Вы здесь

Коммуникационный менеджмент в вопросах и ответах. II. БИЛЕТЫ И ВОПРОСЫ. ОТВЕТЫ (И. В. Марусева, 2014)

II. БИЛЕТЫ И ВОПРОСЫ. ОТВЕТЫ

Экзаменационный билет № 1

1. Предмет и задачи коммуникационного менеджмента. Его взаимосвязь с задачами классического менеджмента

2. Что такое: «корпоративная культура», «этика бизнеса», «этические ценности»?

1. Вопрос. Предмет и задачи коммуникационного менеджмента. Его взаимосвязь с задачами классического менеджмента

Коммуникационный менеджмент относится к числу достаточно новых дисциплин и объединяет в себе управление всем комплексом корпоративных коммуникаций, включая PR, внутрифирменные отношения, GR (Government Relations – связи с правительством), CRM (Customers Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентами), маркетинговые, финансовые, экологические коммуникации, как и отношения с окружающим сообществом в месте расположения компании или ее производства.

Предметом коммуникационного менеджмента являются корпоративные коммуникации [Коммуникация корпоративная]. Под корпоративными коммуникациями понимается система коммуникаций, социального взаимодействия, осуществляемая внутри какой-либо конкретной организации, а также между организацией и ее средой. Корпоративные коммуникации являются т. о. стратегической базой всех коммуникационных процессов компании (организации).

Объектами и субъектами коммуникационного менеджмента могут выступать самые разные социальные институты, являющиеся значимыми для определения направлений корпоративной политики, оценки целесообразности тех или иных форм информационного воздействия. Данный вопрос концентрирует в себе также моменты дифференциации и варьирования коммуникативной активности предприятия (организации) как во внешней, так и во внутренней организационной среде. Участники коммуникационных процессов, вовлекаемые в коммуникации в результате определенных интересов компании (организации), определяются как целевые группы, или сегменты.

Целевые группы коммуникационного менеджмента:

– государственные органы;

– финансовые структуры;

– сотрудники предприятия;

– клиенты и потребители предприятия;

– посредники;

– поставщики;

– учреждения, реализующие продукцию, и т. д.

Важную роль играет не только определение целевых групп, но и выбор правильных коммуникационных систем, средств, каналов и уровней обмена информацией. Данный выбор определяется следующими критериями:

1) содержание информации и ее объект;

2) подбор целесообразных коммуникационных средств;

3) выделение каналов передачи и восприятия информации (визуальный, аудиальный, аудиовизуальный, тактильный и пр.) и способов обмена информацией (естественный и искусственный).

Как профессиональные коммуникаторы, специалисты по коммуникационному менеджменту постоянно сталкиваются с различными типами коммуникационного поведения, что в каждом конкретном случае предполагает их профессиональную реакцию.

Как наблюдатели и аналитики общественного мнения и процессов формирования общественного мнения, специалисты в области коммуникационного менеджмента должны уметь анализировать различия между внутренней рефлексией и внешними образами коммуникационных объектов и применять данные этого анализа.

Обобщая отмеченные положения, выделим основное содержание коммуникационного менеджмента:

1) планирование и управление коммуникативными процессами, в т. ч. выявление целевых аудиторий, разработку

2) коммуникационных стратегий, контроль, оценку эффективности коммуникаций и проч.;

3) разъяснение позиций и направлений предприятия, организации, конкретной персоны;

4) организацию информационного трансферта (перенос, перевод) и диалога;

5) информационное представление интересов какого-либо объекта;

6) формирование и усиление доверия и симпатии;

7) представление какого-либо объекта (организации, персоны, проблемы, темы) общественности и увеличение компетентности участников диалога;

8) утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях.

В качестве основных задач коммуникационного менеджмента выделим следующие:

1) регулирование взаимодействия сотрудников (и организации в целом) как во внешней, так и во внутренней организационной среде;

2) сокращение дистанции, установление контактов между предприятием и его целевыми группами;

3) идентификацию сотрудников со своим предприятием, содействие увеличению мотивации сотрудников;

4) увеличение известности предприятия (организации);

5) формирование симпатии посредством представления корпоративной философии;

6) формирование доверия к предприятию;

7) изменение общественного мнения;

8) содействие принятию позитивного решения о сотрудничестве с предприятием, заключению сделки, совершению покупки.

2 вопрос. Что такое: «корпоративная культура», «этика бизнеса», «этические ценности»?

Корпоративная культура – совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.

Компонентами корпоративной культуры являются:

1) принятая система лидерства;

2) стили разрешения конфликтов;

3) действующая система коммуникации;

4) положение индивида в организации;

5) принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.

Обычно существующая в организациях корпоративная культура – сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения.

Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.

Этика бизнеса – деловая этика, основанная на открытости, честности, верности слову, уважении законов и умении вести бизнес.

Этика представляет собой совокупность норм, которые регулируют личное и профессиональное поведение и разрабатываются в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, организаций, участников исследовательских, профессиональных групп и общества в целом.

Можно организовать этические нормы вокруг чел. или группы, по отношению к которым возникает ответственность специалиста, либо вокруг широких классификационных принципов. В любом случае нормы, как правило, является, скорее, общими направляющими линиями для принятия решений относительно этичных действий как до, так и после того, как они имеют место, чем набором правил для всех возможных профессиональных ситуаций. Когда этические нормы вырабатываются профессиональными организациями, то следование этим нормам становится одним из условий принадлежности к этим организациям. В таких случаях нормы становятся основой для официального рассмотрения вопросов предполагаемого неэтичного поведения.

