Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (постатейный). Глава III. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов (А. Н. Борисов, 2014)

Глава III

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов

Статья 24. Арбитражные суды округов

1. Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

2. В Российской Федерации действуют:

1) Арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики – Чувашии, Ярославской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

2) Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Забайкальского края, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе, а также на период до 1 января 2010 года – судебных актов, принятых Арбитражным судом Читинской области;

3) Арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатского края, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе, а также на период до 1 января 2009 года – судебных актов, принятых Арбитражным судом Камчатской области;

4) Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

5) Арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

6) Арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

7) Арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

8) Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия – Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

9) Арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку:

– судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

– судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области – на период до 30 июня 2007 года;

10) Арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Республики Крым, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, города Севастополя, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе.

3. Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов.


1. Комментируемая глава определяет полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов. В прежней редакции комментируемого Закона вместо понятия «арбитражный суд округа» использовалось понятие «федеральный арбитражный суд округа» (в настоящем комментарии обозначается как ФАС округа). Соответствующие изменения внесены Законом 2014 года № 8-ФКЗ, принятым в целях реализации Закона 2014 года № 2-ФКЗ, которым предусмотрено объединение ВС России и ВАС России, а также передача вопросов осуществления правосудия, отнесенных к ведению ВАС России, в юрисдикцию ВС России.

Как говорилось выше (см. введение), положения, касающиеся образования ФАС округов, являлись нововведениями комментируемого Закона и Арбитражного процессуального кодекса РФ от 5 мая 1995 г. № 70-ФЗ. В Постановлении Совета Федерации ФС РФ от 25 мая 1995 г. № 492-1 СФ «О парламентских слушаниях «Проблемы судебной реформы в Российской Федерации»» отмечалось, что данные Закон и Кодекс позволяют создать новую, отвечающую требованиям современной жизни, действенную систему арбитражных судов в России, в полной мере соответствующую базовой концепции преобразования органов арбитража в полноценные суды.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Указание на арбитражные апелляционные суды включено в данный пункт Законом 2003 года № 4-ФКЗ, которым комментируемый Закон дополнен главой III1, определяющей полномочия, порядок образования и деятельности этих судов.

Положения о том, что арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, а также о том, что арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами, введены в п. 1 комментируемой статьи Федеральным конституционным законом от 30 апреля 2010 г. № 3-ФКЗ[45], принятым в целях реализации Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»[46]. Соответственно, этим же Законом 2010 г. № 3-ФКЗ указанные положения включены в статью 26 комментируемого Закона, определяющую полномочия арбитражного суда округа (см. коммент. к указанной статье).

Оговорка о том, что комментируемым Законом могут быть предусмотрены изъятия из рассматриваемых правил, включена в п. 1 комментируемой статьи Законом 2011 года № 4-ФКЗ, которым в данный Закон введена глава IV1, определяющая полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам. Такая же оговорка введена тем же Законом 2011 года № 4-ФКЗ в ст. 26 комментируемого Закона, определяющую полномочия арбитражного суда округа (см. коммент. к указанной статье).

Соответственно положениям п. 1 комментируемой статьи, в ч. 1 и 2 ст. 24 Закона 1996 года о судебной системе определено, что (до внесения Законом 2014 года № 4-ФКЗ изменений в положениях статьи говорилось о ФАС округа, а не об арбитражном суде округа (арбитражном кассационном суде)):

– арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) рассматривает, в соответствии с федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1);

– арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ, если иное не установлено Федеральным конституционным законом (ч. 2).

Часть 3 указанной ст. 24 Закона 1996 года о судебной системе предусматривает, что полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда округа устанавливаются федеральным конституционным законом. Речь, соответственно, идет о комментируемом Законе (прежде всего, о комментируемой главе).

2. В положениях п. 2 комментируемой статьи определен перечень действующих в России арбитражных судов округов с указанием состава судебных округов. Следует обратить внимание на то, что округа, на которые распространяется юрисдикция соответствующих арбитражных судов округов, не совпадают с Перечнем федеральных округов, утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»[47].

