Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный). Глава II Учреждение общества (А. Н. Борисов, 2010)

Глава II Учреждение общества

Статья 11. Порядок учреждения общества

1. Учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

2. В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение.

В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении общества должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.

3. Решения об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества, принимаются учредителями общества единогласно.

4. Избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества.

Если к моменту избрания органов управления общества, образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества и утверждения аудитора общества размер долей каждого из учредителей общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос.

5. Учредители общества заключают в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.

Договор об учреждении общества не является учредительным документом общества.

6. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества. При этом размер ответственности общества в любом случае не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала общества.

7. Особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом.

8. Сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом сведения о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единственного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме и подлежат оплате в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

1. Комментируемая статья, определяющая порядок учреждения общества, и следующая за ней статья, посвященная уставу общества, воспроизводят и развивают нормы ст. 89 части первой ГК РФ об учреждении общества с ограниченной ответственностью и его учредительном документе. Предваряя рассмотрение данных норм, следует отметить, что ст. 89 Кодекса и указанные статьи комментируемого Закона в связи со вступлением в силу Закона 2008 г. № 312-ФЗ претерпели существенные изменения. В результате содержащееся в них регулирование стало во многом аналогично тому, которое предусмотрено в ст. 98 ГК РФ, а также ст. 9, 11 и 12 Закона об АО.

Как предусмотрено в п. 1 комментируемой статьи, учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. При этом установлено, что решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества, а в случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Данные положения, которые лишь подразумеваются в ст. 89 ГК РФ и не содержались в комментируемой статье в прежней редакции, закреплены по аналогии с положениями п. 1 ст. 9 Закона об АО, регламентирующими создание акционерного общества путем учреждения.

Следует подчеркнуть, что в комментируемой статье говорится только об одном из двух способов создания общества – путем его учреждения, т. е. такого способа создания общества, когда оно приобретает гражданские права и несет гражданские обязанности, которые к моменту создания организации не существовали (единственное исключение предусмотрено в ч. 2 п. 2 ст. 89 ГК РФ и п. 6 комментируемой статьи, см. ниже). Есть и другой способ создания общества – путем реорганизации существующего юридического лица, т. е. когда происходит переход гражданских прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица (реорганизуемых юридических лиц) в порядке универсального правопреемства. Создание общества путем реорганизации существующего юридического лица регламентировано нормами ст. 51 комментируемого Закона, основанными на нормах ст. 92 ГК РФ, а также применительно к формам реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) в ст. 52, 53, 54, 55 и 56 данного Закона соответственно (см. комментарий к указанным статьям).

Необходимо иметь в виду, что антимонопольным законодательством установлен ряд случаев, когда создание общества как коммерческой организации может быть осуществлено лишь с предварительного согласия антимонопольного органа. Так, в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О защите конкуренции» с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные ст. 28 названного Закона, и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает 3 млрд руб., либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб., либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов;

создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные ст. 29 названного Закона, и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством РФ (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России).

Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О защите конкуренции» указанное требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий не применяется, если указанные в ч. 1 данной статьи действия осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31 «Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц» названного Закона, либо их осуществление предусмотрено актами Президента РФ или актами Правительства РФ.

Величины активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций), о которых идет речь, установлены упоминавшимся выше постановлением Правительства РФ от 30 мая 2007 г. № 334 (см. комментарий к ст. 6 Закона). Также упоминавшимся выше (см. комментарий к ст. 6 Закона) постановлением Правительства РФ от 30 мая 2007 г. № 335 (в ред. постановления Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 571) по согласованию с Банком России установлена стоимость активов по последнему балансу кредитной организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на создание такой коммерческой организации, в размере 4 млрд руб.

2. В положениях п. 2 комментируемой статьи установлены требования к содержанию решения об учреждении общества. Аналогично сказанному выше следует отметить, что данные положения, которые лишь подразумеваются в ст. 89 ГК РФ и не содержались в комментируемой статье в прежней редакции, закреплены подобно положениям п. 2, ч. 2 п. 4 и ч. 2 ст. 5 ст. 9 Закона об АО (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 146-ФЗ[92]), устанавливающим требования к содержанию решения об учреждении акционерного общества.

