Вы здесь

Комплекс сюжетно-тематических развивающих занятий для детей раннего возраста «Первая школа». Конспекты сюжетно-тематических развивающих занятий (А. А. Скобелева, 2015)

Конспекты сюжетно-тематических развивающих занятий

Занятие № 1

на тему «Помощники доктора Айболита»

Задачи:

• Дать общее представление о понятиях аптечка, больничка, лекарства;

• Привлечение детей к игровым действиям;

• Активизировать речевое развитие детей;

• Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком;

• Развитие общей и мелкой моторики;

• Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений.


Необходимые материалы и пособия: Игрушечные телефоны по числу детей, или один для вас, игрушка-врач, игрушечная аптечка, пластырь по количеству детей, заготовки для творчества, герои сказки Доктор Айболит (начало), кукла, медвежонок, резиновый или пластмассовый лягушонок, зайка, набор морковки для счета, разноцветные камушки и баночки соответствующих цветов (можно использовать аквариумные), лед(если нет возможности принести настоящий, можно заменить стеклышками для аквариумов), чашечки по количеству детей, игрушечные ягоды или крупные бусины, баночки из под аскорбинки, по числу детей.

Приветствие, (на ваш выбор, можно использовать солнышко с сопутствующим текстом и манипуляциями)

Ход занятия:

Педагог: «Ребятки, а смотрите, кто это со мной пришел к нам на занятие??? Это же кукла Маринка!» Педагог показывает куколку. «Маринка, давай- ка с ребятишками поздороваемся. – Ой, а у меня что-то головушка болит, и сил совсем нет поздороваться. Педагог трогает кукле голову. – Ой, Маришка, да ты же вся горишь, простудилась, наверное. Не переживай, мы сейчас с ребятками тебе доброго доктора вызовем!»

Детям раздаются игрушечные телефоны, предварительно их можно сложить для каждого в развивающий мешочек с молниями, застежками, пуговками и т. п., для развития мелкой моторики. Дети рассматривают мешочки, ищут что там внутри, достают телефон. Все вместе прикладываем телефоны к ушкам, педагог озвучивает разговор с Айболитом, приглашает его проведать куклу Маринку.

Педагог: «Ну вот, ребятки, а пока к нам едет наш добрый доктор, давайте куколке песенку споем…»

Раздаем детям су-джоки, делаем с помощью мам массажик по ручкам, ножкам, головке.

Наша кукла заболела,

Ничего весь день не ела.

Добрый доктор Айболит

К нам по улице бежит.

Доктор куколке кладет

Руки на спину и ждет.

Кукла чувствует тепло

И у куклы все прошло.

Доктор две руки кладет

Ей на голову и ждет.

Кукла чувствует тепло

И у куклы все прошло.

Гладит спинку: Молодец,

Ты здорова, наконец.

Машет куколке рукой

И идет к себе домой.

Приезжает Доктор Айболит, знакомится с детьми, показывает свою аптечку, можно рассказать детям, что для чего, далее меряет кукле температуру, назначает чай с вареньем и постельный режим.

Педагог: «ой, а давайте чаек с вареньем для Маринки приготовим, как доктор сказал, чтобы она точно поправилась.»

Детям раздаем каждому чашку, ложку. На каждого предлагается в отдельной посуде ягодки-бусы, в количестве 8 штук, можно положить 2 овоща для усложнения задания. Сначала считаем все предметы, потом говорим что что-то напутали и нечаянно положили овощи, дети убирают их. Считают сколько ягодок осталось, перекладывают с помощью ложечки, по одной в чашку и размешивают.

По-очереди угощают куклу.

Кукла: «ой, спасибо ребятки. Теперь мне гораздо легче. только что-то я спать захотела, может вы мне колыбельную споете, тогда я посплю и точно выздоровею.»

Включаем песню Е. железновой «Куколка», дети встают в круг, по-очереди качают куклу, покачав, передают по кругу следующему ребенку. Последний укладывает куклу в подготовленную кроватку.

Педагог переключает внимание детей:

Педагог: «ребятки, а слышите чьи-то шаги, стучит за спиной по бубну, кто же это может быть: такой шумный, тяжелый и неуклюжий, показывает куклу – перчатку медвежонка. Здравствуйте, мои хорошие, давайте я с вами за ручку поздороваюсь.»

Здоровается с каждым ребенком.

Медвежонок: «представляете, шел я по-лесу, собирал шишки как всегда, и вдруг одна шишка как упадет мне прямо в лоб!!!»

Педагог удивляется, предлагает детям встать в круг и инсценировать стихотворение мишка-косолапый, по лесу идет.

Педагог: «Да, Мишенька не повезло тебе, но мы с ребятками одно средство знаем, оно тебе точно поможет.»

Педагог раздает детям, заранее приготовленный лед в стаканчике, дети рассматривают, трогают, знакомятся со свойствами. Если нет возможности показать настоящий лед, можно заменить аквариумными камушками-стеклышками. Если позволяют условия можно их предварительно охладить. Показать детям, что происходит со льдом когда он постоит, обратить внимание, что получается водичка, для ускорения процесса можно использовать соляную грелку.

Педагог: «Давайте. Скорее лед мишке ко лбу приложим, пока он не растаял совсем».

Здесь можно либо педагогу показать процесс, либо каждому по-очереди приложить, но тогда имеет смысл использовать имитацию льда.

Педагог: «Смотрите, ребятки, шишка-то у мишки почти прошла!!! Давайте попрощаемся с мишкой. Пока мишутка, будь осторожнее теперь!»

Детки машут медвежонку, проговариваем. Чтобы он был осторожнее.