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи в России действуют следующие арбитражные суды округов со следующей юрисдикцией (соответственно, до внесения Законом 2014 года № 8-ФКЗ изменений говорилось о ФАС округов; указания на арбитражные апелляционные суды включены Законом 2003 года № 4-ФКЗ, которым комментируемый Закон дополнен главой III1, определяющей полномочия, порядок образования и деятельности этих судов):




48[48] 49[49] 50[50] 51[51] 52[52] 53[53] 54[54] 55[55]

56[56] 57[57] 58[58] 59[59] 60[60] 61[61]


3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов, на которые распространяется юрисдикция соответствующих арбитражных судов округов. Как представляется, в данном пункте подразумевается, что состав таких судебных округов может быть изменен посредством внесения изменений в положения п. 2 данной статьи. Соответственно, в п. 3 комментируемой статьи имеются в виду федеральные конституционные законы, поскольку именно законодательными актами такого уровня могут быть внесены изменения в комментируемый Закон.

Статья 25. Состав арбитражного суда округа

1. Арбитражный суд округа действует в составе:

президиума арбитражного суда округа;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

2. Утратил силу.


1. В комментируемой статье определен состав арбитражного суда округа (соответственно, до внесения Законом 2014 года № 8-ФКЗ изменений говорилось о ФАС округа). В частности, установлено, что арбитражный суд округа действует в составе: 1) президиума арбитражного суда округа; 2) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; 3) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Составу президиума арбитражного суда округа посвящена ст. 27 комментируемого Закона, согласно п. 1 которой президиум этого суда действует в составе председателя арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судебным коллегиям арбитражного суда округа посвящена ст. 30 данного Закона, в соответствии с п. 1 которой судебные коллегии арбитражного суда округа утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. В пункте 1 ст. 31 данного Закона предусмотрено, что в судебных коллегиях арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию (см. коммент. к указанным статьям).

В положениях комментируемой статьи на уровень округов были спроецированы положения ст. 11 комментируемой статьи в первоначальной редакции, определявшие, что ВАС России действует в составе: 1) Пленума ВАС России; 2) Президиума ВАС России; 3) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; 4) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Кстати говоря, п. 4 ст. 12 комментируемого Закона предусматривал, что в случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума ВАС России и Пленума ВС России. Такая возможность была введена дополнениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 29 марта 2010 г. № 2-ФКЗ[62].

Как говорилось выше, в связи с объединением ВС России и ВАС России в составе ВС России образована Судебная коллегия по экономическим спорам ВС России, поскольку к полномочиям ВС России дополнительно отнесено рассмотрение судебных дел по разрешению экономических споров, которые ранее были подсудны ВАС России. В Судебной коллегии по экономическим спорам ВС России образованы судебный состав по вещным спорам и судебный состав по корпоративным спорам.

В точности аналогичный положениям комментируемой состав арбитражного апелляционного суда определен в п. 1 ст. 332 комментируемого Закона. В арбитражном суде субъекта РФ, согласно п. 1 ст. 35 данного Закона, также действует президиум, но образование судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, для этого суда является лишь возможным. В отличие от положений, указанных статей в комментируемой статье, возможность образования в составе арбитражного суда округа постоянных судебных присутствий, расположенных вне места постоянного пребывания этого суда, не предусмотрена.

В соответствии с ч. 1 ст. 284 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2011 г. № 422-ФЗ), арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 11 данной статьи, т. е. за исключением случаев рассмотрения дела Судом по интеллектуальным правам как арбитражным судом кассационной инстанции (см. коммент. к ст. 433 Закона). Как определено в ч. 4 ст. 17 АПК РФ, дела в арбитражном суде кассационной инстанции (как и в арбитражном суде апелляционной инстанции, а также в порядке надзора) рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено данным Кодексом (речь идет об указанном выше исключении); при коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

