Вы здесь

Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде. ГЛАВА 1. Основы формирования компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата (А. В. Неретин, 2012)

ГЛАВА 1. Основы формирования компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата

1.1. Компетентность в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде

Расширение конкуренции и неуклонный рост числа претендентов на высшие награды в самых престижных международных соревнованиях предъявляет к тренеру как специалисту, все более высокие требования. В видах спорта командно-игрового характера наметилась проблема, заключающаяся в нехватке эффективных, успешных тренеров, что предъявляет повышенные требования к их личностно-профессиональным качествам и умениям. Эффективность профессиональной деятельности тренера, одним из показателей которой можно считать соревновательную результативность его воспитанников, обусловлена не только совершенством специальных знаний, умений и навыков, но и способностью в полной мере их реализовать. То есть от компетентности тренера зависит качество процесса подготовки спортсменов и итог их выступления на соревнованиях.

Кроме этого, проблема повышения эффективности деятельности тренера в новом тысячелетии все чаще связывают с его способностью психолого- педагогического воздействия, как на отдельного спортсмена, так и на команду в целом, что трактуется специалистами как одно из приоритетных направлений развития психологии спорта и у нас в стране, и за рубежом (Г.Д. Бабушкин, Е.П. Ильин, Ю.А. Коломейцев, Б.Д. Кретти, Л. Лазаревич, В. Параносич, М.А. Роббер, А.В. Родионов). Спортивная практика, особенно на отечественных примерах, показывает, что тренерский корпус недостаточно владеет средствами психолого-педагогического воздействия, либо устраняясь от этих вопросов, либо пользуясь жестким авторитарным стилем руководства командой.

В спортивной деятельности тренер является ключевой фигурой, всецело обеспечивает процесс подготовки своих воспитанников и несет ответственность за результат. Он должен учитывать в своей работе как закономерности педагогического воздействия, так и особенности влияния спортивной среды, рассматривая их через призму конкретного вида спорта и конкретного коллектива. Но в последние годы наметилась тенденция к размыванию модели тренера в сторону универсализации. Нынешний выпускник института физической культуры – это нечто среднее между учителем физической культуры и тренером без наличия достаточного уровня специфических профессиональных умений и навыков. Во всем мире большое внимание уделяется подготовке квалифицированных тренеров, которые наряду с методиками отбора и спортивной подготовки владеют навыками управленческой, организаторской и психолого-воспитательной работы. Данное обстоятельство стало причиной привлечения в российский спорт зарубежных специалистов. Командные виды спорта не стали здесь исключением и также испытывают дефицит тренеров с наличием специальных умений и навыков, способствующих повышению эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

Подготовка тренера в командно-игровых видах спорта основана на научной разработке проблемы социально-психологического обеспечения подготовки спортивных команд, которая нашла свое отражение в работах многих отечественных и зарубежных авторов. Их педагогические наблюдения и научные труды (Д.Я. Богданова, И.П. Волков, Г.Д. Горбунов, Р.Л. Кричевский, Ю.А. Коломейцев, Б.Д. Кретти, Л. Лазаревич, В. Параносич, А.Ц. Пуни, А.П.Рудик, В.И. Румянцева, Ю.Л. Ханин и др.) доказали, что результаты исследований социально-психологического климата в спортивных группах могут быть практически использованы тренером в многообразных педагогических вариантах для рациональной организации учебно-тренировочного процесса и для качественной психологической подготовки спортивной команды к соревнованиям. Но, анализируя их профессиональные умения и эффективность решения задач по формированию положительной психологической атмосферы внутри спортивной команды, приходим к выводу, что на практике тренеры не готовы к решению данной проблемы и стараются отодвинуть ее на второй план по сравнению с физической и технико-тактической подготовкой (А.И. Бузник, Т.Ц. Исакова, А.В. Мальчиков). Не отрицая значимость данных компонентов спортивной подготовки, отметим возрастающую роль установления продуктивных профессиональных взаимоотношений между игроками и создания положительного социально-психологического климата в спортивной команде, за счет чего можно значительно повысить эффективность ее деятельности (Ю.А. Коломейцев, Ю.Л. Ханин). Поэтому необходимо определить возможности введения данного направления деятельности в систему подготовки тренера, выявить педагогические условия формирования компетентности тренеров в создании положительного социально- психологического климата в спортивной команде.

На современном этапе развития общества практика предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов в различных сферах деятельности, и спорт не стал здесь исключением. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования связано с переходом на компетентностную модель образования. Специфика этой модели образования заключается в том, что акцент в определении целей обучения смещается на требования профессиональной деятельности и личность самого обучаемого. В последние десятилетие понятие «компетентность» получило очень широкое распространение, что продиктовано новыми стандартами общества и необходимостью приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности стали предметом пристального внимания педагогической науки. Изучению проблемы компетентностей и компетенций посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных исследователей, которые рассматривают данные понятия с различных позиций и в свете различных концепций. Наша задача, интегрируя все имеющиеся знания с позиции спортивной практики и особенностей работы тренера в спортивной команде, раскрыть понятие «профессиональная компетентность» и более детально рассмотреть вопрос формирования компетентности тренера в создании положительного социально- психологического климата в спортивной команде.

Понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo – совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность». «Компетентный» в своем деле человек (от лат. competents – соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком- нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный». В зарубежной литературе профессиональную компетентность определяют как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» (G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank). В отечественной науке чаще всего это понятие употребляется для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности (В.П. Пугачев, 2000).

Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Э.Ф. Эсер и О.Н. Шахматова под компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

М.А. Чошанов считает, что компетентность – это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные.

Высшим компонентом развития личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Профессиональная компетентность людей, работающих в системе «человек-человек», к которым относится и профессия тренера, определяется не только базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, способностью к развитию своего творческого потенциала. В профессии тренера к этому списку добавляется способность понимать и воздействовать на духовный мир своих воспитанников; уважение к ним; способность создавать положительный психологический настрой в команде; профессионально значимые личные качества. Отсутствие хотя бы одного из компонентов разрушает всю систему и уменьшает эффективность деятельности тренера.

Под профессиональной компетентностью Н.И. Запрудский понимает «систему знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня». В нашем случае, компетентность в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде позволит оптимизировать процесс ее подготовки и повысить эффективность тренировочной и соревновательной деятельности, что является первостепенной задачей любого спортивного тренера.

Исследователи (В.А. Болотов, Ю.М. Забродин, Л.М. Митина и др.) признают необходимость присутствия в профессиональной компетентности теоретических знаний как основы для деятельности, профессионализма и рефлексивного компонента, который характеризует профессиональную компетентность как выражение установок, интересов, мотивов, ценностей, осмысления деятельности. При анализе категории «профессиональная компетентность» обратим внимание, что большинство авторов сходятся во мнениях, подчеркивая практикоориентированный характер профессиональной компетентности и выделяя в качестве ее субъекта личность специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность. По мнению В.А. Болотова, В.В.Серикова, природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта.

Кроме этого, наряду с понятием «профессиональная компетентность» в науке используется понятие «профессиональная готовность». Готовность к деятельности определяется современными учеными как: качество личности (М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев и др.), как состояние личности перед началом деятельности (А.А. Деркач, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе и др.), как наличие определенных способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), как освоенность определенных функций, компетенций (В.В. Сериков, А.В. Хуторской). Именно с готовностью к деятельности связывают возможность для специалиста достичь определенного результата в заданных условиях, то есть возможность эффективно решить профессиональную задачу. Высший уровень готовности к деятельности обычно трактуется как компетентность.

Так, А.И. Мищенко понимает профессиональную компетентность как «единство его теоретической готовности педагогически мыслить и практической готовности педагогически действовать».

Системообразующим компонентом профессиональной компетентности является личностный компонент, в котором на первый план выдвигаются качества, обеспечивающие решение педагогических задач на уровне социально-нравственной ответственности, а приоритетными в структуре базового компонента являются психолого-педагогические, социокультурные знания тренера.

В процессе подготовки будущего тренера в рамках высшей школы мы формируем определенный набор знаний и умений, но для возможности их эффективного использования требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу. Сложность вхождения в профессию требует новых подходов в профессиональной подготовки личности. Процесс формирования профессиональной компетентности носит сложный, многоступенчатый характер. Становление студента как субъекта профессиональной деятельности происходит в процессе интериоризации внешних регуляторов (профессиональных норм, принципов) во внутриличностный план, в результате чего формируется система профессиональных ценностных ориентаций и субъектная позиция будущего специалиста как система его взглядов и установок в отношении собственного личностного и профессионального саморазвития.

Рассматривая процесс становления компетентности, мы обратимся к исследованию А.К. Марковой, которая соотносила профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста и выделяла четыре вида профессиональной компетентности (А.К. Маркова, 1996): специальную, социальную, личностную, индивидуальную. Специальная, или деятельностная проф- компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

При подготовке специалистов в спортивной сфере в личностной плоскости компетентность рассматривается как проявление индивидуально- личностных качеств, которое обусловлено характером деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.). В функциональной плоскости компетентность рассматривается как состояние, в котором активизируются психические функции, как умение мобилизировать физические и психические ресурсы, необходимые для эффективного осуществления деятельности. В личностно-деятельностной плоскости компетентность рассматривается как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность эффективного выполнения своих функций (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.).

Характеризуя компетентность с различных позиций, можно заключить, что ее формирование означает образование системы таких мотивов, отношений, установок, черт личности, накопление знаний, умений, навыков, которые, активизируясь, обеспечивают тренеру возможность эффективно выполнять свои функции. И во всех рассматриваемых характеристиках отметим, что профессиональная компетентность – это детерминированный данным видом деятельности комплекс качеств, знаний, практических умений и навыков, состояний и отношений, необходимых для достижения результатов.

