Глава 1
Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее – обязательное страхование).
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие вследствие:
1) причинения вреда за пределами территории Российской Федерации;
2) использования атомной энергии;
3) причинения вреда природной среде.
Технологический уровень развития промышленности и экономики выдвигает на первое место проблемы обеспечения безопасности производственных объектов, преодоление их негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, существенным отрицательным эффектом обладают аварии, количество которых неуклонно возрастает. Результатом таких техногенных катастроф является не только значительный ущерб экологической обстановке, экономике страны, но и имущественные потери у населения, организаций и предприятий.
Масштаб возможного ущерба и производственно-технологической инфраструктуры можно оценить, обратившись к статистике деятельности опасных объектов, а также последствий угроз, которые исходят от их эксплуатации.
Сегодня в Российской Федерации действуют 45 тыс. опасных объектов различного типа и различной формы собственности.
Из них только в промышленности – более 8 тыс. взрывоопасных и пожароопасных объектов. В России эксплуатируется около 150 тыс. км магистральных газопроводов, 62 тыс. км нефтепроводов и 25 тыс. км продуктопроводов. Общая протяженность трубопроводов составляет более 220 тыс. км. Кроме того, на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Имеется около 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд куб. м. На предприятиях топливно-энергетического комплекса в эксплуатации находятся 350 комплексов гидротехнических сооружений, в том числе более 100 гидроэлектростанций, создающих и обслуживающих наиболее крупные водохранилища России. В Минтрансе России общее количество гидротехнических сооружений, используемых для обеспечения судоходства, составляет более 700. В Минсельхозе России эксплуатируется более 200 гидротехнических сооружений преимущественно I и II классов, создающих при авариях чрезвычайные ситуации.
Кроме того, для оценки существующей проблемы следует обратить внимание на картину размещения населения и объектов, являющихся источником повышенной аварийной опасности.
В настоящий период в зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) проживает около 80 млн человек, т. е. 55% населения страны. Численность городского населения составляет почти 75% общей численности населения страны. При этом только 15% граждан проживают на территории, на которой нет опасных объектов. Ежегодные потери от чрезвычайных ситуаций в городах составляют 800—1000 человек.
При этом большую опасность представляют аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.
Весьма показательна статистика техногенных катастроф. В 1993—2000 гг. на территории Российской Федерации произошло 10 527 чрезвычайных ситуаций, в том числе от общего количества: локальных – 63,8%, местных – 22%, территориальных – 13,4%, региональных – 0,4%, федеральных – 0,29%, трансграничных – 0,01%.
По данным Госгортехнадзора, количество опасных производственных объектов составляет порядка 200 тыс. единиц.
По данным МЧС, количество опасных производственных объектов, авария на которых может привести к федеральной или региональной катастрофе, составляет 1609 единиц. По тем же данным, количество объектов, авария на которых может привести к региональной катастрофе, в 6,5—7 раз больше количества объектов, авария на которых может привести к федеральной катастрофе. Аналогичное соотношение между количеством объектов, авария на которых может привести к территориальной катастрофе, и количеством объектов, авария на которых может привести к региональной катастрофе, и т. д.
Кроме того, нельзя оставить без внимания потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации – объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации.[12]
Первоначально проблема, связанная со снижением потерь от рисков и смягчением последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации, нашла отражение в соответствующей федеральной программе[13], предусматривающей перечень необходимых мероприятий на период до 2005 г.
Предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано с отсутствием эффективной практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре, стимулирования добровольных обязательств бизнеса и корпоративной ответственности.
Концепция современного законодательства учитывает положения Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»[14], утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. № 1529-р. В качестве одного из приоритетов программы определено внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.
Наличие такой системы позволит одновременно защищать интересы граждан и организаций в случае причинения им ущерба, а также стимулировать руководителей к принятию мер по повышению безопасности опасных объектов.
В настоящее время страхование рисков, связанных с эксплуатацией опасных объектов, рассматривается руководством указанных объектов как формальное мероприятие, связанное с безвозвратным выводом из оборота определенной суммы их средств. В поисках минимизации указанных затрат страхователь приобретает полисы страхования с незначительными лимитами в компаниях, не обладающих серьезными собственными оборотными средствами. Такие договоры, в случае наступления страхового случая, в состоянии обеспечить только минимальные выплаты, не идущие ни в какое сравнение с размером нанесенного ущерба.
Обязательное страхование различных категорий рисков воспринято в цивилизованной практике многих государств и находит формализованное выражение в гражданском законодательстве.
Российское гражданское законодательство (часть вторая ГК РФ 1996 г.)[15] также в рамках института страхованиях (гл. 48) закрепило в ряде норм положения об обязанности страхования, что отражает скорее публичный, нежели частный интерес. Его сущность состоит в обеспечении потерь как личного, так и имущественного характера в рамках осуществления какой-либо хозяйственной деятельности.
