Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава…» (постатейный). Статья 2....

Статья 2. Субъекты обязательного государственного страхования

1. Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее – страховщики) могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования.

Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

2. Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее – страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.

3. Застрахованными по обязательному государственному страхованию (далее – застрахованные лица) являются военнослужащие (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена) и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица.

4. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее – выгодоприобретатели) помимо застрахованных лиц в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и бабушка застрахованного лица – при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха застрахованного лица – при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечные застрахованного лица.

1. Представив комментируемой Закон в качестве специального нормативного правового акта, регулирующего конкретный вид обязательного страхования, законодатель тем самым предопределил дальнейшую его структуру в целом и содержание отдельных его норм. Его построение осуществляется по классической схеме, представленной п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:

а) субъекты страхования;

б) объекты, подлежащие страхованию;

в) перечень страховых случаев;

г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;

д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;

е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);

ж) срок действия договора страхования;

з) порядок определения размера страховой выплаты;

и) контроль за осуществлением страхования;

к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;

л) иные положения.

Здесь следует обратить внимание, что законодатель не только сохраняет предложенную последовательность построения норм рассматриваемого документа, но и, раскрывая их содержание, апеллирует традиционными для отечественного рынка предоставления страховых услуг понятиями.

Используемым в заголовке комментируемой статьи термином «субъекты обязательного государственного страхования» законодатель объединяет непосредственных участников соответствующих правоотношений, исключив из его содержания юридических и физических лиц, оказывающих посреднические услуги в сфере страховой деятельности: страховых агентов, брокеров, страховых актуариев. В свою очередь, представленный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Тем самым законодатель исключает возможность любой иной формы участия в правоотношениях по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц.

2. Ключевое место в отношениях по страхованию независимо от их вида принадлежит страховщику, который, бесспорно, является центральным субъектом страхового дела. Страховщики могут осуществлять оценку страхового риска, получать страховые премии (страховые взносы), формировать страховые резервы, инвестировать активы, определять размер убытков или ущерба, производить страховые выплаты, осуществлять иные действия, связанные с выполнением обязательств по договору страхования.

Страховщиком по обязательному государственному страхованию могут быть только страховые организации, отвечающие следующим обязательным условиям:

наличие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования;

заключение со страхователями договоров обязательного государственного страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой организацией признается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в установленном законом порядке. Сказанное позволяет отметить, что принципиального значения для осуществления страховой деятельности организационно-правовая форма создаваемого юридического лица не имеет. Здесь важно соблюдение установленного порядка его создания. Следует оговориться, что действующее законодательство не содержит единого унифицированного порядка создания юридических лиц. Общим для них будет являться только порядок государственной регистрации юридических лиц, установленный Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических ли и индивидуальных предпринимателей»[5] и принятыми на его основе постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 и 439», а также приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

Порядок создания юридических лиц поставлен в прямую зависимость от избираемой в процессе создания организационно-правовой формы и, в свою очередь, определяется положениями отдельных статей ГК РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и целям рядом принятых на их основе иных нормативных правовых актов.

Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации определены в ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», по смыслу которой принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется Федеральной службой страхового надзора[6]. В соответствии со ст. 32.4 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» субъекту страхового дела необходимо получить лицензию в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии.

Наличие лицензии на осуществление страховой деятельности является обязательным, но не единственным требованием, предъявляемым к организации, выходящей на рынок по оказанию страховых услуг. Альтернативным в данном случае требованием будет являться обеспечение финансовой устойчивости страховщиков. Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов. Статьей 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлены требования к минимальному размеру уставного капитала для учреждения страховой организации. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн руб., и следующих коэффициентов:

1 – для осуществления страхования от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование;

2 – для осуществления страхования, связанного с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан;

3 – для осуществления страхования всех перечисленных объектов страхования одновременно;

4 – для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.

Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода. Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

Страховщики обязаны соблюдать установленные требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.

Приказом Минфина России от 16 декабря 2005 г. № 149н «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика» утверждены Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщиков. Указанные Требования предъявляются к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика для покрытия собственных средств страховщика в размере наибольшего из двух показателей:

минимального размера уставного капитала, установленного Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

нормативного размера маржи платежеспособности, рассчитанного в соответствии с п. 6—8 Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утв. приказом Министерства финансов РФ от 2 ноября 2001 г. № 90н, принимаются следующие виды активов:

1) федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) муниципальные ценные бумаги;

4) акции;

5) иные облигации;

6) векселя организаций, включая векселя банков;

7) инвестиционные паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, а для страховщиков, занимающихся страхованием жизни, – также инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов;

8) вклады (депозиты) в банках, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами;

9) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;

10) недвижимое имущество;

11) денежная наличность;

12) денежные средства в валюте Российской Федерации на счетах в банках;

13) денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках;

14) слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов;

15) ипотечные ценные бумаги;

16) активы, необходимые для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, за исключением недвижимого имущества: компьютерное оборудование, оргтехника, транспортные средства, мебель, офисное и другое оборудование, а также непросроченная дебиторская задолженность организаций и граждан;

17) дебиторская задолженность страховщиков, возникшая в результате расчетов по прямому возмещению убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Соблюдение указанных требований должно обеспечивать финансовую состоятельность страховых организаций. Кроме того, законодатель полагая, что осуществление страховых выплат по обязательному государственному страхованию должно производиться за счет средств федерального бюджета, обращает внимание на то обстоятельство, что государство не будет нести на себе обязательств по погашению долгов страховой организации, не связанных с выплатой страхового возмещения, если таковые появятся.

