Раздел III. Объекты торгового оборота
Тема 12. Объекты гражданских прав предпринимателя
1. Понятие и классификация объектов
Объектами гражданских прав предпринимателя являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения. Объектом вещных прав предпринимателя может быть любое имущество, которое пригодно по своим качествам для роли товара или средства производства. Особенность объектов вещных прав предпринимателя состоит в том, что они а) используются для извлечения прибыли; б) имеют стоимостной характер.
Однако, согласно ст.129 ГК РФ, не все объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому, т. е. свободно обращаться. Поэтому вещи делятся на а) свободные в обороте; б) ограниченные в обороте; в) изъятые из оборота по прямому указанию в законе.
Объектами вещных прав предпринимателя могут выступать только оборотоспособные или ограниченно оборотоспособные (например, иностранная валюта) вещи.
Ограничение оборотоспособности определенных вещей устанавливается законом. Это означает, что виды вещей, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота и допускаться к обороту только на основании специальных разрешений, выдаваемых соответствующими компетентными органами, определяются в порядке, установленном законом. Например, ФЗ от 26.05.1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» устанавливает ограничения на оборот музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, которые могут отчуждаться, либо переходить от одного лица к другому только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти.
Изъятыми из гражданского оборота являются природные ресурсы (например, леса, составляющие лесной фонд, водные объекты, находящиеся в государственной собственности) за исключением земельных участков. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, не допускается.
ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» к объектам, изъятым из оборота, относит особо охраняемые природные территории, национальные парки, государственные заповедники, заказники, уникальные объекты природы.
В ст.6 ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» определен перечень предметов (вещей), изъятых из гражданского оборота.
Вышеприведенные нормы разных законов демонстрируют отсутствие единого исчерпывающего перечня имущества изъятого или ограниченного в обороте.
Общая классификация вещей приводится в гл.6 ГК РФ и включает такие категории как
– недвижимые и движимые вещи – это деление важно для выбора способа оформления сделки;
– делимые, т. е. вещи не теряющие своего назначения в результате раздела (например, вино в бутылке, топливо, материалы), и неделимые (например, автомобиль, холодильник) – это деление позволяет более точно определить, каким образом разделить общее имущество на доли, и тем самым изменить правовой режим собственности;
– сложные вещи, т. е. совокупности вещей (например, предприятие, мебельный гарнитур, самолет), и простые вещи – это деление позволяет более точно определить условия договора поставки товара;
– главные вещи и принадлежности (например, телевизор и пульт управления, замок и ключ);
– потребляемые вещи, т. е. теряющие свои потребительские свойства в процессе производства (например, косметика, бензин), и непотребляемые вещи, т. е. используемые в течение длительного периода и лишь ухудшающиеся (амортизирующиеся) при использовании (например, книга) – это деление важно для выбора соответствующего вида договора: скажем, нельзя арендовать потребляемое имущество;
– индивидуально-определенные вещи, т. е. вещи, которые имеют только им присущие признаки (например, ледоход «Арктика», дом с указанием номера и улицы), и вещи, определенные общими родовыми признаками, такими как вес, число (например, деньги) – это деление также важно для выбора соответствующего вида договора: скажем, предметом договора займа могут быть только вещи, объединенные общими родовыми признаками.
2. Деньги и ценные бумаги
Определение денег в ГК не дано, но главная черта денег как объекта гражданских прав заключается в том, что они, будучи всеобщим эквивалентом, могут быть применены в любых сделках, носящий возмездный характер.
Поскольку денежные средства представляют собой экономико-правовую категорию, обратимся к функциям денег. Р. Л. Миллер называет четыре функции денег: средство обращения, средство сохранения стоимости, единица счета (мера стоимости), средство платежа (standard of deferred payment)[12].
В п.1 ст.142 ГК РФ содержится классическое определение ценной бумаги как строго формального документа, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.