Так, ст. 935 ГК РФ устанавливает, что федеральным законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
В этой сфере современный законодатель пока идет по пути создания правовых конструкций обязательного страхования в ряде законов, имеющих различный предмет правового регулирования, которых на сегодняшний день порядка 50.
К их числу можно отнести, например, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан[16] (ст. 64 «Обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью»); Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ[17] (ст. 98 «Страхование жизни и здоровья пассажиров»); Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ[18] (ст. 131 «Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами»); Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ред. от 27 июля 2010 г.)[19] (ст. 25 «Обязательное страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний»); Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 22 июля 2010 г.)[20] (ст. 24.7 «Договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности»); Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ред. от 28 апреля 2009 г.)[21] (ст. 31 «Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования»); Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (ред. от 2 ноября 2007 г.)[22] (ст. 6 «Страхование вещи, принятой ломбардом в залог или на хранение»); Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 26 июля 2006 г.)[23] (ст. 21 «Страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков»).
Самостоятельными нормативными актами в области обязательного страхования являются Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 19 мая 2010 г., с изм. от 27 июля 2010 г.)[24], Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ред. от 22 апреля 2010 г.)[25], Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 27 декабря 2009 г.)[26], Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ред. от 24 июля 2009 г.).[27]
Основной нормативный акт в области страхования – Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[28] содержит аналогичные нормы. При этом указанный Закон устанавливает положения, которые должны содержаться в федеральном законе о конкретном виде обязательного страхования (ст. 3).
В свою очередь, ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 27 декабря 2009 г.)[29] предусматривает обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Несмотря на наличие положений об обязательном страховании, соответствующая нормативная практика долгое время оставалась невостребованной прежде всего по причинам отсутствия необходимой инфраструктуры и практики реализации подобного вида страховой деятельности.
Необходимость преодоления этих проблем, а также условия их решения нашли отражение в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон № 225-ФЗ), принятом в развитие указанных положений гражданского и страхового законодательства.
Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за вред, причиненный авариями при эксплуатации опасных объектов, продиктовано высоким уровнем опасности таких аварий для жизни, здоровья и имущества людей, большими размерами причиняемого материального ущерба. Создание специальной системы обязательного страхования в сфере эксплуатации опасных объектов продиктовано также опытом государственного регулирования опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений большинства зарубежных стран и Российской Федерации.
Следует коснуться предыстории принятия Закона № 225-ФЗ. Первоначально проект федерального закона № 231802-4, внесенный в 2005 г. депутатами Государственной Думы В.А. Востротиным, А.П. Ковалем, А.В. Шевелевым с названием «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», содержал 16 статей.
В процессе работы над проектом учтен целый ряд принципиальных положений и окончательная редакция (принята 16 июля 2010 г.) существенно доработана.
Во-первых, уточнено название Закона, прежняя формулировка которого фактически воспроизводила название ст. 15 Закона «О промышленной безопасности производственных объектов». Законодатель сделал основной упор на последствия производственной деятельности, выраженные в качестве аварий на соответствующих объектах.
Во-вторых, сообразно определению предмета регулирования существенным образом дополнена нормативная база. В частности, по сравнению с первоначальной в окончательно принятой редакции появились нормы, регулирующие:
правила обязательного страхования;
право регрессного требования страховщика;
компенсационные выплаты (порядок получения и взыскания);
статус и порядок деятельности профессиональных объединений страховщиков;
особенности осуществления страховщиками страховых операций по обязательному страхованию;
информационное взаимодействие;
контроль за исполнением владельцем опасного объекта обязанности по обязательному страхованию.
В результате содержание Закона в большей степени стало соответствовать смысловой нагрузке его названия.
В целях реализации соответствующих положений ГК РФ и Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Законом № 225-ФЗ устанавливаются:
условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта;
субъекты обязательного страхования, которые участвуют в осуществлении этого вида страхования;
понятие страхового случая для этого вида страхования;
характер вреда, который подлежит возмещению по договору обязательного страхования;
принципы определения и размер страховой суммы;
принципы исчисления страховой премии и утверждения страховых тарифов и коэффициентов к ним;
порядок заключения договора страхования, основные обязанности страхователя и страховщика;
порядок и условия осуществления страховых выплат и условия освобождения страховщика от обязанности произвести страховые выплаты;
условия прекращения договора страхования.
Предусматриваемое Законом обязательное страхование позволяет не только реально защитить имущественные интересы граждан и юридических лиц, но и экономически стимулировать меры по повышению уровня безопасности опасных объектов. К факторам такого стимулирования следует отнести оценку безопасности эксплуатации опасных объектов со стороны страховщиков, реализацию тарифной политики в зависимости от уровня риска (вероятности) аварии.
Законом № 225-ФЗ определяются условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта на территории Российской Федерации.
Анализ положений Закона и материалов к нему позволяет сделать вывод, что приоритетом является не проблема безопасности эксплуатации объектов, а формирование по аналогии с ОСАГО денежных потоков в виде страховых премий и иных сопутствующих платежей, взимаемых в пользу страховых компаний.
