Вы здесь

Комплетика или философия, теория и практика целостных решений. Глава 1. Философия целого и целостного (М. М. Телемтаев, 2010)

Глава 1. Философия целого и целостного

1.1. Целое, целостность

(научно-философское определение комплетики; содержание направления «комплетика»; методологизм деятельности; среда, части и потенциалы среды; ограниченность потенциала среды; отношение вложенности; целое, целостность; антицелостность; мера целостности; типы целостности; complete-целое, баланс факторов целостностей; три основных сценария формирования целого)

Научно-философское определение комплетики[20]. Комплетика рассматривает объекты деятельности, как целостные, целые, независимо от их природы и формата.

Объекты деятельности, рассматриваемые комплетикой, осуществляют свою деятельность в среде деятельности, являются ее частями.

Очевидно, что объекты деятельности имеют, в свою очередь, части, такие, в том числе, как структуры и процессы. Вполне очевидно также, что объекты деятельности в процессе деятельности производят результаты. Кроме этого, объекты деятельности являются предметом внимания субъектов деятельности.

В связи с этим можно детализировать описание предмета комплетики, включив в него процессы, структуры, результаты объектов деятельности, субъекты деятельности.

Тогда получим следующие определения.

Комплетика – научное направление, содержащее философию и методологии теории и практики целостной продуктивной деятельности. Конечный результат применения – целостная продуктивная деятельность в форме complete-технологии.

Научно-философское определение направления: развитие целостной картины продуктивной деятельности и соответствующих ей методологий науки и практики целостной продуктивной деятельности.

Общий тезис: от картины научного и прикладного знания требуется, чтобы это знание приводило к целостной и продуктивной деятельности.

Объект комплетики – среда деятельности, части среды деятельности.

Предмет комплетики – объекты, субъекты и результаты деятельности, их процессы и структуры, как целостные, целые, независимо от их природы и формата.

Примеры предмета комплетики:

– человек, социальные группы, объединения людей по производственным и другим основаниям;

– объекты, субъекты и результаты деятельности в искусственных средах и сферах деятельности, созданных человеком;

– объекты, субъекты и результаты деятельности в естественных средах и сферах деятельности, возникшие независимо от человека, на деятельность которых он влияет.

Цель – формирование и развитие субъектов и объектов деятельности, их структур, процессов и результатов функционирования, как целостных и целых.

Метод – объединение, для достижения поставленной цели, возможностей теорий и практик систем, технологий и моделирования на основе представлений о целом, целостности.

Содержание направления «Комплетика». Наилучшие известные совокупности способов и средств развития деятельности человека или деятельности под его влиянием – технологии и системы;

Наиболее продуктивный способ представления объектов деятельности для изучения возможностей развития деятельности – моделирование.

Развивающая возможности объектов деятельности суть технологии в том, что она позволяет перейти от искусства одного мастера уникальной квалификации к работе одного или группы специалистов с квалификацией, средней и/или малой в сравнении с квалификацией мастера. Технология, в итоге, позволяет осуществить многократное повторение процесса деятельности, объединяя большое количество человеко-машинных объектов деятельности.

Развивающая возможности объектов деятельности суть системы в том, что она позволяет структурировать совокупность объектов деятельности в удобном для имеющегося состояния знания виде и позволяет создать «равномощное», в смысле решаемой задачи, представление как о каждой из частей совокупности, так и о совокупности изучаемых объектов деятельности в целом.

Развивающая возможности объектов деятельности суть модели в том, что она позволяет привести задачу изучения объекта деятельности к анализу совокупности уже ранее изученных, по мнению изучающего, подобных объектов деятельности.

Комплетика объединяет возможности систем технологий и моделей на основе целостного метода, предложенного автором, для формирования и реализации целостной продуктивной деятельности.

Комплетика, как уже отмечалось во Введении, включает в себя:

– целостный метод – философию целостности деятельности;

– целостный complete-подход – методологию целостности специально-научных теорий;

– complete-метод системной complete-технологии – методологию целостности практики деятельности.

Методологизм деятельности. В понятийный аппарат комплетики входят общее понятие методологизма, а также понятия внешнего и внутреннего методологизмов,.

Л.С. Выготский писал, что «есть два типа научных систем по отношению к методологическому хребту, поддерживающему их. Методология всегда подобна костяку, скелету в организме животного. Простейшие животные, как улитка и черепаха, носят свой скелет снаружи и их, как устриц, можно отделить от костяка, они остаются малодифференцированной мякотью; высшие животные носят скелет внутри и делают его внутренней опорой, костью каждого своего движения. Надо и в психологии различать низшие и высшие типы методологической организации»[21].

Методология, как известно, «учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации»[22]. Соответственно, методология самоопределения это учение о структуре, логической организации, методах и средствах самоопределения человека, как личности.

Методологизм определен в комплетике, как совокупность мировоззрения человека, методологии теории и методологии практики деятельности[23]. Напр., методологизм управления это совокупность мировоззрения человека в сфере управления, методологии теории и методологии практики управления человека, как управленца.

Присущий человеку методологизм позволяет человеку создать единство его мышления и практики в процессе формирования и реализации продуктивной деятельности. По сути методологизм современного и будущего человека должен быть целостным, т.е. объединяющим влияние внутренней и внешней сред его жизнедеятельности.

Каждый человек в процессе своей деятельности в определенной среде реализует свое мировоззрение, используя доступные ему методологии теории и практики. И если есть противоречия между его мировоззрением и предлагаемыми методологиями деятельности, маловероятно успешная деятельность, тем более – продуктивная. По этой причине каждый современный человек должен сформировать индивидуальный методологизм успешной продуктивной деятельности для той совокупности сред деятельности, в которых он себя реализует.

В деятельности любого современного и будущего человека, по сути, должны взаимодействовать методологизмы деятельности внешний и внутренний. Внешний – методологизм мира (совокупности сред деятельности), в котором он осуществляет свою деятельность, его «внешняя опора» и, в то же время, – «внутренняя опора» мира его деятельности (и каждой из совокупности сред деятельности). Это, напр., совокупность господствующих «сегодня» в профессиональном мире мировоззрений, методологий теории и методологий практики высшего образования. Это также совокупность господствующих «сегодня» в профессиональном мире мировоззрений, методологий теории и методологий практики выбора профессии. Это также и совокупность господствующих «сегодня» в обществе мировоззрений, методологий теории и методологий практики семьи и т.д.

