также участвует во всех процессах, происходящих в компьютере, поэтому проявления неполадок в ее работе весьма разнообразны. Грубые неисправности оперативной памяти проявляются на начальном этапе: программа BIOS сообщает об ошибке памяти, и загрузка прерывается. Сбои, происходящие во время работы, приводят к невозможности загрузки операционной системы, зависанию или перезагрузке компьютера, ошибкам при выполнении отдельных программ.

Материнская плата является одним из самых уязвимых комплектующих. На ней много всего, поэтому внешние проявления неисправности зависят от того, какие компоненты повреждены. Если проблемы возникли с питанием какого-нибудь устройства, то выглядит это так же, как неисправность самих устройств. Например, если питание не поступает на процессор, компьютер не запустится; если отсутствует питание модулей оперативной памяти, компьютер сообщит о неисправности оперативной памяти и т. д. Неисправность аккумулятора материнской платы приводит к регулярному сбросу системных часов и всех настроек BIOS.

Выход из строя видеоадаптера проявляется отсутствием или искажением изображения на экране монитора. В самом наглядном случае «картинка» отсутствует с начала загрузки, монитор не включается, а программа BIOS сообщает о неисправности видеокарты звуковыми сигналами. В других ситуациях неисправность видеоадаптера может проявиться возникновением «артефактов» – цветных пятен или вырванных строк на экране (рис. 3.1).

Рис. 3.1. «Артефакты»


Сбой видеоадаптера может привести и к зависанию компьютера при попытке запустить какое-либо приложение.

Серьезная неисправность винчестера приводит к тому, что компьютер просто не «видит» это устройство или определяет его неверно. Обычно в процессе загрузки появляется сообщение об аварии жесткого диска и загрузка прерывается. Бывает, что диск в целом исправен, но повреждены его отдельные участки. Это может быть связано с появлением микроповреждений на магнитном слое пластин. Если повреждены сектора, на которых записаны ваши документы, это расстроит лично вас, но система хотя бы загрузится и будет работать нормально. Если на поврежденных участках окажутся фрагменты операционной системы, она не сможет загрузиться и, скорее всего, зависнет, не найдя какого-нибудь важного системного файла.

Блок питания выходит из строя довольно часто. И это не удивительно: ему приходится выдерживать все скачки напряжения в электросети.

При поломке блока питания компьютер не включается, не запускаются даже вентиляторы. Сбои блока питания во время работы приводят к внезапному выключению или перезагрузке компьютера. Правда, иногда это вызвано не сбоями, а недостаточной мощностью блока питания.

Совет

Серьезные скачки напряжения могут повредить не только блок питания, но и другие комплектующие. Кроме того, слишком большой перепад напряжения может привести к перезагрузке или выключению компьютера – а это уже риск потерять важные данные. Поэтому, если у вас часто «прыгает» напряжение в сети, отжалейте полсотни долларов на покупку источника бесперебойного питания. В крайнем случае включайте компьютер через сетевой фильтр. От полного обесточивания он вас не спасет, но хотя бы защитит от резких скачков напряжения.

Таким образом, серьезные аппаратные неполадки в связке «процессор – память – материнская плата» обычно приводят к тому, что компьютер не может запуститься вовсе или зависает сразу после включения. Сбои, возникающие в тех же компонентах во время работы, чаще всего проявляются в том, что машина зависает, перезагружается или выключается. От блока питания зависят абсолютно все комплектующие компьютера, поэтому, если машина не реагирует на нажатие кнопки включения, причину следует искать, прежде всего, в работе этого компонента.

Приводы компакт-дисков «живут» в среднем два-три года и обычно выходят из строя из-за постепенного ухудшения характеристик лазерной головки. Неисправности приводов обычно проявляются только тогда, когда к ним обращаются программы.

Типичным признаком загрязнения оптики или порчи лазера является то, что привод перестает читать некоторые диски, причем количество нераспознаваемых дисков увеличивается с каждым днем. Через какое-то время привод теряет способность к чтению любых дисков. При попытке открыть диск через Проводник Windows появляется сообщение с просьбой вставить диск в привод, несмотря на то что в действительности диск уже находится в приводе (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Сообщение о невозможности распознать компакт-диск


Внешние устройства (монитор, клавиатура, мышь, колонки, принтеры и сканеры) о своих неисправностях заявляют недвусмысленно: перестают выполнять свои функции. Обычно выявление поломки начинается с описания «непонятного поведения» одного из внешних устройств (табл. 3.1). Иногда за этими симптомами скрываются более серьезные проблемы, связанные с «внутренностями» системного блока или каких-то программ. Тем не менее диагностику следует начать именно с проверки внешнего устройства и ведущих к нему кабелей и проводов.

Таблица 3.1. Описание типичных неполадок


1 Драйвер – это служебная программа, которая обеспечивает нормальное взаимодействие между операционной системой и устройством.


Неполадки внешних устройств обычно не влияют на работу системного блока. Самый простой способ проверить внешние устройства и кабели – подключить их к другому заведомо исправному системному блоку или хотя бы к другим портам на этом же блоке.

Во многих случаях работоспособность внешнего оборудования можно частично проверить и не подсоединяя к компьютеру. Например, в современных мониторах обычно присутствует экранное меню (OSD). Свечение индикатора питания на мониторе и появление меню OSD при нажатии кнопок настройки монитора доказывают, что большая часть «внутренностей» монитора работают. Если же на экране появляется сообщение Check SVGA Cable (Проверьте кабель), то причина отсутствия изображения практически всегда кроется в неправильном подключении либо неисправности кабеля или выходного разъема видеокарты.

Чтобы проверить, исправлен ли принтер, обратите внимание на его «лампочки». Правильно они называются «светодиодные индикаторы». Они сигнализируют об ошибках в работе принтера и проблемах с картриджами. Как правило, зеленый цвет индикатора означает, что все в порядке, желтый или красный – есть проблемы в принтере. Если индикатор зеленый, а печати нет, ищите причину проблемы в компьютере или соединительном кабеле.

Кроме того, в любом принтере предусмотрена возможность печати пробной страницы средствами самого принтера (без участия компьютера). Если пробная страница печатается успешно, то неисправность нужно искать на пути от системного блока к принтеру или в самом системном блоке.

BIOS – первая из программ

Выше мы разобрали самые очевидные проявления проблем с «железом». Но есть программа, которая еще при включении проверяет, как что работает. Это BIOS (см. гл. 1). Она не только все проверяет, но и сообщает вам обо всех обнаруженных проблемах.

POST номер один

Включается BIOS, как вы помните, сразу после включения питания компьютера. И первым делом она заставляет процессор выполнить специальную последовательность действий – POST (Power-On Self Test, самопроверка при включении питания). В этом тесте предусмотрены следующие действия.

• Начальная проверка оборудования, в том числе определение модели процессора и количества установленной оперативной памяти. Одновременно тестируется исправность оперативной памяти.

• Считывание настроек CMOS.

• Настройка параметров устройств в соответствии с настройками, содержащимися в CMOS.

• Проверка наличия устройств, необходимых для загрузки ОС: дисковода, винчестера и привода компакт-дисков или DVD.

