Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону «О противодействии коррупции» (постатейный). Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции ( Коллектив авторов, 2009)

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее – органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

1. Комментируемая статья определяет организационные основы противодействия коррупции. Согласно ч. 1 этой статьи Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

На проблему коррупции было обращено внимание еще в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. «Порядок во власти – порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»[70]: «Проблема экономических преступлений и коррупции из чисто полицейской, какой она является в большинстве стран, перешла у нас в разряд политических. Коррумпированная часть государственного аппарата «питает» и защищает как криминальный бизнес, так и незаконные действия бизнеса легального. Причем коррупция не сводится только к взяточничеству. Нередко используются разнообразные завуалированные формы подкупа чиновников и депутатов».

В Послании была подчеркнута необходимость принятия закона о борьбе с коррупцией, об ответственности за легализацию преступных доходов. При этом новые правовые нормы не должны открывать простор для произвола, грубых нарушений прав человека и гражданина. Также, по мнению главы государства, нужно активизировать работу по подготовке и принятию других законов, подрывающих корни экономической преступности и коррупции. Необходим, в частности, закон о контроле за соответствием реальных и декларируемых доходов физических лиц, предусматривающий ужесточение мер ответственности в случае обмана государства, в том числе конфискацию имущества.

Следует сказать, что проблеме коррупции было уделено внимание и в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г.: «Нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития – коррупцию».[71]

Характеризуя современное состояние государственной политики в сфере противодействия коррупции, необходимо отметить, что главой государства Д.А. Медведевым принят ряд указов, направленных на усиление мер по борьбе с коррупцией.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции» был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих.[72]

В числе основных задач Совета в Указе названа подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

Совет также призван осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, а также контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Впоследствии Президентом был издан Указ от 18 декабря 2008 г. № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества.[73]

В соответствии с названным Указом центральными органами Российской Федерации, ответственными за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., касающихся международного сотрудничества, являются: Министерство юстиции Российской Федерации – по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел; Генеральная прокуратура Российской Федерации – по иным вопросам международного сотрудничества.

Указом Президента РФ от 18 декабря 2008 г. № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации объединенных наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»[74] установлено, что центральными органами Российской Федерации, ответственными за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., касающихся взаимной правовой помощи, являются: Министерство юстиции Российской Федерации – по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел; Генеральная прокуратура Российской Федерации – по иным вопросам взаимной правовой помощи.

2. Согласно комментируемой ч. 2 Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Применительно к разработке и принятию Федеральным Собранием Российской Федерации антикоррупционных законов следует отметить, что эта работа ведется уже больше 10 лет. В 1997 г. Президент РФ в третий раз отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации проект федерального закона «О борьбе с коррупцией». В 2001 и 2002 гг. проекты законов «О борьбе с коррупцией» и «О противодействии коррупции» дальше первого чтения в Государственной Думе ФС РФ развития не получили. В 2003 г. был создан Национальный антикоррупционный комитет. В 2006 г. Государственная Дума ФС РФ ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

В то же время судить о степени эффективности борьбы с коррупцией следует не только по количеству принятых законодательных актов, но и прежде всего по конкретным шагам, направленным на реализацию положений соответствующих нормативных правовых актов, в частности по доведению «коррупционных дел» до суда и реального наказания виновных. В данном случае речь идет о законах, направленных на устранение юридических коллизий и коррупционных правонарушений. В их числе Федеральный закон «О противодействии коррупции», соответствующие нормы УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 г.)[75]. Особое значение имеют антикоррупционные нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 15, 16, 19, 20, 24), правила антикоррупционного поведения и т. п.[76]

М.А. Хатаева высказывает мнение о необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, заключающихся в принятии комплексного федерального закона «О борьбе с организованной преступностью». Именно комплексный подход представляется наиболее продуктивным применительно к борьбе с указанными явлениями. Понятие «преступная деятельность» должно получить законодательное закрепление наряду с понятием «преступление»[77]. Аналогичную идею высказывает и профессор Т.Я. Хабриева[78]. Применительно к уголовному праву, по ее мнению, регламентации требуют: дифференциация ответственности и усиление мер уголовно-правового воздействия на физических лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений; разработка механизма ответственности юридических лиц за совершение коррупционных преступлений и закрепление его в УК РФ; введение новых составов коррупционных преступлений с целью адекватной имплементации международных антикоррупционных конвенций. В области административной ответственности: разработка системы общих (однотипных) для всех видов службы ограничений и запретов, предъявляемых к публичным должностным лицам; недопущение незаконного вмешательства в деятельность судей и сотрудников правоохранительных органов; создание специализированного органа по борьбе с коррупцией, четкое определение его компетенции и места в системе органов государственной власти; дифференциация ответственности и усиление мер административного воздействия на физических и юридических лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений.