Внутренний методологизм деятельности присущ современному человеку в силу его образованности, воспитанности, просвещенности, а также опыта деятельности в различных средах. Это совокупность мировоззрения, методологий теории и практики деятельности, присущий человеку «скелет», внутренняя опора его деятельности, как личности в разных средах жизнедеятельности.

Другими словами, для успешного самоопределения современному человеку необходимы два «скелета», две опоры – внешняя и внутренняя. Целостное сочетание внешнего и внутреннего методологизмов деятельности – современный «высший тип методологической организации» человека, действующего, как целостная личность.

Конечно, существенное значение для личностных технологий формирования методологической организации деятельности человека имеет соотношения интро – и экстраверсии. Так, для экстраверта определяющее влияние имеет мир ощущений, поэтому он больше склонен к восприятию внешнего методологизма, «внешнего скелета» деятельности. Такой человек склонен в процессе деятельности, напр., на рынке труда больше доверять рекомендациям организаций, регулирующих рынок труда. Для интроверта определяющее влияние имеет мир представлений, поэтому он побуждается и управляется больше изнутри, больше руководствуется собственным внутренним методологизмом. Такой человек склонен в процессе деятельности, напр., на рынке труда опираться на свои представления о возможности реализовать продуктивную деятельность.

Адекватное восприятие внешнего методологизма, создание целостного сочетания внешнего и внутреннего методологизмов деятельности позволяет современному человеку, не быть «малодифференцированной мякотью» и сделать сочетание этих методологизмов «опорой, костью» своей деятельности. Такое сочетание внешнего и внутреннего методологизмов составляет индивидуальный целостный методологизм человека, действующего, как личность.

Среда, части и потенциалы среды. При исследовании среды, частей среды удобно применять следующие определения. Среда – источник потенциалов выживания, сохранения и развития части среды. Среду можно также определить как поле потенциалов деятельности (бытия, жизнедеятельности, функционирования) частей среды. Часть среды – отграниченная от среды сфера деятельности, использующая некоторую совокупность потенциалов среды в качестве ресурсов собственного выживания, сохранения и развития. Часть среды деятельности, бытия, функционирования также является средой. Часть среды как отграниченную от среды сферу деятельности назовем также минисферой. Так, общество – среда деятельности, бытия, функционирования человека, человек – часть общества, минисфера общества.

Часть минисферы назовем микросферой. Так, человек – минисфера общества, является сферой духовности. Духовность – часть человека, минисфера человека; по отношению к обществу – духовность человека – микросфера.

Микросферы можно также описать как потенциалы части среды. Часть среды, минисфера, проявляет свойства, может быть достоверно описана с помощью определенных параметров, характеристик только при наличии соответствующих микросфер – потенциалов. Так, духовность, согласно ДНИФ-модели человека[24], – проявление духовного потенциала человека.

Так, любые свойства частей среды – минисфер, «имеют место», присущи им только при наличии соответствующих микросфер – потенциалов конкретных свойств. Потенциалы минисферы обладают определенным объемом.

Минисфера является целым, только если в ней есть потенциал целого.

И минисфера обладает целостностью, только если в ней есть потенциал целостности.

Часть среды, минисфера это также и объединение процесса и структуры (процесса и структуры деятельности, бытия, функционирования). Структура, по сути, является носителем процесса минисферы. Можно рассматривать целостность процесса деятельности, бытия, функционирования, а также и целостность структуры деятельности, бытия, функционирования минисферы. Эти два вида целостности взаимосвязаны, являются минисферами целостности части среды, микросферами целостности среды.

К примеру, целесообразно изучение целостности процесса деятельности, бытия, функционирования человека, а также и целостности структуры деятельности, бытия, функционирования человека, как минисферы общества. Эти два вида целостности взаимосвязаны, являются минисферами целостности человека, микросферами целостности общества.

Ограниченность потенциала среды. Потенциал среды ограничен в смысле способности среды обеспечивать необходимую концентрацию потенциалов для каждой из существующих в ней минисфер. Другими словами, среда, как минисфера, накапливает потенциал своей среды с меньшей скоростью, нежели возрастают потребности ее минисфер в потенциале собственной деятельности.

Неодинаковость потенциалов выживания, сохранения и развития сред является источником движения в средах (в их минисферах) и между минисферами. Концентрация различных объемов потенциалов среды в ее частях-минисферах создает напряжение – разность потенциалов между потенциалами минисфер. В минисфере создается напряжение – разность потенциалов между потенциалами микросфер. В результате возникают силы, приводящие к движению в направлении уравнивания, «равномеризации» потенциалов в среде.

Более способные к выживанию, сохранению и развитию минисферы концентрируют в себе большие, по сравнению с потенциалами других минисфер, потенциалы. Увеличение разности потенциалов в некоторой паре минисфер среды создает большее напряжение в поле потенциалов среды и, соответственно, силу, направленную на уравнивание потенциалов деятельности (бытия, жизнедеятельности, функционирования) в данной паре минисфер. С другой стороны, каждая минисфера в процессе деятельности (бытия, жизнедеятельности, функционирования) расширяет свое влияние и концентрирует в себе все больший объем «полезного» для себя потенциала среды.

Отношение вложенности. Между средами, минисферами и микросферами имеет место отношение вложенности. Минисферы вложены в сферы-среды, в свою очередь, микросферы вложены в минисферы-среды. Вложенность мини– и микросфер можно в упрощенной форме проиллюстрировать следующим образом.


Таблица 1.1.1. Вложенность мини– и микросфер

Вложенность мини– и микросфер соответствует правилу вложенности[25].

Каждая минисфера вложена не менее чем в две сферы. Каждая микросфера вложена не менее чем в две минисферы.

Любая часть среды является минисферой и микросферой. Как правило, части среды комплетика изучает как минисферы.

Целое, целостность. Примем следующие определения целого и целостности[26].

