Вы здесь

Коммерческое право. Раздел 2 Субъекты коммерческого права (Н. М. Голованов, 2010)

Раздел 2 Субъекты коммерческого права

16. Понятие и виды субъектов коммерческого права

Субъектами коммерческого права являются главным образом предприниматели, занимающиеся продвижением товарной массы от производителей к потребителям. К предпринимателям относятся как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации.

Индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы в этом качестве. Акт регистрации приравнивает предпринимателя в правовом отношении к юридическому лицу, дает гражданину право заниматься торговой деятельностью, если такая деятельность зафиксирована в свидетельстве о регистрации.

К коммерческим организациям относятся:

• полные товарищества;

• коммандитные товарищества (товарищества на вере);

• общества с ограниченной ответственностью;

• общества с дополнительной ответственностью;

• акционерные общества;

• производственные кооперативы;

• государственные и муниципальные унитарные предприятия. Указанные организации можно классифицировать не только по организационно-правовой форме, но и по функциональному признаку. Так, по выполняемым функциям различают торговые дома, дилеров, трейдеров, дистрибьюторов, брокеров, стокистов, экспортно-импортные фирмы, торговые агентства. Перечисленных субъектов называют независимыми посредниками.

К специальным субъектам коммерческой деятельности относятся оптовые ярмарки, оптово-продовольственные рынки, товарные биржи. Основная цель этих участников торгового оборота заключается в создании условий для купли-продажи, в организации товарного рынка.

Помимо коммерческих организаций, в торговой деятельности участвуют некоммерческие организации, которые в соответствии со своими уставными документами могут заниматься предпринимательской деятельностью.

К некоммерческим организациям относятся:

• потребительские кооперативы;

• общественные и религиозные организации;

• некоммерческие партнерства;

• объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

• фонды;

• учреждения;

• автономные некоммерческие организации;

• государственные корпорации.

Как упоминалось выше, некоммерческие организации могут быть субъектами коммерческого права лишь постольку, поскольку вправе в соответствии со своими уставами заниматься торговой деятельностью. К таковым обычно относятся потребительские кооперативы, общественные организации, некоммерческие партнерства, фонды. Что касается учреждений, автономных некоммерческих организаций, государственных корпораций, объединений юридических лиц, то они в основном занимаются закупочной деятельностью.

Помимо названных субъектов, в торговом обороте могут также участвовать Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

17. Индивидуальные предприниматели

Правовое положение индивидуального предпринимателя характеризуется следующими моментами.

• Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется в основном теми же правовыми нормами, что и предпринимательская (хозяйственная) деятельность юридических лиц.

• Индивидуальные предприниматели, как и организации, вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом, и совершать от своего имени любые разрешенные законом сделки, а также использовать наемный труд.

• Индивидуальные предприниматели, как и юридические лица, несут ответственность по принятым обязательствам независимо от вины. Однако в отличие от организаций индивидуальные предприниматели по своим обязательствам отвечают всем своим имуществом. Они освобождаются от ответственности только в том случае, если неисполнение обязательства было обусловлено воздействием непреодолимой силы, к которой не относятся нарушения обязательств другими субъектами хозяйствования, недостаток финансовых или материальных ресурсов и т. п.

• Имущественные споры индивидуальных предпринимателей с другими субъектами хозяйствования разрешаются в арбитражном суде.

• В отличие от юридических лиц индивидуальные предприниматели не обязаны (но имеют право) открывать расчетный счет в банке и не состоят на учете в органах государственной статистики.

• Как и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны, помимо уплаты налогов в бюджет, вносить платежи в обязательные внебюджетные фонды. Однако состав и размеры их налогов и платежей во внебюджетные фонды отличаются от таковых у коммерческих организаций.

• Если хозяйственные отношения индивидуальных предпринимателей основаны на гражданском законодательстве, участники этих отношений равноправны.

• Индивидуальный предприниматель может быть лишен своего имущества исключительно по решению суда; любое принудительное отчуждение его собственности в интересах государства возможно лишь при условии предварительного равноценного возмещения.

