Вы здесь

Комментарий к Федеральному закону «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков» (постатейный). Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации...

Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков: комментарий к Федеральному закону

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ БАНКОВ:

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ


Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются поддержание стабильности банковской системы и защита законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.

2. В целях настоящего Федерального закона Российская Федерация вправе осуществлять меры по повышению капитализации банковских кредитных организаций, являющихся акционерными обществами (далее – банки), путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции таких банков (далее – процедура повышения капитализации) в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

1. Первое положение комментируемого Закона указывает на то, что он имеет четкую прописанную цель, что указывает на то, что данный Закон нельзя назвать нецеленаправленным. Среди российских законов, имеющих определенную прописанную цель, можно назвать такие, как:

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», целями которого согласно ст. 1 являются «защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», целями которого согласно ст. 1 являются «установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (далее – система страхования вкладов), и укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации»;

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», целями которого согласно ст. 1 являются «обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (далее – инвесторы), а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам – физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг (далее – профессиональные участники) на рынке ценных бумаг»;

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», целями которого согласно ст. 1 являются «создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций»;

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», целью которого согласно ст. 1 является «предоставление возможности физическим лицам исполнить обязанность по уплате налогов в отношении доходов, полученных до 1 января 2006 года и подлежащих налогообложению в Российской Федерации посредством уплаты устанавливаемого настоящим Федеральным законом декларационного платежа»;

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», целью которого согласно ст. 1 является «защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», целью которого согласно ст. 2 является «обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну»;

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», цели которого обозначены в преамбуле: «развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее – лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования»;

Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. № 217-ФЗ «О переносе дней отдыха в 2000 году», цель которого обозначена в преамбуле: «обеспечение условий для производительного труда и отдыха граждан Российской Федерации, а также создание условий для перспективного планирования деятельности организаций»;

Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», целью которого является «реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба»;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», целью которого согласно ст. 1 является «обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе»;

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», целью которого согласно ст. 1 является «создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», целью которого является «обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества»;

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», целями которого согласно ст. 1 являются:

«создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации;

содействие внедрению перспективных технологий и стандартов; защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;

обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;

создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи;

обеспечение централизованного управления российскими радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации;

создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка»;

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», целями которого согласно ст. 1 являются:

«1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу»;

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», целями которого согласно ст. 1 являются «привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям»;

Трудовой кодекс РФ, целями которого согласно ст. 1 являются «установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей».

Хотя это и не полный перечень российских законов, имеющих строго прописанные цели, тем не менее большинство законов таких целей не прописывают. Данная ситуация в ряде случаев приводит к правовой путанице и невозможности правильно сориентироваться в законодательстве при решении вопросов правового характера.

Что касается комментируемого Закона, то здесь прописана не цель, а цели, но в довольно обобщенном виде: «поддержание стабильности банковской системы и защита законных интересов вкладчиков и кредиторов банков». Иными словами, здесь говорится не о конкретной цели, а о группе целей, которые касаются вопросов поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.

Рассмотрим понятие «банковская система». Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 28 апреля 2009 г.) банковская система Российской Федерации включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банк России, или Центральный банк Российской Федерации – это особая государственная структура, основной функцией которой в соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля. Причем данную функцию Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Что касается понятия «кредитная организация», то согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» под этим понятием подразумевается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

В нашей стране существует два типа кредитных организаций: банки (кредитные организации); небанковские кредитные организации (НКО).

В свою очередь, небанковские кредитные организации подразделяются на два подтипа:

небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО) («Положение об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» (утв. ЦБ РФ 21 сентября 2001 г. № 153-П));

расчетные небанковские кредитные организации (РНКО) (Инструкция ЦБ РФ от 26 апреля 2006 г. № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» (зарег. в Минюсте России 19 мая 2006 г. № 7861)).

Небанковские кредитные организации (НДКО и РНКО) в отличие от банков не имеют право одновременно осуществлять три основные банковские операции:

вести счета и осуществлять расчеты; привлекать депозиты и иные средства клиентов; выдавать кредиты и иным образом размещать привлеченные средства.

Действие комментируемого закона не распространяется на НКО. Что касается банка, то это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Не секрет, что данными операциями по закону могут заниматься и другие лица (небанковские коммерческие организации, кредитные кооперативы и т. п.) Но банки, в отличие от других организаций, осуществляющих банковские операции, обладают следующими особенностями:

банки осуществляют все банковские операции в совокупности, в то время как другие организации могут осуществлять только часть этих операций, не осуществляя других;

банки осуществляют банковские операции по отношению к неопределенному кругу лиц, в то время как, например, кредитные кооперативы могут осуществлять данные операции по отношению к лишь ограниченному кругу лиц (пайщиков кооператива).

Что касается субъектов, обозначенных в целях комментируемого Закона, то, как видно из общего содержания этого Закона, неточность выделенных целей проявляется в том, что на самом деле Закон нацелен на поддержание не всей банковской системы и не всех банков, а только конкретных субъектов банковской деятельности, а именно банков, являющихся акционерными обществами, удовлетворяющими ряду жестких критериев. Истинная цель Закона, судя по его содержанию, заключается в поддержании стабильности наиболее устойчивых субъектов банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов наиболее устойчивых банков. Иными словами, речь идет о поддержании тех банков, которые пока такой поддержки не требуют, но могут гипотетически потребовать ее, если не принять определенные меры.

2. В целях комментируемого Закона Российская Федерация вправе осуществлять меры по повышению капитализации банковских кредитных организаций, являющихся акционерными обществами (далее – банки), путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции таких банков (далее – процедура повышения капитализации) в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Речь идет о праве, а не об обязанности. Значит, наличие смысла в комментируемом Законе присутствует, только в том случае, если государство, Российская Федерация, воспользуется предоставленным ему правом, что должно быть выражено в конкретном документе. Сегодня такой документ есть – это Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (ред. от 3 октября 2009 г.), в ч. 6 ст. 12 которого сказано, что Правительство РФ в 2009 г. обеспечивает осуществление обмена ОФЗ в объеме до 150 млрд руб. в порядке и на условиях, установленных комментируемым Законом, на привилегированные акции банковских кредитных организаций с возникновением права собственности РФ на соответствующую долю в уставном капитале банковских кредитных организаций.

В части 1.1 ст. 16 того же Федерального закона говорится, что Правительство РФ в целях проведения обмена ОФЗ на привилегированные акции банковских кредитных организаций обеспечивает без внесения изменений в Программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 г. эмиссию ОФЗ с постоянным купонным доходом в объеме до 150 млрд руб. по номинальной стоимости со сроком погашения в 2019 г. и выплатой купонного дохода один раз в год и их размещение путем заключения договора мены на привилегированные акции банковских кредитных организаций в порядке и на условиях, установленных комментируемым Законом.

Поддержка банковского сектора экономики будет проводиться посредством увеличения капитализации банков, что гипотетически должно привести к увеличению финансовой устойчивости и платежеспособности конкретных банков и банковской системы России в целом. Кроме того, государство для себя решает еще одну немаловажную проблему: привлекает долгосрочные заемные средства для финансирования нужд государства. В период кризиса инвесторы существенно снижают финансовую активность и, соответственно, в меньшем объеме приобретают ОФЗ различных видов. Государство же осуществляет поддержку банковского сектора не посредством приобретения акций банков, а посредством обмена приобретаемых акций банков на ОФЗ.

