Вы здесь

Композиция и выделение главного. Светотень и объемность (Георгий Розов)

Светотень и объемность

Фотография – это светопись. Свет, отражаясь от какого-либо объекта, пробивается сквозь цилиндр объектива и поглощается фоторезисторами матрицы. Здесь он преобразуется в электрический ток, сила которого фиксируется процессором камеры, измеряется и преобразуется в пиксель – частичку изображения, малюсенький квадратик. Вся картинка состоит из нескольких миллионов пикселей. Среди них есть светлые и темные. Если фотографию обесцветить, взаимосвязь света и тени становится нагляднее – где нет света, нет и тени. Вечная борьба света и тьмы всегда волновали воображение фотографов. Вот почему света и тени могут сами по себе стать сутью снимка, причем тень может просто радовать глаз красотой формы, а может наполняться разнообразными смыслами. Чем больше ассоциаций и смыслов можно найти в сюжете, тем большему количеству зрителей фотография запомнится.

В половине пятого пополудни проплывало облачко над Москвой. Тени в это время длинные, прямое солнце бескомпромиссно делит мир на белое и черное. На границе света и тени властвует полусвет-полутьма, а там, где солнце пробивается сквозь толщу облака, теней не бывает – там живет серость. Памятник полководцу за один короткий миг словно «проскакал на розовом коне» и растворился во времени и пространстве. В кадре его нет. Героем снимка и главным в кадре стала тень – видимая глазом разница в освещенности двух частей кадра. И не просто тень, а тень вполне узнаваемая. Такая тень тянет за собой множество ассоциативных цепочек. Кто-то вспомнит победу в жестокой войне, кто-то – гибель добровольцев под Москвой или уничтожение бандитов в Одессе (см. фото 7).


Фото 7. «На пути в Лету»

Камера Nikon D200

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1/750 сек.

Диафрагма 6,3

Экспокоррекция – 0,33 EV

Фокусное расстояние 12 мм


Благодаря устройству наших глаз мы видим мир объемно и легко оцениваем размеры и формы любого объекта независимо от освещения, а вот одноглазый фотоаппарат не может нарисовать стереокартинку. Традиционная фотография ущербна уже потому, что лишена глубины, однако художники уже давно разработали способы создания на плоскости иллюзии объема.

Светотень помогает оценить величину снятого объекта, определить направление света и местоположение его источника, даже если этого источника нет в кадре. Именно тени дают представление о гладкости или шероховатости поверхностей снятого объекта. Светотенью можно подчеркнуть яркость красок, а можно спрятать ее. Тени способны не только украсить портретируемого, но и изуродовать. Видеть света и тени в кадре, сознательно и грамотно управлять ими – важнейшее умение фотографа.

В зависимости от характера освещения предметы то отбрасывают тени, то нет. При мягком или рассеянном освещении границы теней расплываются, становятся градиентными (см. фото 5, 6), при жестком свет исходит от точечного источника, например, открытого солнца или лампочки накаливания без абажура, который образует тени с четко очерченными границами (см. фото 8—12, 13).

Фотографии 8—12 сделаны в тяжелые для меня дни пляжного отдыха, когда привычка постоянно работать не дает расслабиться и получать удовольствие от созерцания южных красот. Однако заботливые хозяева отеля, окружив пляжное лежбище оградкой с классическими балясинами, создали для меня театр теней. Солнце, перемещаясь в течение дня, постоянно меняло рисунок и направление теней, а также освещение самих балясин. С интересом наблюдая за этим процессом, я периодически принимал вертикальное положение для фиксации новых мизансцен. Съемка архитектуры связана с необходимостью приноравливаться к светотеневому рисунку, который не зависит от воли фотографа. Доблесть хорошего ремесленника состоит в умении использовать то, что само идет в руки. Для этого надо запастись терпением и наблюдательностью. Один и тот же объект может быть сфотографирован в течение дня много раз и все время по-новому, но наиболее удачным его освещение обычно бывает в строго определенное именно для этого объекта время. Фото 8—12 сделаны в промежутке между шестью часами и половиной седьмого вечера. Утром тени балясин были покусаны и обезображены тенью дерева, под которым мы прятались от солнца, днем были слишком короткими, так как солнце стояло в зените, после обеда – недостаточно длинными и потому некрасивыми. Только ближе к закату все необходимые ингредиенты визуального пиршества собирались вместе и позволяли себя снимать.

Фото 8 снято рыбьим глазом от полноформатного никона, но камерой с кропнутой матрицей. В результате в кадре использована только центральная часть той картинки, которую на самом деле нарисовал объектив. Аберрации в центре кадра выражены не так ярко, как по краям. Благодаря бочке я смог круто изогнуть линию заборчика в верней части кадра, сохранив тени прямыми.