Если детально рассматривать процесс формирования спортивной команды с точки зрения выстраивания системы взаимоотношений и создания положительного социально-психологического климата, то этот вид деятельности тренера становится определяющим в приобретении специальных знаний и обретении необходимого опыта. Управленческая деятельность тренера спортивной команды предполагает наличие основных составляющих: управление деятельностью, управление отношениями и самоуправление. Однако их реализация в процессе формирования спортивного коллектива с положительным психологическим климатом имеет свою специфику. Тренер должен обладать совокупностью специальных умений, характерных именно для данного вида деятельности. Профессиональные функции тренера многообразны, отсюда и сложность изучения проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

Компетентность тренера в создании положительного социально- психологического климата в спортивной команде – это совокупность специальных знаний, умений и психолого-педагогических качеств личности тренера, обеспечивающая повышение эффективности решения профессионально-педагогических задач по совершенствованию подготовленности спортсменов посредством целенаправленного выстраивания межличностных отношений в спортивной команде.

Модель этой совокупности можно представить следующим образом:




Как целостное образование данная компетентность представляет собой систему, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. И прежде чем перейти к определению структуры компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата, необходимо рассмотреть специфику его деятельности и психологические закономерности формирования спортивного коллектива.

Вопросы для самоконтроля

1. Определение понятия «профессиональная компетентность»?

2. Раскрыть понятие «готовность к деятельности»?

3. Какие можно выделить виды профессиональной компетентности?

4. Определение понятия «компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде»?

5. Какие позиции готовности к деятельности будущего тренера являются основой формирования его компетентности?

Литература:

1. Бабушкин, Г.Д. Психология деятельности тренера: Учебное пособие / Г.Д. Бабушкин. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 90с.

2. Горбань, А.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера: Методическое пособие / А.П. Горбань. – Малаховка: МОГИФК, 1988. – 33 с.

3. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А.Исаев. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 376 с.

4. Дикунов, А.М. Педагогическое мастерство: Учебное пособие / А.М.Дикунов, Н.М. Костихина. – Омск: ОГИФК, 1994. – 124с.

5. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 176с.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 20с.

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1990. – 119с.

8. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. / Дж. Равен – М.: «Когито-Центр», 2002. – 396с.

9. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие / В.Д. Шадриков. – М.: «Логос», 1996. – 320с.

1.2. Социально-психологический климат спортивной команды и факторы его определяющие

Особое значение психологические факторы приобретают при работе тренера в игровых командных видах спорта, которые особенно подвержены разного рода конфликтным проявлениям, возникающим в результате постоянного взаимодействия спортсменов в психологически напряженных условиях. Результат спортивной деятельности здесь в значительной степени зависит не только от мастерства отдельных игроков, но и от слаженной работы всей команды, где мотивация каждого игрока подчинена одной общей цели (Ю.А.Коломейцев, 1984; Г.Д. Бабушкин, 2001; Е.П. Ильин, 2008 и др.).

Один из выдающихся центральных нападающих отечественного футбола, игрок московского «Торпедо» Эдуард Стрельцов так говорил о командной игре: «Высшее в футболе – коллективная игра. Играют в команде люди с непохожими характерами – и от общения их между собой зависит гораздо больше, чем некоторые думают». Рассматривая данный вопрос с позиции подготовленности тренера к практической деятельности, необходимо учитывать то, что все явления внутри спортивной группы не являются статичными, они претерпевают различные изменения, связанные с внутренними и внешними факторами. Психодинамика спортивной группы – область социально-психологических явлений, которые характеризуют любую спортивную деятельность. Эти явления определяются совместной деятельностью спортсменов, их общением, различными видами взаимодействий (спортивноигровое, досуговое, бытовое, соревновательное и др.). Существенным фактором психодинамики спортивной группы является руководство и лидерство, которые существенно влияют на динамику взаимоотношений в горизонтальном и вертикальном срезах. Многообразие и качественное состояние групповых феноменов – сплоченности, климата, совместимости, групповых ценностей, норм – значительно обусловлено стилем руководства и лидерства, сформированностью лидерских процессов, ориентаций спортивной группы на уровень достижений и пр. (В. Параносич, Л. Лазаревич, 1977). Социально- психологический климата спортивной команды является результатом формирующейся системы взаимоотношений в группе при целенаправленном психолого-педагогическом воздействии тренера (В.С. Агеев, 1990). Компетентный тренер не только заметит социально-психологические изменения внутри спортивного коллектива, сможет понять и объяснить определенное явление или ситуацию в команде, но и прореагирует таким образом, чтобы своей позицией или действием способствовать созданию и поддержанию положительного социально-психологического климата.