Экзаменационный билет № 2

1. Этика менеджмента. История развития менеджмента. Специфика ивент – менеджмента (планирование и проведение социальных, культурных мероприятий)

2. Что такое: «экономический человек»?

1 вопрос. Этика менеджмента. История развития менеджмента. Специфика ивент – менеджмента (планирование и проведение социальных, культурных мероприятий).

Этикa – этo oднa из дpeвнeйшиx тeopeтичecкиx дисциплин, oбъeктoм изyчeния кoтopoй являeтcя мораль. Основа дaннoгo пpeдмeтa былa зaлoжeнa Аристотелем, кoтopый и ввeл дaнный тepмин.

Этикa бизнeca нe cвoдитcя тoлькo к пoнятию морали и являeтcя инcтpyмeнтoм, c пoмoщью кoтopoгo менеджер пpинимaeт cвoи peшeния. К coжaлeнию, в нашей cтpaнe дeлoвaя этикa paccмaтpивaeтcя лишь кaк совокупность мopaльныx пpинципoв вoзмoжнocть применения кoтopыx нa пpaктикe нe изyчaeтcя. В России этикa мeнeджepa пoнимaeтcя пpeждe вceгo кaк правила пoвeдeния pyкoвoдитeля в дeлoвoм oкpyжeнии (деловой этикeт).

В зaпaдныx cтpaнax этикa чeткo пoдpaздeляeтcя нa этикет и yпpaвлeнчecкyю (пpиклaднyю) этикy.

Этикa пoвeдeния мeнeджepa paccмaтpивaeтcя c тoчки зpeния мopaльныx acпeктoв paзличныx фyнкций управления, тaкиx кaк мapкeтинг, yпpaвлeниe персоналом, oкaзaниe пpoфeccиoнaльныx ycлyг, взаимодействие c кoнтpaгeнтaми и кoнкypeнтaми, cлияниe и поглощение фиpм и т. д.

Дeлoвaя этикa пpeдпoлaгaeт тpyдный выбop оправданных c тoчки зpeния нpaвcтвeннocти и следующих цeлям дeятeльнocти peшeний. Слeдyeт подчеркнуть, чтo этичнoe пoвeдeниe нe ycтaнaвливaeтcя законодательно. Этикa бизнeca ocнoвывaeтcя нa удовлетворении интepecoв мaкcимaльнoгo чиcлa yчacтникoв рынка и нa yвaжeнии интepecoв кaк cвoeй фиpмы, тaк и интересов пapтнepoв. Этикa мeнeджepa пo oтнoшeнию к конкурентам пpeдпoлaгaeт иcпoльзoвaниe тoлькo «чистых» мeтoдoв бopьбы.

Уpoвни yпpaвлeнчecкoй этики:

1. Миpoвoй ypoвeнь – ocyщecтвлeниe менеджером cвoиx paбoчиx фyнкций нa ocнoвe общечеловеческих цeннocтeй, зaфикcиpoвaнныx в «пpинципax международного бизнeca» – Вceмиpнoм этичecкoм кодексе, пpинятoм в 1994 г. в Швeйцapии.

Дaнныe пpинципы включaют в ceбя:

– coциaльнyю oтвeтcтвeннocть пepeд coтpyдникaми предприятия (coздaниe для ниx блaгoпpиятныx условий paбoты), aкциoнepaми, клиeнтaми и населением в цeлoм;

– мoдepнизaцию тexнoлoгий, мapкeтингa и кoммyникaций;

– пoвышeниe дoвepия к бизнecy;

– yвaжeниe к зaкoнoдaтeльcтвy и coблюдeниe пpaвoвыx нopм;

– вepxoвeнcтвo мopaльныx цeннocтeй вo вcex нaпpaвлeнияx дeятeльнocти фиpм;

– пoддepжкy и пoмoщь в paзвитии мeждyнapoднoй торговли;

– oxpaнy oкpyжaющeй cpeды.

Сooтвeтcтвиe дeятeльнocти пpeдпpиятий дaнным нормам являeтcя пpиopитeтным пo oтнoшeнию к национальным и кopпopaтивным кoдeкcaм и пpaвилaм,

2. Мaкpoypoвeнь – peaлизaция мopaльныx пpинципoв в cooтвeтcтвии c oтpacлeвым или нaциoнaльным кодексом бизнec-этики, включaющим в ceбя yвaжeниe к частной coбcтвeннocти и cвoбoднoй кoнкypeнции, предоставление дocтoвepнoй инфopмaции и отсутствие диcкpиминaции нa pынкe тpyдa.

3. Микpoypoвeнь – peaлизaция мopaльныx нopм в рамках oтдeльнoгo пpeдпpиятия, eгo пapтнepoв и конкурентов (oтcyтcтвиe диcкpиминaции в oтнoшeнияx c поставщиками и пoкyпaтeлями, coтpyдникaми предприятия и eгo pyкoвoдcтвoм, мeнeджepaми, инвecтopaми и aкциoнepaми). Микpoypoвeнь предполагает peшeниe этичecкиx пpoблeм чacтнoгo xapaктepa.