• «Пробуждение» видеоадаптера, клавиатуры, дисковода и системного динамика.

• Подача звукового сигнала о прохождении проверки.

• Приведение в боевую готовность остальных устройств (согласно настройкам CMOS).

Чтобы пользователь не скучал, пока идет POST, на экран выводятся сведения о ходе проверки.

Впрочем, эти сообщения могут здорово вам помочь. Если при прохождении POST обнаружатся какие-то аппаратные ошибки, вы увидите сообщение об этом. Или не увидите – компьютер может просто зависнуть. Ну что ж, будем и это считать сообщением об ошибке.

В начале загрузки в верхней части экрана на мгновение появляются несколько строк, указывающих производителя и тип видеокарты, версию ее прошивки (то есть «зашитой» в карту микропрограммы) и объем видеопамяти (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Сообщения видеоадаптера


Само по себе появление текста на экране – хороший признак. Оно доказывает, что:

• монитор включен и работает, а кабель монитора исправен;

• видеоадаптер функционирует, по крайней мере, способен выполнять основные функции;

• питание компьютера в порядке;

• процессор успешно запустился.

После этого на экране появляются логотип Energy Star и сведения, которые BIOS выведала у материнской платы (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Сообщения POST


Этот черный экран с буковками содержит много информации. Пройдемся сверху вниз:

• первые три строки – название и версия BIOS;

• Main Processor – тип и частота центрального процессора;

• Memory Testing – объем оперативной памяти по результатам тестирования;

• Main Memory Clock – частота, на которой работает оперативная память;

• после слов Detecting IDE drivers: – винчестеры и приводы, которые удалось определить во время тестирования (это я забегаю немного вперед – накопители тестируются уже после прохождения POST);

• нижняя строка – дата производства и идентификационный номер материнской платы.

Внимание!

Чтобы «поймать» экран в определенном состоянии, нужно обладать хорошей реакцией. Иногда, чтобы приостановить загрузку на нужном этапе, приходится несколько раз перезагружать компьютер с помощью сочетания клавиш Ctrl+Alt+Delete или кнопки Reset, расположенной на системном блоке.

Вот как много всего! Но мало кто видит все эти полезные сведения.

Почему? Ну, во-первых, многие производители материнских плат заслоняют результаты POST своим полноэкранным логотипом. Чтобы вместо него были видны сообщения POST, обычно достаточно нажать клавишу Esc или Tab.

Во-вторых, все сообщения BIOS мелькают очень быстро, и нужно иметь нечеловеческую реакцию, чтобы успеть прочитать и осознать все. «Остановить мгновение» можно, нажав клавишу Pause/Break. После этого загрузка временно приостановится и вы сможете спокойно, вдумчиво прочитать все сообщения и даже записать их на бумаге. После нажатия клавиши Пробел загрузка продолжится.

По окончании POST системный динамик, подключенный к материнской плате, выдает звуковой сигнал. Если тест прошел нормально, то вы услышите короткий одиночный писк. Если пищит как-то по-другому, это означает, что обнаружена проблема. Иногда, когда на экран не выводится ничего, звуковые сигналы POST – единственный способ узнать о возникшей неполадке.

Звуковые сообщения об ошибках различаются в зависимости от BIOS. Чтобы не «забивать» главу справочной информацией, да и просто для удобства, я вынес описание сигналов POST в приложение.

Внимание!

Если POST не нашел никаких ошибок, это еще не значит, что с «железом» полный порядок. Некоторые аппаратные проблемы могут проявиться лишь по мере прогрева компьютера или в ходе выполнения определенных программ.

Ничего не вижу! Ничего не слышу!

Может случиться так, что, включив компьютер, вы не только не увидите ничего на экране, но и не услышите никаких звуков. Это означает, что либо динамик системного блока не подключен (или неисправен), либо неисправна материнская плата. В первом случае проверить действительность достаточно просто, второй случай – самый печальный и требует замены материнской платы, а возможно, и других компонентов, которые на ней находились, – оперативной памяти, процессора и т. д.

Будем оптимистами! Предположим лучшее – не работает динамик. Это может быть вызвано банальной причиной: он просто не подключен. Вскройте системный блок (не забудьте его предварительно обесточить!) и найдите на материнской плате контакт, к которому должен быть подключен динамик. Он может оказаться где угодно, но обязательно рядом с ним есть еще несколько важных контактов: RESET, HDD-LED, POWER и т. д. Как правило, эти контакты обнаружить нетрудно: они представляют собой блок, состоящий из двух рядов по 8—10 контактов каждый (на некоторых моделях материнских плат может быть один ряд, соответственно в два раза более длинный).

Присмотритесь, контакты должны быть подписаны: SPEAKER или SPK, RESET, HDD-LED и т. п. Кроме того, надписи есть и на разъемах, кабели которых обычно собраны в жгут и идут от органов управления на передней панели корпуса (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Расположение контактной группы


Пластиковый разъем для подключения динамика, как правило, имеет ширину, равную четырем контактам, хотя фактически используются только два. В принципе, полярность подключения динамика особого значения не имеет. Подключить контакт нужно таким образом, чтобы он полностью накрыл «свою» контактную группу из четырех выводов и не захватил «чужие». Иными словами, разъем SPEAKER (или SPK) нужно надеть на одноименную группу штырьков.

Совет

Если ничего не помогает, прочтите инструкцию к материнской плате. Хотя это и оскорбительно для царя природы, обладающего мощным интеллектом.

Если разъем динамика вставлен надежно, есть надежда, что он просто вышел из строя. Случается, что в динамике перегорает или выходит из строя обмотка. Чтобы проверить его работоспособность, достаточно кратковременно подключить его к батарейке, например типа AAA («пальчик»). Если при этом слышен щелчок, значит, динамик исправен. А это уже чума. Проблема произошла с материнской платой.

Совет

Раз вы уже добрались до контактов, то не поленитесь проверить, все ли разъемы надежно подключены. Ведь если к разъему, предназначенному для включения компьютера (POWER или PWR), не подсоединен соответствующий контакт, то вы можете до посинения жать кнопку включения – компьютер не включится. Впрочем, этот кабель не забывают подключить при сборке компьютера. А вот разъем динамика (SPEAKER или SPK) и индикатор жесткого диска (HDD-LED) вполне могут и проигнорировать. Подробнее об этой группе контактов мы поговорим в гл. 4.

Вряд ли вы сможете сами определить на глаз, в рабочем ли состоянии материнская плата. Но на всякий случай внимательно ее осмотрите. Если один из элементов сгорел или треснул, это должно быть заметно. И тогда один выход – менять материнскую плату. Нет, теоретически можно ее и починить. Но плата за ремонт превысит плату за плату. Вот такой печальный каламбур.

Если внешний осмотр ничего не дал, то, чтобы вернуть компьютер к жизни, можно попробовать очистить CMOS-память BIOS, поскольку часто причина кроется именно в ней. Существует два способа осуществить задуманное.

• Вытащить аккумуляторную батарею, которая питает CMOS-память. Для этого аккуратно отожмите в сторону зажим (рис. 3.6), удерживающий батарею на месте.

