Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный). Глава III. Национальный банковский совет и органы управления Банком России (В. И. Солдатова, 2011)

Глава III

Национальный банковский совет и органы управления Банком России

Статья 12

Национальный банковский совет – коллегиальный орган Банка России.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое – Президентом Российской Федерации, трое – Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

При принятии Национальным банковским советом решений мнение членов Национального банковского совета, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Национального банковского совета.

В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Национального банковского совета является решающим.

Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал.

Заседания Национального банковского совета назначаются Председателем Национального банковского совета либо в случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его заместителем, а также по требованию Председателя Банка России или не менее трех членов Национального банковского совета.

Члены Национального банковского совета своевременно уведомляются о заседании Национального банковского совета.

1. Уже из наименования гл. III «Национальный банковский совет и органы управления Банком России», в состав которой входит комментируемая статья, следует, что Национальный банковский совет обладает особым статусом и к органам управления Банком России не относится.

Особый статус выражается в том, что Национальный банковский совет формируется из представителей различных ветвей власти – как законодательной, так и исполнительной, и фактически осуществляет контрольные функции по отношению к Банку России, не нарушая в то же время его независимости в осуществлении функций и полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и комментируемым Законом. При этом указанные представители не являются работниками Банка России, за исключением Председателя Банка России, который также входит в Национальный банковский совет.

2. Национальный банковский совет состоит из 12 человек:

двое направляются Советом Федерации;

трое направляются Государственной Думой;

трое направляются Президентом РФ;

трое направляются Правительством РФ;

один – Председатель Банка России.

Следует обратить внимание, что если в отношении представителей Совета Федерации и Государственной Думы комментируемая статья содержит четкое требование, что указанные лица должны быть членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы соответственно, то в отношении представителей Президента РФ и Правительства РФ какие-либо требования в отношении занимаемой должности отсутствуют, следовательно, и Президент РФ, и Правительство РФ могут фактически направить в Национальный банковский совет любых лиц.

Так, Президент РФ распоряжением от 14 октября 2009 г. № 688-рп назначил своими представителями в Национальном банковском совете А.В. Дворковича – помощника Президента РФ, А.В. Ломакина-Румянцева – начальника Экспертного управления Президента РФ и Ю.А. Чиханчина – руководителя Росфинмониторинга.

От Правительства РФ в Национальный банковский совет входят Э.С. Набиуллина – министр экономического развития и торговли РФ, А.Л. Кудрин – заместитель Председателя Правительства РФ – министр финансов РФ и А.Л. Саватюгин – директор Департамента финансовой политики Минфина России (см. распоряжения от 18 октября 2002 г. № 1458-р и от 21 марта 2008 г. № 356-р).

Представители Совета Федерации и Государственной Думы в НБС назначаются постановлениями указанных палат. Так, например, постановлением Государственной Думы от 16 сентября 2009 г. № 2507-5 ГД «О представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Национальном банковском совете» в Национальный банковский совет был направлен депутат Государственной Думы В.С. Плескачевский. Другие представители были назначены также постановлениями Государственной Думы от 27 ноября 2002 г. № 3339-III ГД, от 15 декабря 2002 г. № 3401-III ГД.

Представители Совета Федерации в Национальный банковский совет были назначены постановлениями Совета Федерации от 25 сентября 2002 г. № 363-СФ, от 16 ноября 2007 г. № 495-СФ и от 27 мая 2009 г. № 191-СФ.

3. С порядком назначения представителей от различных ветвей власти, установленным ч. 1 комментируемой статьи, корреспондируется ч. 2, определяющая, что отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав НБС. Так, например, распоряжением Президента РФ от 14 октября 2009 г. № 688-рп, которым были назначены действующие в настоящее время представители Президента РФ, были одновременно признаны утратившими силу распоряжения Президента Российской Федерации от 25 июня 2004 г. № 278-рп и от 24 сентября 2007 г. № 515-рп, которыми были назначены предыдущие представители Президента РФ.

Приведенным выше постановлением Государственной Думы, которым в Национальный банковский совет был направлен В.С. Плескачевский, одновременно было признано утратившим силу постановление Государственной Думы от 15 декабря 2002 г. № 3400-III ГД «О представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Национальном банковском совете», которым в Национальный банковский совет был направлен депутат А.Г. Аксаков.