В определении, данном ГК РФ, можно выделить следующие отличительные признаки ценных бумаг:
1) это документы, которые ценны не сами по себе, как материальные предметы, а в силу содержащегося в них права на некую ценность;
2) составляются эти документы с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, отсутствие хотя бы одного из которых (либо неправильное его указание) делает бумагу ничтожной (п. 2 ст. 144 ГК);
3) удостоверение имущественных прав (в том числе право требования уплаты определенной денежной суммы, передачи определенного имущества);
4) осуществление или передача имущественных прав возможны только при предъявлении этих документов;
5) в силу п.2 ст.147 ГК РФ недопустим отказ от исполнения по ценной бумаге со ссылкой на отсутствие основания, по которому она выдана, либо на его недействительность. Следовательно, обязанное лицо должно произвести исполнение по ценной бумаге, удостоверившись лишь в наличии на ней необходимых реквизитов, а ее владелец может не проверять основания, по которым она выдана, вполне доверившись ее формальным признакам. Такое свойство ценной бумаги называется публичной достоверностью.
Ценная бумага – это особый товар, который обращается на особом рынке – рынке ценных бумаг, но не имеет ни вещественной, ни денежной потребительской стоимости, то есть не является ни физическим товаром, ни услугой.
3. Недвижимое имущество
К недвижимости, согласно ст. 130 и 132 ГК РФ, относятся, во-первых, объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно: земельные участки, участки недр (т. е. часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения), обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и иные объекты, прочно связанные с землей; а во-вторых, вещи, нуждающиеся в специальной государственной регистрации: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, предприятия как имущественные комплексы. Также к данному перечню следует добавить объекты незавершенного строительства, за исключением тех из них, которые можно перемещать без несоразмерного ущерба их назначению. Регулирует объекты недвижимости большая группа законов, включая Земельный кодекс, Водный кодекс, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и т. д.
Предприятие. Переход к созданию розничных торговых предприятий сопряжен не только с маркетингом потребительского спроса, переходом к заключению договоров публичного типа (розничной купли-продажи), но и выявлением оптимального вида торговой структуры.
Пример создания торгового розничного предприятия.
С 2002 года в России открылось несколько магазинов «Ашан». Французская группа «Ашан» существует с 1961 года и является одним из лидеров розничной торговли в Европе. Оборот компании составляет около 26 млрд. долл. в год. В России компания привлекла большое количество клиентов за счет низких цен на товары, на что «Ашан» акцентирует внимание в своей PR-политике.
Открытие второго магазина уже сопровождалось таким «ударом по ценам», что столичные ритейлеры обвинили «Ашан» в демпинге. «Ашан» парировал, что цены в магазинах действительно на 10–20 % ниже, чем в среднем по Москве, но при этом никто ничего не нарушает, поскольку в России специального законодательства о демпинге нет. Держать низкие цены «Ашану» позволяют большие финансовые и технологические возможности, которые из российских ритейлеров имеют лишь единицы. Заметим, что продаваемые дешевые товары по качеству целиком соответствуют невысокой цене. Очевидно, владельцы и менеджеры компании не рассчитывали, что в России дешевые товары пользуются популярностью, что подтверждают очереди в кассах «Ашана».
4. Работы и услуги
Работы и услуги достаточно лаконично определены в налоговом законодательстве.
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
5. Дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность – это права требования, принадлежащие кредитору по неисполненным денежным обязательствам его контрагентов по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (Постановление Правительства РФ от 27 мая 1998 г. № 516).
6. Долги
В ст.128 ГК РФ среди объектов гражданских прав долги не названы в числе других видов имущества.
Долги предпринимателей именуются кредиторской задолженностью. Как правовая категория кредиторская задолженность – это особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательственных отношений между организацией и ее кредиторами. Предприниматель владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но обязан вернуть ее кредиторам. Кредиторская задолженность вместе с собственным капиталом входит в состав имущества организации.
Тема 13. Понятие товара
Рассмотрим понятие товара применительно к коммерческому обороту.
Именно операции с товаром в процессе сделок купли-продажи становятся источником систематического получения прибыли для многих предпринимателей. Товарные отношения требуют от их участников грамотных подходов к категории «товар».
