Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
1. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.
2. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
4. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
1. Комментируемая статья определяет, что жилые помещения должны использоваться в соответствии с их назначением.
Определения «назначения помещения» в самой статье не дается.
Под назначением помещения следует понимать функциональную предопределенность использования помещения в соответствии с проектным решением, утвержденным в установленном порядке.
По основному назначению фонд недвижимого имущества делится на жилой и нежилой. В зависимости от того, к жилому или нежилому фонду относится помещение, у его владельца будут различные возможности использования помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (п. 2 ст. 15 ЖК РФ). Основным своим предназначением жилое помещение имеет проживание людей. Но не запрещается использовать такое помещение для коммерческой или какой-то другой профессиональной деятельности.
Требование об использовании жилого помещения по назначению содержится и в ст. 288 ГК РФ. Наниматель жилого помещения может передать его гражданину по договору поднайма (ст. 685 ГК РФ), а собственник может предать по договору найма (гл. 35 ГК РФ), но с обязательным соблюдением условия ст. 17 ЖК РФ об использовании передаваемого жилья для проживания граждан.
2. Законодатель разрешает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности. Она допускается, если гражданин проживает в нем на законных основаниях и имеет постоянную регистрацию по месту своего жительства.
Предприниматель может изготавливать на дому одежду, заниматься репетиторством, ремонтом швейных машин или сотовых телефонов по индивидуальным заказам граждан. Согласно нормам Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями) юридическим адресом индивидуального предпринимателя считается место его постоянной регистрации. При отсутствии постоянной регистрации зарегистрировать гражданина как индивидуального предпринимателя невозможно.
Однако осуществлять в жилом помещении разрешено только те виды предпринимательской деятельности, которые не нарушают прав и законных интересов других граждан, а также не являются причиной несоблюдения санитарных, технических и противопожарных норм.
Осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности не должно создавать вибрации стен, шумы, превышающие допустимые нормы, загрязнение воздуха вредными веществами, которые создадут неблагоприятные условия для жизни и здоровья других жильцов квартиры или квартир в многоквартирном доме. Так, недопустимы виды деятельности, сопряженные с использованием профессионального оборудования, инструментов или механизмов, создающих такие вибрацию или шум. Не допускается размещение в жилых помещениях магазинов и пунктов розничной торговли, так как это противоречит установленным санитарным нормам.
Требование о соблюдении прав и законных интересов других лиц, указанное в п. 2 комментируемой статьи, содержится также в ст. 209 ГК РФ, согласно которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
3. Является недопустимым размещение в многоквартирных и других жилых домах промышленных производств. Жилищный кодекс РФ не раскрывают понятие «промышленное производство» в целях жилищного законодательства, равно как и нет определения этого понятия в иных законодательных актах.
Промышленными производствами можно считать предприятия, выпускающие продукцию с помощью станков и другого механического оборудования, и их деятельность связана с превышением санитарно-гигиенических норм, которые недопустимы в жилых помещениях. Промышленные производства должны находиться в специально построенных для этих целей зданиях и располагаться в допустимых санитарных зонах от жилых домов.
В пункте 3 ст. 288 ГК РФ допускается размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения или организации непромышленного характера после перевода такого помещения в нежилое.
Закон запрещает размещать в жилом помещении любое промышленное производство. Не обязательно, чтобы промышленное производство было связано с применением огнеопасных веществ, отходов, химикатов, красителей, чтобы оно было крупносерийным и т. п. Речь в данном случае идет и о кустарной, легкой промышленности.
4. В части 4 комментируемой статьи содержится ссылка на следующие нормы.
1. Требования пожарной безопасности. К примеру, пожарные нормы и правила утверждены приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01–03)»).
2. Санитарно-гигиенические нормы и правила. Основы санитарно-гигиенических норм закладывает Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями).
В статье 3 указанного Закона содержатся санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям. Так, жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. К таким правилам относятся Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 19 октября 2001 г., а также Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г.
3. Экологические и иные требования.
4. Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25. Эти Правила определяют порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах. В Правилах воспроизведены нормы комментируемой статьи о том, что жилое помещение предназначено в основном для проживания граждан, а размещение в жилом помещении промышленного производства не допускается (п. 3–4 раздела 1 Правил пользования жилыми помещениями). Жилое помещение может быть использовано проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
5. В качестве примера из судебной практики приведем решение Кировского районного суда г. Саратова от 13 января 2005 г. по иску Маргаряна Г.С. к Комитету по управлению имуществом администрации города Саратова, ОАО «Саратоврезинотехника» и ООО «Волгапром».
Маргарян Г.С. работал в ОАО «Саратоврезинотехника» в должности кровельщика в течение 30 лет и проживал все это время со своей семьей в части нежилого помещения – производственного корпуса, расположенного на территории завода. Истец просил установить юридический факт того, что занимаемое им помещение относится к жилищному фонду, и признать за ним право пользования этим помещением, обязав Комитет по управлению имуществом города Саратова внести помещение в реестр объектов муниципального жилищного фонда города. Истец указал, что ранее занимаемое им помещение являлось помещением общежития, находящегося на балансе завода. За весь период проживания истец оплачивал пользование помещением и коммунальные услуги. Спорная квартира состоит из одной комнаты, которая используется в качестве жилой, в комнате имеются частичные удобства – есть электричество. Газ, туалет, вода находятся во дворе.
В результате рассмотрения представленных доказательств суд пришел к следующему выводу.
В 1973 г. семья Маргаряна Г.С. заселилась в помещение, являющееся частью производственного помещения – транспортного цеха, которая была отгорожена от цеха и приспособлена для проживания. Ордера на занятие помещения истцу не выдавали, он заселился туда с устного разрешения руководства завода. Из технической документации следует, что жилого помещения (общежития) по указанному адресу не значится. Занимаемое помещение нельзя признать жилым, присвоив ему статус жилого. Отнесение того или иного помещения к жилому либо нежилому фонду строго определено жилищным законодательством, положения которого определяют назначение жилого дома или жилого помещения, предназначенного для проживания в них граждан, а также для использования их в установленном законом порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Занимаемое истцом помещение не было признано в установленном законом порядке жилым помещением, с этим вопросом истец обратился в суд, неверно полагая, что в судебном порядке занимаемое им помещение можно отнести к муниципальному жилому фонду. Факт проживания семьи истца в помещении производственного корпуса более 30 лет и оплаты им коммунальных услуг за фактическое пользование газом и электроэнергией не порождает, по мнению суда, у него права пользования помещением как квартирой и установления у занимаемого им помещения статуса жилого помещения.
На основании изложенных обстоятельств суд решил в иске Маргаряну Г.С. отказать.