Далее приходит еще один герой, игрушка должна быть или резиновая или пластмассовая, чтобы на нее можно было наклеить пластыри.

«ква, ква…»

Педагог: «ой, ребятки. А там кто-то еще к нам спешит за помощью. Кто же это…?»

Показываем игрушку-лягушонка, здороваемся с каждым по-очереди. Предлагаем попробовать поздороваться по лягушачьему. Дети пробуют квакать вместе с мамами.

Лягушонок: «я к вам, детки за помощью прискакал, вот что со мной приключилось,… решил я с кувшинки на бревно прыгнуть. Чтоб на солнышке погреться, да не заметил веточку маленькую и поцарапался немножко. Может вы знаете, как мне помочь.?»

Педагог: «смотрите, ребята, нам же доктор айболит оставил какие-то волшебные штуки, давайте посмотрим, что это…»

Показываем детям пластырь, показываем что он липкий, как его можно приклеить и для чего он нужен. Детки с мамами встают в круг и танцуют танец «Четверо лягушат» Е.Железновой, при этом, дети прыгают по импровизированным кочкам. Для детей постарше можно использовать «кочки» с изучаемой буквой или цифрой для закрепления.

Педагог: «Смотрите, а пока мы с вами плясали к нам в гости зайка ушастый пожаловал. Еще он что-то принес.»

Зайка несет корзинку с морковкой, но чихает (имитируем) и просыпает всю морковку.

Педагог: «Да, ты зайчишка простыл, наверное, но мы с ребятками знаем, как твой недуг победить.»

Предлагаем детям помочь зайке собрать морковку, закрепляем изучаемую цифру, в данном случае 8.

Педагог: «зайка, а мы тебе сейчас леденцы волшебные сделаем, с ними ты точно кашлять перестанешь»

Раздаем каждому ребенку баночку, хорошо если баночка будет аптечная, например из под аскорбинки и т. п.

В центре высыпаем разноцветные камушки, можно использовать камушки для аквариумов. Каждому ребенку даем жетончик определенного цвета и инструкцию, что каждый собирает для зайки свои таблеточки от кашля.

Передаем их зайке, зайка всех благодарит.

Подводим итог:

Педагог: «ребятки, вот мы с вами какие молодцы сегодня, скольким зверятам помогли, и Маринку вылечили, и мишку и зайку и лягушонка. Теперь мы с вами настоящие Айболиты!»

Далее, дети переходят в другой зал, где 10–15 минут, либо бегают по кругу по ортопедическим дорожкам, преодолевают препятствия и т. п. под веселую музыку, либо танцуют под музыку Е.Железновой с инсценировкой песенок, либо занимаются в Монтессори зале, в зависимости от того, чем оснащен ваш клуб.


Далее переходим в комнату для творчества.

Творчество

Аптечка

Делаем аптечку. Для этого нам понадобятся красные листы по числу детей, можно использовать картон, белые полоски для крестика, картонные заготовки в виде баночек аскорбинки с заранее наклеенной надписью «Аскорбиновая кислота», по числу детей желтые шарики из пластилина размером с аскорбинку, картонный градусник со шкалой, красные фломастеры по числу детей, кассеты из под таблеток по числу детей, цветные шарики из пластилина, примерно 1 см в диаметре, клей на каждого.


Даем инструкцию, что мы сегодня были помощниками доктора Айболита, и теперь если у вас дома заболеет какая-нибудь игрушка, у вас должен быть волшебный чемоданчик-аптечка.

Красный картон или листы сворачиваем наподобие конверта, можно подготовит заранее, и обрезать уголки, чтобы был похож на сумочку. Внутри либо проклеиваем, либо скрепляем степлером каждому ребенку, либо заранее приклеиваем полоски двустороннего скотча, ребенку останется только снять защитный слой и склеить по краям. Далее приклеиваем белые полоски на сумочку в виде крестика.

Приступаем к заполнению аптечки: на градусниках рисуем красную шкалу, на баночки с аскорбинкой наклеиваем желтые шарики, в кассеты от таблеток прилепляем пластилиновые шарики, все складываем в аптечку- готово!

Помните, все материалы должны быть заранее подготовлены, вырезаны и разложены в емкости по числу детей.

Педагог должен делать свою поделку вместе с детьми для образца, либо предоставить уже сделанный экземпляр.

Далее, возвращаемся в комнату для занятий. Если у вас осталось время можно показать отрывок из сказки «Айболит», кукольный спектакль должен быть не более 5 минут.

Далее следует выбранный вами ритуал прощания.

Детки по очереди задувают свечку под аплодисменты.

Помните, успех любого занятия зависит от вашей эмоциональности и артистичности, и умения подстраиваться под ситуацию!

Занятие № 2

на тему «Осенний день»

Задачи:

• Дать общее представление о понятии осень и ее проявлениях;

• Развитие слухового внимания, чувства ритма;

• Познакомить детей с дарами осени;

• Дать представление о свойствах предметов;

• Развитие общей и мелкой моторики;

• Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений;

• Обучение цветовосприятию, соотношение предметов по цвету;


Необходимые материалы и пособия:

Заготовки для творчества, кукла-перчатка ёжик, кукла-перчатка-белочка, игрушечные грибочки, шишки, грецкие орехи, натуральные осенние листья, заготовки бумажных листьев, нарисованное дерево, диск с песнями про осень и дождик или просто с мелодиями, зонтик, разноцветные пластмассовые или стеклянные шарики, цветная бумага в тон листьев, нарисованные лужицы, корзинка, что-то на роль дупла (ведерко, коробочка), цветные магнитики, если вы используете магнитную доску для рисования дерева, несколько игрушечных насекомых, домик для насекомых из пенопласта с отверстиями.

