Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (постатейный). Глава 1. Общие положения (А. Н. Борисов, 2017)

Глава 1

Общие положения

Статья 1

Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.


В части 1 комментируемой статьи определен предмет регулирования комментируемого Закона, т. е. определены общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого являются правовыми отношениями. В качестве элементов предмета регулирования комментируемого Закона данная часть называет отношения, возникающие в связи с: 1) осуществлением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации; 2) осуществлением на территории России государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному

Закону; 3) ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в ЕГРН.

Предмет регулирования комментируемого Закона предопределен нормой п. 6 ст. 131 «Государственная регистрация недвижимости» части первой ГК РФ, предусматривающей (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ[28]), что порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с данным Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Первоначально соответствующим актом являлся Закон 1997 г. о регистрации, который Законом 2016 г. № 361-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона признан утратившим силу.

В предмет комментируемого Закона вошла в т. ч. часть общественных отношений, охватываемых ранее Законом 2007 г. о кадастре. Так, в части 1 ст. 1 Закона 2007 г. о кадастре первоначально устанавливалось, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением ГКН, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (кадастровые отношения). В связи с принятием комментируемого Закона указанная норма изложена Законом 2016 г. № 361-ФЗ полностью в новой редакции, согласно которой Закон 2007 г. о кадастре регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (кадастровые отношения). Как говорилось выше (см. введение), указанным Законом 2016 г. № 361-ФЗ изменено и название упомянутого Закона – название «О государственном кадастре недвижимости» заменено на название «О кадастровой деятельности».

Часть 2 комментируемой статьи определяет ЕГРН в качестве свода достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с комментируемым Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Законом сведений.

Подобным образом ранее в ч. 2 ст. 1 Закона 2007 г. о кадастре (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 184-ФЗ[29]) было определено, что ГКН является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, иных предусмотренных Законом 2007 г. о кадастре сведений (данная часть признана Законом 2016 г. № 361-ФЗ утратившей силу в связи с принятием комментируемого Закона). Кстати говоря, там же устанавливалось, что ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.

Как говорилось выше (см. введение), создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости – ЕГРН – является одной из ключевых новелл комментируемого Закона, которая призвана снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям. Закон 1997 г. о регистрации предусматривал и регламентировал ведение ЕГРП, а Закон 2007 г. о кадастре – ГКН (см. комментарий к ст. 7 Закона).

В части 3 и 5 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения ч. 1 ст. 2 «Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Закона 1997 г. о регистрации, которыми устанавливалось, что:

– государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав)

– это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ;

– государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (положение о том, что государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, включено в ч. 5 комментируемой статьи Законом 2016 г. № 361-ФЗ).

В основе рассматриваемого регулирования лежит норма п. 1 названной выше ст. 131 ч. 1 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ[30]), согласно которой: право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней; регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.

Существует также более общая норма п. 1 ст. 8.1. «Государственная регистрация прав на имущество» части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ[31]), которой предусмотрено следующее: в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации; государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; в государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Согласно разъяснению, данному в п. 3 Постановления Пленума ВС России от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[32], названная статья 8.1. ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.); данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: ЕГРП, ЕГРЮЛ и т. д.

Как отмечено в Постановлении КС России от 24 марта 2015 г. № 5-П[33], в соответствии с правовой позицией КС России законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (Постановление от 26 мая 2011 г. № 10-П; Определения от 5 июля 2001 г. № 132-О и № 154-О, от 29 января 2015 г. № 216-О и др.).

Разъяснения о спорах о правах на недвижимое имущество даны в п. 52–61 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»[34]. Так, в пункте 52 названного Постановления разъяснялось следующее:

«Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими».

