Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (постатейный). Глава II. Полномочия президента российской федерации, федерального собрания российской федерации, правительства российской федерации,...

Глава II

Полномочия президента российской федерации, федерального собрания российской федерации, правительства российской федерации, федеральных органов исполнительной власти в области использования атомной энергии

Статья 7. Полномочия Президента Российской Федерации в области использования атомной энергии

Президент Российской Федерации в области использования атомной энергии:

определяет основные направления государственной политики в области использования атомной энергии;

принимает решения по вопросам безопасности при использовании атомной энергии;

принимает решения по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при использовании атомной энергии;

утверждает перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы, ядерные установки;

утверждает перечень ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами.

________________

Комментируемая статья специально посвящена полномочиям Президента РФ в области использования атомной энергии. Она наделяет Президента РФ весьма широкими полномочиями, свидетельствующими о его ключевой роли в решении вопросов, связанных с использованием атомной энергии. Кроме общего руководства государственной политикой в области использования атомной энергии, Президент РФ, в частности, принимает решения об установлении сотрудничества в области использования мирного атома с иностранными государствами, а также решения о приостановлении, прекращении и возобновлении этого сотрудничества, определяет федеральные органы исполнительной власти по регулированию и по обеспечению безопасности в области использования атомной энергии, устанавливает порядок предоставления российским организациям права собственности на ядерные материалы и ядерные установки, определяет перечень ядерных материалов, которые могут находиться только в федеральной собственности, принимает решения о предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при использовании атомной энергии, а также создает специальную комиссию, которая дает заключение по вопросам ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерного реактора, произведенных на территории иностранного государства (облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства).

В пределах своих полномочий Президент РФ принимает нормативные правовые акты в области использования атомной энергии. Так, Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 202 утвержден Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль Указом Президента РФ от 2 июля 1996 г. № 1012 «О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации» приоритетным направлением развития экономики Российской Федерации было признано обеспечение безопасного и устойчивого функционирования атомных электростанций и эксплуатирующих их организаций и т. д.

Статья 8. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области использования атомной энергии

Федеральное Собрание Российской Федерации в области использования атомной энергии: принимает федеральные законы в области использования атомной энергии;

утверждает в составе федерального бюджета бюджетные ассигнования на финансирование деятельности в области использования атомной энергии;

утверждает бюджетные ассигнования на мероприятия по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций при использовании атомной энергии;

проводит парламентские слушания по вопросам использования атомной энергии.


В комментируемой статье определены полномочия Федерального Собрания РФ в области использования атомной энергии. Все перечисленные в статье полномочия так или иначе связаны с реализацией законодательной функции Федерального Собрания РФ. Результатом реализации полномочия по принятию федеральных законов, регулирующих отношения в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, является формирование и развитие соответствующего законодательства Российской Федерации (см. комментарий к ст. 1).

Через принятие поправок к федеральным законам осуществляется нормативно-правовое обеспечение проводимых в России реформ в рассматриваемой сфере. Каждый год принимается значительное число федеральных законов, корректирующих законодательство и приводящих его в соответствие с основными направлениями реформирования атомной отрасли.

Другим важным полномочием Федерального Собрания РФ, реализуемым им в системе государственного регулирования, является ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы использования атомной энергии. Под ратификацией понимается форма выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора.

В комментируемой статье к полномочиям Федерального Собрания РФ отнесена также организация парламентских слушаний по вопросам использования атомной энергии, которые проводятся с участием обеих палат.

Статья 9. Полномочия Правительства Российской Федерации в области использования атомной энергии

Правительство Российской Федерации в области использования атомной энергии:

издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области использования атомной энергии;

организует разработку, утверждает и обеспечивает выполнение федеральных целевых программ в области использования атомной энергии;

определяет функции, порядок деятельности, права и обязанности органов управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет управление находящимися в федеральной собственности ядерными материалами, ядерными установками, радиационными источниками, пунктами хранения и радиоактивными веществами;

принимает решения о проектировании, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, в том числе расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований;

принимает решения о разработке и производстве находящихся в федеральной собственности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения;

принимает меры по социальной защите граждан, обеспечивает выплаты социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения и за дополнительные факторы риска работникам объектов использования атомной энергии;

обеспечивает выплату сумм по возмещению ущерба от радиационного воздействия в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;

устанавливает порядок экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии;

решает вопросы ввоза в Российскую Федерацию отработавшего ядерного топлива в целях его переработки, включая технологический процесс временного хранения до его переработки, в соответствии с законом;

обеспечивает в пределах своей компетенции физическую защиту ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения, а также находящихся в федеральной собственности радиационных источников и радиоактивных веществ;

осуществляет контроль за выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации в области использования атомной энергии;

координирует международное сотрудничество Российской Федерации в области использования атомной энергии;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

________________

Анализ судебной практики применения Федерального закона «Об использовании атомной энергии» в первую очередь выявляет активность граждан или их общественных объединений в оспаривании многочисленных действий представительной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональных и местных уровнях в атомной сфере.

