Вы здесь

Коммерческое право. Раздел IV. Товарный рынок (А. Н. Толкачев, 2014)

Раздел IV. Товарный рынок

Тема 15. Товарный рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура

1. Понятие товарного рынка и конкурентного положения его участников

При оценке возможностей и перспектив своего участия на том или ином рынке предпринимателю необходимо владеть информацией о правилах участия на выбранном рынке, которые в первую очередь сформулированы в законодательстве о конкуренции. В этой нормативно-правовой базе определено понятие товарного рынка, положение его участников, установлены правовые границы конкуренции и типичные виды нарушений конкуренции.

Как известно, к понятию «рынок» существуют различные подходы.

В более широком смысле рынок определяется как система экономико-правовых отношений между продавцами и покупателями, с организованной структурой и инфраструктурой. Существует и достаточно узкое понимание рынка как совокупности сделок купли-продажи.

Функции рынка демонстрируют значение рынка для его участников и всей общественной системы и различаются следующим образом:

– коммерческая, т. к. торговцы получают прибыль от ведения своей деятельности;

– ценообразующая, что выражается в формировании цен на товары под влиянием спроса и предложения;

– информационная – рынок предоставляет сведения о производителях и торговцах, о товаре и товарных сделках;

– регулирующая – рынок определяет виды и объемы заказов, качество и внедрение результатов деятельности;

– коммуникационная – рынок позволяет устанавливать контакты между предпринимателями на условиях открытости, равенства, регулярности, известности и в установленных общепринятых формах, причем для более развитого рынка свойственны разнообразные формы сотрудничества на биржах, выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях, брифингах, конференциях;

– социокультурная, поскольку применение маркетинга в бизнесе повышает культурный уровень предпринимателя, который использует в своей работе научные данные;

– санирующая – выигрывают наиболее предприимчивые и эффективно работающие, недобросовестные и неэффективные – уходят с рынка.

Рынок – институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара. Взаимодействие участников товарного рынка обеспечивается его инфраструктурой (транспортные и складские компании, информационные агентства, консалтинговые фирмы и т. д.), но качество этого взаимодействия зависит не только от уровня развития инфраструктуры, но и от степени государственного воздействия на данный рынок.

По законодательству товарным рынком является сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

В Налоговом кодексе РФ рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами РФ.

Товарный рынок имеет много характеристик: продуктовые особенности (например, рынок лазерных принтеров), географические границы (например, рынок Москвы), субъектный состав, объем товарных ресурсов и т. д.

Но для проведения операций на товарном рынке для предпринимателя важно определить степень организации товарного рынка: организованный и неорганизованный. Организованный рынок – это сфера отношений по определенным правилам, в основном сформулированным тем субъектом, который его организовал, это товарная биржа, аукционный дом, ярмарка. К неорганизованным рынкам можно отнести все остальные сферы торговли, не отвечающие данному признаку.

2. Структура и инфраструктура товарного рынка

Развитие товарного рынка предполагает формирование структуры и инфраструктуры. Структура товарного рынка составлена из тех субъектов, которые непосредственно ведут торговую деятельность, участвуют как посредники в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. Это изготовители товара, оптовые, в том числе посреднические организации, организации-потребители и розничные торговые организации.

Указанные субъекты образуют цепь последовательных звеньев в целях наиболее эффективного продвижения товара от изготовителя к потребителю. Но конкурентная рыночная среда вызывает к жизни новые структурные элементы товарного рынка.

Например, для производственных организаций основной целью деятельности стало не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и увеличение источников получения прибыли. Поэтому кроме сбытовых подразделений, создаются дочерние торговые фирмы, розничные магазины, производственники вступают в хозяйственные объединения с финансовыми организациями, создают посредническую сеть.

Крупнейшая в Европе немецкая сеть магазинов строительных материалов OBI вышла на российский рынок, чтобы занять лидирующие позиции в секторе DIY (do it yourself – «сделай сам»). Компания OBI была основана Манфредом Маусом в 1970 году в Гамбурге. До 1993 года OBI оставалась исключительно немецкой сетью магазинов. Сегодня компании, входящей в группу Tengelmann, принадлежат 476 магазинов, 342 из них находятся в Германии, остальные – за рубежом. Кроме очевидных успехов, компания OBI имеет и провалы (банкротство латвийского OBI связывают с неспособностью местного покупателя франшизы поддерживать ассортимент и сервис в магазине на должном уровне).

Помимо системы франчайзинга, по которой компания работает во всех странах, в России учреждается фирма «DIY Project Russia», с участием OBI (51 %) и российской компании «Нэкс» (49 %). А компания «Нэкс» одновременно является учредителем сети магазинов «Старик Хоттабыч». «Нэкс» развивает два конкурирующих брэнда.

Два первых магазина с оранжево-черным бобром на логотипе открылись в 2003 году в России. Инвестиции в каждый из них составили 10 млн. долл. Своим конкурентным преимуществом в компании считают возможность продавать под одной крышей весь спектр товаров DIY, дополнительный сервис (студия подбора красок, консультации, доставка покупок), а также специализированный отдел «Садовый Рай», а также использовать основной инструмент конкурентной борьбы крупных сетей, к которым относится OBI, – демпинг.

Основные конкуренты компании OBI в России – крупные магазины и рынки («Каширский двор», «Тракт-терминал» и т. д. – всего порядка 40 в Москве).

Впрочем, конкуренция среди продавцов стройматериалов обостряется. Одни закрыли розничный бизнес и перешли на оптовые продажи («Ключстройарсенал» и ТД «Лаверна»), другие избирают иную ориентацию. В сети магазинов «Старик Хоттабыч» изначально выбрали ассортиментную политику, ориентированную на эксклюзивное предложение (всего 29 000 наименований) и профессиональные консультации. «Крокус Твой дом» делает акцент на широкий ассортимент и пересекается с OBI в некоторых товарных группах, но ассортимент первого намного шире – 400 000 наименований (у OBI 50 000). Конкуренцию на внешнем рынке для OBI представляют французские фирмы Leroy Merlin и Castorama, бельгийская Brico, немецкая Hornbach. Компании, которые выйдут на российский рынок позже, будут вынуждены нести дополнительные затраты, появится больше возможностей для создания совместных предприятий.

Из всех появившихся в начале 90‑х гг. сетей наиболее успешной оказалась «Старик Хоттабыч», которая изначально занималась оптовой торговлей товарами для ремонта (сейчас это лишь одно из направлений). Ее оборот в 2002 году составил 130 млн. долл. В состав сети входит 19 магазинов в Москве и 9 в регионах[13].


Инфраструктура товарного рынка представлена организациями, обслуживающими сферу товарного оборота (например, транспортными, складскими, финансовыми и т. д.). Это представители разных рынков.

Например, в ст. 15 ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства определяется как «система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки».

Конец ознакомительного фрагмента.