Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». ГЛАВА I. Общие положения (О. Н. Викулова, 2008)

ГЛАВА I

Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм международный – туризм выездной или въездной; туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно;

турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор);

турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент);

заказчик туристского продукта – турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;

формирование туристского продукта – деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта – деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии сданным договором;

экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;

экскурсовод (гид) – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

гид-переводчик – профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

инструктор-проводник – профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

туристская путевка – документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности

В любой деятельности самым актуальным является вопрос дефиниций, позволяющих адекватно толковать предмет, объект, условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности. Именно поэтому первая статья Закона о туризме посвящена основным понятиям в туризме. Нужно отметить, что споры вокруг туристской терминологии ведутся уже давно. Неоднократно вносились поправки, выдвигались различные версии и трактовки ключевых понятий. Особая коллизия связана с двумя терминами «туристский» и «туристический». Всем нам привычно и удобно употреблять в разговорной речи термин «туристический». Такой же термин упоминается в Гражданском кодексе РФ. В то же время туристская терминология регламентирована государственными стандартами РФ – действующие ГОСТ-Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание», ГОСТ-Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования». Официальное и окончательное закрепление определения «туристский» произошло в 1996 г. с принятием Закона о туризме, ст. 22 которого говорит о необходимости привести все иные нормативные правовые акты в соответствие с данным Законом. Нужно также помнить, что только использование «туристской путевки» как бланка строгой бухгалтерской отчетности, утвержденного Минфином России, позволяет туристским фирмам осуществлять расчеты с населением без кассового аппарата. Но, тем не менее, многие люди, в том числе и специалисты в туризме, продолжают использовать термин «туристический». В связи с этим некоторые авторы, в частности М.Б. Биржаков, предлагают внести в Закон статью, в которой бы термины «туристский» и «туристический» приравнивались в значении и влекли бы равные правовые последствия.

Давая общую характеристику первой статье, нужно отметить, что новая редакция Закона содержит более полный и точный перечень терминов, используемых в туризме. Так, в предыдущей редакции содержалось 18 определений, в новой – их стало 23. Появились такие новые термины, как «международный туризм», «заказчик туристского продукта», «формирование, продвижение и реализация туристского продукта», «экскурсант», «экскурсовод (гид)», «гид-переводчик», «инструктор-проводник»; внесены существенные изменения в понятия «туристский продукт», «туристская путевка», «турист»; исключены из текста Закона понятия «тур» и «туристский ваучер».


1. Туризм

Имея длительную историю развития, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. Как сложное социально-экономическое и правовое явление, он недостаточно изучен и трудно поддается количественной оценке.

Существует большое число дефиниций туризма, которые могут быть объединены в две группы. Одни из них носят экономический характер, другие – юридический, выраженный и закрепленный в различных международно-правовых документах.

Среди определений, характеризующих экономическую сторону туристской деятельности, можно выделить следующие взгляды, трактовки и мнения, а именно: туризм – индустрия, развивающаяся в тех районах Земли, которые обладают естественными и искусственными особенностями, привлекающими приезжих гостей (профессор Питер Мерфи);

мощное экономическое средство, которое может быть использовано слаборазвитыми странами для создания притока валюты, необходимой для успешной конкурентной борьбы на международном уровне (профессор Каролин Купер);

наука, искусство и бизнес привлечения людей, путешествующих ради удовольствия или по делам (профессор Джон Уокер);

источник валютных поступлений в страну; третья по счету индустрия в сфере обслуживания, в которой занят каждый 15-й из работающих людей (учебник по туризму)[2];

Но для правового регулирования туристской деятельности необходимо знать прежде всего законодательные формулировки определения туризма. Обратимся в первую очередь к определениям туризма, изложенным в международно-правовых документах и рекомендациях Всемирной туристской организации.

В Гаагской декларации межпарламентской конференции по туризму (10–14 апреля 1989 г.) говорится: «Туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов людей:

а) он включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений;

б) он представляет собой вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившейся в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций;

в) он должен быть заботой каждого. Он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе»[3].

Туризм согласно Манильской декларации по мировому туризму 1980 г. определяется как «деятельность, имеющая в жизни народов важное значение в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и их международных отношений»[4].

В настоящее время наиболее распространенным, получившим легализацию в правовых системах различных стран мира является определение туризма, сформулированное в 1993 г. Статистической комиссией ООН для целей статистики туризма (концепции, определения и классификации для статистики туризма), а также Рекомендациями по статистике туризма Всемирной туристской организации. Согласно данным документам туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего 1 года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями[5].

Среди важнейших признаков, по которым деятельность в сфере путешествий можно причислить к туризму или туристской деятельности, выделяют следующие: 1) временность выезда (отъезда), 2) постоянное место жительство, 3) цели туризма, 4) ограничение туриста в занятии оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

В общем случае рассматриваются признаки выезда или отъезда с постоянного места жительства. По российскому законодательству под постоянным местом жительства понимается место, где человек проживает более 6 месяцев, где у него есть дом, семья, работа, имущество и т. д. Постоянно проживающий в местности или стране человек именуется резидентом, а иностранный временный посетитель – нерезидентом.

Цели путешествия являются одними из главных и определяющих признаков туризма. В любом путешествии или туристской поездке есть главная цель, по которой определяют принадлежность этого путешествия к тому или иному виду туризма. В предыдущей редакции Закона законодатель выделял пять основных целей туризма. В новой редакции откорректированы некоторые цели и появилась новая, шестая – рекреационная.

Называется также религиозная цель. Следует отметить позицию Межрелигиозного совета России по вопросу отношений религии и туризма. Совет считает, что паломничество не является туризмом в силу обрядовости действа, присущей исключительно религиозным организациям. Поэтому из религиозных целей, указанных в Законе, следует исключить религиозное (обрядовое) паломничество, но оставить культурно-религиозные цели посещения храмов, святых мест и т. д.