В каждой среде деятельности происходит объединение частей среды, направленное на их совместное выживание, сохранение и развитие. Такими объединениями являются, напр., социальные институты и группы, колонии термитов, леса, кораллы и т.д. В процессе жизнедеятельности совокупность частей среды взаимодействует со средой: потребляет ресурсы (использует потенциал) среды, среда потребляет результаты жизнедеятельности совокупности частей. Среди совокупностей частей среды выделим целые и целостные совокупности.

В отличие от других совокупностей целое (целая совокупность) осуществляет деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в соответствии с присущим целому кодом выживания, сохранения и развития. Наличие указанного кода придает совокупности частей среды качество целого – цельность.

Будем полагать, в соответствии с этим, что в целом присутствует ядро – носитель кода целого, направляющее все части целого на выживание, сохранение и развитие целого в соответствии с кодом целого. Другими словами, с приобретением цельности первоначальная проблема – выживание, сохранение и развитие части среды, ставшей частью целого, трансформируется в проблему «выживание, сохранение и развитие целого» по мере формирования кода и ядра целого.

В процессе жизнедеятельности целое получает определенные результаты решения проблемы собственного выживания, сохранения и развития. Производство этих результатов обеспечивается всеми (преимущественно другими, не входящими в ядро – носитель кода) частями целого при координации со стороны ядра – носителя кода целого.

Результаты функционирования целого потребляются средой функционирования целого, которая, в свою очередь, состоит из внутренней и внешней сред целого. Для потребления внутренней средой целое производит, напр., новые стратегии выживания, сохранения и развития целого, технологии производства результата, регламенты жизнедеятельности частей целого. Для потребления внешней средой целое производит, напр., знания, товары, услуги, политики, программы, проекты.

Следовательно, в целом можно выделить три части:

– ядро – носитель кода целого. Основной функцией ядра является координация жизнедеятельности целого;

– результат жизнедеятельности целого;

– производство результата жизнедеятельности целого.

Тогда целое можно рассматривать как триаду «субъект – объект – результат», где:

– субъектом, координирующим жизнедеятельность целого, является ядро – носитель кода целого;

– объектом является совокупность частей целого, осуществляющая производство результата жизнедеятельности целого;

– результатом является совокупность результатов преобразования потребляемых целым ресурсов среды в конечный результат жизнедеятельности целого.

Целостность мы рассматриваем как свойство, которое может быть присуще части среды (сфере, минисфере, микросфере), в том числе целому, частям целого. Целостность обнаруживается при взаимодействии данной части среды со средой и проявляется как влияние данной части среды на выживание, сохранение и развитие среды или какой-либо части среды – другой или себя самой. Данная часть среды представляет тогда собой целостное, целостность рассматривается как качество целостного.

Направленность на выживание, сохранение и развитие другой части среды может осуществляться в разных форматах. Любой части среды присущ определенный состав компонентов, а также взаимосвязи и взаимодействия между ее компонентами. Тогда «в полном формате» целостность это направленность на выживание, сохранение и развитие другой части среды, как совокупности компонентов среды, а также как совокупности взаимодействий между ними. В «минимальном» формате это направленность на выживание минимально необходимого состава компонентов другой части среды. Целостность полного формата способствует не только выживанию и сохранению, но и развитию другой части среды. Так, целостность минисферы труда человека, как микросферы, может «не дать ему умереть от голода» или может дать ему возможность зарабатывать достаточно для обеспечения не только собственного выживания, но и сохранения и развития. Очевидно, что целостность измерима.

Наилучшим образом осуществляет деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию целое, соответствующее модели complete-целого (полного целого, совершенного, законченного целого).

Именно целостность позволяет совокупности частей среды, в том числе и целому, «стать больше», приобрести качества, которыми не может обладать ни одна из частей среды, объединяемая в данную совокупность, а также просто совокупность частей среды, в том числе и целых, не обладающих целостностью.

Целостность может формироваться самими частями среды в процессе взаимодействий с другими частями среды, а также под влиянием кода и метода целого. Так, в системе целостность элементов системы формируется под влиянием внешних регламентов построения системы и в интересах системы или внешней среды.

Формированию целостности предшествует установление взаимосвязей и взаимодействий в совокупности частей среды, напр., в системе, технологии, модели.

Антицелостность. Наряду с собственно целостностью будем различать нецелостность, автоцелостность, антицелостность и не целостность. Нецелостность – отсутствие у части среды (сферы, минисферы, микросферы) свойства осуществлять деятельность в интересах выживания, сохранения и развития другой части среды, в том числе и себя самой. Автоцелостность – свойство части среды (сферы, минисферы, микросферы) осуществлять деятельность в интересах выживания, сохранения и развития себя самой. Антицелостность – свойство части среды (сферы, минисферы, микросферы) осуществлять деятельность в интересах, противоположных интересам выживания, сохранения и развития другой части среды, в том числе и себя самой. Будем также различать и не целостность – отсутствие у части среды (сферы, минисферы, микросферы) необходимости в свойстве осуществлять деятельность в интересах выживания, сохранения и развития другой части среды, в том числе и себя самой.

Мера целостности. Введем понятие меры целостности (формата, размера целостности), который определяется тем, в какой мере данная часть среды способствует выживанию, сохранению и развитию другой части среды. Мера целостности может быть положительной (мера собственно целостности), нулевой (мера нецелостности), равной единице (мера автоцелостности), отрицательной (мера антицелостности), бесконечно малой (мера не целостности). Соотношение

мер целостности на определенном примере показано в следующей таблице.


Табл. 1.1.2. Пример меры целостности

Типы целостности. Часть среды (в том числе и целое), для обеспечения собственного выживания, сохранения и развития, может проявлять целостности трех типов.

Целостность первого типа это целостность в отношении той «большой» части среды, в которую рассматриваемая часть среды входит, как «малая» часть среды. При отсутствии целостности первого типа данная большая часть среды проявляет свойства (принимает меры), влияние которых приводит к выводу рассматриваемой части среды из состава соответствующей большой части среды. В результате возможны деградация и гибель рассматриваемой части среды. Рассматриваемая часть среды (в том числе и целое), является, как правило, «малой» частью для многих других частей среды, по меньшей мере, двух. Назовем целостность первого типа целостностью малого по отношению к большому. В принятых определениях это целостность микросферы по отношению к минисфере.

Целостность второго типа это целостность в отношении той «малой» части среды, которая входит в рассматриваемую часть среды, как в «большую» часть среды. При отсутствии целостности второго типа данная малая часть среды проявляет свойства (принимает меры), влияние которых приводит к выводу соответствующей малой части среды из состава рассматриваемой большой части среды. В результате возможны угрозы выживанию, сохранению и развитию, деградация и гибель рассматриваемой части среды. Рассматриваемая часть среды (в том числе и целое), является совокупностью, как правило, многих других частей среды, по меньшей мере, двух. Назовем целостность второго типа целостностью большого по отношению к малому. В принятых определениях это целостность минисферы по отношению к микросфере.

Целостность третьего типа это целостность в отношении той «равной» части среды, которая входит в некоторую «большую» часть среды, одну и ту же или в разные, с рассматриваемой частью среды. При отсутствии целостности третьего типа возникают угрозы выживанию, сохранению и развитию, как большой части среды, так и рассматриваемых равных частей среды. Рассматриваемая часть среды (в том числе и целая), взаимодействует, как правило, со многими другими равными частями среды, по меньшей мере, двумя. Назовем целостность третьего типа целостностью равного по отношению к равному. В принятых определениях это целостность минисферы по отношению к другой минисфере.

Целостность в принятой формулировке отвечает тезису Канта: «всегда относись к другому человеку как к цели, а не как к простому средству достижения своих целей»[27].

Complete-целое, баланс факторов целостностей. Complete-целому (полному целому) присущи положительные целостности всех трех типов, что отличает его от других совокупностей частей среды. Это – целостность малого по отношению к большому (целостность первого типа). Это также и целостность большого по отношению к малому (целостность второго типа). Здесь же имеет место и целостность равного по отношению к равному (целостность третьего типа).

Проявление всех этих целостностей должно поддерживать предназначенное данному целому функционирование. В процессе функционирования целого различные его части могут находиться в состоянии выживания, сохранения и развития. Для обеспечения собственного выживания, сохранения и развития в смысле предназначенного функционирования целого в целом должен поддерживаться баланс проявлений различных типов целостностей.

В complete-целом поддерживается баланс факторов целостностей.

Три основных сценария формирования целого. Рассмотрим сценарии формирования целого.

Целое может формироваться при актуализации проблем выживания, сохранения и развития различного формата – формата всей среды или в формате одной или нескольких частей среды.

В общем случае проблемой является несоответствие состояния процессов выживания, сохранения и развития в среде критериям целостной деятельности, которыми руководствуется среда, часть среды, совокупность частей среды. Указанные критерии можно назвать критериями целостного выживания, сохранения и развития.

Образно говоря, части среды, по желанию среды или по желанию частей среды, могут объединиться для выживания, сохранения и развития в среде.

Выделим три основных сценария формирования целого:

первый – целое создается, как объединение средой (или существующим другим целым) целостных по отношению к ней частей среды в интересах обеспечения решения проблем выживания, сохранения и развития среды; это сценарий создания «целого в интересах среды или другого целого»;

второй – целое создается, как объединение целостных по отношению друг к другу частей среды для собственного выживания, сохранения и развития каждой из данных частей среды; это сценарий создания «целого в интересах отдельных частей среды»;

третий – целое создается, как объединение частей среды, целостных по отношению друг к другу и к своей совокупности, для выживания, сохранения и развития совокупности данных частей среды; это сценарий создания «целого в интересах совокупности частей среды». Третий сценарий создания целого является итоговым сценарием создания собственно целого по определению.

В среде постоянно осуществляется реализация всех трех сценариев создания целого. Реализация двух первых сценариев будет успешна, если они создают предпосылки создания собственно целого по третьему сценарию. То есть целого, которому по определению присущ баланс целостностей всех трех типов – целостность малого по отношению к большому (целостность первого типа), целостность большого по отношению к малому (целостность второго типа), целостность равного по отношению к равному (целостность третьего типа). Формированию целостного целого предшествуют формирование совокупностей частей среды и формирование целого. Эти сценарии мы опишем позже.

Можно утверждать, что инстинкт формирования и разрушения целого присущ всему живому (растительному и животному миру). Наиболее ярко это проявляется в группах животных, где при возникновении группы практически сразу формируется иерархия взаимоотношений (правильнее сказать отношения вложенности между подгруппами животных), а с другой стороны, формируется и направленность на разрушение других целых.

Сформулированные далее постулаты целого показывают, что создание целого в среде возможно как в результате деятельности в среде в формате создаваемого целого и деятельности макромира среды, так и микромира среды. Другими словами, возможно, что деятельность частей среды, которые мы называем элементарными частицами, привела к формированию наблюдаемого нами современного мира. Возможно также, что имело место совокупное осуществление всех трех сценариев формирования целого.

1.2. Complete-триады целостного метода

(универсальная среда деятельности; правило взаимодействия части со средой; проблемы выживания, сохранения и развития; триада «критерий – виртуальная модель – реальная модель решения проблемы»; триада «проблема – носитель проблемы – продукт для решения проблемы»; триада «субъект – объект – результат»; триада «миссионерская – собственная – групповая цели»; целостнообразующий и целообразующий факторы; условие модели целей и результата; баланс целей; групповая цель; миссионерская, собственная, групповая цели компонент триады; факторы целого и целостности; целосообразность; целостносообразность)

Универсальная среда деятельности. Примем, что существует некоторая универсальная, возможно, среда деятельности М, в которой создаются, функционируют осуществляются, отмирают различные деятельности. Данные деятельности осуществляются ее частями, деятельностными частями. Эта деятельность продуктивна, так, в социальной среде она направлена на производство продуктов – знаний, товаров, услуг, других продуктов. В процессе продуктивной деятельности частью среды М преобразуются различные ресурсы.

Очевидно, что среда М предоставляет определенные возможности для продуктивной деятельности своих частей. Эти возможности назовем потенциалом деятельности среды М. Потенциал среды М используется частями среды для формирования ресурсов своей деятельности.

Потенциал среды М формируется, в первую очередь, за счет привлечения потенциалов тех сред, частью которых среда М является.

