Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (постатейный). Глава III. Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан в области использования атомной энергии ...

Глава III

Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан в области использования атомной энергии

Статья 13. Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на получение информации в области использования атомной энергии

Организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Граждане имеют право бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации.

Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения. Порядок получения такого документа и его форма определяются федеральными органами здравоохранения.

За отказ от предоставления информации, за умышленное искажение или за утаивание объективных данных по вопросам безопасности при использовании атомной энергии руководители организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и средств массовой информации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право на посещение в ознакомительных целях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Порядок посещения объектов использования атомной энергии устанавливается Правительством Российской Федерации.

________________

1. Право граждан и общественных объединений на получение информации установлено также в Федеральном законе от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», ст. 23 которого гласит, что граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению безопасности. Комментируемая норма конкретизирует конституционное право граждан свободно искать и получать информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции). Это касается всех граждан, проживающих на территории России, без каких-либо исключений или предпочтений. Определен в общем виде круг органов и должностных лиц, которые обязаны удовлетворять информационные запросы граждан и организаций. В данном случае целесообразно руководствоваться п. 3 ст. 10, ст. 11, 12, 24 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» о режиме использования информации, включая и право на судебную защиту в случаях отказа в доступе к открытой информации.

Ограничения в составе получаемой любыми организациями, независимо от их организационно-правовой формы, и гражданами информации связаны со сведениями, которые не подлежат открытому распространению (государственная тайна). Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2).

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203.

За отказ от предоставления информации, за умышленное искажение или за утаивание объективных данных по вопросам безопасности при использовании атомной энергии руководители организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и средств массовой информации могут понести как административную, так и уголовную ответственность.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа (ст. 8.5 КоАП РФ).

За вред, причиненный отказом от предоставления информации, за умышленное искажение или за утаивание объективных данных по вопросам безопасности при использовании атомной энергии, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности. Так, ст. 140 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

Так как граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации о радиационной обстановке в регионе и принимаемых мерах по совершенствованию системы радиационной защиты, то введены радиационно-гигиенический паспорта территорий как показатель радиационного благополучия.

В настоящее время во многих субъектах РФ внедрена автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО), состоящая из комплекса инженерно-технических средств и средств автоматизации ее функционирования. АСКРО осуществляет непрерывный контроль за мощностью эквивалентной дозы гамма-излучения, за концентрацией альфа-, бета– и гамма-излучающих радионуклидов. Система позволяет своевременно обнаруживать превышения установленных пределов и передавать данные измерений в центр сбора и обработки информации, а затем автоматически в Ситуационно-кризисный центр (СКЦ) Росатома, а также в систему «Интернет». Таким образом, АСКРО позволяет непрерывно получать данные о радиационной обстановке, что дает возможность оперативно принимать меры в случае превышения установленных пределов. Во многих населенных пунктах России имеются табло, демонстрирующие текущий уровень радиационного фона. Напомним, что величина естественного фона на территории России равна 0,04—0,20 микро-Зиверта в час (4—20 мкр/час).

2. Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» предусмотрено создание единой государственной системы учета и контроля индивидуальных доз облучения населения, формируемых не только антропогенными источниками ионизирующего излучения, но и естественным и техногенно измененным радиационным фоном, а также в результате рентгено-диагностических процедур. Граждане (лица из населения), подвергшиеся радиационному воздействию, имеют право на получение соответствующего документа о полученной ими дозе облучения. Документ, удостоверяющий полученную дозу облучения, выдается:

при медицинских процедурах – территориальными органами Министерства здравоохранения Российской Федерации;

при ликвидации последствий радиационных аварий – территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

при проживании на территориях, подвергшихся аварийному загрязнению радиоактивными веществами техногенного происхождения, – территориальными центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечить каждому лицу, подвергшемуся аварийному облучению, возможность бесплатного получения квалифицированных консультаций по правовым, экономическим, социальным и другим вопросам, связанным с облучением, получение необходимых документов и справок.

Кроме того, на территории Российской Федерации осуществляется регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, которая проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Регистрацию осуществляют ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации – Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Для осуществления регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, на базе Федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации созданы приказами главных врачей ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по согласованию с руководителями управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и функционируют региональные банки данных, являющиеся региональной составляющей единого Федерального банка данных.

3. Порядок посещения гражданами Российской Федерации объектов использования атомной энергии регулируется соответствующим положением, утвержденным Правительством РФ от 18 декабря 1996 г. № 1516.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациям, в ведении которых имеются ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов, утверждены согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации перечни объектов использования атомной энергии, разрешенных для посещения гражданами Российской Федерации в ознакомительных целях.

Посещение гражданами Российской Федерации объектов использования атомной энергии осуществляется в ознакомительных целях и в целях получения следующей информации:

о состоянии радиационной обстановки на объекте и ее влиянии на здоровье населения и окружающую среду;

об обеспечении ядерной и радиационной безопасности населения, проживающего в районе объекта;

о технической безопасности функционирования объекта;

об организации учета ядерных материалов и радиоактивных веществ и контроля за их использованием и хранением.