В комментируемой части также говорится, что Федеральное Собрание контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий. В данном случае законодатель имеет в виду в первую очередь изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».[79]

Согласно названному Закону к ведению Государственной Думы относится заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (п. «а» ч.1 ст. 114 Конституции РФ).

3. Комментируемая ч. 3 предусматривает, что Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции. Осуществление названного полномочия согласуется со ст. 12, 28 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», где устанавливается порядок создания и обеспечения их деятельности, а также с соответствующими документами Правительства Российской Федерации.[80]

Предполагается, что при образовании органа учитываются специфика управляемой сферы, сложность системы, дается экономическое обоснование отрасли или сферы управления. Но в процессе преобразований системы исполнительной власти, к сожалению, до сих пор не учитываются критерий функциональной нагрузки, объем работы органа.[81]

Задача по оптимизации функционирования органов исполнительной власти и введении механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти в целях оптимизации реализации исполнительной власти была поставлена в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 гг., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.[82]

Согласно положениям названной Концепции необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции.

В Концепции административной реформы противодействие коррупции рассматривается как комплексное стратегическое направление, которое состоит в том, что, во-первых, практически каждое из мероприятий реформы направлено на устранение причин и условий, порождающих коррупцию либо способствующих ее распространению, а во-вторых, предусмотрена система мер по разработке и реализации специальных механизмов противодействия коррупции.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» для обеспечения реализации приоритетных направлений административной реформы была образована Правительственная комиссия по проведению административной реформы[83]. В числе основных задач Комиссии было названо предварительное (до внесения в Правительство Российской Федерации) рассмотрение (в том числе на предмет выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции) проектов федеральных законов, других нормативных правовых актов и предложений по вопросам:

ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращения избыточного государственного регулирования;

исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

развития системы саморегулируемых организаций в области экономики;

организационного разделения функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

завершения процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

оптимизации структуры и функций федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

определения предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, а также учреждений, находящихся в ведении названных федеральных органов исполнительной власти.

В систему органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с коррупцией, относится Министерство внутренних дел Российской Федерации[84], Министерство юстиции Российской Федерации – по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел; Генеральная прокуратура Российской Федерации – по иным вопросам международного сотрудничества[85], Министерство юстиции Российской Федерации – по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел; Генеральная прокуратура Российской Федерации – по иным вопросам взаимной правовой помощи[86], Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России).[87]

4. Комментируемая ч. 4 закрепляет положение, согласно которому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 13 марта 2008 г. № 72 планом мероприятий предусмотрены реализация в 2008 г. оптимизация функций и противодействие коррупции в федеральном органе исполнительной власти, а также разработана программа противодействия коррупции.[88]

Однако, как отмечает С.С. Собянин, Концепция административной реформы, по существу, констатирует наличие серьезных недостатков организации и функционирования существующей системы органов государственного управления в целом[89]. Вместе с тем ни указанная Концепция, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не определяют напрямую обязанности субъектов Федерации по структурированию органов исполнительной власти тем или иным образом. Однако из ряда элементов административной реформы, прежде всего бюджетирования, ориентированного на результат, в перспективе вытекает определенное членение органов исполнительной власти субъектов Федерации на виды.

Тем не менее, как представляется, сами органы государственной власти субъектов Федерации, будучи заинтересованными в максимально эффективном развитии соответствующей территории, могут и должны в пределах своей компетенции уже сейчас определять систему и структуру своих органов исполнительной власти наиболее эффективным образом.

Не менее актуальными представляются меры по противодействию коррупции и на местном уровне. В этой связи предлагаются различные способы решения этой проблемы. По мнению В.В. Толкачева в первую очередь надо понятийно определить и законодательно закрепить содержание антикоррупционной политики в Российской Федерации, для чего принять федеральный закон «Об основах антикоррупционной политики.[90]

М.А. Пшеничнов считает, что выработка механизма принятия согласованных решений региональными и муниципальными органами власти не исчерпывает всего спектра возникающих проблем, например такой как бездействие органов власти. Необходимы эффективные механизмы контроля за деятельностью органов местного самоуправления, средства активизации (принуждения, стимулирования, поощрения) исполнения ими своих полномочий, механизмы ответственности должностных лиц.[91]

В свою очередь обращаем внимание на то, что ни базовый Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[92], ни Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[93] не предусматривают полномочий органов публичной власти по противодействие коррупции. Считаем, что реализация данной нормы требует законодательного уточнения.