В соответствии с ч. 1 п. 2 комментируемой статьи решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с комментируемым Законом. Обязательным органом управления общества в соответствии с положениями ст. 32 комментируемого Закона наряду с общим собранием участников общества (высшим органом управления) является единоличный исполнительный орган общества. Иные органы управления – совет директоров (наблюдательный совет) общества и коллегиальный исполнительный орган общества – согласно п. 2 и 4 указанной статьи образуются в обществе, если это предусмотрено уставом общества. Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) в силу нормы п. 6 указанной статьи является обязательным в обществах, имеющих более 15 участников (см. комментарий к ст. 32 Закона).

Решение об учреждении общества, принимаемое в случае учреждения общества одним лицом, согласно ч. 3 п. 2 комментируемой статьи должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что при учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение. Данная норма представляется не вполне удачной, поскольку в ней видится смешение понятий аудитора, которому в соответствии с ч. 2 п. 6 ст. 32 комментируемого Закона могут быть переданы функции ревизионной комиссии (ревизора) общества (т. е. «внутреннего» аудитора), и профессионального («внешнего») аудитора, который на основании норм п. 4 ст. 91 ГК РФ и ч. 1 ст. 48 комментируемого Закона может привлекаться обществом для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества (см. комментарий к указанным статьям). О предусмотренных законодательством случаях проведения обязательного аудита см. комментарий к ст. 48 Закона.

3—4. В пункте 3 комментируемой статьи по аналогии с п. 3 ст. 9 Закона об АО установлено, что решения об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества, принимаются учредителями общества единогласно.

В части утверждения денежной оценки указанного имущества данное правило основано на общей норме ч. 2 п. 6 ст. 66 части первой ГК РФ, согласно которой денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. Соответственно этой норме Кодекса в ч. 1 п. 2 ст. 15 комментируемого Закона установлено, что денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно. В то же время в ч. 2 указанного пункта предусмотрено, что в случае, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Однако в комментируемой статье такое положение не содержится.

Такое же по сути правило, что и закрепленное в п. 3 комментируемой статьи, содержалось в ч. 4 п. 1 данной статьи в прежней редакции (т. е. до внесения изменений Законом 2008 г. № 312-Ф3). Но при этом устанавливалось, что иные решения принимаются учредителями общества в порядке, предусмотренном комментируемым Законом и учредительными документами общества. В отличие от такого регулирования в ч. 1 п. 4 комментируемой статьи по аналогии с положением ч. 1 п. 4 ст. 9 Закона об АО установлено, что избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества.

На тот случай, если к моменту избрания органов управления общества, образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества и утверждения аудитора общества размер долей каждого из учредителей общества не определен, в ч. 2 п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос. Соответственно, в случае, когда размер долей учредителей общества определен, то применяется общее правило ч. 4 п. 1 ст. 32 комментируемого Закона, согласно которому каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества.

5. В пункте 5 комментируемой статьи частично реализована одна из самых существенных новелл Закона 2008 г. № 312-ФЗ об устранении дуализма учредительных документов общества и исключении из их числа учредительного договора. Подробнее данная новелла рассмотрена в комментарии к ст. 12 Закона. Здесь же необходимо отметить следующее.

В прежней редакции п. 1 ст. 89 ГК РФ (т. е. до внесения изменений Законом 2008 г. № 312-ФЗ) устанавливалось, что учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Там же предусматривалось, что в случае, если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. На основании данной нормы в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи в прежней редакции указывалось, что учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества что учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества. Соответственно в ч. 2 данного пункта предусматривалось, что в случае, если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является устав, утвержденный этим лицом, и что в случае увеличения числа участников общества до двух и более между ними должен быть заключен учредительный договор.