Комментируемая статья не содержит каких-либо требований в отношении срока полномочий членов Национального банковского совета, периодичности их назначения. Таким образом, данные вопросы относятся на усмотрение ветвей власти, направляющих своих представителей.

Между тем порядок назначения своих представителей содержится в актах, регулирующих деятельность Совета Федерации и Государственной Думы.

Так, статья 172 Регламента Государственной Думы устанавливает, что кандидатуры для избрания трех представителей Государственной Думы в состав Национального банковского совета выдвигаются депутатами Государственной Думы из числа депутатов Государственной Думы. Письмо депутата (депутатов) Государственной Думы, содержащее предложение о кандидатурах в состав Национального банковского совета, направляется в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. Кандидатуры в состав НБС предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты. Кандидат в состав Национального банковского совета выступает перед Государственной Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по обсуждаемой кандидатуре, выступать за или против нее. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты. Решение Государственной Думы по вопросу формирования НБС считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

Регламент Совета Федерации столь подробного регулирования процедуры назначения своих представителей в Национальный банковский совет не содержит. Вместе с тем п. 12 ст. 30 данного Регламента, определяющей полномочия комитетов и комиссий палаты, устанавливает, что Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению предварительно обсуждает и вносит на рассмотрение Совета Федерации кандидатуры на должности членов Национального банковского совета, представляющих Совет Федерации.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. Это означает, что ни члены Совета Федерации, ни депутаты Государственной Думы не слагают с себя своих полномочий. Представители Президента РФ и Правительства РФ также не прекращают своей деятельности в органах исполнительной власти. Данная норма подчеркивает особый статус Национального банковского совета и его непринадлежность к органам управления Банка России, в которых деятельность осуществляется на профессиональной и оплачиваемой основе.

5—6. Далее комментируемая статья регулирует вопросы организации деятельности Национального банковского совета.

Так, в соответствии с ч. 5 Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета. Таким образом, комментируемый Закон не отдает предпочтения ни представителям той или иной из ветвей власти, ни Председателю Банка России, который, единственный из Национального банковского совета, работает в Банке России на постоянной основе.

Помимо Председателя Национального банковского совета из числа его членов избирается также заместитель, что следует из ч. 6 комментируемой статьи. Он избирается, как и Председатель, большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Полномочия Председателя Национального банковского совета заключаются в том, что он осуществляет общее руководство деятельностью НБС и председательствует на его заседаниях (ч. 6 комментируемой статьи). В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель.

7—9. Части 7—9 комментируемой статьи определяют порядок принятия решений Национального банковского совета. Так, указанные решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов НБС при кворуме в семь человек. При этом в случае принятия Национальным банковским советом решений мнение членов Национального банковского совета, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Национального банковского совета. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Национального банковского совета является решающим.

10—12. Части 10—12 комментируемой статьи регулируют организационные вопросы, связанные с проведением заседаний НБС. Так, данные заседания должны проводиться не реже одного раза в квартал. Заседания Национального банковского совета назначаются Председателем Национального банковского совета либо в случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его заместителем, а также по требованию Председателя Банка России или не менее трех членов Национального банковского совета. Члены Национального банковского совета своевременно уведомляются о заседании Национального банковского совета. При этом комментируемая статья не устанавливает точных сроков уведомления о заседаниях НБС и форм такого уведомления.

Что касается информации о состоявшихся заседаниях НБС, то комментируемый Закон не устанавливает каких-либо требований к ней, оставляя, таким образом, данный вопрос на усмотрение самого НБС и Банка России. Как правило, информирование осуществляет Департамент внешних и общественных связей Банка России. В качестве одного из последних примеров можно привести информацию Банка России от 23 октября 2009 г., в которой Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил, что 22 октября 2009 г. в Банке России под председательством Председателя Национального банковского совета, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина состоялось очередное заседание Национального банковского совета.

На данном заседании Национальный банковский совет обсудил и принял к сведению проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и период 2011—2012 г., информацию Совета директоров Банка России по основным вопросам деятельности Банка России во II квартале 2009 г.