Принятие Закона снимает правовую коллизию, сложившуюся с осуществлением страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов.
При этом профильные законы, в частности Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»[30], в своих нормах установили обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации гидротехнических сооружений и опасных производственных объектов.
В то же время Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования должны быть определены федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования. Таким образом, с применением норм об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации гидротехнических сооружений и опасных производственных объектов сложилась неопределенность.
На устранение этих нормативных коллизий двух законов также направлено действие Закона № 225-ФЗ. Кроме того, действие Закона позволит:
осуществлять экономическое регулирование в области защиты прав физических и юридических лиц, которые могут пострадать при авариях на опасных объектах;
существенно снизить риск и размеры бюджетных выплат на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих в случае аварии на опасном объекте;
стать для владельцев опасных объектов экономическим стимулом к проведению превентивных мероприятий по повышению уровня безопасности опасных объектов.
Разработчики Закона № 225-ФЗ ставили задачу установления единых условий, порядка, правовых и экономических основ проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта с целью защиты имущественных интересов физических и юридических лиц.
Эффективная реализация норм Закона позволит реально решить проблему возмещения вреда, причиняемого жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций. Создаст оперативную и эффективную систему защиты жертв от аварий на опасных объектах.
Законодатель особо оговаривает общественные отношения, которые исключаются из сферы действия Закона. При этом выделяются несколько случаев.
Во-первых, действие Закона № 225-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда за пределами территории Российской Федерации. Согласно ст. 67 Конституции РФ 1993 г.[31] территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Из текста ч. 1 ст. 67 следует, что каждый субъект Федерации имеет собственную территорию. Правовой статус территории субъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями и уставами.
Правовой статус границ субъекта Федерации отличается от статуса Государственной границы России.
Сухопутной территорией Российского государства является вся суша, находящаяся в пределах его границ.
Водная территория включает внутренние воды и территориальное море.
К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России.
Территориальные воды (море) – это прибрежные морские воды шириной до 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии – в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Во-вторых, действие Закона № 225-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие вследствие использования атомной энергии. Возмещение возможного ущерба, причиненного в результате деятельности объектов по выработке атомной энергии, например атомных электростанций (АЭС), регулируется специальным законодательством, что исключает применение норм Закона № 225-ФЗ. Так, в ст. 53—60 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 27 декабря 2009 г.)[32]
предусмотрена ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан.
В-третьих, действие Закона № 225-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда природной среде. Предмет Закона предполагает в качестве субъектов, которым может быть причинен ущерб в результате аварий на особо опасных объектах, только физических и юридических лиц (организаций). Порядок регулирования возмещения вреда окружающей среде, возникающий в результате техногенных катастроф, определяется законодательством о защите окружающей среды. В частности, ст. 75—80 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 27 декабря 2009 г.)[33] предусматривается ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. При этом вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 79).
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) потерпевшие – физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему – физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца);
2) авария на опасном объекте – повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим;
3) нарушение условий жизнедеятельности – ситуация, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;
4) владелец опасного объекта – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта;
5) эксплуатация опасного объекта – ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте;
6) страхователь – владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее – договор обязательного страхования);
7) страховщик – страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) страховая сумма – денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести страховые выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования;
9) страховой тариф – ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом технических и конструктивных характеристик опасного объекта;
10) акт о причинах и об обстоятельствах аварии – документ, составляемый в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содержащий сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения и включенный в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования;
11) страховой акт – документ, составляемый страховщиком и содержащий сведения о рассмотрении им требования о страховой выплате, в том числе о наличии или об отсутствии страхового случая, о потерпевшем и о размере причитающейся ему страховой выплаты либо об основаниях отказа в страховой выплате;
12) компенсационные выплаты – выплаты, осуществляемые профессиональным объединением страховщиков в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Комментируемая статья определяет понятия, которые используются для целей реализации нормативных положений Закона № 225-ФЗ.
1. Потерпевшие. Потерпевшими для целей Закона № 225-ФЗ являются физические и юридические лица. При этом к физическим лицам, т. е. гражданам, относятся также работники страхователя. Под страхователем имеется в виду владелец опасного объекта.
Физическое лицо является потерпевшим при наличии:
вреда жизни и здоровью;
вреда имуществу;
нарушения условий жизнедеятельности (см. комментарий к п. 3 Закона).
Юридическое лицо (организация) признается потерпевшим, если вред причинен имуществу юридического лица.
Существуют общие правила возмещения вреда, предполагающие соблюдение принципов (условий) возложения гражданско-правовой ответственности.
Для признания лица потерпевшим необходимо наличие причинно-следственной связи между возникшим ущербом и аварией на опасном объекте. При этом необходима причинная связь между поведением правонарушителя и наступившими последствиями.
Кроме того, для целей комментируемого Закона потерпевшими могут быть признаны и иные лица, отнесенные к таковым гражданским законодательством. Речь идет о лицах, понесших ущерб в результате смерти кормильца.