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Подобная норма содержалась в п. 2 названной выше ст. 2 Закона 1997 г. о регистрации, но формулировалась она иначе: государственная регистрация прав проводится на всей территории России по установленной данным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в ЕГРП. Общей же нормой п. 2 названной выше статьи 8.1. ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В часть 6 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения п. 1 ст. 4 «Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Закона 1997 г. о регистрации, которыми (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ[35]) предусматривалось следующее: государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 части первой ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты; наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленных объектов культурного наследия – безвозмездное пользование (ссуда); ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Наряду с этим в ст. 1 «Основные термины» Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ[36]) давались следующие определения:

– недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Законом, – это земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;

– ограничения (обременения) – это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других).

Согласно положениям п. 1 ст. 130 «Недвижимые и движимые вещи» ГК РФ (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ[37]): к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства; к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания; законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество; к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. О понятиях предприятия и единого недвижимого комплекса, определенных в ст. 132 «Предприятие» и ст. 133.1 «Единый недвижимый комплекс» ГК РФ, см. комментарий к ст. 46 Закона.

О предусмотренной ст. 131 ГК РФ государственной регистрации недвижимости говорилось выше. А статьей 164 «Государственная регистрация сделок» ГК РФ установлено следующее: в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (п. 1); сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (п. 2). Названная статья изложена Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ[38] полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции п. 1 статьи указывалось, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 данного Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Внесение изменений было обусловлено принятием Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ, которым отменяется система двойной государственной регистрации (прав и сделок) в отношении объектов недвижимости, предусмотренная статьей 131 части первой ГК РФ, рядом статей части второй ГК РФ и Законом 1997 г. о регистрации.

В части 7 комментируемой статьи воспроизведены с соответствующими изменениями положения ч. 3 ст. 1 Закона 2007 г. о кадастре, которыми определялось, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе (данная часть признана Законом 2016 г. № 361-ФЗ утратившей силу в связи с принятием комментируемого Закона). Указание на машино-места введено в ч. 7 комментируемой статьи Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ, которым внесены соответствующие изменения в ст. 130 ГК РФ (см. выше).

В КС России направлялась жалоба, в которой указывалось на неконституционность положений приведенной ч. 3 ст. 1 Закона 2007 г. о кадастре, а также приведенного выше п. 1 ст. 2 Закона 1997 г. о регистрации. Как отмечалось заявителем, данные положения противоречат Конституции РФ в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают прекращение права собственности путем лишения собственника доказательств существования зарегистрированного права собственности и объекта права путем изменения записей в ГКН и ЕГРП. Определением КС России от 29 января 2015 г. № 216-О[39] отказано в принятии к рассмотрению указанной жалобы. При этом отмечено, что положение ч. 3 ст. 1 Закона 2007 г. о кадастре, определяющее понятие государственного кадастрового учета недвижимого имущества и направленное на создание необходимых гарантий для обеспечения законности и стабильности оборота данного имущества, а также защиты имущественных и иных прав всех участников отношений, связанных с оборотом недвижимости, не нарушает какие-либо конституционные права заявителя по доводам, изложенным в жалобе.

Часть 8 комментируемой статьи исключает из сферы действия комментируемого Закона государственный учет и государственную регистрацию прав на такие объекты, относимые положениями п. 1 названной выше статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам, как участки недр и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Как в п. 1 ст. 130 ГК РФ, так и в ч. 8 комментируемой статьи первоначально говорилось также о космических объектах, но указания на эти объекты исключены Законом 2016 г. № 361-ФЗ.

Подобным образом в ч. 6 ст. 1 Закона 2007 г. о кадастре устанавливалось, что положения данного Закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов. В отличие от Закона 2007 г. о кадастре государственный учет и государственная регистрация прав в отношении предприятия как имущественного комплекса из сферы действия комментируемого Закона не исключены (особенности осуществления таких государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены ст. 46 данного Закона).

В пункте 1 ст. 33 Закона 1997 г. о регистрации устанавливалось, что впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 названной выше статьи 131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Речь идет о необходимости обращения к положениям ст. 33 «Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов» ВзК РФ, гл. III «Регистрация судов, прав на них и сделок с ними» КТМ РФ и гл. IV «Право собственности на суда, государственная регистрация судов и прав на них» КВВТ РФ. Государственный учет и государственная регистрация участков недр предусмотрены и регламентированы положениями ст. 28 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ)[40].