Кроме этого, в информации о проведении заседания НБС 22 октября 2009 г. сообщалось, что Национальный банковский совет, являющийся организатором проведения открытого конкурса по определению аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России по российским правилам бухгалтерского учета, принял решение предложить аудиторской организации «Эрнст энд Янг Внешаудит», осуществлявшей аудит Банка России за 2008 г., перезаключить договор на оказание аудиторских услуг.

Если обратиться к истории возникновения Национального банковского совета, то он был создан Указом Президента РФ от 18 октября 1994 г. № 2002 «О Национальном банковском совете». В данном Указе говорилось, что в целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации Президент РФ постановил создать при Центральном банке Российской Федерации Национальный банковский совет. Он также установил, что в состав Национального банковского совета входят представители Администрации Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, банков, а также эксперты. Председателем Национального банковского совета является Председатель Центрального банка Российской Федерации.

Первое заседание Национального банковского совета состоялось 27 ноября 1996 г. На данном заседании был рассмотрен проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 г. Был высказан ряд замечаний по обсуждаемому документу. Обсуждались темы стабилизации денежного обращения, борьбы с суррогатами денег, количественные параметры денежной массы.

Действующий до принятия комментируемого Закона Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (утратил силу в связи с принятием комментируемого Закона) также предусматривал формирование Национального банковского совета. Статья 20 указанного Закона предусматривала, что в целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Данная статья также устанавливала, что председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России. В состав Национального банковского совета входят по два представителя от палат Федерального Собрания Российской Федерации, по одному представителю от Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также министр финансов Российской Федерации и министр экономики Российской Федерации. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Национального банковского совета не превышает 15 человек. Заседания Национального банковского совета проходят не реже чем один раз в три месяца.

Таким образом, порядок формирования Национального банковского совета с принятием комментируемого Закона претерпел изменения – изменилось общее количества членов НБС, изменились нормы представительства различных ветвей власти, исчезло указание на вхождение в НБС министра финансов Российской Федерации и министра экономики Российской Федерации, а также представителей кредитных организаций и экспертов.

Статья 13

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

общего объема расходов на содержание служащих Банка России; общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; общего объема капитальных вложений;

общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

банковского регулирования и банковского надзора;

реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;

организации системы расчетов в Российской Федерации;

исполнения сметы расходов Банка России;

подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Комментируемая статья содержит перечень вопросов, входящих в компетенцию Национального банковского совета.

Этот перечень существенно шире по сравнению с вопросами, отнесенными к компетенции НБС ранее действовавшим Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Старая редакция Закона в ст. 21 предусматривала, что Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;

рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;

осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела;

рассматривает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций;

участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

В действующей редакции у Национального банковского совета появился ряд новых функций:

1) рассмотрение годового отчета Банка России. Данный документ формируется Советом директоров Банка России (см. комментарий к ст. 18), после этого рассматривается Национальным банковским советом на основании комментируемой статьи и представляется в Государственную Думу в порядке, предусмотренном ст. 25 комментируемого Закона, которая также определяет состав годового отчета (см. комментарий к ст. 25);

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года: общего объема расходов на содержание служащих Банка России; общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; общего объема капитальных вложений; общего объема прочих административно-хозяйственных расходов. Данное положение корреспондируется с п. 4 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона, определяющей перечень функций Совета директоров и устанавливающей, в частности, что указанный орган рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года: общий объем расходов на содержание служащих Банка России; общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; общий объем капитальных вложений Банка России; общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России. Далее на основании п. 6 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона Совет директоров утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России, перечисленных в п. 4 ст. 18, не позднее 31 декабря предшествующего года.

При этом Национальный банковский совет может как согласиться с предложениями Совета директоров по тем или иным расходам, так и не согласиться. В качестве примера, когда мнения НБС и Совета директоров не совпали, можно привести письмо от 6 марта 2003 г. № 33-Т «О штатной численности». В указанном письме, в частности, отмечалось, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» общий объем расходов на содержание служащих Банка России на очередной финансовый год утверждается Национальным банковским советом. На 2003 г. указанные расходы, включающие все виды выплат работникам по действующей системе оплаты труда и материального стимулирования, утверждены Национальным банковским советом в размере фактических расходов за предшествующий год. Предложения Совета директоров о некотором увеличении расходов на прирост численности, как состоявшейся в 2002 г., так и предполагаемой в 2003 г., не были приняты. Таким образом, отмечалось далее в письме, сохранение достигнутого уровня оплаты труда сотрудников, состоящих в штате, может быть обеспечено только при условии соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств. Ресурсами для содержания дополнительного штата работников и увеличения фонда оплаты труда сверх утвержденных на 2003 год показателей Банк России не располагает.

В связи с этим в письме предлагалось все вопросы структурных изменений, увеличения численности или фонда заработной платы в текущем году решать путем внутреннего перераспределения численности отдельных структурных подразделений с учетом выполняемых ими функций и складывающейся нагрузки строго в пределах установленных для территориальных учреждений и организаций численности и фонда заработной платы. При этом не допускается перераспределение штатной численности персонала, выполняющего основные функции Банка России, в пользу подразделений социально-бытового и оздоровительного назначения.

Следует также отметить, что данная функция в перечне функций НБС в Законе о Банке России 1990 г. не содержалась, как и указанная в следующем пункте;

3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов. Данное полномочие связано с полномочием, содержащимся в предыдущем пункте. Оно также корреспондируется с п. 5 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона, которым Совет директоров рассматривает и представляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам по указанным выше направлениям. На основании п. 7 ч. 1 этой же статьи Совет директоров при необходимости утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов Банка России, перечисленных в п. 3 ст. 13 комментируемого Закона;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации. Данная функция в несколько измененном виде перешла в комментируемый Закон из ранее действовавшего Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Данный документ разрабатывается Советом директоров Банка России (см. комментарий к ст. 18). Проект данного документа, а также сам документ ежегодно представляется в Государственную Думу Банком России в соответствии со ст. 45 комментируемого Закона. Эта же статья устанавливает перечень положений, которые должны содержаться в данном документе (см. комментарий к ст. 45);

6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций. В соответствии со ст. 8 комментируемого Закона Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Статья 8 также регулирует отдельные вопросы, связанные с участием банка России в капиталах кредитных организаций (см. комментарий к ст. 8).

Следует отметить, что эта функция не содержалась в Законе о Банке России 1990 г.;

7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов. Данное положение корреспондируется с полномочием Совета директоров, содержащимся в п. 12 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона, представлять в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России.

Статья 95 комментируемого Закона устанавливает, что внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России (см. комментарий к указанной статье);

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России: реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; банковского регулирования и банковского надзора; реализации политики валютного регулирования и валютного контроля; организации системы расчетов в Российской Федерации; исполнения сметы расходов Банка России; подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела.

Данное полномочие частично перекликается с полномочиями НБС, содержащимися в утратившем силу Законе о Банке России 1990 г.;

9) определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России.

Данное полномочие вытекает из ст. 93 комментируемого Закона, в соответствии с которой Национальный банковский совет до завершения отчетного года принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка России и определяет аудиторскую организацию, имеющую лицензию на осуществление аудита на территории Российской Федерации. При этом Национальный банковский совет вправе давать рекомендации аудитору Банка России по вопросам аудиторской проверки годовой финансовой отчетности Банка России, а аудитор Банка России обязан обеспечить выполнение этих рекомендаций (см. комментарий к ст. 93). Статья 94 комментируемого Закона регулирует отдельные вопросы договорных отношений с указанной аудиторской организацией.

В качестве примера реализации данного полномочия можно привести информацию ЦБР от 29 сентября 2010 г. «О выборе аудиторской организации для осуществления аудита годовой финансовой отчетности Банка России».

В данной информации Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил, что 28 сентября 2010 г. в Банке России под председательством Председателя НБС, заместителя Председателя Правительства РФ – министра финансов РФ А.Л. Кудрина состоялось очередное заседание Национального банковского совета.

На указанном заседании НБС рассмотрел и принял к сведению информацию Банка России об оценке устойчивости банковского сектора и информацию Совета директоров Банка России по основным вопросам деятельности Банка России за II квартал 2010 г.

При этом НБС, являющийся организатором проведения открытого конкурса по определению аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России по российским правилам бухгалтерского учета, принял решение предложить Банку России без проведения конкурса перезаключить договор на оказание аудиторских услуг в 2010 г. с аудиторской организацией «Эрнстэнд Янг Внешаудит», осуществлявшей аудит Банка России за 2008—2009 г.

