Вы здесь

Коммерция и технология торговли. Глава 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ (Л. П. Дашков, 2014)

Глава 2

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ

2.1. Сущность и задачи коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.

В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности.

В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.

Основными принципами коммерческой деятельности являются:

• соблюдение действующего законодательства;

• высокая культура обслуживания покупателей;

• оптимальность коммерческих решений;

• доходность, прибыльность.

Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск.

Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант должен верить в торговый бизнес, расценивая его как привлекательное творчество. Признавая необходимость конкуренции, он должен понимать и необходимость сотрудничества, а также доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность.

Переход от административно-командной системы к рыночной экономике потребовал основательной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. В современных условиях она должна строиться на принципах полного равноправия торговых партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. При этом коренным образом изменилась правовая база коммерческой деятельности, чему, в первую очередь, способствовало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, введение в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принятие других законов и нормативных актов, регламентирующих коммерческую деятельность торговых организаций и предприятий, физических лиц, имеющих на это право. При этом существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы. Монопольная система государственной торговли сменилась системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов.

Все это ставит перед коммерческими службами ряд задач. Прежде всего, они должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товарооборот продукцию предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков. С этой целью необходимо расширять сферу договорных отношений с поставщиками товаров, повышать эффективность и действенность договоров поставки, укреплять договорную дисциплину. При этом особое внимание должно быть уделено развитию длительных хозяйственных связей с поставщиками.

Важное значение имеет повышение уровня работы коммерческих служб по изучению и прогнозированию емкости рынков, развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности. Все это должно осуществляться на основе маркетингового подхода.

Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изменения, что требует постоянного совершенствования технологии коммерческой работы. При этом очень важную роль играет компьютеризация выполнения коммерческих операций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными запасами и формированием ассортимента товаров, контролем исполнения договоров и др. С этой целью создаются автоматизированные рабочие места коммерсантов.

2.2. Содержание коммерческой деятельности

Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися оптовой торговлей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.

Основой успешного осуществления коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребительских свойствах, качестве и т. п.). Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого населения, его покупательной способности. И, наконец, коммерческие структуры, работающие на рынке, должны располагать информацией о потенциальных возможностях конкурентов.

Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельности – определению потребности в товарах. При этом определяется емкость рынка и его сегментов, обосновывается ассортимент необходимых товаров.

Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, условия поставок, цена и т. д.).

На следующем этапе коммерческой деятельности решается вопрос об установлении договорных отношений с поставщиками товаров. Должны быть согласованы все моменты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой деятельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль.

На этом заканчиваются коммерческие операции по оптовым закупкам товаров. Далее следует целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приемкой товаров по количеству и качеству, их хранением, перемещением и т. д. Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям – на предприятиях оптовой торговли и на предприятиях розничной торговли.

На предприятиях оптовой торговли в качестве следующих этапов коммерческой деятельности необходимо выделить:

• управление товарными запасами;

• управление ассортиментом товаров;

• рекламно-информационную работу;

• оптовую продажу товаров;

• оказание услуг оптовым покупателям.

Управление товарными запасами в оптовом звене предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль за их состоянием, а также их регулирование в зависимости от конъюнктуры рынка. Они должны формироваться в соответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей оптовых покупателей. Успешная работа по управлению товарными запасами позволяет принимать своевременные коммерческие решения по их нормализации, избегая при этом замедления оборачиваемости товаров и увеличения затрат, связанных с их хранением.

Управление ассортиментом товаров также является одной из важных функций коммерческих служб оптовых предприятий. Оно обеспечивает поддержание на складах такого ассортимента товаров, который в наибольшей степени удовлетворял бы запросы оптовых покупателей (магазинов, мелкорозничных предприятий и др.).

Успешное осуществление операций по оптовой продаже товаров во многом зависит от эффективности рекламно-информационной работы коммерческих служб. Она должна быть систематической, хорошо спланированной, обеспечивающей успешную реализацию товаров и оказание услуг оптовым покупателям. Это достигается путем выбора рациональных видов и средств рекламы, обоснования целесообразности их применения.

Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров является одним из самых важных этапов работы структур, осуществляющих оптовые операции. От ее успеха зависит экономическая эффективность работы предприятий, занимающихся сбытом товаров. На этом этапе важно правильно выбрать партнера по коммерческой деятельности, успешно провести с ним операции по оформлению продажи товаров, организовать контроль за выполнением условий договора.