Статья 2

Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

1. Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган нормативно-правового регулирования).


Комментируемая статья определяет правовую основу регулирования отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, т. е. определяет перечень источников норм права, которыми осуществляется регулирование данных отношений. В части 1 данной статьи воспроизведены положения п. 1 ст. 3 «Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Закона 1997 г. о регистрации, предусматривавшие, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон 1997 г. о регистрации, иные федеральные законы, а также издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты РФ.

Конституция РФ, как закреплено в ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Разъяснения о применении данного конституционного положения даны в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[41].

ГК РФ является основным актом гражданского законодательства, которое согласно п. 1 ст. 2 части первой данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

В статье 2 Закона 2007 г. о кадастре устанавливалось, что правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция РФ, ГК РФ, ЗК РФ, ЛК РФ, ВдК РФ, ГсК РФ, ЖК РФ, Закон 2007 г. о кадастре, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ. Законом 2016 г. № 361-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона указанная статья изложена полностью в новой редакции, устанавливающей, что правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Закон 2007 г. о кадастре, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.

Иными нормативными правовыми актами РФ, нежели федеральные законы, являются нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Однако в часть 2 комментируемой статьи вошли положения, аналогичные тем, которые содержались в упомянутом выше п. 1 ст. 3 Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ[42]) и которыми устанавливалось, что в случаях, предусмотренных данным Законом, актами Президента РФ и актами Правительства РФ, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав).

Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2015 г. № 1201 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации»[43] в связи с принятием комментируемого Закона в п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»[44], внесены изменения, в результате которых установлено, что Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в т. ч. в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

В то же время в комментируемый Закон не вошли положения, аналогичные тем, которые также содержались в упомянутом выше п. 1 ст. 3 Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ) и которыми устанавливалось, что на основании и во исполнение Закона 1997 г. о регистрации, актов Президента РФ и актов Правительства РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (федеральный орган в области государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Но в пункте 3 ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона говорится о разработке и издании органом регистрации прав соответствующих методических материалов.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации[45], а Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88 – Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации[46].

Статья 3

Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее – орган регистрации прав).

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

4. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2–4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

5. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи полномочия органа регистрации прав могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В целях применения положений настоящего Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с настоящей частью переданы полномочия органа регистрации прав, считается органом регистрации прав.


В части 1 комментируемой статьи предусмотрено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в указанном реестре, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «орган регистрации прав»).

Пункт 1 ст. 9 «Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ[47]) устанавливал, что государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

В части 1 ст. 3 «Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости» Закона 2007 г. о кадастре (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ) устанавливалось, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения ГКН (при этом в юридико-технических целях было введено сокращенное обозначение «орган кадастрового учета»).

Федеральным органом исполнительной власти, о котором шла речь как в п. 1 ст. 9 Закона 1997 г. о регистрации, так и в ч. 1 ст. 3 Закона 2007 г. о кадастре, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»[48], являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В связи принятием комментируемого Закона издано Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1481[49], которым внесены изменения в названное Положение. В результате установлено, что Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в т. ч. по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Упомянутым выше пунктом ст. 9 Закона 1997 г. о регистрации в одной из последних редакций (т. е. в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 417-ФЗ[50]) также предусматривалось следующее: государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения – объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации; по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги или в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, и сделок с такими объектами недвижимого имущества федеральным органом в области государственной регистрации или государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества и сделок с ними по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации; государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации. Однако данные положения признаны утратившими силу Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ[51].

Часть 2 комментируемой статьи воспроизводит с соответствующими изменениями положения ст. 10 «Полномочия федерального органа в области государственной регистрации» Закона 1997 г. о регистрации, устанавливавшие (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ), что федеральный орган в области государственной регистрации:

– координирует и контролирует деятельность органов по государственной регистрации;

– обеспечивает соблюдение Правил ведения ЕГРП, а также создание и функционирование системы ведения указанного реестра в электронном виде;

– разрабатывает и издает методические материалы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав органами по государственной регистрации;

– в определенных им регистрационных округах назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных подразделений или территориальных отделов органов по государственной регистрации;

– обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов по государственной регистрации;

– осуществляет иные установленные законодательством полномочия.