Например, при принятии Федерального закона «Об использовании атомной энергии» ст. 17–18 Закона была установлена возможность установления Федеральным законом социально-экономических компенсаций граждан за дополнительные факторы риска или за особые условия проживания, осуществления трудовой деятельности или прохождения военной службы. Также предусматривалась обязанность собственников атомных станций и других ядерных установок бесплатного страхования граждан от риска радиационного воздействия.

При этом в связи с принятием Федерального закона «Об использовании атомной энергии» были отменены льготы гражданам в виде 50 %-ной скидки по оплате электроэнергии и тепла (при подаче его от систем теплоснабжения атомных электростанций) населению, проживающему в 30-километровых зонах вокруг действующих атомных электростанций. Городская общественная организация Волгодонская[5] Ассоциация Потребителей в 2003 г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным п. 2 Перечня утративших силу актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. № 630 «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ в связи с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год”». Данным п. 2 Перечня была отменена указанная льгота по оплате электроэнергии.

Верховный Суд не принял аргументы заявителей о том, что «отмена ранее установленных льгот невозможна без их равноценной замены» и что такой отменой были нарушены равные права граждан на благоприятную окружающую среду с учетом конкретной территории. Суд указал, что при отсутствии денежных средств в бюджете на реализацию льготы, а также в связи с тем, что установление каких-либо льгот с момента принятия Федерального закона «Об использовании атомной энергии» должно осуществляться на уровне Федерального закона, требования заявителей не подлежали удовлетворению[6].

Стоит заметить, что ст. 17–18 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», устанавливающие компенсации за дополнительные факторы риска или за особые условия проживания в пределах атомных станций и обязательное страхование граждан от риска радиационного воздействия, в 2004 г. были и вовсе отменены.

Проектирование и строительство атомных станций всегда в любом регионе России вызывает всплеск активности граждан, направленной на противодействие строительству атомных станций (в терминологии ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» – ядерной установки). Методы, которыми граждане пытаются запретить строительство станций, различны: от инициации референдума на уровне субъекта Российской Федерации до оспаривания лицензий, различных подзаконных актов, принимаемых на федеральном уровне.

Так, в Ростовской области при строительстве Ростовской АЭС инициативная группа граждан пыталась организовать референдум по вопросам строительства Ростовской АЭС в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Перечень вопросов, предложенных к референдуму, с одной стороны, понятен с точки зрения простого обывателя, с другой – вызывает улыбку с точки зрения юриста:

1. Считаете ли Вы, что строительство Ростовской АЭС возможно без учета мнения населения Ростовской области?

2. Согласны ли Вы с использованием Ростовской АЭС водных ресурсов Ростовской области?

3. Согласны ли Вы с транспортировкой ядерных материалов для Ростовской АЭС по территории Ростовской области?

4. Согласны ли Вы со строительством атомной станции на территории Ростовской области?

Избирательная комиссия Ростовской области отказала в регистрации инициативной группы по проведению такого референдума. Отказ был оспорен членами инициативной группы в суде. Суд отказал в удовлетворении их жалобы. Верховный Суд Российской Федерации оставил без изменения решение Ростовского областного суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» Правительство Российской Федерации осуществляет управление находящимися в федеральной собственности ядерными установками, принимает решение о проектировании, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации ядерных установок. Действительно, строительство, техническое перевооружение и реконструкция Ростовской АЭС на всех ее этапах, начиная с постановления от 21 июля 1998 г. № 815 «Об утверждении Программы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998–2005 годы и на период до 2010 года», была одобрена Правительством.

Как указал Верховный Суд[7], в случае вынесения на референдум на уровне субъекта перечисленных вопросов это могло бы свидетельствовать о «противопоставлении воли и намерений населения субъекта Российской Федерации воле федерального законодателя». Кроме того, сами формулировки предложенных вопросов были направлены на принятие субъектом решения о запрете продолжения строительства Ростовской АЭС, что выходит за рамки компетенции органов государственной власти Ростовской области, так как относится к совместному ведению Российской Федерации и Ростовской области.