В cлyчae ecли вoзникaeт вoпpoc в этичecкoй оправданности пpинимaeмoгo дeйcтвия, тo oнo оценивается c тoчки зpeния oтнoшeния лиц, пoлyчaющиx oт нeгo пользу и вpeд. Еcли кoличecтвo пepвыx бoльшe, чeм вторых, тo peшeниe oпpaвдaннo.

Еvent management (от англ. event – «событие») – это полный комплекс мероприятий по созданию корпоративных и массовых событий. Причем если первые направлены в основном на укрепление внутрикорпоративного духа, то вторые оказывают мощную поддержку рекламным и PR-кампаниям. В целом же задача событийного менеджмента – сделать из банального мероприятия настоящее событие, которое будут вспоминать и после его окончания.

С чего начинается событие.

Поводы для таких мероприятий могут быть самыми разными. В зависимости от целей и характера можно выделить следующие виды акций: соревнования; семинары, курсы повышения квалификации; фанд-рэйзер (fund-raisers) – мероприятия по сбору средств на различные цели; встречи, заседания, годовщины; особые мероприятия; церемонии, поздравления, открытия, торжества; спортивные мероприятия; музыкальные выступления и концерты; массовые гуляния. Главное – правильно использовать каждый повод и организовать праздник с максимальной пользой. выделяют несколько направлений event management. Первое – это организация корпоративных мероприятий, направленных на укрепление командного духа (team building). Крупные массовые акции, создающие информационные поводы для участников и формирующие тем самым их паблисити, – это другое, более сложное направление событийного менеджмента.

Но в каждом конкретном случае – и когда речь идет о подготовке корпоративной вечеринки, и при организации массового мероприятия – профессионалы исходят в первую очередь из той коммуникационной задачи, которая перед ними стоит. Точное видение цели помогает выбрать из богатого инструментария именно т. e формы, которые подходят в данном конкретном случае.

2 вопрос. Что такое: «экономический человек»?

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК – условное общее понятие, представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной выгоды.

«Экономический человек» в разные периоды являлся земледельцем, скотоводом, ремесленником, торговцем – субъектом рынка и созидателем ценностей. Человек 21 века – рационалист, располагающий свободой социального выбора, осведомлённый, уверенный в себе, заинтересованный в эффективной государственной политике (см. книги проф. Никифорова и др.).

Экзаменационный билет № 3

1. Результативность и эффективность коммуникаций

2. Особенности маркетинговых коммуникаций. Внешний круг обязанностей PR-менеджера

Вопрос 1. Результативность и эффективность коммуникаций.

Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.

Эффективная коммуникация отвечает следующим требованиям:

• достоверности,

• реальности,

• объективности,

• своевременности,

• адресности,

• обратной связи,

• дозированности с точки зрения такого критерия как «важное значение для достижения цели организации»,

• доступности (прозрачности).

Неэффективные коммуникации – одна из главных сфер возникновения проблем. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, необходимо научиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными менеджерами. Эффективно работающие руководители – это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть Коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.

Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Поэтому каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений.

Функции коммуникаций. Основные функции коммуникации:

• информативная – передача истинных или ложных сведений;

• интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между людьми;

• перцептивная функция – восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

• экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал – средство передачи информации. Каналом передачи может быть сама среда, а также технические устройства и приспособления.

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Вопрос 2. Особенности маркетинговых коммуникаций. Внешний круг обязанностей PR-менеджера

Особенности маркетинговых коммуникаций:

Маркетинговые коммуникации – это процесс передачи обращения от изготовителя к потребителю с целью предоставить ему товар или услуги организации в привлекательном для целевой аудитории свете.

Маркетинговые коммуникации можно рассматривать как необходимый инструмент, обеспечивающий взаимодействие организации с внешней средой прямого воздействия.

Основная цель маркетинговых коммуникаций – воздействие на поведение потребителей. Соответственно, можно выделить следующие задачи маркетинговых коммуникаций:

• информирование аудитории о существовании определенных товаров и услуг, объяснение их предназначения;

• убеждение – формирование благоприятного отношения потребителя к организации и ее маркам;

• подкрепление – удержание постоянных потребителей.

Маркетинговые коммуникации включают: личные продажи, рекламу в средствах массовой информации, прямой маркетинг, мероприятия по продвижению продукта и связи с общественностью. Наиболее современными формами маркетинговых коммуникаций считаются различные формы прямого ответа потребителям, продвижение через электронные сети и Интернет.

Основным объектом коммуникативного воздействия не всегда является отдельный потребитель. Зачастую в роли объекта выступает некая «единица, принимающая решение о покупке», состоящая из нескольких лиц. Специалисты характеризуют пять основных покупательских ролей:

• инициатор покупки – первым предлагает купить товар или услугу;

• оказывающий влияние – дает советы;

• принимающий решение – совершает выбор по одному из компонентов решения: что покупать, где и вообще покупать ли;

• покупатель – совершает покупку;

• пользователь – использует товар.

Представления о «единице, принимающей решение» становится основой для построения плана маркетинговых коммуникаций.

PR – средства обеспечивающие наиболее эффективные коммуникации:

1. С акционерами – наличие отдела по работе с акционерами.

2. С инвесторами – необходим благоприятный имидж предприятия.

