Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону «О землеустройстве». Глава I Общие положения (А. А. Ялбулганов, 2007)

Глава I Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

объекты землеустройства – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков;

землеустроительная документация – документы, полученные в результате проведения землеустройства;

карта (план) объекта землеустройства – документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

Статья 1 содержит основной понятийный аппарат Закона.

Эта статья Закона устанавливает два вида землеустройства – территориальное и внутрихозяйственное. Каждый вид решает свои задачи.

В целом землеустройство – это комплекс мероприятий, осуществляемый государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель.

Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.

Территориальное землеустройство – система мероприятий (действий) по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования и охраны земель, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности.

Территориальное землеустройство распространяется на все земли независимо от целевого назначения, форм собственности и использования.

Внутрихозяйственное землеустройство – система мероприятий (действий) по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лиц, приравненных к ним, в целях обеспечения их традиционного образа жизни.

Внутрихозяйственное землеустройство затрагивает сельскохозяйственные земли (в том числе земли, предоставленные для охоты и рыболовства).

В соответствии с положениями ст. 1 субъектами землеустройства являются:

а) Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти;

б) субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти;

в) органы местного самоуправления (муниципальные и иные административно-территориальные образования);

г) юридические лица (предприятия, учреждения, организации);

д) граждане.

В данной статье Закона выделяются и специальные субъекты землеустройства:

а) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

б) лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Это связано с тем, что ранее принятым Федеральным законом от

7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ (далее – СЗ РФ). 2001. № 20. Ст. 1972) устанавливаются правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов указанных территорий для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и образа жизни. При этом преследуются только гуманные цели, а именно:

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;

сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов;

сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.

В Федеральном законе от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122) определяется, что коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ – это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Общинами малочисленных народов Закон называет формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединениям по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

К объектам землеустройства относятся:

а) территории всех 88 субъектов Российской Федерации (значит, в целом вся территория Российской Федерации);

б) территории всех муниципальных образований Российской Федерации, т. е. территории местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 1 декабря 2006 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении в РФ) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на территориях иных муниципальных образований).

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения;

в) территории иных административно-территориальных образований. К ним относятся прежде всего закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

В соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее – Закон о ЗАТО) (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915) таковым признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В целях комментируемого Закона следует отметить, что ЗАТО является административно-территориальной единицей. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав.

Режим землепользования в ЗАТО определяется положением, утверждаемым Правительством РФ.

Земли ЗАТО в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации. В ЗАТО в соответствии с законодательством РФ по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель;

г) территориальные зоны.

Территориальная зона – это часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ (в ред. от 30 июня 2006 г.) «О государственном земельном кадастре». СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149, далее – Закон о земельном кадастре);

д) земельные участки.

Земельный участок – часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст. 1 Закона о земельном кадастре);

е) части вышеуказанных территорий, зон и участков.

Землеустроительная документация – это документы, полученные в результате проведения мероприятий, направленных на организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов. Перечень видов землеустроительной документации приводится в ст. 19 комментируемого Закона (см. коммент. к ст. 19).

Карта (план) объекта землеустройства – обязательный и необходимый элемент землеустройства, важнейший документ, имеющий графическую форму. В этом документе отображаются местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей (см. коммент. к ст. 20). Карта (план) объекта землеустройства является составной частью землеустроительной документации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами.

I. Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы РСФСР:

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от

16 октября 2006 г.) (ст. 9, 31, 33, 34; гл. XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр. Ст. 68, 69);

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 73-Ф3 (в ред. от 27 июля 2006 г.);

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (в ред. от 18 июля 2005 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 4, 17);

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 9 мая 2005 г.) «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды);

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (гл. 4 «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности». См.: ст. 12);

Закон о земельном кадастре;

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 (в ред. от 31 декабря 2005 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (предусматривает реализацию землеустроительных мероприятий при осуществлении историко-культурной экспертизы);

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2006 г.) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»(ст. 4 «Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую»);

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «Об экологической экспертизе» (ст. 11 «Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня»; ст. 12 «Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня»);

комментируемый Закон.

Можно также выделить ряд иных федеральных законов, в которых затрагиваются вопросы землеустройства, например:

а) по вопросам финансирования землеустройства:

Федеральные законы последних лет о федеральном бюджете на соответствующий год;

Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-Ф3 «О федеральном бюджете на 2005 год» (в ред. от 5 июля 2005 г.);

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2004 г.) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ст. 35 «Формы поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений».