Согласно ч. 1. ст. 1088 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.
2. Авария на опасном объекте. Общее понятие аварии дано в Федеральном законе от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»[34]. Согласно ст. 2 Регламента авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Некоторые ведомственные акты также содержат определение аварии.
Так, в соответствии с приказом МЧС России № 482, Госгортехнадзора России № 175а от 15 августа 2003 г.[35] авария гидротехнического сооружения – опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций, нарушению производственных и транспортных процессов, нанесению ущерба окружающей природной среде.
Для целей Закона № 225-ФЗ можно выделить характеристики аварии, которую определяют следующие события:
1) повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте;
2) взрыв, выброс опасных веществ;
3) отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса;
4) сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.
При этом для квалификации указанных фактов как аварии необходимо, чтобы они определялись в совокупности двумя условиями: возникли при эксплуатации опасного объекта; повлекли причинение вреда потерпевшим.
3. Нарушение условий жизнедеятельности. Нарушение условий жизнедеятельности связано с наличием неблагоприятных факторов, которые оказывают влияние на человека. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 28 сентября 2010 г.)[36] под благоприятными условиями жизнедеятельности человека понимается состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
В свою очередь, безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
В рамках Закона № 225-ФЗ нарушение условий жизнедеятельности – ситуация, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
4. Владелец опасного объекта. Владельцами опасных объектов считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие такими объектами на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на иных законных основаниях (например, аренда) и осуществляющие их эксплуатацию.
Следует отметить, что в понятие «владелец опасного объекта» не включены физические лица – граждане, что на практике может вызывать определенные трудности с установлением владельца опасного объекта и соответственно страхователя. Например, такая спорная ситуация может возникнуть с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих лифтовое хозяйство. Если такими собственниками не создано, например, товарищество собственников жилья (ТСЖ), которое могло бы выполнять функции владельца опасного объекта (страхователя) и выступать стороной по договору обязательного страхования гражданской ответственности, то возложить обязанности по страхованию в рамках настоящего Закона не представляется возможным в виду отсутствия субъекта, обязанного осуществлять страхование.
Неясным остается и вопрос о том, кто является страхователем опасного объекта в случае заключения договора аренды на часть объекта (отдельные помещения) – собственник или арендатор либо договор страхования в данной ситуации должен быть заключен с множественностью лиц на стороне страхователя.
5. Эксплуатация опасного объекта. Эксплуатация для целей применения Закона № 225-ФЗ подразумевает различные технические операции, входящие в жизненный цикл опасного объекта.
Эксплуатация опасного объекта включает в себя:
1) ввод опасного объекта в эксплуатацию – фактически означает ввод в действие – начало хозяйственного, производственного использования, применения вновь построенных, созданных объектов строительства, основных средств;
2) использование опасного объекта – использование объекта для извлечения полезных свойств в соответствии с назначением объекта;
3) техническое обслуживание опасного объекта – технологический процесс (комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (установки) при использовании его (ее) по назначению, объекта обслуживания при его использовании по назначению);
4) консервация опасного объекта – временное прекращение экономического процесса, вида деятельности, строительства объекта, комплекс необходимых мероприятий, направленных на обеспечение сохранности объектов при их временном бездействии;
5) ликвидация опасного объекта – прекращение деятельности опасного объекта;
6) изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте.
6. Страхователь. Для целей Закона № 225-ФЗ страхователь – владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте. Таким образом, законодатель четко определил, что страхователем может быть только непосредственно владелец. Из этого, в частности, следует, что если опасный объект закреплен за предприятием на праве оперативного управления, то страхователем является предприятие, а не собственник имущества, в лице соответствующего органа исполнительной власти.
7. Страховщик. Страховщиком является юридическое лицо – страховая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующего вида обязательного страхования. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и необходимых документов. Порядок получения лицензии определяется в соответствии со ст. 32 Закона об организации страхового дела.
8. Страховая сумма. Под страховой суммой понимается денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования. Основными критериями определения размера страховых сумм является обязательность разработки в отношении опасного объекта декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения и количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте (см. комментарий к ст. 6 Закона).
9. Страховой тариф. Страховой тариф – ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом технических и конструктивных характеристик опасного объекта.
10. Акт о причинах и об обстоятельствах аварии. Акт о причинах и обстоятельствах аварии – это официальный документ, содержащий сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения. Указанный документ должен быть включен в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования. Соответствующий акт составляется с учетом требований Закона о промышленной безопасности, Закона о безопасности гидротехнических сооружений, Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[37]. В частности, согласно п. 6. ст. 11 Закона о промышленной безопасности результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий. Приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 191[38] определен порядок проведения технического расследования причин аварий на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
11. Страховой акт. Страховой акт – это документ, который составляется страховщиком. Содержание страхового акта составляют сведения о рассмотрении им требования о страховой выплате. В составе этих материалов отражается наличие или отсутствие страхового случая, указываются сведения о потерпевшем. Если имел место страховой случай, то в страховом акте указывается размер причитающейся потерпевшему страховой выплаты. Кроме того, в страховом акте отражаются основания отказа в страховой выплате. Отказ в выплате может последовать в результате отсутствия события, которое определяется как страховой случай (например, аварии как таковой, либо отсутствие ущерба).