Более детально полномочия Росреестра определены в названном выше Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457. Так, в п. 5 названного Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2016 г. № 313[52]) среди прочего установлено, что Росреестр осуществляет в установленном законодательством РФ порядке:

– государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (подп. 5.1.1);

– ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем (подп. 5.1.2);

– государственный кадастровый учет недвижимого имущества (подп. 5.1.3);

– ведение государственного реестра кадастровых инженеров, а также реестра государственных регистраторов прав (подп. 5.1.5);

– ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (подп. 5.1.5(1));

– государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (подп. 5.1.5(2));

– создание (формирование) апелляционных комиссий по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (подп. 5.1.5(3));

– ведение публичных кадастровых карт и дежурных кадастровых карт в электронной форме, воспроизведение дополнительных сведений на публичных кадастровых картах, а также размещение публичных кадастровых карт на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подп. 5.1.11(1);

– кадастровое деление территории России на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (подп. 5.1.11(2));

– формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (подп. 5.1.25);

– определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в указанный реестр соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (подп. 5.1.26);

– создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (подп. 5.1.27);

– ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки (подп. 5.1.28);

– принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также предоставление сведений, содержащихся в указанном реестре (подп. 5.1.35);

– защиту сведений, содержащихся в ЕГРН и ФГИС ЕГРН, в соответствии с законодательством РФ (подп. 5.1.36).

В части 3 комментируемой статьи определен перечень полномочий, отнесенных к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Этот перечень изложен Законом 2016 г. № 361-ФЗ полностью в новой редакции, но новыми являются лишь положения п.п. 1 и 8 указанной части.

Ранее в рамках соответствующей регламентации в п. 3 названной выше статьи 9 Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 432-ФЗ[53]) устанавливалось, что к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, и органов по государственной регистрации относятся:

– проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

– проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

– государственная регистрация прав;

– выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

– выдача информации о зарегистрированных правах;

– принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;

– выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме;

– предоставление государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в порядке, установленном федеральным органом в области государственной регистрации по согласованию с указанной государственной корпорацией, информации, подтверждающей факт осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по договору купли-продажи, в связи с которым открыт счет эскроу в банке, в отношении которого наступил страховой случай, по состоянию на день наступления страхового случая.

В соответствии с п. 6 ч. 3 комментируемой статьи в первоначальной редакции Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей[54]. Ранее же на основании соответствующего положения п. 3 ст. 9 Закона 1997 г. о регистрации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей был утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 г. № 701[55].

Кстати говоря, в п.п. 4 и 5 той же статьи 9 Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ) содержались следующие положения, которые не вошли в комментируемый Закон:

– органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, если иное не установлено законодательством РФ, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную Законом1997 г. о регистрации (п. 4);

– органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, при выполнении полномочий, установленных пунктом 3 этой статьи, используют печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием (п. 5).

Часть 4 комментируемой статьи воспроизводит с соответствующими изменениями положения п. 2 названной выше статьи 9 Закона 1997 г. о регистрации и ч. 2 также названной выше статьи 3 Закона 2007 г. о кадастре. В соответствии с положениями частей 3 и 4 комментируемой статьи издан Приказ Росреестра от 23 марта 2016 г. № П/0133 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав»[56], которым федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в указанном реестре (орган регистрации прав), по:

1) ведению ЕГРН в части:

– внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в России, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий;

– формирования (загрузки) содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости, в т. ч. осуществлению проверок на соответствие таких сведений актуальным записям ЕГРН, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формированию запросов для организации обеспечения осуществления государственного кадастрового учета посредством сервисов ФГИС ЕГРН;