Наконец, важно отметить, что турист находится в поездке с различными целями, но без права занятия в стране временного пребывания оплачиваемой деятельностью именно из местного финансового источника. Данное дополнение в новой редакции Закона представляется автору весьма значимым, так как в противном случае под категорию туризма подпадал деловой туризм, который является оплачиваемым, но не в месте временного пребывания, а в месте постоянного жительства гражданина.

Интересно, что в правовых системах стран СНГ мы также находим различные определения туризма. Украинское право рассматривает туризм, с одной стороны, как отрасль экономики, с другой – как «временный выезд человека из места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью» (преамбула из ст. 1 Закона Украины «О туризме»)[6]

Статья 2 Закона Республики Молдова «О туризме» устанавливает, что туризм является отраслью национальной экономики с комплексными функциями, включающей имущество и услуги, предоставляемые для потребления лицам, путешествующим за пределами своей обычной среды в течение менее 1 года с иной целью, нежели осуществление оплачиваемой деятельности в посещаемом месте[7].

Из этого можно сделать вывод, что для туризма в соответствии с международными нормами характерны следующие отличительные черты. Во-первых, наличие особого субъекта, совершающего путешествие, именуемого туристом. Во-вторых, турист непременно должен посетить другую местность, отличную от его обычной среды. В-третьих, туризм совершается в свободное время, в целях отдыха, лечения, деловых поездок и других целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью из местного источника финансирования.


2. Туристская деятельность

Туристская деятельность определена предметом ведения Закона и, более того, введена в его название («Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»),

В литературе и практике понятие «туристская деятельность» имеет несколько значений. Под ней понимается, во-первых, деятельность специализированных организаций по предоставлению и организации туристских услуг и товаров, во-вторых, занятие туризмом, отдыхом, экскурсиями, досугом, в-третьих, проявление социальной политики государства, профсоюзов, предприятий в целях реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий[8].

Закон о туризме гласит: «Туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий».

По законодательству Республики Беларусь наряду с туроператорской и турагентской к туристской также относится деятельность общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по организации путешествий[9].

В отличие от Российской Федерации в Республике Казахстан туристская деятельность – это деятельность физических и юридических лиц по предоставлению туристских услуг. Аналогичным образом определяются эти понятия в Украине и Молдове[10].

Мальтийский Закон «О путешествиях и туризме» (1999 г.) для обозначения предпринимательской деятельности в туризме использует синоним понятия «туристская деятельность» – «туристская операция» (tourism operation), под которой понимаются услуги всех субъектов туристской индустрии, имеющих лицензию на соответствующую туроперацию[11].

Попытаемся проанализировать отдельные мнения. Некоторые специалисты понимают туристскую деятельность как деятельность по оказанию туристских услуг. Туристская услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей туриста непосредственно в рамках проходящего тура (например, услуги по размещению, питанию, перевозке и т. д.). «Деятельность по организации путешествий и деятельность по оказанию туристских услуг – понятия разные. Туристская деятельность – это профессиональная деятельность физических и юридических лиц по организации путешествий, в которой туристическая фирма выступает организатором путешествия, но никак не исполнителем услуг, входящих в такое путешествие. Это замечание очень важное, ибо необходимо с самого начала отделить собственно туристскую деятельность как деятельность по организации путешествия от деятельности по оказанию туристских услуг. Под последней чаще всего понимают деятельность предприятий туристской индустрии.

Деятельность по организации путешествий – это деятельность, при которой турист (заказчик) получает с помощью туристической фирмы (исполнителя) права требования на оказание услуг по перевозке, размещению в гостинице (аренда), по питанию и т. д. Таким образом, туристическая фирма не может являться исполнителем этих услуг в рамках туристской деятельности.

Представляется, что оказание туристских услуг не регулируется нормами законодательства о туристской деятельности, так как к ней не относится. Туристская деятельность и туристские услуги схожи только в том, что в обоих случаях речь идет о предпринимательской деятельности, которая регулируется гражданским законодательством. Напомним, согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. «Туристская деятельность, – отмечает E.Л. Писаревский, – подпадает под действие гражданского законодательства, которое регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и соответственно на нее распространяются все общие положения и принципы предпринимательства»[12].

Значит, «туристская деятельность» – это вид предпринимательской деятельности по организации путешествий, т. е. по формированию, продвижению и реализации турпродукта.


3. Виды туризма

Следующие шесть понятий относятся к видам туризма. Закон определяет виды туризма, исходя из различных критериев: соотношения места постоянного проживания туриста и места (цели) путешествия (туризм внутренний, выездной, въездной, международный), источника финансирования (туризм социальный), способа организации путешествия (туризм самодеятельный).

Закон Украины, например, также указывает возможные виды туризма в зависимости от категорий лиц, осуществляющих туристские путешествия, их целей, объектов, которые используются или посещаются, либо иных признаков: 1) детский, 2) молодежный, 3) семейный, 4) для лиц преклонного возраста, 5) для инвалидов, 6) культурно-познавательный, 7) лечебно-оздоровительный, 8) спортивный, 9) религиозный, 10) экологический (зеленый), 11) сельский, 12) подводный, 13) горный, 14) приключенческий, 15) охотничий, 16) автомобильный, 17) самодеятельный и т. п. Особенности осуществления отдельных видов туризма устанавливаются законом.

Закон Молдовы к пяти основным видам вводит дополнения сельского и экологического туризма. Экологический туризм понимается как форма туризма, осуществляемого с целью познания природы и ее сохранения. Сельский туризм – форма туризма, осуществляемого в сельской среде, ориентированного на использование местных туристических ресурсов (природных, культурных и др.) и направленного на ознакомление с местными обычаями и традициями, крестьянским, фермерским хозяйством и проч.

Туризм внутренний

Прежде всего это деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями данной страны на ее территории – внутренними туристами. Для внутреннего туризма должны соблюдаться все основные требования, выдвигаемые для туризма как такового, – т. е. это должен быть временный выезд со своего постоянного места жительства, но в пределах своего государства, резидентом которого ты являешься, в целях туризма – лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных и т. д. – без занятия оплачиваемой деятельностью из местного финансового источника.

Практически во всех странах СНГ и Европы внутренний туризм является приоритетным направлением государственной политики в сфере туризма, ввиду того что данный вид туризма приносит существенный доход в бюджет государств.