Наряду с продажей товаров, предприятия, занимающиеся оптовыми операциями, оказывают своим партнерам по хозяйственным связям торговые услуги. Это могут быть рекламно-информационные услуги, а также посреднические услуги по поиску поставщиков товаров и оптовых покупателей. Сюда же следует отнести и организационно-консультативные услуги по вопросам ассортимента и качества товаров, организации розничной продажи, маркетинга и т. п. По мере перехода к рыночным отношениям роль торговых услуг возрастает, а их набор, качество выполнения могут стать определяющими для укрепления позиций на рынке.

На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается операций, следующих за оптовыми закупками товаров. Здесь также приходится иметь дело с управлением товарными запасами и управлением ассортиментов товаров. Однако эти операции, в отличие от операций, выполняемых в оптовых звеньях, имеют свою специфику, которая определяется совершенно другими размерами и структурой товарных запасов, сроками нахождения товаров на предприятиях розничной торговли и иными подходами к формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети. Свою специфику имеет и рекламно-информационная деятельность предприятий розничной торговли, иной характер имеют и оказываемые ими услуги, так как рассчитаны они на непосредственных потребителей товаров – население.

Поскольку в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной продажей товаров, является наиболее ответственной, так как на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребителем товара. Поэтому очень важно не только предложить розничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы продажи, прогрессивные системы расчета за покупки и т. д.

Коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований. При этом необходимо ориентироваться на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерческий результат. Одновременно следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, основными их которых являются:

• уровень квалификации коммерческих работников;

• правовая база коммерческой деятельности;

• состояние материально-технической базы торговых предприятий;

• ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг;

• уровень конкуренции на рынке;

• финансовое состояние предприятия;

• наличие развитых информационных систем и др.

Торговые предприятия должны учитывать степень влияния этих факторов в своей коммерческой деятельности, без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования.

2.3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности

Успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учета торговыми предприятиями информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг. Ее принято называть коммерческой информацией. К ней следует относить информацию о:

• покупателях и мотивах покупок;

• требованиях рынка к товару;

• конъюнктуре рынка;

• конкурентной среде;

• потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности.

Получить достоверную коммерческую информацию можно путем проведения комплексных маркетинговых исследований. Ее можно получить как из внутренних, так и внешних источников. К числу внутренних источников относятся статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия, данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности. Таким образом можно получить информацию о ходе реализации товаров, о товарных запасах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками и т. д. В качестве внешних источников коммерческой информации используют данные государственной статистики, периодической печати, а также информацию, полученную при специальных обследованиях. Используя эту информацию, можно выявить тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на соответствующие товары. Очень важной является также информация о численности и составе населения, составе семей, доходах и т. д.

Рассмотрим значение отдельных видов информации в коммерческой деятельности торговых предприятий.

Информация о покупателях и мотивах покупок является основой для принятия коммерческих решений. Анализ этой информации позволяет принять решения, снижающие риск выпуска или закупки неходовых товаров, а также решения, обеспечивающие увеличение объемов реализации товаров, укрепление финансовой устойчивости предприятия. Такой информацией может быть: численность обслуживаемого населения, его состав, уровень доходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей и т. д. Используя эту информацию, коммерческие структуры могут проводить более целенаправленную работу с покупателями, создавая тем самым условия для увеличения объемов продаж товаров и улучшения экономических показателей своей деятельности.

Информация о требованиях рынка к товару необходима для того, чтобы торговое предприятие могло осуществить правильный выбор товаров и услуг, которые оно предложит покупателям. Поэтому коммерческие службы должны хорошо знать свойства и особенности товаров, а также то, в какой степени они отвечают запросам покупателей. Необходимо также уделить внимание исследованию «жизненного цикла» товара, то есть периода, в течение которого товар покупается на рынке. Важное значение имеет информация о конкурентоспособности товара. Она определяется как совокупность характеристик товара, отличающих его от аналогичных товаров по степени удовлетворения потребностей конкретного потребителя. То есть это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.