Сами по себе ОФЗ являются государственными ценными бумагами и потому являются наименее рискованными по своей сути. В этом плане банкам выгодно будет использовать ОФЗ для уменьшения риска при формировании собственного портфеля ценных бумаг.

Некоторым банкам (как коммерческим организациям), возможно, не выгодно будет держать ОФЗ без движения на протяжении длительного периода времени, так как данный финансовый инструмент для банков убыточен: приносимый доход по ОФЗ ниже на 3 процентных пункта (п. 2 ст. 3 Закона), чем величина дивидендов, которые банки обязаны выплачивать по выпущенным привилегированным акциям. Более того, еще с полученного дохода в виде процентов по ОФЗ необходимо заплатить в бюджет налог на прибыль по ставке 15 % (подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ), а сами дивиденды по акциям выплачиваются из чистой прибыли, которая остается у банка после уплаты налогов (в частности, налога на прибыль). Таким образом, такие банки будут стремиться размещать ОФЗ на открытом рынке среди иных инвесторов и пускать полученные денежные средства в работу с большим доходом, превышающем величину дивидендов. Таким образом, для государства решается задача по размещению ОФЗ, а расходы государства по такому размещению сводятся к разумному минимуму.

Часть 1 ст. 1 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» указывает, что кредитная организация может образовываться «на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». Согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Согласно п. 1 ст. 96 ГК РФ акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам (АО) в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Такое же, но в урезанном формате, определение акционерного общества дается в ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах», где говорится, что акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Здесь идет сразу же ограничение субъектов банковских деятельности, попадающих под действие комментируемого Закона. Такими субъектами должны являться:

кредитными организациями; банковскими кредитными организациями;

российскими кредитные организации;

акционерными обществами по своей организационно-правовой форме.

Таким образом, если кредитная организация является небанковской, то она, если желает участвовать в данной программе, должна увеличить свой капитал и зарегистрироваться как банковская. Если же банковская кредитная организация существует в форме общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, но желает участвовать в указанной программе, то она должна реорганизоваться в акционерное общество. Если же создается новая кредитная организация, то она создается в форме акционерного общества и имеет статус банка.

Перед рассмотрение процедур повышения капитализации банков необходимо понять и проанализировать термин «капитализация».

В данном контексте под капитализацией банка разумно понимать размер собственного капитала (собственных средств) или чистых активов банка. Отметим, что в научном и деловом обиходе, мировой практике, действующем российском законодательстве понятия «собственные средства (собственный капитал)» и «чистые активы» используются как аналогичные[5].

Наличие различных методов и приемов определения чистых активов и собственных средств обусловлено спецификой деятельности различных финансовых институтов и организационно-правовых видов юридических лиц и т. д.

Многие положения, инструкции, методики и методические рекомендации уже утратили свою силу, некоторые действуют, систематически появляются новые документы либо вводятся дополнения и изменения к действующим, например:

Постановление ФКЦБ России «Об утверждении новой редакции положения о порядке оценки и составления отчетности о стоимости чистых активов интервальных паевых инвестиционных фондов, утвержденного постановлением федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации № 21 от 2 ноября 1995 г.» от 21 мая 1998 г. № 12 (в ред. постановления ФКЦБ России от 2 октября 1998 г. № 40) (утратило силу);

Постановление ФКЦБ России «Об утверждении новой редакции положения о порядке оценки и составления отчетности о стоимости чистых активов открытых паевых инвестиционных фондов, утвержденное постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 27 октября 1995 г. № 19» от 25 мая 1998 г. № 14 (в ред. постановления ФКЦБ России от 2 октября 1998 г. № 40) (утратило силу); приказ Минфина России № 10н, ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 03-6/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» (зарег. в Минюсте России 12 марта 2003 г. № 4252);

постановление ФКЦБ России от 18 февраля 2004 г. № 04-6/пс «Об утверждении порядка определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений» (зарег. в Минюсте России 9 марта 2004 г. № 5632);

приказ ФСФР России от 13 апреля 2005 г. № 05-9/пз-н «Об утверждении порядка определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сформированные в негосударственных пенсионных фондах» (зарег. в Минюсте России 20 мая 2005 г. № 6602);

приказ Минфина России от 12 сентября 2003 г. № 83н, ФКЦБ России № 03-158/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ» (зарег. в Минюсте России 3 октября 2003 г. № 5146);

письмо Минфина России от 22 октября 2004 г. № 07-05-19/7 «О порядке оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью»;

приказ ФСФР России от 15 декабря 2005 г. № 05–82/пз-н «Об утверждении порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих» (в ред. приказа ФСФР России от 13 июня 2006 г. № 06–59/пз-н) (зарег. в Минюсте России 24 января 2006 г. № 7407);

приказ ФСФР России от 15 июня 2005 г. № 05–21/пз-н «Об утверждении положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию» (в ред. приказа ФСФР России от 15 декабря 2005 г. № 05–83/пз-н) (зарег. в Минюсте России 11 июля 2005 г. № 6769);

постановление Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. № 233 «О требованиях к размеру собственных денежных средств застройщика, порядке расчета размера этих средств, а также нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика»;

постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 853 «О порядке поддержания достаточности собственных средств (капитала) управляющей компании и специализированного депозитария относительно объема обслуживаемых активов»;

приказ ФСФР России от 29 сентября 2005 г. № 05–43/пз-н «Об утверждении методики расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг» (зарег. в Минюсте России 28 октября 2005 г. № 7120);

постановление ФКЦБ России от 21 марта 2002 г. № 5/пс «О порядке расчета собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» (зарег. в Минюсте России 8 апреля 2002 г. № 3355);

постановление ФКЦБ России от 31 июля 2002 г. № 28/пс «Об утверждении требований к размеру собственных средств акционерного инвестиционного фонда»;

приказ ФСФР России от 18 мая 2005 г. № 05–19/пз-н «О показателях и нормативах достаточности собственных средств (капитала) управляющих компаний и специализированных депозитариев, являющихся субъектами отношений по обязательному пенсионному страхованию, заключивших договоры с негосударственными пенсионными фондами, относительно объема обслуживаемых активов» (зарег. в Минюсте России 17 июня 2005 г. № 6722);

Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций (утв. Банком России 10 февраля 2003 г. № 215-П, в ред. Указания Банка России от 30 июня 2006 г. № 1699-У) (зарег. в Минюсте России 17 марта 2003 г. № 42693);

Указание Банка России от 16 января 2004 г. № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (зарег. в Минюсте России 23 января 2004 г. № 5485) и др.