Туризм выездной

Туризм въездной

Более общей категорией обладают понятия «прием туристов» и «отправка туристов». Они в одинаковой мере относятся как к внутреннему, так и к международному туризму. Прием туристов характеризует деятельность по обслуживанию туристов, прибывающих в данный регион. Из этой деятельности вытекают загрузка перевозчиков, гостиниц, ресторанов и всей инфраструктуры туризма, приток денежной массы, а в случае международного туризма – валюты. Прием туристов вызывает интенсивное создание рабочих мест, способствует развитию экономики за счет эксплуатации местных туристских ресурсов.

Отправка туристов – также важная категория. Такая деятельность всегда сопровождается вывозом денежной массы в другие регионы и страны, и именно поэтому государства стремятся развивать внутренний туризм, часто вводя жесткие экономические барьеры на пути выездного туризма. Но не следует забывать, что выездной туризм дает местной казне достаточно солидные налоги, которые платят местные туроператоры и турагенты.

В развитых странах, где туризм развивается гармонично, присутствует баланс въездного и выездного туризма.

Туризм международный

Данный термин был впервые введен новой редакцией Закона, что является определенным достижением в развитии правового регулирования туризма. Теперь появились, во-первых, термин, который объединяет въездной и выездной туризм, связанный с пересечением туристами межгосударственных границ, а во-вторых, легальное поле для применения норм международного частного права.

Интересно наблюдение И.А. Чеботаревой, отмечающей, что нельзя ограничивать понятие «международный туризм» посещением только территории другого государства, так как возможны туристские посещения территорий общего пользования – космос, Антарктика[13]. Действительно, последние события в сфере турбизнеса тому подтверждение – уже совершены первые туристские путешествия в космос.

Поэтому было бы более точно в соответствии с реалиями сегодняшнего дня и развивающимися технологиями дополнить понятие «международный туризм», под которым следует понимать въездной и выездной туризм, связанный не только с посещением других государств, но и международных дестинаций общего пользования.

Туризм социальный

Это экономическая категория, разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку при использовании их конституционного права на отдых. Другими словами, социальный туризм – это любой вид туризма, расходы туриста на который полностью или частично оплачиваются (финансируются) из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды. В большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Закон России дает социальному туризму третью категорию приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма.

Закон Белоруссии в ст. 4 указывает на принципы государственной политики в части предоставления льгот туристам, а именно создания льготных условий для занятия туризмом детей и молодежи, а также развития социального, экологического и самодеятельного туризма. Социальный туризм определяется как путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Раньше закон России отграничивал все иные источники финансирования социального туризма, кроме государственных, предназначенных на социальные нужды. Однако в 2004 г. было поручение Президента и Правительства РФ о расширении этого (последнего) критерия за счет средств работодателей. Участниками социального туризма (туристами) могут быть любые категории населения, определенные законом.

Уровень социального туризма и доля его в общем объеме туристских услуг, потребляемых населением, адекватно отражают социальные достижения данного общества. В СССР на долю социального туризма приходилось более 80 % объема всего национального туристского потока. В постперестроечный период часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, ведомственные туристские базы, детские лагеря) вновь возвратилась к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей. В настоящее время действует Российская ассоциация социального туризма – РАСТ.

Нормативно в России социальный туризм пока не определен, проект закона о социальном туризме вызывает много споров и пока не принят.

Туризм самодеятельный

Обычно к самодеятельному туризму относят виды туризма с активными формами передвижения. Именно такая формулировка была предусмотрена в прежней редакции Закона РФ: «Туризм самодеятельный понимается как путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно». Аналогичное толкование понятия дается в законах Азербайджана, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана, Белоруссии: самодеятельный туризм – путешествия, организуемые туристами самостоятельно с использованием активных способов перемещения.

Таким образом, давая два критерия определения самодеятельного туризма – самостоятельная организация путешествия и использование активных способов перемещения, – законодатель непроизвольно исключал из этого вида туризма путешествия, которые хотя и организованы самостоятельно, но не предусматривают какие-то активные экстремальные способы перемещения. Почему гражданин, самостоятельно прибывший на побережье Черного моря (другой курорт, дачную местность в ином регионе и т. д.), не осуществляющий при этом в дестинации посещения интенсивных (активных) перемещений пешком или на велосипеде, не причисляется к категории туриста? В связи с этим в новой редакции Закона определение самодеятельного туризма претерпело изменения, и теперь критерий активного перемещения исключен из определения.

Давая общую характеристику самодеятельного туризма, можно отметить, что этот вид туризма основывается на деятельности индивидуумов, малых туристских групп, добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые на добровольной основе участвуют в организации и осуществлении туризма, издают собственные нормативные акты, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую периодическую литературу.


4. Турист

Одно из первых определений туриста принадлежало Комитету экспертов по вопросам статистики Лиги Наций (1937 г.). Оно получило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторыми поправками. Проблема дефиниции туриста обсуждалась на совещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин 1950 г., Лондон 1957 г.), на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим 1963 г.), конгрессе ЮНВТО (Манила 1986 г.), Межпарламентской конференции по туризму (Гаага 1989 г.).

Все категории (типы) физических лиц (путешественников), занимающихся туризмом, определяются как посетители. В этой связи термин «посетитель» представляет собой основу всей статистики туризма. Под «посетителем» понимается «любое лицо, которое путешествует в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев; и главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте».

Под туристами (ночующими посетителями) понимаются «посетители, которые осуществляют по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемой стране (месте временного пребывания)».

Существуют три основополагающих критерия, которые представляются достаточными для того, чтобы отличать посетителей от прочих путешественников:

1. По международным нормам поездка должна осуществляться в место, находящееся за пределами обычной среды, что исключает регулярные поездки между местом работы или учебы и местом, в котором турист постоянно проживает. В российском законодательстве, к сожалению, данный критерий не учтен в определении туриста и лишь опосредованно упоминается в определении туризма.

