Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный). Введение (А. Н. Борисов, 2013)

Введение

Законодательно деление организаций на коммерческие и некоммерческие закреплено в п. 1 ст. 50 части первой ГК РФ: юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации, далее также – НКО).

Если в отношении коммерческих организаций в п. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 393-ФЗ[54]) установлен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм их создания – хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия – то в отношении НКО установленный в п. 3 указанной статьи перечень их организационно-правовых форм оставлен открытым. Так, данным пунктом (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ) установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

В результате такого подхода в российском законодательстве предусмотрен целый спектр организационно-правовых форм НКО, как новых по отношению к части первой ГК РФ, так и дублирующих друг друга либо имеющих лишь незначительные отличия. Принятие Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее также – комментируемый Закон) не решило проблему установления исчерпывающего перечня форм НКО. Закон дополнил предусмотренный частью первой ГК РФ перечень форм НКО такими формами, как общины коренных малочисленных народов России, казачьи общества, некоммерческие партнерства, автономные НКО, государственные корпорации и государственные компании, но также оставил данный перечень открытым.

Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»[55] в целях совершенствования законодательных основ рыночной экономики, правового обеспечения международных экономических и гуманитарных связей России и подготовки изменений в Гражданский кодекс РФ принято предложение Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства о разработке концепции развития гражданского законодательства РФ и проектов федеральных законов о внесении изменений в данный Кодекс в целях: а) дальнейшего развития основных принципов гражданского законодательства РФ, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений; б) отражения в ГК РФ опыта его применения и толкования судом; в) сближения положений ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза; г) использования в гражданском законодательстве РФ новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран; д) поддержания единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах – участниках СНГ; е) обеспечения стабильности гражданского законодательства РФ.

На основании названного Указа Президента РФ решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. одобрена Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации[56], которая была опубликована и прошла широкое обсуждение. В отношении видов НКО в названной Концепции отмечено следующее:

1) количество организационно-правовых форм НКО в действующем законодательстве явно избыточно (по различным оценкам – более 20). Единая система правового регулирования организационно-правовых форм НКО отсутствует, а само законодательство о НКО изобилует пробелами, повторами и противоречиями. Отдельные виды юридических лиц вообще ошибочно отнесены к НКО. Так, потребительские общества и сбытовые (торговые) потребительские кооперативы в действительности являются коммерческими организациями – производственными кооперативами, а товарные и фондовые биржи и негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых направлена на извлечение прибыли, – хозяйственными обществами;

2) выделение НКО в отдельные виды, которым соответствуют и особые организационно-правовые формы юридических лиц, нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности. Так, объединения работодателей и торгово-промышленные палаты по существу являются объединениями юридических лиц; общественные фонды – обычными фондами, от которых практически не отличается автономная НКО; огороднические и дачные «некоммерческие товарищества», общества взаимного кредитования и взаимного страхования, общины коренных малочисленных народов не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов; государственные академии наук по существу являются бюджетными учреждениями с несколько расширенными правомочиями (право создания других учреждений – институтов и территориальных отделений и центров) и т. д. Излишним представляется существование некоммерческого партнерства, которое по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу). Особой организационно-правовой формой юридического лица по закону считается орган общественной самодеятельности, которому статус юридического лица не нужен;

3) различные общественные организации и объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность. В качестве юридических лиц, осуществляющих определенную хозяйственную деятельность, они выступают в единой по сути организационно-правовой форме (общественных организаций), для которой не имеет существенного значения их основная деятельность, выходящая за рамки гражданского права и не затрагиваемая их гражданско-правовым статусом юридического лица. С этой точки зрения следует также отметить, что федеральные законы, регламентирующие правовое положение таких организаций, в части гражданско-правового регулирования противоречивы и не согласованы ни друг с другом, ни с общими нормами ГК РФ;

4) организационно-правовые формы НКО как юридических лиц (независимо от вполне возможного сохранения в законе их деления на многочисленные виды соответственно различиям в их основной деятельности) должны быть оптимизированы в зависимости от реальных гражданско-правовых особенностей их внутреннего устройства. В ГК РФ следует предусмотреть возможность создания НКО только в формах корпораций, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные организации и такие объединения лиц, как ассоциации и союзы (участвовать в которых могут одновременно как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях), либо юридических лиц некорпоративного типа, к которым относятся фонды и учреждения. Данный перечень следует рассматривать как исчерпывающий, но именно для целей функционирования НКО в качестве юридических лиц. Разумеется, реализация этого подхода должна осуществляться не одномоментно, а на протяжении достаточно длительного переходного периода и не должна приводить к ликвидации действующих НКО;

5) в ГК РФ следует исчерпывающим образом урегулировать гражданско-правовые конструкции указанных форм НКО (порядок создания, структуру и полномочия органов, права и обязанности их членов или участников), что позволит устранить повторы и противоречия в законодательстве. Исключение могут составить лишь правила о потребительских кооперативах, юридическая личность которых наряду с ГК РФ должна регулироваться отдельным федеральным законом. В законах об отдельных видах НКО (общественных объединениях, политических партиях, профессиональных союзах и т. д.) в том, что касается их участия в гражданско-правовых отношениях, должны содержаться лишь отсылки к соответствующим нормам ГК РФ, а не наоборот.