Величина чистых активов (собственных средств) организации используется при:

составлении бизнес-планов;

анализе платежеспособности потенциального заемщика; отборе инвестиционных проектов;

формировании управленческой отчетности; осуществлении иных аналитических и управленческих процедур. Действующее российское законодательство использует понятие чистых активов (собственных средств) при определении многих вопросов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов, например, при:

анализе наличия (отсутствия) признаков банкротства; признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2004 г. № 855 «О несостоятельности (банкротстве)», постановлением Правительства РФ «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» производятся соответствующие аналитические процедуры, в основе которых лежит анализ достаточности величины собственных средств;

необходимости снижения уставного (акционерного) капитала. Согласно п. 4 ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Аналогичная норма действует и в отношении обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью;

анализе наличия обязанности ликвидации хозяйствующего субъекта. Согласно п. 5 ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, общество обязано принять решение о своей ликвидации. Аналогичная норма действует и в отношении обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью;

составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Согласно приказу Минфина России № 10н, ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 03-6/пз «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» (зарег. в Минюсте России 12 марта 2003 г. № 4252) информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности;

определении возможности регистрации определенных видов хозяйствующих субъектов. Некоторые виды юридических лиц, предполагающих осуществление отдельных видов деятельности, могут регистрироваться при наличии существенной величины собственных средств (деятельность банков, страховых компаний, отдельные виды профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, специализированных депозитариев, акционерного инвестиционного фонда, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, застройщиков и т. д.);

определении возможности осуществления определенных видов деятельности и/или выполнении лицензионных требований и т. д. Некоторые виды деятельности могут осуществляться организацией (при наличии соответствующих разрешений и лицензий) при соблюдении соответствующих нормативов достаточности собственных средств. В отдельных случаях возможность финансового роста (привлечение дополнительных средств, размещение инвестиций и т. д.) законодательно привязана к необходимости роста собственных средств хозяйствующего субъекта: отдельные финансовые ограничения поставлены в зависимость от величины собственных средств. Например, в зависимость от отдельных элементов собственных средств поставлены некоторые финансовые ограничения в Федеральном законе от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»; а в п. 3 ст. 25 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» указано, что минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей…» и т. д.

Значимость величины собственных средств (капитала) для банков определена в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» и в иных нормативных документах, регулирующих деятельность кредитных организаций.

В статье 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» указано, что минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 млн руб., в ст. 11.2 того же Федерального закона указано, что минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 180 млн руб.

В статье 36 того же Федерального закона указано, что право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 млрд 600 млн руб.

Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций (утв. ЦБ РФ 10 февраля 2003 г. № 215-П, в ред. Указания ЦБ РФ от 30 июня 2006 г. № 1699-У) (зарег. в Минюсте России 17 марта 2003 г. № 42693) указывает на необходимость соблюдения финансовых нормативов (при осуществлении деятельности кредитных организаций), многие из которых «привязаны» к величине собственных средств.

Возвращаясь к понятию «процедура повышения капитализации», отметим, что под этим термином следует понимать действия, направленные на увеличение размера собственных средств (в данном случае) банка с целью увеличения финансовой устойчивости данного банка. Более высокая капитализация банка придает этому банку более высокую финансовую устойчивость.

Теперь настало время определиться с понятием «облигация федерального займа».

Согласно ст. 143 ГК РФ облигация федерального займа (ОФЗ) относится к виду ценных бумаг. Соответственно, к ней применяются общие правила (если иное не оговорено в иных нормативных актах о ценных бумагах), описанные в ст. 142 ГК РФ, в соответствии с которыми ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

Впервые понятие «облигация федерального займа» было введено постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов». Ныне это постановление действует в редакции от 24 августа 2004 г. В упомянутом постановлении:

«В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, разработанные Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

2. Разрешить Министерству финансов Российской Федерации производить в 1995 году выпуск облигаций федеральных займов в соответствии с Генеральными условиями выпуска облигаций федеральных займов и утвержденными на их основе условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов».

В указанных Генеральных условиях эмиссии и обращения ОФЗ говорится следующее:

«1.1. Настоящие Генеральные условия определяют порядок эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, в виде облигаций федеральных займов.

1.2. Эмитентом облигаций федеральных займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.

1.3. Эмиссия облигаций федеральных займов осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого выпуска определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий год.

По срокам обращения облигации федеральных займов могут быть среднесрочными или долгосрочными.

1.4. Владельцами облигаций федеральных займов могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.

Владелец облигаций федеральных займов устанавливается в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Генеральных условий. Владелец таких облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

1.5. Министерство финансов Российской Федерации на основании настоящих Генеральных условий принимает условия эмиссии облигаций федеральных займов и решение об эмиссии отдельного выпуска.

Облигации федеральных займов одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав.

2.1. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Центральный банк Российской Федерации.

2.2. Все сделки с облигациями федеральных займов заключаются и исполняются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации через уполномоченные им организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской деятельности с облигациями федеральных займов (далее – уполномоченные организации).

2.3. Денежные расчеты по сделкам с облигациями федеральных займов осуществляются через Центральный банк Российской Федерации и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

2.4. Облигации федеральных займов выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями федеральных займов каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и пунктом 1.5 настоящих Генеральных условий. Глобальный сертификат хранится в депозитарии.

2.5. Учет отдельных облигаций федеральных займов каждого выпуска осуществляется в виде записей по счетам «Депо», осуществляемых организациями, указанными в пунктах 2.6–2.8 настоящих Генеральных условий.

Запись по счету «Депо», осуществляемая указанными организациями, удостоверяет право собственности на облигации федеральных займов и является условием для осуществления прав, предусмотренных пунктом 1.4 настоящих Генеральных условий. Владельцы облигаций федеральных займов не имеют права требовать выдачи на руки облигаций федеральных займов.

2.6. Порядок учета облигаций федеральных займов по счетам «Депо» определяет Центральный банк Российской Федерации. Хранение и учет облигаций федеральных займов каждого выпуска на счетах «Депо» осуществляется в депозитарии.

Право собственности на облигации федеральных займов переходит (возникает) с момента осуществления приходной записи по счету «Депо».

2.7. Функции депозитария выполняет организация, заключившая с Министерством финансов Российской Федерации договор и имеющая лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности.

2.8. Функции субдепозитария выполняют уполномоченные организации, которые осуществляют учет прав на облигации федеральных займов по счетам «Депо» депонентов (инвесторов)».

Следует заметить, что постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 455 установлен и номинал ОФЗ в размере 1 млн руб.

ОФЗ бывают двух видов: с постоянным и переменным купонным доходом с различными сроками погашения, как это видно, например, из ст. 2 и 3 Федерального закона от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики».

Следующее понятие, без которого нельзя обойтись, комментируя настоящий Закон, это «привилегированные акции».

Согласно ст. 99 ГК РФ и ст. 25 Федерального закона «Об акционерных обществах» уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об акционерных обществах» номинальная стоимость всех обыкновенных акций АО должна быть одинаковой. Уставный капитал АО определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. АО размещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.

Эти привилегированные акции имеют и особый статус в АО. Так, согласно ст. 32 Федерального закона «Об акционерных обществах» сказано, что акционеры – владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено Федеральным законом «Об акционерных обществах». Привилегированные акции АО одного типа предоставляют акционерам – их владельцам одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость.

