Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (постатейный). Глава II. Государственная политика в области иммунопрофилактики. Права и обязанности граждан при осуществлении...

Глава II

Государственная политика в области иммунопрофилактики. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

Статья 4. Государственная политика в области иммунопрофилактики

1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

2. В области иммунопрофилактики государство гарантирует: доступность для граждан профилактических прививок; бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;

разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ;

использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных медицинских иммунобиологических препаратов;

государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов;

поддержку научных исследований в области разработки новых медицинских иммунобиологических препаратов;

обеспечение современного уровня производства медицинских иммунобиологических препаратов;

государственную поддержку отечественных производителей медицинских иммунобиологических препаратов;

включение в федеральные государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики;

совершенствование системы статистического наблюдения;

обеспечение единой государственной информационной политики;

развитие международного сотрудничества.

3. Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комментируемая статья определяет направления государственной политики в сфере иммунопрофилактики населения, а также гарантии ее реализации.

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

В сфере иммунопрофилактики государство предоставляет ряд гарантий. Гарантия определяется как форма ответственности за выполнение принятых обязательств. Государство в сфере иммунопрофилактики принимает на себя публичные обязательства и несет публичную ответственность за их выполнение.

Гарантии государства в области иммунопрофилактики определяются доступностью для граждан профилактических прививок, а также бесплатным проведением профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Эти гарантии достигаются путем организации системы обеспечения иммунобиологическими препаратами за счет средств федерального бюджета. Кроме того, иммунопрофилактика проводится непосредственно через систему государственных и муниципальных организаций здравоохранения. Государство обеспечивает их деятельность финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами, а также необходимыми для проведения иммунопрофилактики медицинскими препаратами.

Государство принимает на себя ответственность за надлежащее выполнение функций по иммунопрофилактике. В случаях наступления вреда жизни и здоровью граждан, причиной которых являются последствия вакцинации, гражданам гарантируется социальная поддержка при возникновении поствакцинальных осложнений. Социальная поддержка реализуется через государственные единовременные пособия, ежемесячные компенсационные выплаты и т. п.

В числе гарантий развития социальной функции государства определяются также федеральные целевые программы и региональные программы, реализация которых является составной частью обеспечения прав граждан на охрану здоровья и показывает приоритеты деятельности государства.

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280[41] утверждена федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2011 годы)», включающая подпрограмму «Вакцинопрофилактика».

Целью подпрограммы «Вакцинопрофилактика» является снижение уровня заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики.

Задачами подпрограммы являются:

1) совершенствование методов профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики;

2) совершенствование методов контроля проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;

3) совершенствование системы транспортировки вакцин;

4) разработка и внедрение опытных образцов новых вакцин;

5) строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений и оснащение их современным медицинским и технологическим оборудованием.

В рамках мероприятий подпрограммы предусматриваются:

1) строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений и предприятий;

2) создание новых вакцин массового применения и современных технологий их производства;

3) создание новых современных методов и средств диагностики детских инфекций;

4) развитие системы информирования населения о мерах предупреждения распространения инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, в том числе создание видеоклипов, буклетов, календарей;

5) совершенствование государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;

6) создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин.

Обеспечение проведения иммунопрофилактики возможно только при наличии достаточного количества эффективных и безопасных медицинских иммунобиологических препаратов, имеющих свою сферу (область) применения. Для решения этих задач государственная политика в сфере иммунопрофилактики предусматривает систему мер, связанных с использованием эффективных медицинских иммунобиологических препаратов, предусматривающих государственный контроль за их качеством, эффективностью и безопасностью. Разработка новых видов препаратов предполагает также проведение научных исследований, а их внедрение в производство требует наличия современного уровня оборудования. Эти два направления являются взаимосвязанными, совместная их реализация способствует повышению эффективности иммунобиологических препаратов.

В свою очередь, государственная поддержка отечественных производителей медицинских иммунобиологических препаратов способствует развитию их производства и снижению стоимости для конечного потребителя.

Особое внимание в рамках реализации государственной политики в сфере иммунопрофилакти уделяется обучению медицинских кадров, имеющих представление о вопросах иммунопрофилактики. С этой целью в федеральный компонент государственных образовательных стандартов по медицинским специальностям введены вопросы иммунопрофилактики.

