Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (постатейный). Глава 1. Общие положения (А. Н. Борисов, 2014)

Глава 1

Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации (далее – граждане) на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

2. Целями настоящего Федерального закона являются: 1) создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – бесплатная юридическая помощь);

2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;

3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.

1. Комментируемая статья определяет предмет регулирования комментируемого Закона (ч. 1) и цели данного Закона (ч. 2). С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

В качестве элементов регулирования комментируемого Закона в ч. 1 комментируемой статьи названы: 1) установление основных гарантий реализации права граждан РФ (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «граждане») на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в России. Право каждого на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. Там же установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи определены в ст. 20 комментируемого Закона. Оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи регламентировано положениями ст. 21 данного Закона;

2) установление организационно-правовых основ формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Организационно-правовые основы функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи определены в гл. 3 комментируемого Закона, а организационно-правовые основы функционирования негосударственной системы бесплатной юридической помощи – в гл. 4 данного Закона. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, государственные юридические бюро. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи;

3) установление организационно-правовых основ деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Правовое информирование и правовое просвещение населения регламентированы положениями ст. 28 комментируемого Закона – единственной статьи, из которой состоит гл. 5 данного Закона, посвященная информационному обеспечению деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.

2. В положениях ч. 2 комментируемой статьи названы цели комментируемого Закона. В этом отношении представляется целесообразным упомянуть, что еще до принятия комментируемого Закона в п.п. 6 п. 15 Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан[23], утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, среди основных направлений государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан было названо совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в т. ч. создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

В качестве целей основных направлений государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан в п. 14 названных Основ названы: 1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма; 2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения; 4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Пункт 15 названных Основ определяет следующие основные направления, по которым осуществляется государственная политика России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: 1) правовое просвещение и правовое информирование граждан; 2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; 3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права; 4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан; 5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов; 6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в т. ч. создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

Статья 2. Право на получение бесплатной юридической помощи

1. Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

1. В комментируемой статье регламентировано право на получение бесплатной юридической помощи в зависимости от того, является ли физическое лицо гражданином РФ (для его обозначения в ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона введено сокращенное обозначение «гражданин») или иностранным гражданам, лицом без гражданства.

Согласно определениям, данным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[24], иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Такие же определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» даны и в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[25]. Гражданами РФ согласно ст. 5 названного Закона являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу этого Закона (т. е. на 1 июля 2002 г.); б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. В соответствии с нормами ч. 1 и 2 ст. 6 названного Закона, основанными на положении ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом; приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

В части 1 комментируемой статьи в отношении граждан РФ установлено, что они имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом, другими федеральными законами и законами субъектов РФ. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи предусмотрены положениями ст. 20 комментируемого Закона. О «других» федеральных законах говорится непосредственно в положениях ч. 2 и 3 ст. 3 комментируемого Закона, согласно которым: отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством; федеральными законами могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве, а также в иных случаях. О законах субъектов РФ, которые подразумевается в ч. 1 комментируемой статьи, говорится в положении ч. 4 ст. 3 комментируемого Закона, предусматривающей, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

2. Часть 2 комментируемой статьи в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливает, что им бесплатная юридическая помощь оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами РФ. Данное положение закреплено соответственно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Как отмечено в Постановлении КС России от 23 апреля 2004 г. № 8-П[26], тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т. е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам; действие этого принципа подчеркнуто в Постановлении КС России от 17 февраля 1998 г. № 6-П.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[27]. Согласно положениям названного Закона (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 318-ФЗ[28]) понятием «международный договор» РФ охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями, иными, обладающими правом заключать международные договоры образованиями от имени России (межгосударственные договоры); от имени Правительства РФ (межправительственные договоры); от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства – продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Необходимо иметь в виду, что не любой межправительственный акт является международным договором РФ. Это международные акты, которые составляются, как правило, в форме деклараций, меморандумов, совместных заявлений, планов и программ сотрудничества, и которые не содержат юридически обязывающих положений. Порядок подготовки, принятия решений о подписании и подписания от имени Правительства РФ с правительствами иностранных государств, либо с международными организациями или их органами международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами РФ, регламентирован Положением о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2003 г. № 79[29].

Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи

1. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

3. Федеральными законами могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве, а также в иных случаях.

4. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

1. Комментируемая статья определяет структуру нормативных правовых актов, которыми регулируются отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в России в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в России. При этом прямо указано, что речь идет о праве граждан на получение бесплатной юридической помощи в России в соответствии с Конституцией РФ. Соответствующей нормой является ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, указывающая, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а также устанавливающая, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В части 1 комментируемой статьи говорится о нормативных правовых актах двух уровней – федерального и регионального, что предопределено положением п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относящим защиту прав и свобод человека и гражданина к предметам совместного ведения России и субъектов РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В качестве актов, которыми осуществляется правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, в ч. 1 комментируемой статьи названы комментируемый Закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. «Другим» федеральным законам, нежели комментируемый Закон, посвящены ч. 2 и 3 данной статьи, а нормативным правовым актам субъектов РФ – ч. 4 данной статьи. В комментируемой статье не говорится о регулировании отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, муниципальными правовыми актами, но в положениях п. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 14 и ч. 3 ст. 28 комментируемого Закона предусмотрен ряд вопросов, решаемых такими актами в рамках указанного регулирования. О понятии муниципального правового акта и системе таких актов см. коммент. к ст. 7 Закона.

Иными нормативными правовыми актами РФ, нежели федеральные законы, являются нормативные правовые акты РФ Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено ч. 1 ст. 90 Конституции РФ. Согласно части 2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В части 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Часть 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны для исполнения в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч. 3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ)[30] установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 г. № 418)[31], издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. В части 2 комментируемой статьи в рамках установления изъятия из сферы действия комментируемого Закона предусмотрено, что отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством. Это правило соответствует положению ч. 1 ст. 1 УПК РФ, согласно которому порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается данным Кодексом, основанным на Конституции РФ.

Как установлено в ч. 4 ст. 16 УПК РФ, в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ[32]) в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 утверждено Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации[33].

В пункте 2.1 мотивировочной части Определения КС России от 12 ноября 2008 г. № 1074-О-П[34] отмечено, что, конкретизируя конституционные положения о праве на бесплатную юридическую помощь в предусмотренных законом случаях и о защите права собственности, федеральный законодатель урегулировал в УПК РФ как порядок и условия обеспечения обвиняемому права на помощь защитника (адвоката), в т. ч. по назначению (ст. 16, 47, 49–52), так и возможность освобождения обвиняемого от возмещения расходов на оплату труда адвоката в случаях отказа от его помощи, реабилитации обвиняемого или его имущественной несостоятельности (ч. 4–6 ст. 132), и отнес расходы на оплату труда адвоката в случае его участия в уголовном судопроизводстве по назначению к процессуальным издержкам (п. 5 ч. 2 ст. 131), которые могут быть взысканы с осужденного по решению суда после разрешения уголовного дела по существу, о чем указывается в резолютивной части приговора

(ч. 2 ст. 132, п. 13 ч. 1 ст. 299 и п. 3 ч. 1 ст. 309).

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон, могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве, а также в иных случаях. Такими «иными» актами являются:

Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[35];

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[36];

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[37];

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[38];

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[39];

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[40];

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях»[41].