• При заключении договоров индивидуальный предприниматель руководствуется принципом добровольности. Он вправе выбирать любой вид договора, как предусмотренный, так и не предусмотренный гражданским законодательством, и вносить в договор по согласованию с другой стороной любые положения, не противоречащие закону.

• На индивидуального предпринимателя распространяются права неприкосновенности частной жизни, личных и семейных тайн, защиты его чести и достоинства.

• По сделкам, совершаемым гражданами без регистрации предпринимательской деятельности, суд может применить соответствующие правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Ссылки на то, что гражданин не зарегистрирован как предприниматель, судом не принимаются.

• Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лицам, лишенным этого права решением суда, а также государственным служащим, работникам правоохранительных органов и военнослужащим.

18. Полное товарищество

Полное товарищество – хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. При этом личную имущественную ответственность по долгам товарищества несут и те его участники, которые вступили в товарищество после его создания (в том числе по обязательствам, возникшим до их вступления в товарищество).

Выбывшие из товарищества участники продолжают нести ответственность по всем его долгам, возникшим до момента их выбытия, в течение 2 лет со дня утверждения годового отчета товарищества за год, в котором состоялось выбытие.

Участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором.

Управление делами товарищества, если в договоре не предусмотрено иное, происходит единогласно. Однако участники могут договориться и о том, что решение принимается большинством голосов товарищей. Каждый участник обычно имеет один голос, если только учредительным договором не предусмотрена зависимость числа принадлежащих участнику голосов от размера его имущественного вклада.

Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все участники ведут дела совместно либо что ведение дел поручено отдельным участникам.

Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества.

19. Товарищество на вере

Товарищество на вере (коммандита) – хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам товарищества и несущих риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Вкладчиками могут быть любые граждане (а не только предприниматели) и юридические лица, за исключением категорий, перечисленных в ГК (государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица).

Коммандитисты отстранены от предпринимательской деятельности и управления делами товарищества. Они лишь сохраняют право на получение дохода на сделанный ими вклад.

При продаже вкладчиком своей доли (ее части) третьему лицу остальные вкладчики товарищества пользуются правом ее преимущественной покупки (пропорционально размерам их долей в складочном капитале).

В случае выхода из товарищества всех коммандитистов оно ликвидируется либо преобразуется в полное товарищество. Коммандитное товарищество сохраняется, если в нем участвуют хотя бы один полный товарищ и один вкладчик.

В остальном правовое положение товарищества на вере такое же, как и полного товарищества.

20. Общество с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества.

Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного минимального размера уставного капитала (100 МРОТ), общество подлежит ликвидации.

Участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть любые субъекты гражданского права, за исключением государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. Унитарные предприятия и учреждения – несобственники могут участвовать в ООО с согласия собственника-учредителя. Количество участников общества ограничено 50. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшается до установленного законом предела.

Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли участника (ее части), выбывающего из общества, пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуществления этого права.

21. Общество с дополнительной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими ответственность по ее обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Указанная ответственность наступает лишь при недостаточности имущества самого общества для покрытия возникших у него долгов, то есть в субсидиарном порядке. Таким образом, ответственность участников ОДО остается ограниченной – взыскание по долгам общества не может быть обращено на все их имущество.

При банкротстве одного из участников его ответственность по долгам ОДО распределяется между остальными пропорционально их вкладам (учредительными документами могут быть установлены и иные правила).

В остальном статус этого хозяйственного общества аналогичен статусу общества с ограниченной ответственностью, что влечет применение к нему соответствующих правовых норм.

22. Акционерное общество

Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Открытые АО вправе продавать акции всем желающим, закрытые могут распределять акции только между учредителями или иным заранее определенным кругом лиц.

В ОАО не допускается установление преимущественного права общества или его акционера на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

Акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций.

Количественный состав ОАО не ограничивается. В ЗАО может состоять не более 50 участников.