Необходимо иметь в виду, что цена на товар имеет непосредственную связь с его качеством. Часто потребители полагают, что высокие цены означают высокое качество товара и, наоборот, низкие цены – низкое качество. Поэтому коммерческие службы торгового предприятия должны располагать информацией о том, что цены на товары должным образом отражают их качество. При этом следует также учитывать и престижность товара, которая определяется степенью его признания на рынке, положительным общественным мнением о нем. В связи с эти существует еще и понятие престижных цен, когда определенная категория покупателей не приобретает товары и услуги по ценам, которые считают слишком низкими, полагая, что при низких ценах качество товара не соответствует их требованиям, и они по своему общественному положению не могут покупать данные товары. Поэтому, устанавливая цены на товары и услуги, предприятие должно располагать информацией о верхних и нижних пределах цен, которые устанавливают конкретные группы потребителей.

Изучая информацию о требованиях рынка к товару, особое внимание следует уделить упаковке и рекламному оформлению товара. Они должны подчеркивать преимущества товара, способствовать ускорению его реализации и т. д.

Учитывая обширность и многосторонность информации о товаре, коммерческие службы предприятий должны комплексно подходить к ее изучению и анализу.

Информация о конъюнктуре рынка дает возможность коммерческим службам исследовать спрос и предложение на рынке и его сегментах, емкость и характер рынка, уровень цен, условия рыночной конкуренции и другие аспекты с целью принятия необходимых коммерческих решений.

Информацией о спросе населения являются сведения, характеризующие объем, структуру, закономерности и тенденции его развития. Сюда же относится информация о причинах изменения спроса, особенностях его формирования и развития. Все это является базой для обоснования потребности в товарах как по общему объему, так и в ассортиментном разрезе.

Определить товарное предложение можно с помощью информации об объемах, структуре и динамике производства, о товарных запасах, о товарах-новинках и т. д.

Изучая информацию о спросе и предложении, коммерческие службы должны иметь в виду, что несоответствие между ними вызывает нарушение нормальных условий реализации товаров. При превышении спроса над предложением возникает неудовлетворенный спрос, при чрезмерном превышении предложения над спросом накапливаются излишние товарные запасы, что приводит к увеличению издержек, связанных с их хранением и реализацией.

Среди другой информации о конъюнктуре рынка важное значение имеет информация о географическом положении и месторасположении рынка, его границах и региональных различиях, емкости и степени открытости, степени насыщенности товарами и уровне цен и др.

Информация о конкурентной среде позволяет коммерческим структурам объективно оценить их реальное положение на рынке, так как в условиях рыночной экономики, высокой насыщенности рынка товарами конкуренция создает предпосылки для приведения рыночных цен в соответствие с действительной стоимостью и качеством товаров. Поэтому, изучая конкурентов–поставщиков товаров, следует выявить их позицию на рынке, изучить характеристику предлагаемых ими товаров, их финансовое положение, надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств и другую информацию. Не менее тщательным должно быть изучение конкурентов–покупателей товаров, при котором следует выделить их сильные и слабые стороны и объективно оценить позицию своего предприятия на рынке.

Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности с тем, чтобы можно было правильно определить направления развития предприятия, обеспечивающие его устойчивое экономическое положение. С этой целью анализируются показатели, характеризующие экономический потенциал и хозяйственную деятельность предприятия.

При оценке конкурентоспособности предприятия учитывают использование передовой технологии и новой техники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, финансовую устойчивость и имидж предприятия. Все это позволяет определить потенциальные возможности предприятия и выработать мероприятия по укреплению его конкурентных позиций на рынке.

На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения, то есть управленческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.

2.4. Коммерческая тайна и ее защита

Федеральным законом «О коммерческой тайне» установлено, что под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах уве-личить доходы, избежать неоправданных расходов сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Формой проявления коммерческой тайны являются коммерческие секреты. К ним принадлежат сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне предприятия или организации и подлежащие защите со стороны службы безопасности от хищения, выведывания или утечки.

Носителями коммерческой информации являются руководители предприятий или организаций, а также другие служащие, допущенные к коммерческим секретам.

Засекречивая информацию, предприятия или организации должны исходить не только из принципа своей безопасности, но и экономической выгоды. Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой продукции и услуг, а чрезмерное засекречивание их деятельности может обернуться потерей прибыли.

Поэтому защиты от утечки и хищения требуют, например, сведения о финансовой деятельности предприятия или организации, деловые планы и планы производства новой продукции, информация о маркетинге, списки клиентов, организационные схемы, информация о сотрудниках и другая деловая информация.

К коммерческой тайне, безусловно, следует отнести научно-исследовательские проекты, конструкторские и технологические разработки по производству какой-либо продукции и ее параметры, заявки на патенты, программное обеспечение ЭВМ и другую техническую информацию.