Приветствие. (На ваш выбор, можно использовать солнышко с сопутствующим текстом и манипуляциями)

Ход занятия: «Ребятки, а вы когда к нам в клуб шли, видели, какие там лужи огромные? Интересно, почему это дождик льет и льет?»

Появляется игрушка-перчатка Ёжик (фырчит из-за спины)

Ёжик: «Всем доброе утро! А вы что, разве не знаете, что лужи-то от того у нас, что осень наступила! Теперь такая погодка надолго! Зато в лесу-то – красотища: листочки так и пляшут в веселом танце, сверкая разноцветными нарядами!»

Педагог: «Вот это да, ёжик, а мы и не знали, что же такое на улице происходит, а расскажи- ка, ты нам, дружок, что там еще, в лесу, интересного осенью бывает…»

Ёжик: «С удовольствием, смотрите, что у меня есть для вас, это, специально из леса я принес на своих иголочках…»

Протягиваем корзину, с помощью куклы-ёжика. В корзине предметы для пальчикового массажа, это могут быть шишки, желуди, каштаны, игрушечные грибочки и т. п. Предварительно их можно завернуть в фольгу, для эффекта сюрприза и развития мелкой моторики.

Дети берут себе предметы.

Катаем в ручках с помощью мам или самостоятельно.

Осень, осень к нам пришла

И в подарок принесла:

Листик клена это раз,

Лист березы – это два,

Лист осины это три,

Листик дуба – посмотри!

На зеленой елочке

Не листики-иголочки!

Хвалим детей, складываем предметы обратно в корзинку.

Ёжик прощается с детьми

Ёжик: «Ой, ребятки, мне в лес пора возвращаться, грибочки да листочки на зиму припасать. У меня для вас, вот тут еще что-то есть, посмотрите, какая красота! А мне пора, очень был рад с вами познакомиться.»

Далее, разворачиваем сюрприз ёжика, там настоящие листочки (можно заменить бумажными). Смотрим разные листья, озвучиваем названия. Просим с помощью мам разложить листья под нарисованными деревьями, соответвенно, названиям.

Педагог: «Молодцы, ребятки, а смотрите, какие у нас еще есть красивые яркие листочки!»

Раскладываем на полу, перед детьми бумажные листочки. И большие листы тех же цветов.

Педагог: «Ребятки, а давайте мы с вами с листиками в прятки поиграем!? Давайте листочки накрывать бумажками такого же цвета, тогда их не будет видно!»

Дети выполняют задания с вашей помощью и помощью мам, стимулируем детей к деятельности с помощью слов «А где, листик, вот он, ку-ку листочек…» и т. п. Для этого задания достаточно использовать три цвета, например красный, желтый, зеленый. При этом, форма листиков может быть разная. (можно сделать акцент на количество листьев, например, каждого цвета по 10 штук, можно перед упражнением пересчитать их вместе с мамами громко, с выражением)


Далее, педагог берет бубен и начинает по нему стучать одним пальцем, переключая внимание детей.

Педагог: «Ой, детишки, а что это так стучит, наверное дождик пошел…как дождик капает: кап, кап, кап…а, давайте сейчас устроим целый ливень, чтобы хорошенько цветочки полить»

Педагог стучит по бубну ритмично и при этом считает до 10, четко. Проговаривает, что упало с небо 10 крупных капель. А теперь будет много-много, настоящий ливень.

Детям раздаются бубны, ударяем попеременно: то одним пальчиком, тихий дождик, потом ускоряемся, потом двумя пальцами разных рук, потом пятью пальцами каждой руки. Здесь можно обыграть еще с помощью цветочков или грибочков; педагог показывает, что чем сильнее дождик, тем лучше они растут и радуются. Упражнение повторяем несколько раз. Заканчивая, обязательно хвалим и благодарим детей.

Педагог: «Ну, вот дождик полил травку и цветочки, давайте мы тоже теперь с нашими мамами погуляем по нашему лужку. Только я на всякий, случай зонтик возьму, вдруг дождик опять начнется. Когда у нас будет светить солнышко, мы будем гулять за ручку с мамой, а когда начнется дождик, вы все бегите ко мне под зонтик.»

Для этой игры педагог сначала показывает игрушечное солнышко, комментирует, дети гуляют. За тем, солнышко убираем, раскрываем зонт и стучим по нему пальцем. Говорим, что начинается дождик и зовем всех спрятаться. Чем эмоциональней данная игра- тем лучше. Чередование солнышка-дождика происходит несколько раз на ваше усмотрение.

Далее вам понадобятся разноцветные шарики. Можно использовать шарики из сухого бассейна или камушки для аквариумов, но в этом случае предупреждаем мам, чтобы были повнимательнее из-за наличия мелких деталей.

Педагог: «Молодцы, все спрятались от дождика, никого он не смог намочить.»

Рассыпаем шарики

Педагог: «А смотрите, наш дождик был разноцветным, вот какие капельки он пролил. Нам с вами нужно их собрать, чтобы получилась радуга! Но для этого каждый шарик должен быть на своем месте. Давайте сначала соберем все красные шарики…»

Дети собирают шарики под музыку, в идеале про дождик или про радугу, стимулируем детей, побуждаем брать именно шарики заданного цвета. Мамы принимают активное участие. Хорошо, если цвет емкости будет совпадать с цветом заданных шариков. Упражнение продолжается в зависимости от количества используемых цветов. Далее выставляем собранные ведерки друг за другом и говорим, какая у нас получилась волшебная радуга. Хвалим детей.

