Введение
Безопасность дорожного движения обеспечивается, когда все составляющие комплекса «человек-автомобиль-дорога-окружающая среда» действуют согласованно. Неоптимальное функционирование этого комплекса (низкая дисциплина и ошибки участников дорожного движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей, состояние дорожного покрытия и др.) способствует появлению причин дорожно-транспортным происшествиям (ДТП). В 2010 г. общее количество ДТП в Российской Федерации составило 199431, в которых погибло 26567 человек и ранено 250635 человек. Среди пострадавших в результате ДТП более 70 % составляют водители и пассажиры транспортных средств. В 2010 г. в результате последовательной реализации комплекса мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» отмечается снижение количества ДТП, числа погибших и раненых по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 2,1 %, 3,9 % и 1,9 % соответственно.
Основные причины и условия возникновения ДТП: нарушение установленных правил дорожного движения водителями – 85,0 %, нарушения соответствующих правил пешеходами – 16 %, неудовлетворительное состояние улиц и дорог – 21 %, технические неисправности транспортных средств – 0,6 %.
Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, качественной подготовки водителей и состояния дорожной инфраструктуры решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров и регулировщиков.
Первые попытки регламентировать взаимоотношения между участниками дорожного движения зафиксированы историками в I веке до н. э. Так, Гай Юлий Цезарь своим указом вводил для колесниц одностороннее движение на улицах Древнего Рима, запрещал в рабочее время перемещаться по городу на колесницах, принадлежащих частным владельцам, а также обязывал приезжих оставлять «транспорт» за городской чертой, а дальше идти пешком. Эти меры были направлены как на поддержание порядка в густонаселенном городе, так и на обеспечение нормального функционирования городских служб.
Первые свидетельства нормативного регулирования дорожного движения на Руси относятся к XV веку. Во времена правления Ивана III были изданы правила пользования почтовыми трактами. Их задачей было не столько обеспечение безопасности передвижения по дорогам, сколько, как бы сказали сейчас, повышение пропускной способности дорог.
В 1683 году Петр Первый издал указ, которым, в частности, запрещалось «в санях на вожжах ездить». Императрица Анна Иоановна указом от 9 января 1730 года предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно». Одновременно была введена и ответственность для нарушителей, которых следовало «бить кнутом и ссылать на каторгу».
Дальнейшее развитие экономики страны и, следовательно, повышение мобильности населения потребовали совершенствования правового регулирования в области дорожного движения. Данный факт подтверждается имеющимися в архивах нормативными предписаниями органов власти крупных российских городов, датированными XVIII и XIX веками. В инструкции 1883 года, адресованной московским городовым, из 144-х параграфов 30 были посвящены безопасности передвижения на проезжей части и тротуарах.
К концу XIX века на дорогах стали все чаще появляться транспортные средства не только на конной тяге: паровые и бензиновые автомобили, трамваи. Этот период стал переломным моментом в истории развития правил дорожного движения.
Участившиеся дорожные аварии потребовали в большей степени заботиться о безопасности передвижения по улицам и дорогам. Стали более актуальными и вопросы обеспечения бесперебойного движения. При этом одной из главных опасностей для всех участников движения стало увеличение скоростей движения. В этой связи решениями местных градоначальников вводились ограничения максимальной скорости движения (как правило, от 12 до 20 верст в час).
Первым единым нормативным актом, регламентирующим правила движения по дорогам России, стало постановление Министра путей сообщения № 7453 «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах», изданное в 1896 году.
В Санкт-Петербурге в 1900 году Городская дума утвердила «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях», в котором излагались требования к автомобилям (наличие регистрации, номерных знаков, прохождение ежегодного техосмотра), водителям (возраст не менее 21 года, получение водительского удостоверения после сдачи экзаменов, умение объясняться по-русски), а также к порядку стоянки и движения. Примерно в то же время на городских улицах появились регулировщики, сигналы которых, подаваемые с помощью белой трости (позднее для лучшей видимости на ней нанесли черные полосы), доводились до всех участников движения и были обязательны для исполнения.
Аналогичный документ появился и в Москве в 1912 году. Среди прочих требований им ограничивалась скорость движения автомобилей на уровне 20 верст в час, а для транспортных средств общим весом более 350 пудов -12 верст в час.