Минимальный размер уставного капитала ОАО должен быть не менее 1000 МРОТ, ЗАО – 100 МРОТ.

Закон требует оплатить первые 50 % акций в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации общества. Остальные 50 % акций должны быть оплачены в течение года.

В АО с числом участников более 50 обязательно создается наблюдательный совет (совет директоров) как постоянно действующий орган акционеров, контролирующий управляющих (директоров) общества.

Исключительная компетенция общего собрания акционеров определена законом. Оно не вправе рассматривать вопросы, прямо не отнесенные к его компетенции, и принимать по ним решения.

Наблюдательный совет (совет директоров) также имеет исключительную компетенцию, определяемую законом и уставом общества.

Исполнительный орган АО может быть единоличным (директор, генеральный директор) либо коллегиальным (правление, дирекция).

23. Производственные кооперативы

Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паев членов объединения, несущих субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законом о производственных кооперативах.

К моменту государственной регистрации кооператива должно быть оплачено не менее 10 % паевого фонда. Остальная часть оплачивается в течение первого года функционирования кооператива.

Количество членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, ограничивается 25 % числа членов, участвующих в работе кооператива личным трудом.

Участниками кооператива могут быть граждане и юридические лица (если последнее предусмотрено уставом). В кооперативе может состоять любое количество участников, но не менее пяти. Наемные работники могут составлять не более 30 % численности участников кооператива за отчетный период, не считая выполнения работ по гражданско-правовым договорам.

Высшим органом управления является общее собрание кооператива, которое вправе рассматривать любые вопросы деятельности кооператива, в том числе входящие в компетенцию его исполнительных органов, и принимать решения по этим вопросам.

В крупных кооперативах (с числом членов более 50) могут создаваться наблюдательные советы как постоянно действующие органы контроля их членов за деятельностью исполнительных органов. Исключительная компетенция наблюдательного совета также определяется уставом кооператива. Избранные в состав наблюдательного совета члены кооператива не могут одновременно быть членами его исполнительного органа.

Исполнительными органами кооператива являются его председатель и правление. Коллегиальный орган образуется в кооперативе с числом членов более 10, причем председатель кооператива одновременно возглавляет и его правление.

24. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на правах собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции. Указанное имущество передается унитарному предприятию или на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (в последнем случае предприятие называется казенным).

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. По обязательствам собственника имущества оно ответственности не несет.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5 тыс. МРОТ. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее 1 тыс. МРОТ. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Государственное или муниципальное предприятие вправе распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом и другими нормативными правовыми актами. Недвижимым имуществом оно вправе распоряжаться только с предварительного согласия собственника. С согласия собственника имущества совершаются также сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также с заключением договоров простого товарищества.

Казенное предприятие вправе отчуждать принадлежащее ему имущество (движимое и недвижимое) или иным способом распоряжаться им только с согласия уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Самостоятельно оно вправе лишь реализовать произведенную продукцию, если иное не установлено другими нормативными правовыми актами.

25. Основания выбора организационно-правовой формы коммерческой организации, участвующей в торговом обороте

Выбор организационно-правовой формы торгово-предпринимательской организации имеет важное значение для успешной коммерческой деятельности. Необходимо четко представлять сильные и слабые стороны каждой организационно-правовой формы юридического лица.

Как правило, выбор зависит от целей, на достижение которых будет направлена предпринимательская деятельность, и от функций, которые предстоит выполнять организации.

В процессе осуществления выбора в совокупности должны анализироваться следующие основания.

1. Оперативность создания организации. Приоритет имеют товарищества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, производственные кооперативы. Процесс создания акционерных обществ отягощен необходимостью эмиссии акций.