Фото 8. Из серии «Танцующие балясины»

Камера Nikon D300

Объектив Fisheye Nikkor 16/2,8

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/50 сек. Диафрагма 16

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 24 мм пленочного стандарта


На фото 9 самих балясин почти не видно. Зато тени, скользящие по диагонали из правого верхнего угла кадра в нижний левый, дают полное представление о них. Низкое солнце старательно прорисовывает ноздреватую фактуру асфальта и гладкую поверхность освещенных балясин.


Фото 9. Из серии «Танцующие балясины»

Камера Nikon D300

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/125 сек. Диафрагма 10

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 33 мм пленочного стандарта


В первых двух вариантах этого сюжета (см. фото 8—9) я использовал диагональную композицию – тени направлены из одного угла кадра в другой, что создает ощущение движения, которого на самом деле нет.

На фото 10 тени направлены прямо в сторону объектива сверху вниз, но сюжет не потерял динамичности в сравнении с первыми. Мне пришлось использовать присущее широкоугольникам свойство – эти объективы сильно увеличивают объекты переднего плана и пропорционально уменьшают все, что находится в глубине кадра. Очень резкие перспективные сходы создают тени, разлетающиеся веером от центра, что также способствует увеличению динамичности фотографии.


Фото 10. Из серии «Танцующие балясины»

Камера Nikon D300

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/80 сек.

Диафрагма 10

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта


За каких-нибудь полчаса солнце проделало довольно длинный путь по небосводу. Направление, длина и даже форма теней сильно изменились: они вытянулись и сплотились, то есть расстояние между ними уменьшилось. Очень красивый акцент образовался в верхней части кадра – свет, отраженный от одной из балясин, как от зеркала, высветил соседнюю. Еще одно пятно света удачно высветило траву на газоне за балясинами и позволило обрисовать их силуэты. Угол зрения объектива я сузил, благодаря чему глубина кадра оптически уменьшилась (см. фото 11).


Фото 11. Из серии «Танцующие балясины»

Камера Nikon D300

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/100 сек.

Диафрагма 10

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 30 мм пленочного стандарта


Фото 12 – последний снимок серии. Солнце опустилось очень низко. Через минуту-другую театр теней готов был опустить занавес. Вот почему я решил сделать адресный кадр, который давал бы представление о месте действия. Деревья на заднем плане за линией балясин высветлены совершенно сознательно. Не будь этого, они слились бы с самими балясинами, сравнявшись по яркости. Низкая точка съемки оптически увеличила высоту ограждения, добавила балясинам фундаментальности.


Фото 12. Из серии «Танцующие балясины»

Камера Nikon D300

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/200 сек.

Диафрагма 10

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта


Фото 13 снято в Испании. Скользящий свет заходящего солнца не оставляет сомнений – дело близится к закату. Солнце светит слева, свет почти боковой. Небо безоблачно, и потому тени жестко очерчены. Такой свет выявляет структуру поверхности дымоходов и позволяет рассмотреть, как использовал великий архитектор битую керамическую плитку для их отделки, а глубокие, почти черные тени дают возможность оценить размеры дымоходов и их пространственную форму.


Фото 13. «Дымоходы на крыше дома Батльо архитектора Гауди. Барселона»

Камера Nikon D2x

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1/1250 сек.

Диафрагма 4

Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта


Выраженность объемов на плоскости снимка в большой мере зависит от направления света относительно камеры и от того, под каким углом он падает на объект. Свет со стороны фотоаппарата теней почти не образует и потому объемы скрывает, а не выявляет (см. фото 14).


Фото 14. «Бухта Тоссы де Мар в полдень. Испания»

Камера Nikon D2x

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1/800 сек.

Диафрагма 5,6

Экспокоррекция – 0,33 EV

Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта


Солнце за моей спиной почти в зените, только чуть правее. Такой свет фотографы называют плоским – он оставляет мало теней, что мешает оценить пространственные объемы предметов. Это хорошо видно на левой половине кадра, где изрытый ногами песок выглядит совершенно ровным, словно его асфальтовым катком укатали. Тени настолько коротки и контрастны, что разглядеть структуру поверхности песка практически невозможно. Зато фотография не оставляет сомнений – на пляже жарко, море теплое, песок горячий. Сиеста – время обеда.

Жесткий свет, направленный на объект сбоку, да еще и под острым углом к поверхности, напротив, способствует объемности и фактурности изображения (см. фото 15). Тот же самый пляж, что на фото 14, только на закате. Солнце уже довольно низкое. Заднебоковой свет создал множество длинных теней, благодаря им тайное стало явным – песок, который в полдень выглядел гладким, теперь изрыт следами человеческих ног.


Фото 15. «Вечер в Тоссе де Мар. Испания»

Камера Nikon D2x

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1/750 сек.