Педагог: «А смотрите, ребятки, какие у нас лужи остались после дождика, давайте мы с ними поиграем.»

Раскладываем «лужи» по кругу. На лужах могут быть прописаны буквы или цифры. При этом читаем стихотворение:

Дождик, дождик, кап да кап,

Ты не капал бы на пап,

Ты не капал бы на мам,

Приходил бы лучше к нам.

Папам сыро, мамам грязно,

Нам с тобою распрекрасно.

Далее дети с помощью мам прыгают по лужам по кругу, под композицию про осень или про дождик. Не забываем хвалить детей.

Далее опять появляется игрушка-ежик.

Ёжик: «фыр, фыр, фыр, ребятки, а я вот припасы на зиму делаю, совсем устал что-то. А раз мы с вами друзья, может, вы мне поможете?»

Педагог побуждает детей помочь к ежику.

Первому ребенку (маме) даем грибок, дети должны с помощью мам передавать грибок по кругу, последний ребенок с помощью мамы кладет грибок в корзину. При этом, следующий грибок можно давать когда предыдущий грибок будет на втором или третьем ребенке, т. о. получается интересная цепочка. Данное упражнение можно делать под музыку, под комментарии ежика, или в сопровождении стишка:

По тропинке детки шли,

и грибок в лесу нашли,

в шапочке нарядной,

ярко-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок,

Ты ежатам нужен

Вечерком на ужин.

После упражнения благодарим деток от имени ёжика.

Далее появляется игрушка-белочка.

Белочка: «Я тут, слышала, вы лесным зверькам помогаете припасы на зиму делать? А, может, тогда вы и мне поможете орешки запасти, а то вон, где мое дупло высоко-высоко!»

Для этого упражнения, необходимо поставить какой-то сосуд (дупло) наверх, либо на полку, либо на высокий стул и т. п. Орешки (грецкие) высыпаем на пол, детки с помощью мам собирают орешки, мамы деток поднимают и бросают орешек в дупло. Рекомендуется делать под музыку. Далее передаем орешки белочки, или прячем за веточками и т. п. Благодарим и хвалим детей.

Далее упражнение «осеннее дерево»

Вам понадобится нарисованное дерево и разноцветные листья. Условия зависят, от того, чем оснащен ваш центр. Дерево может быть нарисовано на магнитной доске, а в качестве листьев могут выступать магнитики. Либо можно использовать мягкий конструктор на липучке, или просто нарисованное на ватмане, листики можно взять, которые мы использовали ранее, и крепить их с помощью пластилина. Суть задания в том, что мы даем инструкцию прикреплять листья определенных цветов По-очереди. Далее, любуемся деревом, хвалим детей. По желанию можно, далее устроить листопад: например, подул сильный ветер, и с дерева упало 3 желтых листика, снимаем листики, раскладываем, считаем. и т. д.

Следующее задание, укрыть насекомых от холода.

Педагог: «Ой, ребятки, смотрите, кто же это у нас тут дрожит от холода?… Это же букашечки разные. Не бойтесь, маленькие, сейчас мы с ребятками вам домик сделаем на зиму, чтобы вам там тепло и уютно было.»

Показываем детям несколько игрушечных насекомых, сажаем их в домик (можно использовать пенопласт с отверстиями), укрываем их сверху листочками, чтобы не замерзли.

Хвалим детей.


Далее, дети переходят в другой зал, где 10–15 минут, либо бегают по кругу по ортопедическим дорожкам, преодолевают препятствия и т. п. под веселую музыку, либо танцуют под музыку Е.Железновой с инсценировкой песенок, либо занимаются в Монтессори зале, в зависимости от того, чем оснащен ваш клуб.


Далее переходим в комнату для творчества

Творчество

Осеннее дерево (коллективная работа)

Вам понадобятся: клей ПВА, либо «карандаш», заготовки разноцветных листиков, нарисованное на ватмане дерево. Дети, с помощью мам намазывают листочки клеем, и приклеивают их к дереву. Аппликация может быть как групповой, так и индивидуальной. Вместо листочков можно обводить детские ладошки, вырезать которые будут мамы. Такое дерево смотрится еще наряднее, особенно, если использовать бумагу ярких осенних цветов: желтую, оранжевую, красную, немного зеленой.


Помните, все материалы должны быть заранее подготовлены, вырезаны и разложены в емкости по числу детей.

Педагог должен делать свою поделку вместе с детьми для образца, либо предоставить уже сделанный экземпляр.


Далее, возвращаемся в комнату для занятий. Если у вас осталось время можно сделать расслабляющий массаж с помощью массажных мячиков, используя потешки или классическую музыку.

Далее следует выбранный вами ритуал прощания. Детки по очереди задувают свечку под аплодисменты.


Помните, успех любого занятия зависит от вашей эмоциональности и артистичности, и умения подстраиваться под ситуацию!

Занятие № 3

на тему «Сад-огород»

Задачи:

• Дать общее представление о понятиях сад, огород, дача, семена;

• Привлечение детей к игровым действиям;

• Развитие слухового внимания, чувства ритма, произвольности;

• Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размеры);

• Развитие общей и мелкой моторики;

• Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений.


Необходимые материалы и пособия: Овощи, фрукты, заготовки для творчества, деревянные палочки, счетные палочки, нарисованные домики, игрушечные цветочки, нарисованная яблоня, яблоки к ней желтые и красные, офисная зеленая бумага, фасоль, картон, пластилин, бабочка.