2. Пункт 2 комментируемой статьи в прежней редакции предусматривал, что по решению Пленума ВАС России в составе ФАС округа могут быть созданы иные, нежели указанные в п. 1 данной статьи, судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел (аналогичные положения содержались в п. 2 ст. 11 комментируемого Закона в отношении судебных коллегий в составе ВАС России). Данный пункт (как и указанный п. 2 ст. 11 комментируемого Закона) был введен Законом 2003 года № 4-ФКЗ, авторами проекта которого отмечалось, что это могут быть судебные коллегии по рассмотрению налоговых споров, предложения об образовании которых не раз выдвигались, в т. ч. Правительством РФ, коллегии по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве) и др. Аналогичные положения были введены Законом 2003 года № 4-ФКЗ в ст. 332 и 35 комментируемого Закона в отношении состава арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта РФ соответственно.

Пункт 2 комментируемой статьи признан утратившим силу Законом 2014 года № 8-ФКЗ, согласно заключительному положению ч. 2 ст. 3 которого судебные коллегии, созданные в структуре арбитражных судов до дня вступления в силу данного Закона (т. е. до 6 августа 2014 г.) в соответствии с п. 2 комментируемой статьи, действуют до принятия соответствующих решений Пленумом ВС России.

Статья 26. Полномочия арбитражного суда округа

Арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику;

рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.


Комментируемая статья определяет полномочия арбитражного суда округа (соответственно, до внесения Законом 2014 года № 8-ФКЗ изменений говорилось о ФАС округа):

1) проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами (указание на эти суды включено Законом 2003 года № 4-ФКЗ, которым комментируемый Закон дополнен главой III1, определяющей полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов), а в случаях, установленных федеральными законами – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено комментируемым Законом.

Производство в арбитражном суде апелляционной, кассационной инстанций регламентировано положениями гл. 35 АПК РФ, в ст. 286 которой установлены пределы рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции. Как предусмотрено в ч. 1 указанной статьи, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции определены положениями ст. 287 АПК РФ, в соответствии с ч. 1 которой по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе: 1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 ч. 1 данной статьи; 3) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части, и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 288 данного Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе; 4) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части, и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции, и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам; 5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений; 6) отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части, и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

В целях обеспечения единообразия в практике применения процессуальных положений при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции Постановлением Пленума ВАС России от 24 сентября 1999 г. № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»[63] даны соответствующие разъяснения.

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 24 Закона), указание на то, что арбитражный суд округа в случаях, установленных федеральными законами, проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, введено в комментируемую статью Федеральным конституционным законом от 30 апреля 2010 г. № 3-ФКЗ в целях реализации Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Соответственно, речь идет о рассмотрении кассационных жалоб на решения арбитражного суда округа по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Оговорка о том, что комментируемым Законом могут быть предусмотрены изъятия из рассматриваемых правил, включена в комментируемую статью Законом 2011 года № 4-ФКЗ, которым в данный Закон введена глава IV1, определяющая полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам (как говорилось выше, такая же оговорка была введена в общую норму п. 1 ст. 24 комментируемого Закона). Соответственно, речь идет о положениях п. 3 ст. 434 комментируемого Закона, относящих к полномочиям Суда по интеллектуальным правам рассмотрение в качестве суда кассационной инстанции: 1) дел, рассмотренных им по первой инстанции; 2) дел о защите интеллектуальных прав, рассмотренных арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами;

2) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Право пересмотреть судебный акт, причем, не только по вновь открывшимся обстоятельствам, но и по новым обстоятельствам, установлено положениями ст. 310 АПК РФ для арбитражного суда любого уровня – арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. С этим согласуется то, что пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов предусмотрен в качестве полномочий арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ и Суда по интеллектуальным правам в ст. 333, 36 и 434 комментируемого Закона соответственно.

Согласно ст. 309 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 379-ФЗ[64]), арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в гл. 37 «Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» данного Кодекса (наименование главы в ред. Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 379-ФЗ). Понятия новых и вновь открывшихся обстоятельств определены в ст. 311 АПК РФ. В целях обеспечения единообразия в применении арбитражными судами положений АПК РФ при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам Постановлением Пленума ВАС России от 30 июня 2011 г. № 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»[65]даны соответствующие разъяснения;

3) обращение в КС России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле.