3. С органами государственной власти – организация круглых столов, конференций.

4. Со СМИ – для журналистов готовиться прессматериалы и организуются различного рода специальные мероприятия.

Внешний круг обязанностей PR – менеджера:

Внешние коммуникации позволяют установить связь с внешней аудиторией.

Выделяют две группы функций:

1. Наблюдение за средой – связано со сбором и анализом информации на входе системы и доведение ее результатов до ответственных лиц и специалистов организации.

Она включает в себя:

а. анализ статистических данных

б. изучение общественного мнения

в. обобщение результатов научных исследований и рейтингов

г. изучение правовых документов, решений правительства, материалов публикуемых в прессе об организации

д. получение информации через личные контакты

е. подготовка аналитических данных для руководителя

2. Воздействие на среду – т. е. работа на выходе системы.

Она включает в себя:

а. подготовку информационных материалов (статей, брошюр, рекламы) для различных сегментов

б. информирование общественности о целях, результатах; информирование проблемах организации на собраниях, пресс-конференциях, юбилейных мероприятиях и т. д.

в. информационное воздействие на представителей законодательной и исполнительной властей для принятия более совершенных законов и решений.

Экзаменационный билет № 4

1. Сравнение азиатского, европейского, американского и русского стилей менеджмента

2. СМИ и реклама – как примеры массовых коммуникаций

Вопрос 1. Сравнение азиатского, европейского, американского и русского стилей менеджмента

Критерии сравнения:

1) Доминирующие качества делового человека.

2) Критерии к продвижению по службе.

3) Профессиональная компетентность.

4) Процесс принятия решений.

5) Отношение работников к фирме и работе.

6) Форма деловых отношений.

Азиатский стиль

1) Умение работать в «команде», ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать.

2) Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение.

3) Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.

4) Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. Деликатным образом.

5) Пожизненный наем, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально–психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.), китайцы крайне склонны смешивать, семейные и деловые отношения и уверены, что бизнес только выигрывает от распространения в нем родственных связей (родовые кланы).

6) Личные контакты на основе взаимного доверия, контролируется выполнение каждого пункта договоренностей.

Европейский стиль

1). Внимание уделяется индивидуальности (высокая значимость коммуникации)

2). Вырастает численность управленческого аппарата, установление планов и показателей, достижение, которых является наиболее желательным

3). В наибольшей степени связаны групповым мнением. Во время переговоров они не склонны отклоняться от первоначальной позиции. Личные качества

4). Работа менеджеров в значительной степени основывается на прошлом опыте, решения подготавливаются тщательно, большое внимание уделяется их качеству, раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении. Значимость внутренних переговоров. Рациональность в принятии решения.

5). Обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;

6). Переговоры внутри фирмы, практика диалога и убеждения для людей

Американский стиль

1). Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску.

2). Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро

3). Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации. Личные качества

4). Основывается на индивидуальной ответственности работника. Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно. Принятие решения – в компетенции руководства

5). Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив – экономические факторы (деньги).

6) Контракты.

Российский стиль

1). Стремление к достижению цели; поиск новых путей для достижения поставленной цели

2). Коллективные достижения, возраст, стаж,

3). Трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность.

4). Жесткая структура управления, медленная обратная связь. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия; коллективная ответственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу

5). Индивидуальная ответственность и направленность руководства, и четкое распределение обязанностей; ориентация на личность; индивидуальный контроль; оплата по личному вкладу; личные способности – двигатель карьеры

6). Политической и экономической нестабильность, многочисленные коммерческие риски, недобросовестностью партнеров по бизнесу.

Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.

В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую – как занимающую промежуточное положение.

Национальная модель менеджмента зависит не только от уровня экономического развития страны, но и от ее истории и культуры, пути достижения данного уровня развития.

Вопрос 2. СМИ и реклама – как примеры массовых коммуникаций

Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми, включенными в управленческий цикл в любой организации. Передающий информацию-коммуникатор, принимающий реципиент.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Массовые коммуникации выполняют функции:

• идеологического и политического влияния;

• поддержания социальной общности;

• организации;

• информирования;

• просвещения;

• развлечения.

Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:

• наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;

• социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

• массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

• многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Средства массовой информации – организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации. С помощью интернета, газет, радио, телевидения. И т. д

Реклама – это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующее в пользу какого-либо товара, марки, фирмы.

Значение рекламы вытекает из двух основных задач:

1. информирует потребителей об альтернативах выбора;

2. предоставляет компаниям более эффективное средство соревнования за деньги потребителей.

Сфера деятельности: изучение потребителей, товара или услуги, которые предстоит рекламировать; стратегическое планирование в смысле постановки целей, определения границ рынка ;принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработке графиков публикаций и трансляции объявлений; составление объявлений, включая написание текста, подготовку макета, художественного оформления, и их производство.

Процесс рекламной коммуникации состоит из нескольких фаз:

1) в фазе кодирования происходит выработка концепции рекламы;

2) во второй фазе происходит передача рекламного обращения носителю рекламы;

3) в третьей фазе происходит контакт целевой группы с рекламным обращением.

В каждой из названных фаз может происходить потеря информации. Перенос цели рекламы в рекламное обращение затруднен. При распространении рекламы также теряется часть потока информации из-за неуправляемого процесса использования средств информации.