Процесс формирования компетентности тренера в данном вопросе строится с учетом ключевых моментов создания положительного социально-психологического климата в спортивной команде и приобретением опыта воздействия на факторы, его определяющие. Теоретическое и практическое освоение закономерностей процесса создания положительного социально-психологического климата приведет к формированию данной компетентности у будущего тренера.

Главным вопросом остается, что же такое социально- психологический климат. Каждый тренер в ходе своей работы сталкивается с различными видами психологического климата и пытается его изменить. Но основная сложность заключается в том, что это явление совместной деятельности не поддается прямому воздействию с заранее определенным алгоритмом. Множественное переплетение взаимообусловленных признаков предъявляет высокие требования к уровню профессионализма тренера для эффективного решения проблемы формирования положительного социально-психологического климата в группе своих воспитанников.

Признаки групповой деятельности, которые можно произвольно изменять в ходе спортивной подготовки, тем самым задавая необходимые условия для возникновения оптимальных межличностных отношений в спортивной команде (Ю.Л. Ханин):

• состав команды (соревновательный, стартовый, специальный для определенных функций, группы для выполнения заданий на тренировке и т.д.);

• формальная структура команды (структура взаимодействий);

• содержание взаимодействий спортсменов друг с другом (в игровых комбинациях);

• распределение ролевых функций спортсменов (формальных);

• динамические и пространственные характеристики (темп, ритм, расположение в соревновательном пространстве, последовательность действий);

• спортивная форма;

• сотрудничающий или соперничающий характер тренировочных заданий, частота контактов между членами команды;

• цели и нормативы спортивной деятельности;

• групповое настроение и разнообразные стимулы.

Целенаправленное изменение перечисленных признаков тренировочной и соревновательной деятельности команды воздействует на слагаемые социально-психологического климата:

• систему межличностных отношений и ее мотивы;

• сплоченность команды;

• организованность команды, надежность совместной спортивной деятельности, согласованность взаимодействий;

• взаимовлияние игроков команды;

• частота и характер протекания конфликтных ситуаций;

• сработанность и эффективность совместной деятельности, которая слагается из результативности и удовлетворенности членов коллектива.

Именно эти факторы являются показателями степени сформированности положительного социально-психологического климата в спортивной команде.

По мнению многих исследователей (Е.П. Ильин, А.В. Мальчиков, Р.С.Немов, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский и т.д.) при планировании психолого-педагогической работы для тренера существенное значение имеет социальная зрелость группы. Высшей формой зрелости малой группы является коллектив, проявляющий себя в том, что группа подчиняет свою деятельность высоким общественным идеалам, когда она решает задачи, полезные для общества и признаваемые им, когда сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе (Е.П. Ильин, Я.Л. Коломинский, Д. Майерс). И показателем компетентности тренера является способность из разрозненных и малознакомых друг с другом индивидов создать подлинную психологическая общность (Н.Н. Обозов). Внешним проявлением подобной психологической общности и будет являться социально-психологический климат команды.

Понятие «психологического климата» групп и коллективов появилось в психологической литературе в конце 60-х годов. Ю.Л. Ханин ввел это понятие в обиход спортивной психологии с конца 70-х годов (Ю.Л. Ханин, 1980). В зарубежной литературе используется термин «психологическая атмосфера» группы. Впервые феномен «психологической атмосферы» малой группы был зафиксирован и экспериментально измерен Куртом Левиным в его всемирно известных экспериментах в педиатрическом институте Штата Айова (США) в 1937-1938 годах с группами подростков (12-14 лет). Было установлено, что «психологическая атмосфера» группы – это динамическая характеристика межличностных взаимоотношений, выражающаяся в настроении членов группы, в их отношении к своему труду, к стилю руководства начальника (педагога, тренера), к результатам своего труда. Аналогичные исследования на бригадах рабочих были осуществлены Элтоном Мейо в США в 1927-33 гг. (Хоторнский эксперимент), а в СССР пионером этих исследований на бригадах коммунистического труда считается проф. Е.С. Кузьмин (1962-1963 годы). В дальнейшем многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями в 60 – 80-е годы было со всей очевидностью доказано определяющее влияние состояния «социально-психологического климата» трудовых, спортивных, военных и учебных коллективов «малых групп» на их успешность в достижении цели совместной деятельности.

Социально-психологический климат (от греч klima (klimatos) – наклон) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Для нашего исследования наибольшую значимость представляет зависимость социально-психологического климата и результата спортивной деятельности. Осваивая закономерности формирования положительного психологического климата в команде, тренер повышает эффективность своей работы с командой. Сошлемся, в частности, на высказывание известного психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является важнейшим из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Социально-психологический климат в спортивной команде – это относительно устойчивый, типичный для данной команды эмоционально- динамический настрой, он является интегральной характеристикой коллектива, отражает объективные и субъективные условия жизнедеятельности команды.

