Вы здесь

Колдовство и черная магия. Глава II (Август Монтегю Саммерс, 1939)

Глава II

«Они скажут тебе: ищи тех, у кого есть знакомые духи, и колдунов, которые пищат и бормочут».

Исайя 8, 19.

Как уже обстоятельно было рассказано, большие совокупности демонов, этих грязных, но чрезвычайно проворных существ, правителей тьмы в этом мире, делятся на ранги, уровни и классы, разделяются по возможностям и полномочиям; у них есть господа и слуги, аристократы и плебеи, можно так сказать.

Нет ничего необычного в том, что когда контракт подписан, колдуну выделяют персонального знакомого, а именно демона или мистическое существо, чтобы выполнять приказания и содействовать в грешных делах колдуна.

Знакомый или астральный дух, который сопровождает колдуна и выполняет его (ее) указания – это демон. Он может быть высшего порядка, а может быть и низшего.

Мы можем считать, что чем больше колдун отдается злу, тем сильнее он и злее, а следовательно, можно предположить, и выше по рангу – его демон-сопроводитель.

Эти существа часто невидимы ни для кого, кроме колдуна, часто они появляются в образе человека или животного и тогда их может увидеть каждый. Не нужно никаких сверхъестественных способностей, чтобы увидеть их в таком состоянии.

Однако почти безошибочно их темную сверхъестественную природу можно узнать по какой-то отвратительной черте лица или уродству, но даже когда такой дефект скрыт, они испускают зло, что выдает их приходящему в ужас наблюдателю.

Очень редко демон-сопроводитель может скрыть черты лица, обезображенные и ожесточенные гневом Божиим после падения, но такие случаи известны.

Однако я предполагаю, что обмануть можно только того, кто хочет быть обманутым. Демоны-сопроводители используются колдунами для гадания, а также для причинения различных бед, чаще всего для уничтожения имущества, для заражения болезнью, для разжигания ссор, зависти, раздоров, недоброжелательства.

В своем Институте права Шотландии, в Эдинбурге, в 1722–1730 годах Вильям Форбс писал, что «некоторым (дьявол) дает определенных духов или чертей, для общения, и использования их как демонов-сопроводителей. У этих демонов есть странные имена, с помощью которых их можно позвать».

Законы Моисея категорично предписывают: «Мужчина или женщина, у которых есть демон-сопроводитель, или которые являются колдунами, должны быть преданы смерти». (Левит 10, 27).

А также: «Да пусть не будет среди вас никого, занимающегося гаданием, или чародея, или ведьмы, или колдуна, или того, кто общается с духами. Потому что все эти дела – мерзость для Господа». (Второзаконие XVIII, 10–12). Царь Саул, который правил Израилем примерно в 10951055 до Рождества Христова, только взойдя на престол, «уничтожил тех, у кого были демоны-сопроводители и колдунов».

Но когда, отвлеченный болезнью и страхом, накануне битвы у Гилбоа, «он позвал Господа, Господь не ответил ему, ни во сне, ни через священников, ни через пророков», в своей беде он сказал своим слугам: «Найдите мне женщину, у которой есть демон-сопроводитель, чтобы я мог пойти к ней и спросить ее.

Его слуги сказали ему. Вот, в Эндоре есть женщина, у которой есть демон-сопроводитель».

В жалком облачении, сопровождаемый всего двумя людьми, в темную полночь, под молчаливым наблюдением звезд, король тайно прошел через тенистую равнину дорогой, по которой никто не ходил, и пришел к северному склону горы, где громоздились несколько лачуг, построенных наспех из шлама и сырой глины. Одинокая хибара, похожая на гнездо, стояла на вершине горы, это настоящее логово, отвратительное и грязное, вонючее и зловещее, которое люди называли Эндор, служило домом для гадалки и колдуньи.

Несильно, но настойчиво и энергично незнакомцы стали стучать в странную дверь одной из этих хижин, которая стояла поодаль от других, как будто отделившись от своих жалких соседей.

Вот она открылась осторожно и медленно, посветив своей глиняной лампой страшная ведьма смотрит своими затуманенными и слезящимися глазами на тайных посетителей. На разговоры времени мало.

Первый говорит кратко, но по существу:

«– Погадай мне с помощью своего демона-сопроводителя».

На старую ведьму такой повелевающий тон впечатления не произвел.

Наконец ее дрожащие клиенты были приглашены войти в хижину гадалки. Её нужно было умолять и упрашивать, предлагать ей большое вознаграждение золотом. Было не так просто убедить ее открыть свои грязные тайны.

Кем был этот человек, с его приказами и повелениями, этот высокий воин, закутанный в плащ, который вел себя так, как будто был царем?

Не делая категорического отказа она обсуждала условия.

«– Смотрите, вы знаете все, что сделал Саул, и как он уничтожал тех, у кого были демоны-сопроводители и колдунов. Почему же вы хотите загнать меня в ловушку, чтобы меня предали смерти?»

Так следовало отвечать шпиону, царскому шпиону, агенту-провокатору, которым он мог быть.

Его ответ, однако, изгнал сомнения и успокоил подозрения.

Незнакомец связал себя самой мрачной и ужасной клятвой, поклявшись ей именем Бога:

«– Клянусь Господом, не будет тебе никакого наказания за это».

К делу. «И женщина сказала ему: «Кого привести тебе?» А он сказал: «Приведи ко мне Самуила». Начался жуткий обряд.

Мистическими стихами были произнесены богохульные слова, призывы к демонам, и заклинания. В результате раздражающего глаза окуривания витки дыма становились все гуще и принимали форму старика, который нес таллит пророков и провидцев.

Он не был демоном, которого она звала, это был не ее демон-сопроводитель. Вмешалась какая-то сила, которая была гораздо, гораздо могущественнее ее!

Дрожа и чувствуя недомогание от страха она закричала громким голосом своему клиенту: «Почему ты обманул меня? Ты, хитрый Саул». Она сразу поняла всю правду. Это и вправду был царь, неумолимый враг ее адского сообщества. Но он, удивившись «не меньше чем она, быстро успокоил ее: «Не бойся», а затем грубым страшным голосом прошептал, «Что ты видела?»

