Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону «Об экспортном контроле» (постатейный). Глава I. Общие положения (Н. А. Назаренко, 2010)

Глава I

Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них);

экспортный контроль – комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;

внутрифирменная программа экспортного контроля – мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля;

оружие массового поражения – ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

средства доставки – ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения;

продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов, – технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с последствиями применения оружия массового поражения. К указанной продукции могут относиться только объекты гражданских прав, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничены в обороте либо получены в результате научно-технической, производственной или иной экономической деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия);

контролируемые товары и технологии – сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов;

российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) – осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или перемещающие товары, информацию, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) через таможенную границу Российской Федерации юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

иностранные лица – юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.

1. Комментируемая статья содержит определения понятий, необходимых для правильного и единообразного применения норм Федерального закона «Об экспортном контроле».

2. Понятие «внешнеэкономическая деятельность» (далее – ВЭД) определяется посредством перечисления ее видов; среди них, в частности, названы внешнеторговая деятельность, инвестиционное сотрудничество, производственная кооперация, валютные и финансово-кредитные операции. Указанные виды деятельности осуществляются в сфере международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). При этом как международный обмен следует рассматривать не только поставку товаров, предоставление информации, результатов интеллектуальной деятельности за границу, но и их передачу иностранному лицу на территории Российской Федерации.

Анализ действующего российского законодательства позволяет раскрыть отдельные аспекты внешнеэкономической деятельности.

Так, согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», внешнеторговая деятельность представляет собой деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

При этом под внешней торговлей товарами следует понимать их экспорт или импорт, т. е. вывоз (ввоз) товаров без обязательств об их обратном ввозе (вывозе). Если перемещение товаров происходит с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую, и эти части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства, то такое перемещение не является внешней торговлей товарами.

В соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» товарами как предметами внешнеторговой деятельности признается движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река – море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. При этом отмечается, что транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

Аналогичным образом определяется понятие товаров в Таможенном кодексе РФ, согласно которому товары – любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. В соответствии с таможенным законодательством к транспортным средствам относятся любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. Если указанные транспортные средства используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, то они не рассматриваются в качестве товаров для таможенных целей.

Важное значение при определении понятия товаров как предметов внешнеэкономической деятельности имеет выяснение содержания категорий «движимые» и «недвижимые» вещи. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), движимыми являются все вещи (включая деньги и ценные бумаги), не отнесенные законом к недвижимости. В свою очередь к недвижимым вещам можно отнести:

1) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;

2) подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты;

3) иное имущество, определенное законом в качестве недвижимости.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью означает передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

В соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Гражданское законодательство предполагает, что в экономический оборот вовлекаются не только и не столько результаты интеллектуальной деятельности, но прежде всего имущественные права на них. В то же время требования экспортного контроля могут распространяться не только на исключительные права, но и на иные права, указанные в четвертой части ГК РФ (право следования, право доступа и т. д.).

Внешняя торговля услугами выражается в виде оказания услуг (выполнения работ) и включает в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Согласно ст. 33 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами:

1) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

2) с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

3) на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

7) российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

Под работами понимаются действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, например ремонте, получении новой информации и т. п. Понятием «работы» охватываются все виды подрядных работ, в том числе и деятельность, осуществляемая по договорам на выполнение проектных и изыскательских работ (гл. 37 ГК РФ) и по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38 ГК РФ). Услуга, в отличие, от работы представляет собой действия или деятельность, осуществляемые по заказу, которые не имеют материального результата. Понятие услуг включает в себя транспортные услуги, экспедиционные услуги (гл. 40, 41 ГК РФ), возмездное оказание услуг (гл. 39 ГК РФ) и т. п.

Внешняя торговля информацией может быть выражена либо в форме внешней торговли товарами, если составной частью товаров является информация, либо в форме внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, либо в форме внешней торговли услугами – во всех остальных случаях.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация есть сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Учитывая, что информация не может существовать вне материального носителя, многие исследователи отмечают, что объектом правового регулирования могут быть только «информационные ресурсы», «информационные системы», «информационные технологии и средства их обеспечения», а не информация сама по себе. В Законе об информации, информационных технологиях и о защите информации «информационная система» определяется как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п. 3 ст. 2). Под «информационными технологиями» понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (п. 2 ст. 2). В качестве государственных информационных ресурсов рассматривается информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы (п. 9 ст. 14).

Следует отметить, что с 1 января 2008 г. информация как таковая исключена из перечня самостоятельных объектов гражданских прав, предусмотренного ст. 128 ГК РФ[2]. В то же время п. 1 ст. 5 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации устанавливает, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.

Нормативное определение инвестиционной деятельности содержится в ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», согласно которой инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. При этом под инвестициями следует понимать денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности.

К внешнеэкономической деятельности можно также отнести научно-техническое сотрудничество, производственную кооперацию и т. п.

По смыслу ст. 107 Гражданского кодекса РФ, производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц (в случаях, предусмотренных законом или учредительными документами) на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Деятельность производственного кооператива может быть связана с производством, переработкой, сбытом промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнением работ, торговлей, бытовым обслуживанием, оказанием других услуг. Кооператив является юридическим лицом – коммерческой организацией. Правовой статус производственных кооперативов более подробно регламентирован Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

Вопросы развития производственной кооперации имеют особое значение в условиях сложившихся технологических взаимосвязей между научно-техническими и производственными потенциалами государств – участников Содружества Независимых Государств. В целях обеспечения благоприятных условий для развития взаимовыгодной производственной кооперации между предприятиями и отраслями государств – участников Содружества Независимых было заключено Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий отраслей государств – участников Содружества Независимых Государств (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.).

В области производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности Российская Федерация присоединилась к Соглашению о принципах обеспечения Вооруженных Сил государств – участников СНГ вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1992). Правительство РФ заключило двусторонние соглашения о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности с Белоруссией (1994), Казахстаном (1994), Украиной (1995), и Кыргызстаном (1992). Названными соглашениями предусмотрен более упрощенный порядок совершения внешнеторговых сделок в отношении продукции военного назначения, чем с другими иностранными государствами.

3. Под экспортным контролем, по смыслу абз. 3 комментируемой статьи, следует понимать комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении таких ее предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Определение понятия экспортного контроля содержится также в Соглашении о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза (Москва, 22 октября 1997 г.). Данное определение носит чуть более узкий характер, поскольку обозначает экспортный контроль как систему мер, которая действует в целях защиты национальных интересов государств – участников соглашений о Таможенном союзе при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Сторон по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Таким образом, согласно приведенному выше определению, экспортный контроль распространяется только на внешнеторговую деятельность. Кроме того, система экспортного контроля в аспекте вышеуказанного определения не относит к числу его объектов товары и технологии, которые могут быть использованы при подготовке и (или) совершении террористических актов.

В любом случае, экспортный контроль основан на особом ограничительном порядке перемещения через таможенную границу Российской Федерации определенных товаров и технологий, включенных в специальные контрольные списки (см. комментарий к ст. 6). Такой специфический порядок экспорта связан с защитой интересов Российской Федерации; реализацией принятых Российской Федерацией международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; созданием условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику, а также с осуществляемым Российской Федерацией противодействием международному терроризму. Комплекс мер, образующих систему экспортного контроля, включает в себя организационные, административные, информационные и иные мероприятия. Основные методы осуществления экспортного контроля перечислены в ст. 7 комментируемого закона.

4. Под внутрифирменной программой экспортного контроля понимаются мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля. Организационные мероприятия предполагают установленное на уровне организации регламентирование действий сотрудников при проведении переговоров, заключении и реализации внешнеэкономических сделок, обеспечивающее соблюдение законодательства в области экспортного контроля (приказ, стандарт предприятия, инструкция и т. п.). Мероприятия административного характера связаны с установлением наказаний за нарушение порядка деятельности организации при осуществлении внешнеэкономических операций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мероприятия информационного характера выражаются в определении правил, обеспечивающих информационный обмен с государственными органами по вопросам экспортного контроля, а также установлении обязанностей сотрудников по поддержанию актуальности имеющейся в организации информации о действующих правилах и требованиях экспортного контроля, обучении и повышении квалификации персонала, ответственного за вопросы экспортного контроля.

О порядке создания внутрифирменных программ экспортного контроля и государственной аккредитации организаций, создавших такие программы, см. комментарий к ст. 16.

5. Согласно выработанному Организацией Объединенных Наций определению, к оружию массового поражения относится такое оружие, которое действует путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, а также смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия[3]. В Законе об экспортном контроле перечислены виды оружия массового поражения: ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие.

Ядерное оружие – оружие, основанное на использовании внутриядерной энергии, высвобождающейся при реакции, имеющей характер взрыва. Ядерный взрыв обладает четырьмя поражающими факторами: ударной волной, световым излучением, проникающей радиацией и радиоактивным заражением местности. Средством поражения в ядерном оружии является ядерный заряд, т. е. устройство, содержащее запас ядерной энергии. Последнее заключено в определенных веществах и приспособлениях, обеспечивающих быстрое освобождение энергии для осуществления ядерного взрыва.

Химическое оружие – оружие, основу которого составляют отравляющие вещества нервно-паралитического, кожно-нарывного, общеядовитого или удушающего действия. Поражающее действие химического оружия основано на токсичных свойствах химических соединений, которые, находясь в парообразном, жидком или аэрозольном состоянии, могут проникать в организм через органы дыхания, кожные покровы, слизистые оболочки, пищевой тракт. Оно предназначено для уничтожения живой силы, но может быть использовано и для заражения местности, вооружения, боевой техники и различных тыловых объектов.

Детальное определение понятия химического оружия дается в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. (Пражской). В соответствии с ней к химическому оружию относятся (в совокупности или в отдельности):

а) токсичные химикаты и их прекурсоры, за исключением тех случаев, когда они предназначены для целей, не запрещаемых по этой Конвенции, при том условии, что их виды и количество соответствуют таким целям;

б) боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств указанных токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;

в) любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств.

Основу поражающего действия бактериологического (биологического) оружия составляют бактериальные средства, к которым относятся болезнетворные микробы (бактерии, вирусы, риккетсии, грибки) и вырабатываемые некоторыми бактериями яды (токсины). К бактериальным средствам, предназначенным для поражения людей, относятся возбудители чумы, оспы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, холеры и других болезней. Бактериальные средства могут применяться с помощью специальных ракет, артиллерийских снарядов, авиационных бомб и других боеприпасов.

В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. токсинное оружие – это оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтах. Под токсинами понимаются ядовитые белковые или полипептидные вещества, продукты обмена веществ ряда микроорганизмов (например, палочки ботулизма), а также некоторых ядовитых животных, пресмыкающихся и растений, способные вызывать заболевание или гибель человека и животных.

Под токсическим химикатом понимается любой химикат, который за счет своего химического воздействия на жизненные процессы может вызвать летальный исход, временный инкапаситирующий эффект или причинить посторонний вред человеку или животным. Сюда относятся все химикаты, независимо от их происхождения (бактериального, растительного или животного) или способа их производства и независимо от того, произведены ли они на объектах, в боеприпасах или где-либо еще. Прекурсор – это любой химический реагент, участвующий в любой стадии производства токсического химиката каким бы то ни было способом. Сюда относится любой ключевой компонент бинарной или многокомпонентной химической системы, т. е. прекурсор, играющий самую важную роль в определении токсичных свойств конечного продукта и быстро реагирующих с другими химикатами в бинарной или многокомпонентной системе (Перечень запрещенных токсичных химикатов и их прекурсоров дается в приложении по химикатам к Конвенции 1992 г.).

6. В качестве средств доставки оружия массового поражения рассматриваются используемые для его перемещения к месту применения ракеты и беспилотные летательные аппараты. Так, например, для употребления ядерного заряда в качестве ядерного оружия для доставки его к месту применения ядерный заряд помещают в авиационную бомбу, боевую головку ракеты, в торпеду и другие средства доставки. В то же время применение бактериологического оружия может быть связано с использованием специфических способов его доставки, например, распространение зараженных грызунов (мышей, крыс, сусликов, хорьков), насекомых (мух, комаров, клещей), проведение диверсии путем заражения источников воды, фуража и продуктов питания. Однако подобные способы не рассматриваются в качестве средств доставки оружия массового поражения в аспекте сферы правового регулирования комментируемого закона.

7. Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экспортном контроле», вступившим в силу с 1 января 2008 г., статья первая Закона об экспортном контроле была дополнена определением нового понятия «продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов». Появление данного термина обусловлено необходимостью создания правовой основы для использования института экспортного контроля в качестве меры противодействия терроризму. К продукции, являющейся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов, относятся технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с последствиями применения оружия массового поражения. В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под террористическим актом следует понимать совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угрозу совершения указанных действий в тех же целях.

В целях исключения расширенного толкования данного понятия в комментируемой статье определяется, что к указанной продукции могут относиться только объекты гражданских прав, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничены в обороте либо получены в результате научно-технической, производственной или иной экономической деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).

Согласно ст. 129 ГК РФ, объекты гражданских прав по общему правилу могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом. Существующие ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав выражаются в виде их изъятия из оборота (недопущение нахождения их в обороте) или ограничения в обороте (установление ограниченного круга участников оборота, которым могут принадлежать отдельные объекты гражданских прав, либо установление возможности нахождения объектов гражданских прав в обороте только по специальному разрешению). При этом виды ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав определяются в порядке, установленном законом. Например, Федеральным законом от 5 мая 1997 г. № 18 ст. 2105 «Об уничтожении химического оружия» к ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав отнесены отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия. Согласно Федеральному закону от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют, по результатам регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и (или) окружающую среду, осуществляется на основании специального разрешения.

В отношении применения правовой нормы об определении видов ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав необходимо учитывать положения ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В указанной статье предусмотрено, что изданные до введения в действие части первой ГК РФ нормативные акты Президента РФ, не являющиеся законами, по вопросам, которые, согласно части первой ГК РФ, могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. В связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время действует Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179.

Перечень видов научно-технической, производственной или иной экономической деятельности, в результате которой возникают объекты гражданских прав, нахождение в обороте которых требует специального разрешения (лицензии), определен ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Это, в частности, разработка, производство, ремонт, испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; разработка, производство, ремонт, утилизация вооружения и военной техники, торговля вооружением и военной техникой и т. п.

8. Контролируемыми товарами и технологиями в аспекте осуществления экспортного контроля признаются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов. При этом к категории «товары» могут быть отнесены используемые в указанных целях сырье, материалы и оборудование, а к числу «технологий» – соответствующие работы, услуги, а также научно-техническая информация.

9. В абзаце 9 комментируемой статьи раскрывается содержание понятия «российские участники внешнеэкономической деятельности». В целях применения законодательства об экспортном контроле в качестве таковых рассматриваются не только лица, непосредственно осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, но также все лица, перемещающие товары, информацию, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) через таможенную границу Российской Федерации.

Среди российских участников внешнеэкономической деятельности можно выделить:

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок создания юридических лиц, а также регистрации физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, регламентирован гражданским законодательством. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Непосредственно порядок государственной регистрации указанных субъектов определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

10. Под иностранными лицами в комментируемом законе понимаются:

1) юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены;

2) физические лица: иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданская правоспособность и гражданская дееспособность иностранных граждан определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются. Гражданская дееспособность лиц без гражданства определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

1. В статье 2 определена сфера применения комментируемого закона, т. е. такие общественные отношения, которые образуют предмет его правового регулирования. Положения данного закона распространяются на общественные отношения, связанные с осуществлением экспортного контроля, иначе говоря, отношения по государственному регулированию порядка заключения внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями. Можно выделить два основных вида таких отношений:

1) отношения по непосредственному осуществлению экспортного контроля;

2) отношения по организации функционирования системы экспортного контроля.

Субъектами отношений первого типа являются органы государственной власти Российской Федерации и российские участники внешнеэкономической деятельности. Следует отметить, что иностранные лица не рассматриваются в качестве субъектов отношений, связанных с осуществлением экспортного контроля, поскольку в комментируемом законе установлен правовой статус только российских участников внешнеэкономической деятельности в сфере экспортного контроля посредством определения их прав, обязанностей и ответственности.

В правоотношениях по организации осуществления экспортного контроля участвуют только органы государственной власти. С учетом положений комментируемого закона правовой статус органов государственной власти Российской Федерации как участников отношений, связанных с осуществлением экспортного контроля, реализуют не только собственно органы государственной власти, но и органы государственного управления. К числу органов государственной власти, задействованных в механизме экспортного контроля, следует отнести Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (Министерство обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, а также специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля – Федеральную службу по техническому и экспортному контролю). Межведомственный координационный орган по экспортному контролю (Комиссия по экспортному контролю), а также Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» участвуют в некоторых отношениях по организации функционирования системы экспортного контроля на правах органов государственной власти.

2. Объектом правового регулирования комментируемого закона является внешнеэкономическая деятельность, которая осуществляется в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Цели осуществления экспортного контроля в отношении указанных объектов установлены статьей 4 комментируемого Закона.

3. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле. Критерии отграничения сфер правового регулирования законодательства о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и законодательства об экспортном контроле определены в абз. 3 комментируемой статьи.

Под законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества следует понимать в первую очередь Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Этот закон является специальным нормативным правовым актом, устанавливающим принципы внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, регламентирующим государственное регулирование и финансирование работ в этой сфере, порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков и производителей продукции военного назначения. Одним из методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества в указанном законе названа система экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности Российской Федерации, защиты ее внутреннего рынка, сохранения и упрочения ее политических и стратегических позиций, соблюдения международных обязательств по сокращению и ликвидации вооружения, а также по нераспространению оружия массового поражения.

Понятие продукции военного назначения раскрывается в ст. 1 Закона о военно-техническом сотрудничестве. Она представляет собой вооружение, военную технику, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность), и информацию в военно-технической области. В свою очередь, вооружением и военной техникой являются комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники). Как информацию, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), являющиеся продукцией военного назначения, можно рассматривать, например, техническую документацию, регламентирующую создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения; подготовку и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств; результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники и т. п.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля

Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

1. В комментируемой статье определены правовые основы системы экспортного контроля в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля основано на Конституции Российской Федерации. Несмотря на то что в Конституции РФ отсутствует прямая регламентация вопросов осуществления экспортного контроля, из отдельных конституционных положений можно сделать вывод о порядке формирования законодательной базы в этой сфере. В частности, п. «и» ст. 71 Конституции относит к исключительному ведению Российской Федерации федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, расщепляющиеся материалы; в п. «л» указанной статьи к числу предметов исключительного федерального ведения отнесены внешнеэкономические отношения Российской Федерации; в п. «м» указаны оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования. В развитие указанных положений в абз. 2 комментируемой статьи указывается, что вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации содержит правовые нормы, определяющие основы правового статуса высших органов государственной власти РФ. Так, в ч. 3 ст. 80 Конституции установлено, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Согласно п. «д» ч. 1 ст. 114 Конституции, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Как реализацию Правительством РФ внешней и внутренней политики можно рассматривать полномочия, осуществляемые им в области экспортного контроля.

2. Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля образуют Федеральный закон «Об экспортном контроле», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. К числу других федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты осуществления экспортного контроля, можно отнести:

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» и др.

Среди иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих сферу экспортного контроля, можно выделить:

1) Указы Президента Российской Федерации. Так, например, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено создание в системе федеральных органов исполнительной власти Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» утверждено положение об этом специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области экспортного контроля. Указами Президента РФ от 24 ноября 2005 г. № 1364 и от 6 марта 2002 г. № 257 учреждены официальные символы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю: ее флаг и геральдический знак – эмблема. Указом Президента РФ от 29 января 2001 г. № 96 «О Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации» утверждено Положение о межведомственном координационном органе по экспортному контролю – Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, Указом Президента РФ от 25 апреля 2005 г. № 468 «О Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации» в это положение были внесены изменения. В настоящее время этот межведомственный координационный орган по экспортному контролю действует в составе, утвержденном Указом Президента РФ от 17 сентября 2008 г. № 1380. Указами Президента РФ утверждены также списки (перечни) контролируемых товаров и технологий (Указ Президента РФ от 20 августа 2007 г. № 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»; Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. № 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»; Указ Президента РФ от 14 января 2003 г. № 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»; Указ Президента РФ от 8 августа 2001 г. № 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»; Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»; Указ Президента РФ от 28 августа 2001 г. № 1082 «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»). Указами Президента РФ регламентированы также иные аспекты осуществления экспортного контроля в Российской Федерации;

2) постановления Правительства Российской Федерации, среди которых следует выделить постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль»; постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. № 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля»; постановление Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. № 176 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля» и др.;

3) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в частности, приказы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Согласно Указу Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» данный орган исполнительной власти уполномочен издавать нормативно-правовые акты по вопросам своей деятельности. Этими нормативно-правовыми актами детализирован порядок прохождения государственной службы в данном органе исполнительной власти, а также более подробно регламентирован порядок осуществления его государственных функций.

Статья 4. Цели экспортного контроля

Основными целями экспортного контроля являются:

защита интересов Российской Федерации;

реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;

противодействие международному терроризму.

1. В комментируемой статье определены основные цели осуществления экспортного контроля в Российской Федерации, к которым относятся:

защита интересов Российской Федерации;

реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;

противодействие международному терроризму.

2. Указание на защиту интересов Российской Федерации в качестве цели экспортного контроля обусловлено необходимостью предотвращения возможного ущерба национальным интересам Российской Федерации от экспорта таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

В большинстве случаев экспорт контролируемых товаров и технологий, являющийся высокорентабельным для отдельных производителей, может нанести ущерб государству в целом, поскольку экспортеры далеко не всегда могут самостоятельно правильно оценить все возможные экономические и политические последствия сделок, связанных с реализацией, например, ядерных и ракетных технологий, биологических и химических материалов. Кроме того, экспорт научно-технической продукции зачастую осуществляется посредством передачи иностранным лицам всех прав на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые, по сути, являются национальным достоянием Российской Федерации.

3. Одним из важнейших направлений реализации принятых Российской Федерацией международных обязательств является предотвращение распространения товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. К основным международным договорам Российской Федерации по указанному вопросу относятся:

Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женева, 17 июня 1925 г.);

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 года (заключена 21 мая 1963 г.);

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Москва, 5 августа 1963 г.);

Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Мехико, 14 февраля 1967 г.);

Договор о нераспространении ядерного оружия (Москва, Вашингтон, Лондон, 1 июля 1968 г.);

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (Москва, Лондон, Вашингтон, 11 февраля 1971 г.);

Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и Соединенными Штатами Америки (Вашингтон, 30 сентября 1971 г.);

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (одобрена 16 декабря 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН);

Соглашение между СССР и Соединенными Штатами Америки о предотвращении ядерной войны (Вашингтон, 22 июня 1973 г.);

Договор между СССР и Соединенными Штатами Америки об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (Москва, 3 июля 1974 г.);

Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 26 октября 1979 г.), в качестве приложений к которой приняты Уровни физической защиты, применяемой при международной перевозке ядерного материала, Классификация ядерного материала и Статус конвенции;

Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (Вена, 26 сентября 1986 г.);

Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26 сентября 1986 г.);

Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный радиационной аварией при международной перевозке отработавшего ядерного топлива от атомных электростанций стран – членов СЭВ (Москва, 15 сентября 1987 г.);

Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.);

Соглашение между государствами – участниками Содружества Независимых Государств в отношении химического оружия (Ташкент, 15 мая 1992 г.);

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.);

Конвенция о ядерной безопасности (Вена, 17 июня 1994 г.);

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (Нью-Йорк, 24 сентября 1996 г.);

Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 5 сентября 1997 г.)

Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб (Вена, 12 сентября 1997 г.);

Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (10 сентября 1998 г.);

Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств – членов Евразийского экономического сообщества (Москва, 28 октября 2003 г.)

Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята резолюцией N 59/290 генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г.) и др.

4. Приоритетной целью российского государства можно назвать эффективную интеграцию экономики России в мировую экономику и повышение ее глобальной конкурентоспособности. Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта. Мировой опыт показывает, что основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам. В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. Президент РФ отметил: «Мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику. Но при этом нужно учиться гибко сочетать использование имеющихся и открытие новых конкурентных преимуществ. А привлекая внешние ресурсы – эффективно защищать свои экономические интересы». В настоящее время особое внимание со стороны Российской Федерации уделяется международной торговле товарами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности в сферах, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности, обороны, экономической независимости страны. Важное значение в этих процессах приобретает экспортный контроль, который имеет своей целью в том числе создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировое экономическое пространство.

5. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экспортном контроле», вступивший в силу с 1 января 2008 г., выделил в качестве одной из основных целей экспортного контроля противодействие международному терроризму. Следует отметить, что формирование правовой базы для использования системы экспортного контроля в качестве меры противодействия терроризму приобрело особую актуальность после принятия Советом Безопасности ООН Резолюции 1373 от 28 сентября 2001 г. и Резолюции 1540 от 28 апреля 2004 г. В указанных документах, в частности, отмечалась тесная связь между международным терроризмом и незаконными перевозками ядерных, химических, биологических и других потенциально смертоносных материалов и в этой связи подчеркивалась необходимость улучшения координации усилий на национальном, субрегиональном, региональном и международном уровнях с целью усиления всемирной реакции на этот серьезный вызов и угрозу международной безопасности.

Статья 5. Принципы государственной политики в области экспортного контроля

1. Российская Федерация проводит государственную политику в области экспортного контроля, которая является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.

2. Государственная политика в области экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами:

добросовестность выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля;

приоритет интересов безопасности государства;

осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;

единство таможенной территории Российской Федерации;

гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;

взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки.

1. Государственная политика Российской Федерации в области экспортного контроля является составной частью ее внутренней и внешней политики. С одной стороны, экспортный контроль выступает как мера нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а с другой, – является важным инструментом внутренней политики российского государства, поскольку оказывает воздействие на продвижение национальных товаров на мировом рынке. Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), в настоящее время в России сформировались высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), в которых российское государство обладает серьезными конкурентными преимуществами или претендует на их создание в среднесрочной перспективе. Указанные сектора являются участниками жесткой глобальной конкуренции. Их модернизация невозможна без привлечения иностранных стратегических партнеров, иностранных технологий и компетенций, и в то же время в этих секторах Россия претендует на создание самостоятельных национальных компаний, которые могли бы играть активную роль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики в Концепции названо обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере, включая обеспечение прорыва на новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг ядерных технологий, авиатехники, судостроения, космических услуг и космических аппаратов, программного обеспечения на основе успешной модернизации соответствующих секторов российской экономики и умелого позиционирования в нишах мирового рынка.

В то же время в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537) обращено внимание на то негативное влияние, которое будут оказывать на обеспечение национальных интересов Российской Федерации вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий.

Основными угрозами военной безопасности российского государства названы: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.

Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов.

Как один из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности обозначена деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ.

2. В абзаце 2 комментируемой статьи определены основные принципы формирования государственной политики в области экспортного контроля.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств. В качестве принципа формирования государственной политики в области экспортного контроля закрепляется добросовестность выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения, что подтверждает намерение Российской Федерации в полном объеме выполнять принятые на себя в соответствии с заключенными международными договорами обязательства согласно условиям самих договоров, международно-правовым нормам, а также конституционным и законодательным положениям национального права.

Законность как принцип формирования государственной политики в области экспортного контроля выражается в том, что она должна быть основана на действующем законодательстве. Законность является конституционным принципом функционирования всех ветвей государственной власти Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Реализация данного принципа предполагает точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями.

Принципы гласности и доступности информации по вопросам экспортного контроля тесно взаимосвязаны. Гласность в данном случае означает максимальную открытость общественно значимых процедур и процессов формирования системы экспортного контроля и широкое информирование о них населения. В свою очередь, доступность информации по вопросам экспортного контроля выражается в обеспечении свободного доступа к сведениям о порядке, правилах, целях, задачах, принципах функционирования системы экспортного контроля и мерах ответственности за нарушение законодательства об экспортном контроле. Данный принцип детализируется в нормах гл. IV комментируемого Закона, регламентирующей порядок обеспечения заинтересованных лиц информацией по вопросам экспортного контроля. Кроме того, статьей 11 комментируемого Закона на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля возложена обязанность по организации, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, работы, связанной с информированием российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля.

Приоритет интересов безопасности государства означает, что в осуществляемой российским государством политике в области экспортного контроля должен быть найден разумный баланс политических, экономических и военных интересов, однако в первую очередь должны быть учтены именно интересы обеспечения безопасности государства.

Принцип достаточности и разумной необходимости в формировании государственной политики в сфере экспортного контроля находит свое выражение в осуществлении экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей, обозначенных в ст. 4 комментируемого закона. Данный принцип имеет отношение к зафиксированному в Законе об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности принципу исключения неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Единство таможенной территории является не только принципом формирования государственной политики в области экспортного контроля, но и одним из принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, закрепленным в ст. 4 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Данный принцип находится во взаимосвязи с положениями ст. 8 и ст. 74 Конституции Российской Федерации, гарантирующими единство экономического пространства, а также недопущение установления на российской территории таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Вместе с тем ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Согласно ст. 2 Таможенного кодекса РФ территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Единство таможенной территории означает свободу перемещения товаров и транспортных средств внутри нее, т. е. без взимания каких-либо таможенных платежей или применения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом на всей территории Российской Федерации действует единый порядок таможенного оформления и таможенного контроля, установленный на уровне федерального законодательства.

Принцип гармонизации процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой заключается в установлении единообразного (унифицированного) порядка регулирования правоотношений по поводу осуществления экспортного контроля посредством имплементации положений международных договоров, практики работы органов управления в национальное законодательство. Так, например, в Соглашении о едином порядке экспортного контроля государств – членов Евразийского экономического сообщества (Москва, 28 октября 2003 г.) государства – члены Евразийского экономического сообщества приняли на себя обязательство обеспечивать установление единого порядка экспортного контроля, включающего в себя совокупность гармонизированных норм и правил, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в отношении отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники, и единообразное применение этих норм и правил.

При формировании политики российского государства в области экспортного контроля важное значение приобретает взаимодействие Российской Федерации с международными организациями и иностранными государствами в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. Цели и формы международного сотрудничества Российской Федерации в области экспортного контроля определены в ст. 29 комментируемого закона.

Статья 6. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов.

1. В комментируемой статье регламентирован порядок создания номенклатуры продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль. Такая номенклатура оформляется списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий. Структуру каждого списка составляют разделы по направлениям техники и контрольные пункты, которые содержат описания сырья, материалов, оборудования и технологий. Описания включают конкретные технические параметры, а для целей более точного определения объектов контроля описания сопровождаются техническими примечаниями и замечаниями. Каждому контрольному пункту (за исключением пунктов, содержащих описания технологий) соответствует код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее – ТН ВЭД России), который при необходимости может уточняться Федеральной таможенной службой РФ по согласованию с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю РФ.

Разработку указанных списков (перечней) осуществляют компетентные федеральные органы исполнительной власти. В Указе Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» в числе полномочий ФСТЭК России названа разработка с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций для представления в установленном порядке проектов списков (перечней) товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю.

В целях обеспечения эффективности экспортного контроля к подготовке списков (перечней) контролируемых товаров и технологий привлекаются представители Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов. Это, в частности, могут быть научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность в соответствующей сфере.

2. Подготовленные и согласованные проекты списков (перечней) контролируемых товаров и технологий передаются на рассмотрение Правительству Российской Федерации. После одобрения Правительством Российской Федерации указанные проекты предоставляются на утверждение Президента Российской Федерации. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации, которые вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования. Этот порядок вступления в силу актов Президента РФ носит исключительный характер. По общему правилу, установленному Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. При этом допускается возможность установления в актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации иного порядка вступления их в силу. В данном случае иной порядок вступления в силу актов Президента РФ установлен не в самих актах, а в федеральном законе, обладающем большей юридической силой по сравнению с ними.

3. В настоящее время действуют шесть основных списков товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю:

1) Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, – утвержденный Указом Президента РФ от 20 августа 2007 г. № 1083;

2) Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 5 мая 2004 г. № 580;

3) Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, – утвержденный Указом Президента РФ от 14 января 2003 г. № 36;

4) Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, – утвержденный Указом Президента РФ от 8 августа 2001 г. № 1005;

5) Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, – утвержденный Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 202;

6) Список товаров и технологий двойного назначения и иных средств, экспорт которых в Ирак в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН контролируется и подлежит уведомлению или запрещен, – утвержденный Указом Президента РФ от 2 сентября 1997 г. № 972.

Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля

Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 настоящего Федерального закона;

разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, или предпринявших попытку совершить такие действия.

1. Методы правового регулирования внешнеэкономической деятельности, используемые для осуществления экспортного контроля, представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере международного обмена такими товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. В обозначенных комментируемой статьей методах осуществления экспортного контроля проявляется его императивность, обусловленная особой важностью регулируемых правоотношений для интересов государства и связанной с этим властной сущностью публичного управления в сфере экспортного контроля. В правовой науке императивный метод рассматривается как метод властных, обязательных для исполнения предписаний, основанный в основном на применении таких юридических средств, как запреты, обязанности и санкции.[4]

Реализация методов осуществления экспортного контроля предполагает возложение на субъектов внешнеэкономической деятельности определенных обязанностей при заключении внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями, установление запретов нарушения предписанного законодательством порядка осуществления экспортного контроля и возможность применения мер государственного принуждения в отношении лиц, нарушивших указанный порядок.

2. Метод идентификации контролируемых товаров и технологий предполагает установление соответствия конкретных сырьевых ресурсов, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, тем товарам и технологиям, которые включены в соответствующие списки (перечни) контролируемых товаров и технологий. Порядок применения этого метода определен ст. 24 комментируемого Закона.

3. Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выражается в необходимости соблюдения определенных ограничений, в частности получения лицензии или разрешения на совершение внешнеэкономической сделки. Лицензии или разрешения выдаются специально уполномоченным органом государственной власти в порядке, предусмотренном ст. 19 и 22 комментируемого Закона.

4. Необходимость таможенного контроля и таможенного оформления контролируемых товаров и технологий связана с закрепленным в ст. 12 Таможенного кодекса Российской Федерации принципом, согласно которому товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ. Согласно ст. 14 Таможенного кодекса, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Таможенное оформление – это совокупность таможенных операций, необходимых для применения к товарам и транспортным средствам таможенных процедур, помещения их под таможенный режим или завершения его действия, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Таможенный контроль представляет собой систему мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

В таможенном законодательстве закрепляется также принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Если товары в соответствии с российским законодательством запрещены к ввозу на таможенную территорию РФ, то они должны быть немедленно вывезены с этой территории. Вывоз вышеуказанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или при неосуществлении немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (ст. 362 ТК РФ), за счет лиц, указанных в ст. 16 Таможенного кодекса. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение вышеуказанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с гл. 41 Таможенного кодекса.

Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации.

Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории, допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или российским законодательством.

Приказом ГТК РФ от 26 декабря 2003 г. № 1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля» утверждена Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее – Инструкция № 1545). В указанной Инструкции определены принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не подтверждены.

Согласно Инструкции № 1545, принадлежность товаров к контролируемым товарам определяется соответствием их технических параметров и описания товарам, указанным в графе «Наименование» в списках (перечнях) контролируемых товаров, утвержденных указами Президента Российской Федерации. При этом в Инструкции обращено внимание на то, что коды ТН ВЭД, приведенные в контрольных списках, носят справочный характер, используются для вспомогательных целей и не являются подтверждением принадлежности декларируемого товара к контролируемым товарам.

Идентификация товаров для целей экспортного контроля, а также получение лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, включенными в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий является обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности.

Особенности проведения документального контроля в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, установлены разделом 2 Инструкции № 1545.

Документальный контроль в соответствии с п. 5 Приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 г. №1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» является одной из форм таможенного контроля. Заключается документальный контроль в проверке документов и сведений. При его проведении уполномоченное должностное лицо таможенных органов проводит анализ сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации и приложенных к ней документах, для выявления у декларируемых товаров признаков контролируемых товаров. При обнаружении таких признаков проверяется наличие одного из следующих документов:

лицензии специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;

разрешения межведомственного координационного органа по экспортному контролю;

заключения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, подтверждающего правомерность осуществления безлицензионного вывоза контролируемых товаров;

заключения организации, получившей в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров, либо специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля о непринадлежности декларируемого товара к объектам экспортного контроля.

Если разрешительный документ отсутствует, то проводится дополнительная проверка в целях принятия решения о необходимости независимой идентификационной экспертизы товара для целей экспортного контроля или решения о выпуске товаров без ее проведения. В ходе проведения дополнительной проверки используются коммерческие документы, техническая документация на товар, информация, поступающая по линии правоохранительных и контролирующих органов.

По результатам проведения дополнительной проверки принимается одно из следующих решений:

о необходимости подтверждения сведений, заявленных о товаре, посредством представления одного из разрешительных документов. Данное решение принимается, если наименование декларируемого товара соответствует общетехническому наименованию товара, включенного в контрольные списки, при соблюдении условий, перечисленных в пункте 18 Инструкции № 1545;

о возможности выпуска товара;

о необходимости представления заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти в области экспортного контроля о возможности осуществления внешнеторговой сделки. Данное решение принимается при наличии в таможенном органе информации о возможном использовании декларируемого товара при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также о возможной причастности конечного пользователя товара или отправителя к нарушениям законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

5. К лицам, нарушившим порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении экспорта контролируемых товаров и технологий, применяются меры ответственности, установленные действующим законодательством. Должностные лица организаций и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридические лица за нарушение законодательства об экспортном контроле несут административную ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также гражданско-правовую ответственность. Кроме того, согласно п. 2 ст. 32 комментируемого Закона, за совершение отдельных нарушений законодательства об экспортном контроле, повлекших за собой причинение существенного ущерба политическим и экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства либо совершенных повторно, организация может быть лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет.