Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (постатейный). Статья 6. Пропаганда донорства крови и ее компонентов (А. А. Кирилловых, 2013)

Статья 6. Пропаганда донорства крови и ее компонентов

1. Пропаганда донорства крови и ее компонентов представляет собой информирование населения о социальной значимости донорства крови и ее компонентов в целях привлечения потенциальных доноров к сдаче крови и (или) ее компонентов, осуществляемое через средства массовой информации, а также посредством издания и распространения произведений науки, литературы и рекламных материалов, организации тематических выставок, смотров, конференций и использования других способов информирования населения, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Пропаганду донорства крови и ее компонентов осуществляют входящие в службу крови федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов.

3. Уполномоченные органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов мероприятия по пропаганде донорства крови и ее компонентов.

Комментарий к статье 6 Закона

Комментируемая статья посвящена пропаганде донорства крови и ее компонентов и является новеллой законодательства о донорстве. О проведении мероприятий по пропаганде донорства было лишь упомянуто в отдельных статьях закона № 5142-1, но какого-либо последовательного нормативного развития данные мероприятия так и не получили. Данное обстоятельство, по-сути, сводило нормы о донорстве к декларативным положениям.

В нормах комментируемого Закона правовые аспекты пропаганды представлены более широко. При этом, отражение норм о пропаганде в самостоятельной статье говорит о проблеме донорства, и направлено привлечение населения страны к донорству.

Как следует из положений комментируемой статьи, пропаганда донорства крови и ее компонентов представляет собой информирование населения о социальной значимости донорства крови и ее компонентов в целях привлечения потенциальных доноров к сдаче крови и (или) ее компонентов.

Способы информирования населения различны, поскольку пропаганда может осуществляться через средства массовой информации, а также посредством издания и распространения произведений науки, литературы и рекламных материалов, организации тематических выставок, смотров, конференций. При этом, перечень способов информирования населения не является исчерпывающим, поскольку, как следует из рассматриваемой статьи, для этих целей могут быть использованы другие способы информирования населения, не запрещенные законодательством РФ.

В свое время (2008 год), компанией развития общественных связей (КРОС) по заказу ФМБА в рамках Государственной программы развития добровольного донорства был реализован проект по про паганде массового донорства крови и ее компонентов.

Среди инструментов PR-акции были использованы:

– проведение рекламной кампании в медиа и размещение наружной рекламы;

– создание телефонной «горячей линии» по вопросам донорства;

– наполнение материалами официального сайта программы www.yadonor.ru;

– создание постоянно действующих тематических рубрик на сайте РИА «Новости» и в газете «Труд»;

– видеоконференция руководителя федерального медико-биологического агентства В. В. Уйбы с интерактивным участием 20 регионов, участвующих в проекте. Видеоконференция была посвящена запуску федеральной программы;

– круглый стол «Социальная ответственность бизнеса и развитие донорства в России». Круглый стол, в котором приняли участие представители «Сбербанк», «ВТБ», «Почта России» и др., был направлен на формирование общественной дискуссии по острой проблеме – работодатели отказываются отпускать сотрудников сдавать кровь и предоставлять им положенные отгулы;

– флешмоб на ВВЦ, направленный на вовлечение молодежной аудитории. Участники флешмоба получали пробирки с воздушными шарами (похожи на пробирки с кровью), которые надували на месте и помещали в огромный прозрачный туннель, символизирующий трубочку медицинской системы, по которой кровь переливается больному Акция собрала более 2000 участников, репортажи об акции показали три центральных телеканала;

– проведение Всероссийского конкурса журналистов по тематике донорства крови. Конкурс существенно повысил активность региональных СМИ, в нем приняли участие более 100 СМИ;

– достижение договоренностей с организациями и вузами о проведении «дней доноров». Эта работа была очень важна для службы крови и позволила за время реализации проекта привлечь более 700 новых доноров;

– сотрудники КРОС также приняли участие в акции по сдаче донорской крови[15].

На пропаганду донорства направлены различные мероприятия, в т. ч. и международного масштаба. Так, с 14 июня 2004 г. отмечается Всемирный день донора крови. Его цель – привлечь внимание общественности к такому благородному делу, как донорство крови, выразить признательность добровольцам, которые откликаются на возрастающую потребность медицины в донорской крови и ее компонентах.