Рис. 3.6. Нажимаем на защелку, удерживающую батарейку в гнезде


После этого достаньте ее (рис. 3.7) и немного подождите. Обычно одной-двух секунд вполне достаточно, чтобы параметры CMOS-памяти очистились. После этого батарею можно поставить на место.

Рис. 3.7. Достаем батарейку на несколько секунд


• Найти на материнской плате специальную перемычку, перевод которой в положение Enable или ON сбрасывает установки CMOS-памяти. Для этого понадобится изучить документацию к материнской плате.

Если нет серьезной аппаратной поломки, то сброс параметров «заводит» компьютер. Иначе придется отнести системный блок в ремонт.

Но вернемся к процедуре POST.

Жизнь после POST

Иногда возникает казус: вы слышите одиночный короткий писк – сигнал нормального прохождения POST, – а на экране ничего нет. Это значит, что неисправен либо монитор, либо кабель, который соединяет монитор и видеокарту. Ну или кабель просто не вставлен в один из разъемов. Очень-очень редко проблема заключается в поломке выхода видеоадаптера.

Совет

Если POST прошел нормально, а монитор черный, проверьте, включен ли он. Вы не поверите, как часто пользователи забывают вставить вилку в розетку или нажать кнопку включения на мониторе. Я обычно вилки из розеток вообще не достаю. И кнопку включения оставляю всегда в положении «Вкл».

Что происходит после того, как POST обнаружил проблему? Это зависит от проблемы. Если речь идет о серьезной неисправности, загрузка компьютера полностью блокируется, экран остается пустым и вам придется разбираться, какое именно устройство вышло из строя. Ну или не из строя вышло, а из своего слота – в этом случае достаточно на него немного надавить, чтобы разъем плотно вошел в свое гнездо.

Если ошибка некритическая, загрузка не блокируется, а просто приостанавливается. На экране появляется ее описание (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Сообщение об ошибке POST


Чаще всего встречаются сообщения CMOS checksum error – Defaults loaded (ошибка контрольной суммы CMOS – загружены значения по умолчанию) и CMOS battery failed (неисправен аккумулятор). Причиной может быть разрядка аккумулятора, питающего CMOS, реже – случайный сброс настроек или неисправность микросхемы. Ничего страшного это не означает. Возможно, дата и время, а также некоторые другие настройки «слетят» и их придется устанавливать вручную заново. Если проблема в неисправности аккумулятора, то его придется, конечно, заменить, иначе BIOS нужно будет настраивать при каждом включении компьютера.

Изучив сообщение о некритической ошибке, можете продолжить загрузку, нажав клавишу F1. А можете нажать клавишу Delete и войти в BIOS для ее настройки.

Следующий этап самотестирования компьютера – поиск подключенных винчестеров и приводов. Если при проверке какого-нибудь диска возникают проблемы, компьютер задумается на несколько секунд, а потом выдаст сообщение, например Primary master hard disk fail. Press F1 to resume. Работа BIOS на этом приостанавливается. Если нажать F1, программа продолжит тестировать другие накопители, но к этому винчестеру или приводу компьютер обращаться перестанет.

Если при очередной загрузке винчестер проверяется слишком долго (больше двух-трех секунд), это повод для беспокойства. Может быть, причина сбоя в кабелях, которыми накопитель подключен к материнской плате. В худшем случае ненормально работает сам винчестер. Подтверждение такого предположения – появление необычных звуков (интенсивного жужжания или щелчков в процессе обращения к жесткому диску). В таком случае в первую очередь следует, не откладывая, сохранить наиболее ценные данные (см. гл. 14) и только потом разбираться – послышалось ли вам или проблема есть на самом деле. Длительное определение привода компакт-дисков или DVD также обычно указывает, что электроника этого устройства «готовится умереть».

После завершения определения жестких дисков на экране появятся две таблицы (рис. 3.9).

Рис. 3.9. Завершающий экран сообщений BIOS


В первой, System Configurations, представлена сводная информация об аппаратной конфигурации системы. Например, в этой таблице указываются реальная частота процессора и объем оперативной памяти. В нижней части таблицы перечислены все обнаруженные в системе винчестеры и приводы.

Вторую таблицу не буду описывать, иначе придется рассказывать вам, что такое шины, контроллеры, аппаратные прерывания и прочие технические премудрости. Когда-то простому пользователю действительно приходилось разбираться во всех этих IRQ и DMA, чтобы заставить компьютер нормально работать. Теперь, слава прогрессу, с этими параметрами возится BIOS. Единственное, что может реально пригодиться из второй таблицы, – содержимое столбца DeviceClass. В нем перечислены сокращенные названия основных устройств.

Обе таблицы позволяют ответить на главный вопрос, возникающий при «глюках» компьютера: аппаратная проблема вас посетила или программная. Как? Очень просто. Например, вы выяснили, что у вас беда с сетевым адаптером. Перегружаете компьютер и нажатием клавиши Pause/Break притормаживаете процесс загрузки на моменте, показанном на рис. 3.9. Ищете в нижней таблице в столбце DeviceClass слова Network Cntrlr (в переводе с сокращенного – Network Controller, то есть контроллер сетевого адаптера).

Нашли? Значит, BIOS сетевое устройство обнаружила и проверила. Аппаратной проблемы нет, надо разбираться с программными настройками. Нет таких слов? Значит, проблема аппаратная. Пошевелите сетевую плату в разъеме, в крайнем случае замените ее.

Примечание

Контроллер – это микросхема, управляющая каким-либо устройством. У каждого устройства, вставляемого в материнскую плату или присоединяемого к ней, есть свой контроллер.

После показа таблиц устройств (см. рис. 3.9) BIOS ищет устройства, на которых записана операционная система, чтобы передать управление ей. Вернее, она ищет не всю систему, а программу-загрузчик, которая должна запустить «операционку». Если загрузчик не удалось найти ни на одном устройстве, то на экран выводится сообщение об ошибке: No system disk или Non-bootable disk.

Тесты, которые проводит BIOS, могут указать, где именно искать аппаратную проблему. Но чтобы выявить ее окончательно, придется немного напрячь мозги. И глаза.

Так где оно все-таки сломалось?

Речь, конечно, не пойдет о поиске конкретного транзистора или дорожки на печатной плате, которые вышли из строя. Во-первых, замаешься искать ту дорожку, во-вторых, перепаять ее – очень дорогое удовольствие. Проще заменить испорченный блок целиком. Все так и поступают. О том, что делать при поломке устройств, мы поговорим в следующей главе.

Но, прежде чем менять устройство, проверьте провода, которые к нему идут. Если пропало изображение на мониторе, перестала работать мышь или клавиатура, исчез звук в колонках, прежде всего, следует проверить контакт в соответствующих разъемах на задней стенке системного блока. Очень часто весь «ремонт» этим и ограничивается. Типичной неисправностью компьютера в целом является обрыв проводов, идущих от мыши или клавиатуры, в месте выхода их из корпуса устройства или вблизи штекера. При этом достаточно пошевелить провод в месте обрыва, как устройство вновь определяется или начинает работать. Иногда ломается кабель, идущий от видеокарты к монитору. Если вы часто переставляете компьютер с места на место, отсоединяя кабели, то не удивляйтесь, что в один прекрасный момент обнаружите, что тонкие штырьки разъемов PS/2 повреждены, а в разъеме видеокарты разболтались отдельные контакты.