2. Обеспечение эффективности у правления и контроля за имуществом юридического лица. Наибольшие возможности в этом плане у товариществ: товарищи имеют одинаковые права на участие в делах хозяйствующего субъекта и на действия от его имени В обществах и кооперативах с незначительным количеством участников практикуется двухзвенная форма управления (исполнительный орган и общее собрание), что в определенной мере затрудняет непосредственное участие в делах юридического лица. Еще меньшие возможности для этого предоставляют крупные объединения, и в частности с числом участников более 50, поскольку в них предусматривается трехзвенная форма управления (исполнительный орган, совет директоров (наблюдательный совет), общее собрание), где каждое звено имеет собственную исключительную компетенцию.

3. Режим налогообложения. Льготный режим налогообложения имеют малые предприятия. К малым относятся предприятия численностью:

• в розничной торговле – до 30 человек;

• в оптовой торговле – до 50 человек;

• в промышленности и строительстве – до 100 человек;

• в других видах бизнеса – до 50 человек.

Первые два года малые предприятия не уплачивают налог на прибыль, а также могут заменить всю совокупность налогов уплатой единого налога, который исчисляется от совокупного дохода или валовой выручки.

4. Степень доходности. Рост прибыли в основном обеспечивается высокой производительностью труда, которая достигается предприятиями, использующими передовые технологии. Это могут себе позволить АО или небольшие фирмы (ООО) с прямым управлением без разделения на функциональные службы.

5. Сохранение за учредителем прав на имущество, передаваемое в уставный фонд (складочный капитал). Согласно ГК такое имущество становится собственностью юридического лица. При выходе из числа участников только члены производственного кооператива имеют право на получение паевого взноса в натуре, причем на это нет необходимости в согласии других участников кооператива. Во всех остальных случаях, как правило, выплачивается стоимость доли в уставном (складочном) капитале. Выдача доли в натуре обусловлена согласием других участников. Чтобы обеспечить безусловный возврат имущества в натуре, необходимо вносить в уставный (складочный) капитал не само имущество, а права владения и пользования им. Для АО, однако, не допускается передача прав в уставный капитал. При выходе из акционерного общества участник может рассчитывать только на продажу принадлежащих ему акций. Этим достигается устойчивость созданной организации.

6. Уменьшение трансакционных издержек (расходы по сбору и обработке информации о контрагентах, проведение переговоров, заключение договоров, контроль за исполнением обязательств, юридическая защита интересов хозяйствующего субъекта). О но предполагает увеличение внутри фирмы звеньев, действующих в интересах целей ее создания. Чем меньше таких звеньев, тем больше трансакционные издержки, так как при решении тех или иных задач приходится обращаться к сторонним организациям.

26. Независимые посредники

Независимые посредники – это, как правило, торгово-посреднические организации, имеющие статус юридического лица и отличающиеся друг от друга по функциональному признаку.

Наиболее распространенными формами торгово-посреднических организаций являются:

торговые дома — многопрофильные организации, которые занимаются не только торговлей, но и производственной деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров. Торговые дома строятся как единое юридическое лицо либо как корпорация из торговых, складских, производственных и иных фирм;

дилерские фирмы — организации, специализирующиеся на продаже определенного товара. Они действуют от своего имени и за свой счет. Это всегда юридические лица;

трейдеры — посредники, которые осуществляют сделки по поручению клиента от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Другое важное отличие состоит в том, что трейдеры специализируются на краткосрочных сделках, коротких операциях;

дистрибьюторы — организации, специализирующиеся на сбыте импортных товаров. Для них характерны долгосрочные отношения с иностранным поставщиком на основе дистрибьюторских договоров. Дистрибьюторы создают свою сбытовую сеть, занимаются изучением спроса и рекламой, формируют складские запасы товаров и действуют независимо от экспортеров;

брокеры — организации (фирмы, конторы), физические лица (независимые брокеры), которые, как правило, заключают договоры за счет и от имени клиента. На бирже брокеры действуют в качестве поверенных, комиссионеров и в агентов;

стокисты — особый вид посредников, которые сначала получают товар у определенного иностранного экспортера, а затем реализуют его на комиссионных началах. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на консигнационном складе. Этот товар реализуется мелким и средним покупателям;

экспортно-импортные фирмы — организации, которые действуют во внешнеэкономическом обороте в качестве комиссионеров, совершающих сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет;

торговые агентства — организации, подыскивающие покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой работают определенные агенты. Агент проводит переговоры с покупателями и сообщает информацию продавцу. Как агентство, так и отдельные агенты способствуют продвижению товара без участия в сделках от своего имени (в этом они совпадают с брокерами).