На основании порядка проведения конкурса, опубликованного в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России» от 7 ноября 2008 г. № 63 (1079), аудиторская организация, в том числе в составе консорциума аудиторских организаций, осуществлявшая аудит годовой финансовой отчетности Банка России подряд три раза, может принимать участие в конкурсе только по истечении календарного года с момента окончания третьей подряд аудиторской проверки.

В информации также указывалось, что очередной конкурс будет объявлен Национальным банковским советом в IV квартале 2011 г.;

10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России. Данное полномочие корреспондируется с полномочием Совета директоров готовить и представлять в Национальный банковский совет на утверждение ряд документов, среди которых предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России (п. 17 ч. 1 ст. 18);

11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Данное полномочие вытекает из подотчетности Банка России Государственной Думе, установленной в ст. 5 комментируемого Закона, которая, в частности, заключается в том, что Государственная Дума принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. При этом указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России. Данное полномочие корреспондируется с полномочием Совета директоров, содержащимся в п. 17 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона, в соответствии с которым Совет директоров готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение предложения по порядку формирования провизий Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды. Это полномочие, как и предыдущее, также вытекает из положения п. 17 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона, в соответствии с которым Совет директоров готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Статья 14

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

истечения срока полномочий;

невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

подачи личного заявления об отставке;

совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Комментируемая статья посвящена порядку назначения на должность и освобождения от должности Председателя Банка России.

В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Пункт «г» ст. 83 Конституции РФ, содержащей перечень полномочий Президента РФ, устанавливает, что Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ.

Указанные нормы Конституции РФ нашли отражение в ст. 5 комментируемого Закона, раскрывающей содержание подотчетности Банка России Государственной Думе, и устанавливающей, что Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Комментируемая статья детализирует процедуру назначения на должность и освобождения от должности Председателя Банка России.

Следует отметить, что подробно процедура реализации Государственной Думой полномочия назначать на должность и освобождать от должности Председателя Банка России урегулирована в Регламенте Государственной Думы (ст. 167—169), что вытекает из ч. 4 ст. 101 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что каждая из палат Федерального Собрания (т. е. Государственная Дума и Совет Федерации) принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Должность Председателя Центрального банка Российской Федерации входит в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32.

1. Часть 1 комментируемой статьи указывает срок, на который назначается на должность Председатель Банка России, – четыре года, а также устанавливает, что соответствующее решение принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В соответствии со ст. 168 Регламента Государственной Думы кандидат для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Преимущес твенное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты. Председатель Центрального банка Российской Федерации считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (в соответствии с ч. 3 ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов). Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

2—3. Части 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают срок, в который Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России – не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

Согласно ч. 3 ст. 167 Регламента ГД внесенная Президентом РФ в Государственную Думу кандидатура для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.

В соответствии с Положением о Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку (все комитеты Государственной Думы осуществляют свою работу на основании положений, регламентирующих их деятельность) указанный комитет осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений палаты, в частности, по следующим вопросам:

о кредитных организациях, включая банки с государственным и иностранным участием, небанковские кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков (по вопросам регистрации кредитных организаций, выдачи, приостановления и отзыва лицензий на осуществление банковских операций, взаимоотношений между кредитными организациями, Банком России и их вкладчиками, гарантирования вкладов граждан, банкротства кредитных организаций, реструктуризации банковской системы);

о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

о назначении на должность и освобождении от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

о кандидатурах представителей Государственной Думы в состав Национального банковского совета – коллегиального органа Банка России;

о кандидатурах в состав Национального банковского совета;

о годовом отчете Банка России.

4. Поскольку Государственная Дума может как согласиться с кандидатурой, предложенной Президентом РФ, так и счесть ее неприемлемой, ч. 4 комментируемой статьи устанавливает, что в случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Следует обратить внимание, что комментируемая статья не устанавливает каких-либо ограничений при реализации Государственной Думой своего права не согласиться с предложенной кандидатурой. Таким образом, Государственная Дума имеет возможность отклонения предложенной Президентом РФ кандидатуры неограниченное количество раз.