Диафрагма 4,5

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 25 мм пленочного стандарта


Встроенные вспышки фотоаппаратов находятся рядом с объективом и дают очень жесткий свет. Снимки цифрокомпактов с таким светом фотографы называют блинами из-за отсутствия объемов.

Рассеянный фронтальный свет используется в студийной портретной съемке. Он, сглаживая тени, помогает скрыть дефекты кожи (см. фото 16—17). Дочку приятеля я снимал, используя свет одной студийной вспышки. Она стояла за моей спиной, точнее, чуть левее, и светила снизу вверх на оклеенную обоями стену. Отразившись от стены, рассеявшийся поток света в соответствии с законом «угол падения света равен углу отражения» частично попадал и на потолок. Здесь он еще больше рассеивался, в результате все поверхности комнаты превратились в огромный софтбокс. При желании получить светлую и нежную фотографию о таком источнике фронтального рассеянного света можно только мечтать Тональные градиенты от светов к теням отлично выявили объемы. Щечки девочки круглы и гладки, кожа полупрозрачна, волосы резкие, словно карандашом процарапаны. Мягкое освещение позволило органично совместить в одном кадре и звенящую резкость, и нежность тональных переходов (см. фото 16).


Фото 16. «Ангелочек»

Камера Nikon D2x

Зум AF-S Nikkor 70—200/2,8 D G ED IF VR

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1/200 сек.

Диафрагма 5,6

Экспокоррекция +1,67 EV

Фокусное расстояние 210 мм пленочного стандарта


Схема света на фото 17 почти такая же, как и на фото 16, изменилось только его направление. Я сместил стойку со вспышкой, которая стояла за моей спиной, влево и поднял повыше к потолку. Свет стал левым верхнебоковым, но остался по-прежнему рассеянным. Объемы и фактуры такой свет подчеркивает больше, чем фронтальный, но делает это достаточно деликатно.


Фото 17. «Поздний плод» из серии «Плоды любви»

Камера Nikon D2x

Зум AF-S Nikkor 70—200/2,8 D G ED IF VR

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1/200 сек.

Диафрагма 5,6

Экспокоррекция +1,67 EV

Фокусное расстояние 77 мм пленочного стандарта


Мягкий свет образует полупрозрачные тени. Их границы словно растворяются, сливаясь с фоном постепенно. Такой свет может давать солнце, прикрытое полупрозрачной тучей (см. фото 18).


Фото 18. «Китайский Hover в Норвегии»

Камера Nikon D3s

Зум AF-S Nikkor 14—24/2,8 D G ED IF N

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/160 сек.

Диафрагма 8

Экспокоррекция +0,67 EV

Фокусное расстояние 14 мм


Фотография снималась для календаря фирмы, торгующей китайскими джипами. По замыслу заказчика календарь должен быть пейзажным, но с машиной на каждой странице. Так возникла необходимость искать компромисс между светом, пригодным для получения выразительного пейзажа, и светом, который не плодил бы ненужные блики на лакированной поверхности кузова автомобиля. Нам здорово не повезло с погодой: то и дело лил дождь. Ловили редкие минуты, когда небо, слегка раздвигая тучи, намекало на местоположение солнца. Такой свет меня более чем устраивал, потому что не был совсем уж аморфным и позволял нарисовать красивую траву, в то же время плотные облака создавали настроение и заодно отражались в зеркалящих поверхностях машины, не меняя ни графического рисунка кузова, ни цвета его окраски.

Мягкий свет у большого окна возникает, если солнце спряталось за облаками и не атакует объект напрямую. Окно при этом работает как большущий софтбокс в студии, обеспечивая мягкий переход от светов к теням, и потому тени не имеют четко очерченных границ. Общему рисунку снимка соответствовало и настроение маленькой грустной девочки (см. фото 19).


Фото 19. «Минорное настроение»

Камера Nikon D200

Зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 D G ED IF

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1/20 сек.

Диафрагма 2,8

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 25 мм пленочного стандарта


В серые пасмурные дни, когда основным источником света становится небо, причем не какая-то его часть, а именно весь небосвод, тени не могут стать основой для выстраивания композиции. В такие дни главными в кадре обычно становятся светлые зоны снимка – света. На темном сером фоне выделяется все, что светлее. Я, к примеру, начинаю замечать и включать в кадр любые поверхности, способные отражать источники света. Стоит только посмотреть вокруг, как глаз обнаруживает массу ярких объектов, готовых стать основой красивой фотографии. Столики уличного кафе напомнили мне цветы: светящиеся столешницы – центр, а вокруг – блестящие лепестки кресел. Все светлые линии переднего плана, создавшие графическую основу кадра, отражали свет неба (см. фото 20).

Конец ознакомительного фрагмента.