«Появился какой-то старик, он был покрыт мантией», – закричала она. «И Саул понял, что это был Самуил, он поклонился до земли».


Многочисленные виды демонов-сопроводителей. Иллюстрация из книги Эбенезера Сибли


Сообщение судьбы было ужасным, поражение и смерть были произнесены устами пророка. Потеря короны, потеря царства, потеря жизни! «А завтра ты и твои сыновья будут со мной, в том же государстве, в другом мире, но в том же месте? Тотчас Саул упал наземь в обмороке как мертвый».

Если Саул своими указами разгонял ведьм и колдунов по дырам и углам, и наказывал их за гадание и колдовство самым суровым образом, то некоторые из его преемников в свои дни созывали злую команду из потайных мест и оказывали им почести.

Прошло три столетия и царь Иудеи Манассия «использовал чары, общался с демонами-сопроводителями и колдунами». Он официально ввел должности предсказателей, то есть колдунов, использовавших демонов-сопроводителей, и увеличил число гадалок и открыл специальные школы для них.

Всего двадцать пять лет назад, захватом Самарии Саргоном Ассирийским, на Хошэа, последнем в роду, закончилась монархия Эфраимитов.

Написано, что много десятилетий Северное царство открыто поддерживало и поощряло практику разного рода колдовства. «Они предались гаданиям и предсказаниям, они использовали чары».

Из Нового Завета, можно прочитать один пример, но достаточно впечатляющий, о гадании с использованием демона-сопроводителя.

Когда Св. Павел и Св. Савл прибыли в Филиппию (современный Берекетли), «когда мы стали молиться, встретила нас одна девушка, одержимая нечистым духом гадания и которая приносила немалый доход своим хозяевам».

Это был случай одержимости демоном-сопроводителем, а не вызывание демона-сопроводителя, но это одна и та же практика – гадание с использованием демона.

И с теологической, и с философской точек зрения возможно, что нематериальное существо вселяется в материю, то есть духовная субстанция, ангел, или добрый, или злой, обретает материальность, и таким образом может представить себя во времени и пространстве.

На Канарских островах, до того как местные жители были обращены в христианство, можно было видеть ходящих вокруг демонов-сопроводителей, принимавших человеческий образ, которые сопровождали своих хозяев и разговаривали с ними не только под покровом темноты, но и при ярком дневном свете.

Мистер Вёрт Сайкс, который был консулом Соединенных Штатов в Уэльсе пишет в своем труде «Британские гоблины» (1880): «Духи-сопроводители, использовавшиеся колдунами в восемнадцатом и предшествующих столетиях определенно были демонами».

В своем «Рассуждении о чудесах невидимого мира», 1692, Коттон Матер говорит: «Колдуны, которые посредством соглашения с дьяволом становятся хозяевами духов, часто вынуждаемы своими собственными духами, которые очень назойливы и которым больше не к кому приставать, давать согласие на причинение ущерба соседям.

В процессе расследований по колдовству среди прочих маловпечатляющих вещей было обнаружено следующее. Призраки обладали странной способностью делать невидимыми абсолютно материальные орудия пыток, хотя боль от ран, создаваемых ими была весьма ощутимой. Против пострадавших применялись инструменты из железа, которые были совершенно невидимы окружающим, но были прекрасно видны им самим. Пострадавшие выхватывали их из рук призраков, и тогда каждый не только видел, но мог и потрогать инструмент, отнятый соседом у дьявола.

Эти злые призраки заходили так далеко, что крали деньги у некоторых людей, на глазах у других людей. Часть этих денег они бросали из воздуха в руки пострадавшим».

Этот отрывок чрезвычайно важен, и до определенной степени он может служить объяснением материализации духов на современных спиритических сеансах.

Демон-сопроводитель часто появляется в человеческом облике и в этом облике сопровождает колдуна. В Сафолке[66] ведьма Абре Гринсет, иначе называемая Гончаркой из Данвича, которая умерла в апреле 1667 года, призналась, что подписала сделку с сатаной и служила ему в течение двадцати лет.

Впервые дьявол посетил ее «в виде прекрасного красивого молодого человека», который говорил «глухим мрачным голосом».

Известная шотландская ведьма, Исобель Гауди, из Олдиарна, деревни в двух с половиной милях к юго-востоку от города Нэрна, на допросе в 1662 года в деталях описала демонов-сопроводителей, которые посещали нескольких участниц шабаша.

Так, Маргарет Вильсон из Олдиарна, имела духа, называемого, Свэйн, который всегда был одет в зеленое. Демоном Бесси Вильсон был Рори, который одевался в желтое, демон Джейн Мартин появлялся в виде молодого парня не старше двадцати лет и также был одет в зеленое.

Ее собственный демон-сопроводитель всегда неизменно появлялся в черном. Доктор Еухенио Торралба, очень известный испанский ученый и врач, который в течение нескольких лет почитался и вельможами Кастилии[67] и самим Римом, общался с духом-сопроводителем, по имени Зеквиэл (Эзехил).

Однако у него не было никаких контрактов с этим духом, и когда он предстал перед инквизицией по обвинению в колдовстве, то заявил, что Зеквиэл никогда не советовал ему ничего плохого, у него не было злых мыслей, наоборот он советовал доктору совершать богоугодные поступки, посещать литургии, поэтому он решил, что это был ангел света, его небесный гид.

Тем не менее, когда 6 марта 1531 года прошел суд, трибунал Куэнки потребовал от Торралба поклясться на Евангелии, что он никогда больше не будет общаться с Зеквиэлем.

Приговор, вынесенный Святым Трибуналом внешне напоминал простую формальность, состоящую в торжественном отречении от любых форм магии и странных искусств.

От начала до конца дело является совершенно загадочным. Чтобы обсудить это чрезвычайно запутанное дело были вызваны эксперты и ученые-богословы. Зеквиэл появился в виде молодого миловидного человека со светлыми волосами, голубыми глазами и мягкими красивыми чертами лица.

Как правило дух-сопроводитель в человеческой форме бывает уродлив и искажен, его лицо выражает злобу и желание навредить в его глазах выдает его истинное происхождение.

Робин или Роберт Филиус Артис (буквально «Сын искусства»), демон-сопроводитель леди Элис Кайтлер из Килкени[68] в 1324 году появился в виде страшного черного карлика, нередко его сопровождали два гоблина, такие же мерзкие и отвратительные как и он сам.