Часть 4 ст. 168 Регламента ГД устанавливает, что повторное рассмотрение той же кандидатуры или рассмотрение новой кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации проводится в порядке, предусмотренном ст. 167 и 168 Регламента ГД.

5. Данная часть устанавливает ограничение, в соответствии с которым одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Следует отметить, что ныне действующий Председатель Банка России был назначен на должность постановлением Государственной Думы от 24 июня 2009 г. № 2310-5 ГД «О назначении Игнатьева Сергей Михайловича на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации». Это уже третий срок пребывания С.М. Игнатьева на указанной должности (впервые назначение С.М. Игнатьева состоялось в 2002 г.).

6—7. Две последние части комментируемой статьи регулируют вопросы освобождения от должности Председателя Банка России. Повторяя нормы п. «г» ст. 83 Конституции РФ, комментируемая статья устанавливает, что Председатель Банка России может быть освобожден от должности по представлению Президента Российской Федерации.

Статья также содержит исчерпывающий перечень случаев, которые служат основанием для освобождения Председателя Банка России. Так, Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

истечения срока полномочий;

невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

подачи личного заявления об отставке;

совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

В соответствии со ст. 169 Регламента ГД представление Президента РФ об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты. Решение об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

Статья 15

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий – Председателем Банка России;

до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий – Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

Комментируемая статья открывает блок статей, посвященных вопросам формирования и деятельности Совета директоров Банка России. Статья определяет состав Совета директоров Банка России, правовой статус членов Совета директоров, порядок их назначения и освобождения от должности.

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что в Совет директоров входят 12 членов. В Совет директоров также входит по должности Председатель Банка России. Если обратиться к ст. 16 комментируемого Закона, регулирующей вопросы проведения заседаний Совета директоров и порядок принятия решений на них, мы видим, что Председатель Банка России председательствует на данных заседаниях. Следует отметить, что Председатель Банка России входит по должности также в Национальный банковский совет (см. комментарий к ст. 12), однако на заседаниях НБС председательствует Председатель НБС.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Это означает, что они являются служащими Банка России, получающими оплату за свою деятельность, имеющими право на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование в соответствии с актами Банка России. Следует отметить, что на основании п. 8 ст. 18 комментируемого Закона формы и размер оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России устанавливает Совет директоров.

3. Комментируемая часть устанавливает порядок назначения на должность членов Совета директоров и срок их полномочий. Так, члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Комментируемый закон не детализирует указанный порядок в отличие от более подробного регулирования порядка назначения Председателя Банка России (см. комментарий к ст. 14). Подробно вопрос назначения членов Совета директоров урегулирован в Регламенте Государственной Думы.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 170 Регламента Государственной Думы кандидатура для назначения в Совет директоров предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты. Следует отметить, что данное положение неоднократно изменялось. Так, например, в соответствии с порядком, действовавшим до апреля 2008 г. (т. е. до принятия постановления Государственной Думы от 25 апреля 2008 г. № 425-5 ГД), рассмотрение указанной кандидатуры было отнесено к компетенции двух комитетов Государственной Думы – Комитета по бюджету и налогам и Комитета по финансовому рынку, которые вносили на рассмотрение палаты соответствующий проект постановления.

В соответствии с ч. 3 ст. 170 Регламента Государственной Думы кандидат для назначения в Совет директоров выступает перед Государственной Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность.

Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по обсуждаемой кандидатуре, выступать за или против нее. При этом преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (ч. 4 и 5 ст. 170 Регламента).

После выступлений происходит голосование за предложенную кандидатуру. Член Совета директоров считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 6 ст. 170 Регламента). Учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов, для назначения члена Совета директоров необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 226 депутатов.

В соответствии с ч. 7 ст. 170 Регламента способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса. В Государственной Думе используются различные способы голосования. Так, на основании ст. 83 Регламента решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным.

Следует отметить, что срок полномочий членов Совета директоров совпадает со сроком полномочий Председателя Банка России, однако для членов Совета директоров не предусматривается ограничения по количеству сроков, которые лицо может занимать должность члена Совета директоров (в отличие от должности Председателя Банка России, которую одно и то же лицо в соответствии со ст. 14 комментируемого Закона не может занимать более трех сроков подряд).