Отличительной чертой правил дорожного движения тех лет можно считать приоритет конного движения перед автомобилями, которые по-прежнему оставались в меньшинстве. В частности, водителям автомобилей предписывалось уступать дорогу конным экипажам, не обгонять их, не пугать лошадей сигналами и звуком двигателя.
Следует отметить, что аналогичные процессы шли и в других государствах. От попыток организовать конное движение к концу XIX века перешли к правовому регулированию эксплуатации «самоходных экипажей». Как следствие, правила дорожного движения появились во многих европейских странах. Первые «автомобильные» правила были введены 14 августа 1893 года во Франции.
Несмотря на очевидный прогресс в автомобилестроении и нередко вводились достаточно бессмысленные ограничения, касавшиеся водителей. Они становились следствием лоббистской политики конкурентов – владельцев крупных контор, осуществлявших конные перевозки. Например, в Англии впереди парового дилижанса должен был идти человек с красным фонарем, в Риме нельзя было ездить на автомобилях после 21 часа, в Швеции автомобилистам следовало уступать дорогу конным экипажам. В США в Техасе закон обязывал водителей автомобиля при встрече с табунами лошадей останавливаться и накрывать транспортное средство брезентом под цвет местности.
Тем не менее, развитие научно-технического прогресса, в том числе автомобилизация общества потребовали не просто регламентации правил движения по дорогам разных государств, но еще и унификации их между собой, что позволило бы облегчить международные перевозки грузов и пассажиров.
В этой связи важнейшей вехой в процессе правового регулирования в области дорожного движения стало подписание в 1909 году в Париже «Международной конвенции относительно передвижения автомобилей». Эта Конвенция наряду с некоторыми предписаниями по правилам движения предусматривала использование четырех предупреждающих дорожных знаков круглой формы, указывающих на наличие перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровностей на проезжей части. В Конвенции 1926 г. число дорожных знаков возросло до шести. Была установлена треугольная (вместо круглой) форма предупреждающих знаков.
Дальнейшим шагом в международной регламентации дорожного движения явилась Конвенция 1931 г., принятая в Женеве на очередной конференции по дорожному движению. В соответствии с этой Конвенцией число дорожных знаков увеличилось до 26, причем они уже были классифицированы по 3 группам: предупреждающие, предписывающие, указательные.
До второй мировой войны в различных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская и американская. Европейская система в основном соответствовала Конвенции 1931 г. и основывалась на применении преимущественно символов. В американской системе в большинстве случаев вместо символов использовались надписи. После окончания второй мировой войны была предпринята попытка создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации.
В 1949 г. в Женеве на международной конференции по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах. Советский Союз присоединился к ним в 1959 г.
К Конвенции 1949 г. и к Протоколу присоединились многие страны, что способствовало унификации национальных правил движения. Однако европейскую систему знаков не приняли США и ряд других стран, где продолжала действовать отличавшаяся от Протокола 1949 г. система дорожных знаков.
Следующим важным этапом в развитии международной регламентации дорожного движения стало принятие на конференции ООН в Вене в 1968 г.
Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах[1].
Эти Конвенции впоследствии были дополнены Европейскими соглашениями 1971 г., развивающими положения Конвенций применительно к условиям европейских государств. Советский Союз ратифицировал эти документы, поэтому их требования в обязательном порядке учитываются в нормативных документах, касающихся дорожного движения, которые действуют на территории Российской Федерации и в настоящее время.
За последние 15–20 лет в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (КВТ ЕЭК ООН) была проведена большая работа по обновлению упомянутых международных Конвенций и Соглашений с учетом опыта стран Европы и США.
В результате были разработаны и в 1993, 1995, 2001 и 2006 гг. вступили в силу поправки к этим документам, которые являются обязательными для применения на территории государств, ратифицировавших указанные Конвенции и Соглашения (или присоединившихся к ним)[2].
Основные положения международных Конвенций и Соглашений по дорожному движению реализованы в Правилах дорожного движения Российской Федерации и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, введенных в действие с 1 июля 1994 г., а также в следующих действующих в настоящее время национальных стандартах: ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Основные технические требования», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» и в ряде других.
В СССР вплоть до 1940 г. не было единых Правил дорожного движения, они разрабатывались и утверждались местными органами власти и имели существенные различия. Некоторый прогресс был достигнут после утверждения в 1940 г. типовых Правил движения, на базе которых стали создаваться более единообразные Правила на местах.