Под рекламой понимают средство коммуникации, позволяющее фирме передать сообщение потенциальным покупателям, прямой контакт с которыми не установлен. Прибегая к рекламе, фирма создает имидж марки и формирует капитал известности у конечных потребителей, добиваясь сотрудничества со стороны торговцев. С помощью рекламы осуществляется коммуникационная стратегия втягивания.

Для рекламодателя главная цель рекламы – довести информацию до потребителей и добиться их расположения с целью расширения спроса на товар.

В более узком смысле понятие «рекламы» означает особую форму коммуникации между рекламодателем и потребителем, что предполагает распространение информации о товарах и услугах при помощи различных каналов, включая традиционные СМИ и специализированные рекламные каналы.

Экзаменационный билет № 5

1. Менеджер, его личные качества и умения. Экспертная оценка работы менеджера. Кто такой: «PR – менеджер?

2. Понятия: «коммуникация», «коммуникационная культура». Модели коммуникации и их эффективность. Место в данных моделях информации

Вопрос 1. Менеджер, его личные качества и умения. Экспертная оценка работы менеджера. Кто такой: «PR – менеджер

Практический руководитель (Лидерские способности; уверенность в поведении с подчиненными, партнерами и клиентами). Ученый руководитель (спонтанная любознательность; способность длительное время заниматься решением одной и той же проблемы; творческое мышление; фантазия; наблюдательность). Руководитель-консультант-уверенность в поведении с подчиненными, партнерами и клиентами).

Качества менеджера:

− лидерские способности;

− уверенность в поведении с подчиненными, партнерами и клиентами, но эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявлений – самоуверенности и самоутверждения;

− спонтанная любознательность;

− способность длительное время заниматься решением одной и той же проблемы;

− творческое мышление;

− фантазия;

− наблюдательность;

− уверенность в поведении с подчиненными, партнерами и клиентами, но эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявлений – самоуверенности и самоутверждения.

Универсальное качество для PR-менеджера – коммуникабельность. Такой специалист должен обладать множеством связей и контактов в различных отраслях, а также уметь налаживать новые на любом уровне. Второй момент – это проактивность. PR-менеджер должен понимать, где, с кем и о чем нужно общаться, на каких важных встречах присутствовать, выступать с докладами и презентациями. А главное – понимать, зачем и для чего все это нужно. И, конечно, очень важны уверенность в себе и презентабельность. Ведь PR- менеджер представляет лицо компании, поэтому все его высказывания должны звучать уверенно и быть убедительными.

Весьма необходимы для менеджера его волевые качества: настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.

Большое значение для эффективности работы менеджера имеют также его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

Вопрос 2. Понятия: «коммуникация», «коммуникационная культура». Модели коммуникации и их эффективность. Место в данных моделях информации.

Коммуникация – в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Информатизация в самом общем смысле – это развитие и применение методов сбора, преобразования, хранения и распространения новых знаний, их использования обществом в целях его текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития. Информация и знания становятся стратегическим ресурсом, а доступ к ним и средства их эффективного использования – источником конкурентного преимущества.

В информационном обществе развивается качественно новая модель информационной экономики – экономики знаний, важнейшими исходными составляющими которой являются информационные ресурсы и технологии. Информационные технологии сегодня пронизали буквально все: деятельность, общение, поведение человека, структуру и функции общества в целом и его различных подразделений, науку, экономику, другие отрасли жизнедеятельности человека.

Различные рассматриваемые модели коммуникации возникают исходя из разных задач, которые стоят перед исследователем. В области прикладных коммуникаций, таких, как, например, паблик рилейшнз, реклама и пропаганда, коммуникатор пытается внести изменение в коммуникацию, чтобы перевести своего адресата на новый/иной тип поведения. Пропаганду даже часто определяют как такой тип коммуникации, где могут расходиться цели коммуникатора и адресата, т. е. коммуникатор может переводить адресата на цели, выгодные не ему, а коммуникатору. Если сгруппировать факторы, которые формируют процесс коммуникации, задавая его форму и содержание, то можно увидеть следующий ряд параметров. Фактор коммуникатора задает задачи и цели, которые он преследует и которые влияют на данный процесс. Фактор целевой аудитории определяет интересы адресата, поскольку с человеком лучше говорить на те темы, которые ему не безразличны. Фактор канала коммуникации задает стандарты данного канала, которые выступают как определенного рода ограничители, например, сообщение по телевидению будет отличаться от сообщения, переданного по радио.

Модели коммуникации: 1) Модель Лассуэла




Модель была создана и применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса: «Кто говорит» – изучение коммуникатора; «Что говорит» – анализ содержания сообщения; «По какому каналу» – изучение СМК; «Кому» – исследование аудитории; «С каким результатом» – измерение эффективности коммуникации. Эта схема даже сегодня является наиболее подходящей, поскольку наглядно соотносит элементы между собой, а также потому, что большое количество исследований последующих лет проводилось уже в её русле.

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р. Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. «Формула Лассуэлла» отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации – она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения.

2) Модель Шеннона-Уивера

В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. Шеннон ввёл понятие шума, как искажения любого рода при проходе сообщения по каналу. Главной задачей было его снижение и максимальное облегчение обмена информацией. Хотя конечно есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. В особенности трудно в условиях шума понимать сообщение, использующее мало знакомый код.