В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Уставом общества может быть установлено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен уставом, накапливается и выплачивается не позднее срока, определенного уставом (кумулятивные привилегированные акции). Уставом АО может быть предусмотрена конвертация привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов по требованию акционеров – их владельцев или конвертация всех акций этого типа в срок, определенный уставом общества.

Есть также особые вопросы участия в общих собраниях акционеров владельцев привилегированных акций, о чем также упоминается в настоящем комментарии к Закону.

Статья 2. Процедура повышения капитализации

Процедура повышения капитализации включает:

1) размещение банком привилегированных акций с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом;

2) эмиссию Российской Федерацией облигаций федерального займа с учетом условий, установленных настоящим Федеральным законом;

3) заключение договора мены привилегированных акций, размещаемых банком в соответствии с настоящим Федеральным законом, на облигации федерального займа, выпущенные Российской Федерацией с учетом условий, установленных настоящим Федеральным законом.

Здесь говорится о трех основных составляющих процедуры повышения капитализации банков, не раскрывая их полностью. Что касается раскрытия этих составляющих, то данная норма отсылает к другим нормам Закона, а именно:

размещение банком привилегированных акций с учетом требований, установленных комментируемым Законом, рассматривается в ст. 3–5 Закона и комментариях к этим статьям;

эмиссия Российской Федерацией ОФЗ с учетом условий, установленных комментируемым Законом, рассматривается в ст. 6 Закона и комментарии к ней;

заключение договора мены привилегированных акций, размещаемых банком в соответствии с комментируемым Законом, на облигации федерального займа, выпущенные РФ с учетом условий, установленных тем же Законом, рассматривается в ст. 7 Закона и комментарии к ней.

Помимо перечисленного в комментируемой статье, Закон конкретизирует вопросы, связанные с исполнением Закона, куда входят права РФ, возникающие в связи с реализацией процедуры повышения капитализации банка (ст. 8), особенности реализации банком и его акционерами своих прав в связи с реализацией процедуры повышения капитализации (ст. 9), особенности применения положений законодательства РФ к отношениям, регулируемым комментируемым Законом. В связи с этим п. 3 комментируемой статьи с точки зрения законодателя было бы правильнее прописать не просто как «заключение договора мены», а как «заключение и исполнение договора мены».

Недостаток комментируемой нормы еще и в том, что эти ссылки не являются конкретными. Иными словами, читатель этого Закона должен сам выискивать, в какой конкретной норме этого же Закона раскрывается содержание данных составляющих.

Важно также заметить, что в комментируемой статье и в самом Законе говорится о требованиях к размещению банком привилегированных акций и об условиях эмиссии Российской Федерацией ОФЗ. С точки зрения обывателя кажется, что понятия «требования» и «условия» являются синонимами. Но с точки зрения комментируемого Закона это не совсем так.

В толковом словаре русского языка Ушакова[6] одно из понятий слова «условие» обозначено, как:

Требование, предложение одной договаривающейся стороны, принимаемое или отвергаемое другой стороной. Например. Победители навязали тяжелые условия побежденным. Выставить определенные условия. Какое ваше условие?

Но если мы обратимся к семантике обоих понятий, то заметим, что семантика понятия «условие» шире, чем понятия «требование».

Так, слово «требование» может означать:

«1) Действие по глаголу требовать. Например. Требование денег. По требованию суда.

2) Повелительная просьба, пожелание, выраженное как приказание, притязание. Например. Исполнить чье-нибудь требование. Политические требования. Экономические требования. Он соглашался на все ее требования.

3) Правило, требующее строгого выполнения; то, чему следует неукоснительно подчиняться. Например. Дисциплина – основное требование военной службы. Выполнение всех требований устава партии.

4) Норма, совокупность условий, которым кто-нибудь должен или что-нибудь должно соответствовать. Например. Это не отвечает требованиям дела. Требования эпохи. Предъявлять к кому-нибудь высокие требования. Не снижать требований к поступающим в вузы.

5) Внутренние потребности, запросы. Например. Человек без всяких требований. У него высокие требования.

6) Заявление, официальная просьба о выдаче чего-нибудь, об удовлетворении какой-нибудь потребности (официальное). Например. Составить требование на канцелярские принадлежности. Требование на дрова».

В то же время понятие «условие» принимает следующие значения:

«1) Уговор, соглашение (на словах или письменное) о чем-нибудь между двумя или несколькими лицами. Например. По условию, они должны были съехаться в Москве. Выполнить у. Нарушить у. Все наши условия остаются в силе.

2) Официальный договор. Например. Заключить условие. Подписать условие.

3) Статья договора, предусматривающая действия его участников в определенных обстоятельствах, в той или иной области (официальное). Например. В договор включено условие о сроках платежа.

4) Требование, предложение одной договаривающейся стороны, принимаемое или отвергаемое другой стороной. Например. Победители навязали тяжелые условия побежденным. Выставить определенные условия. Какое ваше условие? Он принял все наши условия. Отклонить чьи-нибудь условия.

5) Правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности. Например. Условия пользования электрическим освещением. На льготных условиях. На тяжелых условиях.

6) Обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь. Например. Необычайно тяжелы были жилищные условия. В маленьких «каморках», в рабочих казармах жили по 10–12 человек рабочих. История ВКП(б). Работать в хороших условиях. В лучших условиях. Нормальные условия для труда. Условия жизни.

7) То, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое. Например. Это возможно только при одном условии, а именно… При том условии, чтоб… При условии, если… При условии не опаздывать. Дать деньги при условии или под условием возвращения в срок. При условии хорошей погоды. При прочих равных условиях. Важным условием успешности учащихся является применение правильных педагогических методов.

Положения, лежащие в основе чего-нибудь, определяющие что-нибудь. Например. Условия задачи. Условия правильного разрешения проблемы».

Таким образом, слово «требование» в рамках комментируемого Закона означает «правило, требующее строгого выполнения; то, чему следует неукоснительно подчиняться; норма, совокупность условий, которым кто-нибудь должен или что-нибудь должно соответствовать». А «условие» несет значение «правил, установленных для той или иной области жизни, деятельности». Таким образом, понятие «требование» от понятия «условие» отличает элемент строгости выполнения правила. Следовательно, в контексте Закона законодатель желает подчеркнуть строгость выполнения правил для размещения банком привилегированных акций, в то же время правила эмиссии Российской Федерацией ОФЗ не содержат элемента строгости и являются лишь условиями, но не требованиями.

Кроме того, в рамках комментируемой нормы можно заметить, что требования размещения банком привилегированных акций строго прописаны в рамках текста Закона, которые строго разделены на требования к самим банкам, требования к уставам этих банков, требования к условиям выпуска привилегированных акций в рамках процедуры повышения капитализации, требования к объему и общей номинальной стоимости этих акций.

В то же время относительно условий эмиссии ОФЗ Закон выделяет только период времени осуществления данной эмиссии (с 21 июля 2009 г. до 31 декабря 2010 г.), срок погашения ОФЗ (не позднее 31 декабря 2019 г.) и периодичность выплаты купонного дохода (один раз в год) (ст. 6 Закона).

