В
Вампиры
Заблуждение №17. Выпивая кровь своих жертв, вампиры превращают их в себе подобных
Если верить продукции Голливуда и авторам мистических романов, чуть ли не каждый десятый человек на Земле – вампир, питающийся человеческой кровью. И благодаря присутствующей в массовой культуре вампиромании, даже маленьким детям известно, что кусая свою жертву, вампир превращает ее в себе подобного.
Но тут получается одна неувязочка. Предположим, что вампиры все-таки есть. Также допустим, что для пропитания вампиру нужно хотя бы раз в месяц подкрепиться свежей кровью (и в ходе этого процесса он превращает жертву также в вампира). Получается, что вначале один вампир (самый первый) убивает одного человека, затем на следующий месяц два вампира – двоих и т. д. (прогрессия 2х2х2….х2). Численность вампиров тем самым растет, а численность населения идет на убыль. Как подсчитали математики, вампирам понадобилось бы всего 2,5 года, чтобы извести весь род человеческий под корень. Какой же из этого можно сделать вывод? Или мы все уже вампиры или вампиров не существует. Правда, есть еще маленькая лазейка для них – можно допустить, что их жертвы, вампирами не становятся. Но это уже противоречит классике.
Согласно той же классике жанра мистики и хоррора, к вампирам относят и летучих мышей, давно уже ставших неотъемлемым атрибутом фильмов ужасов, и особенно тех, в которых речь идет о вампирах и силах тьмы. В обыденном сознании еще с давних времен утвердилось мнение, что эти мерзкие и противные существа питаются человеческой кровью и обладают сверхъестественными свойствами призраков.
Однако, подобные обвинения летучих мышей – ужасное недоразумение. Они не имеют под собой никакой реальной основы (подробнее об этом в статье «Летучие мыши»).
Ванга
Заблуждение №18. Ванга сделала много пророчеств о будущем человечества
Об этом неординарном человеке за последнее время было придумано многое действительности не соответствующее. Так, например, печать пестрит предсказаниями Ванги вплоть до 3797 года, содержащими специальные термины («создание нового источника энергии», «изменение орбиты Земли», «превращение людей в киборгов», «колонизация Марса»), которые неграмотная женщина просто не могла знать.
Приведем здесь некоторые из «пророчеств», приписываемых Ванге, которых в реальности она не делала (по данным газеты «Комсомольская правда»):
ЯКОБЫ СБЫВШИЕСЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ…
Начало второй мировой войны.
События в Праге 1968 года, когда советские танки появились на улицах чешской столицы.
Победа в 1969 году Индиры Ганди на выборах.
Перестройка в СССР.
В августе 2000 года Курск окажется под водой. (Спустя 20 лет погибла подводная лодка «Курск». )
6 февраля 1981 года официальный Лондон объявил о помолвке Дианы Спенсер и принца Уэльского. В это же время в Болгарии Ванга якобы произнесла фразу: «Эта свадьба убьет девочку, мы умрем вместе. Она услышит о моей смерти, но мы умрем вместе». О смерти Ванги сообщат за 20 дней до аварии в тоннеле Альма в Париже.
…И НЕСБЫВШИЕСЯ
На 2004 год Ванга пророчила начало исчезновения многих видов рыб, животных и даже пчел.
В 2007 году предсказала войну России и Китая и потерю нами Дальнего Востока, после чего Китай станет новой сверхдержавой.
В этом же году должна была начаться гражданская война в России.
О ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
2008 – покушения на четырех глав правительств.
2010 – начало 3-й мировой войны. Будет применено ядерное и химическое оружие.
2011 – в результате выпадения радиоактивных осадков в Северном полушарии не останется ни животных, ни растительности. Затем мусульмане начнут химическую войну против оставшихся в живых европейцев.
2016 – Европа почти безлюдна.
2018 – новой мировой державой становится Китай…
…3005 – война на Марсе. Нарушатся траектории планет…
…3797 – к этому времени на Земле погибнет все живое, но человечество сможет заложить основы для новой жизни в другой звездной системе.
О БОЛЕЗНЯХ
Скоро к нам придут новые болезни. Люди будут падать на улицах без видимой причины.
В начале XXI века рак будет закован в «железные цепи», то есть лекарство будет содержать много железа.
Журналистка «Комсомольской правды» Светлана Кузина пишет о Ванге: «Во время командировки я встретилась с двадцатью родственниками и знакомыми, знавшими ее всю жизнь, которые в один голос мне заявляли: „Не делала она глобальных предсказаний для всего человечества“. Ее ипостась – судьба конкретного человека, как правило, больного или у которого в семье случилось несчастье».
Ей вторит племянница Ванги Красимира Стоянова, детально проанализировавшая большинство книг о своей тете: «Слова Ванги и ее предсказания так перевирают, что в этих книгах перед читателями предстает образ пророчицы, абсолютно далекий от действительности. В этих сочинениях масса небылиц. Тете приписываются мысли, взятые из разных тибетских, масонских, теософских и других учений и теорий, которые православная христианка Ванга не признавала. Приписали ей неизвестные авторы и рецепты народной медицины, надерганные из различных справочников, и даже сонники придумали».
Заблуждение №19. Перед смертью Ванга сказала, что во Франции родится ее преемница
Помощницы Ванги – Катерина Ганкина и Витка Петровска, опекавшие пророчицу более 20 лет до самой ее смерти, утверждают, что ни о какой преемнице, в которую должна переселиться ее душа, она, умирая, не упоминала.
