Вы здесь

Коллекция заблуждений. Чудеса. Г (Сергей Мазуркевич)

Г

Гении

Заблуждение №33. Гении в большинстве своем раздражительные и агрессивные люди

Никаких научных исследований по поводу агрессивности и раздражительности гениев просто не существует. А бытующее мнение об этом появилось, скорее всего, из-за того, что обыденному человеку не просто понять гениев, а гораздо проще свою непонятливость списать на якобы присущие таким людям агрессию и раздражение.


Отметим и то, что гениальных людей в большей степени, чем людей обыденных, раздражает несовершенство нашего мира (имеется ввиду мир людей) и не удивительно, что они порой агрессивно стремятся его изменить к лучшему, но можно ли осуждать это стремление?


Глен Доман в своей книге «Гармоничное развитие ребенка» пишет: «Если бы меня попросили составить список десяти величайших целителей в истории. Начав его с Христа и Магомета, то я непременно включил бы туда и Д. Сэлка. Больше всего на свете его раздражала такая болезнь, как детский паралич. Он просто не мог смириться с мыслью, что маленькие дети умирают и мучаются от полиомиелита.


В 1940 г., когда в стране свирепствовал полиомиелит, я работал физиотерапевтом. В те дни мы буквально метались по стране, выискивая очаги этого заболевания. И меня тоже чрезвычайно раздражала и нервировала эта проклятая болезнь. Я пытался снять раздражение лечением больных детей, но это было малоэффективно. Раздражение, которое испытывал Д. Сэлк, вызвало у него агрессию. А эта агрессия, в свою очередь, привела к тому, что он задумал предотвратить полиомиелит. Поскольку он был гением, то сумел добиться успеха. Сейчас полиомиелит встречается так редко, что его смело можно отнести к полузабытой болезни. И разве это не прекрасно? Разве не должны родители маленьких детей буквально благословлять раздражение и агрессию Д. Сэлка?»


Цитата на полях


Когда мы становимся жертвами мифов, то уподобляемся заболевшим болезнью, от которой почти невозможно избавиться. Сколько бы нам не приводили фактов, опровергающих тот или иной миф, сколько бы ни доказывали, что истина – гораздо важнее, добрее и понятнее мифа, мы все равно будем стоять на своем.

Глен Доман

Улыбнитесь


Один из основателей кибернетики Норберт Винер был очень рассеянным человеком. Когда семье Винера пришлось переезжать, жена, зная, что в подобных случаях он совершенно бесполезен, отправила его на работу и дала с собой бумажку с новым адресом, наказав явиться с работы уже в другой дом. На обороте бумажки математик сделал какой-то расчет, результаты его не удовлетворили, он скомкал и выбросил бумажку.


Вспомнил о выброшенном новом адресе он только перед концом рабочего дня и задумался: что делать? В конце концов Винер решил подъехать к старому дому и спросить соседей.


Увидев у дома какую-то девочку, он обратился к ней:


– Извините, я профессор Винер, до сих пор я жил в этом доме, но сегодня мы переехали. Вы случайно не знаете, куда именно?


– Да, папочка, мама так и думала, что ты приедешь сюда, и послала меня покараулить.


Американский математик М. Томас, разместивший эту историю в Интернете, добавляет, что через много лет спросил у дочери Винера, правда ли это. Она ответила:


– Да, все примерно так и было, за исключением того, что папа прекрасно знал в лицо своих детей.

Заблуждение №34. Гении в быту – беспомощные и непрактичные люди

То, что некоторые из гениев (далеко не все, как порой думают) сознательно не хотят тратить драгоценное время на решение бытовых проблем вовсе не означает, что они на это не способны.


Что же касается непрактичности гениев, то это элементарное противоречие в определение. Если человека называют гением, следовательно, он чего-то смог добиться в жизни, то есть гениальность проявляется не только в мыслях и словах, но и в делах.