3. По смыслу комментируемого Закона страховщик, оказывающий услуги на рынке обязательного государственного страхования, наряду с лицензией, выданной ему в порядке, установленном ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», должен также обладать разрешением (лицензией) на осуществление обязательного государственного страхования, процедура оформления которых определена рассматриваемым нормативным правовым актом (см. ст. 3 настоящего Закона и комментарий к ней).

Наличие у страховой организации лицензии на осуществление обязательного государственного страхования по смыслу комментируемой статьи выступает в качестве юридического условия признания ее в качестве страховщика по смыслу комментируемого Закона. Приобретение данного статуса будет иметь место после заключения со страхователем договора обязательного государственного страхования. Принимая во внимание, что в роли страхователя от имени федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба выступает государство, то заключение соответствующего договора должно осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В настоящее время отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[7]. Нормы последнего устанавливают единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, что позволяет расширить возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировать такое участие, развивать добросовестную конкуренцию, совершенствовать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечивать гласность и прозрачность размещения заказов.

Государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации (см. п. 3 ст. 29 Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). При этом по предложению заказчика или уполномоченного органа в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на 5% такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг. По согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ, услуг или объему указанной части работ, услуг, но не более чем на 5% такой цены.

4. Действующее законодательство, регулирующее правоотношения в области страховой деятельности, дает весьма пространное толкование понятие «страхователя», фактически объединив под этим термином всех без исключения физических и юридических лиц, заключивших договор со страховщиком либо выступающих в данном качестве в силу закона (см. ст. 5 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). В рассматриваемом случае мы имеем дело со страховщиком, выступающим в данном качестве в силу прямого законодательного указания, что является одной из характерных черт отношений по обязательному государственному страхованию. Исходя из содержания последних можно сделать вывод, что страховщиком в таком случае будет выступать государство, интересы которого представляют отдельные его органы и организации, формирующие в своей совокупности государственный механизм.

Несмотря на бланкетный характер нормы п. 2 комментируемой статьи, законодатель предельно четко сформировал перечень государственных органов, выступающих от имени государства в роли страхователей по обязательному государственному страхованию. Ими являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. Их перечень можно вывести посредством совокупного анализа отдельных положений настоящего Закона, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», принятых на его основе указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, утверждающих положение о каждом отдельном федеральном органе исполнительной власти.

Таким образом, к страхователям по обязательному государственному страхованию можно отнести:

Министерство обороны РФ;

Министерство внутренних дел РФ;

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Федеральное агентство специального строительства;

Служба внешней разведки РФ;

Федеральная служба безопасности РФ;

Федеральная служба исполнения наказаний РФ;

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;

Федеральная служба охраны РФ;

Главное управление специальных программ Президента РФ;

Государственная фельдъегерская служба РФ;

Государственная противопожарная служба.

Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе прикомандированных к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны и безопасности государства, офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контрактов, граждан, призванных на военные сборы в органах военного управления, воинских частях, на кораблях, в организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования, а также проходящих военную службу в иных войсках, воинских формированиях и организациях, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляется на основании ведомственных нормативных актов, принимаемых во исполнение положений комментируемого Закона.

В этих целях постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» предписано федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации нормативные правовые акты и формы документов, необходимые для реализации настоящего Федерального закона.[8]

Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему министерству или ведомству, выступающему в соответствии с требованиями комментируемого Закона в роли страхователя, на весь период прохождения ими военной службы, службы (военных сборов), а также в течение одного года после окончания военной службы, службы (военных сборов) в случае их смерти либо установления им инвалидности, наступивших в результате увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, имевших место в период прохождения военной службы, службы (военных сборов).

5. В отечественном законодательстве, правоприменительной практике, юридической литературе сформировался общий подход к пониманию застрахованного лица. Им признается любое физическое лицо, жизнь, здоровье, достижение определенного возраста или гражданская ответственность которого застрахованы по договору личного страхования или страхования ответственности. Применительно к положениям настоящего Закона застрахованными лицами законодатель предлагает считать военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. Выделяя, таким образом, указанную категорию граждан из общей массы лиц, которые в силу различных обстоятельств потенциально могут выступать в роли застрахованного лица согласно тому или иному нормативному акту, образующему содержание страхового законодательства, законодатель, во-первых, определяет место и роль настоящего Закона в общей их массе и, во-вторых, формирует особый гражданско-правовой статус военнослужащих и приравненных к ним лиц, проходящих службу в указанных министерствах и ведомствах, во многом обусловленной особенностями характера и условиями службы.