Заблуждение №20. У Ванги были ученики
По некоторым данным в настоящее время только в России в сфере оказания услуг оккультного характера работает около сотни «учеников» Ванги, предсказывающих судьбу и якобы излечивающих от всех болезней. Много «преемников» Ванги и в Болгарии. Красимира Стоянова, племянница Ванги рассказывает: «У нас была комичная ситуация. Нашлись около 500 „учеников“, которые называли себя единственными. А рядовых продолжателей ее дела вообще оказалось несколько тысяч. Сейчас волна таких мошенников у нас пошла на спад. В Болгарии люди им уже не верят. …А лично мне было неприятно обилие „подруг“ и „родственников“ Ванги, которые, по их уверениям, чуть ли не спали у нее на коврике возле кровати. Детей у нее не было, а ее „внучки“ бомжеватого вида ко мне в номер приходили, чтобы „занять“ денег до пенсии и выпросить бутылочку виски из моего мини-бара. А уж в „помощницах“ у нее было чуть ли не полгорода: одна с ней 30 лет вместе, другая – 15, третья провела вместе с ней последние дни в больничной палате. А появились еще и такие, кто сегодня даже вещает устами Ванги – якобы она им с того света весточки шлет. Слишком много „детей лейтенанта Шмидта“, которые по прошествии многих лет примазываются к ее славе».
Расставим точки над и: у Ванги учеников не было, и всякий, кто заявляет обратное, как минимум, фантазирует.
Заблуждение №21. Ванга лечила людей
Ванга помогала людям, но нельзя сказать, что она занималась лечением. Хирург Иван Петров, поддерживающий жизнь пророчицы в последние ее месяцы, рассказывает: «Никого Ванга не лечила. Все рецепты, состоящие из сбора разных трав, ей приписали составители многочисленных книг. Она лишь разговаривала с цветами, которые, как она говорила, ей сообщали некую „космическую“ информацию. Больным или их родным она говорила, стоит ли тратить деньги на лечение, потому что больной мог и сам выздороветь. И, если нужно, к какому доктору стоит обратиться. Причем независимо, из какой страны были посетители, она называла фамилию врача и описывала, как он выглядит».
Цитата на полях
Например, всего в 18 беседах с посетителями было зафиксировано 823 сообщения из жизни этих людей. – После анализа выяснилось, что из них истинными оказались 445, альтернативными, то есть которые можно было трактовать двояко, – 288 и ошибочными – 90. Для сравнения: эти же 18 клиентов встретились позже с двумя зрячими и имеющими «опыт гадалки» женщинами. Они вдвоем сделали около 800 предсказаний, но истинными из них стали лишь 200, альтернативными – 420, а ошибочными – 180.
Заблуждение №22. Ванга – проект спецслужб
По мнению известного борца с шарлатанами от экстрасенсорики Юрия Горного Ванга была «нормальным солдатом болгарских спецслужб». Якобы информацию о посетителях для нее по указанию чекистов собирали горничные в отелях и таксисты. Но ведь были случаи, когда провидица сообщала своим гостям такие детали, о которых чекисты просто знать не могли. Например, она рассказала Сергею Михалкову, что у него была сестра, которая умерла в пятилетнем возрасте. Об этом и сам Михалков уже не помнил. Или случай с актером Вячеславом Тихоновым: «Я дружил с Юрием Гагариным, и Ванга прямо с порога вдруг упрекнула меня: «Ты почему не исполнил желания Юрия? Он пришел к тебе попрощаться перед последним полетом и попросил: «Купи себе будильник, как будто его купил тебе я. Будет память обо мне». Я начал оправдываться, что часы забыл купить в сумятице из-за гибели космонавта. Тогда мне Ванга сказала загадочную фразу: «Но вы должны знать: Гагарин не погиб. Он был взят». Кем, для чего, почему, не объяснила».
Да и представить, что таксисты могли выпытывать у приезжающих с разных стран посетителей подробности их жизни, как-то очень уж сложно. Конечно, определенные контакты Ванги со спецслужбами были (в те времена этого не могло не быть), но считать, что она работала за счет информации, поставляемой спецслужбами, мне все же представляется неверным.
Веды
Заблуждение №23. В популярных книгах излагаются «ведические знания»
О ведах рассуждать нынче можно. На этом поприще в наше время резвятся и кришнаиты-аферисты (наподобие Торсунова), и вегетарианцы-радикалы, и сторонники теорий об исключительности славянской (арийской) духовности.
Всех их объединяет одно – о ведах они в большинстве своем не имеют ни малейшего представления. А те, кто такое представление имеет, сознательно или бессознательно искажают изначальный смысл вед.
Классических вед четыре – Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Это собрания гимнов, песнопений, жертвенных заклинаний, а вовсе не «вселенских законов», как это преподносят сегодня «знатоки вед».
В индийской традиции часто упоминается и пятая веда. В основном это определение дается для эпоса (Махабхарата и Рамаяна) и пуран (мифы). Считалось (и считается), что пятая веда – для женщин и шудр, поскольку знания в ней в упрощенной форме и доступны даже их пониманию.