Ломаются провода и внутри системного блока. По правилам они должны располагаться достаточно свободно – натянутый шлейф рано или поздно может вызвать ослабление контакта в соединениях. Но это по правилам. На практике натянутые кабели часто вытаскивают разъемы из гнезд.

Нередко аппаратные неполадки появляются из-за того, что платы расширения (видеокарты, звуковые карты, модемы) неплотно вставлены в столы на материнской карте,

то есть первоначально они могут быть вставлены и плотно, но потом потихонечку контакт ухудшается. Почему? Дело в том, что платы расширения одной стороной включаются в разъемы на «мамке», а с противоположного края крепятся планкой к корпусу системного блока. В результате даже небольшие деформации корпуса могут привести к частичному выходу платы из слота. Платы расширения расшатываются при подключении и отсоединении кабелей от внешних устройств. Еще одна причина нарушения контакта в разъемах – вибрация, неизбежно возникающая при работе вентиляторов. Иногда нарушается контакт модулей памяти с разъемами на материнской плате. «Оперативка» вообще очень чувствительна к плохому контакту, потому что работает на очень высокой частоте.

Но потеря контакта не самое страшное. Пошевелил плату в слоте или поплотнее прижал разъемы – и все опять работает. Гораздо опаснее короткое замыкание, которое приводит к «смерти» печатной платы. Оно может быть вызвано любым посторонним металлическим предметом, попавшим внутрь системного блока. Не обязательно это гаечный ключ на двадцать четыре. Причиной короткого замыкания бывают даже крепежные винтики, забытые внутри при сборке корпуса. Нередко внутри дешевых корпусов обнаруживаются мелкие оторвавшиеся заусенцы или кусочки металла, оставшиеся после вырубки отверстий. Попадая на материнскую плату или платы расширения, такой металлический мусор может серьезно повредить комплектующие. Лучшая профилактика – тщательно вытряхнуть или продуть корпус перед сборкой компьютера, обращая внимание на заусенцы на краях панелей и вокруг крепежных отверстий.

Иногда из-за неграмотного подбора комплектующих отдельные компоненты чисто механически несовместимы в одном компьютере. На рис. 3.10 показано, как в тесном корпусе довольно дорогой и качественный блок питания одним углом упирается в конденсатор на материнской плате. Рано или поздно это приведет к замыканию или тому, что конденсатор просто оторвется от платы. Единственным разумным решением в данной ситуации был бы выбор другого, более просторного корпуса.

Рис. 3.10. Дефект сборки


Вот, кажется, и все аппаратные неполадки, которые можно устранить, не заменяя устройства целиком.

Есть, правда, еще одна «аппаратная» проблема, которая аппаратной на самом деле не является. Я имею в виду любые неполадки в работе BIOS. Поскольку эта программа находится в микросхеме на материнской плате, ее работа не зависит от наличия операционной системы. Именно поэтому неправильную работу BIOS обычно относят к аппаратным неполадкам. Устранение неполадок, связанных с BIOS, часто требует аппаратного вмешательства: замены микросхемы или ее перепрошивки на специальном программаторе. Как выполнить сброс настроек CMOS, я уже рассказал выше. Наконец, полный разряд аккумулятора, питающего часы и CMOS, тоже «лечится» чисто физически – заменой батарейки. Следует заметить, что средний срок службы аккумулятора составляет несколько лет.

Примечание

Кстати, Windows Vista именно поэтому так долго не могла выйти. Программисты столкнулись с тем, что внутренняя организация системы настолько запутанная, что усложнять ее и дальше смерти подобно. Поэтому они были вынуждены полностью изменить подход и создавали Vista практически заново, а не модифицировали Windows XP, как планировалось сначала.

Ну что же, пока отложим в сторону чисто аппаратные проблемы и займемся чисто программными.

3.2. Программные беды

Начнем с самой большой и сложной программы – операционной системы. Ее сложность и является причиной большого количества ошибок. Когда файлов, модулей, программных инструкций так много, трудно ожидать надежной работы. Честно говоря, удивительно, что современные «операционки» вообще запускаются – при такой-то внутренней сложности!

Подробнее о работе с Windows Vista вы сможете прочитать в следующих главах, а сейчас мы рассмотрим, какие неполадки могут с ней возникнуть.

Давайте исследуем возможные неполадки операционной системы Windows с самого начала, с ее загрузки.

Так вот почему она не стреляла!

Выше мы уже говорили о том, что по окончании тестирования компьютера система BIOS ищет на одном из дисков загрузчик операционной системы. Если это не выходит, BIOS выдает сообщение (рис. 3.11).

Рис. 3.11. Сообщение BIOS об отсутствии загрузочного диска


Если помните, подобное сообщение может означать, что есть какая-то аппаратная проблема. Например, винчестер неисправен или один из кабелей неплотно вставлен в гнездо. Но проблема может быть и чисто программной – проверьте, установлена ли операционная система на вашем компьютере. Так ведет себя «чистое железо» – новый собранный компьютер или машина после замены винчестера. BIOS, которую справедливо считают неотъемлемой составляющей материнской платы, «понимает» всего несколько команд, вызываемых нажатием строго определенных сочетаний клавиш. Большего от этой программы требовать нельзя, все остальные возможности компьютера (и проблемы тоже!) связаны с работой операционной системы и прикладных программ.

Поэтому, прежде чем вскрывать системный корпус и проверять разъемы с винчестерами, задумайтесь – есть ли на компьютере «оперативка»? И со стыдом вспомните, что ее там нет и быть не может. Как говорится: «Так вот почему она не стреляла! Она не заряжена была!».

Но может случиться и другая ситуация: вы точно знаете, что Windows установлен, а вместо загрузки все равно появляется надпись об отсутствии загрузочного диска (см. рис. 3.11). При этом винчестер вроде как исправен, а все кабели вы сильно, но аккуратно вставили в соответствующие разъемы. Это может произойти по двум причинам из-за неправильных настроек BIOS.

• Диск может оказаться отключенным, BIOS его просто в упор не видит. Естественно, ей и в голову не приходит искать операционную систему на несуществующем (как ей кажется) диске. Войдите в настройки BIOS (нажатием клавиши F2 или Delete в момент перезагрузки) и проверьте раздел, в котором заданы параметры подключаемых накопителей. Это или самый первый раздел, или раздел, в названии которого есть аббревиатура HDD. Когда войдете в этот раздел, увидите четыре строки: Master Primary, Master Secondary, Slave Primary и Slave Secondary. Не буду забивать вам голову рассказом о том, что означают эти слова. Просто установите в каждой из четырех строчек параметр Auto. Выйдите из настроек BIOS с сохранением изменений (клавиша F10). Теперь при включении компьютера BIOS будет проверять наличие жестких дисков более тщательно.