4. В части 4 комментируемой статьи определены особенности правового регулирования отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В отношении таких правовых актов необходимо отметить следующее. Перечень вопросов, которые регулируются законами субъектов РФ, определен в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[42]. При этом данный перечень определен как открытый, согласно п.п. «н» п. 2 ст. 5 названного Закона – законом субъекта РФ; регулируются и иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нежели законы субъектов РФ (не беря во внимание конституции субъектов РФ, уставы субъекта РФ и постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ), – это нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Указанным актам посвящены нормы ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Как предусмотрено ч. 4 комментируемой статьи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи. В качестве примеров таких актов региональных законодателей можно упомянуть:

Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. № 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве»[43], который согласно его преамбуле (в ред. Закона г. Москвы от 12 декабря 2012 г. № 66[44]) в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и комментируемым Законом, устанавливает перечень документов и порядок их предоставления для оказания адвокатами гражданам РФ бесплатной юридической помощи в г. Москве, а также порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь;

Закон Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 г. № 474-80 «О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге»[45]; ст. 1 в соответствии с комментируемым Законом регулирует отношения, связанные с оказанием бесплатной квалифицированной юридической помощи в Санкт-Петербурге в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, а также устанавливает дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью является совокупностью организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер, принимаемых в целях реализации гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

2. Основные направления государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью определяются Президентом Российской Федерации.

3. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами физическими и юридическими лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь.

1-2. В комментируемой статье содержатся общие положения о государственной политике в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Часть 1 данной статьи, определяя содержание понятия этого понятия, указывает на совокупность организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер, принимаемых в целях реализации гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что основные направления государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью определяются

Президентом РФ. Данное полномочие Президента РФ в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью указано также в п. 1 ст. 9 комментируемого Закона, в котором прямо предусмотрено, что основные направления государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью включают в себя направления развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Рассматриваемые положения основаны на норме ч. 3 ст. 80 Конституции РФ устанавливающей, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Согласно пункту 1 ст. 10 комментируемого Закона к полномочиям Правительства РФ относится участие в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

В качестве иллюстрации к данным положениям можно указать, что еще до принятия комментируемого Закона в п.п. 6 п. 15 Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, среди основных направлений государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан было названо совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в т. ч. создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

Другими основными направлениями указанной государственной политики названы (п.п. 1–5 п. 15): правовое просвещение и правовое информирование граждан; развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права; преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан; совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов.

Названные Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан предусматривают: меры государственной политики в области совершенствования законодательства РФ и правоприменения; меры государственной политики по повышению правовой культуры лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов; меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров; меры государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности; меры государственной политики по поддержке институтов гражданского общества; меры государственной политики организационного и методического характера.

3. В части 3 комментируемой статьи перечислены субъекты, реализующие государственную политику в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Этих субъектов можно разделить на две группы:

1) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Соответственно, речь идет об органах власти всех уровней – федерального, регионального и местного;

2) установленные комментируемым Законом, другими федеральными законами физические и юридические лица, оказывающие бесплатную юридическую помощь. В комментируемом Законе (п. 1 и 2 ст. 7) в качестве таковых обозначены физические и юридические лица, являющиеся участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Между этими двумя группами субъектов есть пересечение. Так, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ входят и в первую группу субъектов как органы государственной власти, и во вторую группу как органы, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи (п. 1 ст. 7, п. 1 и 2 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона). В этом отношении необходимо иметь в виду два момента. Во-первых, то, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Во-вторых, то, что исходя из положений ч. 2 ст. 77, ч. 1 ст. 110, п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ одним из основных предназначений единой системы исполнительной власти в России, возглавляемой Правительством РФ, является обеспечение проведения в России единой государственной политики в области социального обеспечения.

Статья 5. Основные принципы оказания бесплатной юридической помощи

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:

1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Комментируемая статья определяет перечень основных принципов, на которых основывается оказание бесплатной юридической помощи. В отношении этих принципов необходимо отметить следующее.

Обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан (п. 1).

Право каждого на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. Там же установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Как предусмотрено в ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи (п. 2). Доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством РФ случаях (п. 3).

Данные принципы реализованы в положениях ч. 1 ст. 20 комментируемого Закона, определяющих категории граждан, которые имеют право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных ст. 6 данного Закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Согласно части 7 ст. 24 комментируемого Закона эти же граждане имеют право обращаться в негосударственный центр бесплатной юридической помощи за оказанием бесплатной юридической помощи в случае, если данным центром не определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается.