Существенным шагом в совершенствовании организации дорожного движения явилось создание в 1957 г. новых типовых Правил дорожного движения, в которых были устранены многие неоправданные ограничения. На основе этих типовых документов во всех республиках Советского Союза в 1957–1959 гг. были приняты республиканские Правила дорожного движения. Первые в СССР единые Правила дорожного движения были введены в действие с 1 января 1961 г. Эти Правила базировались на упомянутых Женевской Конвенции о дорожном движении и Протоколе о дорожных знаках и сигналах 1949 г.
С учетом опыта применения первых единых Правил дорожного движения возникла необходимость их корректировки, что и было сделано в переработанной редакции, введенной в действие с 1 января 1965 г. (этот документ назывался «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР» и был утвержден приказом Министерства охраны общественного порядка РСФСР от 3 июня 1964 г. № 380).
После принятия в 1968 г. Конвенций о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах, а в 1971 г. – дополняющих их Европейских соглашений Правила движения вновь подверглись существенной переработке. Их новая редакция по поручению Правительства СССР была введена в действие с 1 января 1973 г. приказом МВД СССР от 25 августа 1972 г. № 240.
До 1993 г. все последующие изменения и дополнения в Правила дорожного движения, а также их новые редакции тоже утверждались приказами МВД СССР по согласованию с Советами Министров союзных республик. Такие изменения и дополнения вносились в 1975, 1976, 1979, 1980, 1984 и 1987 гг. В 1980 и 1987 гг. фактически вводились новые редакции Правил, что было обусловлено большим объемом нововведений, касавшихся дорожных знаков и технических требований к транспортным средствам.
Напомним коротко о том, что нового вносилось в Правила дорожного движения за эти годы.
В 1975 г. появилось предписание об обязательном применении ремней безопасности, комплектации автомобилей медицинскими аптечками и огнетушителями. С 1976 г. введено ограничение скорости вне населенных пунктов до 90 км/ч для всех легковых автомобилей и междугородных автобусов и до 70 км/ч – для грузовых автомобилей и мотоциклов. Были установлены и некоторые другие ограничения скоростного режима.
В 1979 г. в Правила внесены уточнения, касающиеся применения ремней безопасности, более детально регламентирован порядок движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.
Редакция Правил дорожного движения 1980 г. отличалась от предшествующих полностью переработанным разделом по дорожным знакам, что было связано с введением новых ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные. Общие технические условия» и ГОСТ 23457-79 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».
В 1984 г. изменения и дополнения касались регламентации требований безопасности к техническому состоянию транспортных средств. Это было обусловлено введением нового ГОСТ 25478-82 «Автомобили грузовые и легковые, автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки».
Редакция Правил, введенная в действие с 1 января 1987 г. (утверждена приказом МВД СССР от 16 июля 1986 г. № 139), отличалась от предшествующей включением нескольких новых дорожных знаков и принципиальным изменением понятия «обгон» (под обгоном в этой редакции понималось опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное только с выездом на полосу или сторону проезжей части встречного движения), а также включением ряда новых положений.
После распада СССР начался активный процесс формирования российского законодательства и соответствующей подзаконной нормативной базы в сфере дорожного движения. Как уже отмечалось, к этому времени в рамках КВТ ЕЭК ООН завершался важный этап обновления Конвенций 1968 г. и дополняющих их Европейских соглашений 1971 г. Эти обстоятельства и послужили основанием для подготовки российских Правил дорожного движения. Совет Министров – Правительство Российской Федерации своим постановлением от 24 июля 1992 г. № 520 поручили разработать Правила Министерству внутренних дел Российской Федерации с участием других заинтересованных министерств и ведомств.
В процессе подготовки обновленных Правил дорожного движения было признано целесообразным исключить из этого документа все положения, не имеющие непосредственного отношения к порядку дорожного движения (требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств; положения, касающиеся обязанностей должностных лиц предприятий, организаций и учреждений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения). Соответствующие нормы объединены в самостоятельный документ: «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»[3], который, как и «Правила дорожного движения Российской Федерации»[4], утвержден постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Эти нормативные правовые акты вступили в силу с 1 июля 1994 г. (в дальнейшем изменения и дополнения в указанные правовые акты утверждались постановлениями Правительства Российской Федерации).