Приветствие. (На ваш выбор, можно использовать солнышко с сопутствующим текстом и манипуляциями)

Ход занятия: Педагог: «Ребятки, а вы знаете, что с весной для многих жителей, начинается дачный сезон. Люди едут на дачу, сажают там разные овощи, ягодки, потом ухаживают за ними все лето, а потом собирают урожай. Вот и мы с вами сегодня на дачу поедем. Кто со мной, вставайте в веселый паровозик»…

Уезжаем мы на дачу

Чтоб собрать там урожай.

Забирай с собой корзины,

И в вагончики вставай.

Электричка быстро мчится,

Станцию не прозевай.

Тук, тук, тук – стучат колеса

Друг за другом поспевай!

Замедляем темп движенья,

Остановка впереди:

Кто на дачу собирался?

Побыстрее выходи!

Поле целое картошки (наклоны)

Будем мы ее копать.

Снизу поддавать лопатой (изображают капание)

И в ведерко собирать.

Помидор – овощ ленивый, (приседания)

Чтоб сорвать его – присядь,

Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.

Высоко висят на плетнях (вытягиваются вверх)

Молодые огурцы,

Сверху собери сначала,

Ну а плети – подвяжи.

Вот, капуста раздобрела (сидя, наклоняются вперед)

До чего же хороша!

Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша.

Где растет морковь и свекла? (поворачиваются в стороны, разводя руки)

Покажите мне друзья

Справа грядка, слева грядка

Вижу их теперь и я!

Так устали мы на даче, (лежа поднимают и опускают руки и ноги)

Что свалились на траву,

Кажется что от работы

Просто я сейчас умру.

Но вернулись быстро силы

Чистым стал наш огород

Овощи в подвал мы сложим,

Чтоб хранились целый год!!!

Педагог: «Ну что приехали мы с вами на дачу, у нас уже что-то поспело, а что-то еще надо посадить, в общем, дел очень много! Давайте начнем с вами с картошки, нам с вами нужно ее посадить.»

Детям раздаем картонные заготовки – полоски картона, примерно 5 на 10 см, сверху облепленные коричневым или черным пластилином и фасоль, которая будет выполнять роль картошки. Задача детей, с помощью мам втыкать в пластилин фасоль, при этом желательно, чтобы наши грядки были ровные. Хвалим детей, раскладываем грядки рядом друг с другом, чтобы получился огород, можно импровизированно полить.

Педагог: «Ну, вот, картошку мы с вами посадили, а это самое большое дело, теперь можно и передохнуть немного.»

Детям раздаем деревянные палочки

Педагог: «Вот, у нас какие палочки есть, из них отличный забор получится, а пока мы с ними поиграем.»

Упражнение с палочками: делаем движения по ходу текста:

Палочки-стучалочки,

Палочки – шуршалочки,

Палочки – шагалочки.

Палочки-попрыгалочки,

Палочки – побегалочки,

Палочки – молчалочки,

Палочки – каталочки,

Палочки: далеко – близко,

Палочки: высоко-низко!

За тем катаем ножками: палочки катаю, палочки кручу-верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу!

Педагог: «а теперь, самое время яблонькой полюбоваться, давайте мы с вами ее яблочками украсим.»

Суть данного упражнения заключается в том, что дети с помощью мам должны прикрепить желтые и красные яблоки на яблоню. Здесь в зависимости от вашего оснащения, яблоня может быть нарисована на ватмане, или специализированная липучка, может быть нарисована на магнитной доски и т. п., яблоки могут быть из пластилина, из бумаги, на прищепках, на магнитах и т. д. Затем считаем, сколько у нас желтых яблок, сколько красных, делаем акцент на цифре. Хвалим детей.

Педагог: «Ну, мы с вами и молодцы! Но силы у нас еще остались, давайте-ка грядку бабушке поможем прополоть!»

Для этого, в центр паласа высыпаем мелкие фрукты, овощи в вперемешку с кусочками зеленой бумаги (сорняки), можно использовать офисную, порезанную на продольные полосы, примерно сантиметра по 3–4. Задача детей сложить в отдельную емкость урожай, и отдельно траву, например в мешок или на игрушечный грузовик. Задание можно выполнять под музыку. Не забываем подбадривать и хвалить деток.

Педагог: «Ну, отлично мы потрудились. Осталось только забор нам построить, чтобы наш огород никто не потоптал.»

Раздаем детям картинки – домики и счетные палочки. Задача деток при помощи мам, выложить забор около своего дома. Для усложнения задания, можно дать инструкцию по чередованию цветов палочек.

Педагог: «А еще, на даче разные цветочки растут на клумбах, давайте и мы посадим свою клумбу.»

Делаем имитационные движения по ходу потешки:

Если цветочное семечко взять,

Ямку в земле для него раскопать,

Семечко в ямку на дно положить,

Мягкой землею закрыть и полить,

Мы через месяц увидим росток,

Будет все выше расти стебелек.

Листья раскроются, строен, высок

Будет цвести наш любимый цветок!

Можно деткам заранее раздать по маленькому зернышку, например – фасольку, и делать движения с ним.

Педагог: «смотрите, какие у нас цветочки выросли! Давайте теперь поиграем с ними и с бабочкой»

Дети прячут цветочки за спину, показывает тот ребенок, чье имя мы называем, помните, важно участие каждого ребенка. У педагога в руках находится бабочка.

От цветочка к цветку бабочка летает,

Самый сладкий нектар она собирает.

Свой цветочек синенький, Машенька, поднеси,

И нектаром сладеньким бабочку угости.

На цветочек синий бабочка присела,

Подкрепилась чуть-чуть,

Дальше полетела.