Статья 3. Размещение банком привилегированных акций в рамках процедуры повышения капитализации

1. Размещение привилегированных акций в рамках процедуры повышения капитализации может быть осуществлено банком, соответствующим следующим требованиям:

1) наличие у банка на 1 июля 2009 года рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения долгосрочной кредитоспособности банков, определяется Правительством Российской Федерации;

2) размер активов банка, определенный в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации (Банком России) для публикуемой отчетности, по состоянию на 1 июля 2009 года составляет величину не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации;

3) значение достаточности собственных средств банка на последнюю отчетную дату до направления предложения об участии в процедуре повышения капитализации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона составляет не менее 10 процентов. Значение достаточности собственных средств банка рассчитывается по методике, установленной Банком России;

4) в отношении банка не введен Банком России запрет на осуществление отдельных банковских операций и (или) отсутствуют установленные Банком России ограничения на величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада;

5) иным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

2. Для участия в процедуре повышения капитализации уставом банка должны быть определены:

1) ежегодная выплата по привилегированным акциям, размещенным в рамках процедуры повышения капитализации, дивидендов, определяемых в процентах к номинальной стоимости таких акций, в размере, превышающем на три процентных пункта ставку процентного (купонного) дохода (за соответствующий купонный период) по облигациям федерального займа, вносимым в оплату данных привилегированных акций. Данная выплата дивидендов по указанным акциям осуществляется в валюте Российской Федерации преимущественно перед владельцами привилегированных акций других типов;

2) порядок определения стоимости, выплачиваемой при ликвидации банка (ликвидационная стоимость) по одной привилегированной акции, размещенной в рамках процедуры повышения капитализации, в соответствии с которым указанная стоимость определяется как сумма номинальной стоимости указанной привилегированной акции и величины дохода к номинальной стоимости акции, определяемого исходя из периода обращения указанной привилегированной акции и ставки в размере, превышающем на три процентных пункта ставку процентного (купонного) дохода (за соответствующий купонный период) по облигациям федерального займа, за вычетом фактически выплаченных по такой привилегированной акции дивидендов за указанный период. При этом должно быть предусмотрено преимущество выплаты ликвидационной стоимости по указанным привилегированным акциям перед владельцами привилегированных акций других типов;

3) количество и номинальная стоимость объявленных привилегированных акций, размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации;

4) возможность приобретения банком у Российской Федерации привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации, в случае наличия у него права на такое приобретение в соответствии с частями 4 и 5 статьи 9 настоящего Федерального закона;

5) орган управления банка (общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет)), к компетенции которого относится решение о приобретении банком у Российской Федерации привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации;

6) право акционера – владельца привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации, требовать конвертации одновременно всех принадлежащих ему указанных привилегированных акций в обыкновенные акции после истечения десятилетнего срока с даты завершения размещения указанных привилегированных акций;

7) порядок и условия конвертации привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации, в обыкновенные акции банка, которые предусматривают в том числе:

а) конвертацию привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации, в обыкновенные акции по требованию акционера – владельца указанных привилегированных акций, но не ранее истечения десятилетнего срока с даты завершения их размещения;

б) конвертацию одной привилегированной акции, размещенной в рамках процедуры повышения капитализации, в одну обыкновенную акцию банка той же номинальной стоимости;

в) срок, в течение которого владельцами привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации, могут быть поданы заявления, содержащие требования о конвертации указанных привилегированных акций, а также срок, в течение которого на основании таких заявлений должна быть осуществлена их конвертация;

г) равенство общей номинальной стоимости привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации, и общей номинальной стоимости обыкновенных акций, размещаемых для конвертации в них указанных привилегированных акций;

8) количество объявленных обыкновенных акций, которые банк вправе размещать путем конвертации в них привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации, дополнительно к размещенным акциям, достаточное для указанной конвертации.

3. Для участия в процедуре повышения капитализации выпуск привилегированных акций должен быть осуществлен банком на следующих условиях:

1) размещение привилегированных акций осуществляется путем закрытой подписки;

2) размещение привилегированных акций осуществляется по цене, равной их номинальной стоимости;

3) оплата привилегированных акций при их размещении осуществляется облигациями федерального займа с учетом положений статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) номинальная стоимость одной привилегированной акции должна быть равной номинальной стоимости одной обыкновенной акции этого банка;

5) привилегированные акции должны иметь ежегодный дивиденд, определяемый в процентах к номинальной стоимости привилегированной акции, в размере, превышающем на три процентных пункта ставку процентного (купонного) дохода (за соответствующий купонный период) по облигациям федерального займа, вносимым в оплату привилегированных акций;

6) привилегированные акции не должны являться кумулятивными;

7) привилегированные акции должны предусматривать их конвертацию в обыкновенные акции банка по требованию акционера – их владельца, но не ранее истечения десятилетнего срока с даты завершения размещения привилегированных акций.

4. Максимальный объем привилегированных акций банка, размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации, не должен превышать 100 процентов величины основного капитала банка по состоянию на 1 июля 2009 года. При этом общая номинальная стоимость указанных привилегированных акций не должна быть менее 25 млн руб… Величина основного капитала банка рассчитывается по методике, установленной Банком России. Если объем размещаемых привилегированных акций, приобретаемых Российской Федерацией, будет меньше, чем это определено решением банка о размещении привилегированных акций в рамках процедуры повышения капитализации, изменения в указанное решение о размещении не вносятся.

5. Решение о размещении привилегированных акций в рамках процедуры повышения капитализации может быть принято общим собранием акционеров банка одновременно с принятием решения о внесении изменений и дополнений в устав банка в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

1. Комментируемая статья прописывает основные требования по размещению привилегированных акций в рамках процедуры повышения капитализации банков, к каковым относятся требования к самим банкам, требования к уставам этих банков, требования к условиям выпуска привилегированных акций в рамках процедуры повышения капитализации, требования к объему и общей номинальной стоимости этих акций.

1.1. Часть первая посвящена описанию требований к самим банкам, претендующим на размещение привилегированных акций в рамках процедуры повышения их капитализации. Первым из таких требований является наличие у банка на 1 июля 2009 г. рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже определенного уровня, устанавливаемого Правительством РФ. И тут же говорится, что Правительство РФ само не определяет этот уровень для каждого банка, а лишь определяет перечень тех рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения долгосрочной кредитоспособности банков. Так как у каждого рейтингового агентства своя шкала рейтинга, то в задачу Правительства РФ входит определять и значение минимального уровня рейтинга по шкале каждого рейтингового агентства.

Так как законодательство не предусматривает понятия рейтингового агентства, то обратимся к словарю, где дается подобное определение. Рейтинговое агентство – это коммерческая организация, занимающаяся оценкой платежеспособности эмитентов, долговых обязательств, качества корпоративного управления, качества управления активами и т. п. Наиболее известный продукт рейтинговых агентств – это оценка платежеспособности – кредитный рейтинг. Он отражает риск невыплаты по долговому обязательству и влияет на величину процентной ставки, на стоимость и доходность долговых обязательств. При этом более высокий рейтинг соответствует меньшему риску невыплаты.