В обновленные Правила 1994 г. был включен ряд положений, вытекающих из нового российского законодательства, поправок к международным Конвенциям и Соглашениям. Существо этих нововведений сводилось к следующему.
В раздел 1 добавлено 6 новых терминов: «автомагистраль», «дорожно-транспортное происшествие», «организованная транспортная колонна», «организованная пешая колонна», «регулировщик», «прилегающая территория». Внесены изменения и дополнения в термины «дорога», «мотоцикл», «обгон», «перекресток» и др.
В разделе 2 были уточнены обязанности водителя. В частности, внесены изменения в перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель механического транспортного средства; включены требования о предоставлении для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионной карточки, путевого листа и товарно-транспортных документов на перевозимый груз[5].
В разделе 3 упрощен порядок движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.
Раздел 6 дополнен новыми положениями о применении в реверсивных светофорах промежуточного сигнала в виде желтой наклонной стрелы, а на железнодорожных переездах – мигающего бело-лунного сигнала, разрешающего движение.
В раздел 8 введены ограничения на движение задним ходом, чего не было в предыдущих Правилах.
В разделе 9 более четко сформулированы требования по расположению транспортных средств на проезжей части.
Раздел 11 в связи с изменением понятия «обгон» во многом по-новому регламентировал действия водителей при совершении этого маневра.
Появился новый раздел 17, устанавливающий порядок движения в так называемых жилых зонах и на дворовых территориях (абсолютный приоритет пешеходов в любых местах при движении по проезжей части, для водителей предел скорости – 20 км/ч, введен ряд других ограничений).
Раздел 19 запрещает в темное время суток движение без включенных фар. Независимо от наличия наружного освещения на всех транспортных средствах должны быть включены фары ближнего или дальнего света.
В Правилах (Приложение 1) появилось 7 новых дорожных знаков и 2 дополнительные таблички.
Во второй документ – «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» – вошли все положения, не относящиеся непосредственно к регламентации порядка движения, а также новые нормативы, закрепленные в ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования»[6] и в ряде других стандартов. В последующие годы в российские Правила дорожного движения неоднократно вносились изменения и поправки.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 3 и от 4 февраля 1997 г. № 138 в Правила дорожного движения были внесены изменения и дополнения, касающиеся применения специальных световых сигналов (проблесковых маячков) оранжевого или желтого цвета и установки любых маячков на транспортных средствах, а постановлением Правительства от 31 октября 1998 г. № 1272 внесены дополнения в пункты 2.2 и 2.4 Правил в связи с вступлением в силу с 4 ноября 1998 г. Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 370 в Правила и Основные положения были внесены существенные поправки, касающиеся установки и применения проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов, введенные в действие с 1 июля 2000 г. В частности, в Основных положениях приводится исчерпывающий перечень транспортных средств, которые должны быть оборудованы проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета. Определено, что новый тип проблескового маячка бело-лунного цвета может устанавливаться только на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы.
Проблесковые маячки синего цвета могут устанавливаться только на транспортных средствах оперативных служб, а также на некоторых других транспортных средствах (без специальных цветографических схем на наружных поверхностях), перечень которых определяет Правительство Российской Федерации.
Проблесковые маячки красного цвета могут устанавливаться в дополнение к маячку синего цвета на транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Военной автомобильной инспекции и Федеральной службы охраны Российской Федерации для их отличия от транспортных средств других оперативных служб.
Существенные изменения и дополнения в Правила и Основные положения были внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. № 67, которые введены в действие с 1 апреля 2001 г. Эти изменения затрагивали в том или ином виде 17 разделов Правил и оба Приложения к ним, а также многие пункты Основных положений. Необходимость внесения этих поправок была связана с происходящими изменениями нормативной правовой базы в сфере дорожного движения, в частности, с появлением ряда новых национальных стандартов.
Так, в раздел 1 дополнительно введены 4 новых термина: «дорожное движение», «опасный груз», «организованная перевозка группы детей», «пассажир», уточнено значение следующих терминов: «дорожно-транспортное происшествие», «обгон», «пешеходный переход», «регулировщик».