Понятие социально-психологического климата многогранно и имеет ряд различных оттенков, которые необходимо учитывать при его формировании, диагностике и коррекции (Н.Т. Анихеева, В.В. Бойко, Б.Д. Кретти, Ю.В. Луценко). Процесс формирования компетентности предполагает приобретение будущим тренером знаний о различных видах социально- психологического климата, какие моменты его характеризуют и какой из видов необходимо брать за основу, за образец.

Виды социально-психологического климата в спортивных командах:

1. «Профессиональный» климат. Данный вид психологического климата рассматривается исследователями (Ю.Л. Ханин, Н.Н. Обозов, Р.Л. Кричевский) как некий эталон, когда между людьми устанавливаются только профессиональные (деловые) отношения, суть которых в том, что спортсмен беспрекословно выполняет требования тренера, тренер руководит тренировочным процессом, а руководство своевременно выполняет условия контракта – зарплата, премии и т.п. Естественно, в такой команде в наличии все признаки внешней и внутренней культуры жизни профессионального коллектива: порядок, чистота, дисциплина, планирование, разделение прав и обязанностей, оптимальные межличностные отношения, субординация и др.

Сформулированная выше установка характерна для коллективов, в жизни и деятельности которых абсолютизируется результат (победа в спорте и т.д.), а личность, личная жизнь людей, их личные психологического свойства проблемы сознательно убраны в тень и изучаются только в исключительных, чаще – в чрезвычайных ситуациях, когда проблемы отдельных членов коллектива становятся помехами в достижении успешного результата спортивной команды.

Обычно в условиях подобной атмосферы тренер сознательно держит дистанцию по отношению к спортсмену, оберегая себя и свою жизнь от дополнительной работы в качестве педагога и психолога. Психолог таким руководителям не нужен и спортсмены вынуждены сами решать свои личные психологические проблемы.

«Плюсами» профессиональной атмосферы являются:

• обязательность требований и их выполнения;

• нацеленность на высшие результаты в деятельности;

• дисциплина как всей группы, так и каждого ее члена;

• стабильность в деятельности.

«Минусы»:

• напряженность самой атмосферы;

• недостаточное профессиональное внимание тренеров к отдельному человеку;

• дефицит психологической поддержки.

Изучение коллективов с подобной, ограниченной духовно- психологической атмосферой показывает, что в данном случае речь идет об облегченном пути управления людьми. Действительно, включение в свою педагогическую деятельность постоянного диалога с каждым отдельным спортсменом, анализ и учет его мнения, внесение изменений в свой стиль деятельности, внесение в жизнь коллектива богатого духовного начала, усложнит саму жизнь тренера-лидера, повысит, и намного, требования к нему.

2. «Профессионально-духовный» климат. Вид психологического климата, который можно рассматривать как эталонный, когда завершились все психодинамические процессы по формированию коллектива и, в результате, получился сплав высокого профессионализма и высокой духовности. Обычно такая атмосфера устанавливается в коллективах, где лидер – главный тренер является не только профессионалом, но и гуманным, психологически образованным человеком, которого спортсмен интересует всесторонне и, прежде всего, как человек, имеющий право на личную жизнь, на свое мнение.

Но чаще всего лидер коллектива (тот же тренер) не обладает достаточным психологическим мастерством, не справляется с массой ежедневно возникающих в большом коллективе, таком, как футбольная команда, психологических проблем, допускает много ошибок и в результате не способен обеспечивать и поддерживать на эталонном уровне психологическую атмосферу. И, как правило, в подобных случаях климат трансформируется в чисто «профессиональный», когда тренер «уходит» от спортсменов на «рабочую дистанцию», или, если следствием нарушения климата является спад спортивных результатов, коллектив и (или) руководство отправляет тренера в отставку. Тренер, если он к тому же диктатор (а их в игровых видах спорта – большинство), руководит жизнью и работой группы людей и каждым человеком в отдельности. А, как известно, в функции руководителя входит многое из того, что несет в себе волевое начало. Это и обязательный анализ неудач, оценка деятельности и поведения, в том числе – критическая, подавление ненужной инициативы и тому подобное, вплоть, порой, до выведения спортсмена из состава команды. И, в результате, только в исключительных случаях спортсмен полностью доверяет тренеру, открывает ему свой внутренний мир, что очень серьезно усложняет работу тренера и жизнь коллектива в целом, в том числе решение задачи по созданию профессионально- духовной атмосферы.

По мнению подавляющего большинства специалистов (А.П. Дмитриев, А.И. Донцов, И.И. Сулейманов) данная эталонная психологическая атмосфера трудно достижима. В ходе совместной работы в коллективе люди рано или поздно совершают ошибки, которые частично портят, а порой уничтожают созданный ими же психологический климат, а вернуть его «на исходные позиции», как показал опыт, практически невозможно.