Понятие «обычное место жительства» – один из ключевых критериев для установления, является ли прибывающее в какую-либо страну (место) лицо посетителем (туристом) или «прочим путешественником»; и если это лицо – посетитель, то является ли оно жителем данной или другой страны.

Основополагающим принципом при классификации международных посетителей в зависимости от места происхождения является страна места жительства, а не их гражданство.

С точки зрения международного туризма лицо считается жителем какой-либо страны, если оно прожило в данной стране:

12 месяцев и более;

менее продолжительный срок и намерено возвратиться в эту страну в ближайшие 12 месяцев для проживания.

Исключение – дипломаты, консульские военнослужащие, а также их иждивенцы и домашняя прислуга, которая служит за границей, проживая при этом в соответствующей стране в отдельном районе для иностранцев. Лицо не считается посетителем, если путешествует из своей страны постоянного места жительства к месту службы, и наоборот. Такой подход также согласуется с рекомендациями ООН по международной миграции.

Гражданство путешественника определяется по стране, выдавшей паспорт (или иной документ, удостоверяющий его личность), даже если оно обычно проживает в другой стране. Гражданство указывается в паспорте соответствующего лица (или в ином документе, удостоверяющем личность), в то время как страну обычного места жительства необходимо определять путем опроса. Тем не менее путешественник считается международным посетителем в соответствии с его местом жительства, а не его гражданством.

В статье 20 Гражданского кодекса РФ под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

2. В соответствии с международным законодательством пребывание в посещаемом месте должно длиться менее 12 месяцев подряд, так как в противном случае посетитель становится (условно) местным жителем, включается в жизнь данного общества, становится гражданином, получает вид на жительство, тем самым выбывая из категории туристов. С другой стороны, период посещения дестинации не должен быть меньше 24 часов. Турист естественно пребывает в месте временного посещения более 24 часов в связи с физиологией человека, требующей время для сна. Поэтому турист должен купить размещение (ночевку).

По российскому же законодательству срок пребывания туриста в стране временного пребывания не должен превышать 6 месяцев. Данный временной предел прежде всего связан с нормами других отраслей российского права. Так, согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» под резидентом понимается гражданин, проживающий на данной территории более 180 дней (6 месяцев). А по международному законодательству лицо считается жителем данной страны, если прожило в ней 12 месяцев и более. Таким образом, мы наблюдаем явное противоречие норм внутреннего законодательства международным стандартам и нормам, что недопустимо в силу ст. 15 Конституции РФ.

3. Главной целью поездки не должно быть занятие деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте, что исключает миграционные передвижения с целью работы.

Именно поэтому не могут считаться туристами лица, прибывающие собирать клюкву в Норвегию или Швецию или работающие аниматорами в отелях и гостиницах. Но это положение не ограничивает возможности туристов получать деньги из других, не относящихся по экономическим и иным показателям мест. Это очень важный фактор, согласно которому к категории туристов причисляются все командировочные и деловые люди. Им платят деньги из источника в другой местности, а тратят они их в месте посещения.


5. Туристские ресурсы

Туристские ресурсы – основа туристской деятельности и туризма. Они подлежат охране и рациональному использованию. Лица, допустившие повреждения, нанесение невосполнимого ущерба либо уничтожение конкретной части туристских ресурсов, несут ответственность в соответствии с административным, гражданским или уголовным законодательством РФ. Нанесенный ущерб в той части, что поддается восполнению, возмещается за счет лиц и организаций, своим действием или бездействием допустивших данный ущерб. Туристские ресурсы во всех национальных законах рассматриваются как национальное достояние, основа туристского предложения и источник туристского продукта. Учет туристских ресурсов ведется в реестрах (а также кадастрах).


6. Туристская индустрия

Туристская деятельность в общем случае единообразно определяется как деятельность туристов, организаторов туризма и государства. Однако собственно туристские услуги оказываются совершенно другой категорией исполнителей – не организаторами туризма (в большей части посредниками), а именно непосредственными исполнителями – перевозчиками, средствами размещения, питания, системой предприятий аттракций и проч. Причисление этих хозяйствующих субъектов к сфере туризма – ключевой вопрос, особенно в части преференций, льгот и иных приоритетов. Однако вопрос упирается в существо деятельности. Все эти предприятия оказывают услуги всему населению, а не только туристам. Выделение доли услуг, предоставляемых именно туристам, является критерием степени участия предприятия в туристской деятельности и достаточно сложно на практике, в том числе в вопросе предоставления льгот. Кроме того, в теории туристских услуг выделяются типичные и нетипичные туристские услуги. Это явно проявляется при введении туристских зон (туристско-рекреационных и свободных экономических зон) в туристских центрах и наделении предприятий льготами в определении налогооблагаемой базы. Имеют место проблемы стандартизации и классификации предприятий индустрии туризма, опосредованно присутствующие в тексте законов.

Закон о туризме выделяет широкую категорию понятия «индустрия туризма», но не развивает ее в последующих положениях, т. е. детально регулирует только деятельность туроператоров и турагентов, опуская проблемы регулирования собственно туристских услуг. Формально в понятии приводится недостаточно точное указание исполнителя услуг. Так, если гостиница и средство размещения – это предприятие системы гостеприимства, то средство транспорта прямо не транслируется на предприятие, а может пониматься как материальное движущееся средство перевозки – автобус, самолет, судно и т. д., что не является характеристикой и достаточным определением перевозчика.


7. Туристский продукт

В Директиве Совета Европейского экономического сообщества от 13 июня 1990 г. № 90/314/ЕЕС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» под турпродуктом (туром, услугами, включающими все) понимается предварительно намеченное сочетание не менее двух нижеперечисленных элементов, предлагаемых для продажи по глобальной цене, если период оказания услуг превышает 24 часа или включает ночь:

транспортные услуги;

услуги проживания;

другие услуги в секторе туризма, не относящиеся к транспорту или к проживанию, составляющие значительную часть «услуг, включающих все»[14].

Данное определение одновременно учитывает специфику понятий «туризм», «турист», закрепленных в международных актах.