• Жесткий диск не указан в качестве загрузочного устройства. Найдите в настройках BIOS соответствующий раздел. Это или Advances BIOS Features, или Boot. Войдите в раздел и найдите пункт, который называется обычно Boot Seq & Floppy Setup. Здесь перечисляются все способы возможной загрузки компьютера. Проверьте, есть ли среди этих способов вариант HDD. Если нет, обязательно установите.

Если изменение настроек BIOS не помогло, возможно, «слетела» операционная система. Такое иногда случается. Например, какой-нибудь особенно злобный вирус порезвился. Или вы сами случайно удалили важную часть операционной системы. Сделать это трудно, но одно из правил программирования гласит: «Невозможно придумать защиту от изобретательного дурака».

Таким образом, если системы на вашем диске нет или она серьезно повреждена, придется инсталлировать ее заново.

Об установке Windows Vista вы можете прочитать в гл. 5.

«Первые блины» Windows

Даже если загрузка Windows началась, это вовсе не означает, что дальше все пошло гладко. «Подводных камней» хватает и тут.

Для нормальной загрузки операционной системы нужно около сотни файлов. Если какой-нибудь из них оказывается поврежденным, то возможны несколько вариантов развития событий.

• В начале загрузки ОС компьютер успевает оповестить об ошибке и зависает. Удобнее всего, если в сообщении есть указание на конкретный файл, послуживший причиной сбоя. Например, Ошибка загрузки hal.dll говорит о проблемах в файле hal.dll, а ntldr is missed – в ntldr. В такой ситуации достаточно загрузиться с загрузочного диска и скопировать на винчестер рабочие версии файлов взамен «поломанных». Только не перепутайте папку, в которую надо производить копирование.

Операционная система, столкнувшись при загрузке с ошибкой, пытается автоматически восстановить нужные программные компоненты. Windows Vista создает и хранит резервные копии большинства важных файлов и настроек. Во многих случаях такое автоматическое восстановление в процессе загрузки выполняется незаметно для пользователя. Разве что загрузка длится намного дольше, чем обычно. Иногда на экран выводится сообщение о том, что система была восстановлена после серьезной ошибки и ее работа продолжится после перезагрузки компьютера.

Частный случай такого «самовосстановления» системы – проверка дисков на наличие ошибок. В операционной системе Windows такое тестирование реализовано очень остроумно. Во время корректного выключения компьютера на диск записывается короткая информация о том, что выключение прошло как положено, а после удачной загрузки эта запись изменяется, и так каждый раз. После аварийного выключения система легко «узнает», что в прошлый раз работа была завершена некорректно, следовательно, на диске могли возникнуть ошибки.

Если ошибка загрузки критическая, компьютер может «намертво» зависнуть. Программисты называют это явление «синим экраном смерти» (Blue screen of death, BSOD) (рис. 3.12).

Рис. 3.12. «Синий экран смерти»


Сообщение BSOD начинается фразой A problem has been detected and Windows has been shut down to prevent damage to your computer (Была обнаружена проблема, и работа Windows была завершена, чтобы предотвратить повреждение вашего компьютера). Затем следуют рекомендации по устранению возникшей проблемы. Чтобы они вам помогли, вы должны, во-первых, читать по-английски, во-вторых, разбираться в администрировании Windows. Если любите разбираться во всем сами, обратите внимание на нижнее сообщение:

Technical information:

*** STOP: 0x0000007B (0xF9E62640, 0xC0000034, 0x00000000, 0x00000000).

Первое число является кодом ошибки, а в скобках указываются параметры, смысл которых зависит от категории неполадки. По коду ошибки можно найти ее описание на сайте компании Microsoft. Там же приводятся конкретные рекомендации по поиску и устранению возможных причин произошедшего сбоя. Можете почитать их и даже применить, но помогать вам в этом не стану. Ведь в названии книги есть слова «без напряга», не правда ли?

• Компьютер зависает в ходе загрузки без вывода каких-либо сообщений или самовольно перезагружается. Особенно забавен случай автоматической перезагрузки: сидишь и терпеливо смотришь, когда компьютеру это надоест. Не надоест, не надейтесь. Выключайте компьютер и зовите ремонтников.

• В результате сбоя компьютер автоматически перезагружается, при этом выводится меню дополнительных вариантов запуска Windows (подробнее о таком варианте мы поговорим в гл. 14).

Если работа Windows была завершена аварийно, например при внезапном отключении электричества, то при следующей загрузке операционной системы может появиться предложение проверить жесткие диски на наличие ошибок. Обычно вам дается 10 секунд, чтобы отказаться от проверки дисков, нажав любую клавишу на клавиатуре. Если вы не успеете этого сделать, проверка дисков начнется автоматически. Данный процесс вы не можете прервать до окончания проверки.

Внимание!

«Синий экран смерти» может быть вызван как программными, так и аппаратными проблемами – например, неисправностью оперативной памяти (см. гл. 4)! Поэтому не всегда достаточно исправить какие-то настройки системы, чтобы решить проблему. Иногда придется что-то менять и в «железе».

Рекомендую не отказываться от проверки дисков и потратить на это несколько минут. Возможно, в результате сбоя была нарушена таблица файлов. Проверка диска, как правило, устраняет эту проблему. К тому же, если вы откажетесь от проверки дисков, она, скорее всего, будет вам предложена вновь при следующей загрузке операционной системы и так до тех пор, пока вы все-таки не проверите жесткие диски.

Далеко не все ошибки Windows обнаруживает во время загрузки. А если и обнаруживает, то нам, простым пользователям, не сообщает.

Например, запускаете вы компьютер, все проходит гладко, все работает. А потом вы решаете выйти в Интернет, а система говорит – нельзя, сбой. И приходится разбираться, в чем причина: то ли модем забыли включить, то ли кабель модемный отошел, то ли драйвер «слетел». Другой пример: ошибки драйверов, необходимых для записи компакт-дисков, обнаружатся только в процессе обращения к соответствующему приводу. И тоже приходится выяснять, что сломалось – «железо» или «софт».

Не думайте, что программные проблемы возникают только у операционной системы. Время от времени «ломаются» и прикладные программы. При этом они либо «вылетают», то есть аварийно завершаются, либо «зависают», то есть перестают реагировать на любые действия пользователя.

Куда «вылетают» программы

Если программа «вылетела», попробуйте ее запустить снова. Снова «вылетела»? Не отчаивайтесь! Windows обладает одним мистическим свойством: если что-то не работает сейчас, возможно, оно заработает после перезагрузки системы. У опытных пользователей выражение «Выйти и зайти» давно стало устойчивым. В просторечии процесс перезагрузки Windows называется слегка презрительно: «Похлопать форточками». Видимо, потому, что иногда закрывать и открывать Windows («Окна» в переводе с английского) приходится каждые пять минут.

Примечание

Опытные пользователи иногда развлекаются тем, что устанавливают на один компьютер несколько антивирусных пакетов. Антивирусы, обнаружив друг друга, решают, что они столкнулись с особо опасным вирусом и начинают междоусобную войну. Говорят, даже тотализаторы устраивают: кто из антивирусов победит в этих «гладиаторских» боях. Но вам устраивать такие соревнования не советую.