Комментируемый Закон и Регламент Государственной Думы не содержат требований в отношении одновременности назначения на должности Председателя Банка России и членов Совета директоров. И на практике эти сроки не совпадают, что можно рассматривать как определенную гарантию преемственности и стабильности в обеспечении работы Совета директоров.

4. Четвертая часть комментируемой статьи регулирует вопросы освобождения от должности членов Совета директоров. Однако в отличие от освобождения от должности Председателя Банка России (см. ст. 14 комментируемого Закона) в отношении членов Совета директоров Закон не содержит перечня оснований для их освобождения. Закон устанавливает различный порядок освобождения в зависимости от того обстоятельства, истек срок полномочий члена Совета директоров или не истек.

Так, по истечении срока полномочий члена Совета директоров, который согласно ч. 3 комментируемой статьи составляет четыре года, член Совета директоров освобождается от должности Председателем Банка России.

До истечения срока полномочий член Совета директоров освобождается от должности Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, т. е. в том же порядке, в котором осуществляется назначение члена Совета директоров.

Регламент Государственной Думы конкретизирует порядок освобождения от должности членов Совета директоров, срок полномочий которых не истек.

В соответствии с ч. 2 ст. 170 представление Председателя Банка России об освобождении от должности члена (членов) Совета директоров предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 170 Регламента ГД решение по данному вопросу принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

Таким образом, исходя из приведенных выше положений Регламента ГД, палата по итогам обсуждения может как согласиться с представлением Председателя Банка России и освободить от должности члена Совета директоров, так и принять иное решение.

Статья 16

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия – лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров. Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

1. Комментируемая статья посвящена вопросам проведения заседаний Совета директоров. Часть первая данной статьи определяет председательствующего на заседаниях Совета директоров, которым является Председатель Банка России. (Данное положение согласуется с п. 2 ст. 20 комментируемого Закона, в соответствии с которым Председатель Банка России председательствует на заседаниях Совета директоров.) И только в случае его отсутствия на заседаниях может председательствовать лицо, его замещающее, из членов Совета директоров. Исходя из существующего на время написания данного комментария состава Совета директоров, в который входит ряд первых заместителей Председателя Банка России, можно сделать вывод о том, что в случае отсутствия Председателя Банка России кто-либо из указанных лиц будет председательствовать на заседаниях Совета директоров.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет порядок принятия решений Советом директоров.

Кворумом для принятия решений является присутствие семи человек (следует напомнить, что общее количество членов Совета директоров в соответствии с ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона – 12 плюс Председатель Банка России). Обязательным условием для принятия решений Советом директоров является присутствие Председателя Банка России или лица, его замещающего.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров. В рассматриваемой части не содержится указания на то, каким образом принимаются решения Совета директоров при равенстве голосов. Данный вопрос урегулирован в п. 2 ст. 20 комментируемого Закона, в соответствии с которым в случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим.

Заседания Совета директоров протоколируются. При этом протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. Данное положение корреспондируется с п. 3 ст. 20 комментируемого Закона, из которого вытекает обязанность Председателя Банка России подписывать решения Совета директоров и протоколы заседаний Совета директоров.

В том случае, если при принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики возникли разногласия, то в соответствии с комментируемой статьей мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров. В отношении иных вопросов такого требования Законом не устанавливается.

Следует отметить, что вопросы денежно-кредитной политики занимают особое место в деятельности Банка России. Во-первых, разработкой и проведением единой государственной денежно-кредитной политики (во взаимодействии с Правительством РФ) открывается перечень функций Банка России (см. комментарий к ст. 4). Во-вторых, основные направления единой государственной денежно-кредитной политики ежегодно должны представляться Банком России в Государственную Думу в соответствии со ст. 45 комментируемого Закона и ст. 155 и 192 Бюджетного кодекса РФ. Особая важность данного вопроса обуславливает требования документировать мнения членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве при принятии соответствующего решения.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России. При этом, исходя из ч. 2 комментируемой статьи, устанавливающей, что решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров, можно сделать вывод о том, что правом решающего голоса приглашенные лица наделены быть не могут. Следует отметить, что в систему Банка России входят не только территориальные учреждения, но и другие структурные единицы (см. комментарий к ст. 83), однако возможность приглашения их руководителей на заседания Совета директоров не предусматривается.