Тем не менее во многих странах определение объекта туристской деятельности не соответствует Директиве, что создает проблему разного толкования понятий. В прежней редакции Закона о туризме туристский продукт понимался как право на тур, предназначенное для реализации туристу. Тур – это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гида-переводчика и другие, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Отсюда можно было сделать вывод, что турпродукт – это право на туристские услуги. Это определение не поддавалось никакой логике и не соответствовало ни одному из известных ранее.

Конечно же, турпродукт не может быть лишь правом на тур, это малая часть отношений из сложного пакета составляющих. Под туристским продуктом следует понимать упорядоченную целенаправленную совокупность туристских услуг, работ и товаров, состоящую как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг. Турпродукт имеет время действия услуг свыше 24 часов и включает ночевку (размещение) и услуги перемещения (перевозки). Туристский продукт (турпакет) предлагается по общей цене, включающей все оказанные услуги и все расходы, а потребительские свойства его соответствуют условиям договора. Туристская услуга – совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающих целям туризма. В состав туристских услуг входят: бронирование услуг, включая перевозку и размещение, оформление разрешительных документов, перевозки, встречи, трансфер, размещение, питание, экскурсии, аттракции, медицинское сопровождение, страховка услуги гидов-переводчиков и др. К категории работ относятся любые виды работ предприятий туристской индустрии и смежных отраслей: банковской, финансовой сферы, системы связи, проката автомашин, система охраны и др. Туристские товары – материальные предметы потребления, сувенирная и иная товарная продукция, прямо или опосредованно необходимая туристу в процессе потребления туристских услуг.

Таким образом, взаимосвязь этих трех составляющих турпродукта – туристских услуг, работ и товаров – зависит от цели туризма и уровня подготовленности и состоятельности организаторов. Туристский продукт является основой тура.

Туристский продукт отличается от туристской услуги тем, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг[15].

Скорее всего авторы концепции определения турпродукта, изложенной в прежней редакции Закона, исходили из положений, что ни туроператор, ни турагент не производят непосредственно туристских услуг, а являются некими посредниками между туристами и фактическими исполнителями услуг. Но тогда из участников туристской деятельности автоматически исключаются представители перевозчиков, индустрии гостеприимства, питания и т. д. Кроме того, из законоположения продажи «права на тур» не истекает обязанности и ответственности продавца за его исполнение.

Некоторые ученые, в частности М.Б. Биржаков, предлагают разграничивать два смысла такого понятия, как «турпродукт», – экономический и юридический. Так, данная концепция нашла отражение в Модельном законе для государств – участников СНГ «О туристской деятельности». Под экономической природой туристского продукта понимается упорядоченный и взаимоувязанный комплекс туристских услуг, работ, товаров. Тогда туристский продукт можно классифицировать на региональный, национальный и местный. Под юридической природой туристского продукта понимается право туриста на получение в будущем отдельных или комплексных туристских услуг.

Тем не менее новая редакция понятия «туристский продукт», представляется, более убедительна и главное – соответствует международному законодательству.

8. Туроператорская деятельность

9. ТУрагентская деятельность

Контрагентами туристов при заключении договоров на туристское обслуживание являются туроператоры и турагенты, а также иные организации и индивидуальные предприниматели, организующие путешествия.

Согласно Директиве ЕЭС от 1990 г. «организаторами» признаются лица, которые регулярно организуют туры и продают их или предлагают для продажи непосредственно сами или через продавца. А под «продавцом» понимается лицо, которое продает или предлагает для продажи туры, предложенные организаторами.

Известно, что правопорядки различных государств не всегда придерживаются строгого разграничения на организаторов путешествий (туроператоров) и продавцов (турагентов). В частности, Закон Мальты от 1 сентября 1999 г. «О путешествиях и туризме» разделяет туристские фирмы на три категории: агент путешествий (travel agent), агент по въездному туризму (incoming tourism agent) и компания по управлению дестинацией (destination management company). Первая специализируется на организации всех видов услуг по выездному туризму, вторая – по въездному, третья организует и предоставляет услуги в области развлекательного, делового (конгрессного) туризма, а также осуществляет организацию высокоспециализированных и высокомотивационных программ (high level motivational and specialized programmes).

Австрийское право под организатором путешествия понимает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, разрабатывающее комплексные путешествия и предлагающее их для продажи непосредственно или через посредника (турагента). Под посредником понимается лицо, принимающее заказы на предложенные организатором комплексные путешествия (австрийский акт «О гарантиях бюро путешествий»)[16].

Субъектами туристской деятельности по российскому праву являются туроператоры и турагенты, а также иные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу прав на клубный отдых (таймшер). Турагенты отличаются от туроператоров тем, что первые не формируют туристские продукты (турпродукты), а занимаются лишь их продвижением и реализацией.

Как правило, туристские организации не являются собственниками или арендаторами материальных средств (гостиниц, транспортных средств и т. п.) и не оказывают услуг их потребителям непосредственно, а формируют и реализуют потребителям пакет прав на предоставление заказанных услуг: на проезд до места отдыха и обратно, на проживание в гостинице, экскурсионное, медицинское (при наличии соответствующего страхового полиса) и другие виды обслуживания.

Туроператор, таким образом, формирует турпродукты в виде пакета неимущественных и имущественных прав на предоставление потребителям заказанных туруслуг и реализацию турпродуктов потребителям. При этом туроператор фактически является посредником между потребителями туристских услуг и третьими лицами, непосредственно оказывающими потребителям заказанные услуги, и несет перед потребителями по своим обязательствам ответственность, установленную Законом РФ «О защите прав потребителей», Законом о туризме, а также условиями договоров между туроператором и потребителями. В соответствии с изменениями в Законе о туризме туроператорской деятельностью могут заниматься только юридические лица, в то время как в предыдущей редакции такая возможность была предоставлена и индивидуальным предпринимателям.

Существуют четыре основных типа туроператоров, которые определяются их положением на туристском рынке.

Оператор массового рынка — наиболее известный тип операторов. Они продают турпакеты в хорошо известные туристские центры и курорты.

Туроператоры, специализирующиеся на определенном сегменте рынка.

Туроператоры внутреннего рынка продают турпакеты внутри страны проживания.

