Вы здесь

Компьютерные программы для писателей. Создаем идеальный текст (А. В. Макаров)

Создаем идеальный текст

Я всегда был твёрдо уверен, что мышь, обжегшись искрой, летящей от фейерверка, хромает восвояси с готовым, безукоризненно продуманным планом, как убить кота.

«Голубой период де Домье-Смита» Джером Сэлинджер

Итак, мы создали новый проект и разместили его на компьютере. Но пока он девственно чист. Что же нам надо? Нам надо придумать персонажей, втянуть их в серию конфликтов и все это более-менее правдоподобно описать на бумаге. Это если мы пишем художественную прозу. Как это делается, хорошо рассказано в методе «Снежинка», но о нем я расскажу позже. Если же вы пишите научную книгу или научно-популярную, то вам подойдет «луковичный метод», о котором написал Ричард Вебстер (Уэбстер), автор книги для писателей «Как написать бестселлер». Это практическое руководство для желающих написать бестселлер. Название главы он пишет в центре страницы, а потом окружает ее другой информацией, используя стрелки и соединяющие линии. Постепенно он добавляет все новые и новые слои вокруг середины, пока «луковица» не будет полностью укомплектована. Таким образом, он пишет все главы для книги, а когда они готовы, то составляет план, который тоже неоднократно меняет и перестраивает до тех пор, пока не поймет, что пришло время писать книгу.


Как написать бестселлер.


Несмотря на ореол таинственности, окружающий процесс писания, большинство книг могут быть сочиненные следующим образом. Разбейте роман на главы, а каждую главу на сцены. Потом найдите цель каждой сцены, определите, кто и от кого хочет там чего-то добиться, и определите последствие конфликта.

Примечание. Сцена – весьма симпатичная часть, чтобы с ней работать. Она – маленькая и четкая. Вы можете идти от сцены к сцене, двигаясь к концу вашей книги. Вы можете также пропускать всю сцену целиком и идти дальше, если что-то с написанием не ладится.

При планировании произведения в программе yWriter вы разбиваете его на главы, а затем на маленькие фрагменты. Потом вы разделяете те на все меньшие и меньшие части, пока с каждой частью вам не станет работать легко. Конечно, вы не хотите утратить особенности полного проекта, тогда вы даете себе ясные очертания для каждой части произведения. Программа yWriter это оболочка создания из маленьких частей цельного произведения.

Но какой бы метод написания книги вы не выбрали, главное, о чем надо подумать, это то, что все, написанное вами, должно быть сохранено. Книга – это не статья, над книгой вам придется работать очень длительное время. Вы будете сотни раз открывать файлы с книгой, десятки раз изменять текст, сохранять и изменять данные. Не хочу вас пугать, но за это время могут произойти сбои как в операционной системе, так и в программах и оборудовании. У вас бывают сбои в работе операционной системы? А перебои с электроэнергией случаются? А антивирус со своей задачей всегда справляется? Вы пускаете за рабочий компьютер детей? Нет, пускаете. Это был всего лишь ваш любимый пожилой дядюшка, которому надо было только проверить почту, и он ногой задел шнур питания. И вы дадите такой нелепой случайности свести на нет результаты годичного труда?

Поэтому ваш долг позаботиться о сохранности созданного вами произведения. Какими бы надежными не были средства хранения и архивирования, информацию надо обязательно дублировать. Я, например, каждые несколько дней сбрасываю рукопись книги на флешку, а раз в неделю еще и отсылаю копию текста на свой почтовый сервер. Такие предосторожности никогда не бывают лишними. Кто предупрежден – тот вооружен.

Внимание! Старайтесь всегда сохранить ваши материалы различными надежными методами. Обязательно дублируйте написанное.

Мы отправляемся в путешествие к новым неизведанным берегам. Книга – это как путешествие, и много чего неизведанного ждет вас впереди. Как сказал когда-то писатель Томас Кенели: «Когда начинаешь писать роман, то словно идешь на футбольный матч. Заранее знаешь, в чем смысл игры, и каковы ее элементы, но никогда не можешь предвидеть, что произойдет. Результат узнаешь, только когда игра закончится».

Итак, приступим.

Создаем первую главу.

Для этого в верхнем меню «Глава» открываем подпункт «Создать новую главу».




По умолчанию первая глава называется: «Chapter 1». В открывшемся окне изменяем название главы с «Chapter 1» на что-то для нас более приемлемое. Например, пишем «Глава 1».

Галочку рядом с надписью «Эта глава начинается с новой секции» не ставим.