Законом 2008 г. № 312-ФЗ из числа учредительных документов общества учредительный договор исключен, т. е. учредительным документом общества является только устав общества. Вместе с тем Законом 2008 г. № 312-Ф3 введена альтернатива учредительному договору, в котором, как устанавливалось в п. 1 ст. 12 комментируемого Закона в прежней редакции, учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Этой альтернативой стал договор об учреждении общества. Законом 2008 г. № 312-Ф3 в п. 1 ст. 89 ГК РФ включены положения, согласно которым: учредители общества с ограниченной ответственностью заключают между собой договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные законом об обществах с ограниченной ответственностью условия (ч. 1); договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью заключается в письменной форме (ч. 2). Данные положения Законом 2008 г. № 312-Ф3 включены и в ч. 1 п. 5 комментируемой статьи. При этом в ч. 2 данного пункта включено непосредственное указание на то, что договор об учреждении общества не является учредительным документом общества.

Как видно, договор об учреждении общества является аналогом предусмотренного в п. 1 ст. 98 ГК РФ и п. 5 ст. 9 Закона об АО и не относящегося к учредительным документам письменного договора о создании акционерного общества, заключаемого между учредителями акционерного общества. Соответственно представляется допустимым распространение на договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью следующих разъяснений, данных в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19: заключаемый учредителями акционерного общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению акционерного общества и не относится к учредительным документам; в связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ о недействительности сделок.

Постольку, поскольку договор об учреждении общества определяет лишь порядок осуществления совместной деятельности учредителей по учреждению общества, в дополнение к этой альтернативе учредительного договора Законом 2008 г. № 312-Ф3 в п. 3 ст. 8 комментируемого Закона пред усмотрено право учредителей (участников) общества заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества (см. комментарий к указанной статье).

6. В пункте 6 комментируемой статьи воспроизведены положения, которые содержались в п. 2 данной статьи в прежней редакции (т. е. до внесения изменений Законом 2008 г. № 312-Ф3): учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации; общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества.

Ранее данные положения закреплялись по аналогии с положениями п. 3 ст. 10 Закона об АО, регламентирующими ответственность учредителей акционерного общества по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества. С принятием же Закона 2008 г. № 312-ФЗ положения, которые содержались в п. 2 комментируемой статьи в прежней редакции, закреплены в п. 2 ст. 89 части первой ГК РФ. При этом включено положение о том, что размер ответственности общества по обязательствам учредителей общества, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации, может быть ограничен Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Соответственно, положения п. 6 комментируемой статьи воспроизводят положения п. 2 ст. 89 ГК РФ. Наряду с этим на основании последнего из указанных положения в п. 6 комментируемой статьи установлено, что размер ответственности общества по обязательствам учредителей общества, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации, в любом случае не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала общества.

Как следует из разъяснений, данных в подп. 1 п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19, к сделкам, связанным с учреждением общества, помимо сделок по оплате распределенных среди учредителей долей могут относиться сделки по приобретению (аренде) помещения для размещения общества, оборудования для офиса, заключению договора банковского счета и другие, не относящиеся непосредственно к коммерческой (производственно-хозяйственной) деятельности общества. Там же Пленум ВАС РФ указал, что сделки, заключенные обществом в указанный период и не связанные с учреждением данного общества, могут быть признаны недействительными.

О понятии солидарной ответственности см. комментарий к ст. 2 Закона.

7. В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрено, что особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом. Точно такая же норма содержалась в п. 3 данной статьи в прежней редакции (т. е. до внесения изменений Законом 2008 г. № 312-Ф3).

Понятие «иностранный инвестор» определено в ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[93] – это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами России, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором России осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона. В пункте 2 ст. 20 названного Закона (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ[94]) установлено, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

В норме п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», к которой отсылает норма п. 1 его ст. 20, предусмотрено, что изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Одно из таких изъятий ограничительного характера для иностранных инвесторов предусмотрено Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», в соответствии с ч. 2 ст. 2 которого иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории России, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как уже говорилось (см. комментарий к ст. 1 Закона), именно названным Законом в изъятие из сферы действия комментируемого Закона регулируются отношения, связанные с совершением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, сделок с долями, составляющими уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и установлением контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над такими обществами.

Закон о банках в ст. 17 определяет особенности государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и выдачи ей лицензий на осуществление банковских операций, а в ст. 18 регламентирует установление дополнительных требований к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями. Особенности государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются также приказом Банка России от 23 апреля 1997 г. № 02-195, которым введено в действие Положение № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (наименование в ред. Указания Банка России от 26 января 2007 г. № 1790-У)[95].