27. Потребительские кооперативы

Потребительский кооператив – это объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов. В изъятие из общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами.

Паевой фонд создается за счет взносов участников и должен быть оплачен к моменту государственной регистрации кооператива либо полностью, либо в размере, предусмотренном законом для определенного вида кооперативов.

К числу потребительских относятся такие кооперативы, как жилищные и жилищно-строительные; гаражные; дачные; садоводческие товарищества; потребительские общества; общества взаимного кредита («кассы взаимопомощи»); общества взаимного страхования и др.

Членами потребительского кооператива могут быть как граждане, так и юридические лица. Потребительские кооперативы должны учреждаться не менее чем тремя лицами (для потребительских обществ в качестве учредителей требуется не менее 5 граждан и (или) 3 юридических лиц). Они не могут создаваться одним учредителем или состоять из единственного участника (члена).

Управление потребительским кооперативом строится по общим для кооперативов принципам. Высший орган– общее собрание участников, которое в соответствии с уставом имеет право рассматривать любой вопрос деятельности кооператива. Текущей деятельностью руководит правление во главе с председателем.

Потребительские кооперативы участвуют в торговом обороте главным образом как покупатели товаров для обеспечения своей деятельности. Потребительские общества, кроме того, реализуют собственную продукцию.

28. Общественные организации

К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам.

В крупных общественных организациях юридическими лицами могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные звенья.

В этом качестве не вправе, однако, выступать совет, правление и иные руководящие органы таких организаций.

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем трех граждан. В числе учредителей и участников общественных организаций могут быть другие общественные организации– юридические лица.

Участвуя в торговом обороте, общественные организации закупают те или иные товары для обеспечения своей уставной деятельности.

Общественные организации вправе создавать другие некоммерческие, а также коммерческие организации или быть их участниками. Коммерческие организации должны заниматься деятельностью, которая соответствует целям общественной организации. Полученные доходы должны идти на достижение уставных целей общественной организации.

Высший орган общественной организации – ее съезд или общее собрание участников, которые избирают исполнительные органы.

Разновидностью общественных организаций являются религиозные организации.

Религиозная организация – это объединение граждан, имеющее основными целями совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками. К указанным признакам относятся:

• наличие вероучения и религиозной догматики;

• совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний;

• проповедническая деятельность (религиозное обучение, воспитание и иные формы распространения вероучения).

Религиозные организации как закупают товары, обеспечивающие их деятельность, так и реализуют товары строго определенного вида (свечи, иконы, кресты и т. д.).

29. Учреждения

Учреждение – это организация, созданная собственниками для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая ими полностью или частично.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учредители несут неограниченную дополнительную ответственность по долгам учреждения. В связи с этим подвергнуть банкротству учреждение нельзя.

К числу учредителей относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения, науки, здравоохранения, культуры, спорта и др. В зависимости от учредителей учреждения могут быть публичными или частными (их правовой статус одинаков).

Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного и зарегистрированного устава или положения, а иногда– общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида.

Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Учреждения обычно финансируются собственниками по смете.

Учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы, что должно быть отражено в уставе или положении. Эти доходы поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной деятельностью учреждения.

Учреждение не вправе создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника.

В отличие от других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей.

Частное учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд, а также в хозяйственное общество. Для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

30. Фонды

Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, которая основана для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

Участие фондов в торговом обороте имеет строго целевой характер, то есть подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для этих целей имущество аккумулируется с помощью добровольных пожертвований (взносов).

Так, фонд может закупать товары для последующего распределения среди определенных категорий субъектов (например, среди пострадавших от стихийных бедствий).