Тем не менее этот способ работает в 90 % случаев. Если же прикладная программа не запускается и после «хлопанья форточками»… тогда беда, придется ее заново устанавливать.

Но, бывает, и это не помогает! Ну не работает программа, хоть плачь! Здесь стоит задуматься: а запускалась программа раньше? Если да, то после чего она перестала работать? Возможно, вы поставили приложение или драйвер, которые что-то изменили в настройках системы? Чтобы выяснить это, попробуйте вернуться в прошлое, используя точку восстановления системы. Обычно это срабатывает. И тогда вам придется решать, какую из конфликтующих программ оставлять, а какую «сносить».

Если же программа впервые установлена и сразу начала «вылетать», возможно, проблема в том, что она слишком старая. В Windows XP она запускается, а в Vista – все, не может. Это довольно частая ситуация, называется она «проблема совместимости». Обычно, как только она возникла, запускается Помощник по совместимости программ. Это утилита, которая информирует пользователя о проблеме, предлагает ознакомиться с ее решением в Интернете, но самое главное – пытается справиться с проблемой (рис. 3.13).

Рис. 3.13. Сообщение об обнаруженных проблемах совместимости


Для начала Помощник по совместимости программ пытается «договориться» с системой безопасности Windows Vista. Дело в том, что именно эта система в Vista значительно усовершенствована и не все устаревшие приложения соответствуют новым, гораздо более строгим, требованиям безопасности. Второй вариант решения проблемы – запуск режима эмуляции одной из предыдущих версий Windows.

Если же обнаруживаются серьезные проблемы, ввиду которых работа программы в Windows Vista полностью невозможна, помощник блокирует ее, о чем тут же сообщает. В этом случае придется обратиться на сайт разработчика за новой версией продукта, совместимой с Windows Vista. Или отказаться от этой программы вообще.

Если Помощник по совместимости программ не запустился, но вы все равно подозреваете, что проблема в устаревшей программе, можете изменить параметры совместимости и вручную. Для этого вызовите мастер совместимости программ (Пуск ► Панель управления ► Программы ► Использование старых программ с этой версией Windows).

Примечание

Эмуляция – это когда система Windows Vista прикидывается Windows XP, Windows 98 или другой версией Windows. Это помогает в тех случаях, когда программа настолько стара, что просто не в состоянии выполняться в современной операционной системе.

Следуя инструкциям мастера, укажите поэтапно, каким способом нужно открыть проблемную программу, выберите соответствующий ей файл, затем укажите операционную систему, в которой рекомендовано работать с приложением (рис. 3.14), и при необходимости измените параметры экрана.

Рис. 3.14. Запуск проблемного приложения с помощью Мастера совместимости программ


Нажав Далее, вы попадете на страницу, где вам будет предложено запустить программу от имени администратора.

Примечание

Кто такой администратор? Это самый главный пользователь, который может изменить любую настройку в системе. В Vista – из соображений все той же безопасности – все программы запускаются не от имени администратора, а от имени обычного пользователя. А ваша устаревшая программа может пытаться запуститься от имени администратора. От этого и все беды.

Не всегда удается сразу решить все проблемы совместимости, но вы не отступайтесь! Попробуйте еще раз запустить мастер совместимости и применить в нем другие настройки.

Параметры совместимости вы можете менять не только с помощью мастера, но и на специальной вкладке окна свойств программы. Щелкните на ярлыке приложения в меню Пуск, выполните команду Свойства и перейдите на вкладку Совместимость (рис. 3.15).

Рис. 3.15. Вкладка Совместимость окна свойств приложения


Здесь вы видите параметры совместимости, аналогичные тем, что присутствовали на страницах Мастера совместимости программ. Изменить их с помощью этой вкладки можно гораздо быстрее.

Внимание!

Не настраивайте параметры совместимости для устаревших антивирусов и различных системных программ! Это может привести к потере данных или снижению уровня безопасности.

Если после пересмотра всех вариантов совместимости вам так и не удастся подобрать оптимальный, останется рискнуть. Вы можете попробовать запустить программу вопреки предупреждениям о проблемах совместимости. Иногда это срабатывает.

В самом крайнем случае придется, как уже говорилось выше, искать новую, написанную специально для Windows Vista, версию программы.

Как вывести программу из комы

Ситуация с «зависанием» программы еще неприятнее, чем ее «вылетание». Если программа аварийно завершилась, все понятно. Как в известном анекдоте: «Умерла так умерла». А тут вроде видишь окно приложения, но ничего сделать в нем не можешь. И все надеешься – а вдруг сейчас заработает? Вдруг это временная проблема, которая вот-вот сама собой разрешится?

Что тут посоветуешь? Если программа перестала реагировать на щелчки кнопкой мыши на ее элементах, прежде всего, перестаньте щелкать в надежде «оживить» таким образом «уснувшее» приложение и немного подождите. Возможно, программа обрабатывает какую-либо сложную команду, которую вы дали ей ранее, и для этого требуется определенное время. Все действия, которые вы попытаетесь выполнить в этот момент, программа не проигнорирует, а поставит в очередь на выполнение, что только усугубит ситуацию.

Примечание

Некоторые «тяжелые» приложения на маломощных компьютерах при множестве одновременно запущенных задач могут стартовать довольно долго. При этом такие программы занимают все ресурсы машины и создается впечатление, что компьютер «завис». Проверить, действительно ли это произошло или машина просто «глубоко задумалась», просто. Достаточно нажать клавишу Num Lock или Caps Lock. Если их индикаторы меняют свое состояние, значит, нужно подождать некоторое время – скорее всего, компьютер сможет продолжить работу. Если же лампочки не загораются, то все, хана…

Если ожидание не помогло, придется попытаться закрыть программу, несмотря на то, что все несохраненные данные будут при этом утеряны. При попытке закрыть «зависшую» программу может появиться предупреждающее окно (рис. 3.16), в котором вам придется выбрать одно из двух действий: принудительно завершить работу приложения (кнопка Закрыть программу) или вернуться в состояние ожидания (кнопка Ожидание отклика программы).

Рис. 3.16. Предупреждающее окно появляется при попытке закрыть зависшую программу


Допустим, вы щелкнули на кнопке Закрыть программу, но программа как «висела», так и продолжает «висеть». В этом случае надо нажать сочетание клавиш Ctrl+Shift+Esc. Эта волшебная комбинация вызывает Диспетчер задач Windows (рис. 3.17).

Рис. 3.17. Окно Диспетчера задач Windows


В открывшемся окне на вкладке Приложения появится список всех запущенных в данный момент программ, а напротив каждой – комментарий относительно стабильности их работы. Справа от названия «зависшего» приложения вы увидите примечание Не отвечает. Нужно выделить эту программу в списке и нажать кнопку Снять задачу. Возможно, после этого появится окно, изображенное на рис. 3.16, в котором придется подтвердить свои намерения.

Когда «зависшая» программа, наконец, закроется, появится еще одно окно. В нем система предложит вам отправить в Microsoft отчет о возникшей неисправности. Можете отправлять, конечно, но особого смысла в этом нет. Вряд ли к вам приедет или хотя бы позвонит вам человек из Microsoft, чтобы разобраться, отчего 13 апреля сего года ваша любимая игра-«стрелялка» замерла в ступоре. Словом, сами решайте, какую кнопку нажимать: Отправить сведения или Отмена.