Деятельность части среды М, как уже отмечено, продуктивна. Эти продукты деятельности частей среды становятся новым компонентами потенциала среды М. Следовательно, второй источник формирования потенциала среды М – продукты деятельности ее частей.

Третий источник формирования потенциала среды М – продукты деятельности собственно среды М.

Правило взаимодействия части со средой. В силу действия Закона выживания, сохранения и развития часть среды М направлена на свое выживание, сохранение и развитие.

Метод выживания, сохранения и развития части среды М – продуктивная деятельность по пополнению потенциала среды М, т.е. деятельность, направленная на интересы выживания, сохранения и развития среды М.

Метод среды М – предоставление части среды имеющегося в среде потенциала для осуществления частью среды М продуктивной деятельности, т.е. деятельность, направленная на интересы выживания, сохранения и развития части среды М.

Получаемые возможности часть среды М использует для продуктивной деятельности в интересах среды М, а также для пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития.

Можно сформулировать правило взаимодействия части со средой:

Необходимое условие выживания, сохранения и развития части в среде М – части среды М должна быть присуща целостность по отношению к среде М – целостность первого типа.

Необходимое условие выживания, сохранения и развития среды М – среде М должна быть присуща целостность по отношению к части среды М – целостность второго типа.

Это правило распространяется и на среду М, которая по определению является частью среды большего формата.

Надо учитывать, что часть среды М может быть частью многих других сред и не в каждой из этих сред данная часть осуществляет продуктивную деятельность.

Для формирования, выживания, сохранения и развития своих частей среда содержит такие потенциалы деятельности, как человеческий (социальный), информационный, природный (биологический, в т.ч.), энергетический, потенциал управления и другие. Потенциалы деятельности содержатся в соответствующих средах деятельности: социальной, природной, информационной, других средах.

Взаимодействие и объединение частей этих сред формирует образует потенциалы среды М. Более подробно потенциалы и ресурсы продуктивной деятельности рассматриваются в главе 3.

Проблемы выживания, сохранения и развития. Носителем какой-либо проблемы является определенная минисфера. Проблемы могут находится в актуальном (актуализированном) состоянии и в состоянии удовлетворительного решения (разрешения), устраивающего среду деятельности. Чаще говорят о «возникновении» проблем, хотя проблемы существуют постоянно, «однажды возникнув». Проблемы существуют в среде и актуализируются «объективно». К ее разрешению может приступить кто-то один, а может не приступить никто. Причины проблем, как и проблемы, существуют постоянно, к ослаблению их действия также может приступить кто-то один, а может не приступить никто. Источник причины проблемы – внутренняя и внешняя среды части среды, также существует постоянно.

Сознание человека изначально ориентировано на решение проблем выживания, сохранения и развития. Причины актуализации проблем, определенные цели деятельности формируются в сознании в связи с переходом проблемы в актуальное (актуализированное) состояние.

Проблема в общем смысле. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством потенциала, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер). Причина проблемы – недопустимое изменение объема и качества потенциала, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Опишем механизм актуализации проблем на следующих примерах.

Проблема голода. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством потенциала внутренней среды минисферы, могущее привести к разрушению деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер). В связи с актуализацией проблемы голода необходимо восполнение потенциала деятельности минисферы (минисфер). Восполнение потенциала может быть рассчитано на кратковременное разрешение проблемы, среднесрочное и долгосрочное.

В качестве минисферы рассмотрим человека. Проблема голода данного человека актуализируется в связи с отсутствием в данный момент, в данном месте необходимых специальных товара, знания, услуги. В этом случае товар – это пищевой продукт (совокупность пищевых продуктов). Знание – это совокупность «знание, умение и навык» правильного выбора и потребления пищевого продукта. Услуга – предоставление другой частью среды (напр., предприятием торговли, общественного питания) возможностей утоления голода.

Если необходимый товар (возможность предоставления услуги) существует в определенном месте, известном носителю проблемы голода – человеку, то ему достаточно принять и реализовать привычное решение, принимаемое и реализуемое им несколько раз в день. Если же привычный образ действий не может быть осуществлен, необходимо выработать новый проект действий.

Проект действий необходим и при большом количестве носителей проблемы – минисфер. В этом случае все минисферы объединяются для данного проекта в единый комплекс минисфер, которую можно создать как целостную минисферу проблемы. Для разрешения такой комплексной проблемы может оказаться недостаточным одного проекта. Возможна необходимость создания программы, как целостной совокупности проектов, а также и политики, как целостной совокупности программ и проектов.

Проблема жилища и одежды. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством потенциала защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Информационная проблема (проблема информационного голода). Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством информационного потенциала, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Энергетическая проблема. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством энергетического потенциала, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Коммуникационная проблема. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством коммуникационного потенциала, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Человеческая (социальная) проблема. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством человеческого потенциала, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Финансовая проблема. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством финансового потенциала, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Природная проблема. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством природного потенциала, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Материальная проблема. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством материального потенциала, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Проблема недвижимости и машин. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством потенциала недвижимости и машин, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Проблема управления. Определим ее как устойчивое несоответствие между существующим и необходимым объемом и качеством потенциала управления, необходимого для деятельности (функционирования, жизнедеятельности, бытия) одной или многих частей среды (минисфер).

Проблема актуализируется на некотором носителе проблемы.

В общем случае, если в среде М актуализируется (возникает) проблема (духовная, нравственная, здоровья, образования, жилища, информационная, материальная, финансовая, другие, в том числе и нам неизвестные), то для ее решения на данном этапе носитель проблемы должен потребить определенный результат (продукт, изделие). Этот результат необходимо произвести и представить носителю проблемы или получить у производителя и представить носителю проблемы.

Тогда такой результат мы рассматриваем, как результат деятельности, направленной на решение проблемы. Это может быть аналитическая, исследовательская, проектная, производственная, управленческая, иные виды деятельности человека, приводящие к результату, идентифицируемому, как пригодный для решения некоторой проблемы. К таким результатам могут быть отнесены аналитические и исследовательские проекты, управленческие решения и т.д. От их характеристик зависит качественные и количественные показатели решения проблемы. Данные показатели объединяются, по сути, в комплекс показателей, отражающих желаемое решение (виртуальная модель решения проблемы) и реальное решение (реальная модель решения проблемы) проблемы. Вводятся, как правило, критерии, позволяющие сравнить виртуальную и реальную модели решения проблемы.

