Глава II
Органы в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
1. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации (далее также – федеральный орган в области государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (далее также – органы по государственной регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав).
Государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения – объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации. Государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Органы по государственной регистрации действуют на основании общего положения, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Структура органов по государственной регистрации и принципы их размещения на территориях регистрационных округов определяются федеральным органом в области государственной регистрации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
3. К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
государственная регистрация прав;
выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;
выдача информации о зарегистрированных правах;
(в ред. Федерального закона от 09.06.2003 № 69-ФЗ)
принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей;
(абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 № 69-ФЗ)
выдача правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме. (абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 № 69-ФЗ)
4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, его территориальные органы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, при выполнении полномочий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, используют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
6. Утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
С 1 января 2005 г. вступила в силу новая редакция ст. 9 настоящего Закона, продиктованная изменениями системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, отраженными в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
1. Согласно абз. первому п. 1 комментируемой статьи государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 была утверждена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Данным Указом были образованы новые федеральные органы исполнительной власти, в том числе – Федеральная регистрационная служба, находящаяся в ведении Министерства юстиции РФ.
По общему правилу, установленному п. 4 данного Указа, федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства России, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства России.
Правовой статус и компетенция Федеральной регистрационной службы конкретизирован в Указе Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы», которым было утверждено Положение о ней (СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4110).
Несмотря на то, что данный документ вступил в силу с 19 октября 2004 г., необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ предусмотрено поэтапное (до 1 января 2005 г.) введение системы органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Впредь до осуществления предусмотренных указанным Федеральным законом мероприятий, связанных с деятельностью органов по государственной регистрации, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют учреждения юстиции по регистрации прав.
Согласно вышеуказанному Положению Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также выполняет иные функции, не связанные с государственной регистрацией прав на недвижимость и сделок с ней (регистрация общественных объединений и политических партий, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата).
Росрегистрация подведомственна Минюсту России.
Основными задачами Росрегистрации в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и управление территориальными органами Росрегистрации.
Росрегистрация осуществляет следующие полномочия:
1) осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним в случаях и порядке, установленных законодательством РФ;
2) координирует работу по созданию органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и осуществляет правовой контроль их деятельности;
3) обеспечивает соблюдение правил ведения ЕГРП, а также создание и функционирование системы ведения указанного реестра в электронном виде;
4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством (см. комментарий к ст. 10).
Таким образом, Федеральная регистрационная служба, наряду со своими территориальными органами, непосредственно осуществляет государственную регистрацию в случаях, предусмотренных настоящим Законом (см. ниже), и одновременно осуществляет организационные и координационные функции во вверенной сфере. В первом случае полномочия Росрегистрации установлены в п. 3 ст. 9, а во втором – в ст. 10 комментируемого Закона.
Федеральная регистрационная служба самостоятельно осуществляет государственную регистрацию прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения – объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними, – согласно абз. второму п. 1 комментируемой статьи. В остальных случаях (применительно к иным, нежели вышеуказанным, объектам) государственная регистрация осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации – территориальным органом Федеральной регистрационной службы.
2. По смыслу пункта 2 новой редакции комментируемой статьи органы по государственной регистрации действуют на основании общего положения, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области юстиции – Министерством юстиции России. В свою очередь, структура органов по государственной регистрации и принципы их размещения на территориях регистрационных округов определяются федеральным органом в области государственной регистрации – Федеральной регистрационной службой.
Приказом Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 183 было утверждено Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации[56] (далее – Общее положение).
Рассмотрим компетенцию территориальных органов Росрегистрации по субъекту (субъектам) РФ применительно к государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно Общему положению территориальный орган Росрегистрации по субъекту (субъектам) Российской Федерации – главное управление (управление) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее – Управление) в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ, актами Федеральной регистрационной службы, а также настоящим Положением.
Управление является юридическим лицом, имеет печати с изображением Государственного герба РФ, штампы, бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ, счета в банке.
Управление в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, рассматриваемым Положением, независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъекта (субъектов) РФ, органов местного самоуправления.
Финансирование Управления осуществляется Федеральной регистрационной службой за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также из других законных источников.
По смыслу п. 5 Общего положения в основные задачи Управления входит осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории регистрационного округа.
Управление осуществляет, в частности, следующие полномочия:
1) принимает документы, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии комментируемым Законом, регистрирует такие документы;
2) проводит правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и проверку законности сделок с недвижимым имуществом;
3) вносит записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
4) совершает соответствующие надписи на правоустанавливающих документах и выдает документы, подтверждающие проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
5) принимает на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
6) выдает информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества;
7) выдает правообладателям по их заявлениям в письменной форме копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.
Управление в целях реализации своих полномочий имеет, в частности, право:
1) в установленном порядке запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностных лиц, а также от регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных объединений документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
2) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, возникающих в деятельности Управления, научные и иные организации, ученых, специалистов и экспертов;
13) осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ действия, необходимые для реализации своих полномочий.
Управление возглавляет начальник – главный государственный регистратор субъекта (субъектов) РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром юстиции РФ.
Начальник – главный государственный регистратор субъекта (субъектов) РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач.
Начальник – главный государственный регистратор субъекта (субъектов) РФ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке директором Федеральной регистрационной службы по согласованию с Министром юстиции РФ.
Начальник – главный государственный регистратор субъекта (субъектов) Российской Федерации:
1) распределяет обязанности между своими заместителями;
2) представляет на утверждение Федеральной регистрационной службе структуру и штатное расписание Управления;
3) утверждает:
положения о структурных и обособленных подразделениях Управления;
состав аттестационной комиссии Управления;
правила внутреннего распорядка;
4) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, организует и контролирует их исполнение;
5) в установленном порядке:
назначает на должность и освобождает от должности работников Управления, кроме лиц, назначение которых в соответствии с комментируемым Законом осуществляется Федеральной регистрационной службой;
назначает на должность стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе;
наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
6) представляет в Федеральную регистрационную службу особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и награждению ведомственными и государственными наградами Российской Федерации;
7) обеспечивает:
исполнение в Управлении законодательства Российской Федерации о государственной службе и трудового законодательства Российской Федерации, организует и проводит мероприятия по отбору, подготовке и повышению квалификации кадров;
ведение делопроизводства и осуществление мероприятий по обеспечению режима секретности в Управлении в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
8) в пределах своих полномочий создает резерв кадров для замещения должностей в Управлении;
9) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и рассматриваемым Положением.
Местонахождение Управления и его обособленных подразделений в границах регистрационного округа, создаваемого Министерством юстиции РФ, определяется Федеральной регистрационной службой.
3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень полномочий регистрирующих органов. В свою очередь, организационные и координационные полномочия федерального регистрирующего органа – Росрегистрации, как уже отмечалось, отражены в ст. 10 Закона.
4. С 1 января 2005 г. пункты 4 и 5 комментируемой статьи действуют в новой редакции. Пункт 4 устанавливает, что регистрирующие органы (Росрегистрация и ее территориальные органы) вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную настоящим Законом, если иное не установлено законодательством РФ. Хотя федеральный законодатель применительно к комментируемому закону в ст. 3 отказался от понятия «законодательство», трактуемого ранее в широком смысле (как совокупность всех нормативных правовых актов), в рассматриваемой норме оно употребляется именно в этом значении. Как уже было отмечено выше, Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) занимается не только государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Помимо этого, она осуществляет регистрацию общественных объединений и политических партий, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата (Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы»).
5. По смыслу пункта 5 комментируемой статьи Росрегистрация и ее территориальные органы при выполнении своих полномочий, установленных в п. 3 настоящей статьи, используют печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом РФ.
Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Статья 2 указанного Закона допускает воспроизведение Государственного герба РФ без геральдического щита (в виде главной фигуры – двуглавого орла с атрибутами, перечисленными выше), а также в одноцветном варианте. Согласно ст. 4 Государственный герб РФ воспроизводится на документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти. Государственный герб РФ помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Таким образом, положения п. 5 ст. 9 комментируемого закона непосредственно коррелируют с положениями Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации».
Статья 10. Полномочия федерального органа в области государственной регистрации
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Федеральный орган в области государственной регистрации:
координирует и контролирует деятельность органов по государственной регистрации;
обеспечивает соблюдение органами по государственной регистрации Правил ведения Единого государственного реестра прав, а также создание и функционирование системы ведения Единого государственного реестра прав в электронном виде;
разрабатывает и издает методические материалы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав органами по государственной регистрации;
назначает и освобождает от должности государственных регистраторов, возглавляющих территориальные подразделения органов по государственной регистрации;
обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов по государственной регистрации;
осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
осуществляет иные установленные законодательством полномочия.
После утверждения Президентом РФ новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (Указ от 9 марта 2004 г. № 314) правоприменительные функции в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним были закреплены за Федеральной регистрационной службой (Росрегистрацией), положение о которой было утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315. В свою очередь, за Министерством юстиции РФ, согласно вышеупомянутому документу и Положению о нем, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108), закрепили, помимо прочего, и осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Новая система и структура федеральных органов исполнительной власти подтолкнула законодателя внести изменения в комментируемую статью, которые вступили в силу с 1 января 2005 г. Согласно новой редакции федеральный орган в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация):
координирует и контролирует деятельность органов по государственной регистрации;
обеспечивает соблюдение органами по государственной регистрации Правил ведения ЕГРП, а также создание и функционирование системы ведения ЕГРП в электронном виде;
разрабатывает и издает методические материалы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав органами по государственной регистрации;
назначает и освобождает от должности государственных регистраторов, возглавляющих территориальные подразделения органов по государственной регистрации;
обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов по государственной регистрации;
осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в случаях, установленных комментируемым Федеральным законом;
осуществляет иные установленные законодательством полномочия.
Особенности компетенции Росрегистрации как органа, осуществляющего не только организационные и координационные полномочия, но и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним нашли свое отражение в ст. 9 Закона и Положении о ней, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 (см. комментарий к ст. 9).
Статья 11. Платежи за государственную регистрацию прав. Финансирование органов по государственной регистрации
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
1. За государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина.
2. За предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, взимается плата.
Размеры указанной платы, порядок ее взимания, зачисления в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Финансирование органов по государственной регистрации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
С 1 января 2005 г. действует новая редакция комментируемой статьи (изменения внесены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ). Теперь она называется «Платежи за государственную регистрацию прав. Финансирование органов по государственной регистрации».
Конец ознакомительного фрагмента.