Указанные принципы реализованы также в положениях ч. 2 и 3 ст. 20 комментируемого Закона, предусматривающих случаи, в которых государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и др. документы правового характера, а также представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Контроль над соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи (п. 4).

Разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечение контроля над соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи в соответствии с п. 7 ст. 11 комментируемого Закона относятся к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т. е. Минюста России.

Установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь (п. 5).

Квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, установлены ст. 8 комментируемого Закона, в соответствии с ч. 1 которой все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные ст. 6 данного Закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что федеральными законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи (п. 6).

В пункте 2 ч. 2 ст. 1 комментируемого Закона среди целей данного Закона названы формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства. Организационно-правовые основы функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи определены в главе 3 комментируемого Закона, а организационно-правовые основы функционирования негосударственной системы бесплатной юридической помощи – в гл. 4 данного Закона.

Объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность (п. 7).

Этот принцип закреплен соответственно конституционным принципам независимости, объективности и беспристрастности судей, а также праву каждого на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Принцип объективности и беспристрастности судей означает в т. ч. и то, что при исполнении своих профессиональных обязанностей в целях объективного рассмотрения дела судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости, и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности (п. 2 ст. 9 Кодекса судейской этики[46], утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.).

Равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании (п. 8).

Данный принцип реализован в положении ч. 6 ст. 24 комментируемого Закона, устанавливающем, что при оказании бесплатной юридической помощи в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи (п. 9).

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[47] используется понятие «конфиденциальность информации», определенное в п. 7 ст. 2 как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. В соответствии с ч. 2 ст. 9 названного Закона обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Статья 6. Виды бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

1. В комментируемой статье предусмотрены виды квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, другими федеральными законами и законами субъектов РФ. Часть 1 данной статьи, непосредственно называющая виды такой бесплатной юридической помощи, воспроизводит с соответствующими изменениями п. 2 Положения об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро, утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. № 1029 «О государственных юридических бюро» (о названном документе см. введение), в котором предусматривалось, что государственные юридические бюро оказывают бесплатно следующие виды юридической помощи:

а) консультация по правовым вопросам в устной и письменной форме; б) составление заявления, жалобы, ходатайства и других документов правового характера; в) представление интересов граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

Из перечисленных в ст. 15 комментируемого Закона участников государственной системы бесплатной юридической помощи все предусмотренные комментируемой статьей виды бесплатной юридической помощи согласно ч. 3 ст. 17 данного Закона оказывают государственные юридические бюро. То же самое, исходя из положений ст. 18 комментируемого Закона, следует в отношении адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь. Нотариусы в соответствии со ст. 19 данного Закона оказывают бесплатную юридическую помощь лишь путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий.

Виды оказываемой бесплатной юридической помощи другими участниками государственной системы бесплатной юридической помощи – федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов РФ и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов – регламентировано положениями ст. 16 комментируемого Закона. Так, установлено, что указанные органы и учреждения: оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан (ч. 1); в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов РФ, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях (ч. 2).

Участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи – как юридические клиники, так и негосударственные центры бесплатной юридической помощи – в соответствии с ч. 4 ст. 23 и ч. 4 ст. 24 комментируемого Закона могут оказывать бесплатную юридическую помощь только в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Соответственно, участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи не вправе оказывать бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что бесплатная юридическая помощь может оказываться и в иных видах, нежели прямо перечисленные в ч. 1 данной статьи. При этом установлено лишь то, что такие виды бесплатной юридической помощи не должны быть запрещены законодательством РФ. Примерами деятельности, в рамках которой не может оказываться бесплатная (как и платная) юридическая помощь, является экстремистская деятельность, правовые и организационные основы, противодействия которой определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[48], и терроризм, правовые и организационные основы профилактики которого и борьбы с ним установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»[49].

Статья 7. Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.