Шудрам, собственно говоря, получить ведические знания в древности было непросто. Мудрейшие знатоки вед, считали, что этого допускать нельзя. Гаутама (не тот, который Будда, а тот, который индийский философ – основоположник ньяйи) писал: «Если шудра будет намеренно прислушиваться к чтению вед, его уши следует залить расплавленным свинцом или смолой. Если же декламирует ведийские гимны, ему следует вырезать язык. Если он запоминает их, его тело следует рассечь надвое». Такой же «гуманизм» по отношению к шудрам проявлял и один из величайших умов не только своего времени, но и всех времен и народов, Шанкара: «Уши тех шудр, которые слушают веды, надлежит заливать расплавленным свинцом и смолой, поскольку шудра подобен кладбищу и читать веды в его присутствии не следует. Надлежит разрезать ему язык, если он только произнесет их, а тело его рассечь, если он хранит память о них. Нельзя передавать знание шудре, и только дваждырожденный имеет право на жертвоприношение и подношение даров».
Если следовать духу вед, то современные их «знатоки» должны быть жестоко наказаны за профанацию и за передачу знаний шудрам. Но, во-первых, это их бизнес и ничего более.
И, во-вторых, они же не передают ведические знания, а передают свои абсурдные фантазии по поводу этого знания.
А потребитель – этот «вечный младенец, требующий соски» (Э. Фромм) – не думает. Он потребляет. В том числе и эрзац-духовность, эрзац-эзотерику, эрзац-культуру.
Ему легко можно рассказать, что согласно ведам нужно быть вегетарианцем. Он поверит. Он же не станет сам читать веды, чтобы убедиться, что всё совсем иначе и арии – авторы вед – от мяса отнюдь не отказывались, а очень даже его употребляли в пищу.
А если вдруг у кого сомнения возникли то можно «замутить» чего нибудь хитрое с текстом вед. И с умным видом продекламировать такую цитату якобы доказывающую осуждение ведами мясоедства: «Тому, кто вкушает плоти человека, лошади или другого животного и, убивая коров, лишает людей молока, о царь, если такого демона нельзя образумить другими мерами, ты должен, не дрогнув, отрубить ему голову („Риг Веда“, 10.87.16)». (взята с одного из форумов)
Отрубить голову за мясоедство. Гуманно, однако. Но есть один нюанс. Мы имеем дело в данном случае с подтасовкой и манипуляцией. Возьмем научный перевод этих строк. Оказывается Мандала X, 87 – это гимн «К Агни – убийце ракшасов». И вот о чем просят бога Агни:
16. Какой колдун умащается кровавой человечиной,
Какой кониной, какой говядиной,
Кто отбирает молоко у коровы, о Агни,
Размозжи тем головы (своим) жаром.
Не правда ли, совершенно иной смысл. Речь идет о колдунах-ракшасах. Автор гимна сообщает, что он: «Убийцу ракшасов победоносного кропит жиром» (!) и обращается к нему с просьбой защитить от ракшасов и убить этих «пожирателей сырого (!) мяса».
Но что делать кришнаитам и прочим торсуновым, если в ведах больше нет ничего в защиту вегетарианства, а есть много сведений о том, что арии ели мясо? Вот и вырывают из контекста этот отрывок и переводят его, как им удобно.
Чтобы там не утверждали нынешние авторы публикаций по ведической кулинарии и рекомендаций для «ведических женщин» и «ведических мужчин», создатели Вед не были вегетарианцами. Об этом говорят сами священные тексты (привожу пару примеров, но их гораздо больше):
Ригведа: « (Те,) кто осматривает коня, когда он готов, Кто говорит: Он пахнет хорошо. Снимай (его). И кто ожидает угощения мясом скакового коня, – Их воспевание пусть также нам благоприятствует! Та палочка, чтобы пробовать из котла при варке мяса, Те чаши для наливания жижи, Дымящиеся крышки горшков, Крюк, блюда – (все они) служат коню».
Атхарваведа: «Для тела мы добываем мясо, жизненный дух! В сыром, в хорошо сваренном, в созревшем… Да будет этот (человек) без болезни!
О том, что в ведический период мясоедение было широко распространено свидетельствуют и грихьясутры, тексты, датируемые серединой серединой первого тысячелетия до н. э., посвященные домашнему ритуалу. Р. Б. Пандей в книге «Древнеиндийские домашние обряды» пишет: «Отец кормил ребенка мясом птицы бхарадваджи, если желал для ребенка плавности речи, мясом птицы капинджалы и маслом – если хотел изобилия еды, рыбой – если хотел быстроты, мясом „птицы крикаша, смешанным с медом, – если хотел долгой жизни, мясом ати и куропатки – если хотел священного блеска, маслом и рисом – если хотел великолепия – простоквашей и рисом – если хотел большого ума, и всем вместе – если хотел всего этого для ребенка“ (Ашвалаяна, I, 16; Шанкхаяна, I, 27). Из этих предписаний видно, что индийцы не были вегетарианцами в период грихьясутр. Они не воздерживались от приема мясной пищи, если она приносила им физические и духовные силы. Грихьясутры еще больше пропитаны ведийскими представлениями о принесении в жертву животных и о мясной пище. Поэтому они рекомендовали в пищу мясо. Однако позднее проявилась тенденция к вегетарианству».
Отчего же эта тенденция проявилась? Попробуем разобраться.
1. Этические причины вегетарианства.