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица, так и публично-правовые образования. Последние, однако, не могут быть учредителями благотворительных фондов, ибо в этом случае публичное имущество использовалось бы нецелевым образом. Учредителями фонда не могут быть лица, которые организуют его и затем руководят его деятельностью. Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. Для этого из числа учредителей фонда либо иных авторитетных лиц создается попечительский совет. Попечительский совет фонда действует на общественных началах. Он осуществляет надзор за деятельностью фонда, его исполнительных органов и должностных лиц.

В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т. п.) и единоличный (президент, председатель и т. д.) исполнительные органы, обычно назначаемые либо утверждаемые учредителями или попечительским советом. Сделки от имени фонда подлежат предварительному одобрению попечительского совета фонда.

Для пополнения своего имущества фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Она должна служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

31. Некоммерческие партнерства

Некоммерческое партнерство – это некоммерческая организация, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности (в достижении некоммерческих целей).

Некоммерческие партнерства – объединения граждан и юридических лиц, в том числе коммерческих организаций. Главную особенность некоммерческого партнерства составляет наличие у его членов возможности получить при выходе из него или при ликвидации этой организации часть ее имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его собственность, за исключением членских взносов.

Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут (но не обязаны) заключить учредительный договор, становящийся в этом случае вторым учредительным документом партнерства.

Высшим органом партнерства является общее собрание его членов.

В партнерстве обязателен единоличный исполнительный орган, образуемый его высшим органом, а в случаях, предусмотренных уставом, возможно создание и коллегиального исполнительного органа (правление, директорат и т. п.).

Как правило, некоммерческие партнерства участвуют в торговом обороте в качестве покупателей товаров для обеспечения своей хозяйственной деятельности, а также в качестве посреднических организаций, способствующих торговому обороту (например, биржи).

Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии со своим уставом. Оно может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

32. Автономные некоммерческие организации

Автономная некоммерческая организация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов для оказания всем заинтересованным лицам различных услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта иг. п.). От учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на передаваемое им учредителями имущество.

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица

В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший орган. В него входят как учредители, так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом данной организации (или коллегиальным, если он предусмотрен уставом).

Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за соответствием деятельности организации ее уставным задачам.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. По решению ее высшего органа она может быть преобразована в общественную или религиозную организацию либо в фонд, но не в коммерческую организацию. Остаток ее имущества после ликвидации используется в соответствии с указаниями устава.

33. Объединения юридических лиц

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – это некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в своих интересах.

Объединения юридических лиц создаются на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Однако коммерческие и некоммерческие организации не могут совместно друг с другом создавать ассоциации и союзы.

Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение 2 лет с момента выхода.

Высшим органом объединения является общее собрание участников (их представителей). Исполнительные органы образуются общим собранием из числа физических лиц (должностных лиц) или представителей участников.

Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Доходы от такой деятельности используются только на нужды объединения.

Новые члены принимаются в объединение по единогласному решению его участников, причем на новых членов может быть возложена ответственность по долгам объединения, возникшим до момента их принятия.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. По единогласному решению участников она может быть преобразована в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество или товарищество.

Остаток имущества после ликвидации ассоциации (союза) передается для использования на цели, определенные в ее уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом, и не может распределяться между учредителями объединения.

34. Государственная корпорация

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Иное может быть установлено законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться ее наименование, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью, порядок ее реорганизации и ликвидации и порядок использования имущества в случае ее ликвидации.

35. Оптовые ярмарки

Оптовая ярмарка относится к специальным субъектам коммерческой деятельности наряду с оптово-продовольственным рынком и товарной биржей. Оптовая ярмарка – это самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи, формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

Традиционно ярмарки организуются следующим образом.

• Центральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ создают ярмарочный комитет. В него входят представители органов управления промышленности и торговли.