В раздел 2 введен запрет на употребление водителями алкогольных напитков, наркотических и психотропных или иных одурманивающих веществ после дорожно-транспортных происшествий, к которым они причастны, до проведения освидетельствования на состояние опьянения или до принятия решения об освобождении от такого освидетельствования. Установлен запрет на пользование телефоном во время движения (исключение сделано для водителей, пользующихся для разговора специальным устройством, позволяющим не держать телефонную трубку в руке).
В целях облегчения подъезда маршрутных автобусов и троллейбусов к обозначенным местам остановки, водителям других транспортных средств запрещено останавливаться ближе 15 м от них, за исключением случаев посадки и высадки пассажира и только при условии, что этим не будет создано помех движению маршрутных транспортных средств (раздел 12).
В целях снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма в разделе 22 Правил запрещено осуществлять организованную перевозку групп детей на грузовом автомобиле с бортовой платформой (такие перевозки допускаются только в специально оборудованном кузове-фургоне грузового автомобиля, если нет возможности организовать перевозку в автобусе).
Раздел 23 Правил разрешает без каких-либо специальных согласований движение транспортных средств и перевозку грузов при их общей ширине не более 2,55 м (ранее было ограничение до 2,5 м) или 2,6 м – для рефрижераторов и изотермических кузовов.
В Приложение 1 включены два новых дорожных знака по ГОСТ Р 51582-2000: 6.13 «Пункт контроля международных автомобильных перевозок» и 6.14 «Пост дорожно-патрульной службы».
В Приложении 2 согласно ГОСТ Р 51256-99 появилась новая разметка оранжевого цвета, которая применяется в качестве временной для организации движения в местах проведения дорожных работ на проезжей части, при проведении каких-либо массовых мероприятий и т. п.
Для обозначения любых пешеходных переходов (регулируемых или нерегулируемых) установлен только один вид разметки – «зебра» (ранее для разметки регулируемых переходов применялась разметка в виде широких прерывистых линий).
Искусственные неровности, предназначенные для принудительного снижения скорости (так называемые «лежачие полицейские») в местах повышенной опасности, например, возле школ, медицинских учреждений, должны обозначаться разметкой в виде расположенных в шахматном порядке квадратов белого цвета.
На некоторых двухполосных дорогах с низкой интенсивностью движения в качестве краевой разметки может использоваться прерывистая линия белого цвета, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними. Для дублирования некоторых дорожных знаков на проезжей части может наноситься разметка с изображением этого знака (например, знака ограничения скорости).
В Основных положениях установлен предельный срок 30 суток, в течение которого после регистрации транспортного средства в ГИБДД или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, допускается его эксплуатация без прохождения государственного технического осмотра.
Этот срок реально необходим для того, чтобы водитель мог при необходимости укомплектовать транспортное средство знаком аварийной остановки, медицинской аптечкой, огнетушителем и осуществить иные необходимые действия.
В качестве знака аварийной остановки должен использоваться только треугольный знак, отвечающий требованиям ГОСТ Р 41.27-2001. Применение других приспособлений, в частности, красного мигающего фонаря, как это было ранее, не предусмотрено.
Введен новый опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство». Им должны быть обозначены все допускаемые к движению на дорогах механические транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч. С 1 марта 2002 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. № 127 в Основные положения внесены изменения и дополнения в связи с введением с 1 января 2002 г. нового ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (взамен действовавшего ранее ГОСТ 25478-91). Эти изменения сводятся к уточнению содержания Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям). В том числе изменены нормы эффективности торможения; стали более жесткими требования по использованию шин различных размеров, конструкций, моделей и типов; введены повышенные требования по герметичности соединений и узлов двигателя, коробки передач, сцепления, заднего моста, системы охлаждения и др.
В связи с введением с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями)[7] в пункты 2.1, 2.2 и 2.7 Правил постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 472 внесены соответствующие изменения и дополнения, касающиеся наличия у водителя временного разрешения на управление транспортным средством и доверенности на прицеп.
В 2003 г. в Правила и Основные положения изменения и дополнения вносились дважды. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 265 в Правила и Основные положения с 1 июля 2003 г. были внесены некоторые изменения и дополнения, касающиеся наличия у водителя страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а на транспортном средстве – специального знака государственного образца обязательного страхования (пункт 2.1.1 Правил и пункт 2 Основных положений). Кроме того, пунктом 12 Основных положений на должностных лиц возложена обязанность контроля за допуском к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих страхового полиса.
