Вы здесь

Компас для младенца. Педагогика первого года. Глава 3. Новорожденный: впервые в мире (Виктор Кротов)

Глава 3. Новорожденный: впервые в мире

Микро-микрокосм

Ещё древние мудрецы заметили, что человеческая природа как бы повторяет в себе наиболее существенные свойства природы вообще, вселенной, космоса. Так возникло понятие о человеке как о малом космосе, о микрокосме. Это относится к любому человеку, в каком бы возрасте он ни находился. Его появление на свет – в масштабах его собственной жизни – сравнимо с возникновением вселенной. Вселенная эта ещё очень мала (совсем крошечный микрокосм, микро-микрокосм), но это уже целая вселенная, хотя мы, взрослые наблюдатели, можем заметить лишь ничтожную долю происходящих в ней эволюционных процессов.

Малыш, стремящийся ещё сохранить эмбриональную позу, полон незаметных будущих возможностей – подобно тому, как ушная раковина (тоже повторяющая форму эмбриона) скрывает в себе точки, позволяющие искусному иглотерапевту воздействовать на все функции организма. Насколько далеко простирается это сравнение? Может ли воспитатель уже на первых порах нащупать точки полезного воздействия? Когда пора приниматься за эту работу?..

Наверное, не совсем сразу. Самое первое время потребует от родителей сосредоточенности на внешнем. Надо ведь ещё приспособиться к кормлению, гулянию, гигиеническому уходу, ритму засыпаний и пробуждений. Не стоит с первых же часов жизни ребёнка торопиться пустить в ход свои педагогические устремления. Но и не надо забывать о них. Поначалу важнее всего – присматриваться, наблюдать, усваивать всё мало-мальски примечательное. Быть внимательным к таинственной жизни микрокосма, к первым импульсам малыша, к его крошечным особенностям. Помнить, что имеешь дело со вселенной, обладающей не только общими, но и своими собственными законами существования и развития.


Выразительно писал Уильям Сароян:

Новорожденный младенец – это тот же старик. Он старше любого из нас. Старику этому требуется время, чтобы превратиться в младенца, – примерно месяц. Тут он теряет свой возраст и начинает жизнь так, будто он первый человек на земле, а не последний. Он начинает с самого начала, как будто жизнь его не возникла тысячи и миллионы лет тому назад.

Малыш впервые очутился во внешнем мире, и ему предстоит впервые открыть для себя множество вещей и явлений. Однако рождение – не только начало его отдельной жизни, но и завершение первого жизненного этапа. Теперь к действию удивительных биологических сил присоединяется воздействие сознательно организуемого людьми окружения. Чтобы достойным образом перенять эту эстафету, родителям важно быть прежде всего внимательными. Это значит – учиться внимать тому языку, на котором говорит с нами природа и сам ребёнок.

От гаданий к угадываниям

Кончилось время гаданий. Известен пол малыша, день и час его рождения, его рост и вес. Теперь можно его разглядывать, можно за ним наблюдать, можно с ним напрямую общаться.

Время гаданий кончилось. Началось время угадываний. Невольно каждый из родственников, подошедших к «колыбели младенца», будет пытаться угадать в нём мамин подбородок, папин нос, дедушкины губы или бабушкину левую бровь. Но родителям, тем, кто ближе всего к ребёнку, необходимы другие, более глубокие угадывания. Постепенно, но не откладывая этого на отдалённое будущее, нужно пытаться угадать наиболее характерные свойства малыша, центральные его особенности. На одни из них можно будет уверенно опереться; другим, возможно, придётся уделить особое внимание.

Узнавать ребёнка придётся долго – в общем-то, всю жизнь. Но наряду с этим непрекращающимся знакомством в каждый период его развития необходимо такое понимание или угадывание особенностей характера, которое поможет верному родительскому поведению. С самых первых дней важно понять, активен ребёнок или пассивен, уравновешен или легко возбудим, добродушен или обидчив… Какие из его реакций и особенностей поведения случайны, а какие повторяются снова и снова? Что идёт от присущих ему свойств характера, а что – просто от физического неудобства? Что ему приятно и что его раздражает? Что именно он выражает немногими доступными ему поначалу средствами выражения?.. Здесь открывается простор и для родительской интуиции, и для внимательных наблюдений.

Конец ознакомительного фрагмента.