В мире насчитывается более 100 рейтинговых агентств. К наиболее известным международным рейтинговым агентствам относятся: Fitch Ratings, Moody’s, Standard & Poor’s, Momingstar. Наиболее известными рейтинговыми агентствами в России считаются: «Эксперт РА», Moody’s Interfax Rating Agency (совместное предприятие Moody’s Investors Service и Интерфакс), Рус-Рейтинг, Национальное Рейтинговое Агентство, Рейтинговое агентство AR&M.

Так как все эти рейтинговые агентства включены в перечень тех рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения долгосрочной кредитоспособности банков, установленных Правительством РФ, рассмотрим основные характеристики каждого из них:

Fitch Ratings – международная корпорация, известная в основном как рейтинговое агентство. Главная задача – предоставление мировым кредитным рынкам независимых и ориентированных на перспективу оценок кредитоспособности, аналитических исследований и данных. Штаб-квартиры Fitch Ratings располагаются в Нью-Йорке и Лондоне. Агентство имеет 42 офиса на пяти континентах, с более чем тысячей специалистов-аналитиков.

Fitch – группа, в состав которой входят:

Fitch Ratings;

Fitch Solutions – подразделение по распространению продуктов и услуг Fitch Ratings;

Algorithmics – мировой лидер в области решений для управления рисками компаний;

FitchTraining специализируется на тренингах по вопросам кредитоспособности и корпоративных финансов.

Мажоритарный пакет акций группы Fitch принадлежит компании Fimalac S.A.(штаб-квартира в Париже).

Fitch Ratings было основано Джоном Ноулзом Фитчем 24 декабря 1913 г. как издательство Fitch Publishing Company в Нью-Йорке.

В 1924 г. Fitch ввело рейтинговую шкалу от «AAA» до «D».

В 1997 г. произошло слияние Fitch и компании IBCA Limited (штаб-квартира в Лондоне), и владельцем Fitch стала холдинговая компания Fimalac S.A.

В апреле 2000 г. Fitch приобрело компанию Duff & Phelps Credit Rating Co. (штаб-квартира в Чикаго). Позже в том же году Fitch купило компанию Thomson BankWatch.

В октябре 2006 г. Fitch Ratings основало Derivative Fitch – первое специализированное рейтинговое агентство, занимающееся присвоением рейтингов на рынке кредитных деривативов, проведением аналитических исследований и предоставлением оценок для удовлетворения потребностей этого рынка.

Шкала кредитных рейтингов:

AAA – наивысший уровень кредитоспособности;

AA – очень высокий уровень кредитоспособности;

A – высокий уровень кредитоспособности;

BBB – достаточный уровень кредитоспособности;

BB – уровень кредитоспособности ниже достаточного;

B – существенно недостаточный уровень кредитоспособности; CCC – возможен дефолт;

CC – высокая вероятность дефолта;

C – дефолт неизбежен;

D – дефолт.

Moody’s – международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service. Moody’s является дочерней компанией Moody’s Corporation. Занимается присвоением кредитных рейтингов, исследованиями и анализом рисков.

В агентстве работает более 1700 экспертов.

Шкалы рейтингов. Со времени разработки первых определений рейтингов облигаций в 1909 г. количество рейтингов агентства Moody’s существенно выросло. Сегодня Moody’s оперирует 32 системами, и их число растет с каждым годом. Если рейтинги по национальной шкале, присваиваемые в пределах каждой страны, рассматривать в качестве отдельной системы, общее число рейтинговых систем превысит 40.

Общие кредитные рейтинги:

рейтинги долгосрочных долговых обязательств корпоративных эмитентов;

рейтинги среднесрочных долговых обязательств; рейтинги краткосрочных обязательств; рейтинги эмитента.

Специальные (отраслевые) рейтинги: рейтинги муниципальных обязательств (США); корпоративные рейтинги; рейтинги вероятности дефолта; оценка размера потерь при дефолте; оценка качества ковенантов;

рейтинги ликвидности эмитентов спекулятивного класса; рейтинги банковских депозитов;

рейтинги прочих старших обязательств американских банков; рейтинги финансовой устойчивости банков (РФУБ); рейтинги финансовой устойчивости страховщиков (РФУС); рейтинги фондов денежного рынка и облигационных фондов; рейтинги по национальной шкале.

Страновые потолки:

страновой потолок для облигаций и прочих долговых обязательств в иностранной валюте;

страновой потолок для рейтингов банковских депозитов в иностранной валюте;

страновой потолок для облигаций и прочих долговых обязательств в национальной валюте;

страновой потолок для рейтингов депозитов в национальной валюте.

Прочие некредитные рейтинги: рейтинги фондов акций; рейтинги рыночных рисков;

рейтинги качества услуг инвестиционных управляющих; рейтинги качества услуг сервисных агентов; рейтинги качества операционной деятельности хедж-фондов; рейтинги волатильности денежных потоков по портфелям недвижимости;

рейтинги качества услуг общих представителей; рейтинги качества услуг доверенных лиц;

рейтинги качества деятельности и волатильности доходов синдикатов Ллойда.

Присваиваемые агентством Moody’s рейтинги долгосрочных обязательств представляют собой мнения об относительном кредитном риске долговых обязательств с фиксированным доходом с первоначальным сроком погашения в один год и более. Они отражают возможность, что какое-то финансовое обязательство не будет выполнено так, как обещано. Такие рейтинги присваиваются по глобальной (международной) шкале Moody’s и отражают вероятность дефолта и каких-либо финансовых потерь в случае дефолта.

Значения рейтингов долгосрочных обязательств:

Aaa – долговые обязательства с рейтингом Ааа считаются обязательствами наивысшего качества с минимальным кредитным риском;

Aa – долговые обязательства с рейтингом Аа считаются обязательствами высокого качества с очень низким кредитным риском;

A – долговые обязательства с рейтингом А рассматриваются как обязательства повышенной средней категории и подвержены низкому кредитному риску;

Baa – долговые обязательства с рейтингом Baa подвержены умеренному кредитному риску. Они рассматриваются как обязательства средней категории и, как таковые, могут обладать определенными спекулятивными характеристиками;

Ba – долговые обязательства с рейтингом Ва считаются имеющими черты, характерные для спекулятивных инструментов, и подвержены существенному кредитному риску;

B – долговые обязательства с рейтингом B рассматриваются как спекулятивные и подвержены высокому кредитному риску;

Caa – долговые обязательства с рейтингом Caa считаются обязательствами очень низкого качества и подвержены очень высокому кредитному риску;

Ca – долговые обязательства с рейтингом Ca являются высоко спекулятивными и, вероятно, находятся в состоянии дефолта либо близки к дефолту. При этом существует некоторая вероятность выплаты основной суммы долга и процентов по нему;

C – долговые обязательства с рейтингом C представляют собой класс облигаций с самым низким рейтингом и обычно находятся в состоянии дефолта. При этом вероятность выплаты основной суммы долга и процентов по таким облигациям мала.

Примечание. К каждой общей рейтинговой категории – от Аа до Саа включительно – агентство Moody’s добавляет цифровые модификаторы 1, 2 и 3. Модификатор 1 указывает, что данное обязательство находится в верхней части своей общей рейтинговой категории, модификатор 2 указывает на положение в середине диапазона, модификатор 3 указывает, что обязательство находится в нижней части этой общей рейтинговой категории.