К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель (или передатчик, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение); получатель (или приёмник); цель, или место назначения. Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение.

Т. о. коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует, большое внимание уделяется не качеству, а количеству информации. Она отражает преимущественно технические способы коммуникации, а человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации. Основываясь на этих данных, можно соотнести данную модель с однонаправленной моделью «информационное агентство».

2) Модель Дефлюера

Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является причиной затруднения коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона-Уивера привлекла внимание и получила развитие в исследованиях Дефлюера. Он расширил исходную модель в более разветвлённую сеть.

В модели ДеФлюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера – отсутствие фактора обратной связи. Он замкнул цепочку следования информации от источника до цели линией обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием «шума». Обратная связь дает коммуникатору возможность более приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением. Включение обратной связи на правах полноправного элемента в модели таких, казалось бы, односторонних процессов как телевидение, радиовещание, пресса на первый взгляд представляется проблематичным. Но следует различать обратную связь первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в ходе воздействия, и опосредованную связь второго порядка, получаемую на основе оценки результатов воздействия. Кроме того, коммуникатор начинает получать обратную связь не только от реципиента, но уже от самого сообщения (например, от звука и изображения на мониторе).

3) Модель Осгуда-Шрама

У. Шрамм коммуникацию определил как акт установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения. При этом предполагается, что отправитель и получатель имеют общий смысл, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и расшифровать. Ее главная отличительная черта – постулирование циркулярного характера процесса коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации – отправителя и получателя, которые кодируют, декодируют и интерпретируют информацию.

В одной из своих моделей У. Шрамм вводит интерпретатора и обратную связь, делая модель саморегулирующейся. Включение канала обратной связи между коммутатором и реципиентом дает возможность последнему передать обратное сообщение о принятом сигнале, превращаясь при этом на этот момент из субъекта в активный объект коммуникации. В такой ситуации действие превращается во взаимодействие, а такая линейная коммуникация рассматривается как взаимодействие.

Таким образом, эта модель может быть соотнесена с «двусторонней симметричной моделью», которая предполагает активное взаимодействие субъекта и объекта в целях достижения взаимопонимания.

4) Модель Романа Якобсона

Роман Якобсон выстраивает модель речевой коммуникации в виде шести функций языка. Между коммуникатором и реципиентом он помещает контекст, сообщение, контакт, код. Эти шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка. Экспрессивная функция связана с коммуникатором и выражает его отношение к исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно-эмоциональный оттенок. Метаязыковая функция имеет непосредственную связь с кодом. С его помощью можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, например – показав предмет. Когнитивная функция сориентирована на контекст и реализуется посредством обращения непосредственно к объекту, о котором сообщается. Конативная функция выражает непосредственное воздействие на сторону, принимающее сообщение, например, используя повелительное наклонение. Фактическая функция реализует цели поддержания контакта, не обращая особого внимания на содержание. Поэтическая (риторическая) функция в большей степени ориентируется на форму, чем на содержание.

Роман Якобсон, считал, что информация становиться сообщением тогда, когда она включена в определенную знаковую систему, которая доступна для адресанта, и в контекст.

5) Модель коммуникации Лазарсфельда

Это модель «двухступенчатого потока коммуникации». В результате исследований было установлено, что не происходит прямого влияния на аудиторию. Воздействие на аудиторию опосредуется межличностной коммуникацией, т. е. от средств массовой коммуникации идеи распространяются к «лидерам мнений», а уже через них – ко всей аудитории. Поступающая информация преображается в результате межличностного общения, его содержание интерпретируется «ситуационными лидерами мнений» для своей социальной группы. Реальное воздействие информации на аудиторию происходит только в результате двухэтапной коммуникации. Лазарсфельд показал, что Mass media как таковые неэффективны на уровне отдельного человека, они не изменяют ни его мнений, ни его установок, но, проникая в первичные группы соседей, семьи, друзей в результате личных и групповых обсуждений, они воздействуют на человека и меняют его мнение.

ПРИМЕЧАНИЕ. Описание всех, наиболее популярных коммуникативных моделей вы найдете в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Экзаменационный билет № 6

1. Самоменеджмент. Тайм-менеджмент. Международные критерии оценки качества работы менеджера

2. Куда девать собственные нерешенные проблемы в рабочей среде? (Вопросы самоменеджмента)

1 вопрос. Самоменеджмент. Тайм-менеджмент. Международные критерии оценки качества работы менеджера.

Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей.

Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

− решить, чего вы хотите достичь

− создать собственное видение успеха

− использовать метод «больших скачков»

− верить, что успех придет

− сосредоточиться на целях, ведущих к успеху

− не падать духом при неудачах

Тайм Менеджмент. Управление временем – это технология организации времени и повышения эффективности его использования. В некотором роде это не столько набор техник, сколько стиль жизни и философия ценности времени в быстром потоке информации и постоянно меняющемся мире.

Самоменеджмент – техника правильного использования времени. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности. Сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в жизни.

Функции самоменеджмента:

1) постановка целей,

2) разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности,

3) принятие решений по предстоящим делам,

4) составление распорядка дня и организация личного трудового процесса,

5) самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости – корректировка целей),

6) информация и коммуникация (коммуникация как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента).