Предприятию необходимо позаботиться об охране заключенных им договоров, которые должны храниться в определенном месте у ответственного лица. Выдавать их следует под расписку с письменного разрешения руководителя предприятия или организации, так как пропажа первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям при доказательстве их соответствующих положений в случаях возникновения спора и его разрешения в суде. При определенных обстоятельствах охране может подлежать не только текст договора, но и сам факт заключения сделки.

К коммерческой тайне относится информация о рационализаторском предложении или изобретении, находящемся на стадии разработки или оформления. И если изобретение после выдачи на него патента не нуждается в защите при помощи коммерческой тайны, то рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, так как представляет собой для данного предприятия прогрессивное техническое решение.

К разряду коммерческой тайны необходимо относить и информацию типа «ноу-хау», которую рекомендуется охранять и от своего персонала, с тем чтобы при переходе на работу в конкурирующее предприятие сотрудник не мог ее передать.

Для обеспечения защиты коммерческой тайны должны соблюдаться следующие правила:

• необходим строгий контроль за допуском персонала к секретным документам;

• для контроля за секретным делопроизводством должны быть назначены ответственные лица, которых следует наделить соответствующими полномочиями;

• руководителем предприятия или организации должна быть утверждена инструкция по работе с секретными документами, с которой следует ознакомить соответствующих сотрудников;

• необходим контроль за соблюдением служащими письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны предприятия.

Желательно введение системы материального и морального стимулирования сотрудников, имеющих доступ к секретной информации.

Руководитель предприятия должен осуществлять личный контроль за службами внутренней безопасности и секретного делопроизводства.

Существует множество способов защиты информации, составляющей коммерческую тайну предприятия или организации.

Так, подготовку документов, содержащих важные сведения, следует поручать наиболее проверенным сотрудникам. При этом количество экземпляров документа должно быть строго ограничено. Необходимо позаботиться и о том, чтобы при копировании документов множительная техника была под надежным контролем. Под контролем ответственных лиц должна уничтожаться копировальная бумага и красящая лента. Должен быть выбран надежный способ пересылки секретной информации.

Для охраны информации от прямого хищения или уничтожения можно использовать меры физической защиты (замки на дверях, решетки на окнах и т. п.). Они, как правило, применяются в сочетании с административными мерами (пропускной режим, режим секретности, служба безопасности и т. д.). Кроме того, применяются технические системы охраны, которые представляют собой довольно сложные электромеханические, радиотехнические, акустические и другие устройства.

2.5. Риски в коммерческой деятельности

Риски являются неотъемлемыми атрибутами коммерческой деятельности. К ним относят возможное понесение ущерба или убытков вследствие осуществления коммерческой деятельности.

Не существует коммерческой деятельности, гарантированной в получении прибыли при отсутствии рисков. Каждый участник коммерческой деятельности пытается получить прибыль путем решения проблем существующих рисков, предпринимает всевозможные усилия, чтобы избежать ситуации, непосредственно связанной с рисками. Вместе с тем, наличие фактора риска является серьезным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов.

Риски могут возникать под воздействием различных внешних факторов. Это могут быть факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия следует отнести:

• законодательство, регулирующее коммерческую деятельность;

• непредвиденные действия государственных служб и учреждений;

• налоговая система;

• взаимоотношения с партнерами;

• действия конкурентов;

• коррупция и рэкет.

В качестве факторов косвенного воздействия могут выступать:

• политические условия;

• экономическая обстановка в стране;

• экономическое положение на рынке;

• международные события;

• форс-мажорные обстоятельства.

Именно эти факторы усиливают риск в коммерческой деятельности в первую очередь. Однако есть и внутренние факторы, влияющие на уровень рисков в коммерческой деятельности, основными из которых являются:

• потеря товара из-за небрежности работников торгового предприятия;

• вероятность нечестности служащих, что может нанести материальный ущерб предприятию;

• низкая квалификация коммерческих работников, результатом деятельности которых может быть рискованная коммерческая сделка;

• приостановка деловой активности предприятия и др.

Определить степень риска можно с помощью статистического или экспертного методов. Статистический метод основан на приемах математической статистики с использованием показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (прибыль, инвестиции и др.). При экспертном методе учитывают влияние различных факторов риска и определяют вероятность возникновения различных величин потерь. При этом, в зависимости от степени риска, выделяют допустимый, критический и катастрофический риски. Допустимый риск предполагает вероятность потери прибыли, критический – потери прибыли и недополучение части дохода, катастрофический – возможность банкротства. Чаще всего используют одновременно статистический и экспертный методы.

Снизить степень вероятного риска можно путем изыскания надежных партнеров по коммерческой деятельности, образования специального резервного фонда для самострахования, а также путем страхования торгового бизнеса.

В практике биржевой торговли получило распространение страхование рисков от неблагоприятных изменений цен по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Такое страхование рисков называется хеджированием. Оно совершается путем встречных покупок (продаж) фьючерсных контрактов. Если на рынке предполагается продажа (закупка) реального товара, то хеджирование осуществляется путем приобретения (продажи) соответствующего по количеству и срокам ликвидации контракта, и наоборот. Таким образом, при ликвидации фьючерсного контракта покупатель (продавец) получит ту разницу в цене, которую он потеряет в случае неблагоприятного изменения цены на рынке реального товара.

2.6. Организационно-правовые формы юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность

Действующее законодательство определяет юридическое лицо следующим образом: это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Поскольку юридические лица являются весьма сложными социально-экономическими и организационно-правовыми образованиями, большое значение имеет их классификация по различным признакам.

Так, в зависимости от формы собственности, на которой базируется юридическое лицо, они разделяются на государственные, муниципальные и частные.

Государственные и муниципальные юридические лица чаще всего функционируют в форме унитарных предприятий, сущность которых будет раскрыта ниже.

По основным целям деятельности юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, распределяющие ее между своими участниками (членами, учредителями, акционерами), являются коммерческими. Эти организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли, либо не имеющие целью распределение ее между участниками, являются некоммерческими и могут создаваться в форме потребительских кооперативов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

И, наконец, по организационно-правовым формам, установленным главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица подразделяются на хозяйственные товарищества и общества (в том числе акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.

Хозяйственное товарищество – это объединение нескольких лиц на основе соглашения между ними для осуществления предпринимательской деятельности.

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного). Участниками полного товарищества и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в товариществе на вере могут быть граждане и юридические лица.

Хозяйственными обществами являются организации, создаваемые одним или несколькими лицами на основе передаваемого ими в собственность общества имущества (имущественных прав) для осуществления предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества создаются в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытого акционерного общества и открытого акционерного общества. Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица. Рассмотрим перечисленные выше организационно-правовые формы юридических лиц более подробно.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Главная отличительная черта полного товарищества – неограниченная солидарная ответственность его участников по обязательствам товарищества всем своим имуществом (субсидиарная ответственность). Кроме того, полное товарищество предусматривает личное участие его членов в хозяйственной деятельности, то есть конкретное лицо может быть участником только одного полного товарищества (в отличие от акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, где одно лицо может быть участником любого их количества).

Управление и ведение дел в полном товариществе в значительной мере определяется его учредительным договором. Каждый участник полного товарищества имеет один голос независимо от размера вклада (если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников).

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не установлено учредительным договором или иным соглашением. Устранение кого-либо из участников от участия в прибылях и убытках не допускается. Закон не требует наличия у хозяйственных товариществ (в отличие от хозяйственных обществ) обязательного минимума складочного капитала. Поэтому данная организационно-правовая форма может быть использована, когда масштабы деятельности превышают собственный капитал участников товарищества.

В настоящее время в России полные товарищества не получили сколько-нибудь широкого распространения, в основном из-за того, что данная организационно-правовая форма юридического лица предусматривает неограниченную солидарную ответственность участников.

Товарищество на вере (коммандитное) состоит из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев) и участников-вкладчиков (коммандитистов). Права и обязанности комплементариев аналогичны правам и обязанностям участников полного товарищества, включая полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом. Конкретное лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.

Права и обязанности коммандитистов определяются учредительным договором, а ответственность ограничивается пределами их вкладов в имущество товарищества.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется только полными товарищами. Участники-вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества, выступать от его имени иначе как по доверенности, они не имеют права голоса.

Главная цель участия коммандитистов в деятельности товарищества на вере заключается в получении части прибыли товарищества, причитающейся на их долю в складочном капитале.

Сумма начального капитала для регистрации товарищества на вере (как и полного товарищества) не регламентирована и зависит лишь от конкретных условий договора о совместной предпринимательской деятельности.