– формирования (загрузки) содержащихся в поступивших для осуществления государственной регистрации прав, ограничения прав, обременения объекта недвижимости, сделок с объектом недвижимости документах основных сведений о подлежащих государственной регистрации правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, сделках, поступивших в порядке информационного взаимодействия сведений о лице, за которым зарегистрированы право на объект недвижимости, ограничения права, обременения объекта недвижимости, поступивших в уведомительном порядке дополнительных сведений; а также формированию запросов для организации обеспечения осуществления государственной регистрации прав посредством сервисов ФГИС ЕГРН;

– ведения реестровых дел объектов реестра границ;

– ведения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости, формируемых в электронном виде после 1 января 2017 г. в связи с постановкой на государственный кадастровый учет, внесением в ЕГРН сведений об объектах недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости, регистрацией прав на объекты недвижимости;

– ведения книг учета входящих документов;

– ведения книг учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества;

– ведения кадастровых карт;

2) выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, при принятии решения о возврате документов без рассмотрения, либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, при прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в т. ч. посредством курьерской доставки в форме документов на бумажном носителе в указанном в комментируемом Законе случае лицам, имеющим право на получение такой услуги в силу данного Закона, при наличии указания на такой способ доставки в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, а также хранению указанных документов, не полученных заявителями;

3) приему запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов;

4) предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с данным приказом;

5) выдаче заказчику соответствующих кадастровых работ межевого плана, технического плана, карты-плана территории и акта обследования.

Тем же Приказом Росреестра от 23 марта 2016 г. № П/0133 признаны утратившими силу изданные на основании упомянутых выше положений п. 2 ст. 9 Закона 1997 г. о регистрации и ч. 2 ст. 3 Закона 2007 г. о кадастре:

– Приказ Росреестра от 11 марта 2010 г. № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета»[57];

– Приказ Росреестра от 10 мая 2011 г. № П/161 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[58];

– Приказ Росреестра от 18 мая 2012 г. № П/213 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по осуществлению кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы»[59];

– Приказ Росреестра от 13 января 2015 г. № П/1 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[60].

В часть 5 комментируемой статьи, введенную Законом 2016 г. № 361-ФЗ, вошли с соответствующими изменениями:

– положения статьи 10.1. «Передача осуществления полномочий федерального органа в области государственной регистрации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации» Закона 1997 г. о регистрации и статьи 3.1. «Передача осуществления полномочий органа кадастрового учета органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации» Закона 2007 г. о кадастре, соответственно указывавшие, что полномочия федерального органа в области государственной регистрации, предусмотренные Законом 1997 г. о регистрации, и полномочия федерального органа исполнительной власти в области кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, предусмотренные Законом 2007 г. о кадастре, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ постановлениями Правительства РФ в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

– положения п. 1 названной выше ст. 9 Закона 1997 г. о регистрации и ч. 1 также названной выше ст. 3 Законом 2007 г. о кадастре, соответственно указывавшие, что в случае передачи полномочий федерального органа в области государственной регистрации, а также в области кадастрового учета и ведения ГКН для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, и органом кадастрового учета является орган исполнительной власти субъекта РФ.

Приведенные положения были введены соответственно в Закон 1997 г. о регистрации и в Закон 2007 г. о кадастре Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 233-ФЗ[61], которым статья 26.3. «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[62] дополнена пунктом 7.1., которым в т. ч. предусмотрено, что полномочия России по предметам ведения России, а также полномочия России по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, не переданные в соответствии с пунктом 7 указанной статьи и отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ соответственно нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ в установленном настоящим Федеральным законом порядке в случае, если возможность передачи осуществления таких полномочий предусмотрена федеральными законами, регулирующими правоотношения в соответствующей сфере деятельности.

Статья 4

Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав – с другой.


Комментируемая статья воспроизводит положения ст. 5 «Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 183-ФЗ[63]), предусматривавшие, что участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в т. ч. граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Россия, субъекты РФ и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, – с другой.

Согласно определениям, данным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[64]: иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Такие же определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» даны и в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[65].

Российской организацией является юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ)[66]. Иностранной организацией является юридическое лицо, компания или другое корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства.

Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, определены в ст. 15 комментируемого Закона, в т. ч.: при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно (ч. 1); при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав (ч. 2); при осуществлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета (ч. 3).

Согласно части 4 указанной статьи государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1–3 этой статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с положениями частей 5 и 6 указанной статьи определяются субъекты, которые вправе выступать при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от имени России, субъекта РФ или муниципального образования, а также от имени Союзного государства.

Статья 5

Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости

1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее – единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее – реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.

5. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.


В части 1 комментируемой статьи воспроизведены с соответствующими изменениями положения п. 1 ст. 5 «Кадастровый номер объекта недвижимости и кадастровое деление территории Российской Федерации» Закона 2007 г. о кадастре, которыми (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ) предусматривалось следующее: каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории России государственный учетный номер (при этом в юридико-технических целях вводилось сокращенное обозначение «кадастровый номер»); кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Соответственно, в п. 3 ст. 12 «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ[67]) устанавливалось, что разделы ЕГРП, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории России и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Законом 2007 г. о кадастре (при этом в юридико-технических целях также вводилось сокращенное обозначение «кадастровый номер»).

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает идентификацию каждой записи о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, об ограничении права или обременении объекта недвижимости неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории России номером регистрации. В рамках такой регламентации в ч. 7 названной выше статьи Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ) устанавливалось лишь то, что каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации.

В часть 3 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения части 2 названной выше статьи 5 Закона 2007 г. о кадастре, которыми устанавливалось следующее: в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории России на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (при этом в юридико-технических целях также вводилось сокращенное обозначение «единицы кадастрового деления»); при установлении или изменении единиц кадастрового деления территории России соответствующие сведения вносятся в ГКН на основании правовых актов органа кадастрового учета.

В целях реализации положений ч. 3 комментируемой статьи 5, а также в целях надлежащего контроля за исполнением ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочий по осуществлению кадастрового деления территории соответствующего кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы Приказом Росреестра от 28 декабря 2015 г. № П/675 «О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы»[68] утверждены:

– схема расположения кадастровых округов;

– перечень наименований и учетных номеров кадастровых округов Российской Федерации.

Ранее действовал Приказ Росземкадастра от 14 мая 2001 г. № П/89 «О кадастровом делении территории Российской Федерации»[69], которым еще до принятия Закона 2007 г. о кадастре в целях выполнения положений Федерального закона «О государственном земельном кадастре» и в соответствии с Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660:

– на территории России созданы 89 кадастровых округов;

– утверждены схема расположения кадастровых округов и перечень наименований и номеров кадастровых округов.

Часть 4 комментируемой статьи содержит нововведение о необходимости наличия присваиваемого органом регистрации прав неизменяемого, не повторяющегося во времени и на территории России идентификационного реестрового номера (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «реестровый номер границ») у границ зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «объекты культурного наследия»), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «особые экономические зоны»), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в России, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственной границы РФ, границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, береговых линий (границы водных объектов), сведения о которых внесены в ЕГРН.

На основании ч. 5 комментируемой статьи издан Приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 г. № 877 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ»[70], которым соответственно утверждены:

– Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации. Согласно пункту 1 названного Порядка в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров Росреестр осуществляет кадастровое деление территории России, устанавливая или изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления);

– Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ. Названный Порядок в соответствии с его п. 1 определяет правила присвоения: кадастровых номеров земельным участкам, зданиям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, помещениям, единым недвижимым комплексам, а в случаях, установленных комментируемы Законом, и иным объектам, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также предприятиям как имущественным комплексам; номеров регистрации записям о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, об ограничении права или обременении объекта недвижимости; идентификационных реестровых номеров Государственной границе РФ, границам между субъектами РФ, границам муниципальных образований, границам населенных пунктов, береговым линиям (границам водных объектов), границам зон с особыми условиями использования территорий, границам территориальных зон, границам территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, границам особо охраняемых природных территорий, границам особых экономических зон, границам охотничьих угодий, границам территорий опережающего социально-экономического развития, границам зон территориального развития в России, границам игорных зон, границам лесничеств, границам лесопарков.