Закон о страховом деле в п. 3 и 4 ст. 6 устанавливает ряд требований к деятельности страховых организаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 %. В целях названного Закона согласно п. 3 его ст. 6 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 172-ФЗ[96]) иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ, инвестиции на территории Российской Федерации в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России. Отдельные требования в соответствии с п. 5 указанной статьи не распространяются на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) государств – членов Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Россией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., или имеющие долю таких иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %.

8. В результате изменений, внесенных Законом 2008 г. № 312-ФЗ в ст. 89 части первой ГК РФ, комментируемую статью и ст. 12 комментируемого Закона, установлено, что учредительным документом общества является только его устав, и при этом исключено положение, предусматривавшее, что устав общества должен содержать сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. Это исключает необходимость внесения каждый раз изменений в устав общества при изменении структуры уставного капитала общества и/или состава участников.

Одновременно Законом 2008 г. № 312-ФЗ в п. 8 комментируемой статьи установлено требование о внесении сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества в ЕГРЮЛ. В отношении порядка внесения этих сведений в ЕГРЮЛ данная норма отсылает к федеральному закону о государственной регистрации юридических лиц. В этой связи тем же Законом 2008 г. № 312-ФЗ в подп. «д» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц включено положение, согласно которому в ЕГРЮЛ подлежат отражению такие сведения об участниках общества, как сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

В отношении внесения в ЕГРЮЛ сведений о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении п. 8 комментируемой статьи предусматривает, что такие сведения определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единственного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме и подлежат оплате в порядке и в сроки, которые предусмотрены комментируемым Законом.

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о размерах и номинальной стоимости долей участников обществ, созданных до вступления в силу Закона 2008 г. № 312-ФЗ (т. е. до 1 июля 2009 г.), регламентировано переходным положением ч. 5 ст. 5 данного Закона: орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы обществ с ограниченной ответственностью в целях приведения их в соответствие с частью первой ГК РФ (в ред. Закона 2008 г. № 312-ФЗ) и комментируемым Законом (в ред. Закона 2008 г. № 312-ФЗ), вносит в ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников соответствующих обществ на основании их учредительных договоров в редакции, действующей на момент государственной регистрации указанных изменений (как уже говорилось, положение ч. 2 указанной статьи предписывает уставы и учредительные договоры обществ, созданных до дня вступления в силу Закона 2008 г. № 312-ФЗ, привести в соответствие с частью первой ГК РФ (в ред. Закона 2008 г. № 312-ФЗ) и комментируемым Законом (в ред. Закона 2008 г. № 312-Ф3) не позднее 1 января 2010 г.). В соответствии с ч. 6 указанной статьи внесенные в ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества признаются достоверными до тех пор, пока их достоверность не будет опровергнута нотариально удостоверенными документами или заявлениями, подписанными всеми указанными в ЕГРЮЛ участниками общества, либо пока иное не будет установлено решением суда.

Процедуры внесения в ЕГРЮЛ сведений в связи с изменением размеров и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, передачей долей или частей долей в залог или об ином их обременении регламентированы новыми нормами, включенными Законом 2008 г. № 312-ФЗ в ст. 18–24 комментируемого Закона (см. комментарий к указанным статьям, а также к ст. 12 Закона).

Статья 12. Устав общества

1. Устав общества является учредительным документом общества.

2. Устав общества должен содержать:

полное и сокращенное фирменное наименование общества;

сведения о месте нахождения общества;

сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

сведения о размере уставного капитала общества;

права и обязанности участников общества;

сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

3. По требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию участника общества предоставить ему копию действующего устава общества. Плата, взимаемая обществом за предоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление.

4. Изменения в устав общества вносятся по решению общего собрания участников общества.

Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона для регистрации общества.

Изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.

5. Утратил силу.