5. Согласно комментируемой ч. 5 в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Наличие такой нормы в данном Законе вполне обоснованно, так как она направлена на реализацию государственной политики по противодействию коррупцию и непосредственно самого комментируемого Закона.

6. Комментируемая ч. 6 предусматривает, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Следует сказать, что постоянный прокурорский надзор особенно востребован в условиях проводимой административной реформы, конституционного укрупнения субъектов РФ и формирования органов власти и структур управления, противодействия коррупции.

Исходя из требований приказа генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», прокурорам предписано уделять особое внимание вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции (п. 8.2)[94]; при выявлении фактов коррупции со стороны должностных лиц направлять материалы в подразделения органов прокуратуры, уполномоченные на осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

31 марта 2008 г. был издан приказ № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».[95]

В соответствии с приказом Генпрокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях возложен на прокуроров субъектов Российской Федерации.[96]

Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур было дано указание акцентировать усилия на выявлении и пресечении фактов злоупотребления банковскими и государственными служащими служебным положением при выделении средств государственной поддержки на преодоление финансового кризиса, на противодействии коррупции.[97]

7. В соответствии с комментируемой ч. 7 счетная палата РФ является специализированным контрольным органом. Особенность ее деятельности заключается в том, что контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица вне зависимости от видов и форм собственности.

Деятельность этого органа можно считать успешной. Так, только за 2006 г. Счетная палата РФ провела 587 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых, по предварительным данным, выявлено нарушений на сумму около 77 млрд руб., в том числе около 2,6 млрд руб. нецелевого использования бюджетных средств, 0,5 млрд руб. было блокировано и возвращено в бюджет[http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=566713.].

В 2007 г. Счетной палатой проведено 504 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, из них 456 контрольных мероприятий. Количество проведенных в 2007 г. контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по сравнению с 2006 г. сократилось на 95 мероприятий, или более чем на 17,3%. В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлено 130 материалов проверок Счетной палаты. По материалам контрольных мероприятий Счетной палаты в 2007 г. возбуждено 40 уголовных дел. Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 132,3 млрд руб., устранено финансовых нарушений на сумму 58,3 млрд руб.

В 2007 г. объем нецелевого использования бюджетных средств составил 965,4 млн руб., блокировано и возмещено средств на сумму 588,5 млн руб.[www.ach.gov.ru/ru/revision/reports-by-years/?id=80 · 71 КБ]

Подводя итог за 2008 г., председатель Счетной палаты РФ С. Степашин сообщил, что за минувший год Счетной палатой было проведено 320 контрольных и 181 экспертно-аналитическое мероприятие, в ходе которых, по предварительным данным, выявлено финансовых нарушений на сумму около 95 млрд руб., в том числе нецелевое использование бюджетных средств – около 2 млрд руб.[http://www.regnum.ru/news/1118391.html] Блокировано и возмещено в бюджет средств на сумму 0,69 млрд руб. В правоохранительные органы направлено 109 материалов проверок. За 2006—2008 гг. на основании проведенных Счетной палатой проверок возбуждено более 100 уголовных дел. Наложено 132 административных взыскания.

При этом С. Степашин акцентировал внимание на активном взаимодействии с правоохранительными органами при проведении контрольных мероприятий. Так, с Генпрокуратурой проведено 3 мероприятия, с МВД России – 21, с ФСБ России – 44.

Глава Счетной палаты отметил, что в истекшем году было уделено значительное внимание такой важной проблеме, как борьба с коррупцией. Осуществлялась активная работа по развитию системы собственной антикоррупционной безопасности. Был утвержден План мероприятий по противодействию коррупции. В конце прошлого года в Счетной палате создано и начало действовать внутреннее подразделение по борьбе с коррупцией и ее предупреждением, своего рода служба собственной безопасности.

По инициативе Счетной палаты в конце прошлого года была создана временная антикризисная группа ИНТОСАИ.

Говоря об основных направлениях и приоритетах работы контрольного органа в 2009 г., Степашин отметил, что в план работы Счетной палаты были внесены серьезные коррективы, продиктованные особенностями финансово-экономической ситуации и задачами, поставленными руководством страны. Счетная палата продолжит аудит эффективности использования государственных средств в рамках антикризисных мероприятий. Будет осуществляться работа в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции. Большое внимание будет уделяться повышению эффективности взаимодействия Счетной палаты с правоохранительными органами. При этом, как и в предыдущие годы, важным направлением работы останется аудит общенациональных программ и проектов с участием государства. В рамках этой работы будет обеспечен комплексный контроль использования средств на подготовку к Олимпиаде в Сочи и саммиту АТЭС во Владивостоке.