Они связаны с внедрением в общественное сознание принципа Ахимса («непричинение вреда»). Происходило это примерно на рубеже эпох, когда в Индии был силён буддизм и начиналась реформация индуизма (в ходе, которой из буддизма были сделаны важные заимствования). Здесь стоит упомянуть императора Ашоку – человека, благодаря которому буддизм стал мировой религией. Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что он (в том числе, и личным примером) больше других способствовал тому, что «Ахимса» стала важной частью индийского мировоззрения.
В то же время процесс «овегетарианивагия» индийцев был не такой уж и быстрый. Так, в «Артхашастре», излагаются правила содержания боен и хранения мяса, а о различных мясных блюдах упоминают самые разные древние индийские источники.
2. Климатические причины вегетарианства.
На юге легче обходиться без мяса, чем на севере. Этнографические исследования, проводившиеся в разных регионах Индии, показывают, что и в наше время в Северной Индии мясные продукты употребляются гораздо чаще, чем в остальной Индии. Интересно, что если в целом по Индии люди, принадлежащие к высоким кастам, в первую очередь брахманы, почти не употребляют мяса, то в Кашмире и Химачал-Прадеше – это не так, даже брахманы здесь в большинстве своем не являются вегетарианцами.
Кроме того, что естественная потребность в мясе в относительно суровых условиях Севера Индии (в первую очередь, горных районов) гораздо выше, здесь гораздо легче хранить мясо долгий срок, что, например, в условиях Юга Индии до эпохи холодильников было весьма проблематично.
Кроме того, жители горных районов по понятным причинам не имеют возможности жить за счет сельскохозяйственных культур и, если бы они не питались мясом, то чем бы они тогда питались?
3. Экономические причины вегетарианства.
Распространение вегетарианства напрямую связано с земледельческим укладом хозяйства, к которому перешли арии. Животных и, в первую очередь, коров стало невыгодно убивать. И если, например, у ариев ведического периода отец невесты в честь жениха, устраивая церемонию аргха (знакомство с женихом) приносил в жертву корову в честь гостя, то уже в период грихьясутр умерщвление коровы для угощения гостя стало необязательным, а в период пуран (примерно с 3-го века н.э.) это было уже запрещено совсем.
Отчего же для индийцев выгоднее, чтобы корова была живая? Всё просто. Сколько мяса даст одна корова? Не так уж и много. А если учесть, что в жарком климате это мясо долго не сохранить? А живая корова – это молоко и масло. Быки – тягловый скот. Но и это не главное для тех районов, где не так уж и много деревьев (а подобных мест в Индии много). Коровьи кизяки – это и топливо и строительный материал.
Получается, что живая корова экономически гораздо выгоднее.
К развитию вегетарианства в Индии привело сочетание всех трех причин. В настоящее время большинство индийцев высших каст – вегетарианцы. Чем ниже каста – тем менее строго соблюдается вегетарианство. И не будем забывать о вынужденных мясоедах (горцах) и вынужденных вегетарианцах (бедноте, которая и хотела бы есть мясо, но не может себе позволить).
Резюмирую: Если вы видите в Интернете что-то наподобие «Будда говорил» или «Веды утверждают» – будьте осторожны! Читайте первоисточники, если вам это интересно, но не верьте проходимцам.
Ведьмы
Заблуждение №24. Ведьм активно сжигали во времена мрачного Средневековья
Общепринято, что сожжение ведьм было особенно «популярно» во времена «мрачного Средневековья». Однако, в действительности все далеко не так однозначно.
В истории европейской цивилизации есть период, снискавший себе весьма дурную славу. Годы между закатом Западной и Восточной Римских империй называют «мрачным средневековьем». Считается, что именно тогда по всем городским площадям Европы полыхали костры, а на них сжигал еретиков и ведьм. Однако, распространенность какого-либо мнения вовсе не означает его истинности, и представляя средние века в столь мрачных тонах, мы самым серьезным образом заблуждаемся.
Массовые репрессии начались, а в пятнадцатом веке, то есть в эпоху Возрождения, которая считается временем, когда люди, населявшие Европу, поголовно предавались искусствам, философии и, все как один, были убежденными гуманистами.
Увы, именно во времена Ренессанса человекоубийство стало в Западной Европе привычным и повседневным. Печально знаменитая «охота на ведьм» расцвела сразу после первого издания «Молота ведьм» в 1478 году (книга переиздавалась, по крайней мере, 13 раз до 1520г. и еще не менее 16 изданий вышло между 1574 и 1669 гг.). Написанная доминиканским монахом Генрихом Инститорисом и деканом Кельнского университета Яковом Шпренгером, эта книга содержала «научное» толкование ведьмовства, описывала способы идентификации ведьм и предлагала наиболее эффективный набор пыток, рекомендованный к применению в отношении лиц, уличенных в колдовстве. Именно после выхода в свет этой книги по всей Европе и началось массовое человекоубийство.
Как отмечают Вальтер Крамер и Гетц Тренклер: «До сих пор историки теряются в догадках, что стояло за этим коллективным помешательством – то ли избыточное религиозное рвение (что сомнительно, потому что особенно активны были как раз не церковники), то ли страх человека перед „вечной загадкой женственности“ (тоже вряд ли, ведь сжигали и мужчин, а в некоторых северных странах и в большем количестве, чем женщин), то ли это просто было свидетельством какого-то безудержного падения морали после прокатившихся по Европе войн и эпидемий чумы».