Другое дело, что из-за постоянной сосредоточенности на своей работе, многие ученые и творцы действительно бывают необычно рассеянными. И об этой их рассеянности слагаются легенды. Выше был уже приведен рассказ о Норберте Винере, но и среди наших ученых были подобные индивидуумы, например, московский профессор-химик Каблуков. Вот несколько историй о нем.


Однажды несколько московских студентов ехали в поезде из Москвы в Петербург. Один из них развлекал друзей тем, что копировал интонацию и мимику профессора Каблукова, ехавшего в том же вагоне.


Неожиданно в дверях купе появился сам Каблуков. «Слышу я э… очень знакомый мне голос э… и решил зайти посмотреть», – сказал он. Однако профессор не увидел того, зачем он пришел, и, смущенный, удалился.


Каблуков ходил за покупками в кондитерский магазин. Когда пришел домой, кто-то из домочадцев заметил, что он потерял трость с золотым набалдашником. Каблуков пошел искать пропажу. Однако, поскольку он был крайне рассеянным человеком, он забыл, какой именно магазин он посещал. Зашел в магазин к Абрикосову и спросил у продавца: «Я э… не оставил у вас мою трость с наболдым золоташником?» «Нет, у нас никто ничего не находил», – ответил продавец. Тогда Каблуков пошел в другой магазин к Эйнему. Задал тот же вопрос, и, к радости, здесь его ждала удача. Забытая им трость нашлась. Позже Каблуков рассказал всем: «Вот что значит немецкая честность, а у Абрикосова мне трость не отдали!»


Как-то раз профессор уехал из московской квартиры и оставил на двери записку: «профессор на даче». Вскоре он зачем-то вернулся домой, прочитал им же написанную записку, воскликнул: «На даче. Как жалко!» – и вернулся на дачу.


Цитата на полях


Когда в мире рождается истинный гений, вы можете безошибочно отличить его по следующему признаку – все болваны объединяются против него.

Джонатан Свифт.

Заблуждение №35. У гениев в жизни возникает множество проблем

Существует расхожее мнение, что у гениев в жизни бывает много проблем. Но неужели у обычных людей проблем возникает меньше? Наверное, все же нет. В то же время гении способны находить новые пути решения проблем, тогда как люди заурядные обычно идут исхоженными тропами.


Улыбнитесь


Известный польский математик Вацлав Серпиньский (1882 – 1969) как-то раз переезжал на другую квартиру. Жена попросила его постеречь у подъезда вещи, упакованные в десять ящиков, а сама отправилась за грузовиком.


Когда она вернулась с машиной, математик сказал:


– Ты знаешь, а ящиков только девять.


– Не может быть, меня не было всего пять минут!


– Ну смотри, вот я считаю: ноль, один, два, три…

Заблуждение №36. Гениальность соседствует с помешательством

Довольно распространено мнение, что между гениальностью и помешательством лежит очень тонкая грань. В последнее время появилось множество исследований, доказывающих, что многие гениальные люди страдали самыми разными психическими заболеваниями. Но, во-первых, не всегда подобные труды корректны, порой ради сенсационного вывода их авторы слишком много фантазируют. Во-вторых, зачастую гениев называют шизофрениками лишь на том основании, что их поступки и мысли непонятны обычным людям. Отметим, что в настоящее время сразу несколько научных школ работающих в области психологии и психиатрии в США, Англии, Франции, России и Японии, пришли практически к единому выводу: шизофрения (а это основной диагноз, который обычно ставят человеку с «ненормальным» с точки зрения социума поведением) – это загадка, и, вполне возможно, не болезнь, а совокупность многих явлений, ключ «к которым пока не найден.


В-третьих, научно не доказано, что гениальность каким-либо образом способствует помешательству, также как не доказано, что склонность к помешательству способствует проявлению гениальности.


В четвертых, известно огромное количество гениальных людей (их гораздо больше, чем тех, которым различные авторы приписывают различные формы помешательства), обладавших прекрасным психическим здоровьем.