Эта функция нужна для написания сценариев. В окошке «Описание» в нескольких предложениях описываем содержание данной главы. В секции «Резюме сцены», пока ничего нет. Когда вы напишите для вашей главы несколько сцен, там автоматически появятся записи, состоящие из заметок к вашим сценам. Для начала этого достаточно. Глава состоит из отдельных сцен, но мы сцены для первой главы пока писать не будем. Мы переходим к созданию персонажей.

Для этого в верхнем меню «Персонажи» выбираем «Add new».




Появляется окошко.




В нем и создаем первый персонаж. По умолчанию в поле для имен стоит «New Character», заменяем его именем главного героя. Даже если вы пишите научные книги, у вас все равно есть главный герой. Этот герой, от имени которого и ведется повествование, это вы сами. Поэтому для авторов научных и научно-популярных книг я рекомендую создать по крайней мере один персонаж с именем «Автор» и не забыть поставить отметку в поле «Важный». Дальше пишем полное имя персонажа, прозвище, кличку, основные жизненные цели, биографию, особенности характера, вставляем изображение. Все эти сведения нам пригодятся при дальнейшей работе над романом. Лучше будет сразу создать записи и для других персонажей, чтобы в дальнейшем не забыть, кто из них жив, а кто погиб, кто до конца будет сражаться, кто струсит. А то если в середине романа вы перепутаете отчество главного героя, образ может получиться не слишком убедительным. Я имею в виду не образ главного героя, а ваше реноме как писателя.

После этого надо создать описание места действия и предметов, вокруг которых происходят конфликты. Делается это аналогично созданию персонажа.




Далекие миры и артефакты героев добавляются в верхнем меню, нажимая на «Места» и «Предметы».




Наверняка такие функции будут полезны авторам многотомных научно-фантастических романов, где у героев десятки видов оружия, начиная от клинков и арбалетов и заканчивая супер-бластерами, с непроизносимыми названиями. Создание базы данных таких вооружений – увлекательное занятие и само потом может послужить прекрасным дополнением к роману. А страны и миры, где побывает герой, это просто песня дальних странствий, зовущая вдаль. Не упустите возможность вдоволь поиграть воображаемыми мирами.

Если хотя-бы один персонаж создан, то самое время приступить к созданию первой сцены. Для этого в верхнем меню «Сцена» открываем подпункт «Создать новую сцену».




Как только мы нажмем «Создать новую сцену», мы попадем в редактор сцен «Content». Он состоит из главного меню редактора




Под ним идут два окошка, отображающие главы и сцены.




Окно для текста имеет много значков для работы с текстом, знакомым нам по MS Word. Из незнакомых нам обозначений – значок в виде треугольника. Он для воспроизведения текста с помощью голоса через динамики. Для писателя полезно прослушать написанное им пусть даже голосом робота. Английский вариант у меня работает, а для того чтобы программа заговорила по-русски, нужен специальный голосовой движок.




Рядом кнопочка для выбора настроек голосового движка и кнопка HL для подсветки выбранного текста.

В меню, расположенном над окном для текста, уточняем, какие персонажи относятся к данной сцене, какие места и предметы из книги будут отражены в данной сцене. Во время редактирования персонажей, мест действия и предметов, для введения их в данную сцену – просто перетаскиваем их из правой части окошка в левую.




В редакторе сцен «Content» и пишем текст первой сцены. Для начала меняем название сцены «New Scene» на тот заголовок, который подходит для вас. К примеру, первая глава может начинаться с «Введения», «Предисловия», «Описание места действия» или «Пролога». Выбирать вам. Пишем текст.

Под текстовым полем два длинных окошка.




«Перспектива», здесь мы выбираем персонаж, от которого ведется повествование в данной сцене

В окошке «Scene Title» мы как раз и можем дать название для нашей сцены.

В меню текстового редактора «Детали» уточняем детали данной сцены. Там многие термины остались не переведенными, как, например, «Goal» обозначает «цель» данной сцены. В поле «Ratings» четыре поля, в которых вы можете выставлять оценку сцены по параметрам «Relevance» – «Соответствие», «Tension» – «Драматизм», «Humour» -«Юмор», «Quality» – «Качество».




Самыми важными в вкладке «Детали» являются термины поля «Статус». Где «Draft» означает «Черновик», «Outline» значит «План», дальше соответственно – 1-я и 2-я редакции и окончательный вариант -«Done», что означает «Готово». От того, что Вы здесь выберете, зависит готовность вашего бестселлера. О типах сцены, выбираемых во вкладке «Детали», мы поговорим отдельно.

Вот постепенно переделывая сцены, вычитывая и исправляя, движемся к окончанию романа. При этом в пункте «Reports» устанавливаем «Цель» – количество знаков, которые должны быть написаны ежедневно.

Программа сохраняет все результаты вашей работы и позволяет легко ориентироваться между главами и сценами, да и созданные персонажи всегда под рукой.

* * *