25 сентября 2003 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 595 был утвержден пакет поправок к Правилам и Основным положениям, которые вступили в силу с 1 января 2004 г.
Поправки касались 13 пунктов Правил и 5 пунктов Основных положений. Суть этих поправок сводилась к следующему.
В пункт 1.2 для облегчения понимания отдельных положений Правил включено три новых термина («автопоезд», «опасность для движения» и «перестроение»). В частности, термин «перестроение» введен в связи с тем, что этот маневр неоднозначно понимается многими водителями, которые не считают нужным подавать соответствующие сигналы поворота при перестроении в пределах одной полосы движения (например, при взаимном перестроении или объезде какого-либо препятствия). Введение этого термина позволяет избежать конфликтных ситуаций при разборе ДТП и способствует повышению дисциплины на дорогах. Кроме того, была уточнена формулировка термина «прилегающая территория». Без внесенного уточнения из определения термина можно было сделать ошибочный вывод, что прилегающая территория не является дорогой и на нее не распространяются требования Правил со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.
Используемые в Правилах термины «остановочный пункт», «остановка», «остановочная площадка» заменены единым общим термином «место остановки».
Редакция подпункта 2.3.3 Правил была приведена в соответствие с Законом Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1, Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ, Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ и «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 с учетом всех последующих изменений и дополнений, внесенных в эти законодательные акты.
В целях повышения пропускной способности улично-дорожной сети городов и уменьшения заторовых ситуаций грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн пунктом 9.4 Правил запрещено занимать крайнюю левую полосу на дорогах, имеющих в данном направлении три и более полосы для движения (прежняя редакция этого пункта предусматривала аналогичную норму только для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн). Следовательно, это ограничение касается и грузовых автомобилей типа ГАЗ-3302 («Газель»), ГАЗ-2301 («Соболь»), УАЗ-ЗЗОЗ и др.
Новый пункт 9.12, которым дополнен раздел 9 Правил, предписывает водителям объезжать справа островки безопасности, тумбы и другие дорожные сооружения на дорогах с двусторонним движением (если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения). Это позволяет избежать опасных ситуаций, особенно в случаях, когда подобные элементы улично-дорожной сети находятся на пересечении проезжих частей.
На обеспечение безопасности пешеходов направлено нововведение в пункте 12.2 Правил, касающееся использования тротуара для остановки и стоянки автомобилей только при наличии знака «Место стоянки». Прежняя формулировка: «если это не создает препятствия для движения пешеходов» давала возможность для субъективной оценки возможности парковки на тротуаре и не в полной мере соответствовала международной практике. Очевидно, что упомянутое изменение заставит водителей более внимательно относиться к проблемам парковки в городах и других населенных пунктах.
Дополнение пункта 13.9 Правил уточняет порядок проезда нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог и ликвидирует пробел прежней редакции Правил, которая допускала неоднозначное толкование конфликтной ситуации между трамваем и безрельсовым транспортным средством, движущимися по пересекающимся траекториям (например, трамвай и автомобиль приближаются к перекрестку по главной дороге навстречу друг другу, при этом трамвай должен повернуть налево, а легковой автомобиль продолжить движение прямо).
Введение в пункте 8 Основных положений второго опознавательного знака «Опасный груз», предназначенного для международных перевозок, направлено на выполнение требования Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), к которому присоединилась Российская Федерация (постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 76).
Вступившие в силу с 1 января 2006 г. изменения и дополнения к Правилам и Основным положениям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 767. Необходимость внесения этих изменений и дополнений была обусловлена, прежде всего, введением с 1 января 2006 г. упомянутых выше новых национальных стандартов на дорожные знаки (ГОСТ Р 52290-2004), светофоры (ГОСТ Р 52282-2004) и правила применения технических средств организации дорожного движения (ГОСТ Р 52289-2004). Одновременно в текст Правил и Основных положений были внесены определенные коррективы, направленные на повышение безопасности участников дорожного движения.
Появилось 24 новых дорожных знака и добавилось 18 разновидностей уже существующих знаков, изменилась их классификация. Кроме того, уточнено значение отдельных знаков, используемых прежде. Все вновь введенные дорожные знаки соответствуют требованиям международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 г. и дополняющего его Европейского соглашения 1971 г. Подробная информация, касающаяся новых знаков, содержится в соответствующем разделе настоящих Комментариев.