Туроператоры внешнего рынка создают пакеты и продают их в разные страны, особенно в те, из которых приезжает большое количество туристов[17].

«Томас Кук и сыновья» – старейший туроператор мира, разработавший и внедривший на рынок в 1841 г. первый прототип пэкидж-тура – групповой тур на отдых, включавший 20-мильную поездку по железной дороге, чай, булочки, духовой оркестр.

Турагенты приобретают турпродукты у туроператоров и реализуют их потребителям от своего имени, а также по договорным поручениям, комиссии или по агентским договорам. Турагент обязан выполнить данные ему туроператором поручения и указания, а также вправе отступить от них, если по обстоятельствам дела это в интересах туроператора. Агенты могут быть генеральными, которым даны полномочия вести дела принципала либо действовать в его интересах, занимаясь своей обычной профессиональной деятельностью. Субагенты – по субагентскому договору с агентом реализуют услуги, созданные генеральными и туристскими агентами[18].


10. Заказчик туристского продукта

Это новое определение, появившееся впервые в новой редакции Закона о туризме, выдвигает на рынок туристских услуг еще одного субъекта – заказчика. Действительно, зачастую покупателем туристской путевки является не сам турист, отправляющийся в путешествие, а некий посредник между туристской организацией и туристом. Так, учительница может выступать заказчиком туристской путевки в Ярославль или город-герой Брест для целого класса учащихся (непосредственных туристов). Отсутствие легального определения данной категории лиц до введения в силу новой редакции Закона оставляло заказчиков тур продукта вне правового поля.


11. Формирование туристского продукта

Данный термин является новым в Законе о туризме. Ранее законодатель раскрывал только понятие «продвижение тур продукта», опуская еще две важные составляющие туристской деятельности – его формирование и реализацию.

Формирование туристского продукта – это прежде всего отличительная функция туроператорской деятельности – только туроператоры могут заключать и исполнять договоры с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт. Но здесь стоит обратить внимание, что законодатель не учел один очень важный момент – туроператор не только может заключать договоры с третьими лицами, но и самостоятельно от собственного имени исполнять некоторые услуги, входящие в турпродукт, заказываемый и потребляемый туристом.


12. Продвижение туристского продукта

В европейском праве такого понятия нет. Опосредованно используется понятие promotion или promotion media применительно к рекламной практике (в туризме).

Закон Азербайджана в ст. 1 использует сходное понятие – «приведение в действие туристической продукции» – комплекс мероприятий (реклама, специализированные выставки, участие в ярмарках, организация туристско-информационных центров по продаже туристической продукции, издание каталогов, буклетов и др.), направленных на продажу туристической продукции.

Закон Грузии прямо не приемлет понятия «продвижение», но опосредованно в ст. 10 дает определение назначения государственных средств, выделяемых на развитие туризма и курортов. Средства в целях разработки государственной концепции развития в Грузии туризма и курортов, рекламы, пропаганды исторического и культурного наследия страны и научного обеспечения туристского и курортного потенциала, разработки инвестиционных проектов туристских и курортных объектов, вступления в международные организации и сотрудничества с ними могут быть выделены из государственного бюджета.

Закон РФ о туризме под продвижением туристского продукта прежде всего понимает комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта. Такие меры, как рекламная деятельность, регулируются Федеральным законом РФ «О рекламе».


13. Реализация туристского продукта

Впервые в новой редакции Закона о туризме дается достаточно полное толкование термина «реализация туристского продукта».

Неоднократно многими авторами отмечался дуализм толкования слова «реализация», имеющего иностранное происхождение. С одной стороны, реализация означает продажу. Деятельность турагентов и туроператоров прежде всего направлена на достижение главной цели – продажи туристского продукта конечному потребителю. С другой стороны, реализация означает исполнение. Вот здесь зачастую вставал вопрос, а являются ли туроператоры и турагенты исполнителями по договорам на туристское обслуживание и можно ли в полной мере сказать, что они реализуют турпродукт? Ведь, как мы выяснили чуть ранее, туроператоры, а особенно турагенты выполняют роль посредников между исполнителями туристских услуг и потребителями. Определение, данное в новой редакции Закона, как раз и дает объяснение данной коллизии, закрепляя под термином «реализация туристского продукта» деятельность по заключению договоров с туристами и заказчиками, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию (т. е. исполнению) туристу услуг.


14. Экскурсант

Данное понятие, как и ряд других, впервые введено новой редакцией Закона. Выделение данной дефиниции связано с необходимостью разграничения экскурсантов и туристов. В качестве основного критерия разграничения выступает период пребывания в стране (дестинации). Экскурсант, в отличие от туриста, посещает страну временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки. Таким образом, согласно рекомендациям ЮНВТО экскурсанты не учитываются в статистике туризма. Это продиктовано требованиями экономики – местная администрация туристского региона заинтересована в том, чтобы к ним приехали именно иногородние, иностранные туристы, которые заказывают размещение в гостиницах, отелях, питаются в местных ресторанах, кафе, эксплуатируют туристские ресурсы – а значит, тратят деньги и приносят прибыль региону. Пассажиры же яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов, как правило, не покупают размещение в гостиницах (даже если они остаются в дестинации свыше 24 часов, они остаются на ночевку на яхтах, круизных судах или в поездах), а значит, не могут относиться к категории туристов, поэтому подпадают под категорию экскурсантов.

Но, с другой стороны, определение «экскурсанта», данное в Законе, находится в коллизии с профессиональным определением с позиций теории экскурсоведения, где экскурсант – это любой посетитель дестинации независимо от целей пребывания или местный житель, участвующий в экскурсии.


15. Экскурсовод

16. Гид-переводчик

17. Инструктор-проводник

С появлением термина «экскурсант» возникла необходимость в закреплении терминов для профессионально подготовленных лиц, непосредственно оказывающих экскурсантам и туристам экскурсионные услуги, – экскурсовод (гид), гид-переводчик и инструктор-проводник.