Акционерные общества. Они получили достаточно широкое распространение в России. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Различают открытые и закрытые акционерные общества. Открытым признается акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. При этом акции свободно продаются всем желающим на условиях, установленных законом и иными правовыми актами. Число акционеров открытого общества не ограничивается.

Закрытым признается акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Число акционеров (учредителей, участников) закрытого общества не должно превышать пятидесяти.

Уставный капитал акционерного общества образуется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и не может быть меньше тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на момент регистрации, – для открытого общества и стократного минимального размера оплаты труда – для закрытого общества.

Различают обыкновенные и привилегированные акции. Каждая обыкновенная акция предоставляет ее владельцу одинаковый объем прав, в которые входят: возможность участия в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции общего собрания, право на участие в органах управления обществом и его контрольных органах, на покрытие дивидендов, на получение части имущества общества в случае его ликвидации и т. д.

Права владельцев привилегированных акций различного типа определяются законодательством и уставом конкретного общества.

Управление обществом осуществляют его органы: высший – общее собрание акционеров; коллегиальный – наблюдательный совет или совет директоров (создается в обществе с числом акционеров более пятидесяти); исполнительный, который может быть как коллегиальным – правление (дирекция), так и единоличным – директор (генеральный директор).

Распределение компетенции органов управления осуществляется в соответствии с уставом общества и с требованиями законодательства об акционерных обществах.

Таким образом, основополагающими признаками и особенностями акционерного общества являются:

1. Ограниченная ответственность членов общества по его обязательствам, равная величине их вклада, то есть сумме имеющихся акций (если же быть более точным, то ограничивается риск, а не ответственность участия акционерного общества, так как перед кредиторами общества взятый в отдельности акционер не отвечает вовсе).

2. Акционерное общество несет ответственность по обязательствам только своим имуществом. При этом оно не несет ответственности по обязательствам акционеров вне дел общества и наоборот.

3. Акционерный капитал делится на равные по величине доли (акции). Акционеры получают часть прибыли в виде дивиденда, а также часть имущества предприятия в случае его ликвидации пропорционально их долям в акционерном капитале (сумме акций).

4. В акционерных обществах не требуется непременное вовлечение их участников в производственно-хозяйственную деятельность. Достаточно лишь участвовать материально в формировании акционерного капитала. Участники общества могут получать дивиденды на вложенные средства без непосредственного личного участия в его хозяйственной деятельности. Такая возможность позволяет юридическим лицам и гражданам одновременно быть участниками любого числа акционерных обществ.

5. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, на котором каждый из них имеет право голоса в количестве, пропорциональном доле имеющихся акций (за исключением владельцев привилегированных акций).

Акционерная форма хозяйствования имеет перспективы значительного развития, так как она обладает целым рядом преимуществ. Они сводятся, в основном, к следующему:

1. Создание акционерных обществ – один из самых эффективных способов быстрого привлечения значительных финансовых ресурсов для решения крупных хозяйственных задач путем выпуска акций и других ценных бумаг. Причем, предприятия с большей эффективностью хозяйственной деятельности имеют шанс привлечения финансовых ресурсов в первую очередь, так как обеспечивают акционерам более выгодные условия для помещения своих средств – высокий дивиденд в сочетании с надежностью. В результате этого положение сильных предприятий еще более укрепляется, а убыточные предприятия «вымываются», то есть происходит саморегулирование экономики в масштабах всей страны путем внутри- и межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов и концентрации их на более эффективных участках общественного производства.

2. Привлечение в качестве акционеров предприятий-партнеров (поставщиков, потребителей) усиливает надежность хозяйственных связей. Система участия, то есть перекрестное владение акциями, придает устанавливающимся хозяйственным отношениям качественно новый характер, переводит их на иной уровень, значительно превосходящий узкий набор ведомственных устремлений.

3. Продажа акций лицам, работающим в акционерном обществе по найму, существенно усиливает их стимул к высокоэффективному труду. В данном случае в значительной мере отпадает проблема воспитания «чувства хозяина», так как владельцы акций «на собственном кармане» начинают ощущать положение дел своего предприятия.

4. Управление акционерным обществом осуществляется самими собственниками в лице акционеров. Они отвечают за правильность принятых решений своими средствами. Поэтому принятию решений предшествует их обсуждение, обоснование, оценка последствий, что является важным условием повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Мировой и нарождающийся отечественный опыт подтверждают достаточно высокую эффективность функционирования акционерной формы хозяйствования.

Общества с ограниченной ответственностью. Они получили наибольшее распространение в России. Обществом с ограниченной ответственностью является коммерческая организация, созданная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости вложенных ими вкладов.

Число участников такого общества не должно быть более пятидесяти.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе свободно произвести отчуждение своей доли или ее части любому другому участнику. Однако такие действия в отношении третьих лиц ограничены правом преимущественного приобретения другими участниками общества и даже могут быть запрещены уставом.

Управление деятельностью общества с ограниченной ответственностью осуществляет его высший орган – общее собрание участников и исполнительный орган – коллегиальный или единоличный.

Участник общества в любой момент может выйти из него, независимо от согласия других участников. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале.

Общества с ограниченной ответственностью имеют много общего с акционерными обществами. У них целый ряд единых основополагающих принципов образования и функционирования, которые сводятся к следующему:

1. Общество с ограниченной ответственностью, как и акционерное общество, является, в первую очередь, объединением капиталов (имущества), а не личного участия в предпринимательской деятельности, хотя и не исключает такого участия.

2. Общество с ограниченной ответственностью, аналогично акционерному обществу, несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества, а его участники несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

3. Участниками обществ с ограниченной ответственностью, как и акционерных обществ, могут быть и юридические лица, и граждане.

4. Участники обществ с ограниченной ответственностью, так же как и акционеры, обладают числом голосов, получают часть прибыли в виде дивиденда, а также часть имущества общества в случае его ликвидации пропорционально их вкладам в уставный капитал.

5. Размер уставного капитала и в обществах с ограниченной ответственностью, и в акционерных обществах не может быть меньше суммы, установленной законом. Для обществ с ограниченной ответственностью она не может быть меньше стократного минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, общества с ограниченной ответственностью имеют и существенные различия с акционерными обществами. Они сводятся к следующему:

1. В обществе с ограниченной ответственностью отсутствует свободный порядок передачи доли участника третьему лицу. Уставом общества может быть предусмотрен запрет на такую передачу.

2. Общество с ограниченной ответственностью не выпускает акций. В подтверждение внесенного вклада участникам выдается письменное свидетельство, которое не относится к категории ценных бумаг. В обществе с ограниченной ответственностью происходит не свободная продажа ценных бумаг, а передача долей в имуществе.

3. Общество с ограниченной ответственностью не обязано публиковать результаты своей отчетности, в то время как акционерное общество открытого типа обязано публиковать годовой отчет и бухгалтерский баланс.

4. Организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью рассчитана на сравнительно небольшое количество участников, предел которого специально определяется законом. В открытых акционерных обществах количество участников не лимитируется. Здесь, наоборот, должен устанавливаться нижний предел численности участников.

Общества с дополнительной ответственностью являются разновидностью обществ с ограниченной ответственностью. Поэтому на них распространяют свое действие практически все положения, регламентирующие деятельность обществ с ограниченной ответственностью, за одним главным исключением.

При недостаточности имущества общества с дополнительной ответственностью для удовлетворения требований его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам их личным имуществом, причем, в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их личного имущества (как в полном товариществе), а только его части. Речь идет об одинаковом для всех кратном размере к сумме внесенных вкладов (например, трехкратном, пятикратном и т. п.).

Таким образом, общество с дополнительной ответственностью занимает как бы промежуточное положение между товариществами с их неограниченной ответственностью участников и обществами с ограниченной ответственностью.

Производственные кооперативы. Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности на основе личного трудового участия и объединения его членами имущественных взносов (паев). Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Отличия производственных кооперативов от хозяйственных обществ и товариществ заключаются в следующем:

1. Производственный кооператив – объединение граждан, участвующих в его деятельности личным трудом, но не являющихся предпринимателями.

Паевые взносы членов кооператива и их размер сами по себе не влияют ни на количество голосов, ни на размер получаемого дохода членами кооператива. Каждый член кооператива имеет только один голос независимо от размера пая, а чистый доход распределяется между членами кооператива в соответствии с их трудовым участием, а не пропорционально их вкладам, как это имеет место в хозяйственных обществах и товариществах.

Таким образом, производственный кооператив – это особая форма организации трудовой и предпринимательской деятельности граждан, основанная на началах равенства всех его участников.