После завершения «зависшей» программы надо действовать точно так же, как после ее «вылета»: попытаться снова запустить; перезагрузить систему и запустить программу; переустановить программу. Разве что решение проблем с совместимостью вам тут пробовать не следует – оно явно не из этой оперы.

К счастью, ни «зависание», ни «вылет» прикладных программ не приводят к краху операционной системы. Во всяком случае, после того как я перестал работать в Windows 98, у меня такого ни разу не случалось.

3.3. «Два конца» программно-аппаратной «палки»

Диалектика – страшная штука. Она везде. Она проявляется, в частности, в том, что каждая теза имеет антитезу. По-русски говоря, «у всякой палки два конца».

В компьютере тоже без диалектики никуда. Чтобы все работало нормально, необходимо полное взаимодействие «двух концов палки» – аппаратного и программного обеспечения. Вы уже убедились: достаточно одной из этих составляющих допустить сбой, как вся система начинает работать с проблемами. Или вообще перестает работать.

Особый случай – программно-аппаратные конфликты. Это как два директора в одном кабинете или – еще точнее – две хозяйки на одной кухне. Каждая из них и кухню в порядке содержит, и готовит хорошо, и характер золотой. Но достаточно поселить их в одном доме, и кухня превращается в арену битвы: постоянно что-то ломается, найти соль невозможно, подсолнечное масло третью неделю отсутствует, еда постоянно пригорает…

Так и с устройствами. По отдельности они могут работать отлично, но как только вы попытаетесь подключить их одновременно, начинаются проблемы. Это так и называется: «конфликт устройств», или программно-аппаратные сбои. С некоторой натяжкой к такому типу проблем можно отнести и проблемы с неправильно работающими драйверами.

Для начала следует, наверное, рассказать, как подключить новое устройство. Если делать все правильно, многих программно-аппаратных бед можно избежать.

Подключение устройств

Все устройства, подключаемые к компьютеру, можно условно разделить на две группы:

• устройства, поддерживающие технологию Plug and Play («Включи и работай»). Они автоматически распознаются системой и не требуют ручной настройки. К таким устройствам относятся оперативная память, процессор, оптический привод, дисковод, жесткий диск, современные видео– и аудиоадаптеры;

• устройства, требующие установки драйверов для корректной работы.

В Vista имеется большая база драйверов для различных устройств. При подключении к компьютеру нового оборудования система сразу же начнет поиск драйверов для него в своей базе и даже сообщит об этом в области уведомлений (рис. 3.18).

Рис. 3.18. Сообщение о попытке найти драйвер для нового устройства


Если драйверы удалось найти, система установит их (это может занять несколько минут), и в области уведомления появится сообщение о том, что устройство успешно установлено и готово к работе.

Иногда Windows не удается найти в своей базе подходящий драйвер. В этом случае откроется окно, в котором система предложит вам принять активное участие в установке драйвера или отказаться от дальнейших действий (рис. 3.19).

Рис. 3.19. Окно установки драйвера, отсутствующего в базе Windows


Щелкните кнопкой мыши на варианте Найти и установить драйвер. При этом система попытается найти драйвер в Интернете (на сайте Центр обновления Windows) или появится окно, в котором вам предстоит подтвердить выполнение поиска в сети.

Совет

Если у вас есть диск, который прилагается к устанавливаемому устройству, в окне поиска драйвера (см. рис. 3.19) лучше откажитесь от дальнейших действий. Вместо этого вставьте приложенный диск в дисковод и устанавливайте все программы с него. У Windows Vista, конечно, большая база данных, но лучше использовать драйвер, который предлагает производитель устройства. Он, как правило, и новее, и работает лучше.

Если поиск в Центре обновления Windows не помог, появится очередное окно, в котором вам предложат установить драйвер с компакт-диска, прилагаемого к оборудованию (рис. 3.20).

Рис. 3.20. Окно запроса компакт-диска с драйвером


Это хорошая идея. Вставьте компакт-диск в привод, и процесс установки будет запущен автоматически. Вам останется лишь дождаться его благополучного завершения.

Если вы подключаете к компьютеру оборудование, выпущенное до выхода Windows Vista, не исключено, что на поставляемом с ним диске не окажется драйвера для Vista. В этом случае проще всего найти сайт производителя устройства и поискать новый драйвер там. Обычно это файл с расширением EXE, то есть программа. Его достаточно скачать на свой компьютер и запустить – программа установки сама все сделает. Возможно, от вас потребуется ответить на пару вопросов. Смело отвечайте на все OK.

Внимание!

Для звуковых карт, видеоадаптеров и сетевых адаптеров, интегрированных в материнскую плату, драйверы необходимо устанавливать с диска, прилагаемого к материнской плате.

Бывает, что драйвер на сайте выложен в другом виде, например в архиве. Здесь придется действовать немного по-другому. Скачайте архив, распакуйте его в отдельную папку и гляньте – нет ли среди распакованных файлов чего-нибудь с расширением EXE. Если да – вы знаете, что делать. Если нет, придется повторить процедуру установки драйвера до появления окна, показанного на рис. 3.21. В этом окне надо щелкнуть кнопкой мыши на ссылке Такого диска нет. Покажите другие возможности. На следующем этапе выберите вариант Выполнить поиск драйверов на этом компьютере, затем нажмите кнопку Обзор, укажите папку, в которой хранится файл драйвера, и нажмите Далее.

Примечание

Иногда одно и то же устройство может автоматически установиться в одной системе, но потребовать установку драйвера в другой. Это случается из-за того, что в новых версиях Windows гораздо больший набор драйверов, чем в старых.

Возможно, после установки драйвера потребуется перезагрузить компьютер. Если система попросит вас об этом, согласитесь с ней.

Об успехе установки драйвера для нового оборудования вас известит всплывающая табличка в области уведомления (рис. 3.21).

Рис. 3.21. Установка драйвера для нового оборудования прошла успешно


При установке может произойти заминка: Vista заявит, что вы пытаетесь установить драйвер, у которого нет цифровой подписи. Неопытного человека это грозное предупреждение может перепугать. Не волнуйтесь! Ничего страшного или противозаконного в этом нет. Просто корпорация Microsoft требует от сторонних разработчиков, чтобы они каждую программу сопровождали цифровой подписью. Эта подпись должна указывать на подлинность продукта и на то, что в него не были внесены изменения посторонними лицами. Многие компании относятся к этому требованию индифферентно, то есть попросту игнорируют. Поэтому если драйвер получен из источника, которому вы доверяете, проигнорируйте предупреждение, выбрав пункт Все равно установить этот драйвер.

Итак, вы все установили… и тут же начались проблемы. Какое-то из устройств отказывается работать, хотя раньше с ним проблем не было. Или новое устройство не функционирует, хотя вроде бы установка драйверов прошла гладко. Причина может быть в том, что устройства не поделили между собой ресурсы компьютера.