Важно отметить, что в соответствии с упомянутым выше постановлением Правительства Российской Федерации дорожные знаки, установленные до 1 января 2006 г. по старым стандартам, будут действовать до их замены в установленном порядке.
Раздел 1 Правил был дополнен новым термином «обочина», уточнены существующие термины «автомагистраль», «разделительная полоса» и «организованная транспортная колонна». Одновременно внесены изменения в положения раздела 3, в соответствии с которыми право на сопровождение транспортных средств (в том числе организованных транспортных колонн) получили только транспортные средства, имеющие нанесенные на наружные поверхности цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками красного и синего цветов и специальным звуковым сигналом (такие транспортные средства, как правило, используются Госавтоинспекцией или Военной автомобильной инспекцией). Уточнены действия водителей других транспортных средств по отношению к указанным, а также сопровождаемым ими транспортным средствам.
В раздел 4 Правил была включена рекомендация пешеходам при движении по обочине или краю проезжей части в темное время суток и в условиях недостаточной видимости иметь при себе предметы со световозвращающими элементами для обеспечения водителям лучшей видимости находящихся на дороге людей.
В разделе 19 предусмотрено новое требование о включении ближнего света фар на любых транспортных средствах в светлое время суток при движении по дорогам вне населенных пунктов, что соответствует положениям Конвенции о дорожном движении 1968 г. Следует отметить, что положительное влияние данной меры на уровень безопасности дорожного движения подтверждается опытом других стран, в которых аналогичное требование применяется уже много лет.
Зарубежный опыт и положения Европейского соглашения 1971 г., дополняющего упомянутую Конвенцию, учтены также при включении в раздел 22 Правил требования об обязательном использовании на задних сиденьях автомобилей специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть его ремнем безопасности, предусмотренным конструкцией транспортного средства. Однако согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 109 данное требование в полном объеме применяется с 1 января 2007 г. Что касается перевозки детей до 12-летнего возраста на переднем сиденье транспортного средства, то соответствующее требование изменений не претерпело, поэтому такая перевозка детей допускается, как и раньше, только с использованием специального детского удерживающего устройства.
В Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к Основным положениям), были внесены изменения, касающиеся норм эффективности торможения рабочей тормозной системы, а также допустимого уровня шума транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Кроме того, с учетом положений ГОСТ Р 41.48-2003 в пункте 3.6 более четко сформулированы требования к цвету огней световых приборов транспортных средств (соответствующий пункт приведен в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 109).
В 2008 г. в редакцию Правил и Основных положений постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 84, от 19 апреля 2008 г. № 287 и от 29 декабря 2008 г. № 1041 внесены изменения и дополнения, направленные на:
– обеспечение безопасности детей, участвующих в дорожном движении, а также водителей велосипедов и мотоциклов (пункты 7.1, 14.7, 22.2, 22.6, 24.1, 24.3 Правил и пункты 4 и 8 Основных положений);
– упорядочение использования специальных световых сигналов (пункты 3.1, 3.4 и 3.5 Правил, пункты 16 и 21 Основных положений), в том числе на транспортных средствах, обслуживающих лиц, подлежащих государственной охране (пункты 8 (последний абзац пункта), 11, 18 и 21 Основных положений и пункт 7.8 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств).
Кроме того, текст Правил и Основных положений приведен в соответствие с принятыми в 2007 г. изменениями, внесенными в КоАП, а также в Федеральные законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в части, касающейся обязанности водителей транспортных средств проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (пункт 2.3.2 Правил), оформления ДТП без участия сотрудников милиции (пункт 2.61 Правил)[8] и исключения требования о размещении в правом нижнем углу ветрового стекла специального знака обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (пункт 2 Основных положений). Кроме того из пункта 2 Основных положений исключено требование о дублировании регистрационных знаков на задней стенке грузовых автомобилей, прицепов и автобусов.