Задачей ежегодного проведения Всемирного дня донора крови является улучшение безопасности и эффективности запасов крови, связанного с обеспечением 100 % добровольного безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов, Особое внимание уделяется разработке национальных программ донорства крови с целью увеличения числа добровольных доноров, особенно из числа молодежи, постепенному отказу от семейных или замещающих членов семьи доноров, а также ликвидации платного донорства.

Активную роль в деле пропаганды донорства призваны сыграть общественные институты, консолидирующие в своих объединениях усилия по решению задач организации и развития донорства.

В качестве основного общественного органа, представляющего общественные интересы, выступает Комиссия Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике и «Национальный фонд развития здравоохранения» (НФ), при котором открыт координационный центр, объединяющий социально ориентированные НКО, занимающиеся безвозмездным донорством.

Общественная палата является платформой для объедения усилий НКО, так как именно она традиционно поддерживает гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение.

На очередном заседании Совета Общественной палаты РФ было утверждено Положение о Координационном центре по организации, развитию и пропаганде добровольного донорства крови при Общественной палате (№ 13-С от 08.06.2010).

Основной целью деятельности Координационного центра является обеспечение согласованных действий НКО и органов государственной власти по развитию системы донорства крови на регулярной основе в Российской Федерации.

Основные направления деятельности Координационного центра:

1) информировать регионы по всем вопросам донорства крови;

2) проводить мониторинг проблем, связанных с участием НКО в проектах по донорству, разрабатывать предложения по их решению;

3) оказывать консультационную помощь организациям, занимающимися проблемами донорства крови.

На сегодняшний день в состав Координационного центра вошли представители Государственной Думы РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, ФМБА РФ, представители общественных организаций более чем из 60 регионов; список открыт и постоянно расширяется.

Другой гражданской инициативой в сфере пропаганды донорства является «Клуб 25» – это международный молодежный проект, который содействует распространению идеи о сохранения жизни человека при помощи донорства крови. Сегодня «Клуб 25» действует более чем в 30 странах мира. При содействии Клуба молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет посещают станции переливания крови, узнают о здоровом образе жизни и дают кровь не реже двух раз в году[16].

В качестве отдельного, самостоятельного направления стимулирования популяризации донорства и развития службы крови является официальное поощрение отдельных лиц ведомственными наградами.

Согласно Приказа ФМБА РФ от 24.03.2010 № 155[17] лица, имеющие большой личный вклад в развитие донорского движения и развитие Службы крови, включая работников организаций службы крови; органов управления здравоохранением; органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления; руководителей организаций, содействующих развитию донорства в трудовых коллективах; сотрудников некоммерческих и общественных организаций, осуществляющих мероприятия по пропаганде безвозмездного донорства, награждаются ведомственным знаком отличия ФМБА – Медалью «За содействие донорскому движению».

Награждение Медалью «За содействие донорскому движению» производится в соответствии с Приказом Федерального медико-биологического агентства по ходатайству руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ; начальников управлений Центрального аппарата ФМБА России; руководителей территориальных органов ФМБА России; руководителей организаций, подведомственных ФМБА России, руководителей иных организаций.

Награжденным работникам вручается Медаль «За содействие донорскому движению» и выдается удостоверение установленной формы на право его ношения.

Основные направления пропаганды массового донорства крови и ее компонентов установлены в Приложении № 1 к Приказу Минздрава России от 19.07.2013 № 477н[18], определяющего финансовое обеспечение мероприятий по развитию службы крови. Так, основными направлениями пропаганды массового донорства крови и (или) ее компонентов являются:

– ведение единого информационного ресурса (интернет-портала) по вопросам донорства крови и (или) ее компонентов в Российской Федерации;

– ведение единой федеральной телефонной справочной службы (горячая линия);

– информирование населения через размещение в средствах массовой информации рекламно-информационных материалов по пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

– привлечение потенциальных доноров крови и (или) ее компонентов через проведение публичных мероприятий по пропаганде донорства крови при поддержке средств массовой информации;

– распространение сувенирной продукции по пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

– организация и проведение тематической ежегодной Всероссийской конференции по вопросам донорства крови и (или) ее компонентов (Форум службы крови).

Исходя из разграничения полномочий Федерального центра и регионов, обязанность по осуществлению пропаганды донорства крови и ее компонентов осуществляют входящие в службу крови федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а также субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов. При этом органы местного самоуправлении (МСУ), уполномоченные в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов мероприятия по пропаганде донорства крови и ее компонентов. Соответственно, осуществление указанных мероприятий не является обязанностью органов МСУ, поскольку они не входят в систему органов исполнительной власти.