Тем же Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 г. № 877 установлено, что кадастровое деление, установленное на дату вступления в силу данного Приказа (т. е. на 1 января 2017 г.), применяется в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров и действует до его изменения в соответствии с порядком кадастрового деления территории России.

В соответствии же с ч. 3 названной выше статьи 5 Закона 2007 г. о кадастре был издан Приказ Минэкономразвития России от 4 апреля 2011 г. № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров»[71], которым соответственно были утверждены:

– Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации;

– Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров.

Часть 6 комментируемой статьи содержит нововведение о том, что содержащиеся в ЕГРН кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.

Статья 6

Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости

1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее – геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее – опорные межевые сети).

2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее – картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт).

3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.

4. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат.

5. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.


Часть 1 комментируемой статьи воспроизводит с соответствующим изменением положения ч. 1 ст. 6 «Геодезическая и картографическая основы государственного кадастра недвижимости» Закона 2007 г. о кадастре, определявшие, что геодезической основой ГКН (при этом в юридико-технических целях вводилось сокращенное обозначение «геодезическая основа кадастра») являются создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии государственная геодезическая сеть, а также геодезические сети специального назначения (при этом в юридико-технических целях вводилось сокращенное обозначение «опорные межевые сети»).

В данные положения ч. 1 ст. 6 Закона 2007 г. о кадастре, как и в положения ч. 1 комментируемой статьи, вносились изменения Законом 2015 г. о геодезии. В первоначальной редакции ч. 1 комментируемой статьи определялось, что геодезической основой ЕГРН (при этом в юридико-технических целях также вводилось сокращенное обозначение «геодезическая основа») являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, соответствующие требованиям, установленным органом нормативно-правового регулирования (при этом в юридико-технических целях также вводилось сокращенное обозначение «опорные межевые сети»).

Государственной геодезической сети, как и государственной нивелирной сети, государственной гравиметрической сети, посвящена статья 8 Закона 2015 г. о геодезии, в соответствии с ч. 2 которой государственная геодезическая сеть создается и используется в целях установления государственных систем координат, их распространения на территорию России и обеспечения возможности создания геодезических сетей специального назначения. Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 289 утверждено Положение о государственной геодезической сети и Положения о государственной нивелирной сети[72].

Геодезическим сетям специального назначения посвящена статья 9 Закона 2015 г. о геодезии, согласно ч. 1 которой для обеспечения выполнения геодезических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, а также повышения точности результатов указанных работ физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе организовывать создание геодезических сетей специального назначения, в т. ч. сетей дифференциальных геодезических станций. Приказом Минэкономразвития России от 22 декабря 2015 г. № 961 утверждено Положение создании геодезических сетей специального назначения[73].

В часть 2 комментируемой статьи вошло с соответствующим изменением положение ч. 2 названной выше статьи 6 Закона 2007 г. о кадастре, устанавливавшее, что картографической основой ГКН (при этом в юридико-технических целях вводилось сокращенное обозначение «картографическая основа кадастра») является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Соответственно, нововведением является положение ч. 2 комментируемой статьи о том, что сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «официальный сайт»). Указанным органом является Росреестр (см. комментарий к ст. 3 Закона), адрес официального сайта которого – www.rosreestr.ru.

В приведенное положение ч. 2 ст. 6 Закона 2007 г. о кадастре, как и в соответствующее положение ч. 2 комментируемой статьи, вносились изменения Законом 2015 г. о геодезии. В первоначальной редакции ч. 2 комментируемой статьи устанавливалось, что картографической основой ЕГРН (при этом в юридико-технических целях также вводилось сокращенное обозначение «картографическая основа») являются карты, планы, соответствующие требованиям, установленным органом нормативно-правового регулирования. Такое положение содержалось и в ч. 2 ст. 6 Закона 2007 г. о кадастре. Там же (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 318-ФЗ[74]) устанавливалось, что карты, планы, являющиеся картографической основой кадастра, подлежат обновлению в соответствии с требованиями к периодичности их обновления, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, но не реже чем один раз в 10 лет.