В Красноярском крае инициативная группа жителей также пыталась провести краевой референдум по вопросу: «Считаете ли Вы необходимым запретить размещение на территории Красноярского края новых объектов хранения, переработки и захоронения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ)?». В проведении референдума гражданам было отказано. Верховный Суд признал неприемлемым рассмотрение вопросов о создании на территории субъектов Российской Федерации новых объектов хранения, переработки и захоронения отработанного ядерного топлива, поскольку в соответствии с

п. «и» ст. 71, ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 5, 9, 10, 28 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» данные полномочия находятся в ведении Российской Федерации[8].

Одним из уникальных, на взгляд автора, судебных решений является решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. № ГКПИ2001-1660[9], которым было признано недействительным распоряжение Правительства РФ от 15 октября 1998 г. № 1483-р (о приеме на переработку ограниченного количества отработавшего ядерного топлива из Венгерской Республики). Указанным распоряжением был разрешен прием на переработку отработавшего ядерного топлива АЭС «Пакш» Венгерской Республики в виде тепловыделяющих сборок и регулирующих кассет после пятилетней выдержки на АЭС «Пакш» в течение всего периода эксплуатации АЭС «Пакш» на условиях, аналогичных приему отработавшего ядерного топлива из других стран по межправительственным соглашениям, заключенным СССР до 31 декабря 1991 г. Действительно, Указом Президента РФ от 21 апреля 1993 г. № 472 «О выполнении Российской Федерацией межправительственных соглашений о сотрудничестве в сооружении атомных электростанций за рубежом» было подтверждено выполнение Российской Федерацией как государством – правопреемником СССР обязательств, вытекающих из межправительственных соглашений о сотрудничестве в сооружении атомных электростанций за рубежом, заключенных СССР до 1991 г. Такие соглашения, в частности, предусматривали поставки ядерного топлива из России и возврат в Россию на переработку отработавшего ядерного топлива этих атомных электростанций.

Тем не менее при принятии распоряжения Правительства РФ от 15 октября 1998 г. № 1483-р в соответствии с ч. 4 ст. 48 Федерального закона «Об охране окружающей среды» должны были быть проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы проекта данного распоряжения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта. Такие экспертизы в рассматриваемом случае проведены не были, что не опровергалось Правительством Российской Федерации, которое при рассмотрении дела ссылалось только на пропуск сока давности для обращения в суд. Довод о пропуске срока исковой давности был судом отклонен, поскольку заявителями были представлены доказательства того, что решение Минатома России, Госкомэкологии России и Госатомнадзора России, в соответствии с которым должен был осуществляться прием на переработку ограниченного количества отработавшего ядерного топлива и на которое имелась ссылка в распоряжении Правительства РФ от 15 октября 1998 г. № 1483-р, было ими получено от международной некоммерческой организации Совет «Грин Пис» только в 2001 г.

Верховный Суд удовлетворил требования заявителей, что означает фактическое признание того, что реализация распоряжения Правительства РФ от 15 октября 1998 г. № 1483-р (о приеме на переработку ограниченного количества отработавшего ядерного топлива из Венгерской Республики») могла привести к дальнейшему обострению проблемы радиационного загрязнения и нарушению прав граждан, в связи с тем, что радиоактивные отходы не возвращались в Венгерскую Республику и подлежали захоронению на территории Челябинской области.

Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти:

принимают решения о месте размещения находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

проводят государственную экспертизу проектной документации объектов использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

обеспечивают защиту прав граждан при использовании атомной энергии;

обеспечивают безопасность и охрану окружающей среды при использовании атомной энергии;

проводят мероприятия по ликвидации последствий аварий при использовании атомной энергии;

осуществляют полномочия собственника в отношении ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ, находящихся в собственности Российской Федерации;

осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

принимают решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, о выводе указанных объектов из эксплуатации, а также о последующем хранении радиоактивных отходов;

организуют обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, находящихся в федеральной собственности;

осуществляют деятельность по обучению специалистов в области использования атомной энергии, в том числе подготовку специалистов с использованием ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

разрабатывают и реализуют комплексные программы социально-экономического развития и экологической безопасности территорий, на которых расположены объекты использования атомной энергии.

Полномочия, установленные частью первой настоящей статьи, могут осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

________________

К федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации в области использования атомной энергии относятся Правительство РФ (ст. 110 Конституции), федеральные министерства и подведомственные им федеральные службы и агентства, руководство которыми осуществляет Президент РФ (например, Министерство Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) либо Правительство РФ (например, Федеральное агентство по атомной энергии), а также иные федеральные органы исполнительной власти (Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ). Данная структура взамен ранее существовавшей утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

По выполняемым функциям все федеральные органы исполнительной власти в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях подразделяются на две группы.

В первую группу входят органы, осуществляющие управление в области использования атомной энергии: Федеральное агентство по атомной энергии; Министерство обороны Российской Федерации; Федеральное агентство по промышленности; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство по науке; Федеральное агентство по энергетике; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; Федеральное агентство по недропользованию.

К их основным полномочиям отнесены организация государственного учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных отходов, осуществление полномочий собственника в отношении объектов использования атомной энергией, организация готовности в случае ядерной аварии и т. п. (см. комментарий к ст. 20).

Вторую группу составляют органы по регулированию безопасности в области использования атомной энергии, к числу которых относятся: Министерство Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральное медико-биологическое агентство. Они выполняют надзорные, разрешительные функции (выдают лицензии, заключения), проводят экспертизы, инспекции и т. п., а также применяют санкции к правонарушителям за несоблюдение законодательства в области использования атомной энергии (подробно полномочия этих органов рассмотрены в комментарии к ст. 21).

Статья 11. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования атомной энергии

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования атомной энергии:

осуществляют полномочия собственников на радиационные источники и радиоактивные вещества, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации;

осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

устанавливают порядок и организуют с участием организаций, общественных организаций (объединений) и граждан обсуждение вопросов использования атомной энергии;

принимают решения о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

принимают участие в обеспечении защиты граждан и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, превышающего установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии пределы;

осуществляют контроль за обеспечением радиационной безопасности населения и охраной окружающей среды на подведомственных им территориях, готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии на объекте использования атомной энергии;

осуществляют учет и контроль радиоактивных веществ на подведомственных им территориях в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ;

организуют обеспечение физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

выполняют иные функции в области использования атомной энергии в пределах имеющихся полномочий.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут осуществляться полномочия, отнесенные настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.

________________

Комментируемая статья настоящего Федерального закона определяет полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях. Следует отметить, что полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в указанной области значительно уже полномочий федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе осуществлять полномочия в области использования атомной энергии лишь на подведомственной им территории и в пределах своей компетенции. В их компетенцию входит: установление порядка по обсуждению вопросов использования атомной энергии с участием общественности; осуществление учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на подведомственных им территориях; предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения; предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения или порчи; информирование населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях; и т. п.

Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ организуют и осуществляют на межмуниципальном и региональном уровне мероприятия по эвакуации и защите населения от ионизирующих излучений при авариях на объектах использования атомной энергии, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности.

Органы исполнительной власти России, субъектов РФ при осуществлении полномочий в своей работе взаимодействуют с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в области использования атомной энергии в мирных целях в республиках, областях, краях, городах федерального значения, автономных областях, автономном округе.

Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в области использования атомной энергии

Органы местного самоуправления:

участвуют в обсуждении и решении вопросов размещения на подведомственных им территориях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

принимают решения о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности муниципальных образований;

информируют население через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях.

________________

Перечень полномочий органов местного самоуправления в области использования атомной энергии, изложенный в комментируемой статье, не является исчерпывающим. К вопросам местного значения отнесено не только информирование населения о радиационной обстановке через газеты, телевидение, журналы, радио, бюллетени и т. п., но и о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях.

Кроме того, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления участвуют (наряду с прочими органами власти и организациями) в пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, для чего ими могут использоваться средства массовой информации. В соответствие со ст. 11 этого же Закона органы местной власти самостоятельно обучают население способам защиты и действиям в этих ситуациях, в том числе и при авариях на объектах использования атомной энергии.

Помимо рассмотренных полномочий, есть полномочия по эвакуации и защите населения от ионизирующих излучений при авариях на объектах использования атомной энергии. Разработка планов мероприятий по защите граждан входит в компетенцию органов исполнительной власти, а их объем и характер зависят от конкретных условий и параметров аварии. Как правило, в этих планах эвакуация и защита непосредственно населения вменена в обязанности органов местного самоуправления на подведомственной им территории.