Пьер Крошард из Кювета, Ньюшатэль[69], отверг Бога и продал себя сатане. Ему был выделен в качестве слуги демон-сопроводитель, тощий смуглый мужчина, который появлялся перед ним и его тестем, Пьером Перрэтом, мастером колдовства, с пятью солями[70] на каждого.

Демон-сопроводитель Оливера Кромвеля, который был посвящен в богохульства черной магии Менасисом Бен Израилем, раввином из Амстердама, был смуглым высоким мужчиной с угрюмым хмурым лицом. Его имя было Гримоулд.

Покойная миссис Виолет Твидэйл описала похожего отвратительного и ужасного демона-сопроводителя, которого видела в Ницце. Ее внимание привлек отталкивающего вида человек в нелепом облачении, который, казалось, был неотделимым компаньоном некоего принца Валори, хорошо известной фигуры в светских кругах Ривьеры[71].

Эта странная тень или спутник была неестественно худой и выглядела немного как ходящий скелет с очень тонкими ногами.

«– Он был одет в шоколадно коричневую одежду, или в что-то вроде одежды, на голове был чепец или капюшон, остроконечные уши, поднимавшиеся с обеих сторон головы делали его странное длинное злое лицо еще более ужасным».

Он, казалось, нарядился так, чтобы выглядеть как сатир[72] или как мифический монстр. Когда миссис Твидэйл увидела принца Валори на пышном бале-маскараде, главном событии сезона, он был одет в великолепный костюм придворного времен правления Людовика XV в прекрасным плаще-перруквэ и в сюртуке из старой шелковой парчи, просто цветок Лонгчампса или Версаля.

К ее удивлению рядом с ним шастал человек в коричневом. Оба они подошли к ней, и она предположила, что принц хочет представить своего друга, а от этого представления, сказать по правде, она всячески по непонятной причине уклонялась. Испытывая естественное отвращение к этому тощему человеку, она немного затряслась, когда они приблизились. Приложившись к ее руке, принц Валори сел на табурет рядом с ней, и сделав комплимент ее платью и ее букету, начал болтать о разных вещах: украшениях, танцах, музыке.

Пока они говорили, коричневый сатир стоял рядом за их спинами в полной тишине. Миссис Твидэйл, как она сказала, почувствовала мрачное предчувствие, какую-то неловкость, почти доходящую до ужаса. Она уже собиралась уйти под каким-нибудь предлогом, но к счастью ее партнер подошел к ней и вызвал ее на следующий вальс.

Несколькими днями позже, она нашла возможность спросить некую русскую даму, ясновидящую и старую знакомую принца, кем был тот коричневый сатир.

«– Как, разве вы не знаете? – последовал ответ. – Это его демон-сопроводитель, который всегда с ним. Люди говорят, что они соединились когда он помогал на шабаше в горах Вогезы (Франция). Теперь он не может избавиться от этого гоблина. Шабаши все еще проводятся в Лутцее, каждый посвященный получает демона-сопроводителя. У этих существ странные имена: Миннетт, Верделет и так далее. Один из моих предков, Адальберт Ласский, граф Сирадии, польский боярин, который опекал доктора Ди, имел демона-сопроводителя по имени Саинтэ-Буисон».

«– Как ужасно!» – произнесла миссис Твидэйл. – «Значит этот сатир, прикрепленный к принцу Валори не есть существо из плоти и крови? Он всегда такой?»

«– Всегда. Каждый экстрасенс видит его. Я часто видела его с принцем в Париже».

Несколькими днями позже миссис Твидэйл, повстречав принца Валори на празднике «des Anglasi», набралась смелости и отважно поинтересовалась: «Кстати, принц, кто тот высокий человек, которого я видела с вами недавно и который был так необычно одет во все коричневое,?»

Лицо принца изменилось: «А, вы тоже..». – пробормотал он.

«– Мой вопрос был необдуманно бестактным. Я прошу прощения, что причинила неприятность. Прошу вас, простите меня, и не отвечайте», – тут сказала она.

Он грустно покачал головой и поглядев на нее угрюмыми глазами просто сказал: «Я не единственный в мире страдаю этим».

Миссис Твидэйл знала генерала Элиота, который командовал войсками в Шотландии и был популярной личностью в обществе в девяностые годы.

У этого генерала был демон-сопроводитель по имени Вонони, с которым в моменты задумчивости он громко разговаривал на глазах у всех, порой даже посреди званого обеда.

Для некоторых колдунов, писал король Джеймс, дьявол «бывает постоянным спутником в виде пажа».

Не более десяти лет тому назад в Оксфорде все думали об одном человеке, достаточно известной личности в университете, что у него есть демон-сопроводитель. Такое предположение возникло на базе странных событий и фактов. Лично я никогда не видел никаких странных тел, ходящих туда-сюда с этим колдуном, а он несомненно был колдуном, но когда он прохаживался в ярком солнечном свете по улицам, рядом с ним можно было совершенно отчетливо увидеть тень человека, которая была не его собственной, а, вероятно, отбрасывалась, каким-то существом, которое шло вместе с ним, более того, когда он проходил мимо определенных церквей, например святого Алоисиуса или доминиканской, эта тень полностью исчезала.

Достоверно известно, что ведьма Пэриэнон Мегайн из Боудри (1617) сопровождалась мрачной тенеподобной формой, с которой она разговаривала, и которая не была тенью, отбрасываемой ее собственным телом, это была другая тень.

Демон-сопроводитель Мири Лешот появлялся ей как пар или дым в форме человека, он приносил ей новости и советовал, как совершить подлость. В пьесе Марлоу «Доктор Фаустус» слово «тень» используется как эквивалент слова «демон-сопроводитель». Фаустус заявляет:

«Это магия, магия, похитила меня. И я…

Буду таким же коварным как Агриппа,

Чья тень заставила всю Европу уважать его».

Это указание на знаменитого Генриха Корнелиуса Агриппу Неттесгеймского (примерно 1486–1537), который, как традиционно считается, сопровождался везде демономсопроводителем в виде черной собаки по кличке Мосьё.

Вероятно Мильтон также имел в виду демонасопроводителя, когда говорил о «тени» в «Потерянном рае» (книга X, 249-50). Син говорит смерти гоблина:

Thou my Shade

Inseparable must with me along,

(Ты, моя тень, неразделимо будешь со мной).

Старый английский автор пишет: «Дьявол такой же реальный как и дух, и, хотя он – вырожденный, падший и злой дух, я скажу, он обладает такими же признаками духа, какими обладает ангел; и хотя он называется злым духом; он обладает невидимостью и способностью пребывать одновременно в разных местах, как и любой дух; он может входить в любые помещения несмотря на то, что двери закрыты, и выходить, несмотря на то что, они заперты на засов и на замок; никакая тюрьма не может удержать его, только его последняя вечная темница; никакая цепь не сможет пленить его, только цепь, в которую его, ангела преисподней закуют Небеса; ему не может причинить вред никакая машина и никакое человеческое искусство; в двух словах, его нельзя увидеть, почувствовать, услышать или понять, пока он сам этого не захочет; а если захочет, он может стать и видимым, и слышимым; потому что он может принимать форму и внешность человека или зверя, и в таких формах и видах может делаться видимым для нас, ужасать и пугать нас, говорить с нами дружелюбно или пугающе, как он сочтет нужным; он может быть компаньоном и попутчиком днем, призраком и ужасным монстром ночью: одним словом, он может быть среди нас и воздействовать на нас и быть с нами, видимый или невидимый, как он захочет, и как он сочтет нужным для достижения своей цели.

Итак, если он может действовать и действует так, как обычный дух и в соответствии со своей духовной природой, у нас есть причина верить, что все духи могут делать то же самое. Все виды духов, можно логично предположить, наделены схожими силами и могут применять эти силы в одинаковой или схожей манере».

Прочитав «Символы и вопросительные знаки» (Том XI, стр. 397) мистер Томас Кью Коуч, который жил в Корнуолле, сказал о своем городке и обо всем герцогстве: «Вера в колдовство имеет под собой очень серьезные основания».

Упоминание о том, что существуют тайные контракты, заключаемые грешными людьми со злыми духами, вышло из моды. В наши дни мало кто подозревает о существовании таких сделок, и мало кто открыто заявит, что был одной из сторон в таком нечестивом соглашении.

Мне на память приходит пример одного бедного несчастного парня, который вульгарным языком шутя говорил, что продал себя дьяволу, соответственно, его соседи стали считать его неверующим ублюдком.

Однако он не был злым, никогда не использовал никаких сверхъестественных сил для совершения зла и причинения вреда другим, за исключением случая, в самом деле (и это был единственный случай, о котором он сказал, что заручился поддержкой дьявола), когда злоупотребление спиртными напитками сделало его неспособным оплатить счет за ужин в кафе.

Тогда он стал обходить столики кафе со шляпой, прося денег. Деньги ему дали. Но хозяин заведения с дрожью отказался принять от него деньги, заработанные таким способом, и был рад отделаться от парня. После этого все стали думать, что он на самом деле обладает колдовскими силами, полученными в результате заключения контракта со злым духом».

Несколько лет назад мистер Коуч писал, что это естественно, когда ведьмы скрывают от людей заключение подобных контрактов. Так что то, что мы в наши дни редко слышим о контрактах с дьяволом не значит, что они перестали заключаться.

Джоан Роуз, старая вдова из Полстэда, графство Саффолк[73], призналась, что ее демоны-сопроводители щедро снабжали ее деньгами.

Демон, которого она звала «Банни», Джейн Виллифорд из Фавершэма, графство Кент (прим. – графство на юго-востоке Англии), приносил ей деньги, когда она просила. Бедная женщина Джейн Уэллис из Кистона, Хантс, также обеспечивалась деньгами демонами-сопроводителями. На эти деньги она покупала еду.

Впрочем одном случае у нее стянул кошелек некий злобный дух, и эта проделка была похожа на проделки полтергейста.

В анналах колдовства Франции есть запись, что некий Жаннерет Реналь-ле-Боито из Комбр-Улдри, Нефшатэль (1481), заключил контракт с дьяволом и ему стал прислуживать демон-сопроводитель Жозафат, который также снабжал его деньгами. Однажды он даже принес ему весьма крупную сумму – двадцать золотых флоринов.

Ведьма с острова Джура (Шотландия) Маргарэт Оберт получала от своего демона-сопроводителя награду за каждое совершенное ею злое дело, а Катрин Пинжон из того же шабаша, получала от своего демона-сопроводителя три «гросса» за каждый случай причинения вреда человеку или зверю.

Демона-сопроводителя колдуна или астрального духа в Англии именовали по-разному. Его называли «кроликом» или «овсянкой»[74]; а также «нежным карликом»; «чертом»; «духом»; «дьяволом»; «демоном»; «фурией»; «ангелом»; «маленьким мастером»; «куклой» и (особенно в Новой Англии[75] просто «призраком».

Демон-сопроводитель в виде животного, – это форма, которая наиболее привычна для Британских островов, она не привлекает много внимания и не вызывает замечаний; демоны, появляющиеся в виде черта, или куклы, отличаются от демонов-сопроводителей в человеческом облике тем, что, по-видимому, являются злыми духами более низкого порядка.

Старое английское деревенское имя, в котором можно легко узнать именно их, звучит как «пукрил». В своей знаименитой «Демонологии», 1597, король Шотландии Джеймс VI (с 1603 – Джеймс I – король Англии) пишет: «Некоторым из низших их (колдунов) подвидов, он (дьявол) обещает появляться по их зову в виде собаки, кошки, обезьяны или другого зверя, или отвечать только голосом. Такие ответы могли лечить болезни или делать какие-то другие простейшие вещи, которые у него просили».

Это правда, что колдуны могут лечить болезни, но они также могут и «насылать болезни». Колдун может сделать хорошее, но это будет сделано только для того, чтобы завлечь простофилю и дальше в свою сеть.

Форма животного, обычно принимаемая демоном-сопроводителем бывает обличьем собаки или кошки, но он может появляться почти в любой форме: птицы, курицы…

хорька, зайца, ежа, крота, мыши, хоря, кролика, крысы, жабы, осы, паука, жука или другого насекомого, и так далее.

Примеры таких появлений можно находить и находить в английских судебных записях, добавьте к английским судебным записям записи континентальные.

Достаточно нескольких примеров. Это верно, что в других странах домашних демонов-сопроводителей замечали не так часто как на Британских островах, и таким деталям не придавали особого значения, тогда как в английском праве их считали самыми важными и серьезными доказательствами сотрудничества с нечистой силой.

В процессе судебного расследования в Челмсфорде, в марте 1582 года многие ведьмы признались, что имели демонов-сопроводителей.

Так, некая Урсула Кемп «имела четырех духов, двое из которых были мужского пола, а двое других – женского; духи мужского пола использовались для наказаний и убийств, а женского – для причинения хромоты и других телесных повреждений.

Двумя духами мужского пола были Титти, в виде серого кота, и Джек, в виде черного кота. Элизабет Беннет имела духа-сопроводителя «по имени Сакин, который появлялся в виде черной собаки».

Элис Мэнфилд имела четырех чертей: Робина, Джека, Вильяма и Паппита, двое были мужского пола и двое – женского, все были черными котами. Агнес Хёрд имела шестерых демонов-сопроводителей в виде черных дроздов с белыми пятнами».

На летнем судебном заседании в Эссексе (прим. – графство на юго-востоке Англии), в Челмсфорде, посвященном освобождению раскаявшихся из Главной тюрьмы, и которое проводилось в июле 1589 года, покаялась Джоан Прентис из Алмзхауса, Сибл Гедингем.

Эта ведьма имела демона-сопроводителя «в форме серовато-коричневого хорька, у которого были ярко-красные глаза». Он отзывался на имя Бидд. Джоан Прентис послала Бидда к жене Вильяма Адама, чтобы тот сделал пиво прокисшим, вызвав очень большие потери и убытки, также она повелела ему замучить молодую Сару Гласкок.

Ребенок умер в результате этого колдовства. Две независимые свидетельницы: Элизабет Вэйл, жена чернорабочего и Элизабет Мот, жена сапожника, дали показания, что они часто видели этого злобного хорька-черта по имени Бидд.

Несколько членов этого шабаша ведьм были выведены на чистую воду в результате известного «Первого дела о ланкаширских ведьмах» (1612), они признались, что имели демонов-сопроводителей, Элизабет Саусёрнз, более известная как «старая матушка Дёрндайк», заключила контракт с «духом или дьяволом в форме мальчика», имя которого было Тибб.

Позднее «этот дух являлся ей в виде коричневого пса». Она использовала его для причинения вреда любому, кто заходил к ней. Энн Виттл, более известная как «старая матушка Чаттокс» имела «существо в виде пятнистой суки» по имени Фэнси.

Когда Джон Ло, коробейник, отказал Элисон Дэвис в просьбе бесплатно дать ей булавки – а булавка тогда была не просто полезной, но и достаточно дорогой вещью, особенно для сельской местности (сравните английский термин «pin-money», что в переводе означает «деньги на мелкие расходы») – ведьма очень разозлилась, и натравила на него своего духа, чтобы тот покалечил «бедного несчастного торговца», которого сразу же разбил паралич, когда «он увидел, стоящую рядом с ним огромную черную собаку, с очень злыми ярко-красными глазами, огромными зубами и ужасной шерстью, эта собака злобно смотрела ему прямо в лицо».

Джон Ло был «очень здоровым, крепким и статным мужчиной. Но эти колдовские чары перекосили его голову, деформировали глаза и лицо, его речь перестала быть внятной, он стал сильно хромать; его руки стали трястись, особенно левая; его кисти двигались туда-сюда; он больше не смог самостоятельно передвигаться и на всю жизнь остался инвалидом».

Элен Грин из Стэтхорна, Лэйстер, 1619, имела двух демонов-сопроводителей, один из них был в виде котенка по имени Пусс, другой – в виде покрытого плесенью и покоробившегося, выражаясь на местном диалекте, крота по имени Хифф-хиф. По ее указанию они выполняли ужасные пакости и смертельно ранили несколько человек.

Джейн Хотт, вдова из Фавршэма, Кент, имела существо, похожее на ежа.

Элизабет Харрис, ее соседка, имела демона-сопроводителя, который появлялся в виде большой мыши. «Матушка Хотт» и две другие известные ведьмы из адского сестричества были повешены в Фавршеме в понедельник 29 сентября 1645 года.

Брошюра 1669 года «Чудные и странные новости из Вэара», изданная в Хэртфордшире, откровенным и прямым языком рассказывает нам о нескольких очень странных событиях, которые имели место в маленьком городке Вэар». Повествование, которое написано без каких-либо литературных украшений и напыщенного стиля, кажется истинным из-за своей необычайной простоты. Старик, который жил в Вэаре, бедняга очень искушенный (как было доказано) в черной магии и других грязных тайнах адских наук, по какой-то причине поспорил с местным колесным мастером Томасом Стреттоном, честным и миролюбивым парнем. Озлобленный колдун сразу же приступил к мести. Его жена, проходя мимо дома колесного мастера, притворяясь, что очень устала и хочет пить, попросила воды, которую дочь колесного мастера Джейн, ничего не зная и не подозревая о ссоре, дружелюбно принесла женщине воды. Вскоре после этого девушка двадцати лет внезапно заболела странной болезнью, хотя до этого она была здорова и весела как и все девушки в Хертфордшире.

Примерно неделей позже женщина вернулась и попросила одолжить ей булавку, которую Джейн по глупости ей одолжила. Болезнь усилилась. Через шесть месяцев доктора были вынуждены признать факт сверхъестественного воздействия.

Колдун, чья злоба после содеянного была только раззадорена, а не удовлетворена, послал своих демонов-сопроводителей еще сильнее мучить девушку, за которой стали гоняться некие демоны: получеловек-полужаба и получеловек-полумышь, а именно злые духи, которые поставили под угрозу ее жизнь.

Как можно было предположить, это дело вызвало массу слухов, немало прозорливых наблюдателей обнаруживали колдовство. Большое количество людей приходило поглядеть на страдалицу, в основном из обычного любопытства. Многие приезжали даже из Лондона, до которого было больше двадцати миль. Вид девушки был очень горестным и больным. Было трудно поверить, что за несколько месяцев дородная миловидная девица, весьма довольная и веселая превратилась в дрожащий скелет, мучимый отрывистым и сухим кашлем и конвульсируемый неестественными эпилептическими припадками. Праздные наблюдатели весьма этому поражались, а скептики и те, кто не верили в силу и реальность колдовства шли домой, уверенные, что те, кто верили в колдовство, ошибаются.

Эта полностью доказанная история произошла в дни Бэроу, Исаака Ньютона, Роберта Бойля, Этериджа, Рочестера, Вайгерли, Эвелин и Пеписа.

Но вернемся в наши дни, житель Хорсхиса, деревни в примерно сорока милях от Кембриджа, привел следующие доказательства колдовства «матушки Рэдкеп», местной ведьмы, которая умерла в 1926 году.

«Однажды к ней позвонил черный человек, он принес книгу и попросил ее написать в ней свое имя. Женщина расписалась в книге и тогда таинственный незнакомец сказал ей, что она будет хозяйкой пяти чертей, которые будут исполнять все ее приказы. Вскоре после этого женщину видели в сопровождении крысы, кошки, жабы, хорька и мыши. Все верили, что она была ведьмой и многие посещали ее в целях лечения». («Сандэй Кроникл», 9 сентября 1928).

Нужно заметить, что ведьмы часто держат какое-нибудь маленькое животное, которое они сажают на определенную диету, чтобы те помогали им в гадании.

Несомненно, эти животные приручены и обучены трюкам, которые впечатляют клиентов этих колдунов, которые испытывают такое любопытство по поводу своего будущего, что готовы очень сильно рисковать, чтобы только узнать что их ждет впереди: счастье или горе.

Специальный метод этого особенного вида гадания, который является очень древним, сильно отличается от других и не может быть понят теми, кто не посвящены в секреты тайного общества.

Из многих текстов латинских и греческих авторов мы знаем, то колдовские жрецы и жрицы, которые занимаются предсказаниями, имеют обыкновение использовать животных, за чьими действиями и походкой они пристально наблюдают, и на базе этого делают прогнозы.

Эти оккультные виды гадания известны под многими именами, такими как, например, миомантия – гадание с мышами; орнископия – гадание с птицами, офиомантия – гадание с рыбами, алектриомантия или алекторомантия – гадание с наблюдением за тем, как курица клюет разбросанные зерна.

С любопытством римские предсказатели наблюдали за полетом птиц в безоблачном небе; они внимательно прислушивались к нежному воркованию голубей в голубятне, или замечали грубое карканье вороны на суку. Есть правда и в строках Саути[76], и они точно перефразируют слова Мэтью из Вэстминистера, с которых начинается его баллада «Старуха из Беркли»:

«Ворон каркнул, когда она дала ему еды,

И старуха поняла, что он сказал,

Она побледнела от рассказа ворона,

Ей стало плохо и она пошла прилечь.»

В своем «Цыганском колдовстве и гадании» (1891) Чарльз Годфри Лэйанд говорит: «Если ты цыган и у тебя есть прирученная жаба – это очень поможет тебе в гадании и принесет счастье».

Он также замечает: «Писатель часто видел в Лондоне женщину-итальянку, у которой были маленькие птицы, в основном длиннохвостые попугаи, которые за пенни вытаскивали ей или ему трубочки бумаги на которых было написано предсказанное «счастье».

Я очень хорошо помню как недавно заметил этих уличных любителей, так сказать, и их натренированных птиц, длиннохвостых попугаев или желтых канареек, которые ловко вытаскивают своими маленькими клювами маленькие билеты из пачки; а в последние годы женщины, одетые в полосатые юбочки и корсажи, стали украшать себя пестрыми украшениями, покрывать свои головы белыми льняными платками, их уши отяготились такими тяжелыми серебряными кольцами, что контандины с оперной сцены хора Масаньелло или Лелисира-д-Аморэ не идут с ними ни в какое сравнение, их колоритность на фоне гадалок исчезает.

Такое предсказание судьбы было, конечно, не более чем забавой, все считали это обычной шуткой, но тем не менее это – отдаленное напоминание о старом методе гадания с птицами, который сохранился с незапамятных времен. Во Франции демон-сопроводитель был известен под разными именами. Этого духа называли esprit servant, ennemi familier, follaton или foulation, который обычно появлялся в виде жещины; diable familier, mandragore, esprit de python, «пито» – по латински: демон, которым одержим предсказатель.

В Англии у демонов-сопроводителей были самые нелепые имена: Инж, Тьюит, Джамара, Большой Том Твайт, Джезо, Прикиар, Элемазер, Пайвэкит, Вмятина в короне, Гризель Гридигут и многие другие, подобные которым простой смертный придумать не смог бы.

Во Франции мы находим сходную ужасную номенклатуру: Карабин, Сулпи, Волан, Мургет, Рафа, Фрин, Раго, Пипла, Пикемош, которые есть не что иное как дополнительные имена Веельзевула, Бальзебуда, повелителя мух, который консультировал грешного царя Агазия (1-я Царств, 2-16).

Демон-сопроводитель, как было замечено, обычно назначается колдуну после подписания адского соглашения, как подарок от дьявола, но демонов-сопроводителей можно получить и другими путями.

Демон-сопроводитель был каким-то таинственным способом прикреплен к Шато де Воксмаркус из Бероша, Нефшатель, и служил сеньору Воксмаркусу, который подписал соглашение с этим демоном.

Элизабет Фронсис на суде в июле 1566 году призналась, что была обучена колдовству в одиннадцать лет своей бабкой, матушкой Ив, из Хэтфилд-Певерел, известной ведьмой, которая познакомила ее с демоном-сопроводителем в обличье кота с белыми пятнами по имени Сатана.

Через шестнадцать лет она в свою очередь передала этого кота вдове Уотерхаус, сестре-ведьме из Хэтфилд Певерел. В 1582 году Маржери Сэммон, из шабаша города Осита, на допросе, который вел судья Брайан Дарси, призналась, что у нее есть два астральных духа, которых она получила от своей матери.

Когда Урсула Кемп была арестована, Маржери Сэммон поспешно послала своих чертей к матушке Пэчэй, старой колдунье, которая жила в одиночестве.

Достаточно любопытно, что есть доказательства того, что демона-сопроводителя можно купить за деньги, за достаточно небольшую сумму, наличными, вероятно, но, на самом деле истинная-то цена является очень страшной. Ведьма из Ньюшателя, Клауда Брунье, купила демона-сопроводителя по имени Каджи у колдуна, который был лакеем капитана Фролихера.

За два дуката Жан Бергер купил услуги демона-сопроводителя у бродячего астролога и предсказателя Зимерли. В 1627 году Жан Жак Бовет купил diable familier в Лионе у великого мастера общества колдунов, которое проводило шабаш в этом городе. Все это были черти низшего порядка, а покупка была фактически символической.

На суде в Саффолке в 1645 году Мэри Смит из Глемхэма призналась, что получила нескольких чертей от дьявола после того как она и ее сестра Энн торжественно заключили контракт с темными силами. Из этих «пукрилов» она двоих продала, они также были использованы для причинения вреда людям и убиения скота.

Демон-сопроводитель мог также был быть получен в результате каких-либо магических церемоний, самых ужасно богохульных ритуалов, оскверняющих освященный хлеб с таинства хлебопреломления, которые ужасные хулители Бога использовали в качестве авансового взноса, за услуги демонов-сопроводителей.

Слова Бертольда фон Регенсбурга (Ратисбон), которые он произнес на своей проповеди, так же верны сейчас как и семь веков назад: «Те, кто совершают колдовские обряды с телом Господа, совершают самый великий грех из всех грехов, какие только можно совершить в мире».

Незадолго до него Гиральдус Камбренсис (ЖеральдУэльсский), который жил приблизительно с 1146 по 1220, в своей работе, озаглавленной «Гемма экклезиастика» предупредил священников, чтобы те не давали хлеб на хлебопреломлении в руки колдунов.

Колдуны всегда старались украсть хлеб с таинства хлебопреломления или купить его у жалких падших людей, чтобы использовать его в своих святотатственных ритуалах.

«Эта женщина использует магические заклинания с растениями, – кричал Бертольд, – эта женщина со святым мирром, и та женщина со святым телом Божиим. Заберите это у них! Никакой иудей не будет действовать так, нет, ни один язычник… магия, магия, везде!»

Хлеб с таинства хлебопреломления часто крадется ведьмами и самым ужасным образом оскверняется. Позже, когда речь пойдет о дьявольском причастии и страшной черной мессе, будет рассказано о подобном случае.

Он также грязно оскверняется темными околдовываниями почти всех видов. Из этого священного хлеба делают самый мощный, каким он и на самом деле получается, любовный амулет.

Паоло Грилландо из Кастильоне Фиорентино, ученый юрист и судья епархии Ареццо в Тоскане, который примерно в 1525 году опубликовал очень ценный труд о колдунах, гадании и тайном чародействе, писал: «В состав этих любовных снадобий и средств для усиления полового влечения входят чаще всего предметы таинств Святой Церкви и даже оскверненное Тело Христово». Он в деталях описывает случаи, и не мало, которые рассказали ему колдуны, неплохо зарабатывавшие торговлей приворотными зельями и грязными амулетами.

Почти в каждом подобном случае чародейства хлеб с таинства хлебопреломления был украден или приобретен грязными способами, затем раскрошен, стерт в порошок и смешан с едой или напитком. Так, в одном случае Грилландо занимался расследованием дела духовного лица, члена религиозного ордена, который, после произнесения определенных черных богохульств, сам съел часть Тела Христова, а другую часть размельчил и отдал проститутке, которая свела его с ума, чтобы та могла посыпать им свою пищу или вино.

Похожий случай имел место в Риме, где, спрятанными в тайном сундуке ведьмы были найдены два хлеба с преломления, которые были окроплены кровью.

Она призналась, что хотела послать их распутной женщине, которую любил определенный мелкий чиновник. Этот человек заплатил значительную сумму за то, чтобы это было сделано, потому что был убежден, что такие чары сделают эту женщину верной ему.

В «Молоте ведьм» доказано, что «колдун может заражать умы людей необузданной любовью к незнакомым женщинам» (Часть I, Вопрос 7; английский перевод, стр. 51).

Там же (Часть II, Вопрос I, глава 5) (английский перевод, страницы 114-17), показано как «обычно ведьмы осуществляют колдовство посредством предметов таинств Церкви» и почему.

Колдуны почти всегда изготавливают инструменты колдовства из предметов таинств Церкви. Рассказала об этом ведьма, которая, как было замечено, всякий раз получая хлеб с причастия внезапно опускала голову.

Она делала так, чтобы никто не заметил как она достает Тело Христово изо рта и кладет его в платок. После этого она несла его домой и клала в горшок, где сидела жаба, а затем закапывала его в земле рядом со своим домом.

В горшке также было найдено много других вещей, которые она использовала для осуществления колдовства. Иезуитский отец, К.Г. Розиньоли, чьи «Чудеса Бога, делаемые на святых таинствах» были опубликованы в Венеции в 1717 году, рассказывает о некой португальской даме, которая использовала хлеб с преломления как препарат, усиливающий половое влечение.

Также было много других ужасных осквернений. Кусочек хлеба с причастия был однажды использован даже для достижения победы на петушином бою («Гробница и иллюстрированный археолог, II, 158, 1890).

Некоторые похотливые женщины из Рима имели обыкновение мазать свои губы мирром с крещения, чтобы сделать свои поцелуи более сладкими. Есть запись, что в 1460 году один французский священник был так сведен с ума и одержим дьяволом, страдая от желания отомстить человеку, который оскорбил его, что, последовав совету ведьмы, окрестил жабу, скормил ей хлеб с причастия, лежавший на алтаре и позволил женщине использовать эту жабу в самых ужасных обрядах, призванных уничтожить его личного врага.

Другое страшное богохульство – это «путешествие назад», о нем ирландский ученый доктор Хайд сказал: «Это путь, по которому осуществляется «путешествие назад».

Осуществляя его, человек должен идти в церковь и начинать свое «путешествие» оттуда, то есть со станции христианства. А начинать путешествие в конце и идти к началу, постоянно призывая дьявола и прося его послать несчастье на ненавидимого врага – это путешествие назад». Такой проклятый образ поведения, конечно, является настоящим колдовством.