Присваиваемые агентством Moody’s рейтинги финансовой устойчивости банков (Bank Financial Strength Ratings – BFSRs) представляют собой мнение агентства Moody’s о внутренней устойчивости и надежности банка и, как таковые, исключают некоторые внешние кредитные риски и элементы кредитной поддержки, которые учитываются при присвоении рейтингов банковских депозитов. Рейтинги финансовой устойчивости банков могут присваиваться агентством Moody’s не только коммерческим банкам, но и другим видам финансовых институтов, таким как международные банки развития, спонсируемые правительствами финансовые институты и национальные финансовые институты развития.

В отличие от рейтингов банковских депозитов агентства Moody’s рейтинги финансовой устойчивости банков не оценивают вероятность своевременного погашения банком своих обязательств. Вместо этого рейтинги финансовой устойчивости оценивают вероятность того, что банку может потребоваться помощь третьих сторон, например, его собственников, его отраслевой группы или государственных институтов.

Рейтинги финансовой устойчивости банков не учитывают вероятность получения банком внешней поддержки подобного рода. Не учитывают они и рисков, возникающих вследствие действий правительства, которые могут повлиять на способность банка выполнить свои платежные обязательства в национальной или в иностранной валюте.

В число факторов, учитываемых при присвоении рейтингов финансовой устойчивости банков, входят элементы, свойственные данному конкретному банку, такие как его основные финансовые показатели, рыночные позиции, диверсификация деятельности и активов. Хотя рейтинги финансовой устойчивости банков не включают перечисленные выше внешние факторы, они, тем не менее, учитывают другие факторы риска, свойственные операционной среде, в которой действует банк, включая стабильность и перспективы экономики в целом, структуру и относительную непрочность финансовой системы, а также качество банковского регулирования и надзора.

Рейтинги финансовой устойчивости банков:

A – банки, имеющие рейтинг A, обладают превосходной самостоятельной финансовой устойчивостью. Обычно такой рейтинг получают организации, имеющие максимально высоко оцениваемые и прочные рыночные позиции и сильные финансовые показатели, они действуют в абсолютно предсказуемой и стабильной операционной среде;

B – банки, имеющие рейтинг B, обладают высокой самостоятельной финансовой устойчивостью. Обычно такой рейтинг получают организации, имеющие высоко оцениваемые и прочные рыночные позиции и хорошие финансовые показатели, они действуют в предсказуемой и стабильной операционной среде;

C – банки, имеющие рейтинг С, обладают достаточной самостоятельной финансовой устойчивостью. Обычно такой рейтинг получают организации, имеющие достаточно ограниченные, но, тем не менее, хорошие рыночные позиции. Эти банки демонстрируют либо удовлетворительные финансовые показатели, действуя в предсказуемой и стабильной операционной среде, либо хорошие финансовые показатели, действуя в менее предсказуемой и менее стабильной операционной среде;

D – банки, имеющие рейтинг D, проявляют ограниченную самостоятельную финансовую устойчивость и временами испытывают необходимость во внешней поддержке. Рейтинги этих организаций могут быть ограничены одним или несколькими факторами, такими как слабые рыночные позиции, недостаточные по одному или нескольким аспектам финансовые показатели, непредсказуемая и нестабильная операционная среда, в которой они работают;

E – банки, имеющие рейтинг E, проявляют весьма ограниченную самостоятельную финансовую устойчивость и имеют высокую вероятность периодического получения внешней поддержки или необходимость в такой поддержке. Рейтинги этих организаций могут быть ограничены одним или несколькими факторами, такими как слабые и ограниченные рыночные позиции, в значительной степени недостаточные по одному или нескольким аспектам финансовые показатели, чрезвычайно непредсказуемая или нестабильная операционная среда, в которой они работают.

Примечание. Для того чтобы показать, что некоторые банки попадают в промежуточные категории, в этих случаях к рейтингам категории ниже «А» будет добавляться модификатор «+», а к рейтингам категории выше «Е» – модификатор «-».

Standard & Poor’s (S&P) – дочерняя компания корпорации McGraw-Hill, занимающаяся аналитическими исследованиями финансового рынка. Наряду с Moody’s и Fitch Ratings данная компания принадлежит к тройке самых влиятельных международных рейтинговых агентств. S&P известна так же, как создатель и редактор американского фондового индекса S&P 500 и австралийского S&P 200.

В качестве международного рейтингового агентства Standard & Poor’s занимается присвоением краткосрочных и долгосрочных кредитных рейтингов как эмитентам, так и отдельным долговым обязательствам.

Международная шкала кредитных рейтингов Standard & Poor’s служит для удовлетворения потребностей участников глобальных (международных) финансовых рынков. Оценки по этой шкале позволяют сравнивать между собой надежность эмитентов и обязательств разных государств.

Долгосрочные рейтинги оценивают способность эмитента своевременно исполнять свои долговые обязательства. Выставляемые компанией рейтинговые оценки имеют буквенное обозначение: от оценки AAA, присваиваемой исключительно надежным эмитентам, до оценки D, присваиваемой эмитенту, объявившему дефолт. Между оценками AA и B могут быть промежуточные оценки, обозначаемые знаками плюс и минус (например, BBB+, BBB и BBB-).

AAA – эмитент обладает исключительно высокими возможностями по выплате процентов по долговым обязательствам и самих долгов.

AA – эмитент обладает очень высокими возможностями по выплате процентов по долговым обязательствам и самих долгов.

A – возможности эмитента по выплате процентов и долгов оцениваются высоко, но зависят от экономической ситуации.

BBB – платежеспособность эмитента считается удовлетворительной.

BB – эмитент платежеспособен, но неблагоприятные экономические условия могут отрицательно повлиять на возможности выплат.

B – эмитент платежеспособен, но неблагоприятные экономические условия вероятнее всего отрицательно повлияют на его возможности и готовность проводить выплаты по долгам.

CCC – эмитент испытывает трудности с выплатами по долговым обязательствам и его возможности зависят от благоприятных экономических условий.

CC – эмитент испытывает серьезные трудности с выплатами по долговым обязательствам.

C – эмитент испытывает серьезные трудности с выплатами по долговым обязательствам, возможно была инициирована процедура банкротства, но выплаты по долговым обязательствам все еще производятся.

SD – эмитент отказался от выплат по некоторым обязательствам.

D – был объявлен дефолт, и S&P полагает, что эмитент откажется от выплат по большинству или по всем обязательствам.

NR – рейтинг не присвоен.

Наряду с международной шкалой кредитного рейтинга Standard & Poor’s поддерживает также ряд национальных шкал, в том числе и российскую. Национальные шкалы предназначены для удовлетворения потребностей участников национальных финансовых рынков. Рейтинг эмитента и рейтинг долгового обязательства по национальной шкале отражают оценку относительной надежности эмитентов и долговых обязательств, присутствующих на национальном рынке. Национальная шкала предоставляет больше возможностей для различения кредитоспособности эмитентов, так как исключает некоторые суверенные риски, в частности риск перевода денежных средств за пределы государства, и другие систематические риски, в равной степени характерные для всех эмитентов на данном рынке.