3. «Профессионально-диктаторский» климат. Данная разновидность профессионального климата, как отмечают авторы (В. Параносич, Л. Лазаревич) отягощена влиянием такого человеческого фактора, как личность тренера с авторитарным стилем руководства. Такая атмосфера наиболее часто встречается в современном спорте, особенно – в российском, и она наиболее тяжело переживается спортсменом. В отличие от «профессионального» и, тем более, «профессионально-духовного» климата в условиях «профессионально-диктаторского» спортсмен должен решать не только свои профессиональные задачи, но и задачи «межличностные»: учитывать все нюансы личности и поведения тренера, терпеть динамику его каждодневного настроения, а также отношения к себе, и, что является самым нежелательным, жить всегда в напряженной атмосфере, провоцирующей людей на срывы и конфликты.

Атмосфера может быть «диктаторской» не только в связи с личностью лидера. В случае, если требования к людям чрезвычайно высокие и предельно жесткие, то сама атмосфера по своему духу, по восприятию (отражению в психике) ее людьми трансформируется в «диктаторскую». Сверхответственность за результат в предстоящем спортсмену соревновании тоже трансформирует климат в «диктаторский». Достижение победного результата уже сегодня практически везде, и даже в любительском спорте (а там и готовят будущих профессионалов), становится абсолютно приоритетной задачей. В таких условиях сам спортсмен и все те, кто готовят его к жизни профессионала, должны с самых ранних лет занятий спортом осознать, что впереди – жестокое испытание, и чтобы выдержать его, надо стать личностью, подготовленной всесторонне. Такой же личностью без слабых мест должен быть детский тренер в соответствии с известным выражением педагога-психолога, академика Ш.А. Амонашвили (1986): «Профессионала может подготовить только профессионал».

4. «Профессионально-демократический» климат. Достаточно распространенный вид климата. Его сущность определяется личностными особенностями тренера-демократа, для которого авторитарный стиль руководства, подавление другой личности, доминирование собственного «Я» органически неприемлемы. Обычно тренер-демократ остается в памяти учеников лучшим воспоминанием. По своему характеру демократический климат предъявляет меньше требований к спортсмену и порой не способствует формированию адекватного предстартового состояния. В таком случае спортсмен должен приложить индивидуальные усилия, чтобы сформировать состояние максимальной концентрации и готовности к полной отдаче в каждой игре. В такой атмосфере нет того постоянного напряжения, что всегда имеет место в условиях авторитарного стиля руководства и, безусловно, делает жизнь спортсмена неспокойной, а порой невыносимой.

Отсутствие постоянного давления на личность спортсмена – главный плюс демократического климата. И, как многократно установлено, в такой атмосфере талант раскрывается значительно быстрее, чем в условиях диктаторской атмосферы. Основным же минусом данного вида климата является недостаточный контроль поведения каждого отдельного спортсмена, в результате чего может иметь место ослабление дисциплины и самоконтроля спортсменов.

Другим минусом является то, что в условиях демократического климата образуется широкое поле деятельности для неформальных лидеров, и климат в таких случаях подчинен воле многих людей, что в отдельных случаях делает ту же предстартовую ситуацию неуправляемой. Усложняет жизнь группы и то, что при тренере-демократе нет строгости в поведении и дисциплине у обслуживающего персонала. В результате создаются дополнительные и серьезные помехи деятельности главных действующих лиц – спортсменов. Имидж команды в условиях данного климата, как правило, разноплановый. Сразу бросается в глаза незакрепощенность людей, их свободное поведение, эмоциональная оживленность, общительность. И, в то же время, создается впечатление, что атмосфере не достает строгости, собранности, серьезности, что должно быть свойственно профессиональному коллективу.

В заключение рассмотрения данного вида необходимо отметить, что именно в условиях «демократического» климата высвечиваются две проблемы отечественного спорта – проблема профессионализма и проблема менталитета. Профессионализм у большинства спортсменов недостаточный (а настоящему профессионалу тренер-диктатор не нужен), менталитет же таков, что спортсмен мгновенно теряет свои лучшие качества при гуманном к нему отношении.

Общим для «профессионального», «профессионально-диктаторского» и «профессионально-демократического» климата является дефицит психологической поддержки спортсменов.

5. «Непрофессиональный» климат. Данный вид психологического климата, как и все его разновидности, характеризует отсутствие всех тех признаков, которые отличают «профессиональный» климат. Прежде всего, отсутствие требований, порядка, дисциплины, системы, планирования жизни и деятельности коллектива в целом и каждого человека в отдельности.

«Эмоциональная составляющая» такого климата на редкость разнородна: члены группы, как правило, совершенно не контролируют себя и свое поведение, эмоциональные реакции. Такой климат, как уже отмечалось, не способен привести людей к успеху и потому всегда свойственен командам, чаще терпящим поражения. Лидерами в таких коллективах, как правило, являются «непрофессиональные личности», по своему духу не умеющие управлять людьми, неспособные создать систему требований, без чего профессиональной атмосферы быть не может. В связи с этим достаточно часто руководят жизнью таких коллективов неформальные лидеры, а в спорте, как правило, спортсмены с именем.