Вместе с тем следует также обратиться к ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона, в соответствии с которой министр финансов РФ и министр экономического развития РФ или по их поручению один представитель от Министерства финансов РФ и один представитель от Министерства экономического развития РФ участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Что касается более подробного регулирования вопросов проведения заседаний Совета директоров, то в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона утверждение порядка работы Совета директоров является функцией Совета директоров.

Статья 17

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.

Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров.

1—3. Статья устанавливает периодичность проведения заседаний Совета директоров – они должны проводиться не реже одного раза в месяц.

Кроме этого комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень лиц, имеющих право назначать заседания Совета директоров. Так, указанные заседания могут быть назначены:

Председателем Банка России (следует напомнить, что он является председательствующим на заседаниях Совета директоров на основании ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона);

лицом, замещающим Председателя Банка России;

по требованию не менее трех членов Совета директоров (следует напомнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 в Совет директоров входят, помимо Председателя Банка России, 12 членов Совета директоров).

Часть 3 комментируемой статьи содержит требование своевременно уведомлять членов Совета директоров о заседаниях Совета директоров.

Закон не уточняет порядок назначения заседаний Совета директоров, а также порядок и сроки уведомления членов Совета директоров о предстоящих заседаниях, поскольку в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона утверждение порядка работы Совета директоров является функцией Совета директоров.

Статья 18

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне», и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

4) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года:

общий объем расходов на содержание служащих Банка России;

общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

общий объем капитальных вложений Банка России;

общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России;

5) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам по указанным в пункте 4 настоящей части направлениям;

6) утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России, перечисленных в пункте 4 настоящей части, не позднее 31 декабря предшествующего года;

7) при необходимости утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов Банка России, перечисленных в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;

8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

9) принимает решения:

о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

о величине резервных требований;

об изменении процентных ставок Банка России;

об определении лимитов операций на открытом рынке;

об участии в международных организациях;

об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);

о применении прямых количественных ограничений;

о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;

о порядке формирования резервов кредитными организациями;

об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

о размещении облигаций Банка России;

о составе, порядке и сроках раскрытия информации по сделкам, совершенным Банком России на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

об осуществлении операций и сделок, предусмотренных статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

11) утверждает порядок работы Совета директоров;

12) представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

13) утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;

14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;

15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;

16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России;

17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:

предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

предложения по порядку формирования провизий Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;

17.1) утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России;

18) выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению Совета директоров.

Решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России – ««Вестнике Банка России»» в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Комментируемая статья содержит перечень функций, которые выполняет Совет директоров Банка России. Следует обратить внимание, что перечень является открытым.

Следует также отметить, что перечень функций Совета директоров, представленный в комментируемом Законе, шире по сравнению с перечнем, содержащимся в утратившем силу Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Кроме того, со времени принятия комментируемого Закона перечень функций Совета директоров претерпел изменения – ряд положений был введен в него иными федеральными законами, о чем сказано ниже.

Итак, в соответствии с указанным перечнем Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу в соответствии со ст. 45 комментируемого Закона, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Первая из перечисленных функций указывает на порядок работы Совета директоров над основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики. Данная функция перекликается со ст. 5 комментируемого Закона, в соответствии с которой Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение, при этом заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России.

Статья 45 комментируемого Закона устанавливает сроки представления в Государственную Думу указанных документов, а также их содержание.

Следует обратить внимание, что речь идет о двух документах. Проект Основных направлений ЕГДКП представляется в Государственную Думу ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом Основные направления ЕГДКП представляются в Государственную Думу не позднее 1 декабря (т. е. фактически уже после принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете). Указанный порядок можно объяснить тем обстоятельством, что в процессе прохождения законопроекта о бюджете в Государственной Думе в него могут быть внесены поправки, что, в свою очередь, может повлечь необходимость корректировки Основных направлений ЕГДКП;

2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне», и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу.

Данная функция взаимосвязана с гл. V комментируемого Закона, посвященной отчетности Банка России. В соответствии со ст. 25 комментируемого Закона годовой отчет Банка России включает:

отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;

Конец ознакомительного фрагмента.