12. Компенсационные выплаты. Для целей Закона № 225-ФЗ компенсационные выплаты – выплаты, осуществляемые профессиональным объединением страховщиков в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему. Такие выплаты производятся взамен страховых выплат, которые осуществляют страховщики в обычном порядке при наступлении страхового случая.
Из самого названия данных выплат следует, что такие выплаты призваны компенсировать потерпевшим причиненный им ущерб в результате наступления страхового случаях, когда страховщик по объективным причинам не в состоянии их произвести. В частности, неспособность может возникнуть в силу финансовых или административных последствий его деятельности, например, применения к нему процедуры, применяемой в деле о его банкротстве, лишения лицензии на данный вид страхования и т. п. (см. подробнее комментарий к ст. 14 и 15 Закона № 225-ФЗ).
Статья 3. Объект обязательного страхования, страховой риск и страховой случай
1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим.
2. Страховым риском является возможность наступления гражданской ответственности владельца опасного объекта по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим.
3. Страховым случаем является наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.
Комментируемая статья определяет объект обязательного страхования, страховой случай и страховой риск.
1. Объектом обязательного страхования выступают имущественные интересы владельца опасного объекта. Их суть заключается в минимизации финансовых потерь, связанных с последствиями природных и техногенных аварий. Такие последствия и финансовые потери заключаются прежде всего в необходимости возмещения возможного материального ущерба физическим и юридическим лицам. Однако согласно Гражданскому кодексу РФ страховой риск – это вероятность наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (п. 1 ст. 944 ГК РФ).
Наличие страхового интереса предполагает возможность наступления событий, причиняющих вред заинтересованному лицу, и наоборот, возможность наступления таких событий создает страховой интерес. Иными словами, ситуацию наличия страхового интереса можно описать одним из следующих способов:
а) у лица имеется страховой интерес;
б) лицу может быть причинен вред;
в) могут наступить определенные события, которые причинят лицу вред.
Следует отметить, что Закон об организации страхового дела в РФ также содержит формулировки страхового риска и страхового случая.
Согласно ст. 9 указанного Закона страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
В свою очередь, страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В итоге страховой случай можно определить как «событие, с наступлением которого договор или законодательство об обязательном страховании предусматривают возникновение обязанности страховщика по производству страховой выплаты».[39]
2. Закон № 225-ФЗ дает специальное определение страхового риска и страхового случая. Поэтому термин «страховой риск» употребляют и тогда, когда хотят сказать о наличии интереса и когда говорят о самом возможном вреде и о событиях, причиняющих вред.
Под страховым риском законодатель понимает возможность наступления гражданской ответственности владельца опасного объекта по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим.
В свою очередь, под страховым случаем предлагается понимать наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим, т. е. страховой случай – это свершившееся событие, от последствий которого осуществляется страхование. При этом событие будет считаться таковым, если произошло в период действия (т. е. в рамках) договора обязательного страхования.
Таким образом, для возникновения права требования к страховщику необходимо установление ряда юридических фактов. В первую очередь необходимо установить сам факт наступления обстоятельства, обозначенного в договоре страхования или законе как страховой случай.
Следовательно, при наличии в совокупности указанных условий возникает обязательство страховщика произвести страховую выплату.
Страховая выплата – денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Страховая выплата является стоимостным выражением страховой защиты при наступлении страхового случая. Через страховую выплату получает свое материальное воплощение основная функция страхования – защитная, которая при имущественном страховании приобретает характер восстановительной функции (см. комментарий к ст. 8 Закона № 225-ФЗ).
Статья 4. Осуществление обязательного страхования
1. Владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
2. Ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом.
3. В случае нарушения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований об обязательном страховании владельцы опасных объектов и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментируемая статья определяет обязанность осуществления обязательного страхования, а также последствия неисполнения указанной обязанности.
1. Закон налагает обязанность страховать имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, на владельца опасного объекта.
Владельцами опасных объектов считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие такими объектами на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на иных законных основаниях (например, аренда) и осуществляющие их эксплуатацию (см. комментарий к ст. 2 Закона).
Такое страхование должно осуществляться через заключение страхователя со страховщиком договора обязательного страхования на весь срок эксплуатации опасного объекта. При этом речь не идет о заключении такого договора только с одним и тем же страховщиком и чтобы срок действия договора совпадал со сроком эксплуатации объекта.
Следует учитывать, что минимальный срок действия страхового полиса составляет один год и страхователь в любое время вправе заключить договор страхования с иной страховой организаций (см. комментарий к ст. 10 Закона). Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что страхователь обязан обеспечить непрерывное действие страхового обязательства с учетом своих интересов.