Совершенствование системы статистического наблюдения способствует своевременному отслеживанию ситуации в сфере инфекционной заболеваемости, ее анализу и принятию адекватных мер, направленных на снижение уровня заболеваемости, ее предупреждение.

Единая государственная информационная политика в сфере иммунопрофилакти направлена на обеспечение информированности населения об иммунобиологических мероприятиях, современной ситуации, отдельных показателях в сфере инфекционных заболеваний.

Развитие международного сотрудничества определяет совместные с иностранными государствами шаги Российской Федерации в целях предупреждения возникновения массовых заболеваний, проведение политики по обеспечению глобальной безопасности, разработке эффективных способов и обмен опытом в сфере иммунопрофилактики.

Реализация государственной политики в области иммунопрофилактики возложена на Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Указанные положения являются продолжением полномочий, возложенных на Правительство РФ федеральным законодательством.

Правительство РФ является органом государственной власти РФ, осуществляет исполнительную власть РФ, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом РФ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[42] Правительство РФ пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации. При этом, реализуя свои полномочия в социальной сфере, Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия (ст. 14, 16 Закона).

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;

бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

абзац утратил силу;

социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;

2. Отсутствие профилактических прививок влечет: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

выполнять предписания медицинских работников; в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Комментируемая статья определяет основные обязанности граждан в сфере иммунопрофилакти, а также последствия отсутствия профилактических прививок.

Граждане имеют право на получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях.

Объективные данные, объективная информация (от лат. objectivus – предметный) – данные, содержание которых не зависит, не связано с мнением, утверждением отдельных лиц, а носит общепризнанный характер, основано на независимых измерениях, расчетах.

Полная информация предполагает ее исчерпывающий характер исходя из наличия объективных данных.

Следует учесть, что данное право, предоставляемое комментируемым Законом, основано на реализации конституционных положений. В частности, п. 4 ст. 29 Конституции РФ предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Право на получение достоверной информации обеспечивается также ответственностью в соответствии с федеральным законом должностных лиц в случае сокрытия ими фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3 ст. 41 Конституции РФ).

Право на информирование является составной частью права на медико-социальное просвещение. Такое право непосредственно реализовано в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» через законодательное определение понятий, относящихся к сфере инфекционной безопасности. В данном Законе даны определения основных понятий, просвещающих граждан по вопросу возможностей эффективной защиты от инфекционных заболеваний.

Выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой для осуществления иммунопрофилактики, является гарантией для поиска наиболее приемлемых условий для проведения иммунопрофилактики в зависимости от личных убеждений самих граждан.

Право на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения отражают социальные гарантии, предоставляемые государством, и направлены на поддержание здоровья, решение проблем роста численности населения.

Право граждан на медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений являются проявлением социальной функции государства в виде медицинской (социальной) помощи. При этом объем такой помощи и ее характер определяются в рамках установленных государственных гарантий, определяемых ежегодно.

Указанные права реализуется в совокупности с положениями ст. 41 Конституции РФ, определяемой право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. № 913[43] утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г.

Программа предусматривает предоставление различных видов медицинской помощи, в том числе и в сфере иммунопрофилактики.

Первичная медико-санитарная помощь включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров.

Кроме того, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в установленном порядке осуществляется медицинская помощь, а также предоставляются медицинские и иные услуги в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июля 2005 г. № 487[44] утвержден порядок организации первичной медико-санитарной и амбулаторно-поликлинической помощи, включающий также некоторые мероприятия в рамках иммунопрофилактики.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Амбулаторно-поликлиническая помощь включает проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке.

Социальная поддержка при возникновении поствакцинальных осложнений корреспондирует соответствующей публичной обязанности, которую принимает на себя государство, реализуя его социальную направленность.

Отказ от профилактических прививок является правом, аналогичным праву выбора организации (учреждения), где осуществляется проведение иммунопрофилактики. Свободный выбор граждан в решении вопроса об иммунопрофилактике свидетельствует о реализации принципа осуществления своих прав в зависимости от собственных интересов.

2. Пункт 2 комментируемой нормы определяет последствия отказа граждан от проведения профилактических прививок, влекущих ограничение правоспособности граждан.