• Комитет формирует руководящие и иные органы ярмарки – дирекцию, арбитраж, отделы;

• Дирекция решает вопросы непосредственной организации и управления деятельностью ярмарки: определяет сроки проведения ярмарки, устанавливает для участников сумму взносов, решает вопросы размещения участников, разрабатывает график мероприятий, анонсирует проведение ярмарки в СМИ.

После этого в течение установленного срока в определенном месте проводится работа ярмарки, в ходе которой:

• устанавливаются прямые связи между продавцами и покупателями, а также посредническими организациями;

• решаются вопросы сбыта и снабжения;

• устанавливаются договорные связи;

• устанавливается непосредственная купля-продажа товаров;

• демонстрируются образцы товаров различных отраслей экономики.

Единого нормативного акта, который бы комплексно регулировал вопросы ярмарочной деятельности в РФ, не существует. Однако некоторые аспекты указанной деятельности находят свое отражение в нормативных правовых актах федерального и регионального уровня.

36. Оптовые продовольственные рынки

Оптовая торговля предназначена для того, чтобы наполнить товарами розничные торговые организации. В нашей стране существует практика продажи товаров на рынке любым субъектом, в том числе отдельными гражданами. Это извращает главное предназначение оптового рынка и, соответственно, отрицательно сказывается как на развитии оптовой торговли, так и на обслуживании граждан.

В отличие от ярмарок оптовые рынки работают круглогодично. Порядок торгов определяется правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Централизованные акты отсутствуют, имеются лишь отдельные ведомственные «примерные правила» или «временные правила»[4].

37. Товарная биржа

Товарной биржей признается основанное на началах членства объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных товаров.

Биржа вправе осуществлять торговую, посредническую или иную предпринимательскую деятельность, непосредственно связанную с организацией биржевой торговли, а также может создавать хозяйственные общества и товарищества, ставящие целью организацию и регулирование биржевой торговли, либо участвовать в них.

Товарная биржа создается коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10.

Членство на бирже дает право:

• участвовать в биржевой торговле;

• участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей;

• получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи.

Биржевая деятельность лицензируется Комиссией по товарным биржам Федеральной антимонопольной службы.

Среди участников биржи различаются полные и неполные члены. Первые вправе участвовать в биржевых торгах во всех секциях или отделах биржи и имеют соответствующее количество голосов на общих собраниях как биржи в целом, так и всех ее секций (отделов). Вторые вправе участвовать в биржевых торгах лишь в определенных секциях или отделах биржи и имеют определенное количество голосов на общем собрании биржи и на собрании ее соответствующей секции (отдела).

Члены биржи могут уступить право на участие в биржевой торговле путем передачи своей доли в уставном капитале биржи другому лицу и даже сдать это право в аренду. Помимо членов биржи, участниками торгов могут быть постоянные и разовые посетители биржи.

На бирже осуществляются следующие виды сделок:

• сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

• сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

• сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

• сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

• другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленных в правилах биржевой торговли.

Государственное регулирование и контроль деятельности товарных бирж осуществляет Комиссия по товарным биржам при Федеральной антимонопольной службе. Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства осуществляет государственный комиссар, который вправе:

• присутствовать на биржевых торгах;

• участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи с правом совещательного голоса;

• знакомиться с информацией о деятельности биржи, в том числе конфиденциального характера;

• вносить предложения и делать представления руководству биржи;

• вносить предложения в Комиссию по товарным биржам;

• осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам.

38. Филиалы и представительства юридических лиц

Филиал и представительство – это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций.

Представительства выступают в гражданском обороте, в том числе в торговом, от имени создавшего их юридического лица, то есть представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал.

Филиалы представляют интересы создавшего их юридического лица и выполняют его основные функции (все или часть, в том числе и цели представительства).

Представительства и филиалы не могут иметь прав юридического лица и, следовательно, выступать в торговом обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании доверенности. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов, поскольку в них должны быть поименованы все филиалы и представительства. Сами же эти обособленные подразделения действуют на основе утверждаемых юридическим лицом положений.