Раздел 4 Регулирование обращения отдельных видов товаров и защита прав потребителей
56. Правовой режим товаров в торговле
Правовой режим товаров в торговле – это совокупность правил, определяющих:
• порядок приобретения, использования и отчуждения различных товаров;
• порядок хранения, транспортировки и учета товаров;
• правомочия, а также статус продавца и покупателя товара.
Отмеченные правила устанавливаются путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Так, Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» устанавливает режимные требования, которые диктуются интересами государства и общественной безопасности. Перечисленные в указе виды товаров не участвуют в свободном коммерческом обороте, поскольку могут принадлежать лишь определенным субъектам. Их нахождение в гражданском обороте допускается только на основании специально выдаваемых разрешений. Данные вопросы регламентируются Федеральном законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756 «О совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ» и другими нормативными актами.
Воздействие на процесс реализации товаров осуществляется также через расширение или ограничение правоспособности участников торгового оборота. Делается это главным образом посредством лицензирования отдельных видов деятельности на основании Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензированию отдельных видов деятельности». Так, предусматривается лицензирование оптовой торговли табачными изделиями и минеральной водой, распространения пиротехнических изделий, медицинской техники, контрольно-кассовых машин и др.
В интересах обеспечения здоровья граждан впервые производимые или вводимые на территории нашей страны продукты, материалы и изделия по заявлению заинтересованного лица подлежат государственной регистрации, которая осуществляется после соответствующей экспертизы документов и проведения необходимых испытаний.
Правовой режим отдельных товаров может создаваться путем регламентации порядка их продажи. Так, Правительство РФ постановлением от 19 января 1998 г. № 55 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров. Касательно розницы эти правила предусматривают, в частности, упаковку товара, его маркировку, снабжение инструкцией по применению, техническим паспортом.
Во внешнеэкономическом обороте используются:
• тарифные и нетарифные способы регулирования внешнеторговых операций (антидемпинговые, компенсационные меры, ограничение импорта товаров, меры защиты при экспорте товаров и др.);
• лицензирование и квотирование отдельных товаров.
Отмеченные способы регулирования внешнеэкономического оборота определяются федеральными законами от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» и др.
57. Маркировка товаров для целей налогообложения
Правовой режим отдельных товаров включает их косвенное налогообложение. Эти товары принято называть подакцизными. К таковым, например, относятся пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, алкогольная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо и др.
Одной из форм взимания акцизов является продажа акцизных марок установленного образца. С момента введения акцизных марок установлена обязательная маркировка спирта пищевого, винно-водочных изделий, табака и табачных изделий.
Образцы марок, порядок и размеры их оплаты, правила маркировки устанавливаются Правительством РФ.
Марка акцизного сбора (специальная марка) является документом государственной отчетности, удостоверяющим легальность производства и оборота на территории РФ подакцизной продукции.
За правильность нанесения и подлинность марки акцизного сбора (специальной марки) несет ответственность владелец продукции (за исключением лица, купившего продукцию в розничной продаже) в соответствии с законодательством РФ.
Марка имеет комплексную защиту от подделки, серию и номер, позволяющие проводить учетные операции.
Марки приобретаются налогоплательщиками в управлении налоговой инспекции по субъекту РФ. При приобретении марок налогоплательщик представляет копию платежного поручения, которая подтверждает осуществление авансового платежа по акцизам, а также выписку банка из расчетного счета, подтверждающую снятие указанных средств со счета налогоплательщика.
Не допускается передача марок третьему лицу. Налогоплательщики и владельцы продукции, подлежащей маркировке для целей налогообложения, несут административную и уголовную ответственность за правильность нанесения и подлинность марки (ст. 15.12 Ко АП, ст. 171.1 УК). В соответствии со ст. 327.1 УК наказываются изготовление и сбыт поддельных марок акцизного сбора (специальных марок) либо их использование.
58. Понятие структуры и инфраструктуры товарного рынка
Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.
Структура товарного рынка — это совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Указанные звенья подразделяются на следующие основные группы:
• изготовители товара;
• оптовые торговые и иные посреднические организации;
• организации розничной торговли;
• организации-потребители.
Инфраструктура товарного рынка — это система организаций, которые, непосредственно не продвигая товар от производителей к потребителям, обеспечивают жизнеспособность и нормальную работу структуры. Для того чтобы товарный рынок отвечал мировым стандартам, его инфраструктура должна включать в себя ряд подсистем. К числу важнейших из них относятся:
Конец ознакомительного фрагмента.