2. Законодатель особо оговорил, что ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию. Такая норма выступает своего рода защитным инструментом и стимулирует владельцев опасных объектов к надлежащему выполнению указанной обязанности. При этом такая обязанность касается владельцев вновь возведенных (построенных) объектов.
3. Пункт 3 комментируемой статьи, касающийся ответственности за нарушение требований об обязательном страховании, содержит отсылочную норму, предлагающую конкретные виды ответственности владельцев опасных объектов и их должностных лиц определять в действующем законодательстве.
Во-первых, следует сразу же оговориться: ответственность за выполнение правил по обязательному страхованию владельцев опасных объектов возложена только на самих владельцев и их должностных лиц. Как следует из конструкции нормы, предложенной законодателем, владельцами опасных объектов могут быть юридические лица (организации), следовательно, только у этих субъектов могут быть должностные лица, т. е. лица, которые при определенных обстоятельствах несут ответственность деятельности юридического лица в рамках предоставленных им полномочий.
Поскольку физические лица не отнесены Законом № 225-ФЗ к владельцам опасных объектов, обязанным страховать свою ответственность, то на собственников многоквартирных домов, в которых есть лифты, не возлагается обязанность по страхованию ответственности за возможный вред, причиненный в результате аварии. Кто в данном случае должен страховать такую ответственность и должен ли вообще, из Закона № 225-ФЗ неясно.
Законодатель особо оговорил, что ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию. Такая норма выступает своего рода защитным инструментом и стимулирует владельцев опасных объектов к надлежащему выполнению указанной обязанности. При этом такая обязанность касается владельцев вновь возведенных (построенных) объектов.
В порядке отдельной законодательной инициативы предлагалось введение административного наказания в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц и юридических лиц за несоблюдение обязанности по страхованию гражданской ответственности при эксплуатации опасного объекта. Размер административного штрафа налагается в зависимости от классификации чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в случае аварии на опасном объекте.
Введение административной меры воздействия за несоблюдение обязанности по страхованию гражданской ответственности при эксплуатации опасного объекта необходимо, так как позволяет создать механизм обеспечения реализации обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта. Кроме того, наличие возможности применения ответственности также будет способствовать задаче обеспечения социальной защиты лиц, которые могут пострадать в результате аварии при эксплуатации опасного объекта.
Введение штрафных санкций планировалось как в отношении руководителей этих организаций как физических лиц, так и в отношении самих организаций как юридических лиц. Размер штрафных санкций в отношении юридических лиц соразмерен с величиной штрафов, которые руководители соответствующих организаций должны уплатить за нарушение положений Закона о промышленной безопасности. Размер штрафов с организаций как юридических лиц предлагалось определять с понижающим коэффициентом, рассчитанным исходя из средних размеров страховой премии, подлежащей уплате данными организациями.
Кроме того, на этапе принятия Закона № 225-ФЗ предлагалось установление административного наказания в виде административного приостановления деятельности к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, не исполнившим обязанность по заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.
В настоящий момент в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ[40] (далее – КоАП РФ) содержится целая группа составов административных правонарушений, касающихся нарушений норм в промышленности, строительстве и энергетике.
Применительно к опасным объектам, в частности, предусмотрены такие составы, как нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 9.1); нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (ст. 9.2).
Конкретные правонарушения указанных административно-правовых составов заключаются в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах; грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения.
Таким образом, современное законодательство ограничивается только указанными правонарушениями при эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, что на практике может препятствовать эффективной реализации норм Закона № 225-ФЗ.
Полагаем, что в качестве ориентира для нормотворчества в этой сфере может послужить практика реализации положений Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В частности, в КоАП РФ введена самостоятельная ст. 12.37 «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», предусматривающая административную ответственность за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.
Аналогичным образом в гл. 9 КоАП РФ «Административные правонарушения в промышленности, строительстве, энергетике» возможно предусмотреть самостоятельную ст. 9.17 «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов».
Статья 5. Опасные объекты
К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений:
1) опасные производственные объекты, на которых:
а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей природной среды), в том числе автозаправочные станции с заправкой сжиженными углеводородными газами и (или) жидким моторным топливом;
б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
в) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы в многоквартирных домах, а также на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулеры;
г) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
д) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
2) гидротехнические сооружения – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах и другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Комментируемая статья определяет перечень опасных объектов, владельцы которых обязаны страховать свою ответственность за возможное причинение вреда в результате аварий на них. Закон № 225-ФЗ, принятый в развитие положений законов о промышленной безопасности опасных производственных объектов и о безопасности гидротехнических сооружений, к опасным объектам относит опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения, внесенные в соответствующий реестр.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371[41] (ред. от 22 апреля 2009 г.) в государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях, эксплуатирующих эти объекты.
Информация об объектах классифицируется также по следующим разделам:
а) признаки объектов, по которым они отнесены к опасным производственным объектам в соответствии с законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
б) виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии;
в) ведомственная принадлежность объектов;
г) территориальная принадлежность объектов.
Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов.