Триада «критерий – виртуальная модель – реальная модель решения проблемы». Описание совокупности «критерий – виртуальная модель – реальная модель решения проблемы», как целостное представление о сути и взаимодействиях трех составляющих этой совокупности – первый из компонентов (составных частей) целостного метода. Можно сказать, что это первый компонент, позволяющий сформировать целостность мышления; целостный метод тогда описывается как метод целостного мышления.

Для того чтобы разрешить проблему необходим анализ, позволяющий выявить носителя проблемы, определить причину возникновения проблемы и возможные продукты, потребление которых может приводить к разрешению проблемы. Разрабатываемый в результате аналитический проект содержит, наряду с выделением наиболее важной причины возникновения проблемы, также и сравнение возможностей различных вариантов решения проблемы. В аналитическом проекте содержится и рекомендация по приоритетам устранения различных причин актуализации (возникновения) проблемы. По сути, аналитический проект содержит описание совокупности «критерий – виртуальная модель – реальная модель решения проблемы» и формирует заданность на определенное представление о способе решения актуализировавшейся проблемы.

Сформулируем следующее «условие модели возникновения проблемы»: для обеспечения заданного соответствия определенному представлению о способе решения исходной проблемы необходима общая модель совокупности «критерий – виртуальная модель – реальная модель решения проблемы». Данной общей модели должны соответствовать модели составляющих данной совокупности: модель критерия, виртуальная модель решения проблемы и реальная модель решения проблемы. Если при решении проблемы ставится условие целостного решения, то и данные модели должны отвечать подобному условию – условию целостности модели.

Триада «проблема – носитель проблемы – результат (продукт) для решения проблемы». В общем случае для решения проблемы необходимо произвести продукты таких видов, как знание, товар, услуга. Как правило, и деятельность по производству знаний, товаров, услуг выживает, сохраняется и развивается, только если она направлена на создание результатов, необходимых для решения определенных проблем.

Так, если в подразделении фирмы возникает проблема несоответствия результатов его деятельности желаемым (плановым, напр.), то причинами может быть недостаточный уровень знания сотрудников подразделения, недостаточная оснащенность подразделения компьютерным программным обеспечением, недостаточный уровень управления или нормативно-правового обеспечения деятельности подразделения. В первом случае необходимо, возможно, привлечение более компетентных работников и введение более совершенной системы управления знаниями сотрудников подразделения (необходимо знание). Во втором случае необходимо приобретение компьютерных программных средств (необходим товар). В третьем случае необходима услуга фирмы, специализирующейся на разработке новых методов управления или комплексов нормативно-правовых документов (напр., должностных инструкций, положений и иных документов); возможен и аутсорсинг данного вида деятельности.

Описание совокупности «проблема – носитель проблемы – результат», как целостное представление о сути и взаимодействиях трех составляющих этой совокупности – второй из компонентов (составных частей) целостного метода.

Такое представление осуществляется путем моделирования данной совокупности, т.е. представлением этой совокупности с помощью некоторого вспомогательного объекта – модели. Модель совокупности «проблема – носитель проблемы – результат» должна описывать собственно данную совокупность и содержать в себе условия взаимодействия моделей ее составляющих – проблемы, носителя проблемы, результата. Полное описание совокупности «проблема – носитель проблемы – результат» содержит тогда модель совокупности, являющуюся общей моделью для ее составляющих и модели ее составляющих – проблемы, носителя проблемы, результата. Эта совокупность может быть формально описана с использованием алгебраической модели общей системы[28].

Сформулируем следующее «условие модели решения проблемы»: для обеспечения заданного соответствия определенному представлению о способе решения исходной проблемы общая модель совокупности «проблема – носитель проблемы – результат» должна соответствовать общей модели совокупности «критерий – виртуальная модель – реальная модель решения проблемы». Это условие выполняется, с одной стороны, при формировании модели результата, которая должна отвечать модели критерия решения проблемы. С другой стороны, модель результата формируется во взаимодействии с моделями проблемы и носителя проблемы. Если при решении проблемы ставится условие целостного решения, то и данные модели должны отвечать подобному условию – условию целостности модели.

Триада «субъект – объект – результат». Следующий этап исследования проблемы направлен на выявление возможностей получения необходимого результата (знания, товара, услуги) для решения проблемы. Знание, товар, услуга могут быть получены (приобретены) от существующих в среде объектов производственной деятельности или от объектов, которые надо создать.

В результате проведенных исследований в среде М выделяется, по сути, для решения проблемы некоторый объект деятельности для производства результата (изделия, продукта); при этом считается, что результат (продукт, изделие) деятельности объекта обеспечит решение актуализировавшейся проблемы. Этот объект деятельности функционирует в среде производства результатов определенного вида (напр., компьютерных программ бухгалтерского учета, машин, пищевых продуктов, знаний и умений обученных специалистов, проектов, программ, политик и т.п.), в связи с чем соответствует некоторой общей модели объектов производства продуктов этого вида. Поэтому при анализе, исследованиях, проектировании и при других действиях, связанных с формированием и реализацией данного объекта деятельности, необходимо представлять его с помощью общей модели подобных объектов. Основное требование к указанным моделям – это должны быть модели целого, целостности.

Для формирования, управления функционированием и для управления развитием объекта среда М выделяет некоторый субъект деятельности. Субъект ответственен за функционирование объекта и за соответствие практического результата деятельности объекта желаемому для среды М результату. Данный субъект управления объектом деятельности функционирует, в свою очередь, в среде родственных субъектов управления, в связи с чем соответствует некоторой общей модели субъектов управления этого вида. Поэтому при анализе, исследованиях, проектировании и при других действиях, связанных с формированием и реализацией данного субъекта деятельности, необходимо представлять его с помощью общей модели подобных субъектов деятельности. Основное требование к указанным моделям – это должны быть модели целого, целостности.