(можно исполнять в виде песенки)

Хвалим детей, встаем в паровозик и под веселую песенку возвращаемся домой.

Далее, дети переходят в другой зал, где 10–15 минут, либо бегают по кругу по ортопедическим дорожкам, преодолевают препятствия и т. п. под веселую музыку, либо танцуют под музыку Е.Железновой с инсценировкой песенок, либо занимаются в Монтессори зале, в зависимости от того, чем оснащен ваш клуб.


Далее переходим в комнату для творчества

Творчество

Веселый горшочек с салатом

Вам понадобятся: маленькие пластиковые или картонные стаканчики с землей, семена салата, вода, цветная бумага, клей.

На стаканчики необходимо наклеить глазки и ротик из цветной бумаги. Далее высаживаем салат с помощью мам. Дети как бы солят семена, мамы прикапывают. Поливаем (педагог каждому ребенку) объясняем, что скоро вырастет травка, если поливать. Таким образом, получится стаканчик в виде мордочки, а травка в роли волос. Лучше использовать семена салата с самым маленьких сроком всхожести.


Помните, все материалы должны быть заранее подготовлены, вырезаны и разложены в емкости по числу детей.

Педагог должен делать свою поделку вместе с детьми для образца, либо предоставить уже сделанный экземпляр.


Далее, возвращаемся в комнату для занятий. Если у вас осталось время можно сделать расслабляющий массаж с помощью массажных мячиков, используя потешки или классическую музыку.


Далее следует выбранный вами ритуал прощания.

Детки по очереди задувают свечку под аплодисменты.

Помните, успех любого занятия зависит от вашей эмоциональности и артистичности, и умения подстраиваться под ситуацию!

Занятие № 4

на тему «Овощная сказка»

Задачи:

• Дать общее представление о понятии овощи;

• Привлечение детей к игровым действиям;

• Развитие внимания, речи, воображения, творческих способностей;

• Дать представление о свойствах предметов;

• Развитие способов взаимодействия с ребенком в разнообразных видах деятельности;

• Развитие общей и мелкой моторики;

• Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений.


Необходимые материалы и пособия: Овощи: картошка, лук, морковка, капуста, огурец, помидор, желательно настоящие, так же понадобятся и бутафорские овощи в зависимости от оснащения вашего клуба, су-джоки, кубики Зайцева, игрушки зайка, шарф, игрушка лисенок, тазик, средство для посуды, венчик, гуашь красного цвета, кисточка, обруч, кастрюля, шнурки по количеству детей, диски с музыкой, игрушечная репка или желтая шапочка, непрозрачная коробка, деревянный молоток, тканевый мешочек, заготовки для творчества.

Приветствие. (На ваш выбор, можно использовать солнышко с сопутствующим текстом и манипуляциями)

Ход занятия: Педагог: «Ребятки, послушайте, что я вам сейчас расскажу про интересных жителей. Эти жители живут в волшебной стране, которую, мы, люди называем огород, а жители этой волшебной страны называются овощи! Давайте мы на наших волшебных кубиках их название прочитаем и пропоем!»

Пропеваем кубики со складами, образующие слово ОВОЩИ. Далее знакомим деток с жителями овощной страны.

При демонстрации предметов по тексту, лучше использовать натуральные овощи, у детей они вызывают больший интерес, но вы можете использовать так же и бутафорские. В качестве огорода можно использовать небольшой коврик или ткань зеленого или коричневого цвета. Овощи достаем по-очереди, по тексту, и сажаем на огород.

Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зеленый огурец был веселый, озорной и никогда не унывал и часто подшучивал над другими овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодня пойдет дождь». И, когда дождь действительно шел, он говорил: «Вот, видите, я был прав!» Если дождя не было, помидор делал вид, будто он ни причем. Оранжевая морковка все время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землей, какая я несчастная!» Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем рассказывала, что когда-то у нее было два листочка, а теперь очень, очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слезы. Вот такие разные овощи жили на огороде!

Педагог: «вот, ребятки, познакомились мы с жителями овощной страны. Теперь будем с вами наши ладошки, ручки и пальчики разминать, чтобы нам по овощной стране попутешествовать!»

Детям и мамам раздаем су-джоки. Катаем по ладошкам, по спинке, по макушке, по ножкам. В середине стихотворения можно сделать паузу, достать из су-джоков пружинки и далее делать массаж пальчиков пружинками.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. ОХ!

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле?

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка иль свекла. ОХ!

Хозяйка тем временем ножик взяла,

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. ОХ!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. ОХ!

И борщ оказался совсем уж не плох!!!

Хвалим детей.

Педагог: «А теперь мы с вами капусту на зиму засолим, приготовьте ваши ловкие ручки.»

Мы капусту рубим, рубим, (По полу реберной частью ладони, поочередно)

Рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем, (изображаем одной рукой о другую)

Трем, трем.

Мы капусту солим, солим. (Показываем, как солим)

Мы капусту жмем, жмем. (Сжимательные движения руками)

Плотно в банки набиваем, (показываем, как утрамбовываем одной ладошкой над другой)

И все в погреб опускаем. (Опускаем ладошки сверху-вниз)

Педагог: «Ну, вот, капусту мы с вами заготовили на зиму, теперь пойдемте репку тянуть, уж и большая она уродилась, только мы все вместе сможем ее вытащить!»

Мамы с детьми садятся паровозиком друг за другом. Первым ребенку и маме в паровозике, даем игрушечную репку или одеваем на первого участника желтую шапочку с листиками, и он выполняет роль репки. Педагог читает потешку, мамы в это время слегка потягивают деток на себя. В конце, когда репка вытянута, все падаем на бочок. Если кто-то еще захочет побыть репкой, упражнение следует повторить. Главное, чтобы поддерживалось настроение, когда выдергиваем репку. Педагог рассказывает потешку медленно и с выражением.