1. Как говорилось в комментарии к ст. 11 Закона, указанная статья, определяющая порядок учреждения общества, и комментируемая статья, посвященная уставу общества, воспроизводят и развивают нормы ст. 89 части первой ГК РФ об учреждении общества с ограниченной ответственностью и его учредительном документе. Статья 89 Кодекса и указанные статьи комментируемого Закона в связи со вступлением в силу Закона 2008 г. № 312-ФЗ претерпели существенные изменения. В результате содержащееся в них регулирование стало во многом аналогично тому, которое предусмотрено в ст. 98 ГК РФ, а также ст. 9, 11 и 12 Закона об АО.

Согласно общей норме п. 1 ст. 52 части первой ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора; в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Там же установлено, что учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками); юридическое лицо, созданное в соответствии с данным Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

На основании данной общей нормы в п. 1 ст. 89 ГК РФ и п. 1 ст. 11 комментируемого Закона в прежней редакции (т. е. до внесения изменений Законом 2008 г. № 312-ФЗ) устанавливалось, что учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. При этом предусматривалось, что в случае, если общество учреждается одним лицом, то его учредительным документом является устав.

С принятием Закона 2008 г. № 312-ФЗ дуализм учредительных документов общества устранен и из их числа учредительный договор исключен, что является одной из самых существенных новелл указанного Закона. Как отмечалось авторами законопроекта, некоторые положения дублируются в обоих документах, т. е. в учредительном договоре и уставе общества, что приводит к возникновению трудностей в практике применения положений законодательства об обществах. Учредительный договор, являясь многосторонней сделкой, требует для своего изменения волеизъявления всех лиц, являющихся его сторонами. Из подобного понимания учредительного договора исходит не только действующее законодательство, но и правоприменительная практика, когда для изменения учредительного договора требуется выражение согласия всех участников договора, при этом такое согласие должно быть оформлено путем подписания единого документа или представления иного письменного подтверждения. Таким образом, для изменения ряда положений, содержащихся в уставе общества, требуется принятие единогласного решения всех участников общества. Например, поскольку смена состава участников общества сопряжена с изменением структуры уставного капитала общества, без согласия всех участников общества невозможно ни включение сведений в учредительные документы о доле вновь принятого участника, ни изменение соотношения долей среди существующих участников.

Соответственно, в ч. 1 п. 3 ст. 89 ГК РФ в новой редакции (т. е. в ред. Закона 2008 г. № 312-ФЗ) установлено, что учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав. Данная норма включена Законом 2008 г. № 312-ФЗ и в п. 1 комментируемой статьи. В прежней редакции этого пункта на основании прежней редакции п. 2 ст. 89 ГК РФ устанавливались требования к содержанию учредительного договора: в учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию; учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества.

Закон 2008 г. № 312-ФЗ вступил в силу с 1 июля 2009 г. и с этой же даты в соответствии с ч. 4 его ст. 5 учредительные договоры обществ утратили силу учредительных документов. При этом в ч. 2 и 3 указанной статьи предусмотрены следующие переходные положения: уставы и учредительные договоры обществ, созданных до 1 июля 2009 г., подлежат приведению в соответствие с частью первой ГК РФ (в ред. Закона 2008 г. № 312-ФЗ) и комментируемым Законом (в ред. Закона 2008 г. № 312-Ф3) не позднее 1 января 2010 г.; с 1 июля 2009 г. уставы и учредительные договоры обществ, созданных до этой даты, до приведения их в соответствие с частью первой ГК РФ (в ред. Закона 2008 г. № 312-ФЗ) и комментируемым Законом (в ред. Закона 2008 г. № 312-ФЗ) применяются в части, не противоречащей указанным законодательным актам РФ.

2. Согласно общей норме ч. 1 п. 2 ст. 52 части первой ГК РФ в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида; в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица; предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В части 2 п. 3 ст. 89 ГК РФ в новой редакции (т. е. в ред. Закона 2008 г. № 312-ФЗ) установлено, что устав общества с ограниченной ответственностью наряду со сведениями, указанными в п. 2 ст. 52 данного Кодекса, должен содержать сведения о размере уставного капитала общества, составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью сведения.