Цитата на полях
Я клятвенно отрицаю ту ересь, или, вернее говоря, неверие, которое неверно и лживо утверждает, что на земле не существует ведьм.
Заблуждение №25. Ведьм сжигали невежественные мракобесы
Считается, что массовыми сожжениями ведьм всегда «заправляли» слуги Инквизиции, то есть невежественные фанатики и мракобесы*. Однако, это тоже заблуждение. В 1610 году в городе Логроньо, на одном из процессов, инквизитор иезуит Алонсо де Салазар так горячо доказывал, что ведьм и демонов не существует, что был поддержан архиепископом Толедо Великим инквизитором Бернардо де Сандовалем, а затем и Высшим советом.
С этого момента, по решению Инквизиции, в католических странах «охота на ведьм» была прекращена, тогда как там, где победила Реформация, сжигание несчастных продолжалось еще сто лет, и самое активное участие в этих процессах принимали вовсе не священники, а юристы, ученые и университетские профессора.
Как это не печально, но не остались в стороне от «охоты на ведьм» и такие знаковые фигуры эпохи Возрождения как знаменитый врач Парацельс и не менее известный религиозный реформатор Мартин Лютер, требовавший выявлять ведьм и сжигать их живыми. Отметим, что большинство видных интеллектуалов даже в XVIII веке верили в демонов и ведьм. Даже в век научной революции на костер были отправлены сотни тысяч «ведьм». В Соединенных Штатах Америки их сжигали вплоть до XVIII века, причём судьями были профессора Гарвардского университета.
Как отмечал американский историк Генри Чарльз Ли: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трёх веков, с XV по XVIII. В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. Тот факт, что оно было остановлено и сокращено до относительно безобидных размеров, объясняется осторожностью и твёрдостью Инквизиции… Я хотел бы подчеркнуть контраст между тем ужасом, который царил в Германии, Франции и Англии, и сравнительной терпимостью Инквизиции».
Современный историк Ф. Донован добавляет: «Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат Франция, Германия и Швейцария. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм, зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. В полностью католических странах – Италии, Испании и Ирландии – было бы очень мало точек; в Испании практически ни одной».
Несколько лет назад католическая церковь в лице самого Папы принесла извинения за преступления Инквизиции. Однако напомним, что в коллективном помешательстве, охватившем Западную Европу времен Ренессанса, виновна не только и не столько Инквизиция, сколько невежество и религиозный фанатизм, тех, кто, казалось бы, должен был им противостоять. Что ж, это далеко не единственный парадокс в истории человечества.
Цитата на полях
Это были представители именно тех кругов общества, которые многие годы сопротивлялись темным домогательствам церкви, и теперь вдруг обратились в «истинную веру» и с жаром принялись искать и обличать ведьм.
Заблуждение №26. Самое массовое сожжение ведьм было устроено Инквизицией
Ничего подобного. В данном случае Инквизиции приписывается преступление, совершенное протестантами. В 1589 году по постановлению епархиального суда в саксонском городе Кведлинбург в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. К тому времени Саксония к католическому лагерю не принадлежала, так как в ходе Реформации от него откололась.
Добавим, что самые ужасные массовые казни в эпоху «охоты на ведьм» были совершены именно протестантскими церковными судами. И это не удивительно, ведь виднейшие деятели протестантизма, такие как Лютер, Кальвин и Бакстер, были фанатичными преследователями ведьм.
Следует еще понимать и то, что даже, когда речь идет о преследовании ведьм католиками, это вовсе не означает участия в этих черных делах Инквизиции. Например, инквизиторам в разного рода изданиях ставят в вину чудовищную охоту на ведьм в германских землях в 17 столетии. Однако они здесь не причем. Епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 – 1631 гг. были сожжены около 1500 человек по обвинению в колдовстве, действительно были католическими, но в этих землях не существовало инквизиционных трибуналов. Приговоры «ведьмам» выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к Инквизиции.
Цитата на полях
Работы Г. Ч. Ли и его учеников не смогли поколебать господствующую на Западе идеологию, которая исходит из мифов англо-саксонской историографии. Даже в самой Испании публично поставить под сомнение миф об Инквизиции значит навлечь на себя подозрение в симпатии к франкизму, клерикализму, сталинизму и прочим грехам. Сегодня в Испании даже знающий истинное положение дел историк осмеливается говорить об этом лишь шёпотом и лишь наедине. Однако в среде историков и философов история становления науки и капитализма видится, конечно, уже иначе. От М. Вебера, который начал поворот, до М. Фуко, который в книге «Слова и вещи» дал более беспристрастную («археологическую») трактовку, проделана большая работа по демифологизации.
Яснее стала и диалектическая связь между созданием в процессе Реформации обстановки страха и атомизацией общества, превращением человека в никому не доверяющего индивида. Но миф настолько необходим политикам, что предсмертное признание Г. Ч. Ли осталось гласом вопиющего в пустыне. Ничего не изменилось и после множества работ других учёных – даже в католических странах!
Улыбнитесь
На середине реки в лодке сидят и ловят рыбу трое: поп, пастор, и раввин. Закончился хлеб. Поп говорит:
– Схожу-ка я за хлебом.
Переступает через борт лодки и идет по воде. Через несколько минут возвращается также по воде. Закончилась вода. Пастор говорит:
– Теперь я пойду.