Ряд других изменений носит редакционный характер и не затрагивает существа Правил и Основных положений (исключен пункт 19.9 Правил как дублирующий пункт 3.4, уточнено описание дорожных знаков 4.8.1–4.8.3 и 8.2.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 28 «О внесении изменения в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерациии от 23 октября 1993 г. № 1090» в пункт 8 Основных положений добавлен новый опозновательный знак «Начинающий водитель». Этот знак с 1 марта 2009 г. устанавливается на транспортных средствах (за исключением тракторов, самоходных машин и мотоциклов), управляемых водителями со стажем менее 2 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 87 Основные положения дополнены новой нормой, согласно которой в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.
Значительный пакет изменений и дополнений в Правила и Основные положения был внесен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г № 316. Соответствующие поправки вступили в силу 20 ноября 2010 года и предусматривают ряд нововведений, среди которых необходимо выделить следующие.
В разделе 1 изменена и расширена используемая терминология. Так, в Правила включены новые термины «дневные ходовые огни», «ограниченная видимость», «опережение», «препятствие». Принципиальным отличием новой редакции Правил является изменение толкования термина «обгон», под которым теперь понимается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Напомним, что до 20 ноября этот маневр подразумевал любое опережение, в том числе в пределах «своей» стороны проезжей части.
Устранено исключение из требования об обязательном использовании ремней безопасности, которое касалось обучающих вождению, а также водителей и пассажиров транспортных средств оперативных служб. Уточнены положения, направленные на обеспечение безопасности пешеходов, переходящих проезжую часть. Более четко сформулирован запрет на выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.
В связи с изменением понятия «обгон» полностью переработан соответствующий раздел Правил. Расширены возможности организации движения на перекрестках с круговым движением, что соответствует новой редакции Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года (с учетом поправок, вступивших в силу 28 марта 2006 года). Требование об обязательном использовании ближнего света фар независимо от времени суток распространено на все дороги (а не только внегородские, как было ранее). В качестве альтернативы фарам в светлое время суток могут использоваться дневные ходовые огни, которыми штатно оснащается ряд современных транспортных средств. Предусмотрено исключение в действии знака «Обгон запрещен», касающееся случаев обгона тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
В целях повышения безопасности дорожного движения в тоннелях в приложение 1 к Правилам включены новые дорожные знаки «Аварийный выход», «Направление движения к аварийному выходу», «Телефон экстренной связи», «Огнетушитель», использование которых также предусмотрено новой редакцией Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года. Кроме того, установлен приоритет в действии знаков по отношению к дорожной разметке в случаях, когда их значение противоречит друг другу либо разметка недостаточно различима.
В соответствии с изменениями, внесенными в Основные положения, запрещено одновременное использование на транспортном средстве ошипованных и неошипованных шин, что будет способствовать сохранению курсовой устойчивости автомобиля на скользком покрытии.
В настоящей книге вместо наименования Государственная инспекция безопасности дорожного движения для краткости часто применяется аббревиатура ГИБДД.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 679 допускается использование сокращенного наименования – «Госавтоинспекция».
В тексте Комментария используется прежнее наименование федерального органа управления Госавтоинспекции – Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, которое Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» заменено на Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ вместо слова «милиция» используется слово «полиция». При этом следует учитывать, что в Правилах в соответствующих пунктах используется слово «милиция», так как текст Правил приводится по состоянию на 1 июня 2011 г.
Для удобства пользования перед каждым комментарием приводится полный текст пункта Правил или Основных положений, выделенный соответствующим шрифтом.
В книге принята определенная система цифровых обозначений. Если комментируется отдельное положение какого-либо пункта Правил, то после этого положения в тексте пункта в скобках ставится соответствующая цифра. Та же цифра стоит непосредственно перед комментарием. Если комментируется пункт Правил в целом, цифровое обозначение не ставится.
Текст всех пунктов, последовательность их расположения полностью соответствуют тексту «Правил дорожного движения Российской Федерации», утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» и введенных в действие с 1 июля 1994 г., с учетом последующих изменений и дополнений.
Такая же система обозначений принята и при комментировании «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных этим же постановлением, с учетом последующих изменений и дополнений.
Книга подготовлена на основании использования законодательства Российской Федерации, в частности, упомянутых выше Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также других законодательных и иных нормативных правовых актов.
Настоящие научно-практические Комментарии составлены группой специалистов, принимавших непосредственное участие в разработке Правил и Основных положений, и отражают точку зрения авторов, которая базируется на положениях международных и отечественных нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.