На основании и в развитие данных норм ГК РФ в ч. 1 п. 2 комментируемой статьи установлены требования к содержанию устава общества. Так, устав общества должен содержать:

полное и сокращенное фирменное наименование общества (см. комментарий к ст. 4 Закона);

сведения о месте нахождения общества (см. комментарий к ст. 4 Закона);

сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов (см. комментарий к ст. 32 и 37 Закона);

сведения о размере уставного капитала общества (см. комментарий к ст. 14 Закона);

права и обязанности участников общества (см. комментарий к ст. 8 и 9 Закона);

сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества (указанная оговорка включена Законом 2008 г. № 312-ФЗ, см. комментарий к ст. 26 Закона);

сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу (см. комментарий к ст. 21 Закона);

сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам (см. комментарий к ст. 50 Закона).

Следует отметить, что из данного перечня Законом 2008 г. № 312-ФЗ исключена такая позиция, как сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. Как уже говорилось, этим же Законом в п. 8 ст. 11 комментируемого Закона включено требование о внесении сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества в ЕГРЮЛ (см. комментарий к указанной статье).

Определенный в ч. 1 п. 2 комментируемой статьи перечень сведений, который должен содержать устав общества, сформулирован как открытый. В последней позиции данного перечня прямо указано, что устав общества должен содержать и иные сведения, предусмотренные комментируемым Законом. Развивая приведенные выше нормы ч. 1 п. 2 ст. 52 и ч. 2 п. 3 ст. 89 ГК РФ, часть 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие комментируемому Закону и иным федеральным законам.

Нормы комментируемого Закона, непосредственно обязывающие включать в устав общества сведения, которые не упомянуты в ч. 1 п. 2 комментируемой статьи, указать довольно сложно. В качестве таковой можно было бы рассматривать норму п. 5 ст. 5 Закона, предписывающую указывать сведения о филиалах и представительствах общества, но она применяется только в случаях создания обществом филиалов и открытия представительств. То же самое можно сказать и о норме ст. 30 Закона, предписывающей указывать в уставе общества порядок и размеры резервного и иных фондов общества. В то же время в комментируемом Законе содержится немалое число диспозитивных норм, предоставляющих обществу право урегулировать в своем уставе соответствующие вопросы в пределах, предоставляемых этими нормами. В этом отношении следует отметить, что согласно сохраняющим свою практическую значимость разъяснениям, данным в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14, требования к содержанию устава общества определяются п. 2 комментируемой статьи; если при рассмотрении дела будет установлено, что в уставе общества содержатся положения, противоречащие комментируемому Закону и иным федеральным законам, они не должны применяться судом при разрешении возникшего спора.

Следует также отметить, что требования к содержанию устава кредитной организации определены в ч. 2 ст. 10 Закона о банках. Так, согласно указанной норме (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 2Э1-ФЗ) устав кредитной организации должен содержать: фирменное наименование; указание на организационно-правовую форму; сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 названного Закона;

сведения о размере уставного капитала;

сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

3. В пункте 3 комментируемой статьи по аналогии с п. 4 ст. 11 Закона об АО установлена обязанность общества по требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, в том числе с изменениями. Наличие данной обязанности общества подразумевает наличие корреспондирующего ей права указанных лиц обратиться с требованием о представлении им возможности ознакомиться с уставом. При этом форма такого требования – устная или письменная – не определена.

Для определения содержания понятия «разумный срок» необходимо обращаться к положениям п. 2 ст. 314 части первой ГК РФ. Согласно указанной норме по общему правилу обязательство, не исполненное в разумный срок, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (см. комментарий к ст. 15 Закона). Кстати, в п. 2 ст. 91 Закона об АО говорится именно о семидневном сроке, в течение которого акционерное общество обязано предоставить информацию акционерам.

В пункте 3 комментируемой статьи также установлена обязанность общества по требованию участника общества предоставить ему копию действующего устава общества. Общество вправе потребовать от участника общества, которому предоставляется копия устава, возмещения расходов на изготовление этой копии. В этом отношении в данной норме специально оговорено, что плата, взимаемая обществом за предоставление копии, не может превышать затраты на ее изготовление. Рассмотренные положения п. 3 комментируемой статьи также являются аналогами положений п. 4 ст. 11 Закона об АО.