Переступает через борт лодки и идет по воде. Через несколько минут возвращается также по воде. Закончилась наживка. Раввин говорит:
– Теперь моя очередь.
Переступает через борт лодки и камнем идет на дно. Поп пастору:
– Слушай, друг, может, ему надо было сказать, где в речке камни?
Вера
Заблуждение №27. Верующие люди меньше болеют, нежели атеисты
В этом уверены не только сами верующие, но и многие люди, относящиеся к религии спокойно. Однако не так давно английские ученые опровергли подобную точку зрения. довольно таки распространенное заблуждение. Исследователи наблюдали за 250 пациентами лондонских клиник, среди которых были люди с разными религиозными убеждениями. Было установлено, что тяжелые заболевания у глубоко верующих людей встречаются так же часто, как и у других. Получается, что вера никак не может выступать в роли защитного средства от болезней. К тому же в ходе дальнейшего наблюдения было замечено, что глубоко верующие люди даже хуже поддаются лечению, чем те, кто более спокойно относится к религии. За четыре месяца лечения состояние здоровья у некоторых верующих пациентов осталось прежним или ухудшилось, тогда как у большинства других больных улучшилось.
В чем же причина столь неутешительного явления? Психологи объясняют этот факт различиями в психики этих людей. Вероятно, верующие иначе относятся к смерти, так как верят в загробную жизнь, поэтому по-своему воспринимают болезнь как своеобразное «наказанье божье».
Другое дело, что нет особых сомнений по поводу того, что даже серьезные заболевания верующим людям гораздо легче переносить психологически, поскольку вера придает им духовные силы в сложных жизненных обстоятельствах.
Улыбнитесь
Сидит нищий на паперти, мимо проходит бизнесмен при костюме с кожаным кейсом. Нищий:
– Подайте, Христа ради!
Бизнесмен в ответ:
– Я не верю в бога… (посмотрел еще раз на оборванца) …и вам не советую.
Заблуждение №28. Верующие люди в меньшей степени боятся смерти
Все не так просто, как кажется. Психологи из колледжа Веллеслей (Массачутес) Пол Уинк и Джулия Скотт в ходе своих исследований (результат, которых был опубликован в Journals of Gerontology) установили, что меньше всего смерти боятся очень религиозные люди. Но, на втором месте, как не странно, – законченные атеисты. В тоже время болше всего страшатся умирания те, кто находится между двумя крайностями – «умеренно религиозные».
Этот феномен ученые объясняют тем, что эти люди боятся не только самой смерти, но и наказания в загробной жизни за свои, как они считают, грехи. Они понимают, что рай, возможно, не для них, отсюда и страх без особых надежд на спасение.
Кроме того, многие люди умеренно религиозные не до конца уверены, что загробная жизнь существует, и это также не придает им смелости.
Как отмечают американские исследователи именно «умеренно религиозных» среди верующих в наши дни – едва ли не большинство. Так, в Соединённых Штатах, к примеру, 80% христиан верит в загробную жизнь, но только 44% из них ходит в церковь регулярно.
Вывод, к которому пришли Пол Уинк и Джулия Скотт, следующий: «Твёрдость и последовательность в своих верованиях, а не религиозность по существу, являются буфером, смягчающим страх смерти в старости».
Улыбнитесь
Священник в незнакомом городе ищет почту. Первый местный житель, попавшийся по пути – наркоман с косячком в зубах. Священник спрашивает дорогу у него. Наркоман вяло раскрывает глаза и машет рукой:
– Налево… налево… и направо.
Священник решает отплатить услугой за услугу:
– Сын мой. Я вижу, ты добрый молодой человек. Зачем же ты губишь свою душу, употребляя эту богомерзкую траву? Прислушайся, сын мой. Приди ко мне. И я укажу тебе путь на небеса…
Наркоман давится дымом:
– Куда?! Какие небеса, папаша! Какой путь! Ты же и на почту дорогу не знаешь…
Вещий Олег
Заблуждение №29. Олег погиб от укуса змеи
Согласно классической легенде, волхвы предупредили Олега о том, что умрет он от любимого коня. С того момента князь перестал ездить на нем, но велел кормить его отборным зерном. Через четыре года после предсказания, Олег, вернувшийся с боевого похода, вспомнил о своем любимце и захотел его увидеть. Узнав, что конь умер, Олег, посмеявшись над волхвами, захотел увидеть его кости. О том, что произошло дальше замечательно рассказал Александр Сергеевич Пушкин:
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Спору нет, легенда красивая и поучительная, в том плане, что волхвов надо слушаться, но, в то же время, совершенно не достоверная.
И дело даже не в том, что змеи не имеют привычку жалить своим острым раздвоенным на конце жалом (это заблуждение), как писал Пушкин, а просто и без затей кусают ядовитыми зубами. И не в том дело, что для того, чтобы змея укусила человека, последнему еще надо постараться. И не в том, что непонятно для чего Олегу нужно было наступать ногой на череп коня? Какое-то странное выражение почтения к старому боевому другу.