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации вправе предоставлять средства на землеустройство и организацию территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, восстановление и повышение плодородия почвы, защиту садовых, огородных и дачных земельных участков от эрозии и загрязнения, соблюдение экологических и санитарных требований);

б) по вопросам организации проведения работ по землеустройству: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в ред. от 9 мая 2005 г.) «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ (ред. от 3 июня 2005 г.) «О геодезии и картографии».

Лесной кодекс РФ от 14 декабря 2006 г. (ст. 69 (п. 3).

II. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

земельное законодательство субъектов РФ (в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

III. Подзаконные нормативные правовые акты.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты имеют определенное значение в регулировании земельных отношений. Они восполняют пробелы, которые остаются в земельном законодательстве, конкретизируют или развивают нормы законодательных актов:

постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «О государственном земельном контроле»;

постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;

постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства»;

постановление Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 273 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства»;

постановление Правительства РФ от 19 августа 2004 г. № 418 (в ред. от 15 января 2006 г.) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости»;

постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 202 (в ред. от 17 июля 2006 г.) «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости»;

постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель»;

постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации»;

постановление Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 659 (вред, от 27 декабря 1994 г.) «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»;

приказ Роскомзема от 2 августа 1993 г. № 38 «О проведении инвентаризации земель»;

приказ Госкомзема РФ от 3 марта 1998 г. № 28 «Об организации конкурсов (торгов) на проведение проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель»;

приказ Роскомзема от 26 апреля 1994 г. № 32 «Об организации комплексных проверок использования земли»;

приказ Минприроды России от 25 мая 1994 г. № 160 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России»;

приказ Госстроя России от 2 августа 1999 г. № 18 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях»;

приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. № П/119 (в ред. от 29 июля 2002 г. № 301) «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (вместе с «Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки»);

приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. № П/117 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (вместе с «Требованиями к кадастровому делению»);

приказ Росземкадастра от 13 июня 2001 г. № П/115 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (вместе с «Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет. ГЗК-1-Т-0-06-02-01»);

приказ Росземкадастра от 3 июля 2001 г. № П/129 «Об упорядочении нормативных правовых актов Росземкадастра по вопросу ведения Государственного земельного кадастра»;

приказ Росземкадастра от 23 октября 2000 г. № 38-1 «Об отмене Инструкции о порядке формирования и учета кадастровых номеров земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости»;

приказ Росземкадастра от 14 сентября 2000 г. № 20 «Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта»);

приказ Росземкадастра от 17 августа 2000 г. № 10 «О территориальных органах и подведомственных организациях Федеральной службы земельного кадастра России».

Правовые ведомственные акты:

письмо Роскомзема от 14 июня 1996 г. № 1-16/1240 «О Методических рекомендациях по кадастровой оценке земли»;

письмо Роскомзема от 14 мая 1996 г. № 5-16/1004 «О порядке выкупа земельной доли»;

письмо Роскомзема от 16 января 1995 г. № 2-12/77 «О структуре кадастровых карт и планов земель»;

письмо Роскомзема от 9 ноября 1994 г. № 2-12/1749 «Пояснения к Техническим требованиям к плану участка» «Технические требования к плану участка» (утв. Роскомземом от 11 июня 1993 г. с изм. от 9 ноября 1994 г.). В дополнение к данному документу установлено, что «Технические требования к плану участка» следует применять только при купле-продаже гражданами Российской Федерации земельных участков или их частей для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства другим гражданам Российской Федерации;

письмо Роскомзема от 28 декабря 1994 г. № 1-16/2096 «О порядке определения нормативной цены земли»;

письмо Роскомзема от 10 января 1992 г. № 3-15/51 «О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан»;

письмо Роскомзема от 27 марта 1995 г. № 3-15/582 «О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель»;

письмо Роскомзема от 29 июля 1994 г. № 3-14-2/1139 «О методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель»;

Инструкция по межеванию земель (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.).

В части, не противоречащей действующему российскому законодательству, остается в силе и ряд актов СССР по вопросам землеустройства. К ним относятся:

постановление Совмина РСФСР от 10 апреля 1975 г. № 225 «Об улучшении организации выполнения и повышении качества проектно-изыскательских работ по землеустройству»;

постановление Совмина РСФСР от 23 марта 1966 г. № 286 «О мерах по улучшению землеустройства, введения и освоения правильных севооборотов в колхозах и совхозах»;

Конец ознакомительного фрагмента.