В соответствии с п. 1 ст. 50 комментируемого Закона общество обязано хранить устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения. Согласно п. 2 указанной статьи общество хранит документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества (см. комментарий к ст. 11 Закона).

4. В части 1 п. 4 комментируемой статьи установлено, что изменения в устав общества вносятся по решению общего собрания участников общества. Данное правило основано на положениях подп. 1 п. 3 ст. 91 части первой ГК РФ и подп. 2 п. 2 ст. 33 комментируемого Закона, согласно которым изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества относится к компетенции общего собрания участников общества, причем, как следует из норм ст. 32 и 33 данного Закона, – к исключительной компетенции высшего органа общества. Решения по вопросам внесения изменений в устав общества согласно п. 8 ст. 37 комментируемого Закона принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена данным Законом или уставом общества (см. комментарий к указанным статьям).

В соответствии с общей нормой п. 3 ст. 52 части первой ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Там же установлено, что юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

На основании данной нормы прежде всего в ч. 2 п. 4 комментируемой статьи установлено, что изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13 комментируемого Закона для регистрации общества. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, как и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регламентированы положениями гл. VI Закона о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ[97]) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

документ об уплате государственной пошлины.

Форма Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. последующих изменений). Порядок заполнения данной формы приведен в ч. IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@ (однако этот порядок не учитывает изменений, внесенных в указанное постановление Правительства РФ).

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 «Государственная пошлина» части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ[98]) за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, уплачивается государственная пошлина в размере 20 % размера, установленного подп. 1 п. 1 этой же статьи (т. е. от 2 тыс. руб.). Соответственно, за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, государственная пошлина уплачивается в размере 400 руб.

Особенности государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, определены в ч. 3 и 4 ст. 10 Закона о банках (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ):

кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц, нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со ст. 2 Закона о государственной регистрации юридических лиц федеральный орган исполнительной власти (уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ;

на основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего заднем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Указанным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба (см. комментарий к ст. 13 Закона). В рамках реализации данных норм МНС России («предшественника» ФНС России в части осуществления функций уполномоченного регистрирующего органа) и Банком России 26 июня 2002 г. утвержден (под № БГ-16-09/86 и № 01–33/2202 соответственно) Регламент взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации по вопросам государственной регистрации кредитных организаций[99], которым установлен порядок взаимодействия уполномоченного регистрирующего органа и Банка России по вопросам государственной регистрации кредитных организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитных организаций, а также изменений, касающихся сведений о кредитных организациях, но не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы.

Основным актом Банка России, о котором идет речь, является Инструкция Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (в ред. последующих изменений), содержащая раздел IV «Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, изменение сведений о кредитной организации (филиале), внесение изменений в положение о филиале кредитной организации».

На основании приведенной нормы п. 3 ст. 52 ГК РФ в ч. 3 п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных комментируемым Законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию. Комментируемый Закон в п. 5 его ст. 5 предусматривает единственный случай, когда изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц: при направлении в указанный орган сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ) для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; в заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Форма Заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма № Р14001), утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. последующих изменений). Порядок заполнения данной формы приведен в ч. Y Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@ (однако этот порядок не учитывает изменений, внесенных в указанное постановление Правительства РФ).

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 315 – ФЗ[100]) в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов России и (или) на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование юридического лица на этих языках; организационно-правовая форма;

адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса России в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

сведения о филиалах и представительствах юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда РФ; в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ; в территориальном фонде обязательного медицинского страхования; сведения о банковских счетах юридического лица; сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Как установлено в п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 23 декабря

2003 г. № 185-ФЗ[101]), юридическое лицо в течение 3 дней с момента изменения указанных в п. 1 данной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подп. «м», «о»-«с», обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Там же предусмотрено, что в случае, если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, то внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI названного Закона, т. е. в порядке, предусмотренном для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Выше говорилось (см. комментарий к ст. 11 Закона), что Законом 2008 г. № 312-ФЗ в подп. «д» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц включено положение, согласно которому в ЕГРЮЛ подлежат отражению такие сведения об участниках общества, как сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