Во-первых, такой отказ влечет запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок.

Содержание этого основания отказа воспринято законодателем из Международных медико-санитарных правил (были приняты Всемирной ассамблеей здравоохранения 25 июля 1969 г.), к которому присоединился СССР. Ссылкой на конкретные профилактические прививки защищаются интересы не только самого гражданина, но и населения зарубежного государства. Правила распространяются на карантинные болезни (холеру, чуму, желтую лихорадку).

Во-вторых, временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

Эпидемия считается наступившей, если соотношение показателей заболеваемости на 100 тыс. человек превышает установленный эпидемический порог. Например, по нормам Всемирной организации здравоохранения эпидемия гриппа начинается с 400 случаев на 100 тыс. жителей, а эпидемия гриппа в Москве объявляется при заболевании 1317 человек.

Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Получение основного общего образования обязательно.

Необходимо учитывать и тип (вид) образовательного и оздоровительного учреждения. Закон РФ «Об образовании»[45] выделяет 9 типов образовательных учреждений. Из них наиболее уязвимы (с точки зрения количества контактов воспитанников, их невысокого иммунитета) дошкольные, общеобразовательные, коррекционные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом в данном случае идет речь лишь о временном запрете на прием в образовательные и оздоровительные учреждения и только в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий. Такая норма введена для избежания случаев заражения обучающихся инфекционными заболеваниями при контакте с лицом, не имеющим необходимых прививок.

Закон определяет запрет приема в оздоровительные учреждения. Приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. № 627[46] утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, которое с наименованием «оздоровительный» выделяет только санаторно-оздоровительный лагерь. Следует исходить из расширительного толкования понятия оздоровительного учреждения и включать в него иные, предусмотренные приказом организации здравоохранения: больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.

В случае отпадения угрозы массовых заболеваний и эпидемий такие лица вправе на общих основаниях приниматься и находиться в образовательных и оздоровительных учреждениях.

Данные ограничения не рассматриваются в качестве случаев нарушения конституционных прав граждан на свободу передвижения и образование, лечение и отдых в контексте п. 2 ст. 55 Конституции РФ. Указанная норма определяет ограничение права и свободы человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В-третьих, законодательством установлены виды работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отсутствие требующихся прививок влечет отказ в приеме граждан на работу либо отстранение их от названных работ. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. В него включены следующие виды работ:

1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.

6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.

8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.

9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.

10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.

11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.

12. Работы во всех типах и видах образовательных учреждений.

Следует обратить внимание, что трудовым законодательством (ТК РФ) запрещается лишь необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ). Основанием для отказа в данном случае является прямое требование закона.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель помимо случаев, изложенных в ТК РФ, обязан отстранить работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Одним из таких актов является комментируемый Закон.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. По общему правилу в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.

При этом, если прививки от инфекционных заболеваний не проведены по вине работодателя, за работником за все время отстранения от работы сохраняется заработная плата.

Сомнение, тем не менее, возникает при отнесении к указанному перечню видов работ работы во всех видах и типах образовательных учреждений.

Закон РФ «Об образовании» указывает, что к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда; лица, которые имели судимость за определенные преступления; лица, имеющие медицинские противопоказания (ст. 53). Отсутствие профилактических прививок не входит в понятие «медицинские противопоказания». Поэтому указание в постановлении Правительства РФ всех типов и видов образовательных учреждений вступает в противоречие с положениями Закона.

3. Требования Закона к необходимости подтверждения в письменной форме отказа граждан от профилактических прививок продиктованы необходимостью фиксации объективной воли человека, связанной с внутренним убеждением отсутствия потребности в проведении иммунопрофилактики собственного организма. Кроме того, письменный факт отказа необходим для проведения статистического наблюдения в сфере иммунопрофилактики, в частности случаев отказа от проведения прививок.

При возникновении вреда здоровью человека, а также летальных исходов, связанных с отсутствием иммунитета (прививок) от определенных инфекционных заболеваний, которые гражданину предлагалось провести, факт отказа от проведения прививок служит основанием для исключения ответственности учреждений здравоохранения и их должностных лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия.

Конец ознакомительного фрагмента.