Среди многообразных форм данного вида психологического климата, нужно отметить два наиболее значимых.

«Духовный» климат. Встречается крайне редко и характерен, в основном, для творческих коллективов, в которых и лидера, и членов группы можно отнести к категории высокоинтеллектуальных, творческих личностей, и объединяет их любовь к делу и чувство долга перед ним и друг перед другом. В такой атмосфере приятно жить, но, как правило, такой коллектив мало результативен в условиях борьбы, конкуренции. Чаще всего именно в такой среде вырастают спортсмены «артистического» типа, «вечно вторые», которых вдохновляет не столько победа, сколько моральные стимулы, публичность их жизни и деятельности, само участие в значимых событиях. В то же время спортсмены нелегко переживают экстремальность условий соревновательной борьбы и всегда с трудом преодолевают кризисы в своем состоянии. Среди основных признаков данного вида психологического климата следует особо выделить два:

– в процессе воспитания людей не абсолютизируется значение результата деятельности, то есть в имидже группы не доминирует основная деятельность, а победа любой ценой всегда осуждается, считается неприемлемой;

– взаимная и абсолютная психологическая поддержка всех членов коллектива.

Элементы подобного психологического климата, как показали исследования (Е.П. Ильин, Г.Д. Бабушкин, Н.Н. Обозов), целесообразно использовать в детских спортивных коллективах, которым руководят настоящие педагоги-психологи, не форсирующие спортивный результат и ставящие перед собой как основную педагогическую задачу подготовку морально здорового человека.

И вторым видом «непрофессионального» климата является, так называемый, «мафиозный» климат. Есть особые коллективы, где абсолютизируются результаты основной деятельности и находящиеся в прямой связи с ними меркантильные интересы. «Мафиозным» климат становится только там, где лидер верит в абсолютное значение материального стимулирования, в победу любой ценой, в коррупцию как стиль жизни.

Рано или поздно условия жизни в таких коллективах ужесточаются, что происходит в связи с обязательностью закона заполнения «вакуума духовности, честности, искренности» всевозможными формами бездуховного поведения – прогрессирующей жесткостью и даже жестокостью межличностных отношений, закрытостью друг от друга, безверием в хорошее, наличием группировок в коллективе, нездоровой конкуренцией, безучастием, равнодушием к людям.

Основные признаки «мафиозного» психологического климата выглядят весьма своеобразно. Визуально имидж команды предстает весьма профессиональным, налицо и внешний порядок, и доминирование основной деятельности, и готовность к борьбе за победу. Но внутренние характеристики данного психологического климата не приводят ни к продуктивной совместной деятельности, ни к раскрытию таланта спортсмена.

Подобную атмосферу, бесспорно, следует считать совершенно неблагоприятной для развития личности. Следует отметить, что ухудшение климата в коллективе никогда не проходит бесследно, и его восстановление до прежнего уровня чаще всего оказывается практически невозможным. Вот почему среди психологических задач, стоящих перед тренером, в качестве первостепенных должны быть обозначены такие как создание эталонного психологического климата, его сохранение и поддержание.

Компетентный тренер безошибочно определяет вид социально- психологического климата и умеет его целенаправленно изменять. Признаками оптимального психологического климата являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; сформированность статусно- ролевой структуры и лидерских позиций (деловой и эмоциональный), принимаемых всей группой; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; выстраивание межличностных отношений преимущественно на основе внутренней мотивации; отсутствие неадекватного давления тренера на игроков и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; нацеленность на высшие результаты в деятельности; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; дисциплина как всей группы, так и каждого ее члена; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива, со стороны тренера и спортсменов; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Для решения проблемы формирования положительного социально- психологического климата внутри спортивной команды необходимо рассмотрение всех его составляющих и их изменений с течением времени. Выделяется 5 ключевых позиций, которые имеют значение для профессиональной деятельности тренера. Приобретение опыта психолого-педагогического воздействия на указанные факторы социально-психологического климата является основой для формирования компетентности тренера в данной сфере. Во-первых, существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры как композиции основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к содержанию их деятельности и их отношения друг к другу (Н.Т. Анихеева, В.В. Бойко, В.П.Люкевич). В конечном итоге все многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевают направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами (В.В. Бойко). При формировании системы взаимоотношений ориентация мотивов межличностных отношений на внутренние характеристики деятельности приведет к повышению оптимизации климата в команде в целом и станет дополнительным резервом повышения результативности команды за счет психологических факторов (М.В. Матюхина, Л.И. Божович, Б.В. Mиллер, Г. Робертс, Р.А.Пилоян). Поэтому включение изучения закономерностей функционирования и влияния систем взаимоотношений внутри команды и приобретение умений по формированию у игроков мотивов межличностных отношений, опосредованных содержательными и процессуальными составляющими тренировочной и соревновательной деятельности является необходимым условием в подготовке компетентного тренера.