Комментируемая статья, определяя круг субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, называет три категории таких лиц соответственно двум системам – государственная и негосударственная – бесплатной юридической помощи:

1. Физические и юридические лица, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с комментируемым Законом.

Согласно части 1 ст. 15 комментируемого Закона участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: 1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; 2) органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения; 3) органы управления государственных внебюджетных фондов; 4) государственные юридические бюро. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном данным Законом, другими федеральными законами и законами субъектов РФ.

2. Физические и юридические лица, являющиеся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с комментируемым Законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 комментируемого Закона участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Как предусмотрено в ч. 2 ст. 23 данного Закона, юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования. Согласно части 2 ст. 24 данного Закона негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в качестве юридического лица – некоммерческой организации или структурной единицы юридического лица; там же установлено, что негосударственный центр бесплатной юридической помощи может не являться юридическим лицом. Исходя из приведенных положений, представляется, что понятия физических и юридических лиц использованы в п. 2 комментируемой статьи не вполне удачно. Точнее было бы говорить о юридических лицах и их структурных подразделениях.

3. Иные лица, имеющие право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

В качестве примера положения, указывающего на таких «иных» лиц, можно указать на п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях», устанавливающий, что лицам, работающим в воинских формированиях России, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, оказывается бесплатная юридическая помощь органами военного управления воинских формирований в пределах своих функциональных обязанностей по вопросам трудовой деятельности в воинских формированиях.

Необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 3 комментируемой статьи «иные» лица наделяются правом на оказание бесплатной юридической помощи не только федеральными законами, законами субъектов РФ, т. е. актами, которыми в соответствии с ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона осуществляется правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, но и муниципальными правовыми актами.

Как определено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ)[50], муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 названного Закона (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ[51]) в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Статья 8. Квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь

1. Все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

1. В комментируемой статье говорится о квалификационных требованиях к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. Установление таких требований, названное в ст. 5 комментируемого Закона в качестве одного из основных принципов, на которых основывается оказание бесплатной юридической помощи, является одной из гарантий получения гражданами РФ бесплатной квалифицированной юридической помощи в России.

Непосредственно в комментируемой статье установлено единственное квалификационное требование к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь – в ч. 1 статьи предусмотрено, что все виды бесплатной юридической помощи, указанные в ст. 6 комментируемого Закона, могут оказывать лишь лица, которые имеют высшее юридическое образование.

При этом в рассматриваемой части указано, что федеральными законами могут быть установлены изъятия из данного правила. Следует подчеркнуть, что речь идет, во-первых, о возможности установления изъятий только актами федерального законодателя, и, во-вторых, о возможности установления изъятий, как ужесточающих, так упрощающих изложенное требование к образованию лица. Примером изъятия из общего правила ч. 1 комментируемой статьи является положение ч. 5 ст. 23 комментируемого Закона, предусматривающее, что в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном организации высшего образования.

Исходя из положений ч. 5 ст. 10 и ч. 7 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[52] в России к высшему образованию относятся следующие уровни профессионального образования: бакалавриат – подтверждается дипломом бакалавра; специалитет – подтверждается дипломом специалиста; магистратура – подтверждается дипломом магистра; подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры; ассистентуры-стажировки, – подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность установления дополнительных квалификационных требований (дополнительных – по отношению к установленному в ч. 1 данной статьи требованию о наличии высшего юридического образования) к тем лицам, которые оказывают бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Аналогично сказанному выше следует подчеркнуть, что речь идет о возможности установления таких дополнительных квалификационных требований только актами федерального законодателя. Примером установления таких требований и изъятий из общего правила ч. 1 комментируемой статьи являются положения о требованиях к лицам для приобретения статуса адвоката и назначения на должность нотариуса (адвокаты и нотариусы согласно ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи):

– в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ[53]) статус адвоката в России вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные названным Законом. У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения;

– согласно части 1 ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1[54] на должность нотариуса в России назначается в порядке, установленном данными Основами, гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.