Ведение государственного реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с Законом о безопасности гидротехнических сооружений Российский регистр гидротехнических сооружений формируется и ведется в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» (ред. от 22 апреля 2009 г.)[42] определяет цели и порядок ведения соответствующего регистра.
Формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений возложено на Федеральное агентство водных ресурсов.
Российский регистр гидротехнических сооружений формируется и ведется в целях:
а) государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений;
б) сбора, обработки, хранения и распространения информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации, соответствии этих показателей и условий критериям безопасности гидротехнических сооружений;
в) создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
г) информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Гидротехническое сооружение вносится в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения.
К категории опасных объектов законодатель отнес опасные производственные объекты, на которых:
а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей природной среды), в том числе автозаправочные станции с заправкой сжиженными углеводородными газами и (или) жидким моторным топливом;
б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 ˚C;
в) новеллой является то, что теперь в перечень опасных производственных объектов включены многоквартирные дома, объекты торговли, общественного питания, административные учреждения и иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан, в которых используются грузоподъемные механизмы и эскалаторы.
Ранее указание, что перечисленные здания должны быть отнесены к опасным производственным объектам, поскольку в них есть стационарно установленные грузоподъемные механизмы (лифты), содержалось в Перечне типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре. Данный Перечень был утвержден как приложение к приказу Ростехнадзора от 5 марта 2008 г. № 131 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов»[43]. Подтверждалось это положение и судебной практикой (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 23 октября 2009 г. по делу № А12-10979/2009).
В частности, указанный приказ Ростехнадзора содержит перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в упомянутом выше государственном реестре.
1. Опасные производственные объекты угольной, сланцевой и торфяной промышленности:
шахта угольная;
шахта сланцевая;
гидрошахта;
участок шахтостроительный (специализированный);
разрез угольный;
разрез сланцевый;
участок отвала пород;
площадка (цех, участок) брикетирования бурого угля;
площадка (цех, участок) обогащения угля;
площадка (цех, участок) обогащения сланца;
хвостохранилище (шламохранилище);
участок по добыче торфа.
2. Опасные производственные объекты горнорудной и нерудной промышленности
2.1. Опасные производственные объекты добычи и обогащения цветных металлов и золота:
рудник;
прииск;
участок (полигон) старательской добычи;
участок горного капитального строительства (специализированный);
карьер;
фабрика (участок, цех) обогатительная цветных металлов;
площадка (участок, цех) извлечения золота;
площадка (участок) глиноземного завода;
фабрика (участок, цех) дробильно-сортировочный;
фабрика (комплекс) дробильно-сортировочный для закладки выработанного пространства;
хвостохранилище (шламохранилище);
участок (площадка) шлакоотвала;
участок (площадка) кучного выщелачивания.
2.2. Опасные производственные объекты добычи и обогащения рудного сырья и черных металлов:
рудник с подземным способом разработки;
рудник с открытым способом разработки (карьер);
участок горного капитального строительства (специализированный);
фабрика (участок, цех) агломерационная;
фабрика (участок, цех) обогащения рудного сырья черных металлов;
фабрика (участок, цех) окомкования концентрата;
фабрика (участок, цех) дробильно-сортировочная;
фабрика (комплекс) дробильно-сортировочная для закладки выработанного пространства;
хвостохранилище (шламохранилище).
2.3. Опасные производственные объекты добычи и обогащения сырья горно-химической промышленности:
рудник с подземным способом разработки;
рудник с открытым способом разработки (карьер);
участок горного капитального строительства (специализированный);
площадка (участок) солепромысла;
фабрика (участок, цех) обогащения горно-химического сырья;
фабрика (участок, цех) дробильно-сортировочная;
фабрика (комплекс) дробильно-сортировочная для закладки выработанного пространства;
хвостохранилище (шламохранилище).
2.4. Опасные производственные объекты добычи и переработки сырья строительных материалов:
рудник;
карьер;
участок добычи сырья;
участок подготовки строительного сырья;
площадка (участок, цех) дробильно-сортировочная;
участок получения клинкера.
2.5. Опасные производственные объекты строительства подземных гидротехнических, транспортных и специальных сооружений:
участок гидротехнического строительства;
участок транспортного строительства;
участок специального строительства.
2.6. Опасные производственные объекты, размещенные в естественных подземных полостях или отработанных горных выработках.
3. Опасные производственные объекты, на которых хранятся, получаются, и используются взрывчатые вещества:
склад взрывчатых материалов;
хранилище взрывчатых материалов в составе склада ВМ;
цех, участок, пункт изготовления (подготовки) взрывчатых материалов;
площадка погрузки-разгрузки взрывчатых материалов;
площадка (цех, участок) утилизации (переработки) взрывчатых материалов;
полигон, испытательная площадка.
4. Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса:
участок ведения буровых работ (в состав объекта входят все буровые установки подразделения организации, осуществляющего ведение буровых работ);
цех (участок и т. п.) технического обслуживания установок для ремонта скважин (в состав объекта входят все установки для ремонта скважин, эксплуатируемые соответствующим подразделением организации);
фонд скважин (в состав объекта входят скважины всех категорий (пробуренные), замерные устройства, блок распределения воды, блок закачки химреагентов, распределения воды (кипа), расположенные на территории участка, куста, площадки или месторождения);
участок предварительной подготовки нефти;
площадка дожимной насосной станции;
пункт подготовки и сбора нефти;
парк резервуарный (промысловый);
площадка станции компрессорной (промысловой);
участок комплексной подготовки газа;
подземное хранилище газа (в составе: фонда скважин, газопроводов подземного хранилища газа, установки подготовки газа подземного хранилища газа, компрессорной станции, установок буровых и установок для ремонта скважин);
площадка (цех, установка) газоперерабатывающего завода;
система промысловых (межпромысловых) газопроводов куста (площади, месторождения);
платформа стационарная (морская);
площадка буровой установки (плавучая, включая буровые суда).
5. Опасные производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта:
участок магистрального газопровода;
площадка компрессорной станции;
автомобильная газонаполнительная компрессорная станция;
станция газораспределительная;
участок магистрального продуктопровода, нефтепровода, аммиакопровода;
парк резервуарный магистрального продуктопровода, нефтепровода, аммиакопровода;
площадка станции насосной магистрального продуктопровода, нефтепровода, аммиакопровода;
площадка сливо-наливного терминала (эстакады).
6. Опасные производственные объекты геологоразведочных и геофизических работ при разработке и разведке месторождений:
участок (партия) геологоразведочных (геофизических) работ.
7. Опасные производственные объекты химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств:
цех, участок, площадка производства (установки);
база товарно-сырьевая (в составе: товарных парков, насосных и сливо-наливных эстакад);
продуктопровод;
шламонакопитель (пруд-накопитель);
площадка воздухоразделительной установки;
площадка установки получения (водорода, кислорода, азота и т. д.);
склад сырьевой;
склад полупродуктов;
склад готовой продукции.
8. Опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения:
площадка нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов;
склад ГСМ;
группа резервуаров и сливо-наливных устройств (на производственных площадках);
площадка АЗС (или многотопливной АЗС).
9. Опасные производственные объекты систем водоподготовки:
склад хлора (включая хлораторную, площадки выгрузки контейнеров с хлором, сливо-наливные устройства);
площадка (цех, участок) подготовки воды;
10. Опасные производственные объекты пищевой и масложировой промышленности:
аммиачно-холодильная установка;
площадка (цех) маслоэкстракционного производства (включая участки приема, хранения, транспортировки, подготовки сырья и полученных продуктов);
площадка (цех) производства спирта;
площадка (цех) производства рафинирования и дезодорации растительного масла;
площадка (цех) производства гидрогенизации жиров.
11. Опасные производственные объекты газоснабжения.
11.1. Опасные производственные объекты хранения сжиженных углеводородных газов:
база хранения (кустовая);
станция газонаполнительная;
пункт газонаполнительный;
установка баллонная групповая (в состав объекта входят подземные распределительные газопроводы, а также, при наличии, наземные газопроводы и все газопотребляющее оборудование);
установка резервуарная (в состав объекта входят подземные распределительные газопроводы, а также, при наличии, наземные газопроводы и все газопотребляющее оборудование).
11.2. Опасные производственные объекты системы газораспределения природного углеводородного газа:
сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая (в состав объекта входят наружные газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них арматурой, здания и сооружения на них, а также газорегуляторные пункты в зданиях, сооружениях и блоках, устройства электрохимической защиты стальных газопроводов от коррозии, АСУ ТП, объекты их электропровода и электроснабжения).
11.3. Опасные производственные объекты газопотребления природного и сжиженного углеводородного газа:
система газопотребления предприятий (в состав объекта входят газопровод и газопотребляющее оборудование, а также газоиспользующие установки (газовые турбины, технологические линии и др.) в зданиях и сооружениях, а также подводящие газопроводы (внутриплощадочные и внеплощадочные) организации);
система теплоснабжения (в составе объекта идентифицируются подводящие и внутренние системы газоснабжения всех газифицированных котельных, находящихся на балансе теплообеспечивающих организаций жилищно-коммунального хозяйства, муниципалитета и иных теплообеспечивающих организаций).
12. Опасные производственные объекты тепло– и электроэнергетики, другие опасные производственные объекты, использующие оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 ˚С:
площадка главного корпуса ТЭЦ (ГРЭС) (в составе объекта идентифицируются машинное и котельное отделения, деаэраторная площадка);
площадка подсобного хозяйства ТЭЦ (ГРЭС) (в составе объекта идентифицируются площадка химводоочистки, компрессорной, электролизной, материального склада, склада химреагентов и т. п.);
топливное хозяйство ТЭЦ (ГРЭС) (в составе объекта идентифицируется топливное хозяйство, расположенное на территории ТЭЦ, ГРЭС);
Конец ознакомительного фрагмента.