Формально по Закону о туризме туристско-экскурсионные и экскурсионные услуги не лицензируются. Однако по традиции экскурсионные отделы в музеях не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, а предприятия, занимающиеся экскурсионным бизнесом, обычно сочетают экскурсионное дело с турагентской или туроператорской деятельностью, в состав туристских услуг которых по определению ГОСТ «Туристские услуги. Общие требования» входит туристско-экскурсионное обслуживание. По подзаконным и местным ведомственным актам требуется лицензия для гидов-переводчиков. Это требование является важным для аккредитации гидов при крупных туристских объектах, музеях и т. д.


18. Туристская путевка

Ранее в туристском законе России в ст. 1 существовали два понятия: «туристская путевка» (первичный документ строгой отчетности, формуляр, утверждаемый Минфином России) и «туристский ваучер». Эти два документа-формуляра дублировали друг друга, форма ваучера была свободной и использовалась в отношениях с иностранными партнерами (которые, как правило, не признают туристскую путевку как таковую). На практике сложилось исключительно внутреннее использование туристской путевки в системе бухгалтерского делопроизводства и отчетности.

В новой редакции Закона лишняя и ненужная форма туристского ваучера упразднена и оставлена лишь форма туристской путевки как документа, содержащего условия путешествия, подтверждающего оплату и являющегося бланком строгой отчетности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

С начала 90-х гг. Российская Федерация приступила к формированию национального туристского рынка, который в настоящий момент активно становится частью международного. В связи с этим одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма становится разработка современного, всеобъемлющего законодательства с учетом норм международного права и законодательств наших ближайших соседей – стран СНГ и Европы.

Высказывается мнение, что с принятием Закона о туризме в 1996 г. образовалась самостоятельная отрасль – законодательство о туристской деятельности[19]. Здесь следует обратить внимание на различие понятий «отрасль законодательства» и «отрасль права». В теории государства и права соотношение системы права и системы законодательства – одна из трудных научных и практических проблем. В нашем случае под отраслью законодательства следует понимать упорядоченное множество нормативных актов, обусловленное потребностями социального управления, жизнедеятельности общества[20]. Под предметом законодательного регулирования понимают процессы, явления и отношения, отличающиеся: а) высокой социальной значимостью их для общества, государства и гражданина; б) стабильностью;

в) первично-нормативным регулированием; г) предопределенностью конституцией; д) правомочностью субъекта законодательной деятельности (Ю.А. Тихомиров). Туристская деятельность удовлетворяет всем перечисленным требованиям с небольшими оговорками. А вот говорить о туристском праве как отрасли права, отличающейся единством предмета и метода правового регулирования, не представляется возможным.

К сожалению, на сегодняшний день нет единой системы законодательства о туризме. Отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере туристской деятельности, содержатся в разных нормативных правовых актах различных отраслей права. Отсутствие системности зачастую приводит к несогласованности, противоречиям требований в документах, к дублированию отдельных положений, их неопределенности.

Все многообразие нормативных правовых актов в сфере туризма автор комментария попытался представить в Сводной таблице туристского законодательства в Российской Федерации (приложение 1).

Актуальность проблемы создания современного и всеобъемлющего законодательства в соответствии с международными нормами не раз подчеркивалась на научно-практических конференциях и была отражена в Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г., в Соглашении о сотрудничестве в области туризма, заключенном в рамках СНГ 23 декабря 1993 г.

Одним из требований предмета законодательного регулирования является предопределенность явлений, процессов и отношений Конституцией РФ как Основным законом государства, обладающим высшей юридической силой. Текст Конституции Российской Федерации не содержит слова «туризм». Однако нельзя сказать, что она не касается этих вопросов.

Конституция РФ формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства в области туризма[21]. Его развитие было бы невозможно без создания для граждан определенных социальных гарантий: сокращения рабочего времени и установления в законодательстве ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 37). В то же время право на отдых посредством занятия туризмом не может быть реализовано без конституционных положений о свободе передвижения (ст. 27): каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также свободно выезжать за пределы Российской Федерации, в том числе беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Вместе с тем право на туризм вытекает также из иных конституционных норм. При совершении туристской поездки граждане могут реализовывать свое право на охрану здоровья (ст. 41), на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям (ст. 44). Неотъемлемым условием туризма являются качество окружающей среды, а также достоверная информация о ее состоянии (ст. 42). Право на туризм не может быть обеспечено без гарантий. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61).

Туризм характеризуется значительным количеством субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, тем самым удовлетворяющих разнообразные и все возрастающие потребности туристов в путешествиях и отдыхе. Без таких организаций и предпринимателей невозможно представить современный туристский рынок. Свободная экономическая деятельность данных субъектов обеспечивается ст. 8 и 34 Конституции РФ о праве на предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Таким образом, феномен туризма в правовой сфере состоит в том, что он регулируется практически всеми основными отраслями законодательства. Специфика правового регулирования отношений в сфере туризма заключается в том, что норма права, регулирующая эти отношения, действует не непосредственно, а через нормы иных отраслей права (например: конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного и т. д.).

Именно поэтому следующим нормативно-правовым актом, составляющим законодательную основу туризма, стал Гражданский кодекс РФ, часть первая которого введена в действие с 1 января 1995 г., а часть вторая – с 1 марта 1996 г. Данный Кодекс определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте, регламентирует систему туристского предпринимательства, правоприменительных и договорных отношений в сфере туризма[22].

Гражданский кодекс РФ дал толчок для обновления и развития законодательства России, в том числе и в области туристской деятельности. Становилось очевидным, что туризм не может осуществляться вне правовых норм. Слабое правовое обеспечение туристской экономики порождало нецивилизованное развитие туристского рынка. Поэтому главной проблемой в российском туризме стала необходимость принятия федерального закона о туризме, проекты которого начали активно разрабатываться уже в начале 1990-х гг. Однако формирование правовой базы началось не с закона.

24 апреля 1994 г. был принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». Впервые было заявлено: «Признать одной из приоритетных задач государства – поддержку развития туризма в Российской Федерации».

Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. В Концепции дан анализ состояния сферы туризма, намечен ряд мер по активизации государственной политики, по созданию нормативно-правовой базы, соответствующей мировой практике, а также правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной, конкурентоспособной индустрии туризма.