Но допустим, все было именно так. И князь все-таки был укушен змеей. Логично предположить, что это была гадюка, поскольку ни кобра, ни эфа, ни гремучая змея, ни самая смертоносная змея в мире мамба черная в наших краях не встречаются. И тут возникают новые вопросы. Совершенно непонятно каким-таким чудесным образом обычная гадюка могла прокусить сапог из грубой кожи? Но даже если это все-таки и случилось, то отчего все-таки умер Олег? Укус гадюк смертелен для беременных женщин и детей, но никак не для здорового и сильного воина, каким был князь.
Интересно, что есть исландская сага очень сильно напоминающая миф о смерти Вещего Олега. В ней речь идет о викинге Орваре Одде. Колдунья предсказал ему смерть от коня, за что и была им избита до крови. Чтобы не свершилось предсказание Одд и его друг Асмунд убили коня, бросили труп в яму и завалили ее камнями. Дальше сага повествует о смерти Одда:
«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни».
До сих пор неизвестно точно, то ли сага об Орваре Одде стала причиной появления легенды о смерти Вещего Олега от укуса змеи, то ли наоборот. Но точно можно сказать, что причина смерти князя была другой. Разные исследователи называют разные причины, среди которых наибольшей популярностью пользуется версии об отравлении Олега и коварном убийстве его собственными дружинниками. Мы же в очередной раз убеждаемся, насколько далекими от действительности могут быть всем нам с детства известные легенды.
Волхвы
Заблуждение №30. Волхвов к Иисусу привела путеводная звезда
Вот, что можно прочесть о Вифлеемской звезде в Евангелии от Матфея: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это. Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну. И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».
Вся эта история выглядит, по меньшей мере, сомнительно. Во-первых, Иисус родился вовсе не в Вифлееме, а в Назарете.
Во-вторых, и самих волхвов, поклонявшихся Христу, скорее всего тоже не было.
В-третьих, если звезда такая собой «путеводная», почему она не могла привести волхвов прямо к месту рождения Христа, минуя Иерусалим. И не было бы тогда мифического избиения несчастных вифлеемских младенцев, в конце концов. Нет же, нужно было прийти к Ироду, чтобы потом ведомыми все той же звездой идти искать новорожденного Иисуса.
В-четвертых, звезда эта Вифлеемская ведет себя как-то не по звездному. Она поначалу ведет за собой волхвов, а потом останавливается над жилищем родителей Иисуса.
Стоит отметить, что рассказ о Вифлеемской звезде был создан автором Евангелия от Матфея на основе Ветхого завета, в котором упоминается звезда Иакова («Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля»). Под ней иудеи понимали звезду, что появится во времена Мессии, приход которого она, собственно говоря, и предвозвестит. В апокрифическом Завещании двенадцати патриархов сказано: «Взойдет звезда Его на небе звездой царской, и распространит она свет познаний». Евангелисту же необходимо было все эти предания подтвердить и он включил в повествование легенду о звезде Мессии.
В то же время вполне можно допустить, что во временной промежуток от 15 года до нашей эры до 10 года нашей эры в небе Палестины действительно наблюдались какие-то необычные (или, напротив, вполне обычные, но редкие) явления. До сих пор идут споры о том была ли это комета или же необычная конфигурация планет. Говорят даже, о вспышке новой или сверхновой звезды. Но это важно, если верить в историю о волхвах и рождении Иисуса в Вифлееме. Но если знать, что у евангелистов выдумка «сидит на выдумке и выдумкой погоняет», то это уже не представляется существенным.
Цитата на полях
Искажено пространство, место, время,
Бомжей в подъезде примешь за волхвов,
Шалом алейшем, как погода в Вифлееме?
Что нужно вам в стране бессонных свистунов?
Заблуждение №31. Поклониться новорожденному Иисусу пришли три волхва
Согласно христианской мифологии поклониться новорожденному Иисусу пришли три волхва – три святых короля. О рождении мессии им якобы возвестила Вифлеемская звезда. Согласно евангельских текстов именно эта путеводная звезда и привела трех восточных мудрецов, бывших по совместительству еще и монархами небольших государств, в Иерусалим.
Такова библейская легенда. А теперь о фактах. Как это не удивительно, но об этих легендарных мудрецах и магах упоминает только одно—единственное Евангелии – от Матфея. Правда и в нем не сказано сколько их было и как их зовут. А в описании рождения Христа от Евангелиста Луки вообще нет ни слова о волхвах.
Тем не менее, в наше время каждый верующий христианин знает, что волхвов было трое, что они являются своеобразным символом трёх человеческих рас – белой, жёлтой и чёрной, что их звали Каспар, Бальтазар (или Валтасар) и Мельхиор.
Откуда же весь христианский мир узнал такие подробности об этих мудрецах? Тут постарался английский монах Достопочтенный Беда, живший через семьсот лет после рождения Христа, но благодаря божественному откровению, знавший о волхвах намного больше, чем все евангелисты вместе взятые. Именно он поведал миру, что: «Мельхиор был седовласым старцем с большой бородой. Гаспар, который, напротив, был молод, не носил бороды; он был краснокожим. Что касается Валтасара, то этот принадлежал к черной расе и бороды не брил».
Похоже, все же, что дело не в божественном откровении, а в использовании апокрифа «Армянской книги детства» в которой сказано: «И вскоре ангел господень отправился в страну персов, чтобы повелеть царям-мудрецам тронуться в путь и поклониться новорожденному Младенцу. И девять месяцев вела их звезда, и прибыли они, когда Девственница стала матерью. Ибо тогда Персидское царство превосходило могуществом и победами своими всех царей Востока. А мудрецами были три брата: первый, Мелкон (в Европе он превратился в Мельхиора – С.М.), правил Персией, второй, Валтасар, правил Индией, а третий, Каспар, властвовал над арабами».