Аналогичное утверждение можно обоснованно сформировать и в отношении результатов деятельности объекта и субъекта деятельности. Собственно результат (продукт, изделие) деятельности объекта и субъекта деятельности относится к определенному виду результатов (компьютерных программ бухгалтерского учета, машин, пищевых продуктов, знаний и умений обученных специалистов и т.п.), в связи с чем соответствует некоторой общей модели результатов этого вида. Поэтому при анализе, исследованиях, проектировании и при других действиях, связанных с конструированием и производством данного результата, необходимо представлять результат объекта деятельности с помощью общей модели подобных результатов деятельности. Основное требование к указанным моделям – это должны быть модели целого, целостности.

Результат превращается в продукт (изделие) после передачи результата на определенных условиях от триады к носителю проблемы.

Описание триады «объект – субъект – результат», как целостное представление о сути и взаимодействиях трех составляющих этой триады – третий из компонентов (составных частей) целостного метода.

В процессе деятельности триада находится в одном из трех состояний, соответствующих выживанию, сохранению или развитию носителя проблемы или в состоянии перехода от одного к другому из этих состояний.

Части среды, становясь объектом, субъектом, результатом деятельностной триады – триады деятельности, затрачивают часть своего потенциала на приобретение качеств соответствующего компонента данной триады. Другими словами, каждая попытка формирования компонента триады из части среды приводит к изменению части среды, а ее устойчивое участие в триаде познания – к ее существенным, возможно, необратимым изменениям.

В общем случае триада «объект – субъект – результат», ее деятельность направлена, по замыслу ее создавшего – создателя триады, на разрешение определенной проблемы (комплекса проблем) выживания, сохранения и развития определенной части среды – носителя данной проблемы. По этой причине создатель триады формирует триаду в соответствии с некоторой представлением о необходимом (доступном ему) решении проблемы. Это представление является некоторым вспомогательным объектом, вначале – замыслом, концепцией создания триады.

Такое представление развивается до модели с помощью способов моделирования данной триады, как и в случае совокупности «проблема – носитель проблемы – результат». Модель триады «объект – субъект – результат» должна описывать собственно данную триаду и содержать в себе условия взаимодействия моделей ее составляющих – объекта, субъекта, результата. Полное описание триады «объект – субъект – результат» содержит тогда модель триады, являющуюся общей моделью для ее составляющих, а также и модели ее составляющих – объекта, субъекта, результата.

Триада также может быть формально описана с использованием упомянутой уже алгебраической модели общей системы. Наличие общей модели триады, уже упоминавшейся общей модели совокупности «проблема – носитель проблемы – результат», наличие соответствия между данными общими моделями – это необходимое условие направленности формируемой триады на целостное решение исходной проблемы выживания, сохранения и развития некого носителя проблемы.

Сформулируем следующее «условие модели триады»: для обеспечения заданного соответствия определенному представлению о способе решения исходной проблемы общая модель совокупности «объект – субъект – результат» должна соответствовать общей модели совокупности «проблема – носитель проблемы – результат». Это условие выполняется при формировании модели результата, как отвечающей общим моделям двух совокупностей – «объект – субъект – результат» и «проблема – носитель проблемы – результат». Если при решении проблемы ставится условие целостного решения, то и данные модели должны отвечать подобному условию – условию целостности модели.

Триада «миссионерская – собственная – групповая цели». Можно считать обоснованным наличие для формирования и осуществления каждой деятельности соответствующей триады деятельности, которую мы рассматриваем как «триединый» объект деятельности, деятельностную триаду «объект, субъект, результат». Среда М, теперь уже среда функционирования триады деятельности, представляет себе эту триаду на основе одной общей модели, соответствующей цели получения желаемого результата. Данная изначально поставленная цель получения результата, необходимого среде М для разрешения актуализировавшейся проблемы собственного выживания, сохранения и развития, является собственной целью среды М. Для триады деятельности эта изначально поставленная цель, т.е. собственная цель среды М не является собственной для триады. Назовем ее миссионерской целью данной триады деятельности. Среда М для достижения триадой деятельности миссионерской цели формирует, как уже отмечалось, субъект деятельности данной триады.

С другой стороны, у самой триады деятельности, как новой части среды, формируется собственная цель выживания, сохранения и развития.

Цель, как уже отмечалось, – это некоторое описание завершения деятельности, ее части (этапа, фазы, стадии, шага и т.д.). Цель в начале деятельности является некоторой желаемой концептуальной моделью завершения деятельности. По завершении деятельности в эту модель вносятся количественные и качественные изменения в соответствии с фактическим осуществлением деятельности. Достижение цели описывается критериями достижения цели, с помощью которых сравнивается желаемая и фактическая модели цели, в данном случае – миссионерской или собственной.

Вполне очевидно, что для достижения триадой миссионерской цели среда М должна осуществлять соответствующее управление триадой в своих интересах, применять методы положительной и отрицательной мотивации. Например, общество-среда М человеческой деятельности, как показали многочисленные примеры практики и такие общепризнанные практикой теории, как ордолиберализм В. Ойкена[29], не может уповать на эффективное регулирование только «невидимой руки рынка». К примеру, упование на то, что «невидимая рука рынка» резко повысить эффективность промышленного производства России, мягко говоря, не оправдались. Произошел массовый отток производственного персонала из сферы промышленности, образования, культуры в сферу «челночников». Другими словами надежда на то, что в силу действия «невидимой руки рынка» работники начнут улучшать показатели своей деятельности для достижения миссионерской для них цели – повышение эффективности общественного производства, не оправдалась. Причина проста – не был выстроен соответствующий механизм субъекта управления производством, не созданы необходимые мотивационные механизмы, при которых эффективное достижение собственной цели (цели собственного благосостояния) не были поставлены в зависимость от эффективности достижения миссионерской цели – эффективности конкретного производственного предприятия и общественного производства в целом.

Но если этот механизм не был выстроен в отношении малого и среднего предпринимательства, то в отношении крупного предпринимательства он выстраивается. И в настоящее время все чаще говорится о социальной функции бизнеса, другими словами, – о необходимости понимания крупным бизнесом своей миссионерской цели и ее достижения в согласованности с собственными эгоистическими целями.