С учетом названной Концепции была разработана и 26 февраля 1996 г. утверждена постановлением Правительства РФ Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», которая положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития туристской отрасли в стране.

Программа определила сроки и этапы ее реализации. Первый этап (1995–1998 гг.) – формирование нормативно-правовой базы развития туризма, решение организационных вопросов, реклама и информация о туристском продукте, кадровое и научное обеспечение туризма. Второй этап (1998–2005 гг.) – завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению российского туристского продукта на мировом рынке[23].

В дальнейшем на основе этих актов 11 июля 2002 г. Распоряжением Правительства РФ была одобрена Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.

При реализации первого этапа Федеральной целевой программы был принят ряд важных нормативных правовых актов. Среди них основополагающую роль играет Закон о туризме 1996 г. Возвращаясь к истории создания этого Закона, следует отметить, что первый проект должен был рассматриваться 12 декабря 1993 г. Верховным Советом РФ. В его подготовке участвовали многие видные специалисты. Но законопроект рассмотрен не был в силу драматических событий 3 октября. В новом составе Государственной Думы 1995 г. был создан Комитет по туризму и спорту, который возглавил депутат А.И. Соколов. Из представителей туристской общественности была сформирована группа из 10 экспертов от туристской отрасли, которые и подготовили проект ныне действующего Закона, который стал крупной вехой в работе по развитию туристского законодательства в России[24].

С момента принятия Закона изменились экономические условия, сформировались новые правовые принципы и положения, возникла необходимость принятия усовершенствованного закона. Несколько раз были предприняты попытки внесения поправок в Закон. Последние из них были приняты в 2007 г. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о туристской деятельности в Российской Федерации».

В Законе о туризме понятие «законодательство» используется в широком смысле, т. е. оно включает как федеральные законы, так и иные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Закон о туризме рассматривает законодательство о туристской деятельности как сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Отсутствие понятия «туризм» в ст. 71 и 72 Конституции РФ толкуется некоторыми специалистами как отнесение полномочий по регулированию туризма к предмету исключительного ведения субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ).

Вместе с тем такой подход является упрощенным. В частности, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФЗ «О Правительстве Российской Федерации», как уже указывалось, относит туризм к социальной сфере, т. е. предмету совместного ведения Центра и регионов (подп. «е» ст. 72)[25].

В то же время в законодательство РФ о туристской деятельности не включен Гражданский кодекс РФ. В отличие от российского закона Гражданский кодекс Казахстана, например, является составной частью законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности (ст. 2). И это абсолютно правильно. Ведь помимо посещений памятников истории и культуры, туристских поездок туризм – это «торговля услугами», которая включает не только туробслуживание граждан-потребителей, но и связи турфирм между собой и с поставщиками услуг. Данные отношения опосредуются гражданско-правовыми договорами, а поскольку гражданское законодательство (в любом его значении) в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и ст. 3 ГК РФ есть сфера исключительного ведения Российской Федерации, регулирование «торговли туруслугами» законами субъектов недопустимо[26].

Поскольку турист является потребителем определенных услуг, его права, естественно, должны охраняться законодательством о защите прав потребителей. От наиболее существенных нарушений потребителей (в том числе и потребителей туристских услуг) защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе РФ содержится специальная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Таким образом, правоотношения между заказчиком и исполнителем туристских услуг регулируются также нормами Закона РФ «О защите прав потребителей», который состоит из преамбулы, где даются определения основных понятий, используемых в данном Законе, а также из четырех глав. Отношения, вытекающие из договора об оказании туристских услуг, регулируются гл. I «Общие положения» и гл. III «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)». Вопросов о механизмах защиты прав потребителей туристских услуг непосредственно касается также гл. IV «Государственная и общественная защита прав потребителей».

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей»: если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан передать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям (ст. 4);

защита прав потребителей осуществляется судом. Порядок рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей установлен в Гражданском процессуальном кодексе РФ (п. 1 ст. 17).

В соответствии с п. 4 ст. 3 ГК РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ, иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и о защите прав потребителей. В частности, в соответствии со ст. 38 Закона РФ «О защите прав потребителей» Правительство РФ вправе утверждать правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

В настоящее время действуют три нормативных правовых акта, имеющих отношение к туризму: Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025); Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490); Правила оказания услуг общественного питания (постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036). Правила предоставления гостиничных услуг и услуг общественного питания применяются при оказании соответствующих услуг на территории Российской Федерации как в составе туристских услуг, так и самостоятельно.

Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации распространяются на отношения, вытекающие из двух видов договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ: договора бытового подряда и договора возмездного оказания услуг. Таким образом, в соответствии со ст. 779 ГК РФ названные Правила бытового обслуживания населения распространяются на оказание туристских услуг.

Поскольку законодательные акты изменяются и дополняются не слишком часто и, кроме того, в принципе не могут урегулировать все возможные ситуации, возникающие на практике, некоторые государственные органы в Российской Федерации наделены правом давать официальные разъяснения по соответствующим вопросам, толковать нормы, вызывающие споры.

Согласно п. 2 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. На основании и во исполнение данной нормы Государственный антимонопольный комитет (ГАК РФ) приказом от 20 мая 1998 г. утвердил разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В названных разъяснениях ГАК РФ расшифровываются многие важные термины, содержащиеся в законодательстве, регулирующем защиту прав потребителей, даются комментарии в связи с несоответствием некоторых нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, Гражданскому кодексу РФ, фиксируется официальная позиция по вопросам исполнения сторонами договора своих обязательств и наступления ответственности за их нарушение.

Давать руководящие разъяснения для судебных органов имеет право Верховный Суд РФ. Большое значение для практики рассмотрения судами дел по вопросам защиты прав потребителей имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». В нем даются разъяснения по поводу сферы применения Закона РФ «О защите прав потребителей», соотношения его отдельных норм с нормами ГК РФ и других законодательных актов, раскрывается смысл некоторых положений данного Закона. При рассмотрении споров о компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителей, суд должен руководствоваться также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда».