Вы здесь

Коллективный разум. Как извлечь максимум из интеллектуального разнообразия, которое вас окружает. Введение. У великих мысли не сходятся, но они способны научиться мыслить вместе! (Дона Маркова, 2015)

ДА БУДЕТ СВЕТ

Раньше земледельцы думали, что клевать друг друга вполне естественно для кур и петухов, что все они от рождения асоциальны и просто не могут не делать гадостей друг другу. В некоторых хозяйствах им подрезали клюв, отчего птицам было трудно питаться. От голода они становились еще злее и несноснее. Но однажды обычный фермер обнаружил элементарнейшую вещь: в курятниках совсем не было света, и именно из-за этого птенцы становились озлобленными и клевали друг друга. Фермер тут же переделал курятники, и растущие при свете куры перестали проявлять агрессию. Только и всего.

С людьми все обстоит примерно так же. Очень часто мы не знаем, как заставить наши головы работать вместе, и начинаем клеваться, как цыплята в темноте. Такое сравнение гораздо точнее, чем кажется на первый взгляд: общаясь и мысля сообща, мы преображаемся, наполняемся радостью и оживлением. Если же нашему уму не хватает света, то мышление «отказывает» и мы начинаем клевать самих себя и всех вокруг.

Люди больше не могут себе позволить думать поодиночке, не выходя на свет. Коллективный интеллект – это тот свет, который сегодня просто необходим нам для выживания. Мы должны научиться мыслить вместе – другого пути нет.

Введение

У великих мысли не сходятся, но они способны научиться мыслить вместе!

Еще одна история ждет своего рассказчика. Это – история человеческих возможностей, история о том, на что люди способны, действуя сообща.

Мэг Уитли

Главная особенность человеческого вида – способность думать. Главная опасность человеческого вида – неумение думать вместе с теми, кто мыслит иначе. Эту книгу я задумала сорок лет назад и во время работы над ней попутно написала тринадцать других. Замысел этой книги переезжал со мной из одного дома в другой, путешествовал по берегам озера Вермонт, Скалистым горам, калифорнийским предгорьям и в итоге привел меня к склону вулкана в самом сердце Тихого океана. Ее замысел начал зарождаться в моей голове и моем сердце, когда мне было двадцать и я работала в лагерях для иммигрантов штата Флорида с детьми, которых признали необучаемыми. Он вновь напомнил о себе в период моей частной психотерапевтической практики в Норвиче, штат Вермонт, затем на Среднем Западе, Восточном и Западном побережьях. Он не давал забыть о себе и позднее, когда я была консультантом глав крупных корпораций. Эта книга – о том, чему каждый из нас должен был бы научиться, но не имел возможности. Она о том, как найти путь ко всей полноте интеллекта, который одновременно пребывает и внутри нас, и между нами.

И вот мне семьдесят лет, и только сейчас я сумела довести свои мысли до логического завершения. Вся моя жизнь так или иначе была связана с разными формами коллективной работы и взаимопомощи. Эта моя навязчивая одержимость сегодня кажется еще актуальнее, ведь в наш век глобальной экономики людям просто необходимо мыслить коллективно и новаторски (иначе уступишь конкурентам). Но если вы хотя бы раз присутствовали на нудном заседании, или пытались убедить коллегу в правильности вашего плана, или ругались с кем-то из домашних, или изо всех сил старались участвовать в каких-либо общественных начинаниях, то вы, наверное, заметили, что большинство из нас не умеет и не знает, как мыслить вместе. Многие годы своей жизни я посвятила своему образованию и профессиональной подготовке, но ни разу – ни разу! – никто даже не пытался научить меня, как работать и творить вместе с другими людьми.

Обычно мы неправильно понимаем других, а значит, выбираем неправильный тип общения. Мы постоянно виним друг друга в чем-то, принижаем чужие заслуги, а все потому, что никто не учил нас обращать внимание на то, как мы можем влиять друг на друга и как мы должны меняться, взаимодействуя с разными людьми. Нам кажется естественной идея, что интеллект как бы находится внутри нас. Но никому не приходит в голову мысль, что он также может пребывать между нами. Мало кто из нас знает, как думать и работать вместе с людьми, которые мыслят иначе.

За последние несколько лет нейрофизиологи сделали несколько важных открытий, касающихся человеческого мозга и мышления и способных существенно облегчить задачу межличностного взаимодействия. Новые открытия и исследования доказывают, что все мы влияем друг на друга гораздо сильнее, чем было принято считать. Каждый из нас может как притупить способности другого, так и способствовать их совершенствованию. Да, наш роман с электронными устройствами закрутился не на шутку, но мы все равно продолжаем нуждаться в живом общении. Как часто мы работаем в одиночку, сидя перед экраном, не получая того освежающего вдохновения, которое может принести только общение и коллективное творчество.

Мой профессиональный путь начинался с работы клиническим психологом и педагогом, и тогда я была просто очарована когнитивной нейронаукой. Меня научили измерять интеллект как нечто статичное, как имя существительное, «вещь», нечто вроде чашки. Специалисты твердили мне, что некоторые рождаются с большой «чашкой», а другие, не такие одаренные, – с маленькой. Работа учителя заключалась в том, чтобы наполнить эту «чашку» – во всяком случае, от меня как от молодого учителя этого ждали. Чтобы оплачивать свое высшее (и дорогущее) образование, я работала с «безнадежными» детьми, на которых все махнули рукой. И я никогда не измеряла объем их «чашек». Эти дети научили меня тому, что интеллект – это не существительное, а глагол. Подобно саду интеллект требует возделывания и ухода. Я научилась понимать, как они становились умными, и потом я помогала им использовать интеллектуальные способности для решения насущных проблем.


ГРАЖДАНИН ПЕС. Худ. Mark O’Hare


Последние полвека я помогала людям осознать уникальность их интеллекта, я приучала лидеров корпораций, педагогов и детей к мысли об «интеллектуальном многообразии», учила их видеть разницу в том, как каждый из нас мыслит. Нам привычнее рассуждать о различиях с точки зрения расовой, половой и культурной принадлежности, но мало кто знает, что и внутри этих групп люди мыслят очень по-разному. Когда я познакомилась с Энджи Макартур (специалистом по многомерной коммуникации, которая впоследствии стала моей невесткой), я поняла, что моему замыслу будет легче осуществиться, если я буду взаимодействовать с ней. Вторая из четырех сестер, она подростком уехала на Ближний Восток и жила там в статусе экспатрианта. Все детство она провела в поездках по миру. Энджи обладает врожденной способностью за частями видеть целое, налаживать контакт с людьми и способствовать их взаимному обогащению идеями. Многие матери воспринимают жен своих сыновей как врагов, но нас с Энджи объединяет единая миссия – искать и изучать все то, что сближает и роднит людей.

Последние тринадцать лет мы вместе работаем профессиональными мыслительными партнерами генеральных директоров и высших руководителей крупнейших мировых корпораций, изучая и исследуя все стороны интеллектуального многообразия. Когда мы спрашивали руководителей таких организаций, как Royal Dutch Shell, PepsiCo, Frito-Lay, Harley-Davidson, Merck и Intel, что для них самое трудное, все они отвечали: «Работа с людьми». Они признавались, что им приходилось здесь и сейчас учиться коллективной работе, сотрудничеству, приходилось создавать единую коллективную цель внутри постоянно меняющегося контекста и повышать чувство взаимопомощи и командный дух подчиненных и коллег. Самая значительная часть нашей работы заключалась в выработке конкретных стратегий, способных помочь каждому индивиду реализовать свой потенциал и научиться мыслить вне штампов и стереотипов. Мы учим наших клиентов по-настоящему ценить и использовать интеллектуальное многообразие. Именно это мы и называем коллективным интеллектом.

Коллективный интеллект, или КИ, – это способность мыслить вместе с другими во имя общих приоритетов и задач. Для того чтобы достичь этого интеллекта, нам нужно научиться уважать различия в способе мышления каждого из нас и правильно использовать эти различия. Однако, учитывая то внутреннее неприятие и непонимание, которыми обычно сопровождаются наши попытки понять тех, кто мыслит иначе, задача кажется невыполнимой. Мы приветствуем многообразие в спорте и искусстве, но в отношении к интеллекту и мышлению все иначе. Даже недавняя «теория множественного интеллекта», выдвинутая Говардом Гарднером, не сильно помогает, поскольку мы изначально не обучены ценить и использовать многообразие человеческих способностей. Автор книги «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге подсчитал, что групповой коэффициент умственного развития (IQ) может быть ниже на 30 %, чем среднее арифметическое от суммы коэффициентов всех ее членов в отдельности. Поразительно, как мы тупеем, когда пытаемся работать и мыслить вместе. Но сегодня мы как никогда нуждаемся в коллективной работе.

Мы живем во времена многосложности, хаоса и разрушения. Всякое важное общение превращается в перетягивание каната. Черное или белое. Красное или синее (о том, что бывает нечто среднее – например пурпурное, – все, кажется, забыли). Мы рвем и разрываем, ошибочно думая, что выбор между двумя противоположностями всегда необходим. Нам кажется, что мы либо должны в одиночку добиться невозможного, либо принести себя в жертву коллективу, будь то организация, семья или община.

Представьте себе, что в каждой руке у вас канат и вас растягивают в разные стороны. Кто эти соперничающие силы, готовые разорвать вас на части? Большинство умов, лидеров, организаций находятся в таком положении. Чем сильнее мы будем тянуть каждый в свою сторону, тем глубже застрянем в одной точке. Единственный выход – перестать тянуть и позволить концам каната вновь оказаться рядом. Как удовлетворить потребности каждой из соперничающих сил? Размышляя над этим вопросом, мы освобождаем нашу голову и начинаем вместе думать, как дать двум концам каната встретиться, как сложить канат в окружность.

Интуитивно все знают, что только вместе мы способны пережить тяжелые времена. В Лондоне была улица, где соседские семьи годами, а то и десятилетиями не разговаривали друг с другом. Взаимная неприязнь формировалась долго и передавалась из поколения в поколение. Во время бомбежек Второй мировой войны всем этим семьям пришлось скрываться в одном убежище. Оказавшись перед лицом смертельной опасности, люди быстро забыли старые предрассудки и подружились. Те, кто многие годы окружал себя стенами неприязни, теперь шутили и смеялись вместе, помогая друг другу.

Многие разделяющие нас барьеры произвольны и эфемерны. Когда встает вопрос жизни и смерти, они разрушаются и мы начинаем выстраивать необходимые связи. Все помнят первые дни после теракта 11 сентября. Все общество было пропитано инстинктивным стремлением к единству и сплоченности. Каждый отдавал то, что мог, – молитвы, усилия, материальные средства. Наши субъективные мыслительные привычки быстро поменялись. Казавшиеся неоднородными потребности и нужды как бы выровнялись, пусть и совсем ненадолго.

Поворотный момент: переход от рыночного мышления к коллективному

Мы живем во времена больших перемен. Того мира, в котором нас учили жить, больше нет. Лидеры и руководители сегодня сталкиваются с целым рядом новых трудностей и задач, неведомых их предшественникам, которых учили тому, что правильно, а не как правильно взаимодействовать с другими людьми. Их приобщали к экономике рыночного мышления. Сейчас мир постепенно начинает жить по законам коллективного мышления, которое не ограничивается категориями анализа проблемы и поиска рациональных решений. Нам приходится мыслить по-новому, мыслить совместно. Впервые видящие друг друга люди должны вместе принимать важнейшие решения и решать сложнейшие задачи. Сегодня мы мыслим, отметая в сторону географические, культурные и индивидуально-типологические различия.

Рыночное мышление предполагает связь между ценностью и дефицитом – у меня эта вещь есть, значит, у тебя ее нет. Чем чего-то меньше, тем это ценнее (как с алмазами). Рыночное мышление требует от нас практичности, последовательного аналитического подхода. Мы разбиваем большие задачи на более мелкие и аккуратно расставляем их по порядку, надеясь, что вскоре решение придет само. Ставится вопрос, и мозг тут же выдает готовый ответ: готовься, целься, огонь! Мы акцентируем индивидуальное и групповое внимание на нехватках и дефицитах – когнитивных, эмоциональных и финансовых.

Такое мышление приводит к раздвоению. Мы оказываемся у двух концов каната – или я прав, или ты. Можно выбрать только один правильный ответ. Лидером же считается тот, кто сумел прогрызть себе путь к успеху и получить как можно больше власти над другими. Успех измеряется накопленными активами.

Бывший руководитель Североамериканского подразделения ИКЕА Йоран Карстедт альтернативой рыночному называет коллективное мышление (Mindshare mentality), в рамках которого благосостояние достигается не сделками, а общими идеями и взаимоотношениями. Когда ценны вещи, то, отдавая их другому, мы оказываемся в убытке. Если же ценны идеи, то все оказывается наоборот. Допустим, что у меня есть хорошая идея и у тебя есть хорошая идея, мы обмениваемся ими, и теперь у каждого есть две идеи. Чем больше мы делимся и отдаем, тем больше получаем. И самым ценным оказывается наша способность порождать идеи и делиться ими с другими.

Мир коллективного мышления требует от нас способности использовать влияние в совместной работе с другими, а не для подчинения и власти. Это особенно важно потому, что сегодня люди могут работать, находясь на разных континентах, и, для того чтобы добиться успеха, им нужна не власть, а способность положительно влиять друг на друга. Но необходима и наша внутренняя способность поддаваться такому влиянию, открытость, которая способствует профессиональному сотрудничеству и прогрессу. В таком контексте лидерство становится глаголом – важен не герой, а тот, кто принимает и распределяет. В конечном итоге в мире коллективного мышления наибольшее влияние будут иметь наиболее свободно и гибко мыслящие люди.

Если рынок требует от нас быстрой реакции, высказываний со знанием дела, то коллективное мышление предполагает, что поиски ответа на каждый вопрос станут также путем к раскрытию новых возможностей и точек зрения для всех участников процесса. Рыночное мышление всегда ищет правых и неправых, в то время как коллективное мышление задается вопросом: что из этого может получиться? И такие поиски заставляют мозг по-настоящему работать, создавая плодородную почву для новых идей и выстраивания связей между, казалось бы, противоположными взглядами.

Дэниел Пинк в своем бестселлере «Новый мозг» (A Whole New Mind) писал, что мы не можем решать вопросы настоящего и будущего, используя образ мыслей и методы прошлого. Поскольку большинство из нас обучались рыночному мышлению, все наши навыки решения задач, навыки общения еще слишком односторонни. Нас учили, что выигрывает тот, кто тянет канат сильнее, что всегда есть победитель и проигравший, что единственный способ преодоления различий – уничтожение одной из сторон. Такие стратегии подразумевают власть над другим человеком – власть стимулировать, добывать, защищать и сохранять.

Коллективный интеллект (КИ) – важнейшая составляющая коллективного мышления, поскольку он позволяет увидеть и понять, какие знания и умения уже есть в арсенале, а каких не хватает. Представьте себе телефонный разговор продолжительностью сорок пять минут, в ходе которого люди со всего мира, которых вы до этого не знали, рассказывают вам о своих талантах, недостатках и тех способах общения, которые предпочтительны для них. Так, вы обзаведетесь своего рода учебником по взаимодействию с этими людьми и при встрече будете застрахованы от ошибок и непонимания в общении. Считайте, что эта книга и есть своего рода учебное пособие по пониманию различий в мышлении людей.

В исследовании преимуществ сотрудничества, опубликованном в журнале Harvard Business Revue, Розабет Мосс Кантер проанализировала деятельность тридцати семи компаний и их партнеров из одиннадцати стран мира. Вместе со своими коллегами она выяснила, что в основном североамериканские компании придерживаются «узкого, оппортунистского взгляда на отношения, зачастую игнорируя политические, культурные, организационные и человеческие стороны партнерства». Она приходит к выводу, что «сотрудничество требует тесной инфраструктуры межличностных связей».

Так и хочется здесь тоже впасть в привычный дуализм и разделить описанные два типа мышления на хороший и плохой. Однако в наши переходные времена рыночное и коллективное мышление должны уравновешивать друг друга, нам нужно уметь как конкурировать, так и сотрудничать. Алан С. Коэн, запустивший не один стартап, описывает эти отношения следующим образом: «В Силиконовой долине сотрудничеством называется то, что вы делаете вместе с коллегами, создавая нечто великое». В Силиконовой долине продолжают искать быстрые решения фундаментальных задач, разрабатывая все новые стратегии. И это не значит, что там нет места конкуренции и столкновению идей. Но борьба идей там дополняется предметным и целенаправленным сотрудничеством, потому что все объединены общей целью – предоставить клиенту лучший товар или услугу.

На одном рынке компании будут пытаться перегнать друг друга, а на другом – те же самые компании будут сотрудничать. Хороший пример – отношения компаний Microsoft и Apple. Другой пример: ведущая социальная сеть для специалистов LinkedIn, которая, с одной стороны, является конкурентом специалистов по поиску персонала, а с другой – ими же используется. Глава этой сети Рид Хоффман отметил важность коллективного интеллекта для нашего времени: «Для выживания на сегодняшнем рынке и решения большинства насущных проблем требуется собрать лучшие мозги со всего мира и заставить их мыслить сообща. Добиться чего-то значительного можно только за счет взаимодействия с другими людьми. В одиночку уже ничего существенного не создать».

Оцените уровень вашего коллективного мышления

Это тестирование позволит вам оценить качество сотрудничества между вами и теми людьми, с которыми вы проводите бо́льшую часть рабочего времени. Его результаты станут своеобразным ориентиром, так как мы попросим вас пройти тестирование еще раз после прочтения всей книги.




Инструкции:

• Мысленно отберите пять человек, с которыми вы на данный момент проводите бо́льшую часть времени на работе.

• Запишите их имена в первой строке. (Этот и другие тесты вы можете скачать с нашего сайта CQthebook.com.)

• Примерно посчитайте в процентах, сколько времени вы проводите с каждым из этих людей, и запишите эти данные под именами.

• Оцените сотрудничество с каждым из людей по шкале от 1 до 5 в аспекте четырех качеств, записанных в левом столбце (1 – худшее, 5 – лучшее).

• Подсчитайте, что получилось.


Интерпретация результатов

Четыре качества из левой колонки – это те качества, которые могут обогатить наше сотрудничество и коллективную мыслительную работу. Мы позаимствовали их перечень из работ Обучающего института Джин Бейкер Миллер. И их и наши исследования показывают, что в своих отношениях с окружающими люди могут развиваться в течение всей жизни. Низкий показатель (10 и меньше на человека) означает, что необходимы новые подходы и совершенствование отношений.

Высокий показатель (15 и больше на человека) означает, что отношения продуктивные и взаимообогащающие. Это тестирование поможет вам понять, в каких отношениях вы находитесь с разными коллегами и что нужно изменить для улучшения коллективной работы.

Каждый из этих людей способствует развитию вашего мозга или тормозит его. Интуитивно вы можете понимать, что время, проведенное со вспыльчивым и недовольным человеком, вызывает у вас тревогу. И наоборот, общение и коллективная работа с умиротворенным и уравновешенным человеком успокаивает и придает уверенности. До недавнего времени мы не знали, насколько глубоко влияние этих отношений на функционирование нашего мозга. Взаимодействие с другими людьми либо развивает, либо снижает наши способности.

Партнерство с возможностями: Четыре стратегии коллективного интеллекта

Когда меня называют тренером, я всегда смеюсь, потому что спортом я никогда не увлекалась. Я не умею бросать мяч, держать ракетку и ни в какую спортивную команду меня никогда не брали. Некоторые люди имеют абсолютный слух, другие могут анализировать финансовые процессы. Единственный талант, которым я когда-либо обладала, – это способность помочь другим людям правильно думать.

Энджи тоже не тренер. Для того чтобы жить и здравствовать в чужих краях, ей пришлось научиться подлинному любопытству и умению быстро адаптироваться – это ее дарования. Часто она не могла подобрать слов и ей приходилось использовать жесты, движения и мультисенсорные способы коммуникации для того, чтобы преодолеть различия и наладить контакт.

Мы назвали свою компанию «Профессиональные мыслительные партнеры» (Professional Thinking Partners), и этот термин мы с Энджи используем, когда хотим определить и описать нашу работу. Описанные в этой книге стратегии мы использовали для того, чтобы помочь специалистам по продажам по всему миру расширить свое влияние на клиентов и углубить отношения с ними. Мы помогли отдельным лицам, группам, компаниям и представителям власти научиться думать по ту сторону привычных водоразделов. Благодаря нам Министерство энергетики Нигерии и компания Royal Dutch Shell прекрасно сотрудничают после десятилетий взаимной неприязни; высшее руководство компании Frito-Lay теперь занимается вопросами детского питания; руководители General Electric новаторски подходят к проблемам рынка; высшее руководство команды Bolthouse Farms превратило почти что столетнюю компанию в лидера на рынке в вопросе инноваций.

Коллективный интеллект – это поток энергии и информации внутри нас и между нами. Чтобы помочь высшему руководству получить доступ к этому интеллекту, мы с Энджи вместе с нашими коллегами разработали четыре стратегии мышления и прорывные методики, которые соединяют практику и возможности. На следующих страницах мы приведем примеры того, как мы реализовали программу КИ с лидерами, которых мы любовно называем «людьми больших возможностей». Каждый из них пришел к пониманию того, что коллективный интеллект не имеет никакого отношения к тем навыкам и умениям, которые помогли им попасть в десять процентов наиболее удачных выпускников десяти наиболее крупных высших школ бизнеса. После освоения наших стратегий «люди больших возможностей» осознали, что существенные изменения в способности их организаций учиться и развиваться не могут начаться до тех пор, пока не произойдут глубокие изменения в мышлении отдельных людей. Эта книга призвана помочь вам научиться думать как «человек больших возможностей».

Какие задачи стоят перед организацией или группой, которая вам глубоко небезразлична? Каждый из нас хочет и отличаться от других, и быть частью более крупного целого. Как и всякая прочая способность влиять на людей, это мощная сила, которая может находиться в состоянии покоя, но мы можем разбудить ее и научиться наращивать ее потенциал. Слишком многие из нас отказываются использовать влияние, чтобы что-то изменить. Причина в том, что мы просто не знаем, как преодолеть разногласия между нами.

Эта книга поможет вам увидеть, какой вклад лично вы можете внести и как это сделать наиболее эффективно. Вы также научитесь распознавать мыслительные таланты тех, кто вас окружает. Вы будете знать, как раскрыть свой ум и получить возможность достичь того, чего вы хотите. Самое главное – вы будете знать, как извлечь максимум из того интеллектуального разнообразия, которое окружает вас и, подобно дирижеру, безмолвно управляет всеми инструментами оркестра, заставляя симфонию звучать.

Насколько вы эффективны?

Поставьте напротив каждого из вопросов баллы от 0 до 10 (0 = «совсем нет»; 10 = максимальная оценка)

В этом тесте важно не конечное число баллов. Каждый вопрос углубит ваше понимание различных аспектов КИ, который вы можете взрастить. Используйте результат теста как ориентир, пройдя его сейчас и после прочтения книги. Так вы сможете увидеть, как изменилось ваше понимание и вы сами.




В последующих главах мы с Энджи поможем вам стать «людьми больших возможностей», углубив ваши знания о том, как вы и окружающие вас люди мыслят (особенно важно знать, как думают те, кто мыслит иначе, нежели вы). Вы научитесь настраивать инструмент собственного ума и играть на нем, а затем расширять свое сознание так, чтобы вы могли оказывать влияние на окружающих вас людей. Так вы сможете извлекать из людей все самое лучшее и полезное, отдавая им взамен ваши таланты и умения. Конечная цель заключается в том, чтобы вы могли со всей ответственностью сказать: «Я думаю лучше, когда я думаю вместе с вами».

Чего вы хотите достигнуть в следующем году? Чего бы вы смогли достичь, если бы наладили максимально продуктивное сотрудничество с коллегами? Как бы это повлияло на тех, кто работает с вами и ориентируется на вас?

Мы с Энджи много раз размышляли над этими вопросами. Работая над этой книгой, мы выбрали себе роль ваших «мыслительных партнеров», которые помогают найти нужный путь общения с людьми и решения задач при помощи четырех стратегий КИ.

Четыре фундаментальные стратегии коллективного интеллекта

Структура мышления. Ваша структура мышления – это уникальный способ обработки информации и реакции на нее. Мы научим вас определять тип вашей структуры, а также распознавать эти структуры в деятельности других людей.

Мыслительные таланты. Под ними мы подразумеваем особые подходы к решению задач, которые естественны для вас и заряжают вас энергией. Выявление, с одной стороны, этих талантов, а с другой – ваших «мертвых зон» (как у вас, так и у ваших коллег) станет ключом к созданию эффективного сотрудничества.

Вопрошание. Это ваш уникальный способ постановки вопроса и анализа возможностей. Осознав свои особенности и особенности других людей, вы расширите свой горизонт мышления и станете более эффективным партнером.

Коллективное мышление. Коллективное мышление подразумевает определенный сдвиг, необходимый для специальной настройки вас и ваших коллег на одну волну. Мы покажем, как для этого нужно направлять индивидуальное и коллективное внимание, намерение, воображение.

Прорывные практики

Обретая два наиболее трудных для нашего мозга навыка – ходьбы и речи, – мы еще не отличаем телесное обучение от мыслительного. Взрослея, отсиживая час за часом в классах, аудиториях и конференц-залах, мы свыкаемся с мыслью о том, что приобретение знаний всегда подразумевает зубрежку фактов и переваривание абстрактных теорий. Мы учимся заучивать и воспроизводить прочитанное, но никто не учит нас делать нечто по-другому, особенно так, как того требует реальная жизнь со всей ее сложностью и неопределенностью. Забыв, как учиться телесно, мы больше не можем воплощать в жизнь все, что выучили. Но если мы буквально нутром проживем свою стратегию, то она будет незамедлительно и сверхэффективно реализована на практике. Для тренировки этих способностей мы разработали «прорывные практики».

Когда мы впервые испробовали прорывные практики на семинарах, организованных при участии Питера Сенге в Центре организационного обучения Слоуновской школы менеджмента Массачусетского технологического института, некоторые люди приняли их за обычные «упражнения» и потребовали как можно быстрее перейти «к делу». Однако благодаря этим «упражнениям» они начали видеть то, чего раньше не видели: например, какой участок тела задействовали, пытаясь удержаться от попыток навязать свое мнение, или как чисто физиологически переживали зависимость от других либо зависимость других от них самих. Они поняли, что для решения задач всегда пользовались властью, а не влиянием. Мы буквально слышали, как со скрипом раскрывались двери сознания. Конфликт с коллегами перестал быть для них проблемой, превратившись в интересный предмет для изучения. Им стало очевидно, что переживание опыта физического понимания облегчает доступ к необходимой информации. Своими впечатлениями поделился глава отдела научных исследований одной крупной телекоммуникационной компании: «Из всего того, что я узнал по поводу системного мышления и его структур, самыми полезными оказались практики непосредственного переживания, которые помогли мне понять, что́ я физически ощущаю в той или иной ситуации».

Мы привыкли видеть только то, что ожидаем увидеть, слышать только то, что ожидаем услышать, и делать только то, что собирались сделать. Однако от таких привычек мы только немеем и ограничиваем свой потенциал. Они сулят нам удобства, лишая борьбы и азарта, уверенность без понимания, определенность без игры воображения.

• Большинство срывов – результат привычного мышления.

• Большинство разрывов – результат привычного мышления.

• Большинство прорывов – результат не-привычного мышления.

На протяжении всей книги мы будем представлять вам различные прорывные практики. Они вряд ли вызовут у вас стресс, но вам придется расширить привычные границы мышления. Давайте же испробуем концепцию привычного/не-привычного мышления в деле, используя практику, которую я переняла у физика, обладателя черного пояса в одном из боевых искусств и создателя программы психофизического перевоспитания Моше Фельденкрайза.

Прорывная практика: Живое мышление

Сложите руки вместе, переплетя пальцы через один, – вспомните, вы всегда так делали, когда были хорошо воспитанным ребенком.




• Теперь обратите внимание на то, как вы совершаете это движение. Какой из больших пальцев оказался сверху – левый или правый?

• Далее разъедините руки и сложите их вновь, но так, чтобы непривычный для вас большой палец оказался сверху.

• Раскладывайте и складывайте руки поочередно двумя этими способами, попутно спрашивая себя: в каком положении я чувствую себя комфортнее? В каком случае я чувствую себя странно и необычно? В каком из положений вы более четко осознаете, какой зазор остался между вашими пальцами? В каком случае руки чувствуют себя живыми?

Выучив это упражнение, я поразилась тому, какими яркими и осознанными стали мои ощущения. До этого меня учили избегать подобных переживаний любой ценой. Всем ведь нравится комфорт, неизменность и привычность ситуаций. Так и я жила в глухом ящике привычного мышления, пока не открыла для себя это простое упражнение. Я вдруг поняла, что в непривычной позиции я чувствую себя спокойнее, потому что увеличивается осознанность движений: в случае чего мои руки среагируют быстрее. А как показалось вам? Используйте эту практику каждый раз, когда вам предстоит рискнуть и попробовать что-то новое.

ЛОВУШКА ДЛЯ ОБЕЗЬЯН

На одном острове обезьяны, жившие на деревьях вокруг деревни, начали досаждать ее жителям, разоряя сады. Мудрый старейшина соорудил небольшую клетку из бамбука и положил внутрь банан, а затем повесил клетку на стену своей хижины. В тот же день к клетке пробралась обезьяна и, просунув лапу между бамбуковыми прутьями, схватила банан. Когда обезьяна попыталась вытащить лапу, у нее не вышло: зажатый в пальцах банан не давал лапе пройти между частыми прутьями клетки. Тем не менее обезьяна по-прежнему не выпускала свою добычу, и, когда старейшина подошел вечером к клетке, обезьяна все еще сидела там. Она давно могла выпустить банан и убежать, но ради добычи была готова пожертвовать даже свободой.

Многие из нас ведут себя как эта обезьяна. Нечто нас завораживает, мы хватаем это и не можем отпустить, даже когда на кону оказывается наша свобода. Чаще всего мы попадаем в ловушку привычек мышления – историй о себе и собственных возможностях, которые мы сами себе постоянно рассказываем.