Часть 3 комментируемой статьи воспроизводит положение ч. 3 названной выше статьи 6 Закона 2007 г. о кадастре, согласно которому геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. В это положение, как и в положение ч. 3 комментируемой статьи, вносились изменения Законом 2015 г. о геодезии. В первоначальной редакции ч. 3 комментируемой статьи указывалось, что геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»[75]. При этом предусматривалось, что карты, планы, являющиеся картографической основой, подлежат обновлению в соответствии с требованиями к периодичности их обновления, установленными органом нормативно-правового регулирования, но не реже чем один раз в 10 лет.

Упомянутая часть 3 ст. 6 Закона 2007 г. о кадастре (в ред. Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 79-ФЗ[76]) содержала также следующие положения, которые не вошли в комментируемый Закон: при этом соответствующие сведения о геодезической и картографической основах кадастра, полученные в результате выполнения работ по созданию новых или по обновлению существующих геодезической и картографической основ кадастра, в т. ч. по созданию новых или по восстановлению утраченных пунктов государственной геодезической сети, опорных межевых сетей, вносятся в ГКН на основании подготовленных в результате выполнения указанных работ документов.

В условиях действия положений частей 2 и 3 комментируемой статьи в первоначальной редакции издан Приказ Минэкономразвития России от 13 ноября 2015 г. № 848, которым утверждены Требования к картам и планам, являющимся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, а также к периодичности их обновления[77]. Этим же Приказом признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2011 г. № 375 «Об определении требований к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости»[78], изданный на основании ч. 2 ст. 6 Закона 2007 г. о кадастре.

В части 4 и 5 комментируемой статьи вошли положения ч. 4 названной выше статьи 6 Закона 2007 г. о кадастре, согласно которым: для ведения ГКН используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат; местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются органом кадастрового учета в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.

В эти положения, как и в положения комментируемой статьи, вносились изменения Законом 2015 г. о геодезии. В первоначальной редакции комментируемая статья имела только часть 4, предусматривавшую, что при ведении ЕГРН применяется единая государственная система координат, установленная Правительством РФ для использования при осуществлении геодезических и картографических работ. Такое же положение содержалось в п. 4 ст. 6 Закона 2007 г. о кадастре в прежней редакции (т. е. в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ). При этом в ч. 5 ст. 47 Закона 2007 г. о кадастре (в ред. того же Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ) предусматривалось, что для ведения ГКН до 1 января 2017 г. могут применяться установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат, а также что пересчет сведений государственного кадастра недвижимости из установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат в единую государственную систему координат обеспечивает орган кадастрового учета.

Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. № 568 «Об установлении единых государственных систем координат»[79] установлены следующие единые государственные системы координат:

– система геодезических координат 1995 года (СК-95) – для использования при осуществлении геодезических и картографических работ начиная с 1 июля 2002 г.;

– геоцентрическая система координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ-90) – для использования в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач.

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1463 «О единых государственных системах координат»[80] установлены следующие единые государственные системы координат:

– геодезическая система координат 2011 года (ГСК-2011) – для использования при осуществлении геодезических и картографических работ;

– общеземная геоцентрическая система координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ-90.11) – для использования в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач.

Тем же Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1463 установлено, что система геодезических координат 1995 года (СК-95), установленная постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. № 568 в качестве единой государственной системы координат, и единая система геодезических координат 1942 года (СК-42), введенная постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 г. № 760, применяются до 1 января 2017 г. в отношении материалов (документов), созданных с их использованием.

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи в новой редакции (т. е. в ред. Закона 2015 г. о геодезии) издан Приказ Минэкономразвития России от 17 марта 2016 г. № 142 «Об установлении случаев использования единой государственной системы координат для ведения Единого государственного реестра недвижимости»[81], которым установлено, что единая государственная система координат для ведения ЕГРН используется при описании прохождения Государственной границы РФ.