2. Производственный кооператив предусматривает обязательный минимум членов – не менее пяти человек (хозяйственные общества могут быть организованы одним лицом). Если в производственном кооперативе менее пяти участников, то он подлежит ликвидации.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность участия в производственных кооперативах лиц, вносящих лишь имущественный вклад, но не привлекающихся к личному трудовому участию в его деятельности. Однако в уставах кооперативов должно быть установлено ограничение на такое участие по количеству паев и голосов, имеющихся у этих «финансовых участников».

Структура управления производственным кооперативом построена с учетом принципа кооперативной демократии и преследует цель обеспечения участия в управлении делами кооператива всех его членов.

Высшим органом управления является общее собрание кооператива. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в руководящие органы производственного кооператива не могут быть избраны лица, не являющиеся его членами, то есть запрещено привлечение наемных управляющих. Производственный кооператив является одним и единственным собственником своего имущества. Деление этого имущества на паи является лишь способом определения размера возможного требования членов кооператива в случае выхода из него или его ликвидации.

Производственный кооператив должен иметь, как минимум, два обязательных фонда: паевой (уставный) и резервный (страховой). Может быть образован также неделимый фонд, который не делится на паи участников, и выплаты из него при выходе из кооператива не производятся. Раздел неделимых фондов между членами кооператива возможен только при его ликвидации после удовлетворения требований кредиторов.

Унитарные предприятия. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные коммерческие организации. Имущество их находится либо в государственной, либо в муниципальной собственности, является неделимым и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Руководство предприятием, как правило, осуществляется на основе единоначалия, его руководитель назначается и освобождается собственником, но, зачастую, по согласованию с трудовым коллективом.

Некоммерческие организации. Как отмечалось выше, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если она направлена на достижение целей, ради которых созданы эти организации, и соответствует этим целям.

Рассмотрим некоторые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Потребительские кооперативы. Потребительским кооперативом (союзом, обществом) является добровольное объединение лиц на началах их членства для удовлетворения разнообразных потребностей участников такого образования, осуществляемое путем объединения паевых взносов.

Деятельность потребительских кооперативов регулируется кроме Гражданского кодекса другими нормативными актами. В нашей стране существует хорошо организованная, разветвленная система потребительской кооперации. Потребительский кооператив не предполагает обязательного личного участия своих членов в общих делах. Не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких потребительских кооперативах.

Структура управления потребительским кооперативом строится на тех же принципах, что и структура управления производственным кооперативом (высший орган – общее собрание, исполнительный – правление и т. д.).

Потребительский кооператив как юридическое лицо является единым и единственным собственником своего имущества. Члены потребительского кооператива приобретают права требования на это имущество, пропорциональные их паям (вкладам).

Потребительский кооператив может осуществлять предпринимательскую деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, в отличие от других некоммерческих организаций, распределяются между членами кооператива либо идут на иные нужды, определяемые общим собранием. Такого рода деятельность не должна менять уставных задач потребительского кооператива и поэтому не ведет его к превращению в производственный кооператив или в хозяйственное общество, то есть в коммерческую организацию.

Объединения (ассоциации, союзы) юридических лиц. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. При этом такие ассоциации и союзы становятся некоммерческими организациями.

В ассоциации и союзы могут объединяться и некоммерческие организации. При этом такие ассоциации и союзы также остаются некоммерческими организациями.

Предприятия, входящие в ассоциацию или союз, сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, статус юридического лица, не меняют форм собственности.

Важно подчеркнуть, что ассоциация (союз) не является вышестоящим органом по отношению к входящим в нее самостоятельным предприятиям. Она выполняет те функции и обладает теми полномочиями, которые добровольно делегировали ей участники.

Имущество ассоциаций является совместным имуществом их участников, то есть участники не обладают обособленными правами на данное имущество, они не вправе распоряжаться своей долей в имуществе без согласия остальных участников.

Сама ассоциация не несет имущественной ответственности по обязательствам своих членов. Но члены ассоциации (союза) несут дополнительную ответственность по ее долгам своим имуществом. Характер и пределы такой дополнительной ответственности определяются в учредительных документах.

В члены ассоциации могут быть включены любые признающие ее устав предприятия и организации, деятельность которых соответствует целям и задачам ассоциации. Решение о членстве в ассоциации принимается общим собранием (конференцией, советом) участников. Условием включения нового участника в ассоциацию является его предварительное письменное согласие с положениями соглашения о создании и деятельности ассоциации и ее устава. Членство в ассоциации наступает с момента внесения долевого вклада, размер и состав которого определяются по соглашению между участниками и новым участником.