Некоторые критерии оценки персонала (по пятибалльной шкале)

Качество работы

Работа выполняется без ошибок (или с незначительными погрешностями, которые исправляются самостоятельно), аккуратно и тщательно.

5. Постоянно очень высокий уровень аккуратности и точности, не требуется дополнительная проверка, можно полностью положиться на его работу, может выполнять работу практически без помощи руководителя.

4. Аккуратность и точность выше ожидаемого уровня, ошибки встречаются очень редко, хорошо выполняет инструкции, нуждается в незначительной помощи со стороны руководителя.

3. Качество работы соответствует предъявляемым требованиям.

2. Бывает небрежен, встречаются ошибки, иногда приходится проверять его работу.

1. Низкое качество работы, постоянные ошибки, требуются постоянные проверки и исправления.

Объем работ (количество)

Работа выполняется в запланированном объеме.

5. Очень быстрый и энергичный сотрудник. Постоянно с завидной легкостью делает больше, чем от него ждут.

4. Работает быстро. Часто выполняет больший объем работ, чем запланировано.

3. Работает стабильно. Выполняет плановые показатели.

2. Работает медленно. Необходимо подгонять.

1. Работает медленно, теряет много времени впустую, не справляется с запланированным объемом работ.

Присутствие на работе (дисциплина)

В рабочее время занят работой. Редкие пропуски по уважительной причине, оговоренные заранее.

5. Чрезвычайно надежен. Всегда на работе и вовремя.

4. Надежен. Редко отсутствует, если отсутствует, то по уважительной причине. Всегда заранее ставит в известность об отсутствии руководителя и коллег.

3. Случается отсутствие на работе по уважительной причине, не имеющее серьезных негативных последствий для работы. О своем отсутствии предупреждает заранее.

2. Ненадежен. Не всегда пунктуален. О cвоем отсутствии иногда забывает своевременно предупредить.

1. Часто отсутствует или опаздывает. Крайне ненадежен. Своевременно никого не ставит в известность об отсутствии.

Лояльность к организации (отделу)

Уважительное отношение к организации.

5. Очень хорошо знает организацию и предан ей. Всегда ставит интересы организации выше своих. Даже если дела идут недостаточно хорошо, никогда не позволяет себе плохо отзываться об организации. Позитивно и с энтузиазмом говорит о компании, руководстве, коллегах как на работе, так и за ее пределами. Искренне гордится своей организацией.

4. Позитивно воспринимает организацию и себя в организации. Не позволяет себе неконструктивной критики или брюзжания. Доволен тем, что работает в компании.

3. Доволен тем, что работает в компании. Избегает публично выражать недовольство организацией, коллегами, начальником.

2. Не ощущает себя частью организации. Иногда не сдерживает негативные эмоции по отношению к организации.

1. Крайне негативно относится к организации. Преследует свои личные цели. Критикует компанию и коллег как на работе, так и за ее пределами.

О детальной сути Таймменеджмента – читайте в кн. Г. Архангельского Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. М. 2011 г.

2 вопрос. Куда девать собственные нерешенные проблемы в рабочей среде? (Вопросы самоменеджмента)

Самоуправление – это сознательное воздействие человека на свою психическую деятельность, собственное поведение с целью сохранения или изменения характера их протекания. Самоуправление для человека – это решение вопросов о том, что и как делать.

Самовоспитание можно понимать как процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки.

Самооценка – ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своего поведения.

Интеллект – это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать своё поведение.

Вербальный интеллект – интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.

Надо понимать, что нерешенные проблемы, накапливаемые нами за день, а то и в течении жизни, с которыми не справилось наше «бессознательное»переварив их, помогая нам их: решить, адаптироваться к проблеме и прочее, – накапливаются в этом самом бессознательном. И деформируют в дальнейшем наше поведение. Снижая самооценку, портя характер и проч. В целом, Механизмы психологической защиты – МПЗ – (бессознательной природы, изученные З. Фрейдом и его последователями) – зорко следят за тем, чтобы наш «Я-образ» остался в прежнем виде (наше представление о себе самом, о том-что «хорошо», что «плохо» = в окружающем мире и т. д.) не- смотря на удары и травмы со стороны социума. Однако, МПЗ не всегда справляются с задачей. Накапливаемые в результате нами психотравмы, + переутомления, переохлаждения и прочее = приводят в результате нас к неврозам. Их разновидности: неврастения, невроз навязчивого состояния, истерия. Невроз-обратимое психофизиологическое состояние, сопровождающееся потерей гармонии мировосприятия. Сегодня неврозы все более требуют не только (обычных путей для их ликвидации) – путешествий, воздуха, солнца, творчества, успешной самореализации, смены направлений деятельности, добрых друзей и человеческой теплоты), но и медикаментозной поддержки.

Запуская свое негативное психологическое состояние, мы попадаем в область хронических стрессов-с ощущение катастрофической, постоянной усталости, а также с нами напрочь связывает себя так называемая «когнитивная модель депрессии». Ее признаки: негативное отношение к своему «вчерашнему дню» в широком смысле слова, равно-как и к завтрашним перспективам. На сегодня-заниженная самооценка.

Экзаменационный билет № 7

1. Управленческий цикл, его слагаемые; их связь с коммуникативными навыками менеджера

2. Вербальный и невербальный ряд в деловом общении. Место данного вида коммуникаций в их общей классификации

Вопрос 1. Управленческий цикл, его слагаемые; их связь с коммуникативными навыками менеджера.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Управленческий цикл содержит в себе четыре функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Данные функции охватывают все виды управленческой деятельности по созданию материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д.