Граждане Российской Федерации могут в ознакомительных целях посетить следующие объекты, при условии, что сведения о них не составляют государственную тайну:

ядерные установки – сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

радиационные источники – не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов – не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Доступ граждан Российской Федерации на объекты использования атомной энергии осуществляется на основании письменного заявления установленной формы, поданного не менее чем за 45 суток до дня посещения, с указанием цели посещения объекта и перечня интересующих посетителей вопросов. Доступ граждан на объекты использования атомной энергии осуществляется по документам, удостоверяющим личность.

При этом запрещается доступ граждан на объект использования атомной энергии в случае возникновения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий, а также при поступлении информации об осложнении оперативной обстановки в районе объекта.

Статья 14. Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на участие в формировании политики в области использования атомной энергии

Организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имею право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах имеющихся полномочий обязаны проводить с участием организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан обсуждение вопросов о размещении, проектировании и сооружении объектов использования атомной энергии.

По результатам такого обсуждения федеральные органы исполнительной власти принимают решения, которые подлежат обязательному опубликованию в официальном печатном органе. Эти решения после их принятия могут быть обжалованы в суд физическими или юридическими лицами, чьи права и охраняемые законом интересы были нарушены.

Организации, в том числе общественные организации (объединения), имеют право рекомендовать своих представителей для участия в экспертизах ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации.

________________

Одним из примеров не совсем удачного отстаивания гражданами своего права на участие в обсуждении проектов программ в области использования атомной энергии является попытка оспаривания распоряжения Правительства РФ от 22 февраля 2008 № 215-р «О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года». Указанным распоряжением было запланировано строительство в Челябинской области Южно-Уральской АЭС. По мнению заявителей, данное распоряжение являлось решением о размещении и сооружении Южно-Уральской АЭС и, принятое без учета мнения граждан и итогов референдума, нарушило их право на участие в обсуждении проектов программ в области использования атомной энергии.

Между тем Верховный Суд[10] квалифицировал распоряжение № 215-р исключительно как план размещения электростанций, принимаемый Правительством Российской Федерации в рамках полномочий по формированию генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики с учетом планов развития промышленного производства и жилищного строительства, в связи с чем привлечение граждан к обсуждению данного правового акта не требовалось. Несмотря на данную правовую позицию, высказанную Верховным Судом, указанное дело является показательным с точки зрения правовой активности граждан и их озабоченности вопросами строительства объектов атомной энергетики в местах проживания.

Без сомнения, граждане, оспаривавшие Распоряжение № 215-р, в будущем примут активное участие в обсуждении вопросов размещения, проектирования и сооружения Южно-Уральской АЭС. С точки зрения общей правовой культуры, такая тенденция не может не радовать, с другой стороны, если подобные акции являются запланированными c целью удовлетворения собственных материальных потребностей.

Статья 15. Право граждан на возмещение убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием при использовании атомной энергии

Граждане, которым причинены убытки и вред в результате радиационного воздействия при использовании атомной энергии, имеют право на возмещение указанных убытков и вреда в полном объеме в соответствии со статьями 53–60 настоящего Федерального закона и другими законодательными актами Российской Федерации.

________________

Статья 15 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» во исполнение ст. 42 и 53 Конституции Российской Федерации устанавливает общий принцип полного возмещения гражданам вреда и убытков, причиненных радиационным воздействием.

В связи с крупномасштабной катастрофой на Чернобыльской АЭС государством в целях возмещения гражданам вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, был принят специальный Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как показала практика применения положений указанного закона территориальными органами Федеральной государственной службы занятости допускались недоплаты или несвоевременные выплаты сумм возмещения вреда здоровью по вине работодателя или/и уполномоченных органов либо из-за допущенных ими счетных ошибок. В ответ на требования граждан служба при отказе в таких выплатах ссылалась на необходимость применения ст. 208 ГК РФ, согласно которой требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Между тем Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу применения указанного исключения разъяснил[11], что положения ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в продолжение позиции, изложенной в Постановлении от 1 декабря 1997 г. № 18-П, указал, что вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. В связи с чем признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться, что обусловливается особенностями конституционно-правовых отношений между гражданами и государством, которое должно обеспечить гарантированную стабильность при реализации закрепленного ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба. В связи с чем Конституционный Суд Российской Федерации в этой части обязал пересмотреть судебные решения и удовлетворить требования граждан.

Вопрос о применении ст. 15 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» также исследовался Конституционным Судом Российской Федерации во время приостановления действия Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2003 год» и «О федеральном бюджете на 2004 год» в части применения положений ст. 28 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьей 28 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» все граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от места проживания подлежали обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба в пределах 20 тыс. руб. и при наступлении страхового события имели право на получение страховых сумм независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы. При этом в 2003 и 2004 г. выплата страхового возмещения не производилась в связи с тем, что в федеральном бюджете не были предусмотрены средства на выплату таких компенсаций. Таким образом, в результате приостановления федеральными законами о федеральных бюджетах действия ст. 28 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда в виде страховых выплат (и, следовательно, право на возмещение причиненного вреда в полном объеме) на протяжении ряда лет с 2001 г. оказалось фактически блокированным.

Конец ознакомительного фрагмента.