Первым делом для решения этого конфликта попробуйте свалить решение проблемы на Windows. Чтобы операционная система правильно распределила ресурсы между устройствами, необходимо выполнить следующие действия.

1. Перезагрузите компьютер и запустите программу настройки BIOS (нажмите Delete или F2 в момент загрузки).

2. Найдите параметр Reset Configuration (обычно он находится в разделе PnP/PCI Configuration) и установите для него значение Yes.

В результате этих действий данные об установленном оборудовании будут сброшены, что приведет к активации системы Plug and Play и перераспределению ресурсов компьютера между установленными устройствами. При этом для всех установленных устройств будут назначены корректные и подходящие ресурсы.

Но иногда этого недостаточно. Что ж, придется освоить работу с Диспетчером устройств.

Диспетчер устройств

Из названия понятно, что Диспетчер устройств занимается как раз тем, что контролирует работу всех устройств компьютера. Чтобы открыть его окно (рис. 3.22), выполните команду меню Пуск ► Панель управления ► Система и ее обслуживание ► Диспетчер устройств.

Рис. 3.22. Диспетчер устройств


Что, разбежались глаза? Да, здесь вы видите все устройства, подключенные к вашему компьютеру. Чтобы глаза не разбежались окончательно, устройства сгруппированы по своему назначению. Для просмотра содержимого группы щелкните на плюсике слева от ее названия.

Если для какого-либо устройства не установлен драйвер и система не смогла его распознать, оно будет помечено желтым знаком вопроса. В этом случае просто позаботьтесь об инсталляции необходимого драйвера.

Если в списке устройство помечено желтым восклицательным знаком, значит, Windows «видит» его, но не может заставить работать нормально. Причиной тому могут служить как программно-аппаратные конфликты, так и устаревшие драйверы, которые несовместимы с Windows Vista.

Чтобы разобраться в причине сбоя, двойным щелчком кнопкой мыши на значке устройства откройте окно его свойств. На вкладке Общие вы увидите описание состояния устройства и проблемы, вызвавшей неполадки в работе (рис. 3.23).

Рис. 3.23. Вкладка Общие окна свойств устройства


Как видите на рис. 3.23, в данном случае проблема как раз в драйверах. Точнее, в том, что «Windows не удается загрузить для него нужные драйверы». Ну раз не удается, давайте ей поможем. Для этого перейдите на вкладку Драйвер (рис. 3.24).

Рис. 3.24. Вкладка Драйвер окна свойств устройства


Эта вкладка содержит информацию о драйвере для данного устройства и кнопки управления им.

Кнопка Сведения открывает окно, содержащее подробную информацию о драйвере (издатель, версия, наличие цифровой подписи) и месте его расположения.

Кнопка Обновить позволяет установить новую версию драйвера. При ее нажатии появится окно, в котором вам предстоит выбрать способ поиска: автоматический (на компьютере и в Интернете) или ручной (только на компьютере). При ручном поиске потребуется указать папку на компьютере, в которой хранится файл драйвера. При успешном обновлении желтый восклицательный знак возле значка устройства исчезнет и оно начнет работать нормально. В противном случае появится сообщение о том, что наиболее подходящие драйверы уже установлены.

Кнопка Откатить доступна только в том случае, если вы обновили драйвер, его новая версия оказалась неподходящей, а предыдущая была сохранена. Именно к предыдущей и вернется система.

Кнопка Отключить отключает данное устройство. При следующих запусках Windows устройство будет оставаться выключенным. В списке Диспетчера устройств отключенное оборудование помечается черной стрелочкой. Чтобы включить устройство, щелкните правой кнопкой мыши на его значке и выполните команду Задействовать.

Кнопка Удалить отвечает за удаление драйвера устройства, после чего система перестает его «видеть».

Вкладка Драйвер окна свойств очень поможет в решении программно-аппаратных проблем. Во-первых, с ее помощью можно подобрать для устройства нормально работающий драйвер. Во-вторых, она позволяет точно установить причину сбоев.

Например, вы установили звуковую плату, и после этого у вас начались проблемы и со звуком, и, допустим, с модемом. Возникает резонное подозрение – а не «воюют» ли между собой модем и звуковая плата? Чтобы проверить это, попробуйте по очереди отключать оба устройства и смотрите, что происходит. Если по отдельности они работают безукоризненно, а вместе не хотят – это точно программно-аппаратная беда. Попробуйте поэкспериментировать с драйверами обоих устройств. Возможно, достаточно скачать свежий драйвер для модема, чтобы все заработало нормально. Или заменить одно из устройств (это особенно актуально, если оно устаревшее). Иногда помогает шаманство. У вас был установлен модем, а затем вы ставили «звуковуху», так? Попробуем сделать по-другому. С помощью вкладки Драйвер окна свойств обоих устройств удалите их драйверы. Нет! Не «удалите драйверы», а «снесите драйвера»! Затем установите сначала драйвер звуковой платы, а затем модема. И оно может заработать!

Но вернемся к описанной выше ситуации: проблемы начались после установки звуковой карты. Пытаетесь отключать поочередно «конфликтующие» устройства, но они все равно не хотят работать. Значит, причина не в их конфликте. В чем? Скорее всего, в последнем установленном драйвере. Что-то он испортил в системных настройках. Иными словами, это типичная программная проблема. Как победить такие сбои. Вернитесь, например, к последней «рабочей» точке восстановления системы (см. гл. 11).

Справедливости ради следует отметить, что современные компьютеры и последние версии операционной системы Windows сводят возможность конфликтов аппаратных устройств к минимуму. В более старых версиях Windows (95, 98, Me) многие конфликты приходилось устранять вручную. Я до сих пор вздрагиваю, вспоминая, как приходилось выписывать номера прерываний, адреса памяти, номера каналов DMA и сравнивать их… Сейчас, к счастью, большую часть этой работы берет на себя операционная система.

Домашнее задание

1. Как вы думаете, если пользователь, утомленный «глюками» Windows, запустил клавиатурой в монитор, это какая проблема: программная, аппаратная, программно-аппаратная или проблема с нервами?

2. Включите компьютер и потренируйтесь в вызове настроек BIOS. Это увлекательнее, чем какая-нибудь игра-«стрелялка». Требуется хорошая реакция и определенная внимательность.

3. Войдя в BIOS, попробуйте открыть каждый раздел и посмотреть, что там за настройки. Можете даже изменять любые параметры. Но! Для выхода из программы используйте не клавишу F11 (выход с сохранением изменений), а ESC (выход без сохранения изменений). Иначе я ни за что не отвечаю.

4. Манипулируя поочередно клавишей Pause/Break и пробелом, внимательно просмотрите все сообщения, которые BIOS выдает до загрузки операционной системы. Очень поучительно, хотя не очень понятно.

5. Поразмыслите над анекдотом: «Девушка пишет письмо в Microsoft: "Уважаемые господа! Я уже три года пользуюсь вашей операционной системой, а у меня ни разу не зависла и не вылетела ни одна программа. Скажите, что я делаю не так?"». В чем соль анекдота?

6. Откройте Диспетчер устройств и замрите на мгновение, поразившись обилию оборудования, установленного на вашем скромном домашнем (или офисном) компьютере.