Функция планирования представляет собой, по существу, процесс подготовки решений. Этапы планирования: а) постановка целей и задач; б) определение исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана.

Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Прежде всего, это оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявления вполне конкретных структур предприятия.

Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются: а) стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование); б) собственно мотивирование, то есть создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтобы успешно осуществить эту функцию управления, должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации, он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.

Контроль – это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

Менеджер постоянно занят осуществлением управленческих функций. И начинать нужно с планирования. Каждый профессионал планирует свою работу. Если работа спланирована, то она должна быть организована, а работники подготовлены к целенаправленной деятельности.

Работники открываются для делового контроля своих производственных операций. Отсюда – необходимость в контроле. Он включает: а) простой и понятный план деятельности; б) эффективные и ненавязчивые методы контроля; в) обратную связь, то есть надежную информацию о прогрессе работы; г) корректирующие действия.

Цели могут быть достигнуты только при условии хорошо налаженной обратной связи, то есть при осуществлении надежного контроля. Однако контроль – это не опека. Эффективный контроль – это совет, помощь, современная подсказка, поощрение, одобрение и т. д. Все четыре функции управления находятся в определенном круговороте. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи невозможно выкинуть.

2 вопрос. Вербальный и невербальный ряд в деловом общении. Место данного вида коммуникаций в их общей классификации.

Механизм воздействия слова на человека основан на взаимодействии слова со знанием, обусловленным прошлым опытом человека и закреплённым в его памяти. Знание может быть представлено как существующее в разных формах:

− знание в неосознаваемой форме;

− знание осознанное, в котором можно выделять рациональное, опытно-эмпирическое, чувственно- эмоциональное (эмоции, впечатления), невербальное знание (образное, двигательное), вербальное знание (слова и их значения).

В соответствии с разными формами знания существуют различные способы воздействия слова на личность. Слово может оказывать большое воздействие на подсознание, определяя собою слова и поступки, хотя во многих случаях это и не осознаётся. Слова могут влиять на чувства и эмоции человека, как своим звучанием, так и смыслом и значением. Сильнее всего слово воздействует на интеллект, разум, сознание. Эффект воздействия обусловлен тем, что происходит взаимодействие значения воспринимаемого слова с прошлым (в том числе рационализированным) опытом человека, закреплённым в его памяти. Коммуникатор использует слово для передачи информации реципиенту, а последний, располагая подобным сообщением, может воссоздавать общий, специальный и глубинный смыслы слова, анализировать его, делать предположения о замыслах коммуникатора, его целях и планах.

На каждом этапе речевой коммуникации в сознании коммуниканта доминирует актуализируемое в данный момент слово. Это слово, называемое номинатом, образует информационные файлы, именуемые ассоциатами. Ассоциаты образуются по различным цепочкам:

− часть – целое;

− общее – специальное;

− род-вид;

− понятие – типичный признак;

− деятель – действие – результат – последствия.

Файлы, кроме этого, образуются по формальным, содержательным, ситуативным, релятивным и прочим иным признакам, включая даже рифму, когда ассоциативно в ответ на употреблённое в коммуникации слово словарь личности отзывается другим словом, ничем по смыслу с первым не сходным, но рифмующимся по окончанию.

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:

− конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);

− спонтанно (непроизвольно).

Когда партнёр стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, всё может ограничиться простым конвенциальным (стандартно принятым в данной среде общения способом) невербальным намёком, бывающим иной раз истинным, но чаще дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у коммуникатора соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочёл бы утаить.

Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнёра. Непонимание сего момента способно привести к фатальному самообману в познании коммуникатора.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

− радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

− интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

− счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

− удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму и так далее.

Людей обычно выдают:

− какие-либо изменения в обычном выражении глаз – возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;

− непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») – тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

− блестящий взгляд – возбуждение;

− усиленное моргание – возбуждение, обман.

В ходе общения чаще всего смотрят партнёру в глаза когда слушают, а не когда говорят, хотя осуществляя внушение иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

− руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности в себе и превосходство над другими;

− корпус подан вперёд, руки (подбоченясь) на бёдрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;

− стояние, опираясь руками о стол или стул – ощущение неполноты контакта с партнёром;

− руки с расставленными локтями заведены за голову – осознание превосходства над другими;

− закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов – знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;

− скрещённые конечности – скептическая защитная установка;

− нескрещённые конечности и расстёгнутый пиджак – установка доверия;

− наклон головы в сторону – пробуждение интереса;

− наклон головы вниз – отрицание отношений;

− положение (сидя или стоя) с ногами ориентированными на выход – явное желание прекратить разговор и уйти;

− частая перемена поз, ёрзание на стуле, суетливость – внутреннее беспокойство, напряжённость;

− руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом – скрывание своих истинных намерений, игра с партнёром в кошки-мышки;

− выпускание дыма от сигареты вверх – положительный настрой, уверенность в себе;

− выпускание дыма от сигареты вниз – негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

− активная жестикуляция – частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;

− чрезмерная жестикуляция – признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

Конец ознакомительного фрагмента.