Тянут, тянут бабка с дедкой

Из земли большую репку.

– Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка-Жучка,

Где же кошка, мышка-крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянули репку!!!

Хвалим детей.

Педагог: «А сейчас мы с вами посчитаем, какой у нас урожай в этом году.»

Для этого в непрозрачную коробочку педагог прячет, какой- нибудь овощ, может быть не один. Овощи могут быть как игрушечными, так и на картинках. Педагог дает каждому ребенку по очереди деревянный или пластмассовый молоточек и предлагает постучать три раза. Громко вместе с мамами считаем до трех, когда ребенок стучит, за тем, ребенок открывает коробочку показывает что ему попалось. Педагог дублирует, например, два зеленых огурца или один красный, круглый помидор. В это время, педагог незаметно кладет в волшебную коробочку овощ для следующего ребенка, побуждая его постучать: «ой, а интересно, что же у нас Машеньке попадется, давайте посмотрим». В завершении упражнения можно все овощи выложить в ряд и посчитать, найти цифру на таблице Зайцева. Не забываем поощрять детей.

Педагог: «Ребятки, а вы знаете на какую букву слово «ОВОЩИ» начинается? На букву О, она красивая, овальная, сейчас мы с вами с ней познакомимся.»

Оказываем детям букву «О» на картинке. Далее можно раздать каждому ребенку шнурок, чтобы дети с помощью мам выложили букву «О» на паласе или на листочках. А можно рисовать на мыльной пене, детям это очень нравится. Для этого в тазик нужно налить средство для мытья посуды и воду. Перед началом упражнения педагог взбивает пену венчиком и дает первому ребенку кисточку с гуашью, я использую красную или синюю. Краски на кисточке должно быть довольно густо. Затем, педагог держит тазик с пеной, а ребенок с помощью мамы прорисовывает букву. Кисточкой необходимо водить по поверхности пены, не опуская глубоко в воду. Для следующего ребенка необходимо перемешать пену венчиком еще раз. Менять воду с пеной нет необходимости, вполне хватает на шестерых-семерых детей. Данный прием можно использовать при изучении букв, цифр, форм и цветов. Так же можно прописывать буквы на пластмассовой цветной тарелке, смазанной детским белым кремом. Дети рисуют букву с помощью мам пальчиком. Перед следующим ребенком растираем крем чистой кисточкой. Мамы должны видеть, каким кремом вы пользуетесь при данном упражнении.

Из-за спины появляется кула-перчатка Зайка.

Зайка: «Здравствуйте, детки! А что это вы тут делаете, овощи разные разглядываете? А вот сможете с закрытыми глазами капусту от морковки отличить?»

Для этого упражнения понадобится игрушечные капуста и морковки. Мама детям прикрывают глазки руками по-очереди, а зайка им протягивает какой-либо овощ. Ребенок на ощупь должен угадать что это. Не забываем хвалить детей. Сортируем по разным емкостям капусту и морковку. В начале этого упражнения желательно первым угадывать или педагогу или какой-нибудь маме, чтобы дети поняли задание и не боялись закрывать глаза.

Зайка: «Ну, вы и молодцы! Ни разу ни ошиблись. Теперь помогите, мне, пожалуйста, домой попасть, для этого дорожку надо выложить волшебную из капусты и морковки. Вот так: капуста, морковка, капуста, морковка.»

Выкладываем зайке дорожку, соблюдая заданную закономерность. Для дорожки можно использовать шарф. Каждому ребенку необходимо дать по два разных овоща. Побуждаем детей с помощью мам выкладывать овощи по очереди. Овощи могут быть настоящими, игрушечными и на картинках. Провожаем зайку домой по овощной дорожке. Хвалим детей.

Появляется игрушка-лисенок

Педагог: «Ой, а смотрите-ка, кто к нам в гости пришел, это же лисенок Жулик!»

Лисенок здоровается с детьми.

Лисенок: «А я хочу с вами в свою любимую игру поиграть, называется «Что пропало?»

Для этого упражнения выкладываем перед детьми несколько овощей (для начала, не больше пяти), далее мамы закрывают деткам глаза ладошками, и считают до трех. В это время жулик убирает один овощ. Нужно угадать какой. Жулик может не только убирать, но и добавить овощ. Упражнение должно проходить весело и эмоционально для удержания внимания детей и интереса. Хвалим детей, Жулик прощается с детьми.

Педагог: «Что-то уже кушать хочется, сейчас мы с вами будем борщ варить. А борщ у нас из разных овощей варится!»

Педагог ставит перед собой большую кастрюлю. Детям предлагается по-очереди опускать руку в мешочек и вытаскивать овощ. Овощ называем и бросаем его в кастрюлю, педагог размешивает ложкой каждый раз, как появляется новый овощ. Задание можно усложнить, называя сначала нащупанный овощ, не вытаскивая. Или вместе с овощами добавить несъедобные предметы. Хвалим детей, говорим, что отличный получился борщ.

Педагог: «Ребятки, а теперь мы с вами сами в овощи превратимся и в борщ поиграем!!!»

Детям даем в руки овощ, роль которого, он будет выполнять. В качестве кастрюли используем обруч. Дети танцуют под веселую музыку, потом педагог называет овощ. Ребенок с помощью мамы прыгает в обруч. Игра продолжается пока все детки не окажутся в обруче. Хвалим детей, говорим, что у нас отличный веселый борщ получился!