Процедуры внесения в ЕГРЮЛ сведений в связи с изменением размеров и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, передачей долей или частей долей в залог или об ином их обременении регламентированы новыми нормами, включенными этим же Законом 2008 г. № 312-ФЗ в ст. 18–24 комментируемого Закона и предусматривающими обязательность представления документов, подтверждающих соответствующие изменения (см. комментарий к указанным статьям). При этом для случаев, когда сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению, в новом п. 14 ст. 21 комментируемого Закона предусмотрено, что нотариус, совершивший нотариальное удостоверение сделки, в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. То же самое предусмотрено в новом п. 3 ст. 22 данного Закона применительно к нотариальному удостоверению договора залога доли или части доли в уставном капитале общества (см. комментарий к ст. 21 Закона).

5. Норма п. 5 комментируемой статьи в прежней редакции определяла соотношение положений учредительного договора и устава общества: в случае несоответствия преимущественную силу для третьих лиц и участников общества имеют положения устава общества. Поскольку Законом 2008 г. № 312-ФЗ учредительный договор из числа учредительных документов общества исключен, необходимость в данной норме отпала и она утратила силу в соответствии с тем же Законом 2008 г. № 312-ФЗ.

Статья 13. Государственная регистрация общества

Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Норма комментируемой статьи находится в непосредственной взаимосвязи с нормой п. 3 ст. 2 комментируемого Закона, устанавливающей, что общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Как говорилось в комментарии к указанной статье, обе данные нормы основаны на общих нормах ст. 51 части первой ГК РФ о государственной регистрации юридических лиц. Так, в соответствии с ч. 1 п. 1 данной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц; данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. В пункте 2 ст. 51 Кодекса определено, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Актом, о котором идет речь, является Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ имеет наименование «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», по тексту комментария обозначается как Закон о государственной регистрации юридических лиц). В соответствии со ст. 2 названного Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Таким федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом) в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506[102], является ФНС России. До издания данного документа соответствующие функции согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (наименование в ред. постановления Правительства РФ от 16 сентября 2003 г. № 577)[103] возлагались на «предшественника» – Министерство РФ по налогам и сборам.

Выше говорилось (см. комментарий к ст. 4 Закона), что согласно п. 1 ст. 13 Закона о государственной регистрации юридических лиц государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии со ст. 12 названного Закона (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

документ об уплате государственной пошлины.

Форма Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. последующих изменений). Порядок заполнения данной формы приведен в ч. II Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@ (однако данный порядок не учитывает изменений, внесенных в указанное постановление Правительства РФ).

Как установлено в подп. 1 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 «Государственная пошлина» части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ), за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственная пошлина уплачивается в размере 2 тыс. руб.

Кредитные организации в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о банках (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ) подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Согласно ч. 2 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-Ф3): решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России; внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации; взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций установлен Инструкцией Центрального банка РФ от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (в ред. последующих изменений). Особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями определены Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов»[104] (в ред. последующих изменений). Как уже говорилось (см. комментарий к ст. 12 Закона), порядок взаимодействия ФНС России и Банка России по вопросам государственной регистрации кредитных организаций при их создании установлен Регламентом взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации по вопросам государственной регистрации кредитных организаций от 26 июня 2002 г.

В части 3 ст. 12 Закона о банках предусмотрено, что Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Порядок внесения записей в названную Книгу определен той же Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И, о которой уже говорилось.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 51 части первой ГК РФ о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ) отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц (здесь и далее в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ), отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 названного Закона (обществ, да и вообще юридических лиц касается только случай, предусмотренный в п. 2 ст. 20 названного Закона – в нем идет речь о недопустимости с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации).

В соответствии с Законом 2008 г. № 312-ФЗ, внесшим изменения в часть первую ГК РФ и комментируемый закона, указанный пункт 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц дополнен следующими подпунктами, допускаемыми отказ в государственной регистрации в случае: г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Согласно ч. 3 п. 1 ст. 51 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

В статье 24 Закона о государственной регистрации юридических лиц говорится об ответственности регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации:

за необоснованный, т. е. не соответствующий основаниям, указанным в ст. 23 названного Закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного названным Законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных названным Законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ (п. 1);

регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине (п. 2).

В пункте 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (см. комментарий к ст. 57 Закона).