Жаль только, что Достопочтенный Беда так и не объяснил, почему же не один из королей-волхвов, совершивших восьмимесячное путешествие, только для того чтобы поклониться новому мессии, не предпринял никаких попыток ввести в своих странах его религию. Ни у одного из древних историков нет каких-либо сообщений о том, чтобы в Персии, в области, где находились владения монархов-мудрецов, когда-либо существовал культ Христа.
В настоящее время ученые уверены в том, что даже если волхвы и существовали, то никакими королями они никогда не были, а превратили их в монархов поздние интерпретаторы Евангелий, чтобы подтвердить известное пророчество из Библии, которое говорит: «И принесут тебе дары три короля из Тарсиса и островов…»
Стоит отметить, что количество волхвов или царей в этой рождественской легенде не всегда равнялось трем. Так, в римских катакомбах на фресках изображены группы волхвов из двух, четырех и шести человек, а в сирийских и армянских апокрифах их число достигает двенадцати.
Отметим также и то, что есть самые серьезные основания сомневаться и в самом существовании волхвов, ведомых Вифлеемской звездой. Анализ ряда источников показывает, что автор Евангелия от Матфея для придания значимости факту рождения Христа просто выдумал эту историю, как, впрочем, и многое другое.
Самое забавное то, что в настоящее время в Кельнском соборе покоятся останки трех волхвов, привезенные в четвёртом веке из Персии сначала в Константинополь, затем в Милан, и, в конце концов, в 1161 году в Кельн. Вот как бывает, царей-волхвов не было, а останки их имеются в наличии.
Вуду
Заблуждение №32. Ритуал нанесения вреда другому человеку, когда в фигурки тыкают иголки или булавки – это магия вуду
В мире существует множество магических традиций, к которым у нас сложилось разное отношение. Все мы, конечно же, поддерживаем так называемую белую магию, и настороженно и с опаской относимся к магии черной. Но есть и такие магические системы, которые вызывают ужас и панический страх у людей во всем мире.
Вуду! Зловещие зомби… Страшные ритуалы под бой барабанов, кровавые человеческие жертвоприношения, живые мертвецы, не дающие покоя сознательным гражданам. Именно так мы воспринимаем гаитянскую религию вуду. А как ее воспринимать по-другому, если существуют десятки книг и фильмов, в которых все это так хорошо показано. Особенно часто кинематографическое искусство на эту тему показывает ритуал нанесения вреда другому человеку, когда в фигурки тыкают иголки или булавки.
Пожалуй, это самый знаменитый из существующих обряд черной магии. Но имеет ли он отношение к религии вуду? Как не странно, но нет. Но обо всем по порядку.
Религиозный культ вуду возник в Западной Африке. На острова Карибского бассейна и Америку он попал вместе с темнокожими рабами. В основе всех ритуалов вуду лежит стремление к исцелению, обратившегося за помощью человека, а вовсе не нанесение вреда. И специальная кукла – деревянная фигурка, называемая «бохео» с маленькими отверстиями в туловище использовалась именно с этой целью. В соответствующие отверстия вставлялись деревянные веточки, чтобы направить исцеляющую энергию в нужное место.
А как же тогда кукла утыканная иголками? Откуда она взялась? Откуда? Из европейской черной магии, в которой она называлась poppet (от латинского pupa – кукла). Но корни этого обряда еще глубже. В Древней Греции изготавливались специальные защитные скульптурные фигурки, так называемые kolossoi. Такая кукла, сделанная из глины, воска, набитой ватой материи, зерна или фруктов, становилась объектом колдовства. Считалось, что все сделанное с куклой произойдет и с человеком.
Впоследствии этот древнегреческий ритуал трансформировался в колдовской обряд нанесения вреда другому человеку на расстоянии, активно используемый в западной черной магии. Вот, что писал о нем в своей «Демонологии» король Иаков Первый: «Некоторых других дьявол научил, как делать изображения из воска или глины: когда эти изображения кладутся на огонь, люди, которых они изображают и имена которых на них надписаны, начинают чахнуть и увядают от постоянно мучающей их с этого момента болезни».
Как же так получилось, что ритуал втыкания иголок в фигурку человека стали приписывать вуду? Заслуга в создании черной легенды о религии вуду принадлежит рабовладельцам, которые с целью оправдания своих преступлений, стремились демонизировать и очернить религиозные культы рабов. Именно ими были сочинены ужасающие истории о людоедстве, человеческих жертвоприношениях и восставших из могил зомби. А в эпоху расцвета массовой культуры эти россказни были подхвачены создателями бульварной литературы и фильмов-ужастиков.
Еще раз отметим, изначально в вуду не было ритуала нанесения вреда другому человеку через воздействие на фигурку, его символизирующую. Только с момента взаимного слияния религий вуду и христианства, гаитянские колдуны узнали и о такой возможности.
В настоящее время на Гаити между вуду и христианством установилось равновесие. Две эти религии существуют довольно таки мирно, переплетаясь, сливаясь и дополняя друг друга. Согласно известной гаитянской поговорке: «Гаитяне на восемьдесят процентов католики и на сто процентов вуду!»