Во-вторых, в сплоченной спортивной команде изменяются многие характеристики поведения ее членов, а совместная деятельность протекает на особом психологическом фоне. Сплоченный коллектив способен легче преодолевать трудности, мобилизировать усилия, не допускать разногласий и вредных конфликтов ни на тренировках, ни на соревнованиях, обеспечивать простор для развития возможностей каждого спортсмена.

Сплоченность – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Групповая сплоченность – свойство группы, отражающее степень ее психологического единства и целостности. В качестве показателей консолидации группы рассматриваются связи членов группы: эмоциональные, функционально-ролевые, ценностно-нормативные. Объективно феномен сплоченности спортивной команды проявляется в высоких стабильных результатах, в едином общественном мнении, сопереживании успехам и неудачам, в железной дисциплине, взаимопонимании, отсутствии текучести состава (А.В. Мальчиков, 1987).

В-третьих, высокий уровень психологической совместимости положительно связан с эффективностью совместной деятельности. Совместимость – групповое свойство, которое является результатом взаимосвязанного действия условий деятельности (объективные факторы) и определенного соотношения индивидуально-психологических особенностей участников совместной деятельности (субъективный фактор). При совместной работе в команде устойчивость деятельности и ее качество определяются не столько индивидуальным вкладом, сколько степенью их взаимодействия (Ю.Л. Ханин, 1980). Этим объясняется и невозможность предсказания эффективности работы группы в целом, если основываться лишь на заранее выявленных особенностях каждого из членов группы. Для этого опытный тренер учитывает особенности и эффекты межличностного взаимодействия, основанные на различных видах совместимости в конкретной ситуации.

Факторы совместимости могут быть разнообразными. На основе этого Ю. А. Коломейцев попытался дать классификацию различных видов психологической совместимости. Он разделил все случаи на три группы:

психофизиологическая совместимость – соответствие людей друг другу по возрасту, уровню физического и сенсомоторного развития, по степени подготовленности, тренированности, по показателям нейродинамики, темперамента, типологическим особенностям проявления свойств нервной системы и др.

психологическая совместимость – по показателям эмоционально-волевой сферы, интеллекта, характера, способностей и др.

социально-психологическая совместимость основывается на общих целях, интересах и установках, единстве ценностных ориентаций и направленности личности членов спортивного коллектива, на особенностях социального типа поведения, отношениях к выполняемой деятельности, товарищам по команде и т. д.

Спортивная деятельность характерна ситуациями, в которых то один, то другой вид совместимости выступает на первый план и обуславливает эффективность деятельности коллектива. Практика знает немало примеров, когда различие во взглядах, мотивах, жизненных ценностях двух или нескольких спортсменов оказывало негативное воздействие на продуктивность их совместной деятельности, хотя психофизиологические характеристики этих спортсменов были идентичны.

В игровых видах спорта такие спортсмены во время календарных встреч имитировали отсутствие взаимопонимания, неспособность отреагировать на передачу мяча, затягивали развитие комбинации, делали передачу мяча партнеру, к которому питали антипатию, в наиболее неудобный для него момент и т. д., т. е. переносили социальную несовместимость на тренировочный и соревновательный процесс. Межличностная совместимость спортсменов относится к числу ключевых факторов эффективности функционирования игрового спортивного коллектива и может быть определена как оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров по команде, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

Сплоченность рассматривается как интегративный результат взаимоотношений индивидов в группе, совместимость – интегративный результат сочетания индивидов в группе, который выражается в субъективной удовлетворенности партнеров друг другом (Н.Н. Обозов, 1979). Два этих фактора, влияющих на социально-психологический климат команды, тренер в своей профессиональной деятельности трансформирует в сработанность – интегративный результат их взаимодействий. В спорте для характеристики главным образом игровой взаимосвязанной деятельности используется понятие сыгранность, как частный случай сработанности (Г.Д.Бабушкин, 2005). И повысить сыгранность команды за счет оптимизации социально-психологического климата – это конечный результат реализации рассматриваемой нами компетентности тренера.

В-четвертых, задачей компетентного тренера команды является точное определение статусно-ролевой структуры группы. Способность определить картину ранговой расстановки отдельных членов исследуемой группы, темпы и направления развития социально-психологических связей в спортивной команде (Е.П. Ильин, О.П. Топышев), умение сформировать сильные лидерские позиции по деловой и эмоциональной структурам команды (Л. Лазаревич, Р.С. Немов, В. Параносич) позволит тренеру более эффективно управлять социально-психологическим климатом и определить направление его развития.

Конец ознакомительного фрагмента.