Поскольку рейтинги по национальной шкале отражают национальную специфику, сравнивать рейтинги по разным национальным шкалам не имеет смысла. Точно так же не сопоставимы рейтинги по национальной шкале и по международной шкале.

Шкала кредитного рейтинга Standard & Poor’s для Российской Федерации использует традиционные символы Standard & Poor’s с префиксом «ru».

Наряду с присвоением рейтинга S&P указывает также прогноз изменения рейтинга в ближайшие два-три года:

Позитивный прогноз – возможно повышение рейтинга.

Негативный прогноз – возможно понижение рейтинга.

Стабильный прогноз – рейтинг скорее всего останется неизменным.

Развивающийся прогноз – возможно как повышение, так и понижение рейтинга.

Показатель BICRA (banking industry country risk assessment) отражает сильные и слабые стороны банковской системы конкретной страны в сравнении с банковскими системами других стран. Используя градацию BICRA, банковские системы с точки зрения их подверженности страновым рискам разделяются на 10 групп, причем самые сильные страны входят в группу 1, а самые слабые – в группу 10.

Например, в группу 9 отнесены следующие страны: Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Грузия.


История кредитного рейтинга Российской Федерации


Еженедельно Standard & Poor’s публикует аналитический обзор фондового рынка «The Outlook», доступный подписчикам как в печатной, так и в интернет-версии.


Morningstar – рейтинговое агентство в США. Основано в 1991 г. Специализируется на сборе и анализе информации по взаимным инвестиционным фондам.

Предлагает своим потребителям базы данных, обзоры, обучающие курсы, аналитические инструменты и программное обеспечение. Агентство держит под наблюдением около 8 тыс. фондов, действующих в США (большинство действующих в стране взаимных фондов).

Поставляет информацию о взаимных фондах для CNN, The New York Times, The Wall Street Journal, Money, Yahoo.com, Smart-Money.com.

Система рейтингования фондов базируется на присвоении им звезд – от одной до пяти, которая позволяет суммировать данные о фондах с точки зрения соотношения риска и доходности.

Рейтингуются фонды, работающие не менее трех лет. Все фонды подразделяются на 48 частных категорий, которые затем объединяются в четыре основные категории (фонды акций, облигаций, гибридные фонды, фонды, инвестирующие на международных рынках).

Для определения рейтинга фонда за определенный период (3, 5 или 10 лет) показатель его риска (Morningstar Risk) вычитается из показателя его доходности (Morningstar Return). Значения отображаются графически.

10 % фондов с лучшими результатами получают рейтинг «5 звезд» (самый высокий);

следующие 22,5 % – «4 звезды» (выше среднего);

следующие 35 % – «3 звезды» (средний);

следующие 22,5 % – «2 звезды» (ниже среднего);

последние 10 % – «1 звезду» (самый низкий).

Рейтинги пересчитываются ежемесячно.

Эксперт РА – ведущее российское рейтинговое агентство. Входит в состав группы компаний «Эксперт», являясь одним из его информационно-исследовательских проектов. Основано в 1997 г. В 2002 г. создан консорциум с рейтинговым агентством АК&М, в рамках которого ведется совместная работа над рейтингами субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Основные направления деятельности:

составление кредитных рейтингов частных компаний (более ста компаний региона Центральной и Восточной Европы);

составление кредитных рейтингов регионов и муниципальных образований, а также их рейтингов инвестиционной привлекательности;

отраслевые исследования;

составление списков крупнейших предприятий России (в частности, рейтинга «Эксперт 400»).

Численность персонала (на 2008 г.) – более 120 человек.

Moody’s Interfax Rating Agency (совместное предприятие Moody’s Investors Service и Интерфакс) – российское рейтинговое агентство, присваивающее рейтинги по национальной шкале.

Moody’s Interfax Rating Agency было создано на базе организованного в 1997 г. Рейтингового Агентства «Интерфакс», заключившего в 2001 г. соглашение о стратегическом сотрудничестве с мировым лидером рейтингового бизнеса – агентством Moody’s Investors Service.

Moody’s Interfax Rating Agency оценивает по национальной рейтинговой шкале как общую кредитоспособность российских заемщиков, так и кредитное качество отдельных заимствований. При этом заемщики и заимствования оцениваются относительно других российских заемщиков и заимствований.

В 2008 г. число присвоенных и опубликованных агентством рейтингов превысило 150. Помимо своей профильной деятельности, связанной с присвоением кредитных рейтингов, Moody’s Interfax Rating Agency публикует свои мнения о кредитоспособности эмитентов, занимающих ведущее место на национальном рынке, а также аналитические материалы и комментарии.

Услугами Moody’s Interfax Rating Agency пользуются российские финансовые институты, предприятия нефинансового сектора, а также региональные и муниципальные администрации.


Шкала рейтингов






Moody’s Interfax Rating Agency дополняет рейтинги каждой категории от Aa до Caa индексами 1, 2 и 3. Индекс 1 указывает на то, что обязательство имеет более высокий ранг в своей рейтинговой категории, индекс 2 указывает на средний ранг, а индекс 3 – на более низкий ранг в этой категории.

Рус-Рейтинг (RusRating) – российское независимое национальное рейтинговое агентство. Основные услуги агентства – присуждение рейтинга банкам, лизинговым компаниям, промышленным предприятиям, облигациям банков и исследование банковского сектора.

Агентство RusRating создано в 2001 г. Основателем и руководителем компании с самого начала ее деятельности является Ричард Хейнсворт.

В настоящее время Агентство анализирует деятельность 46 российских банков и одного дочернего банка, а также 1 лизинговой компании и 1 промышленного предприятия.


Шкала рейтингов






Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) – осуществляет деятельность по рейтингованию участников финансового рынка с 2000 г. В настоящее время присваивает более чем по 50-ти показателям ежеквартально рейтинги свыше 700 российским компаний. Все присваиваемые рейтинги можно разделить на два вида – дистанционные и индивидуальные.

Дистанционные рейтинги построены на анализе исключительно финансовой отчетности из открытых источников (таких рейтингов большинство).

Индивидуальные рейтинги НРА (в основном присвоены крупнейшим игрокам финансового рынка) подразумевают в том числе качественный анализ рейтингуемой компании.


Шкала рейтинговых оценок Национального Рейтингового Агентства






Рейтинговое агентство АК&M – одно из ведущих независимых национальных рейтинговых агентств в России. Рейтинговое агентство АК&М является дочерней компанией информационного агентства АК&М (Закрытое акционерное общество «Анализ, Консультации и Маркетинг»).


Основным направлением деятельности Рейтингового агентства АК&М является присвоение кредитных рейтингов различным компаниям, банкам и регионам. Кроме того, агентство занимается проведением комплексных аналитических исследований.

Рейтинговый центр АК&М начал свою деятельность в 1994 г.

С 2002 г. началось развитие направления присвоения классических кредитных рейтингов регионам и предприятиям, которое позже стало основным в деятельности Рейтингового агентства АК&М.

В декабре 2002 г. совместно с рейтинговым агентством Эксперт РА был создан Консорциум «Эксперт РА – АК&М» для совместной деятельности по присвоению кредитных рейтингов субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Конец ознакомительного фрагмента.