В рыночной экономике товаром является все, что может быть объектом возмездных сделок. Статус товара приобрели работы, услуги, земельные участки, предприятия и даже рабочая сила (например, среди предпринимателей распространены сделки по т. н. «аренде работников», что несостоятельно с правовой точки зрения).
С экономической позиции товар – имеющая потребительную стоимость продукция, производимая для продажи или обмена.
В российском законодательстве отсутствует единая трактовка понятия «товар».
В Гражданском кодексе РФ (ст.454 и 455) применительно к договору купли-продажи товаром является любая вещь, если она произведена или приобретена и отвечает признакам оборотоспособности (ст.129 ГК). То есть по ГК вещи, изъятые из оборота, товаром не являются, поскольку не подлежат купле-продаже или обмену. К этому можно добавить, что товаром являются вещи, которые передаются в реализационных сделках.
Товаром согласно ст.38 Налогового Кодекса РФ признается любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации.
Итак, общие требования к товару в коммерческом договоре
• товар, имеет стоимость в денежном выражении;
• документальная легитимация (стандарты и сертификаты);
• товар должен быть произведен или приобретен поставщиком;
• товар должен быть освобожден от прав третьих лиц, т. е. любых прав третьих лиц в отношении товара, которые препятствуют или могут воспрепятствовать покупателю в полном объеме осуществлять в отношении приобретенного товара правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом (п.1 ст.460 ГК);
• экономическая целесообразность применения товара;
• оборотоспособность;
• товар имеет наименование и определен в количестве (например, в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении).
Возможны исключения, когда в договоре товар не содержит наименования:
1) Товар имеет сложные характеристики. Его описание дается в Приложении, в «технических условиях», в «технической спецификации» и т. д.
2) Товар будет поставляться отдельными партиями. Указания на его наименование и количество даны в последующих документах между сторонами: заказе, счете, спецификации и т. д.;
В первой ситуации документы составлены одновременно с договором и стали его неотъемлемой частью. Во второй, – договор не действует, пока наименование и количество товара не будут в него внесены, хотя часто стороны ошибочно полагают, что данный договор все же действует с момента подписания или предоплаты.
Для целей бухгалтерского учета товары являются частью оборотных средств. К оборотным активам организации относятся материально-производственные запасы (в т. ч. готовая продукция и товары), дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства.
Материально-производственные запасы – это часть имущества, используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, а также предназначенная для продажи или используемая для управленческих нужд (например, сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции).
Материально-производственные запасы подлежат учету по их фактической себестоимости, в составе которой учитываются затраты на их приобретение, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение, доставку, осуществляемые силами сторонних организаций и др.
Готовая продукция – это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством. Продукция, не отвечающая указанным требованиям, и несданные работы считаются незаконченными, но подлежат учету в составе оборотных активов как затраты по незавершенному производству.
Товары – это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических (физических) лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
Тема 14. Средства индивидуализации, применяемые в коммерческой деятельности
Интенсивное развитие рыночных отношений, научно-технический прогресс привели к появлению и увеличению роли на рынке товаров нового типа – объектов интеллектуальной собственности, на которые правообладатель приобретает «исключительные», а не вещные правомочия. Ведущее значение для ряда крупных компаний стал занимать брендинг.
Для общего обозначения этой категории объектов можно обратить внимание на понятие «интеллектуальная собственность» (ст.138 ГК РФ), которое означает совокупность результатов творческой деятельности.
1. Фирменное наименование
Фирменное наименование – это уникальный объект гражданских прав, исключительное право на которое может иметь только коммерческая организация, ведущая под фирменным наименованием свою деятельность, и использующая его ограниченную оборотоспособность.
Положения статьи 1473 ГК РФ о фирменном наименовании имеют несколько смысловых значений:
• право на фирму признается исключительным (т. е. монопольным) субъективным гражданским правом его обладателя;
• фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых;
• фирменное наименование подлежит специальной государственной регистрации и включается в единый государственный реестр юридических лиц;
• словесное обозначение фирмы строится по определенным правилам и состоит из относительно самостоятельных частей:
– основной (содержит указание на организационно-правовую форму коммерческой организации: полное товарищество, товарищество на вере, производственный кооператив, казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью – ООО, закрытое акционерное общество – ЗАО, открытое акционерное общество – ОАО);
– вспомогательной (содержит специальное наименование, номер или иное обозначение для отличия от других организаций, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности).
• юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Оно вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках;
• фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица;
• в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
– полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
– полные или сокращенные официальные наименования органов власти; международных, межправительственных организаций и общественных объединений;
– обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
• распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается;
• фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем:
– в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения,
– фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания. Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания (ст. 1476 ГК РФ).
Функции фирменного наименования:
Фирменное наименование выполняет следующие функции:
• исключительности, так как фирма имеет исключительное право использования своего фирменного наименования (за исключением распоряжения им), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках (ст. 1474 ГК РФ);
• идентификационную (обеспечение выделения фирмы среди конкурентов). Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах (ст. 1473 ГК РФ). Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица (ст.1474 ГК РФ);
• рекламную (создание запоминающегося благоприятного образа (имиджа) фирмы);
• коммерческую (участие наименования в гражданском обороте и принесение дохода владельцам от передачи прав на использование в системе франчайзинга).
2. Коммерческое обозначение – это особый объект интеллектуальной собственности, имеющий следующие признаки (ст.1538 ГК РФ):
• находится в использовании юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в т. ч. некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели;
• применение для индивидуализации принадлежащих правообладателю торговых, промышленных и других предприятий (ст.132 ГК РФ);
• коммерческие обозначения не подлежат обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц;
• коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения;
• предприниматель имеет исключительное право на коммерческое обозначение.
Правовой режим использования исключительного права на коммерческое обозначение (ст. 1539–1541 ГК РФ)
• Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
• Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
• Лицо, нарушившее правила пункта 2 ст. 1539 ГК РФ, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.
• Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
• Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
• Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) или договором коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).
• Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.
Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак
Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.
Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака (ст. 1541 ГК РФ).
3. Товарный знак и знак обслуживания
Товарный знак (ст. 1477 ГК РФ) – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ).
Виды товарных знаков: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Знак обслуживания (ст. 1477 ГК РФ) – это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Правила законодательства.
На товарный знак и знак обслуживания распространяются общие правила:
их обладателями могут быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
государственная регистрация данных знаков осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 ГК РФ. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве;
оба знака аналогичны в гражданском обороте;
они несут аналогичные функции:
– идентификационную (обеспечение выделения товара среди других подобных);
– рекламную (обеспечение стабильного спроса и популярности товара и его марки);
– просветительскую (донесение до потребителей информации о качестве продукта, способствование возрастанию спроса на другие товары, маркированные тем же товарным знаком);
– коммерческую (участие в гражданском обороте и принесение дохода владельцам).
Условием предоставления правовой охраны товарного знака (знака обслуживания) является его новизна. Товарный знак бывает словесным, изобразительным, объемным и комбинированным.
Интересны примеры технологий так называемого «паразитического маркетинга», который построен на копировании чужой марки для продвижения собственной, как правило, менее известной марки или незаконного использования чужих товарных знаков. Товарные знаки подражателей начинают выполнять не свойственную им функцию аналогий, подмены, копирования, внесения путаницы, что зачастую противоречит нормам Закона о защите конкуренции и Гражданского кодекса РФ.
При этом «марки-паразиты» никогда не подделывают бренд полностью (тогда судебного процесса не избежать), а используют лишь отдельные элементы-идентификаторы, те опознавательные знаки, с которыми у большинства потребителей ассоциируется данный продукт. Число подделываемых элементов поистине безгранично: товарный знак или фирменное наименование, элементы стиля и рекламы конкурента, дизайн упаковки, графические элементы и т. п. Главное, что учитывают технологии «паразитического маркетинга», это не перейти границу закона, в данном случае границу допустимого копирования чужой марки до степени смешения.