Грилландо упоминает обрызгивание святой водой для крещения восковых изображений, которые очень необходимы в смертельных формах черной магии. В начале тринадцатого столетия Ричард, епископ Дарема подписал указ, предписывающий, чтобы все купели (сосуды для святой воды) надежно хранились под замком, чтобы святая вода, предназначенная для крещения не была украдена и смешана со смертельными зельями, сваренными в полуночных котлах. Все эти практики зла существуют и сегодня.

Неправильное употребление таинств и того, что используется в таинствах (предметы и вещи, напоминающие о таинстве, такие как святая вода, мирро, святая соль, свечи и так далее) включает в себя их использование для напускания исцеляющих чар. Такое неправильное использование производится с очень давних пор и имеет логическое объяснение.

Противоположности на самом деле сходятся, потому что никто не будет отрицать того, что таинство на самом деле исцеляет. Тем же свойством обладает, хотя в меньшей степени, масло святого помазания.

Правила богослужения делают акцент на этом моменте: «Таинство святого помазания инициировано Христом как Небесное Лекарство, которое лечит не только душу, но и тело».

Древнее учение о лечении пиявками является традиционным видом лечения, которое и сегодня широко используется в наших деревнях сельским населением.

Кто может отрицать, что в такой фармации есть неподвластное времени знание и глубокая мудрость? Этот вид лечение до сих пор известен в сельской местности как завязывание «узла абы» или «вырывание тида».

Здесь говорится о лечении стригущего лишая и «вырывании» зубной боли. В графствах Уэльс и Глостершир святая вода считается безотказным средством для лечения зубной боли.

При общей слабости и анемии вино причастия после освящения (а как же) считается особенно действенным.

Мистер Альберт Вэй, написавший «Символы и вопросительные знаки» (Том III, стр. 179, 1851 год), говорит: «В отдаленной лачуге в Суррее я недавно услышал идолопоклонническую мессу.

В очень нездоровой семье, в которой дети отличались очень плохим здоровьем, а бедная мать была слабоумной, новорожденный казался чрезвычайно слабым.

Одна болтунья из соседних домов зашла и загадочно сказала: «Ясно, ребенку нужна капля освященного вина, она поправит его».

Увидев удивление, которое произвело ее высказывание, она добавила: «О! Они часто дают его».

Обозреватель, живущий в Керри, добавил: «В Ирландии больной ребенок часто приносится к алтарю, затем принесшие его просят священника, который читает литургию, дать ребенку выпить из потира жидкость для омовения, которая является вином и водой, которой очищен потир после того как священник совершил причастие, в котором обычно священником совершается омовение.

Здесь потиру, который содержал кровь нашего Господа, приписывается действенная сила. Я слышал, что его рекомендовали при коклюше».

Я понял суть этого сообщения, но, конечно, ребенку не разрешается участвовать в настоящем омовении. Я думаю, вино и вода, вероятно, выливались в потир после литургии и их давали выпить больным, но это не есть омовение. Это традиция Йоркшира, о которой у нас есть старая запись собирателя древностей 1851 года.

Он говорит нам: «В одном из крупных городов Йоркшира еще пол-столетия назад была традиция, по которой, если ребенок заболевал коклюшем, его приводили в ближайший монастырь, где священник разрешал ему выпить небольшое количество святой воды из серебряного потира, к которому маленьким страдальцам строго-настрого запрещалось прикасаться.

Родителями-протестантами, а также родителями-католиками, это считалось хорошим лекарством».

Во времена Генриха VIII в 1538 году в Райе производилось расследование случая, когда «викарий, исполняющий должность священника, как колдун, дал ребенку Хамперов три раза выпить из потира для излечения кашля».

В сельской местности коклюш тоже иногда называют кашлем. Злой старый Джон Бэйл донес об «их чашах от икоты».

В Девоншире[77] соскоб свинца с церковного окна является ценным амулетом, но, как говорят некоторые, кусочки свинцовой краски должны быть незаметно украдены во время службы.

2 февраля 1835 года житель Тавистока написал приходскому священнику следующее: «Ваше преподобие, вы окажете мне огромное одолжение, если дадите мне ключ от кладбища, чтобы сегодня ночью в двенадцать часов я смог срезать три кусочка свинца размером в фартинг[78], каждый с разных ставней; эти кусочки мне нужны для лечения припадков. Сэр, я остаюсь вашим покорным слугой. Дж. М».

Один очевидец, Х.Г.Т., как сказано в книге «Символы и вопросительные знаки» (Том III, стр. 258-9, 1851), сообщает, что человек из Лонсестона[79] рассказывал как его отец ходил в церковь Лидфорда в двенадцать часов ночи и соскабливал свинец с каждой из четырех сторон оконной рамы. Из этого свинца он сделал украшение в виде сердца для своей жены, страдавшей грудными болями.

В окрестностях Витби дождь, стекавший с крыши церкви во время сильного ливня аккуратно собирался в ведра и ковшики, а затем выпивался, поскольку считался прекрасным лекарством.

В Шропшире[80] смазка с церковных колоколов лечила стригущий лишаи и другие недуги. В некоторых местах мох и лишай с церковного двора служили ингридиентами пластыря, который обладал необыкновенной лечебной силой.

Магической формулой Девоншира для лечения припадков было: «Пойдите в церковь к полуночи и три раза обойдите вокруг стола для причастия».

«В этом графстве такое делалось еще несколько лет тому назад», – замечает житель Лонсестона в 1851 году.

В «Тамаре и Тави», 1836, том II, стр. 291, миссис Брей замечает, что «очень популярен до сих пор старый обычай ходить в церковь ночью, когда колокола бьют двенадцать, чтобы три раза пролезть под столом для причастия – в целях излечения припадков.

К теперешнему церковному сторожу, мистеру Джеймсу Коулу обращались в таких случаях и просили, чтобы он открывал дверь. Церковные колокола имеют мистическую важность, в Сомерсете[81] мы говорим: «Ребенок, родившийся во время колокольного звона будет иметь дар видеть духов».

Конец ознакомительного фрагмента.