Вполне очевидна необходимость выстраивания соответствующих механизмов регулирования. Одним из способов построения таких механизмов могло бы быть наделение правами транспарентного регулирования цен на знания, товары, услуги аккредитованных общественных объединений производителей знаний, товаров, услуг с участием крупных потребителей и представителей населения. Транспарентность структуры цены могла бы способствовать снижению затрат на посреднические услуги, напр.

Целостный метод позволяет предельно необходимо структурировать деятельность подобных структур.

Целостнообразующий и целообразующий факторы. Наличие миссионерской цели способствует формированию триады «объект-субъект-результат», как целостности в среде М. Другими словами, наличие миссионерской цели является целостнообразующим фактором для триады деятельности и для ее составляющих.

Направленность на достижение миссионерской цели – один из важных показателей целостности деятельности триады и каждой ее составляющей.

Целостнообразующим фактором мы считаем фактор, оказывающий влияние на формирование и поддержание целостности части среды М., т.е. способности части среды М, в том числе и данной триады, осуществлять деятельность в интересах, напр., среды М. Фактором целого мы считаем фактор, оказывающий влияние на формирование и поддержание части среды М, как целого.

В дальнейшем мы подробнее рассмотрим совокупность «целостнообразующий фактор – фактор целого», которая также рассматривается как один из компонентов (составных частей) целостного метода.

Среда М формирует внешние факторы влияния на поддержание данной триады деятельности, как целостной, в процессе управления средой М достижением собственной цели разрешения актуализировавшейся проблемы. Собственная цель среды является миссионерской целью для данной триады.

С другой стороны, у самой триады деятельности, как новой части среды, формируется, как уже отмечено, собственная цель выживания, сохранения и развития. Эта цель реализуется, например, за счет получения выгод (материальных, финансовых, духовных, информационных, нравственных, иных) производством и реализацией в среде М результата, необходимого среде М. Эта цель может не совпадать, а, скорее всего, и противоречить первоначальной цели среды М. Например, увеличение дивидендов триады деятельности не означает улучшения качества производимого результата в смысле интересов среды М. В то же время деятельность в интересах собственной цели является фактором целого для рассматриваемой триады – фактором формирования и поддержания части среды М – рассматриваемой триады «объект, субъект, результат», как целого.

Направленность на достижение собственной цели – один из важных показателей целости деятельности триады и каждой ее составляющей, как целых.

С другой стороны, собственная цель триады деятельности является миссионерской целью для составляющих триады и может не совпадать с их собственными целями выживания, сохранения и развития. Будем считать, что наличие данной миссионерской цели является целостнообразующим фактором для составляющих триады деятельности, как частей среды М. Целостнообразующим фактором для данного случая мы считаем фактор, оказывающий влияние на формирование и поддержание целостности составляющей рассматриваемой триады, т.е. способности каждой составляющей осуществлять деятельность в интересах данной триады.

Данная триада деятельности формирует внешние факторы влияния на поддержание своих составляющих – объекта, субъекта и результата, как целостных, в процессе управления триадой достижением собственной цели, как миссионерской цели для каждой из своих составляющих.

Условие модели целей и результата. Миссионерская цель триады «объект-субъект-результат», также как и ее собственная цели являются моделями завершения деятельности триады по разрешению актуализировавшейся проблемы. Завершение деятельности наступает после потребления полученного триадой результата (продукта, изделия) носителем проблемы. Миссионерская цель в начале деятельности является некоторой желаемой для среды концептуальной моделью завершения деятельности. Она описывает те свойства результата триады, которые нужны для разрешения проблемы. По завершении деятельности в эту модель вносятся количественные и качественные изменения в соответствии с фактическим потреблением результата и степенью разрешения проблемы. Достижение миссионерской цели описывается моделью (совокупностью критериев) ее достижения, с помощью которых сравнивается ее желаемая и фактическая модели решения исходной проблемы среды.

Собственная цель триады «объект-субъект-результат» в начале деятельности является некоторой желаемой для триады концептуальной моделью завершения деятельности. Она описывает те свойства результата триады, которые нужны для разрешения собственных проблем триады. По завершении деятельности в эту модель вносятся количественные и качественные изменения в соответствии с фактическим решением собственной проблемы триады. Достижение собственной цели также описывается некоторой моделью (совокупностью критериев) ее достижения, с помощью которых сравнивается желаемая и фактическая модели пользы ее достижения для триады.

Следовательно, существует совокупность «модель достижения миссионерской цели – модель достижения собственной цели – модель потребления результата», описание которой – четвертый из компонентов (составных частей) целостного метода.

Сформулируем следующее «условие модели целей и результата»: для обеспечения заданного соответствия определенному представлению о способе решения исходной проблемы общая модель совокупности «модель достижения миссионерской цели – модель достижения собственной цели – модель потребления результата» должна соответствовать общей модели триады «объект – субъект – результат». Это условие выполняется при формировании модели потребления результата, как отвечающей общим моделям двух совокупностей – «модель достижения миссионерской цели – модель достижения собственной цели – модель потребления результата» и триады «объект – субъект – результат». Если при решении проблемы ставится условие целостного решения, то и данные модели должны отвечать подобному условию – условию целостности модели.

Баланс целей. Групповая цель. В интересах собственного выживания, сохранения и развития целое находит баланс между деятельностями по достижению собственной и миссионерской целей. Напр., это деятельность животного в интересах семьи, членов семьи; действуя таким образом целое создает благоприятную «дружественную» минисреду своей деятельности. Для человека это могут быть такие минисреды, как семья, коллектив предприятия, нация, другие социальные среды.

Так как целое участвует во многих средах, поэтому перед каждым целым стоит проблема нахождения совокупности балансов между собственными и миссионерскими целями деятельности в разных средах. И если целость и целостность семьи для многих является необходимой в силу воспитания (семейного, религиозного, другого), то для некоторых людей целость и целостность народа страны является обязанностью, не всегда, мягко говоря, признаваемой. И такие балансы между собственной и многими миссионерскими целями необходимо формировать и поддерживать соответствующими регулирующими механизмами. Целостный комплекс таких механизмов, его формирование и поддержание в действии – функция всех субъектов управления обществом – государственных и неправительственных структур.

Конец ознакомительного фрагмента.