Подводим итог занятия, повторяем с какими овощами мы познакомились.


Далее, дети переходят в другой зал, где 10–15 минут, либо бегают по кругу по ортопедическим дорожкам, преодолевают препятствия и т. п. под веселую музыку, либо танцуют под музыку Е.Железновой с инсценировкой песенок, либо занимаются в Монтессори зале, в зависимости от того, чем оснащен ваш клуб.


Далее переходим в комнату для творчества

Творчество

Банка с овощами на зиму

Вам понадобятся: Картонные заготовки банок по количеству детей, соленое тесто красного и зеленого цвета, цветочная сжатая бумага для крышек, возможно карандаши.

Раздаем детям картонные банки, можно на них заранее нарисовать зелень, специи и т. д. Дети с помощью мам делают из соленого теста огурцы и помидоры и наклеивают на банку. Крышку можно либо просто раскрасить, либо обернуть цветной бумагой и подвязать ленточкой. Подписываем работы и отправляем на зимовку! Огурцы и помидоры могут быть как из теста, так и из пластилина, либо вырезанные из цветной бумаги.


Помните, все материалы должны быть заранее подготовлены, вырезаны и разложены в емкости по числу детей.

Педагог должен делать свою поделку вместе с детьми для образца, либо предоставить уже сделанный экземпляр.


Далее, возвращаемся в комнату для занятий. Если у вас осталось время можно сделать расслабляющий массаж с помощью массажных мячиков, используя потешки или классическую музыку.


Далее следует выбранный вами ритуал прощания.

Детки по-очереди задувают свечку под аплодисменты.


Помните, успех любого занятия зависит от вашей эмоциональности и артистичности, и умения подстраиваться под ситуацию!

Занятие № 5

на тему «Веселое путешествие»

Задачи:

• Дать общее представление о понятиях путешествие, транспорт, страны;

• Привлечение детей к игровым действиям;

• Снятие страхов перед сказочными героями;

• Активизировать речевое развитие детей;

• Умение воспроизводить услышанные звуки;

• Развитие координации движений;

• Развитие общей и мелкой моторики;

• Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений.


Необходимые материалы и пособия:

Заготовки для творчества, стулья по количеству детей, доска для рисования или ватман, маркер, су-джоки, заготовки картонных жирафов, пластилин, черные пуговки, карточки с животными по теме и транспортом по теме, кубики Зайцева, игрушки: белый мишка, жираф, обезьянка, игрушечные или бумажные бананы, которые заранее следует спрятать в комнате в разных местах, кубики льда в стаканчиках на каждого ребенка, грелка, заготовки цветов лаванды и ароматизированной ваты в киндер-сюрпризах, заготовки бумажных обезьянок, обязательно с крючкообразным хвостом, диски с музыкой.

Приветствие. (На ваш выбор, можно использовать солнышко с сопутствующим текстом и манипуляциями)

Ход занятия:

Педагог: «Ну, что, ребятки, поздоровались мы с вами, а теперь все самое интересное начинается,… представляете, мы с вами сейчас отправимся в веселое путешествие, побываем в разных интересных местах, пообщаемся с разными жителями, нас ждет много сюрпризов и новых знакомств! Все готовы? Тогда в путь! Первым делом мы с вами поедем на волшебном поезде, который может ехать и по суше и по морю в Африку, но для этого нам нужно сначала подготовить наши ладошки, для того, чтобы нам багаж было не тяжело нести. Давайте, наши шарики любимые покатаем.»

Раздаем деткам су-джоки (можно их предварительно сложить в игрушечный чемоданчик, и позволить каждому по-очереди достать себе шарик). Далее делаем массаж с помощью мам по ладошкам, по ножкам, по головке, по ушкам:

Чтобы странствовать серьезно,

Нужно нам пока не поздно,

И, пока билеты есть,

В пассажирский поезд сесть.

Впечатлений дарит много

Нам железная дорога,

И, покуда не темно,

Будем мы смотреть в окно.

Перегон за перегоном

Тянет паровоз вагоны.

Если вдруг начнем зевать,

Вот подушка, вот кровать.

Шпалы паровоз считает,

Жаль, по небу не летает.

(Олеся Емельянова)

Педагог:

«вот, мы с вами ручки разогрели, пора в путь …»

Ставим стульчики друг за другом по количеству детей. Показываем детям картинку с поездом и читаем это слово по кубикам Зайцева «ПОЕЗД». Далее рассаживаем деток друг за другом. Можно сажать сначала ребенка на стульчик, за ним маму на корточки и т. д.

Педагог: «поезд «Солнышко» отправляется с первого пути.»

Дети руками имитируют движение колес по кругу. Педагог читает стихотворение:

Едет, едет паровоз,

Две трубы сто колес,

А вагончики стучат быстро к месту нас домчат.

Далее включаем песенку Е.Железновой «Едет, едет поезд». В это время, мамы слегка покачивают стульчики своих деток, имитирую движения поезда.

Приезжаем, отодвигаем стулья.

Педагог:

«Ой, ребятки, чувствуете как жарко!? Это наш солнечный паровозик нас да самой Африки довез! Вот, здорово! А, как вы думаете, какие здесь зверюшки живут? Давайте угадаем, сейчас будет песенка играть, а я вам буду на доске рисовать, кто догадается, что это за животное сразу нам подсказывайте и мамы тоже!»

Далее звучит песня про «длинношее животное», а педагог под песню рисует на доске или на ватмане жирафа, во время песни и рисования просим детей и мам хлопать в ладоши.

Конец ознакомительного фрагмента.