Данные положения основаны на норме ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, устанавливающей, что КС России по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. С учетом этого, рассматриваемое полномочие предусмотрено также в отношении арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ и Суда по интеллектуальным правам положениями ст. 333, 36 и 434 комментируемого Закона соответственно.

Как предусмотрено в ч. 3 ст. 13 АПК РФ, арбитражный суд обращается в КС России с запросом о проверке конституционности закона в случае, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции РФ. Рассмотрение КС России дел о конституционности законов по запросам судов регламентировано нормами гл. XIII Закон 1994 года о КС России. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС

России от 2 марта 2000 г. № 35-О66, решение об обращении в КС России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, суд уполномочен принимать в таком составе, в каком суд уполномочен принимать решение по данному делу по существу;

4) изучение и обобщение судебной практики. Такое же полномочие предусмотрено положениями в отношении арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ и Суда по интеллектуальным правам в ст. 333, 36 и 434 комментируемого Закона соответственно.

Согласно п. 4 ст. 30 комментируемого Закона, изучают и обобщают судебную практику коллегии арбитражного суда округа. Рассмотрение вопросов судебной практики положениями п.п. 3 ст. 28 данного Закона отнесено к полномочиям президиума арбитражного суда округа (см. коммент. к указанным статьям). Изучение и обобщение судебной практики предусмотрено в п.п. 5 п. 3 ст. 45 комментируемого Закона в качестве одной из функций аппарата арбитражного суда;

5) подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

Аналогично сказанному выше в отношении предыдущего пункта, следует отметить, что такое же полномочие предусмотрено положениями в отношении арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ и Суда по интеллектуальным правам в ст. 333, 36 и 434 комментируемого Закона соответственно. Согласно п. 4 ст. 30 данного Закона, предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов разрабатывают судебные коллегии арбитражного суда округа (см. коммент. к указанной статье). В соответствии с п.п. 6 п. 3 ст. 45 данного Закона, в функции аппарата арбитражного суда входит подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, а также проведение информационно-справочной работы. [66]

Право законодательной инициативы, согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ (в ред. Закона 2014 года № 2-ФКЗ), из судебных органов принадлежит лишь КС России и ВС России, и лишь по вопросам их ведения. На данное конституционное полномочие ВС России указано в норме ч. 6 ст. 2 Закона 2014 года о ВС России, в которой предусмотрено, что ВС России также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства РФ по вопросам своего ведения. От имени ВС России право законодательной инициативы, согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 данного Закона, реализует Пленум ВС России. В соответствии с ч. 2 ст. 104 Конституции РФ, реализация права законодательной инициативы осуществляется путем внесения законопроектов вносятся в Государственную Думу;

6) анализ судебной статистики.

Аналогично сказанному выше, в отношении двух предыдущих пунктов следует отметить, что такое же полномочие предусмотрено положениями в отношении арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ и Суда по интеллектуальным правам в ст. 333, 36 и 434 комментируемого Закона соответственно. Согласно п. 4 ст. 30 данного Закона, судебную статистику анализируют судебные коллегии арбитражного суда округа (см. коммент. к указанной статье).

Ведение статистического учета в сфере деятельности арбитражного суда предусмотрено в п.п. 7 п. 3 ст. 45 комментируемого Закона в качестве одной из функций аппарата арбитражного суда. Как предусматривалось в п. 6 Регламента арбитражных судов (2002 год), в арбитражных судах ведется статистический учет и отчетность по формам и в соответствии с методическими рекомендациями, которые утверждаются Приказом Председателя ВАС России; при наличии программного обеспечения ведение статистического учета и составление отчетности могут производиться в автоматизированном режиме; ответственность за достоверность статистической отчетности и своевременное ее представление в ВАС России несет председатель арбитражного суда;

Конец ознакомительного фрагмента.