Следует оговориться, что в силу прямого законодательного указания под действие норм комментируемого Закона подпадают далеко не все военнослужащие. Законодатель исключает из числа застрахованных лиц военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военная служба которых в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена. Приостановление военной службы, хотя и не является основанием прекращения военно-служебных отношений, вместе с тем временное освобождение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы связано с рядом ограничений его правового статуса.

Перечень оснований, по которым военная служба может быть приостановлена, представлен в ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 19 сентября 1999 г. № 1237, и ряде ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих. Правовым основанием приостановления военной службы является:

избрание военнослужащего депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе;

наделение полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначение временно исполняющими обязанности высших должностных лиц этих субъектов (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

направление военнослужащих не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и на военные кафедры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

По истечении срока действия обстоятельств, послуживших основанием приостановления военной службы, военнослужащие вправе продолжить исполнение обязанностей военной службы.

Подобного рода ограничения в обязательном государственном страховании распространяются на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и не затрагивают военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Вместе с тем последние не лишены возможности быть избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и как следствие – права на приостановление военной службы. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, при прекращении оснований для приостановления военной службы увольняются с военной службы, если срок их военной службы по призыву истек, либо продолжают прохождение военной службы по призыву в течение оставшейся части срока, если срок их военной службы по призыву не истек.

Таким образом, допускается нарушение конституционного равенства прав граждан, в том числе и на социальное обеспечение, и тем самым создается дисбаланс в единых условиях и порядке осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

6. Выгодоприобретатель – это физическое лицо, назначенное для получения страховой суммы, если произойдет страховой случай. При определении выгодоприобретателя законодатель приводит исчерпывающий перечень лиц, которые при определенных условиях могут рассчитывать на получение страховых выплат по обязательному государственному страхованию. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи к их числу относятся:

застрахованные лица (военнослужащие и приравненные к ним в обязательном страховании лица);

супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;

родители (усыновители) застрахованного лица;

дедушка и бабушка застрахованного лица – при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет;

отчим и мачеха застрахованного лица – при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет;

дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности – до окончания обучения или до достижения ими 23 лет;

подопечные застрахованного лица.

Как видно из представленного перечня, каждая категория граждан, за исключением первой, может выступить в роли выгодоприобретателя только при обязательном соблюдении установленных для них условий.

Под супругом (супругой) в отечественном законодательстве понимается лицо, состоящее в браке с лицом противоположным по отношению к нему полом. Признание супруги (супруга) застрахованного лица выгодоприобретателем в соответствии с требованиями комментируемого Закона будет возможным только при условии, если она (он) состояла с умершим (умершей) на момент его (ее) смерти в законном браке. В Российской Федерации легитимным признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1 Семейного кодекса РФ – СК РФ). Заключение брака в каком-либо ином органе (учреждении), заключение брака по религиозным обрядам, фактические брачные отношения не порождают прав и обязанностей супругов, в том числе и наследственных, за исключением случаев, прямо указанных в законодательстве, когда такой брак приравнивается к зарегистрированному в общем порядке. Супругу (супруге) для подтверждения своего статуса выгодоприобретателя достаточно представить страховщику копию документа, подтверждающего регистрацию брака с застрахованным лицом. В качестве таких документов могут быть приняты к рассмотрению свидетельство о регистрации брака, выданное и оформленное в порядке, установленном ст. 29, 30 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Родители – кровные родственники умершего по прямой восходящей линии (мать и отец) также могут являться равноправными выгодоприобретателями застрахованного лица. Родительские права основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном порядке. Мать и отец имеют равные права и обязанности в отношении своих детей, даже если их брак расторгнут. Усыновители приравниваются в правах к кровным родителям.

Родители (мать и отец) застрахованного лица для подтверждения своих родственных связей представляют документ, на основании которого в соответствии с действующим законодательством устанавливается происхождение ребенка (свидетельство о рождении).

В соответствии с п. 1 ст. 48 СК РФ происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения – на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. На основании регистрации выдается свидетельство о рождении ребенка, которое является доказательством происхождения ребенка от указанных родителей.

Несколько сложней дело обстоит с отцом застрахованного лица. Иногда в подобных ситуациях устанавливается факт, что отца у застрахованного фактически нет и данные об отце в свидетельстве о рождении застрахованного записаны по указанию матери (см. п. 3 ст. 51 СК РФ). Такая запись не влечет никаких правовых последствий, даже если по случайности сведения об отце совпадут с действительным именем какого-либо лица. В этой связи могут быть все основания полагать, что лицо, обратившееся за получением страховой выплаты, фактически ранее не состояло в родственных отношениях с умершим. Однако для подобных выводов должны быть достаточные основания, явно свидетельствующие об отсутствии родственных связей между лицом, обратившимся в роли «отца» за получением страховой выплаты, и умершим.

Конец ознакомительного фрагмента.