Фирмы, которые проводят имитацию товарного знака, при обладании значительными ресурсами, способны «отхватить» у конкурента значительную долю рынка, более того, в дальнейшем на основе «марки-оригинала» они создают свои бренды и регистрируют их.
Скажем, известен современный опыт подражания российских производителей продуктов питания новым технологиям французского концерна Danone (упаковка, цвет, дизайн и т. п.). Скорее это тупиковый путь, если фирма не разрабатывает стратегий индивидуализации: не вкладывает средства в собственные инновации, в развитие своего имиджа и в разработку и популяризацию своих товарных знаков.
В России выпуск товаров под собственным брэндом (private label) начал развиваться недавно. Сначала с выводом подобных товаров начали экспериментировать крупные продуктовые сети – например, «Перекресток», «Пятерочка» и «Рамстор». Теперь собственные марки создают фирмы, специализирующиеся на торговле бытовой техникой и электроникой.
Этот маркетинговый ход приобретает все большую популярность в Европе (22 % розничного товарооборота) и США (16 % продаж). Британская сеть Marks & Spenser полностью перешла на продажу товаров под собственной торговой маркой. В Wal-Mart половину ассортимента занимает private label, в Aldi его показатель равен приблизительно 90 %.
По данным консалтинговой компании Accenture, использование private label позволяет снизить цену в среднем на 15–20 %, минусом является тот факт, что внутрисетевой брэнд не может составить конкуренции крупным производителям с развитой дилерской сетью, так как распространяется только по сети магазинов самой фирмы-владельца товарного знака.
Отличие товарного знака от знака обслуживания
Различие состоит в следующем. Если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей (например, «Домик в деревне», «Наша Дарья», «Толстяк», «Старый мельник»), то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг (например, «Хилтон»). Таким образом, если «Домик в деревне» может быть установлен на разных продуктах, например, молоко и сметана, то «Хилтон» как название отеля не может быть передан на обозначение автомастерских.
Отличие товарного знака от маркировки
Во избежание путаницы, заметим, что законодательство о защите прав потребителей указывает на необходимость маркировки товара, обозначающей словесное описание товара, помещаемое на товаре или его упаковке и включающее в себя фирменное наименование изготовителя, его адрес, товарный знак (если есть), название товара, ссылку на стандарты (в том числе сертификацию), перечень свойств товара и ряд других данных.
Можно сказать, что маркировка и товарный знак, в сущности, преследуют одну и ту же цель: связать изделие с конкретным производителем, обеспечивая потребителю выбор нужной ему продукции. Однако решается эта задача разными путями: при маркировке продукции до потребителя доводится весь объем необходимых сведений, а при проставлении на изделии товарного знака потребитель извещается об изготовителе условным обозначением. Главное отличие: маркировка – информационно объемна, абсолютно очевидна и подробна, а товарный знак – зарегистрирован, условен и краток.
4. Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (ст.1516 ГК РФ).
К специфическим признакам данного объекта следует отнести:
а) указание на то, что товар происходит из конкретной страны, населенного пункта, местности (в т. ч. с учетом исторических названий);
б) связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или социальным фактором;
в) признание и устойчивый спрос у потребителей;
г) общественно значимый характер наименования.
Указанные признаки наименования места происхождения товара должны носить стабильный, устойчивый и общественно значимый характер.
Например, практически любая сыроварня в Швейцарии – это, как правило, семейное дело под старинным и почетным товарным знаком. В каждом кантоне сыровары имеют свои вековые секреты. Технология приготовления сыров передается из поколения в поколение. И никому в голову не приходит снизить затраты и сделать некачественный продукт под известным брендом.
Благодаря сохранению традиций во всем мире известны швейцарские сыры: Gruyere, Emmental, Sbrinz, Friboureois, Tilsiter, Tete-de-Moine и Raclette.