Глен Доман отмечал: «Подлинные гении – это самые любезные, внимательные, счастливые, умелые и здоровые люди на свете. Именно благодаря этим признакам мы и понимаем, что они гении».


Цитата на полях


Почти все мифы сильно порочат истину, и самые порочащие из таких мифов те, которые имеют отношение к детям, матерям и гениям. Иногда мы просто обязаны выяснить, почему же наши мифы так неуважительно к ним относятся. Оказывается, дело в том, что некоторые люди как бы ощущают угрозу со стороны именно детей, матерей и гениев. Возможно, это именно те, кто по каким-либо причинам чувствует свою ущербность.

Глен Доман

Гипноз

Заблуждение №37. Гипноз – это чудо

По мнению многих психотерапевтов слухи и мифы о гипнозе сбивают с толку людей в психологии не слишком хорошо разбирающихся и позволяют держаться на плаву разного рода шарлатанам. В недавно изданной работе американского специалиста по гипнозу Лесли Барбера развенчиваются чуть ли не все «чудеса», считавшиеся ранее неотъемлемой частью гипноза и только гипноза.


Так Барбер указывает на отсутствие физиологического теста для точной проверки «загипнотизированности» человека. Он отмечает, что выполнение пациентом в гипнозе команд, еще не означает, что он на самом деле загипнотизирован. Человек может не шевелиться не потому, что он не может пошевелиться, а по другим причинам (например, боится огорчить гипнотизера и потому подыгрывает ему).


Развенчивает Барбер и весьма популярный во время эстрадных выступлений гипнотизеров «смертельный номер», когда загипнотизированного человека кладут затылком и пятками на спинки двух стульев, и он не проваливается вниз. По мнению Барбера после команды «ты это можешь» (или без нее) подобное упражнение выполнит практически любой мужчина, находясь при этом в обычном бодрствующем состоянии.


К мифам относится и мнение, что только в гипнозе можно значительно уменьшить боль. Барбер доказал, что подобного же эффекта можно достичь без всякого гипноза. Он провел следующий эксперимент с двумя группами медсестер. Первую группу в течение десяти минут профессионально «гипнотизировали», после чего дали установку, что они не будут чувствовать боли (уколов булавкой), если сосредоточатся на интересной истории. Тем же, кто был во второй группе было предложено без всякого гипноза сосредоточиться на интересной истории, чтобы не чувствовать боли. Оказалось, что никакой разницы между этими группами не было: и в первой и во второй уменьшились физиологические реакции на боль.


Много легенд ходит о так называемом постгипнотическом внушении, когда загипнотизированному человеку отдают команду что-либо сделать после выхода из гипноза, и он это делает. И здесь неутомимый Барбер провел эксперимент с двумя группами испытуемых. Участников первой группы загипнотизировали, после чего дали каждому по 150 карточек и сделали постгипнотическое внушение, чтобы каждый день они возвращали психологу по одной карточке. Членам второй группе точно такое же требование было высказано просто так, без всякого гипноза. Оказалось, что вторая группа намного лучше справилась с заданием (ежедневно отдавала больше карточек), чем первая.


Не все просто и с амнезией, когда человек по полученной команде гипнотизера не может вспомнить то, что было с ним в гипнозе. Л.З.Левит в книге «Интервью с частным психологом» отмечает: «Во-первых, подавляющее большинство людей после гипноза неплохо помнит то, что в нем говорилось, несмотря ни на какие команды. Для проверки же оставшегося небольшого процента „забывчивых“ был проведен такой эксперимент. Группа испытуемых, находясь в гипнозе, тренировалась в выполнении простых заданий, после чего было приказано забыть все, что они делали и чему научились. Затем их снова загипнотизировали и предложили выполнить задания, аналогичные тем, что делались в первый раз. Количество успешно выполненных заданий во втором случае было гораздо выше. Это означает, что полученный навык не был забыт, несмотря на внушение амнезии».

Конец ознакомительного фрагмента.